СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
УДК 330.34
социальная инфраструктура региона, формируемая на основе результатов актуарных пенсионных расчетов
О. а. дОнИЧЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления инвестициями и инновациями E-mail: donoa@vlsu. ru
а. в. новикова,
аспирантка кафедры экономики и управления инвестициями и инновациями E-mail: annushka_nov@mail. ru Владимирский государственный университет им. А. Г. и н. Г. столетовых
В статье анализируются проблемы преодоления дефицита бюджета пенсионной системы РФ и регионов. В качестве адекватной меры предложено расширенное развитие накопительной системы пенсионного страхования с помощью создания дополнительных элементов социальной инфраструктуры в регионах. Размеры элементов социальной инфраструктуры должны формироваться в зависимости от результатов актуарных прогнозов по каждой территории. В связи с этим разработана методика расчетов стратегической потребности финансовых средств по городу или региону на перспективный период.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, актуарный прогноз, алгоритм программного обеспечения, сбалансированность пенсионной системы.
Прогнозирование параметров развития пенсионной системы Российской Федерации при всей важности стоящей задачи становится делом, казалось бы, повседневным для российской власти. С другой стороны, это весьма важная проблема, вызывающая ее постоянную озабоченность.
Главными причинами этого являются нарастающая в перспективе угроза дефицита Пенсионного фонда РФ, увеличение расходов на его покрытие и отчислений на эти цели из федерального бюджета. Поэтому забота о бездефицитности Пенсионного фонда РФ, обеспечении сбалансированности пенсионной системы приводят к необходимости поиска вариантов достижения бездефицитности покрытия будущих пенсионных расходов. В числе возможных вариантов называются:
- развитие и налоговое стимулирование корпоративных пенсионных программ;
- пересмотр льготных программ на соответствие их вредным условиям работы;
- принуждение работодателей, имеющих рабочие места с ненадлежащими, вредными условиями труда, к их модернизации и реконструкции в целях обеспечения менее вредных условий работы.
Одной из мер считается также повышение возраста выхода на пенсию. На это косвенно, по мнению ряда ученых, нацелены проводимые пенсионные реформы, связанные с изменением всей
концепции пенсионного обеспечения, переходом на полностью страховые принципы, расчетом пенсии на основе всех уплаченных взносов и ожидаемой продолжительности ее получения [4].
Для гарантирования социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе предполагается устанавливать актуарно обоснованный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также содействовать формированию достойных пенсий средне- и высокодоходным категориям граждан в рамках формирования полноценной системы добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения [7].
Но как будут осуществляться указанные меры -не совсем понятно. Ведь добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение означают не что иное, как накопительную систему финансирования будущей пенсии. но предложения об отказе от накопительной системы в целях финансирования пенсий звучат все чаще. Более того, у Правительства РФ появилось некоторое недоверие к накопительному компоненту пенсий якобы на том основании, что за 10 лет система управления пенсионными накоплениями себя не оправдала, а реальные доходы инвестирования крайне малы. Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ по этому компоненту - около 300 млрд руб. В определенных кругах появилось мнение, что население нашей страны не склонно к добровольному накоплению. А это значит, что экономика лишится «длинных денег» [3].
на взгляд авторов, данные утверждения не вполне соответствуют действительному положению дел. Проблема кроется в неумелой организации инвестирования средств, полученных от накопительной части пенсионных вложений. И если Правительство России примет решение отказаться от накопительной системы, то тем самым будет совершена серьезная ошибка в вопросах определения источников финансирования будущих пенсионных выплат и сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.
Проблемы общеизвестны: они на виду. Чтобы их решить, следует отменить правило, обязывающее направлять накопления пенсионного фонда только в государственные ценные бумаги, разрешить управляющим компаниям (УК), действующим в интересах негосударственных пенсионных фондов (нПФ), инвестировать накопления и резервы не
только в акции и облигации российских компаний, торгующиеся на ММВБ, и депозиты российских банков. Доходы от них мизерны. Тормозят их рост и ограничения по срокам вложений: их тоже надо снять. Настало время разрешить НПФ (а возможно, и ГУП) вкладывать определенную часть своих активов в хедж-фонды, фонды прямых инвестиций, венчурные и иные проекты, сняв также ограничения.
Ограничения по инвестированию пенсионных средств по срокам вложения в один год являются для НПФ и Ук не длинными ресурсами (как на Западе), а пассивами сроком на 12 мес. Поэтому управляющие компании и не хотят инвестировать эти средства в акции. В течение одного года фондовый рынок способен демонстрировать не только положительную, но и отрицательную динамику. Это значит, что компания может показать отрицательный результат. одновременно с накопительной системой пенсионного обеспечения необходимо всесторонне развивать государственную политику софинан-сирования пенсий. За 2011 г. свои накопления из Внешэкономбанка (ВЭБ), НПФ и УК перевели 4,5 млн чел., а программой софинансирования пенсий воспользовались 7,7 млн чел. Однако, по мнению авторов, размер государственного софинансирования должен быть значительно увеличен и составлять не 12 тыс. руб. в год, а 48 или даже 120 тыс. руб.
И эта проблема, с точки зрения ее пропаганды и вовлечения в систему софинансирования новых будущих пенсионеров, также должна быть предметом заботы вновь создаваемых подразделений пенсионной инфраструктуры регионов совместно с общественными организациями. Авторы глубоко убеждены, что накопительные формы формирования будущих пенсий - самый эффективный выход из складывающегося положения с возрастающим дефицитом бюджета пенсионного фонда. Значимость решения этой проблемы следует разъяснять населению как важнейшую и первейшую необходимость, избежать которой не представляется возможным. этим и должны заниматься подразделения новой социальной инфраструктуры.
Авторы полагают, что для средних и младших возрастов будущих пенсионеров акцент нужно сделать на повышении эффективности накопительного компонента и ужесточении правил «входа» в распределительную пенсионную систему. Для самых молодых (тех, кто только выходит на рынок труда) целесообразно предусмотреть радикальное изменение всей парадигмы пенсионного обеспечения.
Классическая пенсионная система может заменяться любыми добровольными инвестициями в финансовые активы, человеческий капитал, недвижимость и т. д. Роль государства должна сводиться к страхованию от бедности в случае нетрудоспособности. Такой подход, по мнению отдельных ученых, позволит в течение двух поколений мягко демонтировать устаревший социальный институт государственного пенсионного обеспечения. Чтобы эти изменения были безболезненными для общества, начинать их необходимо уже сейчас. При этом важно честно объявить гражданам о том, какая пенсионная система будет ожидать каждое поколение [6].
как представляется авторам, в подобных высказываниях имеется рациональное зерно. В то же время в целях увеличения пенсионных поступлений важное значение придается продолжению трудовой деятельности пенсионеров взамен повышения возраста выхода на пенсию. Пока тот сегмент рынка труда, на котором присутствуют работники пенсионного возраста, функционирует на основе саморегулирования: кто может и хочет работать и находит работу для себя - тот работает, остальные - нет. В ближайшие годы рынок труда будет испытывать недостаток предложения. Поэтому стремление удерживать пенсионеров на рынке труда может казаться естественным. Но чрезмерное всеобщее вовлечение в экономическую деятельность пожилых людей (часто с не очень хорошим здоровьем) способно затормозить развитие экономики [1].
К сожалению, проблемой развития накопительной системы пенсионных взносов в России по существу никто (кроме подразделений Пенсионного фонда РФ) серьезно не занимается. На взгляд авторов, больше внимания должны уделять ей федеральные, региональные и муниципальные органы власти. На каждом из этих уровней необходимо сформировать соответствующие подразделения социальной пенсионной инфраструктуры, в обязанность которых будет входить деятельность по рекламированию, пропаганде, подтверждению эффективности применения и развитию среди работодателей и населения накопительных методов увеличения пенсионных отчислений. Без существенной поддержки органов власти одному Пенсионному фонду РФ с этим не справиться. В составе указанной инфраструктуры активно могли бы работать и общественные организации, а также молодежные отделения общероссийских партий и движений. Ведь успех развития накопительной
системы пенсий станет тогда и их достижением.
Социальная инфраструктура региона в связи с этим приобретает особое значение. В настоящее время с полным основанием выдвигается тезис о том, что она не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование любой социально-экономической системы [5].
Но прежде чем формировать содержание разделов социальной инфраструктуры, следует проиллюстрировать заявленный алгоритм специального программного обеспечения, создаваемого на основе метода актуарных расчетов, позволяющий производить вычисления потребности в финансовых средствах для выплат всему объему лиц пенсионного возраста по городу или региону [2].
Разработана блок-схема алгоритма интерполирования с помощью полинома Лагранжа, порядок расчета которого интерпретирован применительно к пенсионным расчетам [8]. Логический смысл реализации данного алгоритма заключается в том, что вводится массив данных со средними размерами пенсий и численностью пенсионеров X., Y за прошлые N лет по видам пенсий, соответственно задается величина прогнозного периода I. Данные интерполируются. На выходе получаем прогнозируемые численность пенсионеров на заданный период времени, средний размер пенсий для них и объем расходов на финансирование их выплат.
В соответствии с данным алгоритмом задача интерполирования решается следующим образом. На отрезке [а; Ь] заданы п + 1 точки х0,х1 ,х2,...,хп, которые называют узлами интерполяции, и значение некоторой функции / (х) в этих точках:
/( х0 ) = Уо, /( х1 ) = У , Д Х2 ) = У2 ^ /(хп ) = Уп . Требуется построить интерполирующую функцию F (х), принадлежащую известному классу и принимающую в узлах интерполяции те же значения, что и /(х):
Р(Х0 ) = Уо, Р(Х1 ) = У1, Р(Х2 ) = У2 ^ Р(Хп ) = Уп. (1) геометрически это означает, что нужно найти кривую у = F(x) определенного типа, проходящую через заданную систему точек Мг (хг, Уг ), где (/ = 0, 1, 2,..., п).
В такой общей постановке задача может иметь бесчисленное множество решений или не иметь их совсем. однако она становится однозначной, если вместо произвольной функции Р(х) искать полином Рп (х) степени п, удовлетворяющий условиям (1), т. е. такой, что Рп(хо) = Уо, Рп(х1) = Уl, Рп(Х2) = У 2,..., Рп (хп) = Уп.
Полученную интерполяционную формулу у = F(x) обычно используют для приближенного вычисления значений данной функции /(х) в точках х, отличных от узлов интерполирования. Такая операция называется интерполированием функции /(х).
При интерполировании с помощью полинома Лагранжа задается п + 1 табличное значение (х{, у{), где 1 = 0,1,...,«. Предполагается, что точки х1 ,у{ принадлежат кривой у = /(х) в интервале х0 < х< хп. Интерполяционный многочлен при этом принимает следующий вид:
Ьп (X ) = У0Ь0 (х) + У А (х) + ... + УпРп (x), где все Ь. (х) - многочлены степени п, коэффициенты которых можно найти с помощью п +1 уравнений
4 (X ) = Уг, 1 = 1,2,...,П.
В результате получим систему уравнений УоЬ0 (х0 ) + У1Ь1 (х0 ) + ... + УгРп (х0 ) = Уо,
................................................................ (2)
У0Ь0 (хп ) + У1Ь1 (хп) + ... + УпЬп (хп) = Уп .
Если значения Ь. (хг) выбраны так, что
Г° при 1 ф Ь. (Хг) Ч . . , (3)
[1 при 1 = ]
то записанные уравнения (2) будут удовлетворены. Условие (3) означает, что любой многочлен Ь(х) равен нулю при каждом х., кроме х Следовательно, в общем случае многочлен Ь(х) имеет следующий вид:
Ь (х) = С. (х - Х0)(х - х)...
...(х - х.-1)(х - х^+1)...(х - хп).
Так как Ь. (х.) = 1, то коэффициент С. является выражением
С] = 1/(х. -х0)(х. -х)...
...(х] - х]-1)(х] - х]+1)...(х] - хп).
Наконец, для искомого многочлена получаем У.(х - х0)(х - х)...
Ь(х) = £ ...(х-х]-1)(х-х]+1 )...(х-хп) . (4)
]=0 (х] х0)(х] х1 )...
...( х] - х]-1 )(х] - х]+1 )...(х] - хп )
Введя обозначения
Ь].(х) = (х - х0)(х - х)...
...(х - х]_1)(х - х]+1)...(х - хп ), можем записать полученный многочлен в следующем виде:
^ Ь , (х) Ьп(х) = ^ Л '
у .
]=0Ь ](х]у
Несложно найти количество операций, необходимых для вычисления значения интерполяционного полинома в какой-либо точке. Если вычислять интерполяционный полином прямо по формуле (4), то для вычисления каждого из п + 1-го произведений п х - х .
п
]=0 хкх] ]Ф к
требуются п делений, п - 1 умножение и 2п сложений (вычитаний). Далее, когда произведения найдены, для вычисления суммы требуются п + 1 умножений и п сложений. То есть получается, что для каждого значения х вычисление Ь (х) требует порядка п1 операций.
Если требуется найти значения интерполяционного полинома в достаточно большом числе точек, то можно поступить более эффективным способом. Сначала вычислить все значения
„ _ Ук
п (хк - х]у
]=1,2,...,п+1 ]*к
за п - 1 умножений, п сложений и 1 деление (эта операция делается для данного интерполяционного полинома только один раз перед вычислением его значений в точках), а затем находить значения интерполяционного полинома по формуле Ьп(х) = ^(х) ■ .(х),
п+1
где х) = П (х - хк);
К х) = £
к =1
х хь
При таком способе вычисления значения интерполяционного полинома в конкретной точке требуется предварительная работа порядка п2 операций. Зато для каждого значения х время вычисления интерполяционного полинома требует порядка п операций. В знаменателе в выражении для функции 5(х) находится разность х - хк однако при х = хк значение интерполяционного полинома вычислять не требуется, оно известно и равно ук.
На основании представленной методики выполнены расчеты до 2020 г. включительно динамики средних размеров трудовой пенсии, динамики расходов на выплату трудовой пенсии по видам, коэффициента замещения трудовой пенсии по старости (рис. 1, 2, 3).
к=1
г
к
Как следует из анализа данных рис. 1, максимальный рост (в 14,9 раза) приходится на средний размер трудовых пенсий (ТП) по случаю потери кормильца (СПК): до значения 10 798 руб. в 2020 г. (724 руб. - в 2002 г.). Примерно одинаково увеличились средние размеры пенсий по старости (в 10,8 раза) и инвалидности (в 10,5 раза). При этом соотношение среднего размера ТП по старости и инвалидности от 2002 г. к 2020 г. практически не изменится (80 и 78 % - размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности от размера пенсии по старости). Средний размер пенсии по случаю потери кормильца в 2002 г. составлял всего 50 % от размера трудовой пенсии по старости. К 2020 г. соотношение вырастет до 69 %.
Как показывают произведенные расчеты, в целом расходы на финансирование выплаты трудовой пенсии будут увеличиваться: к 2020 г. - в 10,8 раза -до 79,2 млрд руб. (7,3 млрд. руб. - в 2002 г.). Наибольший рост (в 11,6 раза) приходится на пенсии по старости - до 72,2 млрд руб. в 2020 г. (6,2 млрд руб. - в 2002 г.). При этом доля на финансирование выплаты пенсий по старости в общем объеме расходов растет. Она составит в 2020 г. 91,2 % против 85 % в 2002 г. Наибольшее снижение (на 4,9 п.п. к
2020 г. по сравнению с 2002 г.) доли расходов приходится на выплату пенсий по инвалидности. Это связано в первую очередь с переходом пенсионеров-инвалидов, достигших общеустановленного пенсионного возраста, на пенсию по старости. В связи с вступлением в действие Федерального закона от 24.07.2009. №2 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 2010 г. были увеличены трудовые пенсии за «советский стаж». Потребность в средствах на финансирование валоризации, рассчитанных в финансовой модели, на 2010 г. составила 6,0 млрд руб. К окончанию прогнозного периода (2020 г.) она вырастет на 160 % -до 9,6 млрд руб.
Наиболее наглядной характеристикой уровня жизни пенсионеров являются динамика размера
Рис. 1. Динамика средних размеров трудовой пенсии во Владимирской области в 2002-2020 гг., руб.: 1 - трудовая пенсия по старости; 2 - трудовая пенсия по инвалидности; 3 - пенсия по случаю потери кормильца;
4 - темп роста трудовой пенсии, % (правая шкала)
250%
200%
150%
-• 100%
50%
20021
2004
2006
2008
2010
2012
2014
2016
2018
2020
Е22 Расходы на выплату ТП по старости ^^Потребность в средствах на валоризацию —С^Темп росга рапидов на ТП ни СПК
ЕЖ] Расходы на выплат}'ТП по инвалидности —О—Темп роста расходов на ТП пп старости
I Расходы на выплат}* ТП по СПК
•Темп роста расходов на ТП по инвалидности
Рис. 2. Динамика расходов на выплату трудовой пенсии по видам во Владимирской области
в 2002-2020 гг., млрд руб.: ТП - трудовая пенсия; ТП по СПК - трудовая пенсия по случаю потери кормильца; темп роста отражен в процентах (правая шкала)
назначенной пенсии и его соотношение с заработной платой и величиной прожиточного минимума пенсионера.
Коэффициент замещения (КЗ) пенсией утраченного заработка определяется соотношением среднего размера пенсии и среднего размера заработной платы в регионе. В ходе исследования коэффициент замещения утраченного заработка для пенсионеров Владимирской области был рассчитан как отношение среднего размера пенсии по старости к среднемесячной зарплате в регионе за период 2002-2020 гг. (рис. 3).
Следует отметить, что полученные по расчетам значения коэффициента замещения утраченного заработка по Владимирской области оказались выше средних показателей КЗ по стране. Это связано в первую очередь с тем, что размер среднемесячной заработной платы в регионе значительно ниже российского показателя по зарплате, а средние размеры пенсий в области сопоставимы с общероссийскими значениями. Владимирская область относится к регионам, в которых сложилась ситуация, характеризующаяся превышением расходов регионального отделения Пенсионного фонда РФ над объемом
собираемых взносов, т. е. дотационным. Для выполнения всех обязательств по обязательному пенсионному страхованию и покрытия дефицита в бюджет областного отделения Пенсионного фонда РФ поступают трансферты из федерального бюджета.
Таким образом, на основании выполненного анализа можно сделать ряд выводов. Существующая государственная пенсионная система и ее отделения в регионе не в состоянии обеспечить даже в ближайшей перспективе текущий уровень пенсионных выплат. На более длительный период (до 2050 г.) и в регионе, и в стране в целом будет наблюдаться дефицит источников финансирования расходов Пенсионного фонда РФ. Ситуация будет усложняться ростом количества пенсионеров по сравнению с числом работающих. Поэтому большинство регионов страны не имеет возможности без привлечения дополнительных средств обеспечивать финансовые пенсионные потребности. Складывающаяся обстановка с выплатой пенсий может вызвать определенную социальную напряженность.
По мнению авторов, выход из этой ситуации может быть в расширенном развитии накопитель-
60 ООО
50 000
40 000 -
30 000 -
20 000
10 000
70%
60%
- 50®/о
40%
30%
20%
10%
2002 2004
2006
2008 2010
2012 2014 2016 2018
2020
1ТП
по старости
ЕПШШ Сред немесячная заработная: плата
'Коэффициент замещения ТП по старости
Рис. 3. Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка во Владимирской области в 2002-2020 гг.:
левая шкала - руб; правая шкала - проценты
ной системы финансирования будущих пенсионных расходов. Для улучшения создающегося положения, на взгляд авторов, необходимо развитие в регионах соответствующей социальной инфраструктуры (рис. 4).
На территориях субъектов Федерации в настоящее время функционируют региональные отделения Пенсионного фонда РФ и районные управления. Для решения задач будущего актуарного оценивания создана специальная актуарная служба в системе самого фонда, функционирующая как на центральном, так и на региональном уровнях. Данное подразделение решает задачу формирования на базе региональной статистической и ведомственной отчетности массивов информации, необходимых для проведения актуарных исследований, и передачи демографических и экономических показателей развития региона в информационный банк данных центрального уровня.
Однако этого совершенно недостаточно. Соответствующие подразделения должны быть созданы
не при Пенсионном фонде РФ, а в региональных
Рис. 4. Предлагаемая модель формирования социальной инфраструктуры в регионе
и муниципальных администрациях. Они будут работать с предприятиями и населением, объясняя им сложность ситуации, пропагандируя и развивая новые формы накопительного страхования, по возможности участвуя в пенсионном финансировании за счет регионального бюджета, формируя территориальные программы перспективного социального обеспечения.
Предложенные авторами программное обеспечение, алгоритм и методика перспективных актуарных пенсионных расчетов уже сейчас поз-
воляют определить необходимые объемы финансирования будущих пенсий по району либо региону. Они и должны использоваться соответствующими структурами для развития накопительной системы пенсионного страхования.
Все это означает, что при решении стратегических вопросов развития пенсионной системы следует не только базироваться на точных актуарных расчетах, но и предусматривать меры организационно-политического характера. Эти меры подразумевают активизацию деятельности региональных органов власти по пропаганде и расширенному внедрению зарекомендовавших себя в мировой практике методов накопительного формирования пенсионных активов, предназначенных для инвестиционных вложений в целях наращивания пенсионных фондов.
Список литературы
1. Вишневский А., Васин С., Рамонов А. Возраст выхода на пенсию и продолжительности жизни // Вопросы экономики. 2012. № 9.
2. Доничев О. А., Новикова А. В. Развитие социальной инфраструктуры актуарных пенсионных расчетов в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 27.
3. Карпенко У. Пенсии короткого горизонта. 2012. URL: http://kleiner.ru/arpab/pens_ru_2021.html.
4. Малеева Т. М., Синявская О. В. Повышение пенсионного возраста: pro et contra // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 8.
5. Назаров В. Будущее пенсионной системы: параметрические реформы или смена парадигмы? // Вопросы экономики. 2012. № 9.
6. Опарина С. И. Учет прогнозных параметров развития пенсионной системы и формирований страховых тарифов в проекте федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2012. № 11.
7. Турчак Л. И., Плотников П. В. Основы численных методов: учеб. пособие. М.: ФИЗМАТЛИТ. 2005.
8. Яковенко Д. Борьба за шесть процентов // Эксперт. 2012. № 33.