ББК: 60.5 УДК: 316.44
Чекарева А.В.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО
НЕРАВЕНСТВА
Chekareva A. V.
SOCIAL MOBILITY AS A MECHANISM OF SOCIAL INEQUALITY
Ключевые слова: социальное неравенство, социальная мобильность, меритократия, возможности и шансы.
Key words: social inequality, social mobility, meritocracy, opportunities and chances.
Аннотация: в данной статье говорится о социальной мобильности как о механизме социального неравенства, дается определение социальному неравенству, рассматривается феномен социальной мобильности в теориях социального неравенства в американской и английской школе социологии.
Abstract: this article refers to the social mobility as a mechanism of social inequality, defines social inequality, and reviews the phenomenon of social mobility in the theories of social inequality in the American and British school of sociology.
Большой социологический словарь определяет социальную мобильность (social mobility) как перемещение индивидуумов (иногда групп) в обществе между различными позициями в иерархии (ях) социальной стратификации. Классовое положение в рамках структуры занятости в современных обществах обычно пользуется первостепенным вниманием в исследованиях социальной мобильности.1
Понятие социальной мобильности, используемое в социологических исследованиях неравенства, означает перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии, определяемой обычно с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Уровень социальной мобильности часто используется как показатель степени открытости и подвижности общества. В рамках исследований мобильности рассматриваются уровни и образцы мобильности («небольшой дальности» (short-range) - между смежными иерархическими уровнями и «значительной дальности» (long-range) - между отдаленными уровнями), а также вопросы о том, кто рекрутируется на те или иные позиции и какие факторы определяют результаты этого отбора. Такое определение дает социологический словарь Амберкромби и Хилла.2
По В.И. Добренькову и А.С. Кравченко, социальная мобильность - это совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса.3
Во всех трех определениях есть достаточное количество схожих черт, но каждый автор понимаем социальную мобильности в определенном ключе.
Рассмотрим эволюцию понятия социальной мобильности и теоретических подходов к изучению данного процесса.
Родоначальником социальной мобильности по праву считается российский и американский социолог, выдающийся ученый XX века, Питирим Сорокин. В книге «Социальная мобильность» Питирим Сорокин определял социальную мобильность как любое перемещение индивидуального или социального объекта или ценности - всего, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, - из одного положения в другое.4
Таким образом, Сорокин говорит о том, что существует социальная мобильность индивидов, социальных объектов и ценностей. Примером может служить смена статуса человека или перевезенный из Калифорнии в Нью-Йорк автомобиль. Важность заключается в изменении положения.
Говоря о социальной мобильности, Питирим Сорокин, понимал общество как стратификационное образование и смену позиций человека обуславливал с позиций структуры общества. Но также автор писал, что все позиции в социальной структуре общества, в особенности профили профессиональной стратификации колеблются от института к институту, от группы к группе, от города к деревне, от общества к обществу. Если взглянуть на современное общество, то при разнице в понимании профессии «сантехник» в Германии и в России, происходит и разница в социальном статусе представителей данной профессии в этих странах. Если в Германии сантехник - это передовая и хорошо оплачиваемая профессия, то в России это не так. Тоже самое можно сказать и об уровне дохода в городе и в деревне, где люди с одной и той же профессией будут иметь разный социальный статус и доход.
Анализируя такой процесс, как социальная мобильность, Сорокин выделяет социальную мобильность вертикальную и горизонтальную, межпоколенческую и внутрипоколенческую.
Под горизонтальной мобильностью понимается процесс изменения социального положения в обществе без изменения своего статуса, например перемещения без подъема по социальной лестнице, или смены места работы, учебы. Территориальные изменения положения, которые определяются как миграция, также являются частью горизонтальной
1 Джерри, Дж. - Большой толковый социологический словарь; Collins - 1999.
2 Аберкромби, Н., Хилл, С., Тернер, Б.С. Социологический словарь. - М.: Экономика, 2004.
3 Добреньков, В.И., Кравченко, А.С. Социология: учебник. - М.: Инфра-М, 2009.
4 Сорокин, П. Социальная мобильность. - М.: Academia: LVS, 2005.
социальной мобильности по мнению Сорокина.
Изучению же вертикальной мобильности отдается больше значения, так как она ведет за собой неотъемлемую смену социального положения: либо падение, либо подъем. Изменить свое положение индивид может за счет собственного роста в развитии, образования, брака, церкви или армии, которые выступают социальными лифтами, или путем долгой и кропотливой работы в профессиональной сфере. Также, когда происходят крупные социальные изменения социальной структуры, появляются новые группы в обществе, при помощи вхождения в которые можно изменить социальный статус. Те же самые механизмы действуют и при нисходящей мобильности или потере своих социальных позиций в обществе.
Сорокин пишет, что вертикальная мобильность может быть экономической, политической и профессиональной.
Говоря о темпах социальной мобильности, автор отмечает, что скорость перемещений и их темпы не всегда зависят от типа общества, также и нет ни одного полностью закрытого общества и полностью мобильного общества. Люди, находящиеся на высших ступеньках общественного строя всегда с негативом и настороженностью относятся к тем, кто пытается достичь их статуса самостоятельно. Вертикальная восходящая мобильность тщательно контролируется путем определенного отбора. Этот «отбор» Сорокин называет «социальным ситом». Выражается это в том, что чтобы получить хорошую работу нужно закончить хороший университет, пройти тест на интеллектуальное развитие или ряд тестов по специальности. Это и есть социальное сито, проверка, после успешного прохождения которой человека допускают до высшего уровня социальной иерархии. Одним из таких «сит» является школа, которая на основании успеваемости школьников ранжирует список талантливых и не очень. Последних выгоняют из школы, первые спокойно поступают в университеты. Такая система отбора, с одной стороны, ограничивает возможности на получение качественного образования для всех, с другой стороны, обеспечивает поступление в университеты только самых умных и талантливых.
Сорокин также писал о том, что социальная мобильность влияет на поведение и адаптацию индивидов. Во-первых, это связано с наличием определенной ролевой модели, присущей каждому социальному статусу. Во-вторых, Сорокин понимал «интеллект» как быструю адаптацию разума к изменениям. Исходя из этого, автор показал на исследованиях, что высшему классу соответствуют жесткие, властные, беспринципные черты характера. Сорокин объясняет это тем, что люди с мягким и покладистым характером не смогли бы удерживаться на верхушке общества.
Питирим Сорокин стал первым ученым, рассмотревшим вопросы социальной мобильности. После него идею перемещений разрабатывали его ученики и последователи, а также представители других течений в американской, европейской и отечественной социологии.
Толкотт Парсон, ученик Питирима Сорокина и выдающийся ученый и социолог, разработал парадигму структурного-функционализма, где заложил дальнейшие основы развития понимания социальной мобильности в рамках статусно-ролевой системы. Парсонс писал, что в системе общества существуют социальные институты, которые выполняют функции и транслируют их в общество. С определенной позицией человека в социальном институте связано и его поведение, о чем говорит статусно-ролевая система. В ней заложен механизм перенимания ролевых характеристик в зависимости от занимаемого в обществе статуса. Например, роль врача подразумевает определенное поведение, отличное от роли отца или роли чиновника. Когда один человек является носителем нескольких не соответствующих друг другу ролей, начинается ролевой кризис. Чтобы из него выйти, необходимо отказаться от определенных ролей.
Роберт Мертон продолжил работать в парадигме структурного-функционализма, но добавлял, что помимо функций, социальные институты могут транслировать и дисфункции.
Это происходит во время общественных кризисов, когда общество находится в состоянии аномии - хаоса и деструктрализации. В такое время функции социальных институтов переходят в дисфункции. Роберт Мертон также говорит о другом пути социализации. Когда человек не может социализироваться в социальные институты и интегрироваться, то начинает социализироваться в девиантные сообщества, такие как мафия и преступные группы. Причем во втором случае социализация может быть успешной и привести к интеграции в девиантные сообщества, но будет служить негативным фактором для развития общества в целом. И тогда социальная мобильность может осуществляться по карьерной лестнице в девиантном сообществе, что также не отнимает возможности как вертикальной, так и горизонтальной мобильности.
Энтони Гидденс пишет, что социальная мобильность обозначает перемещение отдельных людей или групп по социально-экономическим позициям.5 Вертикальная мобильность означает движение вверх или вниз по социоэкономической шкале. Про тех, кто приобретает новую собственность, чьи доходы и статус повышаются, говорят, что для них характерно социальное продвижение, восходящая мобильность, а о тех, чье положение изменяется в противоположном направлении, - нисходящая мобильность. В современных обществах распространена также горизонтальная мобильность, которая означает географическое перемещение между районами, городами и т.д.
Гидденс отмечает, что степень вертикальной мобильности общества - главный индикатор его "открытости", показывающий, насколько велики шансы талантливых людей из низших слоев общества достичь верхних ступеней социально-экономичес-кой лестницы.
Здесь также горизонтальная мобильность понимается и как территориальное, географическое перемещение между городами, странами. Вертикальная мобильность служит инструментом продвижения вверх талантливых людей из низших слоев.
Как можно увидеть, идеи социальной мобильности тесно переплетаются с изучением социального неравенства, так как именно социальная мобильность является механизмом социального неравенства. Поэтому основы социальной мобильности были заложены в парадигме структурного функционализма и продолжены в изучении теорий социального неравенства. Когда общество разделено на классы и страты по уровню дохода или другому параметру деления, когда один класс выше по статусу и доходу, чем другой, можно говорить о возможности социальной мобильности как между классами, так и внутри класса. И именно социальная мобильность, ее вертикальная составляющая, как перемещение вверх или вниз по социальной лестнице, влияет на структуру социальных классов в обществе в целом. А значит и влияет на само социальное неравенство, поэтому можно с уверенностью сказать, что социальная мобильность фукнционирует как механизм социального неравенства.
Феномен социальной мобильности активно изучался и в теориях социального неравенства представителями американской школы социологии XX века.
Для того чтобы рассмотреть теории социального неравенства и место социальной мобильности в них, определим, что такое социальное неравенство.
Неравенство - условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.6
Одними из первых социальное неравенство в рамках социальной стратификации рассматривали К. Дэвис и У. Мур. Американские социологи описывают данное явление и причину существования системы стратификации в неравномерном распределении благ и общественного престижа. Главная причина социального неравенства в том, что каждое общество обладает определенным набором благ, которые нужно распределить между всеми членами данного общества. Такая причина заставляет общество размещать индивидов в определенной иерархии и распределять в рамках нее своих членов по
5 Гидденс, Э. Социология - М., 1992.
6 Смелзер, Н. Социология. - М., 1992.
различным социальным позициям. Для того, чтобы стимулировать данные распределения, общество использует различные виды выгод, которые можно использовать как стимулы. Чтобы стимулирование было эффективно, выгоды должны распределяться не равномерно, а в зависимости от позиции в общественной иерархии или в социальной структуре общества. Таким образом, вознаграждение становится частью устройства данного общества и ведет за собой возникновение стратификации.
Вознаграждение происходит за счет: предметов, обеспечивающие средства существования и комфорт; средств для удовлетворения различных склонностей и развлечения; средств для укрепления чувства собственного достоинства и самовыражения.
Дэвис и Мур считали, что именно «социальное неравенство» является тем механизмом, который обеспечивает выдвижение и получение лучших позиций наиболее компетными представителями общества.
Данная концепция развивается внутри парадигмы структурного функционализма, поскольку общество рассматривается здесь как целое, внутри которого действуют свои структуры, законы и порядки.
Социальное неравенство существует во всех обществах, по теории Дэвиса и Мура. Г. Ленски в своих исследованиях подтверждает тот факт, что социальное неравенство существует и в слабо развитых обществах. Ленски подчеркивает, что в примитивных обществах неравенство сильнее, чем в индустриальных странах. В своей книге «Власть и привилегии. Теория социальной стратификации» (1966) автор выдели несколько стадий
у
социальной стратификации.
Первая стадия в их схеме периодизации истории человечества - общества охотников и собирателей. Из них возникают, с одной стороны, простые огороднические общества, с другой специализированные рыболовецкие общества. Последние представляют собой боковую ветвь развития. Магистральная линия эволюции представлена простыми огородническими обществами, которые затем трансформируются в продвинутые общества. В обоих типах огороднических обществ земля обрабатывается при помощи копательных палок и мотыг, но в первых используются деревянные орудия, а во вторых - появляются орудия из металла.
Из простых огороднических обществ далее возникают простые скотоводческие (пастушеские) общества, которые в последующем превращаются в продвинутые пастушеские общества. Скотоводческие общества, как и рыболовецкие, - боковая линия развития.
От магистральных обществ происходят простые аграрные общества, а далее -продвинутые аграрные общества. Параллельно с аграрными обществами могут существовать отделившиеся от них морские общества, главное занятие в которых -заморская торговля. Из продвинутых аграрных и возникают индустриальные общества. Так Ленски описывает эволюцию общественного развития. Что же касается неравенства, Ленски писал о том, что наибольший уровень неравенства характерен для аграрных обществ, так как усовершенствование сельскохозяйственной техники способствовало повышению производства продуктов питания. В результате большее количество людей могло проживать на небольшой территории; малые и крупные города могли обеспечиваться прилегающими к ним сельскохозяйственными районами. В аграрных обществах, как и в садоводческих, люди, исполняющие роль политического лидера или священника, находятся в более выгодном положении, они обладают намного более крупными ресурсами. Власть может концентрироваться в руках монарха и передаваться по наследству. Отдельные индивиды и семьи также могут овладеть крупными участками земли и получать доходы за счет труда других людей. В аграрном обществе в руках правителей содержится больше власти, так как им необходимо контролировать большую
7 Семенов, Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) - М.: Современные тетради, 2003.
сферу деятельности. Именно поэтому, по мнению Ленски, в промышленных обществах неравенства меньше, чем в аграрных, так как первым свойственна меньшая концентрация власти. Несмотря на явную тенденцию к большему равенству на более высоких уровнях экономического развития, в индустриальных странах процветает неравенство (особенно по уровню доходов). В развитых странах достигнуто большее равенство, чем в развивающихся, а таким образом, и больший уровень перемещений между обществами и больший уровень социальной мобильности.
Но существуют и другие периодизации пути развития обществ. Одно из них делит общество на три вехи развития - это премодерн, модерн и постмодерн. Американский ученый Нейл Смелзер писал: «Мы употребляем термин «модернизация» для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной степени подвержены изменениям». 8 Ведущим среди всех названных процессов Н. Смелзер считал индустриализацию. Такого мнения придерживались многие исследователи. Поэтому важнейшей задачей науки они считали создания концепции индустриализации, а тем самым и теории экономического прогресса.
Самая известная такая концепция была создана американским экономистом Уолтом Уитменом Ростоу, суть которой состояла в том, что каковы бы ни были исходные формы премодерного общества процесс модернизации неизбежно ведет к единству.
Смелзер также описывает социальную мобильность в своем труде «Социология». Под социальной мобильностью автор понимает изменение положения индивида в стратификационной системе под воздействием трех факторов: 1) вертикальной или горизонтальной мобильности; 2) реорганизации социальной структуры или 3) введения новой системы стратификации. Первый фактор по смыслу и содержанию схож с определением вертикальной и горизонтальной мобильности, данным Питиримом Сорокиным. Рассмотрим второй и третий факторы социального изменения статуса по Смелзеру.
Реорганизация социальной структуры означает, что изменение структуры общества влечет за собой создание новых возможностей для социальной мобильности. Как пример, автор приводит большой спрос на специалистов в области ИТ-технологий на современном рынке труда. Научный технический прогресс в XX веке привел к тому, что люди начали активно использовать интернет в повседневной и рабочей жизни, что повлекло за собой спрос на специалистов в данной области, стали появляться специальные направления подготовки студентов в вузах, отдельные факультеты и курсы. Многие люди улучшают свой статус в обществе, когда находят работу в данной сфере, так как она оплачивается сегодня выше, чем физический труд. Также по аналогии можно привести пример с феноменом 21 века - социальными сетями. Их появление не только повлекло за собой спрос на смартфоны, планшеты и прочие гаджеты, позволяющие находиться «в контакте» 24 часа в сутки, но и открыло для рынка труда новые сферы занятости. Стали появляться такие профессии, как SMM-менеджер, медиаменеджер, менеджер по работе с социальными сетями - все эти вакансии требуют от работника 8-мичасовой работы с социальными сетями, раскрутку социальных групп определенных компаний. Таким образом, изменения в социальной структуре, смена труда, реорганизация определенных структур влечет за собой и новые возможности в социальной мобильности.
Рассмотрим третий фактор - новая система стратификации. Смелзер пишет, что система стратификации может изменяться. Имеется в виду возможные революции и перемещения социальных классов, которые были внизу, наверх. Но не только революционным путем могут идти изменения в стратификации. Она может меняться в
8 Смелзер, Н. Социология. - М., 1992.
течение длительного времени, как например, переход от феодального строя к мануфактурному производству и появлению промышленности. Смелзер, также приводит интересные и весомые исследования мобильности. Рассмотрим некоторые из них.
Социологи Липсет и Бендикс исследовали наличие коэффициентов вертикальной мобильности в разных странах. Изучение данного вопроса показало, что в промышленных обществах коэффициенты вертикальной мобильности практически одинаковы, но следует сказать, что авторы не учитывали особенности скорости социальной мобильности. А именно в этом и были наибольшие различия. Не всегда есть возможность быстро и легко поменять свой статус.
Э. Гидденс описал социальную стратификацию общества на основании различных типов, таких как рабство, касты, сословия и классы. Чем дальше шло развитие общества, тем больше появлялось подклассов, но стратификация становится более открытой.9
В обществах, где можно перемещаться между стратами, существует социальная мобильность. Наибольшее влияние социальной мобильности на социальное неравенство можно проследить в классовой системе стратификации.10
Первым понятие социальной мобильности ввел Питирим Сорокин. После него как представители американской социологии, так и ученые по всему миру начали изучать социальную стратификацию по средствам глубокого исследования социальной мобильности.
В американской социологии также теорию социального неравнества разрабатывали такие авторы, как Блау и Дункан. В своих исследованиях они пришли к выводу, что коэффициенты социальной мобильности в профессиональном контексте от рабочих специальностей к профессиям конторских служащих соответствуют единому эквиваленту в развитых странах. Но когда авторы попытались разделить два профессиональных уровня на более узкие, то смогли увидеть качественные отличия. В США коэффициент мобильности от рабочих должностей к высоким должностям выше, чем в любой другой стране. 11 Блау и Дункан вследствии данных исследований сделали заключение, что такой результат говорит о наличии общедоступного массового образования и, по сути, отсутствия закрытых границ между общественными классами в США.
В Великобритании на базе Кембриджского университета учеными во главе с Голдторпом рассматривались вопросы социальной мобильности в Англии. Голдторп выделил 11 классов, существующих в современной Британии и в своих лонгитюдных исследованиях 2-х когорт людей, родившихся в 1958 году и в 1971 году и сравнение с их социальным и материальным положением на сегодняшний день, Голдторп показывает, что мобильность в Англии довольно высока. Примерно четверть людей смогла поменять свое низкое положение (в основном средний и рабочий классы) на более высокое (попасть из рабочего класса в средний, из среднего в высший). Так и из класса зажиточных около 20% опустились в классы ниже, что показывает довольно высокий уровень мобильности, по мнению автора. 12
Межпоколенческая мобильность, которую рассматривают британские социологи не только выступает механизмом социального неравенства, но и дает определенное представление о структуре данного общества. Несмотря на свою подвижность, другие социологи считают, что в Великобритании довольно закрытая классовая система, которая без определенного статуса, полученного по наследству и дохода, не дает возможности далеко продвинуться по восходящей социальной лестнице.
Питер Саундерс в книге «Мифы социальной мобильности» выделяет 4 класса на основании деления, предложенного Голдторпом, где первый класс - это класс зажиточных, богатых людей, второй класс - средний класс, третий класс - класс рабочих
9 Гидденс, Э. Социология. - М., 1992.
10 Гидденс, Э. Социология. - М., 1992.
11 Смелзер, Н. Социология. - М., 1992.
12 Peter Saunders. Social Mobility Myths.Civitas: Institute for the Study of Civil Society - London, 2010.
и последний, четвертый класс - это класс самой бедной когорты людей. 13
Перемещения между данными классами существуют на основании исследований Голдторпа, но движение от низшего класса
к высшему происходит в редких случаях. Эриксон и Голдторп, предлагают, что перемещения также коррелируют с доходами
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аберкромби, Н., Хилл, С., Тернер, Б.С. Социологический словарь. - M.: Экономика,
2004.
2. Гидденс, Э. Социология. - M., 1992.
3. Джерри, Дж. - Большой толковый социологический словарь. - Collins - 1999.
4. Добреньков, В.И., Кравченко, А.С. Социология: учебник. - M.: Инфра-M, 2009.
5. Семенов, Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) - M.: Современные тетради, 2003.
6. Смелзер, Н. Социология. - M., 1992.
7. Сорокин, П. Социальная мобильность. - M.: Academia: LVS, 2005.
В. Peter Saunders. Social Mobility Myths. Gvitas: Institute for the Study of Civil Society. -London, 2010.
13 Peter Saunders. Social Mobility Myths.Civitas: Institute for the Study of Civil Society - London, 2010.