УДК 316.772-056.2:351.85
К. Ф. Каткова
Социальная и культурная инклюзия в пространстве учреждений
сферы культуры
В последнее время происходит активное включение людей с особенностями физического и психического развития, разных социальных статусов в общественную жизнь. Наиболее ярко и динамично эти процессы протекают в сфере культуры. В статье анализируются причины тенденций социализации и адаптации людей с инвалидностью в социум. Рассматриваются внешние условия развития современных учреждений культуры в вопросе становления их доступными для абсолютно всех категорий граждан, включая лиц с нарушениями интеллекта и лиц с физическими и психическими особенностями через изучение нормативной и методической базы. Характеризуются изменения, происходящие в обществе, в учреждениях культуры, в театрах, библиотеках, музеях в контексте становления их как инклюзивных пространств. Определяется круг лиц, относящихся к маломобильным группам населения. Приводятся конкретные примеры инклюзивных проектов и практик музеев и учреждений музейного типа как основной базы исследования, на которой фокусируется автор. Делаются выводы о позитивных результатах их работы и восприятия людей с инвалидностью.
Ключевые слова: инклюзия, маломобильные группы населения, ограниченные возможности здоровья, люди с инвалидностью, учреждения культуры, культурная интеграция, инклюзивные практики
Kristina F. Katkova Social and cultural inclusion in the space of cultural institutions
Recently, there has been an active inclusion of different social statuses people with the peculiarities of physical and mental development in public life. These processes are most vivid and dynamic in the cultural sphere. The article analyzes the causes of trends in socialization and adaptation of people with disabilities to society. The normative and methodological basis of the issue is considered in the article. The article characterizes the changes taking place in society, in cultural institutions (theaters, libraries, museums) in the context of their formation as inclusive spaces. The article determined the circle of persons belonging to low-mobility groups of the population. The author of the article focused on the main research base which consists of specific examples of inclusive projects and practices of museums and museum-type institutions. The article contains conclusions on the positive work results of these museum organizations and the perception of people with disabilities.
Keywords: inclusion, low-mobility groups of the population, limited health opportunities, people with disabilities, cultural institutions, cultural integration, inclusive practices DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-37-42
В современном мире особое внимание уделяется вопросам актуализации человеческих ценностей и понимания того, что такое инвалидность, ограниченные возможности здоровья, маломобильные группы населения. На текущий момент продолжает свое течение трансформация общества, связанная с активным вовлечением людей, невзирая на имеющиеся у них особенности здоровья и жизненный статус, в общественные процессы. По мнению исследователей, во многом подобного рода социализация и адаптация обусловлены целым спектром тенденций, проявившихся в последние десятилетия [13]. К таковым можно отнести: глобальные изменения в социальном пространстве; виртуализацию и информатизацию как мировоззренческие принципы технологизации
личности, соответствующей интерпретации феномена жизни в сознании человека; девальвацию общепризнанных смыслов человеческого существования, а также искажение ценностных ориентиров, проявляющихся в желаниях физических преображений себя, попытках поиска и проработки психологических проблем, страхов, уходе от привычных форм взаимодействия с окружающим миром и стремлении к уединению, приводящему к эффекту одиночества в толпе.
Обозначенные проявления новой парадигмы человеческого бытия вывели на особый статус понятие «инклюзии», феномен которой связан с тем, что под данным термином одновременно подразумевается и процесс интеграции социально незащищенных слоев населения, связанный с перестройкой
как сознания общества, так и сознания самих интегрируемых, и вместе с тем результат комплексной работы институтов на разных уровнях их существования, направленной на социальное обслуживание граждан с различного рода нарушениями жизненно важных функций организма.
Не только активный ввод в обиход термина «инклюзия» говорит об особой значимости этого явления, но и иные аспекты. Один из них - расширение нормативной базы. За последние 10 лет были введены в действия новые федеральные законы [4], Постановления Правительства Российской Федерации [5], государственные программы [6], предусматривающие и обеспечивающие условия доступности для людей с инвалидностью, а также иных категорий граждан, относящихся на постоянной основе или временно к категории маломобильных групп населения, и их интеграцию в общественное пространство, включая также учреждения культуры. Формирование отдельной нормативной базы с персонифицированными гражданско-правовыми актами говорит, с одной стороны, о значимости вопросов, которым они посвящены, с другой - о создании условий для оказания государственной поддержки как данным категориям граждан не только в вопросах осуществления их жизнедеятельности как биологических индивидов, но и в сфере их социализации и развития как личностей, так и учреждениям сферы культуры, выступающим флагманами на пути вхождения лиц с физическими и ментальными ограничениями здоровья в общее социальное пространство. Вместе с тем наряду с правительственными программами и правовыми актами стали реализовываться и соответствующие региональные проекты, дающие возможность каждому стать полноценным участником культурной жизни того или иного города, невзирая на его физическое состояние. Одним из таковых является «Многомерность культуры», проект, который реализуется с 2021 г. под эгидой Института культурных программ в Санкт-Петербурге [7].
Значимость инклюзии доказывается также и тем фактом, что на сегодняшний день данная тема одинаково активно звучит в разных областях жизни: образовании, бизнесе, культуре, в обществе в целом, что сопровождается повышением профессионального интереса к данным изменениям, о чем в свою очередь свидетельствуют создающиеся научные исследования. Автора настоящей статьи
в большей степени интересует сфера культуры, в которую входят такие учреждения, как музеи и учреждения музейного типа, театры и библиотеки, где эти процессы протекают ярко и стремительно, поэтому обратимся к работам из данной области знания. Общим вопросам феномена культурной инклюзии посвящена работа Н. Е. Судаковой [8], в которой исследователь провозглашает процесс включения абсолютно всех людей в единое социокультурное пространство как основу современной гуманистической теории, подчеркивая, что именно ценность каждого индивида есть залог гармоничного развития сообщества в целом. Инклюзия, утверждая право каждого человека на развитие своих знаний и умений, реализацию творческих потребностей и социальных запросов, обеспечивает общественное равновесие и межличностное взаимодействие, что в свою очередь гарантирует позитивное и устойчивое сосуществование человеческой общности в условиях сложных жизненных обстоятельств. От общих вопросов культурной инклюзии в последние годы исследователи переходят к конкретным ее проявлениям, посвящая свои работы вопросам актуальных инклюзивных практик на базе того или иного учреждения культуры. Так, А. А. Шевлягин [9] разработал и апробировал научно-практический подход к налаживанию коммуникационных связей с маломобильными группами населения в пространстве музея. Данная работа привлекла внимание автора статьи ввиду возросших возможностей музея для воплощения культурной инклюзии, стимулирующей самореализацию и самоидентификацию личности, расширение границ ее взаимодействия с окружающим миром. Интересный взгляд на проявление инклюзии в театральной среде представлен в работе Е. А. Шуклиной и М. В. Певной [10], в которой авторы обращаются к проблеме обособленности и скорее даже изолированности проектов в сфере культуры для людей с инвалидностью. Наряду с анализом причин сложившейся ситуации исследователи осуществляют активный поиск путей ее преодоления, предлагая различные инструменты соучастия и конкретные социокультурные практики. Не менее актуальными в последние годы стали и вопросы инклюзив-ности библиотечного пространства. В диссертационном исследовании М. В. Назарова [11] исследуется опыт библиотек для слепых, история которых в нашей стране насчитывает уже порядка 100 лет, в расширении аудитории по-
средством разработки и реализации комплекса услуг для людей с особыми потребностями.
Произведенный анализ исследовательских работ на тему культурной инклюзии, появившихся за последние несколько лет, дает основание для утверждения того, что наряду с нормативной базой сложилась и методическая основа вопроса, которая имеет под собой не только теоретические аспекты, но и практические решения, разработанные разными учреждениями, исходя из их специфики и возможностей, закрепленных уставными документами, для разных категорий людей с особенностями физического и ментального толка, а также жизненного статуса, обозначенных сегодня как маломобильные группы населения.
Ввиду всего вышесказанного автор статьи констатирует тот факт, что сегодня учреждения культуры, во многом поддерживаемые государством в этом вопросе как на идеологическом, так и на практически ориентируемом уровне, стремятся к формированию имиджа инклюзивного пространства, прежде всего стараясь по-разному способствовать преодолению у посетителя психологического барьера путем трансляции доступности оказываемых ими услуг посредством организации и проведения мероприятий для маломобильных групп населения, налаживания партнерских взаимоотношений с социальными институтами, а также развития у сотрудников практических профессиональных навыков работы с людьми с ограниченными возможностями и особенностями здоровья. Следует отметить то, что сегодня российскими учреждениями сферы культуры, включая музеи разного профиля и административной и территориальной принадлежности; библиотеки, среди которых в разных регионах существуют специальные библиотеки для незрячих и слабовидящих; театральные инклюзивные проекты, где в спектаклях играют актеры с синдромом Дауна, с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата, наработан обширный опыт общения и сотрудничества с разными подгруппами посетителей с ограниченными возможностями здоровья. И речь идет не только о практических решениях как в пространстве учреждений, так и за их стенами, внедрении технических и конструктивных новшеств, но и о повышении профессиональных компетенций сотрудников учреждений сферы культуры.
Проанализировав внешние условия развития современных учреждений культуры в вопросе становления их доступными
для лиц с нарушениями интеллекта, физическими и психическими особенностями, автор статьи предлагает более детально остановиться на инклюзивных проектах музеев и учреждений музейного типа, поскольку, являясь представителем этой среды, имеет не только профессиональный интерес к данной теме, но и ресурс для обмена опытом.
Безусловно, современные музеи и учреждения музейного типа, преимущественно будучи государственными структурами, следуя актуальным тенденциям времени и получая соответствующие государственные рекомендации и субсидии, уделяют особое внимание и готовы вкладывать средства в создание условий для комфортного пребывания в их стенах посетителей с особыми потребностями. Но для осуществления социальной и культурной инклюзии недостаточно позаботиться только о бытовых условиях пребывания посетителя с особенностями. Важно оказать профильную услугу с ориентацией на состояние посетителя. С этим вопросом эти категории учреждений, по крайней мере в крупных городах, также успешно справляются, о чем свидетельствует целый ряд ярких и вызвавших широкий резонанс в обществе проектов, реализованных ими за последние несколько лет [12]. В ноябре 2021 г. Государственный Русский музей открыл инклюзивную выставку точных копий скульптур из собственного собрания. Технология 3D-печати позволила осматривать экспонаты незрячими экскурсантами. Альтернативной практикой взаимодействия с инвалидами по зрению является метод тифлокомментиро-вания, позволяющий передавать визуальную информацию лаконичным, но точным словесным описанием. Интересный опыт применения этого способа трансляции знаний в 2020 г. представил Пушкинский музей, запустив под-каст «ТифлоМузей». Набор файлов для людей с нарушениями зрительной функции содержал биографию автора, расшифровку сюжета, комментарии особенностей построения композиции, характеристику эпохи создания. Особое место занимал фрагмент записи с детальным описанием произведения искусства. К слову сказать, о значимости и активном внедрении этого метода в музейную практику говорит тот факт, что сегодня учреждениями, занимающимися обучением специалистов разных сфер по программам повышения квалификации, успешно реализуются и курсы по введению в тифлокомментирование как одно из перспективных профессиональных направлений. Активное участие в этом обучении принима-
ют музейные сотрудники и специалисты иных учреждений культуры. Но вернемся к музейным инклюзивным проектам и практикам. В некоторые учреждения, например, в музей современного искусства «Гараж», можно приходить с собакой-поводырем, что тоже выступает проявлением социальной и культурной инклюзии в пространстве учреждений сферы культуры. Совмещением нескольких форм работы с маломобильными группами населения стал новый инклюзивный проект Государственного Эрмитажа «Искусство в ощущениях. Античность», который дает возможность познать произведения мировой культуры слабовидящим и слепым посетителям музея. Для этой цели в залах музея впервые в его истории на постоянной основе выставлены тактильные копии работ знаменитых мастеров. К открытию экспозиции студенты студии современной Академии исполнительских искусств разработали специализированные маршруты-спектакли.
Еще одним направлением осуществления информационной доступности в контексте культурной инклюзии, получившим активное развитие в связи с пандемией, стало создание при помощи цифровых технологий и мультимедиа виртуальных пространств учреждений культуры на просторах сети Интернет. Одним из преимуществ этого направления является тот факт, что учреждения способны организовать данную работу, невзирая на их физические параметры. Это существенный момент в вопросе превращения музейного здания в инклюзивное пространство, поскольку не стоит забывать и следует учитывать, что многие музеи располагаются в памятниках архитектуры разных эпох, регионального и федерального значения, в которых весьма проблематично внедрить различного рода технические новшества для приема людей с инвалидностью. Наличие сайта и определенных технических инструментов позволяет обеспечить виртуальный доступ к фондам и экспозициям, экскурсиям и мероприятиям учреждений культуры в формате реализации «эффекта присутствия».
Примером создания инклюзивного пространства путем налаживания прочных партнерских связей можно считать деятельность музейно-выставочного центра «Россия - Моя история» - «мультимедийного и интерактивного пространства, которое привлекает доступностью информации и фактически отсутствием ограничений по тактильному взаимодействию» [13, с. 37]. Будучи многофункциональным современным городским
объектом, данное учреждение музейного типа видит свою миссию в популяризации истории и культуры России для разных категорий граждан, в том числе пенсионеров, семей с детьми младшего дошкольного возраста и маломобильных групп населения. На основе достигнутых договоренностей между музейно-выставочным центром и обществом «Языки без границ» учреждения осуществляют взаимодействие в рамках проведения экскурсий по экспозициям центра на русском жестовом языке аттестованными глухими и слабослышащими гидами для посетителей с инвалидностью по слуху. К настоящему моменту уже проведено обучение слабослышащих гидов в экспозициях «Романовы» и «Санкт-Петербург. История развития», и ведутся переговоры об обучении на временных выставочных проектах. На сегодняшний день центр осуществил прием свыше 20 экскурсионных групп на русском жестовом языке в сопровождении обученных гидов. Плодотворное сотрудничество с обществом «Языки без границ» стало продолжением планомерной деятельности Музейно-выставочного центра. Начиная с 2019 г. сотрудниками центра ведется работа по внедрению полученных в ходе повышения квалификации знаний и наработанных практических навыков по оказанию услуг лицам с инвалидностью в экскурсионную деятельность учреждения, что отражено в методических разработках экскурсий для посетителей с нарушениями слуха, зрения, ментальными расстройствами.
Эффективная деятельность в этом направлении обусловлена не только заинтересованностью сотрудников Музейно-вы-ставочного центра в расширении своих профессиональных навыков и умений в этой области, но и условиями и ресурсами данного учреждения музейного типа. Благоустройство участка, на котором располагается центр, выполнено с учетом обеспечения доступа инвалидов к зданию: на улице перед входом есть пандусы; высота бордюров соответствует всем необходимым требованиям. Входная зона достаточно широкая, позволяющая беспрепятственно заехать в здание на инвалидной коляске, наличие табличек со шрифтом Брайля, отдельных туалетов для инвалидов и лифтов также говорит об имеющихся комфортных условиях нахождения в его стенах людей с различными нарушениями здоровья. На входе посетителей с особенностями встречает мнемосхема, а в случае необходимости может быть предоставлена инвалидная коля-
ска. На собственной парковке центра предусмотрены парковочные места для посетителей с инвалидностью. На сайте учреждения, адаптированном в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями зрительной функции, представлена разработанная сотрудниками социальная история, направленная на подготовку посетителей с особыми потребностями к посещению центра.
Представленные технические возможности и кадровый ресурс этого учреждения музейного типа позволяют ему быть активным участником программы «Доступная среда», реализуя инклюзивные проекты в рамках всероссийских акций и фестивалей.
На регулярной основе на площадке центра проводятся тематические выставки, реализованные совместно с социальными учреждениями, в которых проживают или временно пребывают люди с особенными потребностями. В 2021 г. в рамках IV Международного культурного форума «Неделя культуры и искусства глухих в Санкт-Петербурге» прошла Всероссийская выставка глухих художников и фотографов «Сила рук» [14]. В экспозиционном пространстве центра выставка впервые объединила предметы живописи, графики и фотографии в тач-столах.
Ключевым моментом и отличительной чертой работы Музейно-выставочного центра с маломобильными группами населения стал комплексный подход при организации и проведении совместных мероприятий, под которым подразумевается не только демонстрация продуктов творчества и трудов людей с особенностями физического и ментального толка в экспозиционных пространствах центра, но и их вовлечение в деятельность учреждения. Так, в 2024 г. в рамках фестиваля «Почитатели истории», первый цикл которого был приурочен ко Дню космонавтики, одним из элементов многогранной программы стала выставка Психоневрологического интерната № 9 «Созерцая космос-2». В рамках Фестиваля авторы живописных работ с особым взглядом на космическую тему стали не только участниками открытия выставки, но и активными слушателями круглого стола и встречи с космонавтами. Таким образом, Музейно-выставочный центр практикует и работу со смешанными группами, в которых на равных в мероприятиях принимают участие и люди с инвалидностью, и обычные посетители центра.
Подводя итог всему выше сказанному, автор констатирует, что на примере деятельности Музейно-выставочного центра и веду-
щих музеев страны по вопросам создания инклюзивного пространства было установлено, что доступность пространства в сегодняшнем понимании подразумевает под собой как условия для комфортного нахождения человека с инвалидностью на территории и в учреждении сферы культуры, так и наличие профильных услуг, адаптированных для нужд разных категорий маломобильных групп населения. Эти два фактора формируют немаловажный сегодня рейтинг доступности музеев и их стремления оказывать подобного рода услуги в рамках реализации программы «Доступная среда», о чем в свою очередь также свидетельствует и повышенный спрос на вспомогательно-методические комплексы по работе с людьми с различными нарушениями здоровья. Для реализации этого направления учреждения культуры берут на себя дополнительные функции не только по оказанию непосредственно услуг, предусмотренных уставными документами учреждений, но и по методической поддержке профильных организаций. Все это подтверждает, что позитивные изменения в обществе, связанные с интеграцией людей с инвалидностью в общественное пространство и формирование его всесторонней доступности, необратимы, а их темп и масштаб процессов только возрастают. Но ключевым в этих изменениях стало то, что учреждения сферы культуры прошли важный путь от восприятия редких визитов людей с инвалидностью, требующих специализированной подготовки, как исключения из правил, до осознания этого сегмента общества как полноценного участника культурных процессов города, имеющего не меньшее влияние на изменение учреждения, чем классический посетитель.
Список литературы
1. Владимирова О. Н., Горяйнов И. В., Иваненко Е. Г. Методические вопросы систематизации проблем здоровья маломобильных инвалидов для решения практических задач их социальной интеграции // Социальное обслуживание семей и детей: науч.-метод. сб. 2015. Вып. 6. С. 6-14.
2. Черкасова Е. А. Инклюзия как феномен. Отношение в обществе к инклюзии // Студенческий научный форум - 2023: материалы XV Междунар. студен. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2023/ article/2018033984 (дата обращения: 25.11.2024).
3. Яковлева Е. Л. Выявляя причины распространения инклюзии и инклюзивного образования: (филос. аспектпро-блемы) // Карельский научный журнал. 2014. № 9. С. 26-29.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвал идо в» от 01.12.2014 № 419-ФЗ // Нормативно-правовые акты Российской Федерации: база. URL: https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n419-fz-ot01122014-h2402906 (дата обращения: 25.11.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»: (с изм. и доп.) // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: https://base. garant.ru/71095198/ (дата обращения: 25.11.2024).
6. Информационно-аналитический портал государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». URL: https://zhit-vmeste.ru/ (дата обращения:25.11.2024).
7. Многомерность культуры: пространство возможностей. URL: https://icp.spb.ru/mk/ (дата обращения: 2511.2024).
8. Судакова Н. Е. Феномен инклюзии в пространстве современной культуры: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. Москва, 2019. 440 с.
9. Шевлягин А. А. Музеи как центры культурной инклюзии для маломобильных лиц: дис. ... канд. культурологии: 24.00.03. Санкт-Петербург, 2022. 217 с.
10. Шуклина Е. А., Певная М. В. Инклюзивный театр: социокультурные характеристики аудитории, проблемы творчества и соучастия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 2. С. 120-131.
11. Назаров М. В. Коммуникационная стратегия специальной библиотеки для слепых в формировании инклюзивного общества: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2022. 25 с.
12. Инклюзивные проекты в российских музеях // Культура.РФ: портал культурного наследия, традиций народов России. URL: https://www.culture.ru/ materials/257175/5-inklyuzivnykh-proektov-v-rossiiskikh-muzeyakh (дата обращения: 25.11.2024).
13. Практикум для экскурсоводов мультимедийных исторических парков «Россия - моя история»: метод. пособие. Санкт-Петербург, 2021. 86 с.
14. Всероссийская выставка глухих художников и фотографов «Сила рук» открылась в Историческом парке «Россия - моя история» // ВКонтакте. URL: https:// vk.com/wall-153265013_32397 (дата обращения: 25.11.2024).
References
1. Vladimirova O. N., Goryajnov I. V., Ivanenko E. G. Methodological issues of systematization of health problems of people with limited mobility for solving practical problems oftheir social integration. Social services for families and children: a scientific and methodological collection. 2015. 6, 6-14 (in Russ.).
2. Cherkasova E. A. Inclusion as a phenomenon. The attitude of society towards inclusion. Student scientific forum - 2023: proceedings of the 15th Intern. student sci. conf. URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033984 (accessed: Nov.25.2024) (in Russ.).
3. Yakovleva E. L. Identifying the causes of the spread of inclusion and inclusive education: (philosophical aspect of the problem) // Karelian scientific journal. 2014. 9, 26-29 (in Russ.).
4. Federal law "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on social protection of persons with disabilities in connection with the ratification of the Convention on the rights of persons with disabilities" dated December 01, 2014, № 419-FZ. Normative legal acts of the Russian Federation: base. URL: https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n419-fz-ot01122014-h2402906 (accessed: Nov.25.2024) (in Russ.).
5. Decree of the Government of the Russian Federation № 599 dated June 17, 2015 "On the procedure and deadlines for the development by federal executive authorities, executive authorities of the subjects of the Russian Federation, local self-government bodies of measures to increase the values of accessibility indicators for disabled people of facilities and services in established fields of activity": (with rev. and add.). Garant.ru: inform. and legal portal URL: https://base.garant. ru/71095198/ (accessed: Nov.25.2024) (in Russ.).
6. Information and analytical portal ofthe state program of the Russian Federation "Accessible Environment". URL: https://zhit-vmeste.ru/ (accessed: Nov.25.2024) (in Russ.).
7. The multidimensionality of culture. URL: https://icp. spb.ru/mk/ (accessed: Nov.25.2024) (in Russ.).
8. Sudakova N. E. The Phenomenon of Inclusion in the Space of Contemporary Culture: dis. on competition of sci. degree Ph.D. in philosophy: 09.00.13. Moscow, 2019. 440 (in Russ.).
9. Shevlyagin A. A. Museums as Centers of Cultural Inclusion for People with Disabilities: dis. on competition of sci. degree PhD in cultural studies: 24.00.03. Saint-Petersburg, 2022. 217 (in Russ.).
10. Shuklina E. A., Pevnaya M. V. Inclusive theatre: sociocultural characteristics of the audience, problems of creativity and participation. Izvestia of the Ural Federal University. Ser. 1. Problems of education, science and culture. 2021. 27 (2), 120-131 (in Russ.).
11. Nazarov M. V. Communication strategy of the Special Library for the Blind in the formation of an inclusive society: abstr. dis. on competition of sci. degree Ph.D. in pedagogy. Saint-Petersburg, 2022. 25 (in Russ.).
12. Inclusive projects in Russian museums. Culture.RF: portal of cultural heritage, traditions ofthe peoples of Russia. URL: https://www.culture.ru/materials/257175/5-inklyuzivnykh-pro-ektov-v-rossiiskikh-muzeyakh (accessed: Nov.25.2024) (in Russ.).
13. Workshop for guides of multimedia historical parks «Russia is my history»: methodical manual. Saint-Petersburg, 2021. 86 (in Russ.).
14. The All-Russian exhibition of deaf artists and photographers "The Power of Hands" opened in the Historical Park "Russia is my story". VKontakte. URL: https://vk.com/ wall-153265013_32397/ (accessed: Nov.25.2024) (in Russ.).