УДК 316.354.351
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
© 2009 г. А.А. Остроух, В.В. Третьяк
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, 344038, Rostov-on-Don, Nagibin Ave, 13,
[email protected] [email protected]
Обсуждаются основания теории организации. Специфика этой теории в том, что она находится на пересечении ряда научных теорий: менеджмента, экономики, теории организационного поведения, социологии, общей теории систем, кибернетики, теории информации, математического моделирования организационных систем.
Ключевые слова: общая теория систем, управляемая система, классификация организационных систем, методы управления организационными системами.
The article discusses the grounds of organization theory, lying at the intersection of a number of scientific: the theory of management, economics, organizational behaviour, sociology, general system theory, cybernetics, the theory of information, mathematical modeling of organizational systems.
Keywords: general system theory, managing system, classification of organizational systems, management methods of organizational systems.
Теории организации посвятили свои работы такие исследователи, как Т.А. Акимова, А.А. Богданов, А.А. Беляев, П.Ф. Дракер, Б.З. Мильнер, А.И. При-гожин, Э.А. Смирнов, Р.Х. Холл, Р.Л. Дафт и др. [1-9].
По мнению В.Л. Доблаева, организация как форма социальной общности поистине вездесуща. Люди действуют и работают в организациях разного типа, живут в организованных поселениях, покупают все, что требуется для жизни в основном в торговых организациях, учатся и отдыхают. Поэтому в возникновении, функционировании и развитии общества ничего нельзя понять без изучения его организационных форм. На наш взгляд, ключевое понятие, с которого следует начать анализ феномена организации, это прежде всего социальная система. Как подчеркивают современные исследователи, -это особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и др.), элементами которых являются люди и возникающие между ними отношения [10, с. 47].
Среди социальных систем есть гомогенные, состоящие только из одних социальных элементов - людей (например, многие малые группы), и гетерогенные, в которые наряду с человеком включены элементы иной природы: социально-технические (предприятие, город), экосоциальные (географический район). Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам организация может означать:
1) искусственное объединение, имеющее институциональный характер, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация концептуально выступает как социальный институт с определенным статусом и рассматривается как специфически автономный объект (любое предприятие, неко-
торый орган власти, общественный добровольческий союз и т.д.);
2) определенную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и др., т.е. процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. Тогда в этом смысле понятие «организация» некоторым образом совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его;
3) некоторую характеристику степени определенной упорядоченности какого-то социального объекта, т.е. определенную систему, структуру, строение и тип общественных связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта - это социальное свойство, атрибут последнего, (например, организованные и неорганизованные социальные системы, некоторая политическая организация и т.д.). Именно это значение прежде всего подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.
Тот же В.Л. Доблаев отмечает, что организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение последних оказывается возможным только через выдвижение и достижение некоторых общих целей. Так, в первом случае создаются трудовые организации, а во втором - акционерные общества и так называемые массовые общественные организации [11, с. 123].
Понятие «организации» применяется для характеристики следующих социальных систем: совокупности юридических и правовых форм (ООО, ЗАО, государство); объединения людей, занимающих определенное место в обществе, и предназначенного для выполнения заданных функций.
Социальная организация - это сложная система разнообразных социальных отношений и как любая система, является таким множеством элементов, у которых взаимодействие и взаимоотношения направлены на получение заданных целей и результатов [12, с. 112].
Важная характерологическая особенность социальной организации - универсальный характер деятельности. Она обычно ориентирована на удовлетворение самых разных, причем постоянно изменяющихся социальных потребностей.
Обычно для социальных организаций характерна гибкая структура управления: в ней вообще может отсутствовать центр управления (эгалитарные организации), а может быть один или несколько таких центров (многовластие); она может быть строго иерархической, или сетевой, сотовой, круговой, звездообразной, цепной и др. Исследователи отмечают особый тип социальной организации, для которой характерен и единый центр управления. Это отмечают в своих работах Д.В. Ньюстрем, К. Дэвис, С.П. Роббинс, А. Фай-оль, Д. Льюис, У.К. Скотт и др. [13-18]. Для обозначения данного центра используют разнообразные термины (орган управления, аппарат управления, субъект управления и др.).
Еще одна особенность социальной организации - это целенаправленность. Её отмечают почти все авторы, и прежде всего Б.З. Мильнер. Он определяет производственно-хозяйственную организацию как «.. .совокупность работников, целенаправленно использующих материально-технические средства и информацию для создания материальных благ и услуг под руководством органа (аппарата) управления. Производственно-хозяйственную организацию как систему характеризует целенаправленность ее функционирования и развития» [5, с. 154].
Следующая особенность социальной организации -наличие иерархической структуры. Так, по мнению А.И. Пригожина, это наиболее очевидный признак социальных организаций. Данный признак отмечают и другие исследователи [6, 10, 14]. Чаще всего называется линейная, функциональная, штабная, программно-целевая, матричная и дивизиональная иерархические структуры.
И, наконец, такая особенность социальной организации как ее интегрированный характер, который как представляется - результат процесса объединения различных организационно-хозяйственных единиц. Например, концерны, являющиеся наиболее развитой формой деловых организаций, выступают обычно как интеграция научно-производственных, торгово-сбытовых, организационно-экономических и финансовых возможностей участников для реализации выбранной стратегии развития [11, 13, 15].
Социальная организация может быть представлена различными сегрегациями разнообразных элементов. Так, исследователи выделяют, к примеру:
- организации-машины (тип организации по аналогии с машиной). Эти организации состоят из множества взаимодействующих частей и механизмов. Менеджеров в этом отношении можно рассматривать как
организационные механизмы, соединяющие все части вместе для достижения цели;
- организации-организмы, т.е. составные части организации как своеобразный организм, менеджеры которого обеспечивают его гибкость для адаптации к окружающей среде;
- организации - как мозг (или мозговой центр). В этом случае они целиком зависят от интеллекта, информированности, способности учиться, и менеджеры призваны усилить информационные способности организации для обучения;
- организации как культура. В них, как и в культуре, действуют идеи, ценности, социальные нормы, ритуалы и вера. С её помощью люди, живущие в определенную эпоху, творят и воспроизводят мир, в котором они живут. Менеджеры - творцы культурных форм. Они создают данные формы и внедряют их в практическую жизнь;
- организации как политические системы. В этом отношении они - носители интересов, а менеджеры -это политические деятели, реализующие интересы политической партии [1, 6, 10, 12].
Можно сделать ряд выводов и указать на характеристики социальной организации, которые определяют ее специфику. Прежде всего, социальная организация - это особая социальная реальность, и в этом качестве ей свойственны следующие черты:
- выраженная двухслойная структура (над нижним слоем персонала надстраивается верхний слой управления);
- специфическая структура управленческих позиций;
- определенная групповая социальная структура с формализованной и неформальными системами отношений;
- она выступает объектом исследования множества научных дисциплин, позволяя им создавать специфические поля и предметы исследования, в частности, подобные «социологии организаций»;
обладает определенным набором схем и инструментов своего строительства (развития) и функционирования, за которые ответственны как менеджмент организации, так и особый класс консультантов;
- она характеризуется целостностью и устойчивостью; наличием организационной культуры; способностью к саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению.
ей присущ свой тип управления, который выражается в определенном типе организационной коммуникации.
Литература
1. Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003. 387 с.
2. Богданов А.А. Тектология : (Всеобщая организационная наука) : в 2 кн. М., 1989. 437 с.
3. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология организации : учебник. М., 2000.
4. Дракер П. Ф. Практика менеджмента. М., 2000. 634 с.
5. Мильнер Б.З. Теория организаций. М., 1999.
6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. 326 с.
7. Смирнов Э.А. Теория теории организации. М., 2002. 369 с.
8. Холл РХ. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб., 2001. 176 с.
9. Daft R.L. Organization Theory and Design. West. New York, 1992. 437 р.
10. ДоблаевВ.Л. Теория организаций. М., 1995. 437 с.
11. Доблаев В.Л. Организационное поведение. М., 2002. 453 с.
12. Губко М.В. Управление организационными системами с коалиционным взаимодействием участников. М., 2003. 357 с.
Поступила в редакцию
13. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. 186 с.
14. Туровец В.Г., Родионова В.Н. Теория организации. М., 2003. 326 с.
15. Роббинс С.П. Основы организационного поведения. СПб., 2005. 448 с.
16. Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 2001. 546 с.
17. Lewis D. Leadership and Organization // Dewelop-ment Jomal. 1999. Vol. 17. № 1. Р. 12-29.
18. Scott W.R. The Sociology of Organizations // The Social Reproduction of Organization and Culture. L., 1986.
31 марта 2008 г