Научная статья на тему 'Социальная экономика страны и региона в концепции эволюционного развития'

Социальная экономика страны и региона в концепции эволюционного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПАРАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / EVOLUTIONARY / COMPARATIVE / SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Т. И., Полянская И. Л., Ворохобин Д. А.

Анализируются конкретные социально-экономические системы; на основе принципа компаративности разделяются понятия «экономики исторических цивилизаций», «социальной экономики страны и региона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ECONOMY OF THE COUNTRY AND THE REGION IN THE CONCEPT OF EVOLUTION

Analyzes the specific socio-economic system based on the principle of shared Comparison of the concept of «economic history of civilizations,» «social economy of the country and the region».

Текст научной работы на тему «Социальная экономика страны и региона в концепции эволюционного развития»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА СТРАНЫ И РЕГИОНА В КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Овчинникова Т.И., профессор, ГОУ ВПО «ВГТА»,

Полянская И. Л.,

Ворохобин Д.А., ГОУ ВПО «ВГТА»

Анализируются конкретные социально-экономические системы; на основе принципа компаративности разделяются понятия «экономики исторических цивилизаций», «социальной экономики страны и региона».

Ключевые слова: эволюционное развитие, компаративность, социально-экономические системы.

SOCIAL ECONOMY OF THE COUNTRY AND THE REGION IN THE CONCEPT OF EVOLUTION

Ovchinnikova T., professor, GOU VPO VSTA, Polyanskaya I.,

Vorohobin D., the GOU VPO VSTA

Analyzes the specific socio-economic system based on the principle of shared Comparison of the concept of «economic history of civilizations,» «social economy of the country and the region».

Keywords: evolutionary, comparative, socio-economic systems.

Проблему развития социально-экономических систем, как и их многочисленных модификаций, нельзя отнести к новейшим. Но и до сегодняшнего дня она остается нерешенной. На протяжении сотен и тысяч талантливые философы, экономисты, социологи, политологи, психологи и другие специалисты пытаются отыскать лучшую, самую справедливую и самую оптимальную социально-экономическую систему для разумного использования природных ресурсов в сочетании с развитием человеческого капитала. Во все времена не стихала борьба идей, учений и воззрений выдающихся умов человечества на изобретение лучшей социально-экономической системы.

Выяснение роли региона в национальной экономике невозможно без рассмотрения категориального аппарата: «социальная экономика», «человеческий капитал», «национальная и региональная экономика».

Концепция социально-экономических систем в ее широком смысле охватывает многообразные саморегулируемые или зависящие от культурных традиций процессы стремления к полезности через рынки, правительства и обязательства. Эти процессы связаны с потреблением товаров и услуг в мире с ограниченными ресурсами, что означает разные способы достижения целей и потребность в «экономизации» нашего поведения.

Саморегулируемые системы предоставляют всем равные права и возможности вести себя и действовать по собственным убеждениям при условии соблюдения таких основополагающих правил, как стремление к экономической полезности, и «золотого правила» «относись к другим так, как ты желал бы их отношения к тебе», Дж. Локк (1632—1679)]. Определяющими чертами человеческого поведения в такой системе являются саморегулирование, индивидуалистическое стремление к полезности, чему не препятствует вмешательству государства или общества, а само поведение воплощает приобретенные культурные ценности. В саморегулируемых системах допускается регулирование со стороны государства или общества для того, чтобы предотвратить т. н. «провалы рынка», либо с целью перераспределения доходов. Но такое вмешательство должно быть вполне нейтральным. Широкая концепция саморегулирования включает конкурентные рынки и демократические правительства, которые применяют разнообразные средства (включая также оптимальное планирование) для социального перераспределения дохода.

Приведенный тип социально-экономических систем (со всеми его вариативными моделями) принципиально отличается от типа социально-экономических устройств, именуемых «культурно-регулируемые системы» (С. Роуфилд), «командно-административные системы» (Я. Корнай), «централизованно-планируемые экономические системы» и т. п.

Централизованно-регулируемые системы, имея даже схожие по названиям социально-экономические и культурологические институции, имеют принципиально иную природу и преследуют другие

цели. Их рынки, государственное управление и институциональные механизмы предоставляют возможность определенным людям, группам людей (партиям), обществу или государству постоянно вмешиваться в процессы индивидуального стремления к полезности, ограничивая, таким образом, экономическую и нравственную свободу одних ради других. Олигополистическое, коллективистское или диктаторское стремления к полезности ограничивают устремления других индивидов, свободных в иных отношениях. Такие системы не только игнорируют «золотое правило», но и создают искусственные и нравственные препятствия, искажающие и дестабилизирующие оптимизацию и равновесие. Конкуренция и беспристрастное государственное управление, которые взаимодопол-няют друг друга в саморегулируемых системах, уступают место в пользу других факторов в централизованно-регулируемых системах.

Совершенная конкуренция и совершенное демократическое двухуровневое планирование - это признаки саморегулируемых систем; несовершенная конкуренция и авторитаризм -признаки централизованно-регулируемых режимов.

Поскольку длительное историческое соревнование двух ведущих типов социально-экономических систем на сегодня можно считать завершенным, особое внимание в нашем рассмотрении уделим первому типу, то есть «саморегулируемым системам».

Всемирно известному японскому ученому Ф. Фукуяме принадлежат работы, из которых выделим лишь две - «Конец истории и последний человек» и «Великий крах (человеческая природа и восстановление социального порядка)» [7]. Под «концом истории» ученый подразумевает, что с поражением коммунизма (по нашей типологии, командно-административной системы) утвердилась идеальная социально-экономическая система, и дальше двигаться некуда. Он придерживается мнения, что свободная рыночная система оказалась наиболее эффективной системой производства и распределения благ (товаров и услуг). Запад и западные идеалы победили, и всемирная идеологическая революция завершилась. По Ф. Фукуяме, человечество сегодня имеет общую судьбу, которая началась от Французской революции с ее идеалами свободы, равенства и братства, а закончилась победой либерально-демократического строя. Ученый допускает, что на протяжении определенного времени будут существовать некоторые проблемы типа религиозного фундаментализма, этнических и националистических обострений, но со временем и они исчезнут [7].

Однако, «великий крах» или изменение конкретной социально-экономической модели в конкретной (типа «советского социализма») нельзя считать «концом истории», а для народов, которые его преодолели, это является скорее примером для других стран.

С позиций сегодняшнего дня неприемлемыми для экономического категориального аппарата представляются термины «капитализм», «социализм», «коммунизм» как таковые, которые не несут обычной социально-экономической нагрузки.

Рис. 1. Методологии существующих социально-экономических систем

Рассмотрим классификации социально-экономических систем от свободной рыночной системы, через многообразие «смешанных форм» и до современных социально ориентированных, государственно-регулируемых рыночных и региональных экономик(рис.1)

Рассмотрение концепции эволюции социально-экономических систем в динамике позволяет выделить систему «свободной рыночной экономики», систему «государственного капитализма» и «социально ориентированную рыночную экономику». Эти категории («рыночная экономика», «свободная рыночная экономика») представляют собой не что иное, как научные абстракции: в реальной жизни названных систем не существует. Но, сопоставляя США с европейскими или азиатскими странами, мы отмечаем, что в первом случае роль федерального правительства слабее, чем в других капиталистических государствах, налоги и государственные расходы по отношению к ВНП ниже, а государственная собственность в промышленных отраслях - незначительна.

Когда речь идет о «государственно-управляемом» японском капитализме, мы сразу отмечаем тесное сотрудничество между государством и бизнесом, особенно - в размещении капиталов и применении промышленной политики в экономике. Согласно этой политике, представители промышленности, совместно с японским Министерством международной торговли и промышленности, согласовывают вопросы стратегии, определяя направления развития экономики и ключевые отрасли для вложения капиталов. В Японии государственное социальное обеспечение отсутствует (эту функцию выполняет бизнес, индикативное планирование применяется, но базируется оно на договоренностях правительства и ведущих корпоративных групп.

Так, экономика, которую сокращенно называют «социальная экономика», в более широком понимании определяют как «социально ориентированная, государственно-регулируемая рыночная экономика» (в большинстве случаев речь идет о «европейской модели»).

Различные социально-экономические проблемы отечественной экономики (продовольственные, энергетические, жилищные, бытовые и пр.) связаны с важнейшим фактором - дефицитом ресурсов, который может восполнить человеческий капитал.

На протяжении длительного времени в РФ не обращалось внимания ученых и руководителей-практиков на то, что в нормальном цивилизованном обществе, где проживают граждане, образующие определенный социум, обязательно складываются и объективно существуют определенные социально-экономические отношения, базирующиеся на инновациях (новшества, внедренные в практику, связанные, в конечном счете, на ресурсосбережении).Инновации возможны там, где существует возможность развития человеческого капитала. Человеческий капитал - это современные знания, умения и навыки, используемые с целью общественного прогресса, учитывающие личную мотивацию индивида.

Положение продавца собственной рабочей силы, как получателя заработной платы за свой труд, как личности в отношениях с государством, его многочисленными органами и институциями -объясняется не в последнюю очередь социально-экономическим развитием общества. Развитие отношений наемного рабочего и работодателя с профсоюзными организациями, предпринимательскими ассоциациями и работниками государственных учреждений определяют уровень социальной экономики.

«Социальная экономика» изучает законы и закономерности «гражданского сотрудничества», достижения социального консенсуса, поиска «социального компромисса» с целью достижения «все-

общего благосостояния» в нашем сложном и противоречивом мире. За свою продолжительную и жестокую историю человечество пережило немало классовых боев, прошло через эпохи войн и революций, в полной мере ощутило удары разрушительных кризисов и последствий противостояния труда и капитала. Путем длительной, очень непростой социально-экономической эволюции оно вырабатывало разные социально-экономические системы, которые тем или иным образом помогали ему выживать, избегать наиболее опасных и разрушительных форм противостояния.

Постепенно в цивилизованных странах выкристаллизировались три ведущие движущие силы, действие и взаимодействие которых и определяют внутреннюю логику движения этих обществ. Речь идет, прежде всего, о трудящихся (представленных работниками самых многообразных профессий), предпринимателях (олицетворяющих разнообразные формы «бизнеса» в разных отраслях и сферах человеческой деятельности) и государстве (с его органами и институциями). Важнейшим признаком этих сил является их организованность: трудящиеся организационно представлены своими профессиональными союзами, организованный капитал - предпринимательскими ассоциациями, а государство -своими органами и институциями власти. Именно эти ведущие силы современного общества образуют «костяк» экономики и сложные, а иногда и противоречивые, отношения социально-экономического партнерства. Вполне понятно, что приведенная схема взаимодействия этих трех ведущих сил является лишь схемой, а ее конкретное воплощение в жизнь всегда будет конкретным и неповторимым в каждой конкретной стране. Сказанное относится и к конкретным формам «социального партнерства и сотрудничества».

Процесс формирования новой социально-экономической системы, да еще и в кризисных условиях перехода от одного строя к другому, - это чрезвычайно сложный, временами очень болезненный и кропотливый процесс. Обрисовав общие черты национальной социально-экономической системы, которую схематично именуют «социально ориентированная, государственно-регулируемая рыночная экономика», следует помнить что конкретных воплощений этой схемы в жизнь существует ровно столько, сколько регионов, которые ее реализуют. Сложный процесс социально-экономического развития регионов имеет национальную, историческую и психологическую окраску. К примеру, в Российской Федерации продуктивно функционируют различные производства и сельское хозяйство, развиты институты высшей школы, организована система здравоохранения и рекреационные учреждения, функционируют системы информатизации и интеллектуализации труда.

Однако по стране путь социально-экономического развития находится в процессе его разновекторного становления; в некоторых регионах зачастую используется метод проб и ошибок сотрудничества и сосуществования в обществе. В тех регионах и компаниях, которые выдерживают испытания временем, социально-экономические процессы сопровождаются положительными результатами, эти области постоянно доказывают свою пригодность, заимствуя положительный опыт других регионов. Такой эволюционный путь «естественного отбора» самых прогрессивных социально-экономических форм доказал свои преимущества.

И теория, и практика социально-экономического сотрудничества, формы социально-экономического сосуществования («расширенный порядок человеческого сотрудничества», самоорганизация рыночных процессов и государственное регулирование) постоянно развиваются, меняются, совершенствуются, что позволяет гово-

рить о развитии в национальной экономике с учетом особенностей социально-экономическом развития региона.

Литература:

1. 3аидель, Х. Основы учения об экономике [Текст] / Х. 3аи-дель, Р. М. Деммен. - «Дело» ЛТД. - 1994. - С. 363.

2. Алле, М. Единственный критерий истины - согласие с данными опыта [Текст] / М. Алле // Мировая экономика и международные отношения, 1989. - № 11. - С. 40.

3. Валентей, С. Развитие общества в теории социальных альтернатив [Текст] / С. Валентей, Л. Нестеров. - М. «Наука», 2003. - 188 с.

4. Ойкен, В. Основы национальной экономии [Текст] / В. Ойкен. - М., «Экономикс», 1996.

5. Ольсевич, Ю. Я. К проблеме общественных деформаций [Текст] / Ю. Я. Ольсевич // «Экономические науки». - № 1. - 1992.

- С. 68.

6. Ольсевич, Ю. Я. О национальном экономическом мышлении [Текст] / Ю. Я. Ольсевич // «Вопросы экономики». - № 9. -1996. - С. 55.

7. Фукуяма, Ф. Великий крах (человеческая природа и обновление социального порядка [Текст] / Ф. Фукуяма. - Львов, «Кальварія», 2005.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ

Дмитриева Н.В., доцент Тверского государственного университета Обоснована актуальность и описан алгоритм формирования инновационной среды в сфере обрабатывающих производств. Ключевые слова: инновационная среда, сфера обрабатывающих производств.

ON THE FORMATION OF AN INNOVATIVE ENVIRONMENT IN THE MANUFACTURING SECTOR

Dmitrieva N., associate professor of Tver State University The urgency is proved and the algorithm of formation of the innovative environment in sphere of processing manufactures is described. Keywords: the innovative environment, sphere of processing manufactures.

В условиях развития шестого экономического уклада и ускорения темпов научно-технического прогресса неуклонно возрастает доля инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общем ее объеме. Если для мировых лидеров основные аспекты социальноэкономического развития уже связаны с формированием такой отрасли как экономика знаний, то для России, преодолевающую накопившуюся технологическую отсталость принципиальным шагом является восстановление и инновационное развитие сферы обрабатывающих производств.

Среди ключевых проблем развития сферы обрабатывающих производств отечественной экономики выделяется усиление глобальной конкуренции. Ведущие мировые державы, преодолев мировой экономический кризис 2008-2010 годов, демонстрируют динамичный рост экономики со средним темпом свыше 4% в год, что предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для сокращения ее отставания от передовых стран, наращивания удельного веса в мировой экономике и достижения регионального лидерства. Пока же среди потенциальных лидеров мирового экономического развития БРИК России принадлежит роль аутсайдера.

Проблема эффективного развития сферы обрабатывающих производств в России на сегодняшний день связана также с возникновением энергетических барьеров роста. Это требует, с одной стороны, активного создания новых источников энергия, которые за все годы существования РАО ЕС так и не появились, поиска и расширения использования альтернативных видов энергии. С другой стороны возникает задача поиска инновационных подходов к развитию энергосберегающих производств.

Для достижения опережающих темпов роста в условиях новой волны технологических изменений, усиливающих роль инноваций в социально-экономическом развитии, России необходимо сформировать комплекс высокотехнологичных отраслей, чтобы укрепить свои позиции на мировых рынках наукоемкой продукции. Но это невозможно сделать без модернизации традиционных отраслей обрабатывающих производств, включая развертывание глобально ориентированных специализированных производств.

Существенной проблемой инновационного развития отечественной сферы обрабатывающих производств является их комплектование высококачественными профессиональными кадрами в условиях старения населения и растущей конкуренции с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных производственных кадров.

Существует и целый комплекс других проблем.

В этих условиях формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций в сфере обрабатывающих производств является актуальной научной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение.

Решение поставленной задачи применительно к сфере обрабатывающих производств на примере Тверской области осуществлялось на базе решения комплекса следующих взаимосвязанных научных вопросов.

На первом этапе осуществлялось исследование теоретико-методологических основ формирования инновационной среды как важнейшего условие осуществления эффективных инноваций, включая:

- исследование сущности и содержания инновационной среды, а также основных принципов ее формирования;

- определение современных подходов к формированию инновационной среды и ее место в осуществлении эффективных инноваций;

- выявление проблем осуществления эффективных инноваций в сфере обрабатывающих производств и определение потенциальных путей их решения.

На втором этапе производится анализ особенностей формирования инновационной среды в сфере обрабатывающих производств, включая:

- анализ факторов формирования инновационной среды, обеспечивающих осуществления эффективных инноваций в сфере обрабатывающих производств;

- анализ внутренних и внешних взаимосвязей факторов формирования инновационной среды, обеспечивающих осуществления эффективных инноваций в сфере обрабатывающих производств;

- определение критериев эффективности формирования инновационной среды для успешного осуществления инноваций в сфере обрабатывающих производств.

Обозначенные теоретические и аналитические аспекты позволяют перейти к вопросу совершенствования подходов к формированию инновационной среды для осуществления эффективных инноваций в сфере обрабатывающих производств (на примере Тверской области), включая:

- разработку модели инновационной среды, обеспечивающей осуществление эффективных инноваций в сфере обрабатывающих производств;

- формирование технологии эффективного управления параметрами инновационной среды для осуществления инновационной деятельности в сфере обрабатывающих производств;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.