Человек и общество
И.И. ЩЕМЕЛЕВА аспирант кафедры социальных коммуникаций и социологии управления Новосибирского государственного университета экономики и управления'
Социальная активность: приоритетные сферы жизнедеятельности студенческой молодежи
Процессы, протекавшие в России на протяжении двух последних десятилетий, затронули все сферы человеческой жизнедеятельности, что привело к реформированию многих из них. Существенные изменения произошли и в выборе приоритетных сфер жизнедеятельности при проявлении социальной активности современной студенческой молодежи. Многими исследователями1 отмечается, что у современной студенческой молодежи произошли существенные перемены в жизненной мотивации и планах, что студенты не интересуются тем, что выходит за пределы их личной жизни, на первый план выдвинулись прагматические ценности, студенты не видят в социальной активности смысла. Тем не менее, именно в молодом возрасте формируются убеждения, гражданская позиция, культурные потребности, приобретается профессия, соответственно
стабильность общества во многом зависит от того, насколь-
2
ко молодые люди удачно пройдут эти процессы .
В настоящее время требуется адекватное понимание социальных возможностей и потенциала молодежи, приори-
* Щемелева Инна Игоревна, e-mail: [email protected]
1 См.: Шереги Ф.Э. Политическая установка студентов российских вузов // Социологические исследования, 2013, №1, с. 72.
2 См.: Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Активизация занятости отдельных социально-демографических групп населения на рынке труда. Новосибирск, 2004, с. 3.
тетных направлений в проявлении социальной активности. В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечено, что интересы и потребности молодежи должны учитываться при реализации программ социально-экономического развития, а также, что государство и общество должны создавать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности.
Фиксирование социальной активности как деятельности, проявляющейся с разной степенью интенсивности в той или иной сфере жизнедеятельности и характеризующей общественные функции личности1, представляется наиболее эффективным в социологии, тем не менее нельзя исходить из одного понятия интенсивности деятельности при определении социальной активности, поскольку социальная активность есть «интегральная характеристика внутренних возможностей субъекта в осуществлении деятельности»2.
В связи с этим важной задачей социологического исследования социальной активности студенческой молодежи является возможность выявить те сферы деятельности студентов, в которых социальная активность проявляется в большей мере. Кроме того, полученная в ходе анализа информация может поспособствовать усовершенствованию или разработке программ в сфере молодежной политики. В 2013 г. в НГУЭУ было проведено социологическое исследование социальной активности студенческой молодежи, одной из задач которого было выявить приоритетные сферы жизнедеятельности при проявлении социальной активности студентов. Выборка репрезентативна и составила 351 респондент.
Опрос показал, что большинство студентов наиболее активно проявляют себя в таких сферах, как спорт (41%), творчество (39%), досуг (36%) и образование (27%). Таким образом, наиболее предпочтительны для проявления активности досугово-развлекательные сферы жизнедеятельности. В таких сферах жизнедеятельности, как предпринимательство (5%), политика (6%), общественная деятельность (11%) и ра-
1 См.: Осипов Г.В. Социологический словарь. М., 2008, с. 14.
2 Елсуков А.Н., Шульга К.В. Социологический словарь. Минск, 1991, с. 220.
бота (13%) студенты не проявляют значительной активности, данные сферы жизнедеятельности занимают последние места в списке наиболее интересующих студентов.
Важно отметить, что приоритетность в выборе той или иной сферы жизнедеятельности будет зависеть от того, считает ли студент себя социально активным или нет. Так, большинство социально активных студентов отдают предпочтение таким сферам жизнедеятельности, связанным с общественно полезной деятельностью, как благотворительность, волонтерство и общественная деятельность, а для социально не активных студентов данные сферы не являются приоритетными. Следует также отметить, что у социально активных студентов сильнее развиты такие качества, как целеустремленность, лидерство, стремление к саморазвитию (57%, 37% и 47%, соответственно), чем у социально не активных студентов (42%, 17% и 36%, соответственно). У социально неактивных студентов превалируют такие качества, как впечатлительность и осторожность к новому.
Когда студентам предлагается выбрать сферу деятельности, где они хотели бы реализоваться в будущем, результаты меняются.
В будущем студенты не планируют больше времени уделять общественной и политической активностям. Предпринимательство и работа, которые сейчас являются для студентов не самыми приоритетными сферами деятельности, в скором будущем будут являться одними из самых приоритетных. Данная ситуация может быть проинтерпретирована следующим образом: основная сфера деятельности студенчества как социальной группы - образование и студентам необходимо самореализоваться в ней на данном возрастном этапе. Заканчивая университет, респонденты переходят в иную социальную группу, для которой наиболее приоритетными сферами являются трудовая и предпринимательская. Так, 75% респондентов хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью в будущем. Из них 41% респондентов считают, что сделали первый шаг к предпринимательству, так как получают образование по специальности, обучающей навыкам ведения бизнеса, 27% респондентов совершенствуют свои знания в интересующей их области бизнеса, 16% респондентов следят за социально-экономическими новостями, 4% респондентов уже занимаются предпринимательской деятельностью, а 12% респондентов ответили,
что «ничего пока не сделали» для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью в будущем.
На сегодняшний момент менее привлекательными сферами для проявления активности у студентов являются: политика, культура, экология. Однако результаты радикально меняются, когда студентам предлагается выбрать те сферы жизнедеятельности, в которые, по их мнению, необходимо внести изменения. Наиболее обеспокоены студенты состоянием современного образования (59%), политикой (52%), экологией (28%), уровнем культуры (19%), т.е. теми сферами, в которых студенты не проявляют активности, за исключением образования. Соответственно, можно говорить о наличии потенциала к проявлению активности в данных сферах.
Отметим, что большая часть студентов не интересуется политикой (80%), экологией (85%), культурой (67%), тем не менее студенты достаточно решительно намерены внести изменения в эти сферы, однако, каких-либо практических предложений они не выносят, ограничиваясь лишь стандартными фразами: «изменений надо очень много», «добавить что-то новое» или «улучшить». Большинство респондентов волновала проблема коррупции, студенты не доверяют правительству, высказываются о политике правящей верхушки крайне негативно, часто связывали политику с образованием, считая, что «государство пытается загубить образование». Сферу образования студенты хотели бы также кардинально изменить, они считают, что современная система образования должна «подлежать реорганизации», а прообразом образования, к которому студенты хотели бы стремиться, выступает советское образование. Наиболее распространенными предложениями по изменению в сфере экологии были: «повысить уровень экологической культуры», «изменить отношение людей к экологии, чтобы они заботились об окружающей среде», «переход на альтернативные источники энергии». В сфере культуры наиболее сильно волновало респондентов то, что надо «изменить понятие творчества», «развивать культуру путем вовлечения молодежи в различные сферы искусства и творчества», а также респонденты выражали свою обеспокоенность по поводу состояния современной культуры: «Не хотелось бы, чтобы культура деградировала до уровня массовой».
Таким образом, результаты исследования показывают заинтересованность студентов в проявлении активности в таких сферах жизнедеятельности, как спорт, творчество, досуг, образование и стремление к преобразованию в таких сферах, как политика, экология, образование, культура. Важно отметить, что такие важные для социально-экономического развития страны сферы жизнедеятельности, как предпринимательство и трудовая сфера в ближайшей перспективе будут рассматриваться молодежью как одни из наиболее привлекательных. Однако во время студенчества данные сферы не являются приоритетными для молодежи. Учитывая текущую заинтересованность студентов определенными сферами жизнедеятельности, а также привлекая внимание студентов к менее приоритетным сферам, можно корректировать и управлять социальной активностью студенческой молодежи, так как возможность управления социальной активностью делает процесс активизации более контролируемым и эффективным. Соответственно, управление социальной активностью есть системное, планомерно организованное воздействие на процессы формирования, распределения, использования и развития социального потенциала человека с целью обеспечения соответствия этого потенциала требованиям современного общества.
Щемелева И.И. Социальная активность: приоритетные сферы жизнедеятельности студенческой молодежи. В статье анализируются эмпирические данные, полученные в результате социологического исследования социальной активности современной студенческой молодежи. Выделены приоритетные сферы жизнедеятельности в проявлении социальной активности студентов.
Ключевые слова: социальная активность, студенческая молодежь, сфера жизнедеятельности, эмпирическое исследование.
Shchemeleva I.I. Social activity: student's priority spheres of life. The article т1ле sociological empirical data of student's social activity is analyzed. The article points the most popular social activity spheres of life among student youth.
Key words: social activity, student youth, sphere of life, empirical research.