Научная статья на тему 'Социальная деятельность в делах призрения малолетних детей в России (XVI-XX века)'

Социальная деятельность в делах призрения малолетних детей в России (XVI-XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1633
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗРЕНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ / ПРИЮТЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА / "СИРОПИТАТЕЛЬНЫЕ" УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скляр Татьяна Вячеславовна

В статье рассмотрено отношение государства, общества, церкви к делам призрения малолетних детей-сирот и беспризорных в период с XVI до начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная деятельность в делах призрения малолетних детей в России (XVI-XX века)»

УДК 37.03(2)

СКЛЯР Татьяна Вячеславовна, ассистент кафедры специальной и дошкольной педагогики и психологии Благовещенского государственного педагогического университета. Автор 13 научных публикаций

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕЛАХ ПРИЗРЕНИЯ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ХУ1-ХХ века)

В статье рассмотрено отношение государства, общества, церкви к делам призрения малолетних детей-сирот и беспризорных в период с XVI до начала XX века.

Призрение, дети-сироты, беспризорные дети, приюты, воспитательные дома, «сиропитательные» учреждения

В Российской педагогической энциклопедии слово «призрение» характеризуется как производное от слов «призреть», «призревать» и обозначает «обратить взор со вниманием, сочувствием, милосердием»1.

Общественное призрение детей-сирот и беспризорных в России имеет свои корни. Первоначально оно выражалось в виде личной благотворительности в форме милостыни. Первыми крупными благотворителями являлись князья, среди которых Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др.

Уже в раннем средневековье (У1-У11 вв.) при крупных и богатых монастырях (Киево-Печерском и Волоцком) стали возникать первые сиротские заведения, называемые «сиропита-тельницами». В этих учреждениях нуждающиеся получали питание, религиозное воспитание, обучались некоторым ремеслам, а иногда грамоте. Часть воспитанников впоследствии оставались в монастырях послушниками.

Наиболее остро проблема общественного призрения встала в XVI веке при Иване Гроз-

ном в связи с появлением большого числа нищих и беспризорных. Была поставлена задача их выявления и определения в богадельни с полным содержанием. Однако решения, принятые на государственном уровне, по снижению беспризорности и нищеты полностью реализовать не удалось.

Делами призрения в большей степени занималась церковь. В целом, несмотря на все политические трудности в этот период, происходило усиление центральной и церковной власти, а также частной благотворительности в делах призрения.

Следующим шагом к созданию в России государственного управления общественным призрением явилось поручение царя Михаила Федоровича (1613 г.), где указывалось, что заниматься этим делом следует Патриаршему приказу, а несколько позже специально учрежденному Аптекарскому приказу2.

Реализация государственной системы общественного призрения в XVII веке осуществлялась при царствовании Федора Алексеевича,

который своим указом в 1682 году велел построить в Москве два госпиталя или богадельни: «одну в Знаменском монастыре, что в Китае, а другую на Гранатном дворе за Никитскими воротами»3. В этот же год был разработан проект об учреждении детских приютов, в котором ссылаются на использование западного опыта в воспитании детей. Вместе с тем нашла отражение и православная традиция милосердия, рассматривающая асоциальное поведение не только как вину, но и как духовную болезнь человека. В документе практически не упоминаются какие-либо наказания, указывается, что побирательство малолетних детей-си-рот впоследствии может перерасти в различные преступления, поэтому государство должно взять на себя заботу об их воспитании и обучении каким-либо полезным профессиям. Однако данный проект указа не стал официальным документом, так как не был подписан царем.

Принципиально новый подход к делу призрения детей-сирот возник во время царствования Петра I. Новый подход заключался в необходимости государственного воспитания детей-си-рот. Основную цель своей деятельности Петр I видел в создании мощной империи, поэтому беспризорные дети рассматривались в первую очередь как потенциальные «государственные» работники и воины, а не как объекты нежной заботы4 . Отрицательно Петр I относился к приютам при монастырях, так как, по его мнению, они препятствовали достижению государственно-утилитарных целей. В результате многие из них были закрыты.

Наряду с проблемами сиротства и беспри-зорничества решалась проблема внебрачных детей. Первый приют для внебрачных детей учредил митрополит Иовон в 1705 году в Хамово-Успенском монастыре около Новгорода. При Петре I незаконнорожденные («зазорные») дети по указу, принятому в 1715 году, помещались в специальные учреждения «сиропитательные госпитали» при церквях5. Они существовали на городские доходы и частично на частные пожертвования. Дома для «зазорных» детей отличались высокой смертностью. Усло-

вия воспитания были суровыми: беспризорников для профилактики секли розгами, а затем отсылали работать. Многие убегали из приютов к своим родственникам и жили у них на правах работников, другие просто бродяжничали. Детей, оставшихся в приютах до достижения совершеннолетия, отправляли на работу, в армию или на флот.

После смерти Петра I многие основанные им «сиропитательные» учреждения ввиду нехватки средств были закрыты и вновь открылись только при Екатерине II6. Императрица учредила особые органы призрения - приказы общественного призрения - и разрешила организовать благотворительные общества. В апреле 1764 года в Москве, по инициативе И.И. Бецкого, в соответствии с «Генеральным планом императорского воспитательного дома» был открыт первый казенный воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей. Позднее, в 1770 году, такой же воспитательный дом основали и в Петербурге7. Воспитательный дом строился и содержался на пожертвования частных лиц. Управление воспитательным домом поручалось опекунскому совету, состоящему из лиц выдающегося положения в обществе и пользующихся особым доверием императрицы. В основу работы воспитательных домов легли положения философов французского Просвещения: «воспитание может все» (К.А. Гельвеций, П. Гольбах), «воспитание может многое» (Д. Дидро). Первыми почетными опекунами данных учреждений выступили И. Бецкой, С. Гагарин, П. Вырубов, И. Тюняев, Б. Умской и

А. Дурново. Благодаря стараниям И.И. Бецкого к концу XVIII века в России была создана сеть государственных сиротских приютов и составлена комплексная программа воспитательных домов. Содержание программы включало игры, физическое воспитание, обучение различным общеобразовательным предметам, наукам и ремеслам, а также делало упор на приучении к трудолюбию, опрятности, манерам поведения и т.п. Религиозное воспитание в данной программе отступало на второй план. Педагогический процесс ориентировался на гуманное отношение к воспитанникам и их разностороннее раз-

витие. По утверждению И.И. Бецкого, такая программа воспитания не могла быть реализована в семье, наилучшим местом ее реализации виделись воспитательные учреждения интернатного типа.

Поскольку обитатели воспитательных домов были подкидыши низших социальных слоев, то из них хотели вырастить людей «третьего чина», т.е. ремесленников, приказчиков, торговцев, чиновников невысокого ранга и т.п. Преуспевающим в науках воспитанникам давалась возможность продолжать образование в университете или Академии художеств за счет государства. Однако эти начинания не увенчались результатами, на которые рассчитывали организаторы, так как много малолетних детей померло8. Действительно, проверка, проведенная императрицей Марией Федоровной, продолжающей начатое дело Екатерины II, в конце 90-х гг. XVIII века в воспитательных домах, показала, что смертность малолетних детей составляла 80% 9. Причины такого положения дел виделись в недостатке кормилиц, большой скучности детей, неполноценном питании, отсутствии хорошего ухода и медицинской помощи.

Несмотря на все сложности в организации призрения малолетних на рубеже XVIII-XIX веков, императрица Мария Федоровна организовала свыше десятка полугосударственных сиротских и иных детских учреждений. Впоследствии эти учреждения получили название «учреждения Мариинского ведомства» и финансировались за счет частных пожертвований и коммерческой деятельности. В этот же период Мария Федоровна ввела «открытое призрение». Такая практика уберегала детей-сирот от попадания их в приюты, специализированные заведения. Было создано «посемейное призрение», то есть передача детей из государственных приютов в «государевы деревни крестьянам доброго поведения». Несовершеннолетние сироты оставались у родственников или устраивались в чужую семью за определенную плату. Мальчики могли жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до 15 лет. Будущим этих детей занимались органы общественного при-

зрения10. В дальнейшем это привело к пониманию педагогической значимости воспитания данной категории детей именно в семье. Так было положено начало воспитанию сирот в семьях.

В целом XVIII и первая половина XIX веков явились временем становления и развития государственного призрения в России11. На смену нищелюбию постепенно пришла адресная помощь нуждавшимся, в том числе инвалидам, сиротам, больным, беспризорным и т.д. Правительственными указами 1775, 1797, 1781 годов в России стала создаваться государственная система социального призрения, действовавшая под руководством специальных административно-управленческих органов и состоявшая преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа.

В начале XIX века в обществе и государстве возникла необходимость в создании особых учреждений для воспитания беспризорных детей, что было связано с войной 1812 года, а в дальнейшем земельной реформой 1861 года. Эти события привели к массовому детскому бродяжничеству и нищенству.

В 1838 году создан Комитет главного попечительства детских приютов. Члены комитета

В.Ф. Одоевский и Д.Н. Блудов выработали положение о детских приютах, которые должны были существовать на средства частной благотворительности. Цель детских приютов -предоставить детям временное убежище и элементарное образование12. Надзор за деятельностью детских приютов возлагался на особые советы, а также губернские, уездные и сельские попечительства для беспризорных детей13, управление осуществляли: попечитель, директор, почетный старшина, смотрительница и ее помощница. С 1846 года в таких детских приютах разрешался ночлег, а с 1847 года постоянное проживание детей, открылись сиротские группы.

С середины XIX века в России прослеживался активный рост воспитательных заведений различных типов для детей-сирот и беспри-зорников14. Часть учреждений (25%) были предназначены для приходящих детей, а ос-

тальные 75% - для постоянного проживания15. Наметились и новые тенденции по организации призрения, которые начали воплощаться в жизнь после земской (1864 г.) и городовой (1870 г.) реформ16. В это время происходит децентрализация системы призрения, которая заключается в передаче государственной функции социальной защиты призрения органам земского и городского самоуправления. Важным достижением такого общественного призрения того времени стали превентивные методы работы, связанные с профилактикой преступности.

С приходом к царствованию Николая I государственная политика по отношению к воспитанию детей-сирот и подкидышей несколько изменилась. Воспитание должно было осуществляться через внушение к повиновению государственной власти, любви к труду и чувству порядка17. В государственных приютах введена система строгих наказаний, которые отсутствовали во времена Екатерины II и Александра I. Выпускники государственных приютов, не принадлежащие к дворянскому сословию, уже не могли, как это было раньше, продолжать образование. В этот период в России возникает значительное число небольших негосударственных сиротских приютов, содержавшихся различными общественными благотворительными организациями и частными лицами18 . К концу XIX века в России сформировалось несколько ведомств, занимающихся организацией приютов, воспитанием и образованием детей бедных родителей и сирот. Для деятельности этих учреждений проводились различные акции по сбору денежных средств и пожертвованию вещами: издавались и продавались флажки, календари, организовывались концерты, спектакли, распространялись билеты лотереи и т.д.

Императрицей Марией создавались в разных городах воспитательные дома и приюты. В приюты принимались дети с 3-летнего возраста, но жизнь требовала принятия грудных детей. В связи с этим в некоторых приютах стали создаваться группы для грудных и маленьких детей и самостоятельные приюты. В 1898 году

они уже есть в Москве, Муроме, Вологде, Таганроге, Иркутске, Костроме, Пензе, Петрозаводске, Моршанске, Оренбурге, Томске, Рыбинске, Кашине и др.19.

Организация большого числа негосударственных учреждений по воспитанию детей-сирот и беспризорных не смогла полностью вытеснить государственные заведения, и в некоторых губерниях и областях они просуществовали вплоть до 1917 года20 .

После падения монархии Временное правительство в течение почти восьмимесячного правления существенных изменений в дела призрения не внесло. Следует отметить, что в этот период появился центральный орган управления социальной сферой (Министерство государственного призрения) и новый термин «государственное призрение».

В целом весь процесс развития системы призрения детей-сирот и беспризорных в дореволюционной России можно условно разделить на три периода:

- церковный (до конца XVII века): воспитание осуществлялось преимущественно в монастырских приютах под руководством монахов и носило религиозный характер;

- государственный (XVIII - первая половина XIX века): доминировало воспитание сирот в казенных учреждениях с подготовкой к выполнению сословных обязанностей;

- общественный (вторая половина XIX -начало XX веков): доминировало общественное воспитание, которое было равноправным государственному и церковному.

Таким образом, анализ организации общественного призрения детей России с XVII по начало XX века показал, что забота о детях-сиротах была частью помощи нуждающимся. Практика призрения малолетних детей постоянно развивалась, совершенствовалась и отражала государственные и социальные интересы. В России всегда понимали, что забота о детях идет на пользу обществу, однако требует больших финансовых затрат и административных усилий.

Примечания

1 МаксимовЕ.Д. Начало государственного призрения в России. М., 1900. С. 123.

2 ЕгошинаВ.Н., ЕлфимовН.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993. С. 670.

3 Там же.

4 ФирсовМ.В., СтуденоваЕ.Г. Теория социальной работы. М., 2000. С. 432.

5 ГАРФ Ф. 6787. Оп.1. Д. 115.

6 КарташевА.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М., 1997. С. 688.

7 История социальной педагогики. Хрестоматия / под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 231.

8 Воспитательные дома // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона. Т. 13. СПб., 1892. С. 274-279.

9 Шумигорский Е. Ведомство учреждений императрицы Марии // Антологии социальной работы. М., 1979. Т. 1. С.143.

10 Ведомство учреждений императрицы Марии. Ч. XII. Вопрос об охране детства. СПб., 1903. С. 1-29.

11 ФирсовМ.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000. С. 432.

12 ОдоевскийВ.Ф. Азбука для употребления в детских приютах. М., 1907. С. 58.

13 Там же.

14 БадяЛ.В. Благотворительность и меценатство в России. М., 1993. С. 123.

15 Одоевский В.Ф. Азбука для употребления в детских приютах. М., 1907. С. 58.

16 Соколовский М.К. К вопросу о благотворительности в России в XVIII в. // Трудовая помощь. М., 1903. № 8.

С. 112.

17 БасоваВ.М. История социальной работы и педагогики в России. Кострома, 1999. С. 186.

18 ГАРФ Ф. 6787. Оп. 1. Д. 113.

19 ГАРФ Ф. 6787. Оп. 1. Д. 115.

20 ГАРФ Ф. 6787. Оп. 1. Д. 113.

Skliar Tatiana

SOCIAL ACTIVITIES IN THE SPHERE OF CHILDREN’S CHARITY IN RUSSIA

(XVI-XX CENT.)

The article deals with the attitude of the state, society, church towards the maintenance of orphan children and homeless children in the period from XVI till early XX century.

Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.