Найден С.Н.
д.э.н., профессор РАН, зам. директора по науке, Институт экономических исследований ДВО РАН
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА1
Ключевые слова: стратегия, национальная программа, население, социальная динамика, демография, миграция, благосостояние, регион, Дальний Восток.
Keywords: strategy, national program, population, social dynamics, demography, migration, welfare, region, Far East.
Во второй половине 2020 года распоряжением правительства России утверждена «Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.»2, которая стала венцом пристального внимания государственной власти к макрорегиону, аккумулировав в себе многочисленные версии официальных концепций и стратегических программ, устойчиво воспроизводящих в качестве генеральной цели - стабилизацию, сохранение и преумножение населения путём создания особых, привлекательных и комфортных условий для жизни и деятельности на рубежах тихоокеанской окраины России. Внушительный перечень нормативных актов, регламентирующих первоочередные и долгосрочные меры по наращиванию дальневосточного человеческого потенциала, действительно демонстрирует значительные усилия федеральных и региональных органов власти на пути достижения поставленной цели. Однако, несмотря на реализацию институциональных новаций3, масштабный поток инвестиционных вливаний в экономику Дальнего Востока4, создание особых условий для опережающего развития отдельных территорий5, параметры социального развития отстают от запланированных, а демографическая результа-тивность6 всё ещё далека от ожидаемой.
В 2009 году в очередной версии «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» предлагалось реализовать геополитическую задачу «закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека»7. Предполагалось обеспечить населению предоставление социальных стандартов посредством создания системы доступного и высококачественного высшего образования, повышения доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, поддержки формирования развитой региональной и местной инфраструктуры в области здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, обеспечения досуга, а также содействия обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами. Причем стандарты должны были превысить среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения на Дальнем Востоке.
В 2013 году утверждается перечень территорий приоритетного заселения8 (Республика Бурятия, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область и Еврейская автономная область), в марте 2018 года к ним добавляется Республика Саха (Якутия)9. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественни-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-010-00818).
2 Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. № 2464-р.
3 Минакир П.А. Новая восточная политика и экономические реалии // Пространственная экономика. 2015. - № 2. - С. 7-11; Изотов Д.А. Дальний Восток: новации в государственной политике // ЭКО. 2017. - № 4. - С. 27-44.
4 Минакир П.А. Ожидания и реалии политики «поворота на Восток» // Экономика региона. 2017. - Т. 13, вып. 4. - С. 10161029. 10.17059/2017-4-4
5 Исаев А.Г. Территория опережающего развития: новый инструмент региональной экономической политики // ЭКО. 2017. -№ 4. - С. 61-77.
6 Аганбегян А. Г. Развитие Дальнего Востока: национальная программа в контексте национальных проектов // Пространственная экономика. 2019. - Т. 15, № 3. - С. 165-187. Б01: 10.14530А5е.2019.3.165-187
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 года № 2094-р. - http://docs.cntd.ru/document/902195483
8 Об утверждении перечня территорий приоритетного заселения: Распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2013 года № 848-р. - http://docs.cntd.ru/document/499023154
9 О внесении изменения в перечень территорий приоритетного заселения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 848-р: Распоряжение Правительства РФ от 24 августа 2018 года № 1748-р. -http://docs.cntd.ru/document/550969387
ков и членов их семей, проживающих за рубежом1 распространяется на желающих переселиться на дальневосточные территории.
В 2014 году принимается Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»2, где в качестве одной из целей определяется «улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона», для достижения которой предполагается решение в основном вопросов перемещения в пространстве: развитие транспортной доступности и повышение качества жизни на территории за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального значения; создание основы для повышения мобильности населения региона за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения. Прогнозировалось, что уже к 2025 году будут созданы условия для роста численности населения макрорегиона до 10,75 млн человек за счет модернизации и развития социальной инфраструктуры (включая образование, здравоохранение, жилищный сектор), что обеспечит значительное повышение качества человеческого капитала, стандартов качества жизни и социального обеспечения населения.
В 2015 году утверждается Концепция развития приграничных территорий ДФО3, где проживает около 27% численности населения округа. Предусматривается введение повышенных нормативов при выделении материнского капитала, земельных участков, в том числе участков в безвозмездное пользование с последующим их оформлением в собственность, модернизация схемы «оптимизации» социальной инфраструктуры (сохранение в приграничных населенных пунктах ФАПов, дошкольных и общеобразовательных организаций, больниц и т.д.).
Анализ промежуточных итогов по состоянию на 2015 год показал, что реализация принятых мер и решений дала весьма скромные результаты4. К концу 2015 года на Дальнем Востоке сокращение населения продолжалось5, несмотря на в целом более высокий, чем в среднем по стране суммарный коэффициент рождаемости (1,893 против 1,777)6. На 1 января 2016 года в ДФО было зафиксировано 6195 тыс. человек, что почти на 400 тыс. чел. меньше, чем в 2005 году (-6%). Среди субъектов Дальнего Востока и Забайкалья положительный рост показали только Республика Бурятия (+1,4% к уровню 2005 г.) и Республика Саха (Якутия) (+0,9%), где национальные традиции приветствуют высокую рождаемость. Среди остальных территорий бесспорное лидерство по убыли населения сохранили северные регионы и сельскохозяйственные анклавы ДФО, продолжающие испытывать последствия масштабного сжатия экономической активности. Таким образом, основной индикатор - численность населения - практически не отреагировал на отдельные «успехи» в достижении целевых показателей «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»7, что было связано с отрицательными значениями миграционного оборота8 по всем субъектам Дальнего Востока и Забайкалья, несмотря на активное привлечение трудовых ресурсов на объекты, возводимые в рамках реализации инвестиционных проектов. Территории Дальнего Востока, пережившие оптимизацию объектов социальной сферы в рамках «национальных проектов», продолжали проигрывать центральным районам страны в уровне и качестве жизни .
В 2016-2018 годах утверждаются новые редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»10, направленной на обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения на Дальнем Востоке, в связи с чем предусматриваются новые меры: предоставление земельных участков площадью 1 гектар гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование на территории Дальнего
1 О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 14 сентября 2012 года № 1289. - Шр:/Л1ос8. cntd.ru/document/902368999
Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308. - http://base.garant.rU/57418327/#block_10
3 Об утверждении концепции развития приграничных территорий субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа: Распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2015 года № 2193-р. - http://docs.cntd.ru/document/420313859
4 Найден С.Н. Реализация государственной политики на Дальнем Востоке // Власть и управление на Востоке России. 2020. -№ 4 (93). - С. 24-36. Б01: 10.22394/1818-4049-2020-93-4-24-36
5 Мотрич Е.Л. Демографическая ситуация на Дальнем Востоке России: основные тренды и вызовы // Народонаселение. 2016. - № 1-1. - С. 25-33.
6 Архангельский В.Н., Джанаева Н.Г., Елизаров В.В. Региональные различия рождаемости на Дальнем Востоке // Уровень жизни населения регионов России. 2017. - № 2 (204). - С. 41-50.
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 года № 2094-р. - http://docs.cntd.ru/document/902195483
8 Мотрич Е.Л. Оценка миграционной ситуации на Дальнем Востоке России: 1991-2016 гг. // Уровень жизни населения регионов России. 2017. - № 2. - С. 70-77; Донец Е.В., Чудиновских О.С. Современные тенденции миграции в регионах Дальневосточного федерального округа // Уровень жизни населения регионов России. 2017. - № 4 (206). - С. 88-94.
9 Найден С.Н., Грицко М.А. Социальный потенциал устойчивого развития Дальнего Востока: демографические и инфраструктурные ограничения // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2017. - № 4 (56). - С. 104-111; Кадомцева С.В., Пивкина Н.Ю. Государственные финансы и качество жизни населения регионов (на примере ДФО) // Уровень жизни населения регионов России. 2018. - № 1(207). - С. 29-36.
10 О внесении изменений в государственную программу РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: Постановление Правительства РФ т 9 августа 2016 г. №757, от 30 марта 2017 г. № 365, от 20 марта 2018 г. № 362. - http://base.garant.ru/57422318/#block_10
Востока в целях стимулирования предпринимательской и иной деятельности1; разработка комплексных планов развития отдельных территорий; предусматривается применение коэффициентов приоритетного финансирования Дальнего Востока при распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации ДФО; реализация дополнительных мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в макрорегионе. По версии 2018 года на территории Дальнего Востока к 2025 году в результате реализации мероприятий Государственной программы предполагаемая величина численности населения уже прогнозируется на уровне 11,2 млн человек.
В 2017 году утверждается Концепция демографической политики Дальнего Востока, где в качестве стратегической цели объявляется «стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 6,2 млн человек к 2020 году и ее увеличение до 6,5 млн человек к 2025 году»2, а также закрепляются целевые индикаторы в разрезе каждого из 9 субъектов РФ в ДФО (который с 2018 г. расширяется до 11 субъектов за счет включения дополнительных субъектов Федерации3).
В 2018 году утверждается Программа по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики ДФО и поддержке молодёжи на рынке труда4, включающая 10 специальных мероприятий, в том числе увязку приема в образовательные организации на территории ДФО с расчётами кадровой потребности, организацию целевого обучения студентов, меры по закреплению молодых специалистов, создание в ДФО профильных структурных подразделений ведущих российских университетов.
В 2019 году согласно новой версии Комплексной государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»5 корректируется прогноз численности населения до 8,7 млн человек. Одновременно вносятся правки в Концепцию демографической политики Дальнего Востока, где с учетом 11 субъектов РФ ожидается «стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 8,3 млн человек к 2020 году и ее увеличение до 8,6 млн человек к 2025 году»6. И наконец, на завершающем этапе 2019 года принимается решение о запуске программы «Дальневосточная ипотека»7, которая предусматривает субсидирование процентной ставки до уровня 2% годовых по ипотечным жилищным кредитам на срок до 20 лет в размере не более 6 млн рублей на приобретение жилья молодыми семьями на Дальнем Востоке или на строительство дома на земельном участке, предоставленном по программе «Дальневосточный гектар»8.
Появление в 2020 г. «Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.»9 стало результатом исполнения указа президента РФ «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»10, в котором в качестве целей социально-экономического развития макрорегиона были обозначены: «превышение среднероссийских темпов роста показателей качества жизни населения, в том числе по таким основным направлениям, как повышение ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 5 лет, снижение смертности населения трудоспособного возраста не менее чем на 35 процентов, увеличение годового объема жилищного строительства в 1,6 раза», а также необходимость обеспечения темпов экономического роста и показателей экономического развития ДФО, превышающих среднее значение по стране.
По мнению правительства, реализация этой цели возможна за счет «значительного наращивания частных инвестиций в новые производства с высокой добавленной стоимостью, модернизацию предприятий обрабатывающей промышленности, транспортный и строительный комплекс макрорегиона. При этом госинвестиции должны направляться в магистральную, трансграничную, обеспечивающую и социальную инфраструктуры за счет значительного наращи-
1 Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: 1 мая 2016 года № 119-ФЗ. - http://docs.cntd.ru/document/420352162
2 Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока: Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2017 года № 1298-р. - http://docs.cntd.ru/document/436744671
В соответствии с изменениями, внесенными Указом Президента РФ №632 от 3 ноября 2018 года, в состав ДФО входят Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
4 Об утверждении программы по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики ДФО и поддержке молодёжи на рынке труда: Распоряжение Правительства РФ от 18 августа 2018 года № 1727-р. - http://docs.cntd.ru/document/550966249
5 О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 361. -http://docs.cntd.ru/document/554102835
6 Об утверждении изменений, которые вносятся в Концепцию демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 20 июня 2017 г. N 1298-р: Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2019 года № 3146-р. - http://docs.cntd.ru/document/564066448
7 Об утверждении условий программы «Дальневосточная ипотека» и внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 1713-р: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2019 года №1609. - http://docs.cntd.ru/document/ 564004710
8 Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: 1 мая 2016 года № 119-ФЗ (с изм. от 18 июля 2019 № 194-ФЗ). - http://docs.cntd.ru/document/420352162
9 Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. № 2464-р.
10 О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока: Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2020 г. № 427.
вания несырьевого экспорта и повышения производительности труда»1. Поскольку само по себе ускоренное развитие и наращивание объемов инвестиций не может быть самоцелью, в качестве одной из главных задач традиционно обозначена необходимость устойчивого роста численности населения, которому гарантируется повышение качества жизни выше среднероссийского уровня2.
Для достижения поставленной задачи активирован целый спектр мероприятий в области социального развития: меры по повышению рождаемости, обеспечивающей воспроизводство населения на Дальнем Востоке; меры по снижению смертности и повышению ожидаемой продолжительности жизни; меры по сокращению миграционного оттока постоянного населения; по подготовке кадров и поддержке молодёжи на рынках труда территорий макрорегиона; меры по повышению трудовой мобильности и привлечению на территорию Дальнего Востока мигрантов, по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом; меры по созданию условий и стимулов для закрепления молодежи на территории Дальнего Востока и привлечению молодых специалистов из других регионов; меры по обеспечению доступности пассажирских авиаперевозок и формирования региональной маршрутной сети и т.д. Но несмотря на столь широкий спектр задействованных мер ситуация в области демографического развития и социальных стандартов не улучшается.
Общая численность населения Дальнего Востока, несмотря на положительный вклад двух субъектов, присоединенных в 2018 году к федеральному округу, продолжает падать3. Население Дальневосточного федерального округа (ДФО) к началу 2021 года составило 8124 тыс. чел. или на 200 тыс. человек меньше, чем было в 2013 году (при условии учёта всех 11 субъектов Федерации). В 2020 году, на который пришлось начало пандемии новой коронавирусной инфекции С0УГО-19, впервые почти за тридцатилетний период основные потери населения, составившие более чем 45 тыс. человек, были обусловлены нисходящим характером естественного движения. Естественная убыль только за 2020 год в 2,6 раза превысила результат 2019 года и составила - 22 864 человек, что почти на 15% превысило годовое миграционного сальдо (-19 926 человек). Прирост населения вплоть до 2017 года сохранялся за счет более высокого уровня рождаемости, который превышал показатель смертности населения. Однако сокращение численности женщин репродуктивного возраста объективно снижало количество рожденных детей, уменьшая естественный прирост4. С 2018 года естественная динамика перешла в отрицательную плоскость и наряду с отрицательным сальдо миграции привела к общему сокращению численности населения на Дальнем Востоке5. Более половины дальневосточных регионов относятся к группе территорий со стабильной ежегодной убылью населения. Особенности естественного движения населения, динамика которого формируется под влиянием рождаемости и смертности, на Дальнем Востоке также остаются неизменными длительное время6. Фактором, отрицательно влияющим на естественную динамику населения Дальнего Востока, остается высокий уровень смертности7. Сопоставление данных в рамках анализируемого периода затруднено в силу объективных выбросов 2020-2021 годов, когда показатели смертности резко возросли в связи с ростом летальных случаев от вируса С0УГО-19, но и до 2018 года скорость ее снижения оставалась крайне низкой. Хотя совокупная смертность в рамках 2013-2019 годов не превышала среднероссийский показатель, по отдельным причинам макрорегион все-таки продолжает «лидировать»8. Миграционный отток населения, несмотря на пакет мер по привлечению соотечественников и граждан РФ, в том числе молодых специалистов из других регионов страны, так и не преодолен. За два последних года в ДФО уже нового состава въехало в общей сложности 685,8 тыс. чел., а выехало 703,7 тыс. чел. Наиболее интенсивный миграционный обмен сохраняется в субъектах Дальнего Востока, освоение которых осуществляется в большей степени вахтовым способом. «Пока нельзя говорить о смене типа эндогенной демографической динамики, об изменении стратегии поведения коренных жителей и мигрантов, о принципиальных мотивационных сдвигах. Продолжают уезжать постоянные жители, явно что-то не устраивает тех, кто, приехав работать, потенциально мог бы остаться на более длительный срок, но по окончании своего контракта принимает решение покинуть регион» .
Несмотря на номинальное превышение, по покупательной способности средняя заработная плата в северных районах Дальнего Востока превосходит среднероссийскую всего на 25-50%, что никак не согласуется с повышенным уровнем жизни в макрорегионе. В южной части Дальнего Востока после пересчета оплаты труда по паритету стоимо-
1 Дальнему Востоку прописали нацпрограмму: что в ней такого // Сетевое издание K0NKURENT.RU. 13 октября 2020 г. -https://konkurent.ru/article/32528
2 Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. № 2464-р.
3 Численность постоянного населения на 1 января. Данные Единой межведомственной информационно-статистическая системы (ЕМИСС). - https:// www.fedstat.ru/indicator/31557
4 Грицко М. А. Социально-демографические параметры Дальнего Востока России в условиях реализации документов стратегического развития // Власть и управление на Востоке России. 2021. - № 2 (95). - С. 36-46. Б01 10.22394/1818-4049-2021-95-2-36-46.
5 Мотрич Е.Л., Молодковец Л.А. О формировании населения и трудовых ресурсов на Дальнем Востоке России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. - Т. 12, № 1. - С. 53-69. Б01: 10.15838^^.2019.1.61.3
6 Мотрич Е.Л. Население Дальневосточного федерального округа: реалии и перспективы // Регионалистика. 2020. - Т. 7, № 2. - С. 64-71. https://doi.org/10.14530/reg.2020.2.64
7 Грицко М.А. Естественная динамика населения Дальнего Востока России: последствия пандемии // Дальний Восток России: тенденции экономического развития (последствия пандемии). - Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2021. - С. 90-108.
8 Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти в расчете на 100 000 населения за год / ЕМИСС. -https://fedstat.ru/indicator/31270
9 Минакир П.А., Найден С. Н. Социальная динамика на Дальнем Востоке: дефект идей или провал институтов // Регион: экономика и социология. 2020. - № 3 (107). - С. 30-61.
сти фиксированного набора товаров и услуг вообще возникает, так называемый, дефицит дохода. Доля лиц с денежными доходами ниже уровня прожиточного минимума балансирует в пределах 15-16,5%, оставаясь выше среднего по стране (12,1% в 2020 г.) При этом «лидерами» по уровню бедности остаются Еврейская автономная область (23,7% от общей численности населения живут ниже черты бедности), Республика Саха (Якутия) (21,0%), Республика Бурятия (20,0%), Забайкальский край (17,4%), Амурская область (15,2%), Камчатский край (14,9%). Приморский край (13,0%), превышающие средние значения по стране. В целом экономические условия последних лет не способствовали положительной динамике уровня благосостояния населения Дальнего Востока, в первую очередь в силу отсутствия роста реальных денежных доходов1. Пандемия коронавируса и введение карантинных мер лишь усугубили это положение. Анализ доходов и расходов населения2 позволяет констатировать, что социальная система ДФО отреагировала на пандемический шок сжатием рынка труда, ростом безработицы, сокращением реальных доходов населения и кризисом в сфере доступности и качества медицинской помощи. Расходы и потребительское поведение домашних хозяйств ДФО в 2020 г. можно охарактеризовать как шоковое на фоне распространения коронавирусной инфекции и изоляционных мероприятий. Реализация мер социальной поддержки семей с детьми в течение 2020-2021 гг. сгладила негативные последствия падения реальных доходов населения, но продолжающаяся пандемия не устранила фактор неопределенности и незащищенности, в том числе усилив ощущение финансовой нестабильности.
Следует отметить, что сокращение доходов населения (вследствие функционирования экономики в условиях жестких ограничений деятельности и социальной активности) естественным образом способствует откладыванию рождения детей на более благоприятный период. Отсутствие объективной информации относительно скорости и масштабов дальнейшего распространения инфекции, количества предстоящих волн пандемии и их последствий, будут сказываться на формировании репродуктивных установок и в последующие годы. Снижение ожидаемой продолжительности жизни на фоне сохранения высоких показателей смертности в макрорегионе ставит под сомнение вероятность достижения целевых индикаторов, заложенных в стратегические документы демографического характера.
Таким образом, несмотря на обилие нормативных намерений по экономическим и социальным преобразованиям в отношении Дальнего Востока, в том числе в рамках реализации национальных приоритетов, отток населения продолжается, а уровень благосостояния за исключением отдельных категорий граждан (представителей власти, бизнеса или высокооплачиваемых специалистов) практически не растет. Принимая во внимание объективную реальность в виде сохранения крайне дифференцированного экономического и социального пространства макрорегиона, единственно рациональным способом стабилизации социально-демографического потенциала и обеспечения на Дальнем Востоке повышенных стандартов уровня и качества жизни населения является не декларативное объявление институциональных условий (которые, увы, не работают в автоматическом режиме), а реальная реализация системы прямого государственного патронажа, включая разработку и финансирование специальных мер и положительных стимулов, направленных в первую очередь на местное и постоянно проживающее здесь население, демонстрируя тем самым позитивные образцы и практики, привлекательные для потенциальных дальневосточников.
1 Найден С.Н., Грицко М.А. Тенденции и проблемы социального развития в ДФО: 2013-2020 гг. // Власть и управление на Востоке России. 2021. - № 4 (97). - С. 53-64.
2 Найден С. Н. Доходы и расходы населения ДФО в условиях пандемии // Дальний Восток России: тенденции экономического развития (последствия пандемии). - Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2021. - С. 126-143.