УДК 1 325 1 Е. В. ГОРИНОВА
Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола
СОЦИАЛЬНАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ
КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ
ГОМЕОСТАЗИСА
СИСТЕМЫ-РЕЦИПИЕНТА:
СОЦИАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД_____________________________
В статье рассматривается проблема социальной интеграции мигрантов в систему принимающего общества как способ сохранения его социальной стабильности. В качестве методологии исследования выступает социально-синергетический подход. Научная новизна результатов исследования заключается в обосновании необходимости и правомерности анализа феномена социальной интеграции в рамках социального измерения теории самоорганизации, а также в рассмотрении социальной интеграции мигрантов и как важного фактора самоорганизации, и как механизма социального управления системами в условиях энтропии. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов лекций по социологии, философии, теории социальной работы и в практической деятельности служб социальной помощи мигрантам. Ключевые слова: миграция населения, социальная синергетика, социальное управление, система, социальная интеграция.
Термин «миграция населения» имеет латинский корень и происходит от «ш1дга1;ю», что переводится как «перемещение» или «переселение». В современной российской науке существует около 40 определений миграции. Наиболее распространенным является определение Л. Л. Рыбаковского, предложившего называть миграцией любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. Данная формулировка отражает сущность миграции в широком смысле. Сюда относятся и эпизодические, и маятниковые, и временные миграции населения. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения — переселение или безвозвратный вид миграции [1, с. 160].
Существует огромное количество видов миграции населения, и этот перечень постоянно пополняется. Одним из мощнейших катализаторов миграции населения и усложнения ее структуры сегодня является процесс глобализации, «эффекты» которого способствуют пополнению эшелонов мигрантов по самым различным основаниям: глобализация рынков труда способствует формированию огромных «армий» трудовых мигрантов, в то время как возникающие в результате жесткой дифференциации государств на бедные и богатые военные и социальные конфликты влекут за собой потоки вынужденных мигрантов.
Научное рассмотрение дифференцированного по своей сути и формам социального явления может быть осуществлено только с применением комплекс-
ного интегративного подхода. В качестве такого подхода автором выбрана социосинергетика, как «отрасль синергетического знания, занимающаяся исследованием всего многообразия проблем сущности, эволюции и перспектив существования человеческого рода и человека во всех формах его социального проявления (индивид, личность, семья, социальная группа, культура, религия, политика, экономика и др.) [2, с. 247]».
Обосновывая целесообразность применения со-циосинергетического подхода к пониманию миграции населения в целом и процессов социальной интеграции мигранта в условиях чуждой социокультурной среды в частности, следует обратиться к самой сущности интегративных подходов, связанных с ними научной методологии и мировоззрения. Сущность эта заключается, прежде всего, в стремлении человеческого познания к целостности восприятия мира и общества, в совмещении несовместимого, осуществляемого посредством взаимовлияния, взаимодополнения противоположностей, их кристаллизации в целостность. Иными словами, в основе интегративных подходов — принцип дополнительности в науке, впервые сформулированный Н. Бором [3, с. 127].
Процесс миграции может интерпретироваться, в зависимости от ситуации, и как возможный аттрактор дальнейшей эволюции макро- и микросистем, и как непредсказуемое по своей силе воздействие на систему, способное разрушить ее. Таким образом, миграция как любой социальный процесс несет в себе колоссальную энергетику стохастичности — нелинейности процессов развития, утверждающей принципиальную недетерминированность всех процессов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
развития [4]. Современные миграционные процессы и их резонансные воздействия на социальные системы различных уровней — лишь одна из тенденций к стремительно возрастающей сложности современных социальных и социоприродных отношений. Однако, с точки зрения ученых-синергетиков, сегодня стало возможным управленческое, синергетическое отношение человека к миру.
Системно-синергетическая парадигма в науке считает вполне реальным если не полное управление процессами в сложных системах, то, по крайней мере, их корректировку в сторону наибольшей мягкости и приемлемости для человека, и главная роль здесь должна принадлежать учету именно самоорганизующихся механизмов. Новая концепция управления, постановку которой осуществляет системно-синергетическая парадигма в науке (школа И. Пригожина, Н. Н. Моисеев, Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов, Г. И. Ру-завин, В. И. Аршинов и Я. И. Свирский, А. Б. Венгеров, И. А. Аглиуллин, В. П. Шалаев и др.), основана на понятиях самоорганизации, открытых систем, нелинейности, необратимости, бифуркационности, важной роли случайных и малых флуктуаций в социальных и социоприродных процессах [4, с. 76].
По Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмову, суть синергетического управления состоит в признании за сложной нелинейной системой способности саму себя строить, структурировать [4, с. 76]. Средствами достижения целей развития системы выступают механизмы социального управления, как целенаправленного воздействия на поведение социальных систем с отрицательными и/или положительными обратными связями. Цели социального управления, как правило, связаны с сохранением структуры внешних и внутренних связей системы в состоянии, наиболее выгодном для ее развития в данных и перспективных условиях, в соответствии с целями субъекта управления. Выделяют специфическую форму социального управления — управление в социальной сфере, имеющей дело с решением социальных проблем [2, с. 250]. В этой связи социальная интеграция мигрантов в принимающую систему является одним из аспектов социального управления и представляет собой средство преодоления точек кризисности в развитии сообщающихся социальных систем (общество-личность), что способствует сохранению гомеостазиса систем, их саморазвитию и коэволюции.
Таким образом, системно-синергетический подход к управлению социальными процессами в сложных нелинейных средах дает нам простор для аналитического рассмотрения комплекса взаимодействий между принимающей социальной системой и системой «личность мигранта», возникающих вокруг феномена социальной интеграции мигрантов. Руководствуясь положением об интегративной природе синергетического подхода и о примате принципа дополнительности в науке, мы рассмотрим сущность и стратегии социальной интеграции мигрантов, проанализируем взаимосвязь между доминирующей интеграционной стратегией, характером социальной системы и некоторыми механизмами социального управления процессом интеграции, опираясь на данные социологических и социально-психологических исследований. При разработке темы автором использовались результаты научных исследований в области психологии миграции (Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайге-ровой, В. К. Калиненко, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухла-ева С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова и др.), социологии миграции (Т. Н. Юдиной, В. Л. Иноземцева, В. И. Му-комеля, В. В. Константинова и др.).
Социальная интеграция — понятие, пришедшее в социальные науки из математики, физики, биологии. Большой толковый словарь русского языка дает следующее определение интеграции: интеграция — объединение в одно целое каких-либо частей [5]. Энциклопедический словарь по социальной политике предлагает следующие значения: интеграция (от лат. inte-gratio — «восстановление», «восполнение», от integer — «целый») — понятие, характеризующее такое состояние, при котором отдельные дифференцированные части и функции системы связаны между собой во что-то общее или целое, а также имеется в виду процесс, ведущий к подобному состоянию; процесс взаимосвязи наук, постоянно прогрессирующих [6].
От принадлежности принимающей социальной системы к тому или иному типу систем, зависят параметры социальной интеграции мигрантов: ее характер и ключевая стратегия. Так, выделяя два важнейших параметра функционирования общественной системы: меру сложности (через число функционирующих элементов) и величину социального давления (интенсивность управляющего воздействия на индивида), один из теоретиков синергетики И. Приго-жин приходит к формулировке следующих двух принципиально различных типов социальных систем:
1) общества, в которых доминирует род над личностным началом, характеризующиеся наибольшей устойчивостью, в основе которой — естественный аттрактор, выстраданный тысячелетней эволюцией общества закрытого типа или регрессирующего типа (по А. А. Богданову);
2) сложные общества, с ярко выраженными личностной, индивидуальной и групповой активностью — системы открытого типа [3].
Центральным пунктом системно-синергетического восприятия мира является признание абсолютного господства в нем систем открытого типа, обменивающихся со средой энергией, веществом, информацией [3, с. 156]. Но в рамках синергетического направления были развиты представления и о других типах систем, в том числе имеющих непосредственно социальный смысл и социогуманитарные научные корни. Так, существенные возможности для осмысления социогуманитарных феноменов (в частности, феноменов миграции населения и интеграции мигрантов) дает теория дихотомии жестких и мягких социальных систем, непосредственно связанная с дихотомией закрытых и открытых, тоталитарных и демократических систем, разработанная в трудах И. П. Яковлева. Общество как жесткая система характеризуется высоким уровнем унитарности экономической, политической и духовной жизни. Для мягких (демократических) систем характерна значительная степень различий в ценностях, убеждениях, интересах людей [3] и (добавляем мы) открытость для представителей иных рас, национальностей, культур и конфессий. Единство вырабатывается в конкурентной борьбе, а также в процессе выработки компромиссных решений. Специфика жесткой системы заключается в том, что в ней достигается победа одних сил над другими, что приводит к унитарности [3].
Таким образом, социальная интеграция выступает в качестве социальной технологии включения индивида в новый социум, в соответствии с ритмами и потребностями внутреннего развития этого социума и в подчинении его законам. В этом смысле, социальная интеграция мигрантов может рассматриваться не только как фактор сохранения гомеостазиса принимающей системы в условиях энтропии, но и как
фактор «национальной безопасности» государства-реципиента.
В качестве центрального энтропийного параметра миграции, интегрирующего в себе многообразие факторов негативного воздействия миграции и угрожающего гомеостазису принимающей социальной системы, признается конфликтогенность миграции, проявляющаяся в целом комплексе противоречий между мигрантами и резидентами. В связи с этим, социальная интеграция мигрантов (не всегда «социальная» по своему содержанию) призвана минимизировать социальные «издержки» миграции в интересах субъекта социального управления — принимающей социальной системы, общности, государства.
По характеру социальная интеграция может быть естественной и принудительной. Естественная интеграция возникает на основе совпадения индивидуальных и групповых интересов (свойственна преимущественно системам открытого типа). Принудительная строится посредством запрета на различия, подчинения личных интересов заданным извне целям (свойственна преимущественно системам закрытого типа). Крайней формой принудительной интеграции является тоталитаризм [7].
Со стороны общества приема можно выделить целый ряд стратегий интеграции (по Т. Н. Юдиной), каждая из которых может рассматриваться как некий индикатор «мягкости» или «жесткости» принимающих систем. Мы условно поделили их на три группы: свойственные системам «мягкого» типа, свойственные системам «жесткого» типа и промежуточные стратегии. Критерии дифференциации — степень «лояльности» системы по отношению к мигрантам, выраженная в поддержании/запрете культурного разнообразия, равном доступе/дискриминации в структурном измерении, характере адаптации мигрантов и аборигенов (односторонняя/взаимная). Данные стратегии — идеальные типы. Реальность — сложная комбинация перечисленных стратегий.
Итак, стратегии интеграции мигрантов, свойственные социальным системам «мягкого» типа:
1) стратегия плюрализма: требует взаимного признания при принятии и создании культурного разнообразия; 2) стратегия включения: процесс взаимного признания и двусторонней адаптации, результатом которого является общая культура с небольшим разнообразием; 3) стратегия индивидуализма: рассматривает мигранта или аборигена как индивидов, потенциально независимых от культурной группы.
Стратегии интеграции мигрантов, свойственные социальным системам «жесткого» типа:
1) принудительная ассимиляция: аборигены не признают право иммигрантов на какие-либо культурные отличия; 2) апартеид: разрешает большее культурное разнообразие, нежели принудительная ассимиляция, но ведет к большим лишениям в структурном измерении; 3) этническая чистка: наиболее сильное и радикальное непринятие аборигенами групп иммигрантов, вплоть до физической ликвидации; 4) маргинализация: более слабая, чем этническая чистка, политика в отношении иммигрантов, но лишающая возможности многие группы иммигрантов формировать отличительную культурную группу, так как данная культура рассматривается как второстепенная.
Промежуточные стратегии интеграции:
1) ассимиляция: предполагает одностороннюю утрату мигрантами своей культуры и принятия норм и правил аборигенов. Часто используется обществом приема как инструмент социального закрытия, непре-
рывно изобретающего новые критерии, по которым иммигрантам необходимо ассимилироваться, чтобы маскировать основные намерения — не принимать иммигрантов как равных;
2) сегрегация: возникает тогда, когда нет никаких затруднений для создания культурно гомогенного общества, а группы иммигрантов смогли сохранить свою культуру, но в то же время эта культура расценивается обществом приема как более низкая (свойственно системам преимущественно открытого типа).
В случае рассмотрения таких стратегий, как сегрегация, маргинализация, принудительная ассимиляция, апартеид, этническая чистка, уместнее применять термин «дезинтеграция».
Очень важно отметить, что понятие интеграции должно пониматься в различных значениях. Речь идет не только о внутриличностном процессе, но и о структурных общественных вопросах. Для достижения внутреннего порядка принимающей социальной системы, сохранения ее стабильности и эволюционной динамики следует учесть две стороны этого процесса, т.к. внутриличностные и общественные процессы приспособления касаются как местных жителей, так и мигрантов [7].
Таким образом, синергетическое управление процессами интеграции индивида в иную социальную среду должно осуществляться с учетом доминирующей интеграционной стратегии, которая, в свою очередь, детерминируется степенью открытости социальной системы, целями и законами ее развития, и может варьироваться в континууме «мультикульту-рализм — этническая чистка».
Синергетическое управление процессами интеграции индивида предполагает согласование между интеграционной стратегией принимающего общества и самого мигранта. Мигрантские интеграционные стратегии лежат в континууме «ассимиляция — шовинизм» и детерминируются множеством факторов социальной и психологической природы [7]. Степень согласованности взаимодействия между личностью и обществом определяется посредством механизмов обратной связи. Обратная связь может быть положительной, в случае, если это взаимовлияние оказывает положительное, организующее воздействие на динамическое развитие явления, и отрицательной — в случае, если это взаимовлияние ведет к статическому воспроизводству и сохранению явления [2].
В случае совпадения стратегии интеграции самого мигранта со стратегией интеграции, признанной доминирующей в социуме, мы имеем положительный характер обратной связи (согласованное взаимодействие). В случае несовпадения стратегий возникает отрицательная обратная связь — конфликтное взаимодействие между мигрантом и социумом. Положительная обратная связь влечет за собой динамику развития системы «личность мигранта», но только в коэволюции (взаимопроникновении, взаимодополни-тельности, интеграции) с системой «общество». Это условие является, с одной стороны, фактором, поддерживающим состояние стабильности внутренних параметров принимающей социальной системы, а с другой — залогом эволюции системы «личность мигранта» в структуре данной социальной системы.
Так, стратегия мигранта на включение (собственно интеграцию) с соответствующей линией поведения в условиях «жесткой» системы, ориентированной на ассимиляцию, сегрегацию, маргинализацию или апартеид мигрантов, вызовет отрицательную обратную связь среды, выраженную в жестоких конфликтах. Закрытая по отношению к мигрантам социальная
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
среда не предполагает широкого поля возможных путей их развития. Сценарии жестко детерминированы внешними условиями. Результат интеграции, адекватный для принимающей системы, — маргинализация мигрантов. Относительно бесконфликтная стратегия интеграции для мигранта — ориентация на добровольную сегрегацию или маргинализацию. Механизмы управления процессом со стороны среды — сдерживание, жесткий контроль, геттоизация.
Напротив, проявление мигрантом интеграционной стратегии на добровольную сегрегацию, маргинализацию, выраженных в пассивной модели поведения в условиях среды, генеральной линией интеграции мигрантов в которой является включение или плюрализм, так же вызовет отрицательную обратную связь среды. Однако в этом случае управляющее воздействие будет носить позитивный, «воспитательный» характер с целевой установкой на развитие и укрепление механизмов саморазвития и саморегуляции системы «личность мигранта». Механизмы управления процессом со стороны среды разнообразны: сдерживание и контроль в направлении профилактики маргинализации, люмпенизации мигрантов, содействие в адаптации, создание условий для установления и поддержания контактов с аборигенами (посредством диффузного расселения) и др.
Таким образом, стратегии интеграции мигрантов детерминируются характером внутренней структуры системы, характером внешних связей системы, интересами и целями ее развития. Несмотря на то, что систем открытого или закрытого типа в чистом виде в природе не существует, необходимо заметить, что социальные системы, характеризуемые нами как закрытые или «жесткие» по подавляющему большинству признаков, на сегодняшний день не являются адекватными условиям современности, в частности, тенденциям глобализации. В контексте современности такие системы являются регрессирующими. Системы же, характеризуемые нами по подавляющему большинству признаков как открытые или «мягкие», являются адекватными требованиям времени и мировым тенденциям к всеобщей интеграции. Кроме того, интеграционные стратегии «мягкого» либо промежуточного типа являются базисом для развития социальных технологий и институтов управления процессами социальной интеграции мигрантов в сферы общественной жизни.
Научная новизна результатов данного исследования заключается в рассмотрении феномена социаль-
ной интеграции в рамках социального измерения теории самоорганизации с целью позиционирования социальной интеграции мигрантов и как важного фактора самоорганизации, и как механизма социального управления системами в условиях энтропии. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов лекций по социологии, философии, теории социальной работы и в практической деятельности служб социальной помощи мигрантам.
Библиографический список
1. Юдина, Т. Н. Миграция: словарь основных терминов [Текст] : учеб. пособие / Т. Н. Юдина. — М. : Издательство РГСУ; Академический проект, 2007. — 472 с. — ISBN 978-5-7139-0526-2 (Издательство РГСУ); ISBN 978-5-8291-0882-3 (Академический проект).
2. Шалаев, В. П. Синергетика социального управления [Текст] : учеб. пособие / В. П. Шалаев. — Йошкар-Ола : МарГТУ, 2005. - 260 с. - ISBN 5-8158-0497-5.
3. Шалаев, В. П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире : научн. издание [Текст] / В. П. Шалаев. — Йошкар-Ола : МарГТУ, 1999. — 272 с.
4. Шалаев, В. П. Синергетика человека, общества, природы: управленческий аспект [Текст] : учебн. пособие / В.П. Шалаев. — Йошкар-Ола : Марийский государственный технический университет, 2000. — 134 с. — ISBN 5-8158-0086-4.
5. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб. : Норинт, 1998. — 1536 с. — ISBN 5-7711-0015-3.
6. Социальная политика: Энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. д.э.н., проф. Н. А. Волгина ; отв. ред. д.ф.н. Т. С. Сулимова. — М. : Академический Проект; Трикста, 2005. — 688 с. — («Gaudeamus»). ISBN 5-8291-0587-Х (Академический проект) ISBN 5-902358-56-6 (Трикста).
7. Юдина, Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления [Текст] / Т. Н. Юдина. — М. : ИЬд^іелско-ісргшїксргсрЕцижДаиксвиК“», 2004. — 399 с. — ISBN 5-94798-457-1.
ГОРИНОВА Елена Валерьевна, аспирантка, ассистент кафедры социальных наук и технологий. Адрес для переписки: e-mail: Elena_Gorinova@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.10.2009 г.
© Е. В. Горинова
Книжная полка
Бессонов, Б. Н. История и философия науки [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. — М. : Высш. образование, 2009. — 394 с. — (Основы наук). — Библиогр.: с. 392-394. — ISBN 978-59692-0382-2.
Данное учебное пособие призвано помочь аспирантам и соискателям ученых степеней подготовиться к кандидатскому экзамену по новой дисциплине «История и философия науки». Опираясь на историко-философский фундамент, идеи и концепции выдающихся философов, связанные с развитием науки и научного познания, общественно-исторической практики человечества, в данном пособии анализируются проблемы истории и философии науки. Рассмотрены такие важные проблемы, как возникновение науки, основные стадии ее исторической эволюции; динамика науки как процесса порождения нового знания; структура научного знания; научные традиции и научные революции; типы научной рациональности; позитивистские, неопозитивистские, постпозитивистские и т. п. концепции философии науки и др. Одна из лекций посвящена специфике познания и социально-гуманитарных науках.