КРУГЛЫЙ СТОЛ «СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ»
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 213-219. УДК 316.33
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
КАК ФОРМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ
SOCIAL INFRASTRUCTURE AS A FORM OF THE MODERNIZATION PROCESS INSTITUTIONALIZATION
И.А. Кох
I.A. Kokh
Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург Ural Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Servise under the President of Russian Federation, Ekaterinburg
Статья поступила в редакцию 8 июля 2015 г.
В статье рассматривается развитие социальной инфраструктуры региона. Социальная инфраструктура постоянно изменяется. В процессе развития общества возникают новые элементы инфраструктуры, в которых закрепляются изменения в экономике, политике, культуре. Закрепление новых элементов инфраструктуры происходит в нормативной и организационной форме, происходит институционализация изменений в социальной инфраструктуре. Понятие, сущность и содержание социальной инфраструктуры исследуются в ряде работ отечественных и зарубежных авторов, например в работах С.Г. Важенина, Е. Васькина, И.Л. Захаровой, В. Пациорковского, Ж.Т. Тощенко, еще ранее - в трудах ученых-экономистов И.Г. Александрова, Г.М. Кржижановского, С.Г. Струми-лина и других^ авторов. Понятие «социальная инфраструктура» изучалось с различных позиций зарубежными исследователями, в частности Р. Йохимсеном, К. Кларком, Р. Коузом, Р. Нурксе, А. Пизенти, Д. Россом, П. Розенштейн-Роданом, Ф.М. Шерером, А. Янг-соном и др. Выводы автора опираются на результаты проведенного эмпирического социологического исследования на Среднем Урале. Использованы методы: анализ экономической и социальной статистики, массовый опрос населения и экспертный опрос. Всего опрошено 1004 человека по репрезентативной выборке в Свердловской области. Опрос населения проводился методом интервью по месту жительства или по месту работы. Для качественного анализа представлены мнения 42 экспертов, занятых в самых различных сферах общества. Цель исследования - показать, как на практике закрепляются новые элементы социальной инфраструктуры, как институционализируются новые формы экономической и социокультурной жизни в регионе. В статье всесторонне анализируется роль социальной инфраструктуры в социокультурном развитии региона. Социальная инфраструктура закрепляет изменения в процессе модернизации общества. Она представлена как показатель уровня индустриального развития региона. Проанализирована социальная инфраструктура Свердловской области как одного из промышленно развитых регионов страны, структура и основные направления деятельности объектов социальной инфраструктуры. Обращается особое внимание на роль интернет-технологий в преобразовании социальной инфраструктуры, ее роль в предоставлении социальных услуг для населения.
The paper considers the development of social infrastructure of the region. Social infrastructure is constantly changing. In the process of the society development there are appear new elements of infrastructure, which fix changes in the economy, politics and culture. Consolidation of new infrastructure elements occurs in regulatory and organizational form, appears the institutionalization of the changes in social infrastructure. Concept, essence and content of social infrastructure are explored in a number of works by Russian and foreign authors, for example, in the works of S.G. Vazhenin, E. Vasikine, L.I. Zakharova, V. Paciorkowski, J.T. Toshchenko, earlier - in the works of economists I.G. Alexandrov, G.M. Krzhizhanovsky, S.G. Strumilin and other authors. The concept of "social infrastructure" have been studied from different perspectives by foreign investigators, in particular: R. Jochimsen, K. Clark, R. Coase, R. Nurkse, A. Pesenti, J. Ross, P. Rosenstein-Rodan, F.M. Scherer, A. Jansson and others. The author's conclusions are based on results of empirical sociological research in the Middle Urals. There are used the following methods: analysis of economic and social statistics, mass population survey and expert survey. All 1004 respondents were chosen by a representative sample of the region - Sverdlovsk region. The survey was conducted through interviews at the place of residence or place of work. For qualitative analysis there was held a survey of 42 experts working in various fields of society. The purpose of the study is to show how the new elements of social infrastructure are being created, as institutionalized new forms of economic and social cultural life in the region. The paper comprehensively analyzes the role of social infrastructure in social cultural development of the region. Social infrastructure secures changes in the process of modernization of society. Social infrastructure is presented as an indicator of the level of industrial development of the region. The article analyzes the social infrastructure of the Sverdlovsk region as one of the most industrially developed regions of the country, the structure and the main directions of activity of objects of social infrastructure. The article draws special attention to the role of Internet technologies in the transformation of social infrastructure, its role in providing social services to the population.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, отрасль, регион, социокультурное развитие, социальная сфера, институционализация.
Key words: social infrastructure, industry, region, sociocultural development, social sphere, institutionalization.
© И.А. Кох, 2015
214
И.А. Кох
Введение. Процессы модернизации в российском обществе охватывают все сферы жизнедеятельности человека. Они охватывают материальное производство, сферу услуг, сферы образования и здравоохранения, жилищно-бытовые условия и досуговую деятельность. Однако модернизация различных сфер жизнедеятельности человека происходит неравномерно, разными темпами и значительно различается между регионами. Для оценки степени модернизированности региона важно определить показатели, критерии для сравнения. Одним из таких системных показателей, на наш взгляд, является социальная инфраструктура муниципальных образований российских регионов, в которой опредмечиваются и закрепляются результаты модернизации последовательно на каждом этапе. Социальная инфраструктура показывает уровень институционализации изменений, произошедших в процессе модернизации социальных структур. Социальные изменения, вызванные модернизацией, закрепляются не только в новых правилах институционального порядка (в том числе законодательно), но и в организационных формах (новые организации, предприятия, услуги и технологии). Взятые в совокупности новые правила (ценности, нормы, технологии) и новые организационные формы вместе с существовавшими институциональными и нарождающимися неоинституциональными структурами в обществе отражают степень социокультурной модернизированности региона. Примерами могут служить возникновение новых роботизированных и автоматизированных производств, возникающие новые организации в сфере IT-технологий, интернет-магазины, «электронное правительство» и др.
Обзор литературы. Вопросы роли и места социальной инфраструктуры в общественном развитии рассматривались во многих работах прошлых и последних лет. Одной из первых работ в социологии была книга Ж.Т. Тощенко «Социальная инфраструктура: сущность и пути развития» [1]. В ней всесторонне рассмотрены содержание и тенденции развития социальной инфраструктуры, ее место и роль в обществе. В последующем было опубликовано немало работ на эту тему, в которых с различных сторон анализируются различные сферы социальной жизни. Еще раньше в отечественной науке социальную инфраструктуру исследовали ученые-экономисты И.Г. Александров, Г.М. Кржижановский, С.Г. Струмилин.
Понятие «социальная инфраструктура» изучалось с различных позиций зарубежными исследователями, в частности Р. Йохим-сеном, К. Кларком, Р. Коузом, Р. Нурксе [2], А. Пизенти, Д. Россом, П. Розенштейн-Рода-ном, Ф.М. Шерером, А. Янгсоном [3].
В работах С.Г. Важенина [4], Е. Вась-кина, В. Пациорковского, И.Л. Захаровой [5; 6; 7] и других авторов рассматриваются теоретические проблемы сущности и содержания социальной инфраструктуры, современные проблемы развития организаций социальной сферы в условиях передачи социальных объектов с баланса предприятий на баланс муниципальных образований. Следует заметить, что в последнее время недостаточно уделялось внимания проблемам развития производственной инфраструктуры, социальной инфраструктуры на промышленных предприятиях.
Практически во всех работах социальная инфраструктура рассматривается как результат развития системы жизнеобеспечения населения услугами: жилищными, бытовыми, образовательными, медицинскими, транспортными и др. Развитие социальной сферы рассматривается в зависимости от экономических показателей. Между тем в модернизированном обществе, на этапе становления информационного общества, развитие социальной сферы - сферы услуг, прежде всего информационных, должно иметь приоритет по отношению к другим отраслям экономики и сферам деятельности. Те страны, которые уже достигли этого уровня модернизации, наглядно демонстрируют это.
Гипотезы и методы исследования. Мы исходим из того, что новая индустриализация направлена на структурную модернизацию всей социально-экономической системы российского общества, ориентированную на комплексное развитие всех отраслей народного хозяйства на базе опережающего развития науки, инноваций и воплощения их результатов в передовые технологии, широкое использования информационных (компьютерных) технологий. Результатом должно стать новое качество жизни населения, что возможно лишь на базе приоритетного развития социальной сферы, на базе развитой социальной инфраструктуры.
Вот почему мы в качестве гипотезы предлагаем рассматривать социальную инфраструктуру формой институционализации и одним из важнейших показателей уровня модернизации региона.
Социальная инфраструктура как форма институционализации процессов модернизации
215
Основой для выводов являются результаты социологического исследования. Исследование проведено методами: анализ статистики и других документов, массовый опрос населения и экспертный опрос. Всего опрошено 1004 человека в Свердловской области. Опрос населения проводился методом интервью по месту жительства или месту работы. В качестве исходной базы для качественного анализа представлены мнения 42 экспертов, по роду своей деятельности представляющих различные сферы общества.
Результаты исследования. Рассмотрим развитие социальной инфраструктуры в этом аспекте на примере одного из промышленно развитых регионов Свердловской области.
Регионы России сильно различаются по географическим и климатическим условиям, уровню социально-экономического развития и своими культурно-историческими традициями. Среди 85 регионов - субъектов Российской Федерации - Свердловская область выделяется прежде всего своими промышленными предприятиями - машиностроением и развитой горнодобывающей отраслью. Здесь сосредоточен и значительный научный, культурный и человеческий потенциал страны. В регионе много культурных и научных учреждений, включая Уральское отделение Российской академии наук, много образовательных учреждений, школ, высших учебных заведений, музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры.
В настоящее время Свердловская область - субъект Российской Федерации, выделяющийся довольно высоким уровнем развития горнодобывающей промышленности, разносторонним машиностроением, являющийся научным, образовательным и культурным центром Урала. Выгодное географическое местоположение региона и развитая транспортная сеть делает его и логистическим центром страны, чему способствует международный аэропорт, развитый железнодорожный транспорт, 2600 километров железнодорожных путей. В Свердловской области расположены значительные запасы минеральносырьевых ресурсов, такие как железо, медь, уголь, торф, золото, платина, серебро, марганец, никель, титан, ванадий, асбест, бокситы, драгоценные камни, редкоземельные элементы. Поэтому одной из ведущих отраслей экономики региона стала горнодобывающая и горно-металлургическая промышленность. Из регионов Уральского федерального округа Свердловская область является наи-
более богатой по разведанным запасам черных и цветных металлов, строительных материалов и углей, что создает благоприятные условия для экономического развития. Важным условием для этого является развитие производственной и логистической инфраструктуры горной промышленности и машиностроительной отрасли.
Поскольку в Свердловской области сосредоточено много промышленных предприятий, важными направлениями развития экономики являются техническая и технологическая модернизация промышленности и агропромышленного комплекса. В первую очередь необходимо развитие промышленной инфраструктуры, промышленного, грузового и пассажирского транспорта, создание логистических центров, предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья.
Свердловская область является крупным культурным центром. Регион обладает мощным научным, образовательным и технологическим потенциалом. Инновационный потенциал Урала складывается прежде всего из высокого уровня общего и профессионального образования населения. Кадровый, образовательный и научный потенциал занимает одно из центральных мест в процессах социокультурного развития региона. В области сосредоточено большое количество общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, множество государственных и негосударственных вузов, способных обеспечить потребности инновационной экономики.
Важное место в социальной инфраструктуре занимают научно-исследовательские учреждения, которые ведут фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивающие расширенное воспроизводство научнотехнической инфраструктуры производственной и непроизводственной сферы, столь необходимой для новой индустриализации. По научному и кадровому потенциалу Уральский федеральный округ занимает одно из ведущих мест в России.
Основой экономического, политического, духовного и культурного развития является социальная инфраструктура региона. Социальная инфраструктура региона - это совокупность предприятий, организаций и учреждений, которые призваны обеспечить комфортную жизнедеятельность населения на территории, создающие условия для комплексного удовлетворения личных и групповых потребностей людей. Социальная ин-
216
И.А. Кох
фраструктура (лат. infra - под; structura -строение) является также важнейшей составляющей материально-технической базы общества.
Помимо производственной, важнейшую роль в социокультурном развитии играет транспортная инфраструктура, транспортные коммуникации и логистические центры. На консолидацию населения административнотерриториальной общности огромное влияние оказывает транспорт и связь. Выгодное географическое местоположение Свердловской области и развитая транспортная сеть делают его и логистическим центром страны на Урале.
Все возрастающее значение в консолидации населения и повышении уровня и качества жизни людей играет Интернет. Наличие в регионе динамично развивающейся системы электронных коммуникаций, безусловно, играет положительную роль не только как средство связи, но и в плане общения (социальные сети), развития культуры, сферы услуг, интернет-торговли.
Практически все школьники обучаются пользоваться компьютером, во всех школах имеется Интернет. Как показал наш опрос населения, в Свердловской области более половины жителей пользуются компьютером и Интернетом (см. табл. 1).
Таблица 1
Пользование компьютером и Интернетом жителями Свердловской области
Вариант ответа Деревня, село Малый город Средний город Крупный город
Используете ли Вы компьютер?
Нет 37,5 26,4 15,0 22,5
Да 62,5 73,6 85,0 77,5
Используете ли Вы Интернет?
Нет 61,3 48,9 36,0 35,0
Да 38,7 51,1 64,0 65,0
Интернет становится все более значимым элементом социальной и производственной инфраструктуры, широко используется как средство связи, средство управления производством и людьми, средство общения и для оказания социальных услуг. В социокультурном развитии региона его роль, несомненно, будет постоянно повышаться.
Интернет-технологии в сложившихся условиях могут совершить революционную роль в социокультурном развитии регионов, особенно в развитии периферийных районов. Уже сегодня с их помощью осуществляются покупка товаров с доставкой на дом, запись в очередь к врачу, получение ряда государственных услуг. Уже сейчас врачи проводят консультации пациентов по SKYPE (например, в Североуральске), в перспективе - консультации и консилиум врачей, лечение больных с использованием технологий интернета, что особенно важно для сел, поселков и малых городов. Огромные перспективы для использования интернет-технологий имеются в сфере образования, прежде всего дистанционное образование, общеобразовательные курсы для населения.
Приоритетным направлением по оптимизации развития социальной инфраструктуры является развитие интернет-инфраструк-
туры через использование интернет-технологий для сокращения затрат времени на бытовое обслуживание населения. Внедрение интернет-технологий позволит изменить сложившуюся ситуацию и реализовать условия для более комфортного проживания населения. Развиваются сети государственных и муниципальных услуг, что способствует своевременному и более полному удовлетворению потребностей населения. Объекты социальной инфраструктуры широко используют Интернет для информирования людей и своевременного оказания услуг, что приводит к рациональному использованию времени человека и, как следствие, созданию более комфортных условий жизни населения.
В настоящее время Интернет масштабно развивается. Население в малых городах Уральского региона все чаще использует его (см. рис.).
Интернет-инфраструктура является новой и современной сферой, которая позволяет населению более эффективно использовать услуги социальной сферы. Главное - пользоваться социальными услугами интернетинфраструктуры позволяет экономить свободное время жителей сел, поселков, малых городов, обеспечить доступ к тем услугам, которые ранее были для них недоступны.
Социальная инфраструктура как форма институционализации процессов модернизации
217
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
18-30 31-45 46-60 старше 60
Возраст респондентов
■ регулярно □ редко □ не пользуюсь
Частота пользования услугами социальной интернет-инфраструктурой в Североуральске (в % к числу опрошенных)
Из рис. видно, что население в возрасте от 18 до 45 лет регулярно пользуется услугами Интернета (около 50 %). А вот жители в возрасте от 46 до 60 лет пользуются ими реже (48,1 % от числа опрошенных). И большинство жителей в возрасте старше 60 лет мало пользуются услугами Интернета (41,8 %). Интересно то, что 23,6 % населения в воз-
расте старше 60 лет и 19,8 % население от 46 до 60 лет регулярно пользуются социальными услугами через Интернет.
Обратимся к табл. 2, где представлены услуги объектов социальной инфраструктуры по частоте использования их населением в трех малых городах Свердловской области.
Таблица 2
Сферы использования сети Интернет
№ Услуги Ответы в % к числу опрошенных
Североуральск Камышлов Заречный
1 В области здравоохранения 52,0 28,8 18,1
2 Покупка товаров 35,7 34,9 39,8
3 В области образования 35,1 31,7 16,7
4 В области жилищно-коммунального хозяйства 25,1 30,2 23,1
5 В области культуры 11,6 19,6 15,8
6 Бытовыми услугами 8,2 9,2 9,6
Услуги в области здравоохранения больше всего распространены в Североуральске: 52 % опрошенного населения ими пользовалось, так как электронные очереди удобны. А вот жители двух других городов отмечают распространенность покупки товаров через Интернет: 39,8 % в городе Заречном и 34,9 % в городе Камышлове. Примерно одинаковый процент использования услуг в сфере ЖКХ - от 23 до 30 % опрошенных. И реже всего жители городов обращаются к услугам быта через Интернет: от 8 до 9,5 % от числа опрошенных.
Роль интернет-технологий в управлении социальной инфраструктурой возрастает с каждым годом и это закономерно в развитии современного общества. Развитие интернет-инфраструктуры способствует повышению качества услуг, экономит свободное
время жителей городов, способствует уменьшению очередей.
Социальная инфраструктура поселений играет большую роль в создании благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности населения. От этого в значительной степени зависит социальное самочувствие, уровень и качество жизни. Практика убедительно показывает, что при низком уровне развития социальной сферы возрастает социальная напряженность, временами вспыхивают конфликты, причинами которых часто являются материальное неравенство, временами переходящие в национальную и религиозную нетерпимость. Важнейшим условием социокультурного развития региона является не только количество и ассортимент предприятий и учреждений, но и качество и доступность предоставляемых услуг, что в ры-
218
И.А. Кох
ночном обществе напрямую зависит от доходов и платежеспособного спроса населения.
Рассмотрим на примере Свердловской области, как оценивают жители городов и сел на основе личного опыта качество услуг, предоставляемых населению. Большинство населения положительно оценивает развитие сферы образования, но при этом негативно относятся к платности его получения. Успешно развивается общее и профессиональное образование. А вот качество жилищно-коммунального обслуживания половина опрошенных оценивает как «удовлетворительное», а 39,8 % - как «плохое», менее 7 % считают его хорошим. Благоустроенность своего двора, микрорайона 42,5 % жителей области характеризуют как «удовлетворительное», а 44,9 % опрошенных - как «плохое».
Разнообразие бытовых услуг, по мнению 56,3 % жителей области, является удовлетворительным. 19,4 % опрошенных полагают его хорошим, а 18,6 % дают противоположную оценку. Снабжение товарами долговременного пользования и товарами повседневного спроса подавляющее большинство населения признает хорошим (69,6 и 68 % ответов соответственно), а оставшаяся четверть участников опроса считает удовлетворительным. Качество услуг почты, телефона 35,5 % жителей Свердловской области характеризуют как «хорошее», еще 51,8 % - как «удовлетворительное».
Таким образом, население обеспокоено состоянием социальной сферы, хотя на фоне других социальных проблем не всегда считает эти проблемы первоочередными. Города и другие поселения имеют достаточно развитую социальную инфраструктуру, хотя ее функционирование и вызывает много замечаний. Лучше всего развивается торговля, высоко оценивается организация снабжения населения продуктами питания и товарами длительного пользования и повседневного спроса. Во многих городах появились комплексные предприятия бытового обслуживания населения.
Муниципальные культурно-досуговые учреждения, библиотеки, детские школы искусств, коллективы самодеятельного творчества, национально-культурные организации, творческие союзы становятся все более заметными явлениями, которые показывают тенденцию развития культурного потенциала населения региона. Областные и муниципальные органы управления в последние
10 лет предприняли ряд мер, которые позволили осуществить положительные количественные и качественные изменения в предоставлении культурных услуг населению. В последние годы повысилось качество экспозиционной работы в областных государственных музеях и их посещаемость за счет оснащения учреждений современным экспозиционным оборудованием, обновлены интерьеры и техника концертных залов и театров.
Важным направлением развития культурного потенциала региона является работа с детьми. Благодаря поддержке областного бюджета количество учащихся муниципальных детских школ искусств ежегодно увеличивается (см.: [8]). Разумеется, всеми этими возможностями в полной мере могут воспользоваться прежде всего жители крупных городов, в первую очередь областного центра. Нерешенной проблемой остается обеспечение доступа населения области, проживающего в удалении от крупных городов и культурных центров, к современным культурным объектам и качественным услугам. Телевидение и Интернет лишь частично способны восполнить этот пробел.
В последние годы сложилась устойчивая тенденция снижения посещаемости областных и муниципальных библиотек, уменьшилась книгообеспеченность жителей области библиотечными фондами, упала экскурсионная посещаемость музеев.
Вместе с тем в докладе Министерства культуры и туризма Свердловской области отмечалось, что низкая экономическая эффективность многих учреждений культуры сегодня во многом следствие острого дефицита молодых управленческих и творческих кадров, обусловленного низким уровнем престижа творческой деятельности. В массовом сознании населения, и в первую очередь молодежи, сформировался непривлекательный образ человека, занятого в сфере творческих профессий: без карьерных перспектив, социального и материального успеха. Необходимы меры по целенаправленному формированию общественного спроса на талантливых и творческих людей. Без выработки системных мер и целевой поддержки процессов творчества не будет решена острейшая на сегодня для сферы культуры проблема нехватки инициативных, инновационно мыслящих творцов новой культуры. Адресная поддержка творчески одаренных детей и молодежи будет способствовать росту культурного потенциала региона.
Социальная инфраструктура как форма институционализации процессов модернизации
219
По мнению наших экспертов, для развития культурного потенциала региона есть неиспользованные резервы, связанные с привлечением малого бизнеса в сферу культуры. Если крупные частные предприятия оказывают спонсорскую помощь учреждениям культуры, то предприятия малого бизнеса пока очень мало вовлечены в процесс развития культурных учреждений и развлекательных услуг из-за неясности стратегии развития культуры в регионе, отсутствия должной правовой базы и современных механизмов частного финансирования. Правовая неурегулированность цивилизованного меценатства, спонсорства и благотворительности, недостаточная государственная поддержка общественных творческих инициатив также сдерживает развитие культурного потенциала региона.
Итак, на фоне общего благополучия региона, уровня благосостояния, стабильности и позитивных характеристик самоощущения населения, роста трудовой активности и социальной мобильности можно заключить, что по уровню социокультурного развития Уральский федеральный округ, Свердловская область располагают высоким экономическим и социокультурным потенциалом, о чем свидетельствует социальная инфраструктура, способная удовлетворять реальные потребности населения.
Однако следует отметить и негативные последствия широкого внедрения в жизнь современных информационных технологий. В частности, значительно возрастают риски техногенных катастроф из-за сбоев в работе автоматических систем, из-за ошибок, связанных с «человеческим фактором». Развитие коммуникационной техники, мобильных телефонов и социальных сетей сопровождается не только оперативностью в общении, но и сокращением эмоциональных контактов, что оказывает негативное воздействие на психику и может вызвать психосоматические изменения в организме человека. Многие последствия бурного развития компьютерных технологий не изучены в должной мере, и их последствия не поддаются оценкам в дальней перспективе. Однако на современном этапе преимущества информационных технологий очевидны, хотя тенденции их развития вызывают споры сторонников и противников нарождающегося нового образа жизни в информационном обществе.
Заключение. Таким образом, социальная инфраструктура, по существу, закрепляет изменения, вызванные модернизацией эконо-
мики и других сфер общества. Вместе с тем она выступает показателем уровня новой индустриализации, а также основанием для сранительного анализа степени модернизи-рованности регионов. Переход из индустриального в информационное общество лежит через множество этапов, основные вехи которых можно проследить через комплекс объектов социальной инфраструктуры. Центральное место в этом ансамбле принадлежит IT-организациям и интернет-технологиям. Уровень развития интернет-технологий в материальном производстве (роботизация, автоматизированные системы управления производством и информацией, контрольно-измерительная техника в автоматическом управлении технологическими процессами), в образовательном процессе, медицинском обслуживании населения и оказании широкого спектра других культурных, бытовых и иных повседневных услуг населению являются основанием для сравнения регионов. Все это позволяет считать социальную инфраструктуру институциональным показателем уровня новой индустриализации и степени модерни-зированности регионов, общества в целом.
1. Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. - М. : Мысль, 1980. - 206 с.
2. Jochimsen R. Theorie der Infrastrnktur. - Tubingen, 1996. - P. 99.
3. Nurkse R. Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries. - Oxford, 1993. - Р. 75.
4. Rosenstein-Rodan P. Notes on the Theory of the «Big Push» // Economic Development for Latin America. - 1961. - P. 60.
5. Важенин С. Г. Социальная инфраструктура народно-хозяйственного комплекса. - М. : Наука, 2004.
6. Васькин Е., Пациорковский В. Социальная инфраструктура: предмет исследования: сб. науч. трудов. - М., 2011.
7. Захарова И. Л. О содержании и структуре понятия социальная инфраструктура // Географический анализ природных и социально-экономических образований. - Рязань, 2012. -Ч. 1-2.
8. Развитие культуры в Свердловской области на 2011-2015 гг. Областная целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1474-ПП // Министерство культуры Свердловской области. - URL : http://www.mkso.ru/normative/ocp_kultura (дата обращения: 25.11.2014).