УДК 338.439.6
SOCIAL INFRASTRUCTURE OF RURAL SETTLEMENTS
OF THE TYUMEN REGION
Miloenko Elena Vasilevna, federal state educational institution of higher professional education "State agrarian university of Northern Zauralye" Tyumen
Abstract. The article presents the evaluation of the quality of life in rural areas of the Tyumen region. The author analyzes the changes in social infrastructure and the availability of comfortable conditions of accommodation in the village. The results of the study show the reduction of rural settlements in the region and inadequate level of livabil-ity in rural residential areas, which negatively affects the preservation of rural lifestyle and food security of the region and Russia.
Keywords: The quality of life of rural residents, rural areas, social infrastructure
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Милоенко Елена Васильевна, ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
Аннотация. В статье представлена оценка качества жизни населения в сельских территориях Тюменской области. Автор анализирует изменение социальной инфраструктуры и наличие комфортных условий проживание на селе. Результаты исследования свидетельствует о сокращении сельских поселений в регионе и о недостаточном уровне благоустроенности сельских жилых помещений, что негативно влияет на сохранение сельского уклада жизни и продовольственную безопасность области и России.
Ключевые слова: качество жизни, сельские жители, сельские территории, социальная инфраструктура
Ситуация в аграрном секторе экономики России плачевна: рентабельность и зарплата сотрудников сельскохозяйственных предприятий снижаются, сельские поселения остаются без жителей.
По уровню социального развития сельская местность резко отличается от городской по качеству жизни населения (образование, здоровье). Натуральные доходы за счет личного
подсобного хозяйства обеспечивают необходимый минимум
12
питания для жителей, но проблема массовой сельской бедности, безработицы и алкоголизма актуальна в современной России. Поэтому необходимо своевременное решение социальных вопросов сельских территорий, сокращение разрывов в уровне жизни сельского и городского населения.
В Тюменской области в 2013 году насчитывалось 717,6 тыс. чел. сельских жителей (20,2 % численности жителей региона), проживающих в 1483 сельских населенных пунктах. Анализ сельских поселений Тюменской области по числу жителей представим в таблице 1.
За рассматриваемый период в области численность сельских поселений сократилась на 29 населенных пунктов, что объяснимо миграцией населения в город. Также прослеживается увеличение мельчайших поселений на 40 пунктов и мелких на 20 пунктов. Тревожным сигналом является тенденция роста населенных пунктов без жителей с 27 в 2009 году до 28 в 2013 г (39 в 2012 году), оголение территорий в сельской местности негативно для социально-экономической ситуации в регионе.
Таблица 1- Группировка сельских поселений по числу жителей*
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
ед. % ед. % ед. % ед. %
Число сельских населенных пунктов - всего 1512 100 1509 100 1512 100 1483 100
- мельчайшие 363 24,0 395 26,2 405 26,8 403 27,2
- мелкие 199 13,2 221 14,6 224 14,8 219 14,7
- средние 581 38,2 567 37,6 562 37,2 553 37,3
- крупные 207 15,7 175 11,6 171 11,3 170 11,5
- крупнейшие 162 10,7 151 10,0 150 9,9 138 9,3
* Составлено автором по данным органа государственной статистики [15]
К объектам социальной инфраструктуры, как правило, относят учреждения культуры, образования, здравоохранения и спорта. Проанализировать обеспеченность населения социальной инфраструктурой можно путем сопоставления статистических данных с нормативами, установленными в законодательном порядке. В советское время были разработаны санитарные нормы и правила, которые строго регламентировали
13
обеспеченность населения магазинами, библиотеками, школами, больницами (в расчете на 1000 жителей).
В настоящее время в литературе сравниваются только фактические показатели с максимальным эталоном по России, что недостаточно. Большое влияние на уровень жизни сельского населения оказывают комфортные условия жизни, представим их в таблице 2.
Таблица 2. Оценка социально-инженерной инфраструктуры сельских территорий
Тюменской области
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Число сельских населенных пунктов, единиц 1512 1509 1512 1483
Численность сельского населения, тыс. чел. 741,7 737,5 742,3 717,6
Весь жилищный фонд в сельской местности, тыс. кв. метров 14718,0 15141,8 15269,6 15263,1
по формам собственности:
Частная 11655,5 12103,0 12293,6 12354,2
Государственная 397,8 375,3 369,0 323,1
Муниципальная 2615,6 2611,6 2556,3 2257,8
Другая 49,1 51,9 50,7 164,6
Ввод в действие, километров:
- водопроводных сетей 22,5 0,8 10,0 4,1
- канализационных сетей - 6,1 - -
- тепловых сетей - 4,3 - -
- газовых сетей 107,6 173,7 166,6 128,1
- автомобильных дорог с твердым покрытием 248,4 87,2 75,2 3,2
* Составлено автором по данным органа государственной статистики [15]
Анализ цифровых данных таблицы 2. показывает неоднозначную ситуацию по развитию социальной инфраструктуры села. Так прослеживается неблагоприятная тенденция ежегодного снижения строительства и введения в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и дорог.
Оценка благоустройства жилья сельских поселений региона представлена в таблице 3.
Таблица 3- Анализ благоустройства жилых помещений сельских домохозяйств Тюменской области
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Домашние хозяйства, занимающие
отдельную квартиру 51,0 58,0 39,0 8,0 61,0
отдельный дом, часть дома 49,0 42,0 59,0 92,0 39,0
Домашние хозяйства, проживающие в жилье, оборудованном
центральным водопроводом 29,2 79,5 61,9 12,4 93,3
водоотведением (канализацией) 17,9 61,9 27,7 6,4 56,8
центральным отоплением 23,3 76,3 36,2 9,4 59,3
горячим водоснабжением 17,9 76,3 35,6 9,4 62,3
ваннами (душем) 20,6 76,3 39,7 9,4 62,3
газом (сетевым, сжиженным) 60,9 38,3 39,0 47,8 31,8
Телефоном 48,1 82,2 71,8 40,0 65,4
*Составлено автором по данным органа государственной статистики [15]
Доля обеспеченности жилых помещений сельских поселений водопроводом, отоплением, горячим водоснабжением, канализацией ежегодно увеличивается, что повышает уровень жизни населения. С другой стороны, наблюдается старение жилого фонда в селе, нехватка финансовых ресурсов населения для покупки построенного жилья.
При вводе в эксплуатацию новых объектов газовых сетей (973,2 км за 5 лет) уровень газификации сельской местности региона снизился за рассматриваемый период на 1,8 п. п., и составил в 2013 году 31,8 %. Для сравнения: газификация сельских поселений региона в 1995 году составляла 59, 4 %, 2005 году - 59, 3%, (жители использовали сжиженный газ из баллонов). Эта ситуация свидетельствует об неэффективных финансовых вложениях, повторном вводе и ремонте сетей, дорогостоящей стоимости подключения природного газа для населения (оплата услуг, приобретение дополнительного оборудования). Вместе с тем, газификация и обеспеченность комфортными жилищными условиями сельских территорий области остается средней в масштабах России.
Основными результатами развития территории, по мнению чиновников Правительства России, считается ежегодный рост ввода в эксплуатацию жилых помещений и обеспеченность жильем на 1 жителя области. Вместе с тем, по нашему мнению, этот показатель не может служить объективным критерием повышения качества жизни населения, как было в советской России: построили дом - бесплатно переселили граждан в новые квартиры. В современной России население приобретает квартиру (частный дом) за счет собственных средств или ипотечных кредитов, которые ложатся тяжким бременем на семейный бюджет заемщика, от которого можно услышать фразу: «взял в ипотеку квартиру, вернешь - три» [12].
Часто получается парадоксальная ситуация, когда проценты по ипотечным кредитам в несколько раз превышают сумму долга заемщика и уровень инфляции в стране. В Тюменской области проводятся специальные программы по обеспечению квартирами военнослужащих, молодых семей и специалистов, хотя условия предоставления субсидий очень жесткие: требования к высокой зарплате, наличию собственного капитала и другие.
А что делать другим категориям населения, в частности сельским жителям? Они просто не в состоянии приобретать построенные квартиры по цене 60-150 тыс. руб. за 1 кв. метр при средней зарплате 6-10 тыс. руб. в месяц. Разве качество жизни населения может повыситься при строительстве элитного жилья в регионе, недостатка которого в нашей области не наблюдается? Поэтому нужны государственные меры по снижению ставок по банковским кредитам, например, в мировой практике применяются ставки 2-3 % по ипотечным программам.
Поэтому, на наш взгляд, нужно выдавать субсидированные кредиты с пониженной процентной ставкой для обустройства молодых семей и специалистов в сельской местности, что позволит создать достойные условия жизни для населения Тюменской области.
Библиографический указатель:
1. Айдарбекова А.Т. Развитие мясного производства и совершенствования отраслевой структуры мясного подкомплекса // Агропродовольственная политика России. - 2013. -№ 3. - С. 74-77.
2. Буторина Г.Ю. Диверсификация как важнейшее условие устойчивого функционирования сельских хозяйств // Академический вестник. - 2009. - № 4. - С. 195-201.
3. Вахитова З.Т. Малый бизнес в сельском хозяйстве Тюменской области // Наука и Мир. - 2014. - № 4(8). - Том 2. - С. 20-21.
4. Вахитова З.Т. Особенности развития сельского туризма в Тюменской области // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 2 (6). - С. 53-58.
5. Вахитова З.Т. Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях ВТО // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 6 (39). - С. 76-78.
6. Милоенко Е.В. Оценка уровня жизни населения в сельских территориях Тюменской области // Агропродовольственная политика России. - 2014. - № 5 - С. 44-46.
7. Милоенко Е.В. Актуальные вопросы устойчивого развития сельских территорий // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т. 179. - С. 487- 492.
8. Милоенко Е.В. Качество жизни населения - основной критерий устойчивого развития сельских территорий // Наука и Мир. - 2013. - № 4. - С. 126-127.
9. Милоенко Е.В. Основные социально-экономические показатели устойчивого развития сельских территорий в Тюменской области // Научно-исследовательские публикации. -2014. - № 2 (6). - С. 48-52.
10. Милоенко Е.В. Современная концепция и основные индикаторы устойчивого развития сельских поселений Тюменской области // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 6(36). - С. 56-59.
11. Милоенко Е.В. Состояние агропромышленного производства и основные направления поддержки сельских территорий в Тюменской области // Наука и Мир. - 2014. - № 2 (6). - Том 2 . - С. 58-59.
12. Милоенко Е.В. Формирование социальной инфраструктуры сельских территорий региона как критерий качества жизни населения // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 8. - С. 312-315.
13. Новикова Н.Ю. Развитие малых форм хозяйствования аграрного сектора АПК региона // Агропродовольственная политика России. - 2013. - № 4 (16). - С. 19-21.
14. Шилова В.В. Государственное регулирование устойчивого развития сельских территорий // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 37. - № 4. - С. 68-70.
15. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tumstat.gks.ru
Статья поступила в редакцию: 27.01.2015