Научная статья на тему 'Социальная эффективность малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления'

Социальная эффективность малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная эффективность / малый и средний бизнес / экономические санкции / предприниматели / восприятие санкций / противодействие санкциям / social efficiency / small and medium-sized businesses / economic sanctions / entrepreneurs / perception of sanctions / countering sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деникин Анатолий Васильевич, Разов Павел Викторович, Андрущенко Александра Лаврентьевна

В статье исследуется социальная эффективность малого и среднего бизнеса в условиях экономических санкций. Проводится анализ влияния санкций на операционную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, а также рассматривается изменение их социальной роли в период санкционного давления. В ходе исследования было рассмотрено восприятие предпринимателями экономических санкций и стратегии адаптации. В исследовании применялся количественный подход. Для оценки восприятия предпринимателями экономических санкций и стратегий адаптации к ним был проведен опрос предпринимателей, руководящих предприятиями малого и среднего бизнеса в различных регионах России. Выборка составила 378 респондентов. Проведен опрос потребителей с целью оценить изменение социальной роли малого и среднего бизнеса до и после введения санкций. Собраны и проанализированы данные о динамике уровня занятости в секторе малого и среднего бизнеса. Результаты исследования указывают на позитивную социальную роль малого и среднего бизнеса даже под воздействием санкций. Особо важным представляется наблюдаемый эффект роста популярности отечественных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деникин Анатолий Васильевич, Разов Павел Викторович, Андрущенко Александра Лаврентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Efficiency of Small and Medium-Sized Businesses in the Context of Sanctions Pressure

The article examines the social effectiveness of small and medium-sized businesses in the context of economic sanctions. The analysis of the impact of sanctions on the operational activities of small and medium-sized businesses is carried out, as well as the change in their social role during the period of sanctions pressure is considered. The study examined entrepreneurs’ perception of economic sanctions and adaptation strategies. A consumer survey was conducted to assess the changing social role of small and medium-sized businesses before and after the imposition of sanctions. Data on the dynamics of employment in the small and mediumsized business sector have been collected and analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальная эффективность малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ECONOMIC SOCIOLOGY

5.4.7 Социология управления

(социологические науки)

Sociology of Management

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-128-135

ГРНТИ: 04.41 EDN: KAWYRZ

Социальная эффективность малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления

А.В. Деникина ©, П.В. Разовb ©, А.Л. Андрущен^ ©

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье исследуется социальная эффективность малого и среднего бизнеса в условиях экономических санкций. Проводится анализ влияния санкций на операционную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, а также рассматривается изменение их социальной роли в период санкционного давления. В ходе исследования было рассмотрено восприятие предпринимателями экономических санкций и стратегии адаптации. В исследовании применялся количественный подход. Для оценки восприятия предпринимателями экономических санкций и стратегий адаптации к ним был проведен опрос предпринимателей, руководящих предприятиями малого и среднего бизнеса в различных регионах России. Выборка составила 378 респондентов. Проведен опрос потребителей с целью оценить изменение социальной роли малого и среднего бизнеса до и после введения санкций. Собраны и проанализированы данные о динамике уровня занятости в секторе малого и среднего бизнеса. Результаты исследования указывают на позитивную социальную роль малого и среднего бизнеса даже под воздействием санкций. Особо важным представляется наблюдаемый эффект роста популярности отечественных товаров.

Ключевые слова: социальная эффективность, малый и средний бизнес, экономические санкции, предприниматели, восприятие санкций, противодействие санкциям

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Деникин А.В., Разов П.В., Андрущенко А.Л. Социальная эффективность малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 3. С. 128-135. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-128-135. EDN: KAWYRZ

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХСАНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

Деникин А.В., Разов П.В., Андрущенко А.Л. -

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-128-135

Social Efficiency

of Small and Medium-Sized Businesses in the Context of Sanctions Pressure

A.V. Denikin3 ©, P.V. Razovb ©, A.L. Andrushchenkoc ©

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.

a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the social effectiveness of small and medium-sized businesses in the context of economic sanctions. The analysis of the impact of sanctions on the operational activities of small and medium-sized businesses is carried out, as well as the change in their social role during the period of sanctions pressure is considered. The study examined entrepreneurs' perception of economic sanctions and adaptation strategies. A consumer survey was conducted to assess the changing social role of small and medium-sized businesses before and after the imposition of sanctions. Data on the dynamics of employment in the small and medium-sized business sector have been collected and analyzed.

Key words: social efficiency, small and medium-sized businesses, economic sanctions, entrepreneurs, perception of sanctions, countering sanctions

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В условиях санкционного давления, наложенного на определенные страны, малые и средние бизне-сы становятся объектами значительного воздействия, имеющего прямые и косвенные последствия для экономики и общества. Санкции вызывают определенные риски и вызовы, которые необходимо учесть при изучении социальной эффективности предприятий малого и среднего бизнеса в таких условиях.

Как правило, малые и средние предприятия менее устойчивы к экономическим колебаниям, чем крупные корпорации. Санкции оказывают негативное воздействие на их финансовое состояние, ограничивая доступ к финансированию, рынкам и ресурсам. Это серьезно влияет на способность таких предприятий выполнять социальные функции и роль в обществе.

Сокращение деятельности предприятий малого и среднего бизнеса из-за санкций приводит к увольнению сотрудников, что в свою очередь оказывает негативное влияние на занятость и социальную стабильность. Малые предприятия часто являются основными источниками рабочих мест в местных сообществах, и их ограничение может иметь широкие социальные последствия.

Малые и средние предприятия важны для социальной жизни общества, создавая рабочие места, поддер-

живая местные сообщества и способствуя развитию регионов. Санкции ограничивают их возможности в выполнении своих социальных обязательств, уменьшая их вклад в общественное благо.

Для полного понимания социальной эффективности малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления, необходимо определить это понятие в контексте экономических санкций. Социальная эффективность предприятий малого и среднего бизнеса отражает влияние деятельности данных субъектов на повышение уровня жизни населения. В рамках данного исследования, социальная эффективность будет оцениваться через ряд важных аспектов.

Малый и средний бизнес улучшает демографическую ситуацию, создавая рабочие места, повышая уровень доходов и обеспечивая доступ к социальным услугам, влияя на общий уровень жизни и благополучие населения. Малые и средние предприятия, вкладываясь в развитие регионов, улучшают общественную безопасность и снижает уровень преступности. Упомянутое выше создание рабочих мест, поддержка местных сообществ и развитие социальной инфраструктуры способствуют укреплению стабильности и благополучия общества.

Устойчивое развитие малого и среднего бизнеса имеет потенциал создания условий для улучшения доступа к медицинским услугам и повышения уровня

здоровья населения. Он способствует снижению инфляции и обеспечению стабильности цен на товары и услуги. Это улучшает доступность к основным потребностям для граждан, повышая их общий уровень жизни.

В свете вышеуказанных аспектов и значимости социальной эффективности малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления, целью данной научной статьи является проведение всестороннего исследования, направленного на анализ социальных последствий санкций для малых и средних предприятий и их влияния на уровень жизни населения. Санкции, наложенные на определенные страны, оказывают существенное воздействие на экономику и общество. Социальная эффективность бизнеса в условиях санкционного давления является важным аспектом, который требует более глубокого исследования. Анализ социальной эффективности малого и среднего бизнеса позволит лучше понять, как он влияет на общество, а также какие факторы следует учитывать при оценке его социальной эффективности в условиях санкций.

Результаты и выводы предназначены для использования государственными органами, предпринимателями и исследователями для разработки и реализации политики, направленной на поддержку и развитие предприятий малого и среднего бизнеса в условиях санкций. Также она способствует более глубокому пониманию взаимосвязи между экономическими санкциями и социальной эффективностью малого и среднего бизнеса, что открывает новые перспективы для научных исследований в данной области.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Вопросы исследования адаптации малых и средних бизнесов к санкциям и их социальной роли в условиях повышенной волатильности бизнес-среды, а также смежные тематики, раскрывались с различных сторон в ряде интересных научных работ.

В статье Т. Алтуфьевой исследуется поддержка малого и среднего бизнеса в достижении приемлемого уровня устойчивости территорий, особенно в условиях шоковых воздействий. Разрабатывается схема шоковых воздействий на территориальные социально-экономические системы и гипотетический ответ на них. В результате исследования делается вывод о том, что успешное функционирование малых и средних предприятий, которые составляют около 40% оборота и занятости, является ключевым фактором в адаптации к санкциям. На основе полученных результатов представлен комплекс рекомендаций по государственной поддержке малых и средних предприятий в условиях санкционного давления, с целью обеспечения достаточного уровня устойчивости региона [1].

В исследовании О. Иванова и Е. Бухвальда рассматривается ситуация малого бизнеса в России, который в течение трех лет сталкивается с серьезными испытаниями, вызванными пандемией ШУГО-2019 и новым этапом санкций против страны. Анализируя опыт антикризисной поддержки национального предпринимательства за последние 10 лет, включая крупный, средний и малый бизнес, авторы считают, что этот опыт может быть использован для смягчения негативных последствий санкций. Требуется разработка новых

документов, определяющих цели и задачи государственной политики в отношении МСП [2].

Б. Пивовар и О. Пирогова исследуют адаптацию компаний малого и среднего бизнеса в условиях повышенной волатильности бизнес-среды. Авторы анализируют возможные направления адаптации субъектов МСБ и рассматривают изменение структуры МСБ в России, а также способность предприятий к адаптации. Для более эффективной адаптации субъектов МСБ авторы предлагают использовать инструмент, позволяющий эмпирическим путем рассчитать целесообразность проводимых изменений и выбирать оптимальные варианты этих изменений [3].

А. Пылин исследует особенности развития высокотехнологичного малого и среднего предпринимательства в России в условиях санкций, анализируя проблемы и перспективы этого сектора экономики. Рассмотрена роль МСБ в национальной экономике и внешнеторговых связях России, а также отраслевые предпочтения малых и средних предприятий. Исследуются динамика и структура экспорта высокотехнологичных предприятий МСБ на основе данных таможенной статистики за период с 2019 по 2021 г. Также раскрывается вклад МСБ в несырьевой неэнергетический экспорт России. В статье анализируется эффективность государственных мер поддержки высокотехнологичного бизнеса в условиях санкций [4].

Е. Смирнов проводит всесторонний анализ экономических санкций, применяемых в отношении России за последние десятилетия. В работе обобщены различные формы и инструменты санкционных ограничений, применяемых США и Европейским союзом, и проведена оценка их последствий для российской экономики. Особое внимание в статье уделяется анализу этапов антироссийских санкций, связанных с началом специальной военной операции России на Украине. Выявляются основные противоречия и проблемы современной санкционной политики [5].

Работа Н. Смородинской и Д. Катукова анализирует особенности санкционного режима в отношении России, его системные эффекты и макроэкономические последствия. Рассматривается дестабилизирующее влияние санкционных шоков на экономику и меры, принимаемые в ответ на них в трех направлениях. Авторы обозначают объективные ограничения для адаптационных мер и делают вывод, что ни одно из направлений адаптационной политики не способно быстро восстановить экономику до уровней, существовавших до введения санкций [6].

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Социальная эффективность бизнеса относится к оценке положительного влияния деятельности предприятия на общество и социальную сферу. Она измеряет вклад бизнеса в улучшение условий жизни людей, социальную справедливость, доступность ресурсов и создание благоприятной социальной среды.

Социально эффективный бизнес способствует улучшению качества жизни населения, предлагая продукты и услуги, удовлетворяющие их потребности. Предоставление рабочих мест и возможностей для профессионального роста повышает доходы населения

Деникин А.В., Разов П.В., Андрущенко А.Л.

и социальную мобильность, что также является вкладами бизнеса в социальную эффективность. Наконец, бизнес в ряде случаев напрямую принимает участие в социальных инициативах, благотворительности, спонсорстве культурных и спортивных мероприятий, а также поддерживает образовательные и другие социальные программы. Такого рода деятельность развивает местные сообщества, повышает доступность услуг и укрепляет социальную инфраструктуру.

Если бизнес активно вовлечен в вышеописанную социальную активность, то его социальная эффективность высока, что позволяет такому бизнесу претендовать на специальную государственную поддержку.

Социальная эффективность малого и среднего бизнеса отражает повышение уровня жизни населения благодаря деятельности субъектов. Малые и средние предприятия являются важным источником занятости и способствуют сокращению безработицы, особенно в регионах, где доступ к большим предприятиям ограничен, например, по причинам географической удаленности - вполне обыденная ситуация как раз в России.

Малые и средние предприятия способствуют диверсификации экономики и снижают ее уязвимость, особенно в условиях санкционного давления. Крупные корпорации, зависящие от импорта и вовлеченные в экспорт, под влиянием санкций нередко вынуждены ограничить свою деятельность, даже если она является социально значимой, поскольку в противном случае они рискуют понести слишком серьезные убытки. Обычно существующие в их тени малые и средние предприятия в подобной ситуации выходят на передний план, закрывая потребности населения альтернативными предложениями, предотвращая таким образом дефицит товаров и услуг.

Кроме того, когда крупные корпорации ограничивают свою деятельность, часть их работников попадает под сокращение. Здесь малые и средние предприятия опять приходят на выручку обществу как таковому, предлагая новые рабочие места людям, оставшимся без работы.

Малые и средние предприятия часто имеют более прямой контакт с местным населением, чем крупные корпорации. Они лучше понимают нужды и предпочтения своих клиентов, именно в занимаемой ими узкой нише, и предоставляют более персонализированные услуги. Например, крупная фабрика по пошиву одежды предоставляет изделия «для всех», тогда как маленькое районное ателье изготавливает именно то, что нужно конкретным людям. Такой подход пользуется спросом во всех областях, даже если приходится заплатить больше, чем за серийный образец - особенно если серийного образца с нужными характеристиками просто не существует. Возможность обратиться к предприятиям малого и среднего бизнеса для закрытия персональных потребностей существенно повышает качество жизни и удовлетворенность населения.

Относительная гибкость малого и среднего бизнеса позволяет им с большей легкостью внедрять инновации, поскольку расходы на частичную модификацию или полную перестройку процессов у таких предприятий существенно ниже, чем у крупных компаний. Данная гибкость также позволяет вести в полной мере инновационную, экспериментаторскую деятельность, изобретая и обкатывая невиданные ранее подходы и ню-

ансы и внося свой вклад в технологический прогресс общества. Руководители предприятий данного сектора не слишком оторваны от производственных процессов, поэтому они также принимают непосредственное участие в сущностном обсуждении инновационных идей.

Предприятия малого и среднего бизнеса часто являются активными участниками социальных и культурных инициатив, поддерживают спортивные и благотворительные мероприятия, спонсируют образовательные программы и другие социальные проекты в своем регионе. Эта деятельность повышает их узнаваемость и привлекательность в глазах потенциальных клиентов и является со всех сторон выгодным рекламным вложением.

Если предприятие малого или среднего бизнеса справляется с трудностями санкционного давления, находя способы эффективной экономической деятельности в таких обстоятельствах, то оно имеет все шансы вырасти. В перспективе успешные малые предприятия становятся средними, а средние достигают масштабов крупного бизнеса.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании применялся количественный подход. Выборка включала предпринимателей, потребителей и часть потребителей для оценки динамики занятости. Исследование охватывало различные регионы России и проводилось с использованием структурированных анкет через сеть Интернет. Также для уточнения данных проводились консультации с экспертами по экономике и предпринимательству в формате интервью. Для оценки восприятия предпринимателями экономических санкций и стратегий адаптации к ним был проведен опрос предпринимателей, руководящих предприятиями малого и среднего бизнеса в различных регионах России. Выборка составила 378 респондентов. Для оценки социальной эффективности предприятий малого и среднего бизнеса в условиях санкций был проведен опрос 1532 потребителей, пользующихся товарами и услугами малого и среднего бизнеса. Для оценки динамики занятости населения в секторе малого и среднего бизнеса использовалась часть выборки потребителей, которая подошла под требования данного исследования, числом 720 респондентов.

Опросы проводились через сеть Интернет. Респондентам были предоставлены структурированные анкеты, разработанные для данного исследования. Обработанные ответы на вопросы позволили получить оценку интересующих нас показателей.

Для уточнения полученных данных были проведены консультации с экспертами по экономике и предпринимательству в формате интервью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования мы проанализировали стратегии адаптации, которыми воспользовались предприниматели для противодействия санкционному влиянию (табл. 1). С целью получения более точного среза данных, респонденты, представляющие различные предприятия, были распределены на подгруппы по отраслям.

Таблица 1

Стратегии адаптации к санкциям, % [Strategies for adapting to sanctions, %]

Отрасль [Branch] Ограничение деятельности [Limitation of activity] Сокращение сотрудников [Reduction of employees] Диверсификация [Diversification] Инновации [Innovations] Локальное сотрудничество [Local cooperation]

Торговля [Trading] 13,5 6,3 13,8 7,3 27,5

Услуги [Services] 11,4 14,8 28,2 17,8 18,6

Производство [Production] 10,3 15,8 16,8 8,2 23,3

Строительство [Construction] 0,3 0,1 3,4 19,4 29,3

Сельское хозяйство [Agriculture] 9,0 4,7 15,7 3,4 10,8

В торговой отрасли существенное количество предприятий малого и среднего бизнеса оказалось вынуждено сократить свою деятельность. Эта вынужденная стратегия легко объясняется общеизвестными затруднениями в доступе к импортным товарам. Вместе с тем лишь примерно вдвое меньшее число компаний прибегло к сокращению сотрудников. Показатель относительно невелик, что говорит о том, что большинство торговых предприятий стараются сохранить рабочие места и не прибегать к сокращению персонала. Немало торговых предприятий прибегло к стратегии диверсификации, переключившись на торговлю другими товарами, доступ к которым не был ограничен. Инновации в данной отрасли пользуются не слишком большой популярностью как адаптационная стратегия в условиях санкций, однако данный результат объясняется в первую очередь тем, что огромное количество инноваций в торговле появилось во время пандемии СОУГО-19, и ничего радикально нового пока что не придумали. Наиболее же широко применяемой стратегией оказалось локальное сотрудничество, то есть поиск партнеров и поставщиков в пределах своей страны или региона. «Деглобализация» торговли в разумных пределах является хорошим стабилизирующим фактором, положительно влияющим на прочие отрасли экономики.

Среди предприятий малого бизнеса в отрасли услуг сокращение сотрудников находится на более высоком показателе по сравнению с торговлей. Данная отрасль слишком разнообразна и для уточнения причин следует провести дополнительное исследование. Вместе с тем предприятия, занимающиеся услугами, чрезвычайно активно занимаются диверсификацией, предлагая новые разновидности услуг, повысившие актуальность в изменившемся санкционном мире. Для этой отрасли в целом характерен высокий уровень инноваций, и адаптация к санкциям не стала исключением. Локальное сотрудничество также на хорошем уровне.

Ограничение деятельности у производственных, вероятно, связано с потерей доступа к внешнему рынку. При этом сокращение сотрудников находится на самом высоком уровне во всем исследовании, что объясняется сложностями в адаптации специалистов и рабочих к новым производственным процессам. Диверсификация производств находится на хорошем

уровне, в то время как инноваций выявлено не очень много. Наиболее вероятным объяснением является высокий риск и значительные вложения, требуемые для инновационной деятельности, которые предприятия данного сектора просто не могут себе позволить. Локальное сотрудничество производственного сектора возрастает, что чрезвычайно важно для экономики.

Строительный сектор удивил практически нулевыми показателями «плохих» стратегий, то есть ограничения деятельности и сокращения сотрудников, что указывает, с одной стороны, на практически отсутствующую зависимость производственной составляющей строительной отрасли от санкций, а, с другой стороны, на более чем достаточное число заказов для предприятий, работающих в данной области. Страна активно строится. Диверсификация на низком уровне, что также понятно - в ней просто нет необходимости, поскольку и так спрос не отстает от предложения. Инновации активно внедряются, потому что данная отрасль может себе их позволить. И локальное сотрудничество на самом высоком уровне в исследовании. Строительная отрасль показала чрезвычайно оптимистичные результаты. Конечно, речь о малом и среднем бизнесе, а не о крупном, но по крайней мере на таком масштабе строительная отрасль выглядит как настоящий флагман экономического развития.

Сельское хозяйство демонстрирует средние для исследования результаты по ограничению деятельности и довольно неплохие по сокращению сотрудников -точнее, по сохранению сотрудников на своих рабочих местах. Высокая диверсификация объясняется запуском новых производств в условиях ограничения импорта. Очень низкие инновации связаны с некоторой консервативностью данной отрасли и с тем, что пока что можно обойтись диверсификацией. Локальное сотрудничество на самом низком уровне, однако данная отрасль и так больше прочих завязана на свой домашний регион, поэтому развиваться в данном направлении затруднительно.

На следующем этапе мы исследовали оценку социальной эффективности предприятий малого и среднего бизнеса (табл. 2). Использовалось такое же деление предприятий по отраслям, как и на предыдущем этапе. Оценка проводилась по 10-балльной шкале.

Деникин А.В., Разов П.В., Андрущенко А.Л.

Таблица 2

Оценка социальной эффективности [Assessment of social effectiveness]

Отрасль [Branch] Качество продуктов или услуг [Quality of products or services] Ценовая доступность [Price availability] Рабочие места [Jobs] Вклад в местные сообщества [Contribution to local communities]

Торговля [Trading] 7,3 3,1 8,1 5,2

Услуги [Services] 8,8 4,7 7,3 7,9

Производство [Production] 8,6 7,6 6,6 6,5

Строительство [Construction] 5,2 4,9 9,1 8,7

Сельское хозяйство [Agriculture] 7 5,6 6,2 7,1

Высокая оценка качества продуктов или услуг в отрасли торговли говорит о том, что импортозамещение западных товаров на местные или привезенные из дружественных стран, как минимум, не пошло во вред качеству. При этом не стоит считать, что санкционное воздействие не ощущается гражданами, о чем говорит низкий уровень ценовой доступности. Потребители считают цены на товары и услуги в сфере торговли сектора малого и среднего бизнеса достаточно высокими и недоступными для широких слоев населения. Безусловно, у этого феномена есть объективные причины, но в какой мере оправдан ощущаемый населением рост цен - это вопрос, ответ на который может оказаться довольно интересным. Наблюдаемая оценка по критерию предоставляемых рабочих мест служит маркером роста отрасли, и у торговли с этим все в порядке. А вот вклад в развитие местных сообществ находится на среднем уровне, соответствующем «никакому».

Предприятия из сферы услуг получили самую высокую оценку качества услуг. Вероятно, это указывает на еще одну полезную и весьма позитивную адаптационную стратегию, которая не была рассмотрена на предыдущем этапе: «делать хорошо». Показатель ценовой доступности близок к среднему значению, то есть потребители в целом довольны ценами на услуги, что особенно оптимистично в свете высокого качества. Сектор услуг предоставляет достаточно много рабочих мест, что указывает на потенциал к росту. Вклад в поддержку местных сообществ оценивается как значительный, что логически сочетается с предположенной выше стратегией «делатьхорошо»: малые и средние бизнесы сферы услуг преимущественно работают локально и имеют относительно компактную и стабильную клиентскую базу, поэтому они заинтересованы в поддержании высокого уровня своей репутации.

Качество произведенных на отечественных предприятиях продуктов также оказывается весьма высоким. Потребители в основном утратили характерный для последних четырех десятилетий пиетет перед «заграничной» продукцией, и считают товары российского производства более чем достойной альтернативой импорту. Кроме того, местные товары обладают достаточно высоким уровнем ценовой доступности. А вот рабочих мест на производстве, по крайней мере в секторе малого и среднего бизнеса, не так много, как в других отраслях. Скорее всего это связано с тем, что данный

сектор экономики еще не набрал достаточную скорость своего разбега, поскольку запуск производственных линий все же требует не только денег, но и времени. Вклад в местные сообщества у производственников умеренный, немного выше среднего, поскольку большинство предприятий этой отрасли на данном этапе сфокусировано на иных аспектах своей деятельности.

Качество работы строительной промышленности оценено на среднем уровне, но нужно заметить, что в рамках данного исследования это самая низкая оценка. Ценовая доступность также средняя. При этом строительная отрасль предлагает очень много рабочих мест, будучи на подъеме, что соответствует результатам предыдущего исследования. Также строители вносят существенный вклад в местные сообщества, оцененный на самом высоком уровне, но это естественным образом связано с самой сутью строительной деятельности.

Продукция сельского хозяйства воспринимается потребителями как довольно качественная и предлагаемая по приемлемым ценам. Ситуация похожа на аналогичную в производственной отрасли, но и качество и цены чуть ниже. Предлагаемые рабочие места в сельском хозяйстве на самом низком уровне во всем исследовании, но вклад в местные сообщества достаточно хорош. Данная отрасль, судя по всему, движется в направлении развития вслед за производством, но несколько отстает от него, будучи более консервативным направлением хозяйства.

На финальном этапе исследования мы рассмотрели динамику занятости населения в секторе малого и среднего бизнеса в период с 2021 по 2023 г. В выбранный период попадает основной скачок санкцион-ного воздействия на Россию, пришедшийся на 2022 г. (рис. 1).

Сфера торговли в 2022 г. получила самый тяжелый удар, однако впоследствии выправилась до значений, близких к уровню до введения последних пакетов санкций. Торговые предприятия сумели адаптироваться к новым условиям, прогноз на будущее благоприятный.

Судя по результатам данного исследования, отрасль услуг находится в определенном кризисе, поскольку занятость населения в данном секторе продолжает снижаться. Однако предыдущие исследования указывают на то, что предприятия данной отрасли все же нашли адаптационные стратегии, в том числе представляющиеся весьма выгодными.

Рис. 1. Занятость населения в малом и среднем бизнесе Fig. 1. Employment in small and medium-sized businesses

Глядя на график, можно предположить, что на производственные предприятия санкции вообще никак не повлияли, поскольку занятость населения в этой отрасли демонстрирует медленный, но устойчивый рост. Аналогичная ситуация и в сельском хозяйстве, процессы в этих отраслях довольно похожи, несмотря на существенные различия в специфике. Однако это поспешный вывод, потому что более детальный анализ показывает, что многие люди, работавшие в данных отраслях в 2021 г., позднее сменили место работы. В численном выражении рост действительно есть, но без увольнений не обошлось.

Любопытным представляется пик в строительной области, пришедшийся на 2022 г., когда как раз и вводились санкции, в совокупности с умеренным спадом в 2023 г. Данный феномен выглядит как пузырь ажио-

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алтуфьева Т.Ю. Малый и средней бизнес: поддержка ре-зилиентности территорий в условиях шоковых воздействий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 12-1 (94). С. 25-30.

2. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Малый бизнес России: третий год тяжелых испытаний // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 2. С. 7-27.

3. Пивовар Б.Б., Пирогова O.E. Адаптация компаний малого и среднего бизнеса в условиях повышенной волатильно-сти бизнес-среды, вызванной пандемией // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. №4(46). С. 5-10.

4. Пылин А.Г. Особенности развития экспортного потенциала высокотехнологичного малого и среднего предпринимательства России в условиях санкций // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 5. С. 27-41.

5. Смирнов E.H. Эволюция международной практики применения антироссийских экономических санкций // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 4. С. 7-35.

6. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Россия в условиях санкций: пределы адаптации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 52-67.

тажа на строительном рынке, который позднее несколько сдулся, а сама отрасль, возможно, приобрела более здоровую форму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование социальной эффективности малого и среднего бизнеса в условиях санкционного давления в целом показало хорошие результаты. Несмотря на то, что какое-то количество предприятий в различных отраслях вынуждено было ограничить свою деятельность или даже сократить сотрудников, большая часть бизне-сов в той или иной степени успешно адаптировалась к санкциям и продолжает развиваться.

Оценки выбранных критериев существенно различаются в зависимости от сферы деятельности предприятий. И наиболее проблематичной отраслью нам представляется строительная. Несмотря на то, что они практически не прибегали к «плохим» адаптационным стратегиям и показали максимальный уровень инноваций, качество их работы оценено существенно ниже по сравнению с остальными отраслями, а пик занятости в санкционный год, после которого произошло сдувание пузыря, свидетельствует о наличии нездоровых процессов в отрасли. Исходя из полученных результатов, складывается впечатление о тренде на понижение качества строительства в пользу роста объема выполненных работ, что представляется недопустимой стратегией.

В остальном же полученные результаты указывают на позитивную социальную роль малого и среднего бизнеса даже под воздействием санкций. Особо важным представляется наблюдаемый эффект роста популярности отечественных товаров. Возможные следствия данного феномена еще предстоит выявить более подробно, но в первом приближении они как минимум должны привести к росту здорового бытового патриотизма.

REFERENCES

1. Altufyeva T.Yu. Small and medium-sized businesses: Support for territorial resilience in conditions of shock effects. Economics and Business: Theory and Practice. 2022. No. 12-1 (94). Pp. 25-30. (In Rus.)

2. Ivanov O.B.,BuchwaldE.M. Small business in Russia: The third year of severe trials. STAGE: Economic Theory, Analysis, Practice. 2022. No. 2. Pp. 7-27. (In Rus.)

3. Pivovar B.B., Pirogova O.E. Adaptation of small and medium-sized businesses in conditions of increased volatility of the business environment caused by the pandemic. Theory and Practice of the Service: Economics, Social Sphere, Technology. 2020. No. 4 (46). Pp. 5-10. (In Rus.)

4. Pylin A.G. Features of the development of the export potential of high-tech small and medium-sized enterprises in Russia under sanctions. STAGE: Economic Theory, Analysis, Practice. 2022. No. 5. Pp. 27-41. (In Rus.)

5. Smirnov E.N. Evolution of the international practice of applying anti-Russian economic sanctions. Russian Foreign Economic Bulletin. 2022. No. 4. Pp. 7-35. (In Rus.)

6. Smorodinskaya N.V., Katukov D.D. Russia under sanctions: The limits of adaptation. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2022. No. 6. Pp. 52-67. (In Rus.)

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХСАНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

Деникин А.В., Разов П.В., Андрущенко А.Л. -

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензент: Микрюков В.О., доцент, департамент социологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья поступила в редакцию 20.05.2024, принята к публикации 16.06.2024 The article was received on 20.05.2024, accepted for publication 16.06.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Деникин Анатолий Васильевич, доктор философских наук, профессор; профессор, кафедра философии; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-2466-0703; SPIN-код: 4127-7164; E-mail: [email protected]

Разов Павел Викторович, доктор социологических наук, профессор; профессор департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-2714-8622; SPIN-код: 9488-2829; E-mail: [email protected]

Андрущенко Александра Лаврентьевна, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-5469-359Х; SPIN-код: 9333-9609; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Anatoly V. Denikin, Dr. Sci. (Philos.), Professor; Professor, Department of Sociology; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-2466-0703; SPINcode: 4127-7164; E-mail: [email protected]

Pavel V. Razov, Dr. Sci. (Sociol.), Professor; Professor at the Department of Sociology of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-3298-6156; SPINcode: 9488-2829; E-mail: [email protected]

Alexandra L. Andrushchenko, Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-5469-359X; SPIN-code: 9333-9609; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.