DOI 10.5862/JHSS.215.2 УДК 316
А.В. Беликова, М.П. Комаров
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
БЕЛИКОВА Анна Владимировна — аспирант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: [email protected]
КОМАРОВ Михаил Петрович — доктор военных наук, профессор кафедры УСЭС Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: [email protected]
Государство сегодня уделяет повышенное внимание интересам общества, поскольку процветание государства напрямую зависит от уровня жизни населения и социальной безопасности общества, что объясняет актуальность темы данной статьи. Цель ее заключается в создании четкой структуры и разработке эффективной системы обеспечения социальной безопасности с высоким уровнем интеграции элементов системы. Проведен анализ существующего понятийного аппарата, применимого к системе обеспечения социальной безопасности. Рассмотрены основные определения и выявлены основные элементы системы: личность, социальная группа и общность. Отображены основные угрозы Российской Федерации в социальной сфере и определена основная задача системы обеспечения социальной безопасности — контроль за социальными процессами с целью сохранения устойчивого состояния социальной системы и ее элементов.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА; СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ.
В настоящее время вопросы национальной безопасности стали приоритетными для государства. Но если в предыдущие годы большое внимание уделялось военной и экономической безопасности как элементам национальной безопасности, то на данный момент на первый план выходят интересы общества, т. е. социальная безопасность. От того, насколько общество обеспечено всем необходимым, зависит и уровень процветания государства, поэтому вопросы социальной безопасности становятся актуальными как никогда. однако в отличие от систем обеспечения экономической и военной безопасности система обеспечения социальной безопасности разработана значительно хуже. У нее нет четко определенной структуры, а ряд отраслей, которые входят в эту систему, функционируют сами по себе, не взаимодействуя или
слабо взаимодействуя с другими элементами. Поскольку безопасность населения и условия жизни общества должны стать приоритетом при принятии решений государством, разработка сильной системы обеспечения социальной безопасности становится очень важной задачей.
Прежде чем раскрыть понятие «социальная безопасность», рассмотрим понятия «безопасность» и «национальная безопасность».
Согласно словарю Робера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 года и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. однако в этом значении он не вошел в лексику и использовался крайне редко. в россии термин «государственная безопасность» был впервые употреблен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и обще-
ственного спокойствия» от 14 августа 1881 года при царе Александре III [1].
В законе Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» дано следующее определение: безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз [2].
Но это определение несовершенно, поскольку в стране не могут рассматриваться только интересы общества или государства. Взамен данного закона 28 декабря 2010 года был принят федеральный закон № 390-Ф3 «О безопасности» [3], в котором выделены основные принципы обеспечения безопасности, содержание деятельности по обеспечению безопасности, государственная политика в области обеспечения безопасности, правовые основы, координация деятельности, международное сотрудничество, а также определены полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления, статус Совета Безопасности.
В новом законе определения безопасности не дано, но в статье 1 определен предмет регулирования:
«настоящий федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность)...»
По сути, новый закон поставил знак равенства между понятиями «безопасность» и «национальная безопасность».
Понятие «национальная безопасность» ввел в политический лексикон в 1904 году президент США Т. Рузвельт, а первое определение безопасности, связанное с национальными интересами, дал известный американский журналист и политолог У. Липпман. В дальнейшем американцы наполнили термин «национальная безопасность» вполне осмысленным содержанием. Произошло это сразу после Второй мировой войны, когда США оказались в положении великой мировой державы с огромными возможностями воздействия на мир. Окончатель-
но указанный термин утвердился с принятием в США в 1947 году Закона о национальной безопасности. Под национальной безопасностью в этом законе понимаются условия функционирования государства, являющиеся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от враждебных актов извне или изнутри или других видов вмешательства [4].
В России определение понятия «национальная безопасность» дано в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [5]: национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Существуют и другие определения национальной безопасности, но мы будем использовать приведенное выше определение, поскольку оно считается основным и наиболее полно раскрывает данное понятие.
Кроме того, в «Стратегии» введены следующие понятия:
• система обеспечения национальной безопасности — силы и средства обеспечения национальной безопасности;
• силы обеспечения национальной безопасности — Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;
• средства обеспечения национальной безопасности — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Система обеспечения национальной безопасности, как и любая система, состоит из ряда элементов, благодаря взаимодействию которых она может осуществить свое предназначение. В научных трудах выделяются разные элементы национальной безопасности, их количество варьируется от 4 до 10 и более.
Существуют четыре основные сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая и духовно-нравственная, следовательно, можно выделить четыре элемента национальной безопасности:
• социальная безопасность;
• экономическая безопасность;
• политическая безопасность;
• духовно-нравственная безопасность.
Значит, социальная безопасность — это безопасность самой социальной сферы общественной жизни, а также один из элементов системы обеспечения национальной безопасности.
Чтобы перейти к определению понятия «социальная безопасность», нужно дать определение понятию «социальная система».
Социальная система — совокупность элементов (личности, различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную социальную целостность [6]. Как видно из определения, основными элементами социальной системы являются: личность, социальные группы и социальные общности.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами [Там же].
Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, инте-
ресами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни [Там же].
Все элементы социальной системы являются объектами обеспечения социальной безопасности, значит, можно дать следующее определение: социальная безопасность — это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.
нередко понятие «социальная безопасность» заслоняется понятием «экономическая безопасность». очевидно, что социальные и экономические риски и угрозы различны. не следует смешивать понятия социальной безопасности и социальных следствий нарушения экономической безопасности: если первое содержит в себе прямые социальные риски и угрозы, то второе — опосредованные реализацией экономических рисков и угроз.
наконец, вызывает вопрос соотношение понятий «социальная безопасность» и «социальная политика», которые часто воспринимают как одно и то же понятие, что неверно. Социальная безопасность — это свойство социальной системы, а социальная политика — это система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определенных социальных групп. Социальная политика, по сути, это меры, направленные на улучшение качества функционирования социальной системы, в том числе и на улучшение обеспечения социальной безопасности.
Существует понятие социальных гарантий, которое неразрывно связано с системой обеспечения социальной безопасности.
В социальных государствах (в том числе и в россии) социальные гарантии обеспечиваются также их финансированием за счет средств государственной казны и механизмами публичного финансового менеджмента. Таким образом, социальные гарантии служат целям социальной безопасности в той мере, в какой это достижимо в экономических отношениях в социальной сфере в условиях адекватного законодательного регулирования. В соответствующей части социальные гарантии являются экономическим обеспечением социальной политики, в другой — социальной безопасности.
Однако социальная безопасность обеспечивается не только социальными гарантиями, но и мерами предотвращения реализации рисков, угроз и опасностей для общества.
Следует отметить, что угрозы социальной безопасности возникают не из нарушения в обществе запретов государства и антисоциального поведения, за что можно привлечь к ответственности, а из самих социальных процессов.
Социальные процессы — это совокупность устойчивых взаимодействий, связанных между собой структурными и причинными зависимостями, приводящими к движению, переходу социальной системы, ее элементов из одного состояния в другое [6].
Состояние системы — характеристика системы на данный момент ее функционирования. Поскольку система описывается определенным комплексом существенных переменных и параметров, то, для того чтобы выразить это состояние, нужно определить значения, принимаемые ими в рассматриваемый момент [7].
каждое состояние системы характеризуется устойчивостью. Устойчивость системы сохраняется до тех пор, пока элементы системы не начинают терять свою собственность до уровня, когда дальнейшая потеря может привести к неудовлетворенности элемента системы своим положением. Незначительные отклонения системы под воздействием внешней среды не приводят к смене состояния системы, система восстанавливает такие отклонения, стремясь к равновесию обмена [8].
неустойчивость состояния социальной системы вызывается множественными воздействиями как со стороны элементов системы, так и со стороны внешней среды, создающими аналог резонанса. Такое положение дел характеризуется скачком неудовлетворенности элементов системы своим положением [Там же].
так, для населения показателем неудовлетворенности является уровень жизни. особенно важен экономический уровень жизни населения. Если относительный уровень его жизни начинает снижаться, то это приведет к ухудшению состояния элементов системы социальной безопасности. В этом случае можно утверждать, что система потеряла равновесие.
Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в соци-
альной сфере жизнедеятельности общества, а именно право на жизнь, на труд и его оплату, на бесплатное лечение и образование, на доступный отдых и гарантированную социальную защиту со стороны государства. однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.
Состояние социальной безопасности в обществе находится в прямой зависимости от уровня жизни населения. Социальная безопасность не может быть обеспечена только действиями официальных и неофициальных властных институтов. она требует благоприятных социально-экономических условий.
значит, основной задачей системы обеспечения социальной безопасности становится контроль за социальными процессами и недопущение ухудшения состояния социальной системы и ее элементов.
откуда исходят угрозы безопасности в социальной сфере? В Концепции национальной безопасности Российской Федерации [9] сказано, что угрозу национальной безопасности в социальной сфере представляют: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан; увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; рост безработицы, а угрозу физическому здоровью нации несет кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Все это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформации демографического и социального состава общества, подрыву трудовых ресурсов как основы развития производства, ослаблению фундаментальной ячейки общества — семьи, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала населения [Там же].
Инструментами решения этих и других проблем жизнедеятельности государства являются следующие системы:
• образования, науки и культуры;
• здравоохранения страны и благосостояния народа;
• физической культуры, туризма и спорта;
• работы с молодежью;
• социального страхования, пенсионного и другого обеспечения;
• общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступностью;
• социальной защиты населения, лиц с ограниченными возможностями.
каждая из систем имеет свои органы управления, опирается на соответствующее финансирование, нормативно-правовую базу, кадровый потенциал, территориальные органы управления (как правило) и местные учреждения.
Исходя из этого стратегическими целями социальной политики являются:
• достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
• обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
• гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
• переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
• нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской, и граждан трудоспособного возраста;
• существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Таким образом, социальная безопасность —
это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.
Социальная безопасность представляет собой свойство социальной системы, а социальная политика — это меры, направленные на
улучшение качества функционирования социальной системы, в том числе и на улучшение обеспечения социальной безопасности.
объектами социальной безопасности являются все основные элементы социальной системы:
• личность,
• социальная группа,
• социальная общность.
Социальная безопасность обеспечивается мерами предотвращения реализации рисков, угроз и опасностей для общества.
угрозы социальной безопасности возникают из социальных процессов, следовательно, основной задачей системы обеспечения социальной безопасности становится контроль за этими процессами.
как уже отмечалось, инструментами решения проблем жизнедеятельности государства в рамках социальной безопасности являются системы: образования, науки и культуры; здравоохранения страны и благосостояния народа; физической культуры, туризма и спорта; работы с молодежью; социального страхования, пенсионного и другого обеспечения; общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступностью; социальной защиты населения, лиц с ограниченными возможностями.
Системы имеют свои органы управления, опираются на соответствующее финансирование, нормативно-правовую базу, кадровый потенциал, территориальные органы управления (как правило) и местные учреждения.
Полученный понятийный аппарат может быть использован при разработке эффективной системы обеспечения социальной безопасности, целью которой будут снижение и предотвращение опасностей, угроз и рисков в каждом социальном процессе.
список литературы
1. Метелёв С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты: моногр. М., 2006. 270 с.
2. о безопасности: закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1. URL: http://www. base.garant.ru.
3. о безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3. URL: http://www.base.garant.ru.
4. Мунтян М.А. Основы теории международных отношений: учеб. пособие. М.: Изд-во МАБиУ, 2006. 164 с.
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Пре-
зидента РФ от 12 мая 2009 г. № 537). URL: http:// www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
6. Электронный ресурс. URL: ru.wikipedia.org/.
7. лапин н.н., Брехов А.Г. Региональная экономика и управление. СПб.: Стратегия будущего, 2010. 87 с.
8. Социальная система. URL: http://sharov7.3dn. ru/publ/sostojanija_sistemy/1-1-0-14.
9. концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). URL: http://www.stra.teg.ru/ library/national/34/2/1.
A.V. Belikova, M.P. Komarov
SOCIAL SECURITY AND IT'S PLACE IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM
BELIKOVA Anna V. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia
e-mail: [email protected]
KOMAROV Mikhail P. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia
e-mail: [email protected]
In this article the social security system is accounted as an element of the national security system. The author made an analysis of the existed conceptual construct, which is available for the social safety system. The main definitions are accounted. The main elements of social security system (person, social group and society) are found. The definitions of social security and social policy are opposed. The main dangers for Russian Federation are represented in the article. Resulting from these dangers the main goal of social security system is to control the social processes and to decrease all possible dangers and threats to person and social groups.
NATIONAL SECURITY; SOCIAL SECURITY; SOCIAL SECURITY SYSTEM; SOCIAL PROCESS; STATE OF A SYSTEM.
references
1. Metelev S.E. Natsional'naya bezopasnost' ipriori-tety razvitiya Rossii: sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye aspekty [The national security and priorities of Russia development: social, economic and jural aspects]. Moscow, 2006. 270 p. (In Russ.)
2. O bezopasnosti [About security]. The law of Russian Federation from March 5, 1992, no. 2446-1. Available at: http://www.base.garant.ru.
3. O bezopasnosti [About security]. The federal law from December 28, 2010, no. 390-FZ. Available at: http://www.base.garant.ru.
4. Muntyan M.A. Osnovy teorii mezhdunarodnykh otnosheniy [The basic theory of international relations]. Moscow, MABiU Publ., 2006. 164 p. (In Russ.)
5. [The national security strategy of Russian Federation before 2020] (confirmed by Russian Federation President's decree from May 12, 2009 No. 537). Available at: http://www. rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.
6. Electronic resource. Available at: ru.wikipedia.org/.
7. Lapin N.N., Brekhov A.G. Regional'naya ekono-mika i upravlenie [The regional economy and management]. St. Petersburg, Strategiya budushchego Publ., 2010. 87 p. (In Russ.)
8. Sotsial'naya sistema [Social system]. Available at: http://sharov7.3dn.ru/publ/sostojanija_sistemy/1-1-0-14.
9. [The national security conception of Russian Federation] (confirmed by Russian Federation President's decree from January 10, 2000, no. 24). Available at: http://www.stra.teg.ru/library/national/34/2/1.
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015