Научная статья на тему 'Социальная ответственность сельского бизнеса'

Социальная ответственность сельского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность сельского бизнеса»

- развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов;

- развитие физической культуры, спорта и туризма на селе;

- улучшение бытового и торгового обслуживания сельского населения.

Кроме того, решение многих проблем в социальной сфере села возможны только на базе развития сельскохозяйственного производства, повышения занятости сельского населения, развития социальной инфраструктуры села.

Причиной сложившегося положения в социальной сфере села в аграрном секторе экономики является не только общий экономический кризис, но и отсутствие целостной государственной политики в этой области. Преодоление обострившихся проблем села, хроническое отставание его социальной инфраструктуры возможно лишь путем усиления роли государства в решении этих проблем. Необходимо государственное финансирование целевых

программ социального развития села, которые должны решать следующие задачи:

- достижение равных с городскими условий жизнеобеспечения независимо от местонахождения объекта и производственной специализации;

- обеспечение равных условий доступа к социальной инфраструктуре всего сельского населения;

- приоритетное развитие детских учреждений, учреждений образования, здравоохранения, культуры и отдыха, транспорта.

Реализация таких программ должна обеспечить формирование необходимой среды обитания и жизнедеятельности сельского товаропроизводителя; формирование системы сельского расселения; восстановление, развитие и обеспечение содержания социальной и инженерной инфраструктуры села.

Таким образом, реформирование села требует комплексного подхода, предусматривающего развитие многоукладности не только в производственной, но и в социальной сфере села.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕЛЬСКОГО БИЗНЕСА

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 08-03-00473а)

О.П. Фадеева, ст. науч. сотр. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

В последние годы, благодаря популяризации философии «социально ответственного бизнеса», общественное мнение все чаще стало предъявлять к отечественному предпринимательству повышенные требования, желая видеть в нем источник не только индивидуального обогащения, но и роста общественного благосостояния. В силу своей локализации сельский бизнес, в отличие от городского, гораздо чаще на практике реализует постулаты этой философии, так как более чувствителен к настроению местных сообществ и зависим от политики руководства сельских администраций. Основываясь на глубинных интервью с главами крупных фермерских хозяйств (социологическое обследование было проведено летом 2008 г. в одном из сельских районов Кемеровской области), рассмотрим, как в реальности проявляется социальная ответственность сельского бизнеса, чем она мотивируется и стимулируется.

Обобщая результаты эмпирического обследования, можно сказать, что фермеры склонны брать на себя ряд добровольных обязательств, связанных с формированием новой модели трудовых отношений и вложением ресурсов в развитие человеческого потенциала своих работников; установлением долгосрочных арендных отношений с местными землевладельцами; материальной поддержкой местных инициатив и благотворительной деятельностью.

1. Одним из существенных факторов успешного хозяйствования сегодня является хорошо подготовленная и дисциплинированная рабочая сила. Накопленный опыт работы с кадрами в частных предприятиях нового типа демонстрирует, как последовательно, скрупулезно должна проходить работа по обучению работников новым технологическим навыкам и привитию им исполнительской ответственности.

Наше исследование показало, что в давно и успешно работающих фермерских хозяйствах, в которых сумели не только расширить обрабатываемый земельный клин, но и обзавестись высокопроизводительной дорогостоящей техникой, полностью

укомплектован трудовой коллектив. За годы становления и развития руководитель такого хозяйства смог собрать вокруг себя надежных людей, научил их эффективно работать. Наши респонденты вспоминали, как трудно им было избавить своих работников от алкогольной зависимости, искоренить усвоенные с колхозной поры такие привычные нормы коллективного труда, как разгильдяйство и воровство «с общественного поля».

Борьба с пьянством шла не один год. Ради спасения работника фермеру приходилось чередовать разные методы воздействия из арсенала «кнута и пряника». Простая угроза увольнения или лишения части заработка в этом деле помогала слабо. Даже классный работник с «золотыми руками», готовый в страду безостановочно и качественно работать, мог в любой момент сорваться, уйти в загул, не внимая приказам начальства и увещеваниям своих близких. Поэтому со временем фермер приобретал качества тонкого психолога и воспитателя, умеющего в нужный момент жестко спросить с подчиненных, отстранить пьяных работников, настоять на их лечении, а затем, выждав момент, вновь взять их на работу и хорошо заплатить за добросовестный труд. Из интервью с фермером: «Первое время дико было. Сейчас я уже забыл, чтобы в поле, в гараже где-то пили. Сейчас даже разговора нет, чтобы кто-то с запахом к технике подошел, - никого не допущу. Механизаторы это уже знают, никто и не придет на работу выпивши. А раньше я и увольнял пьющих, и опять их принимал. Ведь жалко было -хорошие мужики, и семьи у них хорошие. Жены приходили ко мне, плакали. Выгонял проштрафившегося, для него это был стресс. Он пойдет закодирует-ся, придет ко мне опять. Потом увидит, что есть другая жизнь - без пьянки - и втянется».

Для искоренения воровства подобного либерализма и прощения, как правило, не допускалось. Фермер уже не брал в расчет ни профессионализм, ни былые заслуги «пойманного за руку», - и расставался с ним без сожаления: «Основное воровство мы практически изжили. Вот в прошлом году очень хороший работник у меня был, но пять литров бензина украл,

слил и понес домой. Утром он был уволен - и больше к нам в хозяйство не попадет».

Для сельских жителей немаловажным стимулом работы у «крепких» хозяйственников в настоящее время являются высокая по сельским меркам оплата труда (10-12 тыс. руб. в месяц плюс доплата за выработку, лучшие работники могут зарабатывать в сезон по 25-30 тыс. руб.), социальные гарантии, комфортные условия работы на импортной технике, бесплатное питание в период полевых работ, а в некоторых случаях - фирменная рабочая одежда. Привлекает селян и справедливая система стимулирования, оценивающая трудовой вклад работника по результату, а не по времени нахождения на рабочем месте. Кроме того, фермеры, будучи коренными сельскими жителями, прекрасно осознают необходимость личного подворья для крестьянина. И чтобы не провоцировать своих работников на хищения зерна, кормов, опрошенные нами фермеры не отказывались продавать своим работникам ресурсы для ведения ЛПХ по льготным ценам и оказывали помощь в заготовке сена, если те представляли справки о составе своего хозяйства. В некоторых, пока еще редких случаях, фермеры оплачивали своим лучшим работникам отдых в российских санаториях и даже выезд за границу.

При этом нанятый фермером работник знает, что он потеряет, если начнет спорить со своим работодателем, претендовать на более выгодные условия и оплату труда. Мы обнаружили, что в фермерской среде действуют устные, но строго выполняемые договоренности между работодателями о запретах на прием уволенных или уволившихся из другого хозяйства работников и переманивание специалистов. Таким образом фермерское сообщество способно эффективно контролировать ситуацию на локальном рынке труда и не допускать давление работников на свой бизнес.

Мы не склонны переоценивать фермеров в качестве «идеальных» работодателей, прекрасно осознавая, что они, как и другие хозяйственники, заинтересованы в сокращении издержек, в том числе на рабочую силу. Здесь не держат лишних людей, умеют считать свои затраты. Однако встающий на ноги сельский бизнес, по нашему мнению, пытается выстраивать прозрачную, «партнерскую» систему трудовых отношений, давая себе отчет в увеличивающейся роли квалифицированного и уважающего себя работника в трудовом процессе.

Хороших специалистов в сельской местности ценят, их боятся упустить. Чтобы удержать у себя перспективных сотрудников, фермер вынужден чутко реагировать на их бытовые трудности, в том числе подключаться к решению жилищных проблем -помогать с получением банковских кредитов или же вводить собственную ипотеку. Для этого, как правило, подписывается дополнительный контракт о долевом участии работодателя в строительстве жилья с последующей отработкой работника в хозяйстве.

2. Через систему аренды земельных долей и участков фермеры взяли на себя заботу о ресурсном обеспечении домашних хозяйств своих «дольщиков». Благодаря этому сельские жители могут вести хозяйство, выращивать скот, даже не будучи занятыми в сельском хозяйстве. Там, где есть конкуренция за землю, фермерские хозяйства, как правило, назначают более высокие ставки арендной платы (от 1 до 3 ц зерна за га), предлагают на выбор натуральную или денежную оплату, оказывают дополнительные услуги (транспортировка грузов,

вспашка участков), в том числе выходящие за рамки формальных договоров. Благодаря этим отношениям успешные сельские предприниматели постепенно стали для своих арендодателей подобием социального гаранта, функции которого в недалеком прошлом выполняли колхоз или совхоз. Из интервью с фермером «Настороженное отношение ко мне продолжалось пять-семь лет. Сейчас уже такого отношения ко мне нет. У меня 250 дольщиков. Я их «кормлю» (каждому дольщику плачу 3 тонны зерна за земельный пай и 3 т сена), огороды пашу, уголь вожу, приходится еще и навоз вывозить, и пиломатериал возить. И как они после этого будут к фермеру относиться?! Ведь им со всеми проблемами (кто заболел, кому нужно кого-то похоронить) куда идти? - туда, куда землю отдали!»

Заинтересованный в долговременной аренде земли фермер готов войти в положение своих «подопечных», прекрасно понимая, что иной альтернативы получения помощи у них нет: «В сельскую администрацию за помощью сейчас ходить бесполезно -там могут справку дать и посочувствовать, а работу реально выполнить могу только я один. Поэтому идут ко мне». Местные сельхозпредприятия, испытывая финансовые трудности, не всегда готовы конкурировать на равных с таким фермером - и их дольщики в некоторые случаях могут рассчитывать лишь на льготное приобретение кормов в счет арендной платы.

Казалось бы, что в этой ситуации самый успешный предприниматель будет стремиться со временем получить контроль над основными ресурсами. Однако в реальной жизни, как показало наше обследование, этого не происходит. Еще одна «моральная заповедь» сельского бизнеса, объединяющего людей из одной деревни, запрещает вести бескомпромиссную борьбу среди «своих», даже находящихся в постоянном соперничестве друг с другом. Победа остается за традиционными нормами общежития и внутренней солидарности: «Мы договорились между собой, чтобы друг другу не ставить палки в колеса, чтобы землю не перехватывать или людей не переманивать. Ведь мы живем в одном селе, в том числе и с колхозом». Поэтому ради бесконфликтного существования с «сельским миром» местный бизнес готов поступиться не только принципами, но и согласиться на упущенную выгоду.

3. В интервью с главами муниципальных образований непрестанно звучала тема серьезной поддержки сельских территорий со стороны фермеров в самых разных формах - начиная от расчистки дорог, вывоза мусора, подвозки угля пенсионерам, доставки детей на соревнования и заканчивая материальной помощью школе или детскому саду, реконструкцией внутрипоселкового освещения, содержанием противопожарного оборудования. Афишировать свой альтруизм фермеры не спешат, хотя их вклад в социальное развитие может быть существенным: «Церкви даем 50-60 тыс. руб. каждый год -что-то привезти, разукрасить, что-то сделать. Садик, школу постоянно ремонтируем, в прошлом году там покрасить надо было. Спортивную форму покупаем, одеваем спортсменов. Покупаем подарки на день Победы, на день пожилого человека. У нас местный бюджет 1 млн руб. в год, а проблем много». Как правило, мотивируется подобная благотворительность очень просто: «Я же живу здесь, у меня дети здесь учились, будет внук учиться, ну как я на это могу

смотреть? Я бы и больше делал, если бы были возможности». И схожее мнение; «Я вырос в деревне, почему ей чем-то не помочь? В принципе это не сильно накладно. Иначе зарастет деревня мусором, кому это приятно?».

В последнее время именно сельские предприниматели стали реальными инициаторами развития спорта и физкультуры на местном уровне. Они организуют и проводят спортивные соревнования (лыжные гонки, игровые виды спорта), закупают форму, призы, привлекают к участию жителей села и сами не остаются в стороне от спортивных баталий. При непосредственном участии бизнес-структур в некоторых селах возрождаются «Проводы зимы» и другие массовые празднования и гуляния.

Власти Кемеровской области предложили с помощью заключения договоров социального партнерства с сельским бизнесом легализовать и регламентировать подобную благотворительность. Рекомендации о заключении договора о социальном партнерстве, которые были спущены сверху, нашли в фермерской среде неоднозначный отклик. По мнению большинства, помощь селу и его жителям должна носить добровольный характер, а не оказываться под внешним нажимом: «Пытались местные власти с нами социальные договора заключать, чтобы мы взяли на себя обязательства оказывать те или иные услуги на определенную сумму. Местные гла-

вы понимают, что это идиотизм, но их сверху заставляют подписывать эти договорчики и вписывать туда те услуги, что мы и так оказываем. Ответной помощи властей нам договор о социальном партнерстве не прописывает. Да и что можно взять с сельской администрации - они сами нищие, чем они могут нам помочь?»

Однако нельзя сказать, что фермеры полностью игнорируют подобные инициативы региональной администрации. В условиях оживления государственного финансирования аграрного сектора их демонстрация лояльности властям может быть весьма полезной при рассмотрении заявки на участие в областных программах поддержки сельскому хозяйству и решении других проблем.

Важно отметить, что во многом на характер, интенсивность и продолжительность отношений между предпринимателями и местными властями влияют личностные характеристики представителей двух лагерей: их расположенность друг к другу, история знакомства, симпатии или антипатии. Во многом от личных отношений этих людей, их умения конструктивно мыслить и договариваться друг с другом зависит моральный, социальный климат в селе: налаживание реального и эффективного партнерства или вечная конфронтация, борьба, подрывающая единство и солидарное начало в сельском сообществе.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Зыкова, к.э.н., Институт управления, г. Архангельск

В ходе рыночной трансформации экономики произошла существенная дифференциация регионов страны по уровню социально-экономического развития, ресурсного обеспечения, объемов производства, в том числе жилищного строительства.

Социально-экономический уровень развития региона определяется многими факторами, в том числе состоянием социальной инфраструктуры общества, уровнем жилищного строительства. Каждый регион характеризуется присущими ему природными ресурсами, национальными и историческими чертами, структурой хозяйства и уровнем экономического развития, специализацией. Стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе модернизации страны. В сложившихся экономических условиях эффективным и социально привлекательным путем выхода из экономического кризиса и последующего долговременного развития могло бы стать жилищное строительство.

Ключевая составляющая рынка жилья любой страны - это степень обеспеченности потребности в нем населения. По данному критерию наша страна существенно уступает почти всем странам Европы. В ходе исследования было установлено, что в РФ в среднем на одного человека приходится 21,1 кв. м, тогда как в Германии - 35 кв. м, Швеции, Норвегии и Канаде - 40 кв. м, США - 70 кв. м.

Проведенная рейтинговая оценка ситуации в Архангельской области, по сравнению с другими субъектами СЗФО, показала, что первые места по вводу в действие жилых домов на душу населения занимают Калининградская область, г. С-Петербург и Ленинградская область. Архангельская область за

исследуемый период (2004-2008 гг.) переместилась с девятого на шестое место.

При этом значительный рост объемов ввода в действие жилых домов в 2007 г. характерен для Калининградской области - 150,1%; Вологодской области -146,4%; Архангельской области - 134,4%; Новгородской области - 125,4%. Снижение данного показателя отмечено только в Мурманской области - 92,7%.

В Архангельской области жилищное строительство является главнейшим направлением строительной отрасли. Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2008 г. построено 2967 новых квартир общей площадью 304,6 тыс. кв. м, что на 17,3% выше уровня 2007 г. Соотношение объемов строительства в сельской и городской местности отражено в табл. 1.

Исследования показали, что рост всех показателей по сравнению с 2000 г. произошел более, чем в 3 раза. Данные официальной статистики в течение 2000-2007 гг. характеризуют жилищную ситуацию в Архангельской области и свидетельствуют об увеличении жилой площади в расчете на одного человека. Причем параметры в сельской местности значительно превышают данный показатель в городе. Однако это не свидетельствует о возросших объемах жилищного строительства на селе, а результат значительного сокращения численности сельского населения.

За счет собственных средств населения и кредитов банков в 2007 г. в регионе было введено 123,2 тыс. кв. м жилья (48% к общему вводу жилья), в итоге по сравнению с 2006 г. рост составил 27,8%. Анализ показал, что строительство жилья продвигается в регионе неравномерными темпами. По данным муниципальных образований, в 2008 г. в Помо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.