СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ
КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Башкирева А.В.
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, кафедра психологии, г. Рязань
Социально-психологическая адаптированность предполагает способность человека адаптироваться к различным условиям жизни, основана на взаимном изменении личности и ее социального окружения. В литературных источниках описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление изменяющихся условий жизни посредством успешного принятия решений, проявление инициативы, принятия ответственности и способности антиципировать результаты предполагаемых действий. Уровень социально-психологической адаптации тесно связан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения.
Диагностировано 226 студентов (из них 39 юношей и 187 девушек) 1 курса естественно-географического, физикоматематического, технологического факультетов, иностранного языка и русской филологии по методике социальнопсихологической адаптированности (шкала СПА), разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом, адаптированная Т.В. Снегиревой.
Результаты исследования показали, что 63,3% студентов имеют высокий уровень адаптированности, 24,7% студентов - адаптированы, и 12% социально - не адаптированы к обучению в вузе. Первокурсники имеют следующие проблемы по шкале адаптированности: испытывают дискомфорт при ухудшении отношений с кем-либо; склонны быть на стороже, даже с теми, кто обходится с ними приятельски; не отличаются реалистичностью; боятся того, что подумают о них другие. Адаптационные тренинги выявили проблемы общения в семье, так как со стороны родителей доминирует директивный стиль, не умение или не желание слушать, отмечены случаи физического наказания со стороны родителей. Многие в школьный период имели трудности в отношениях учитель-ученик, учителя использовали авторитарный стиль обучения и общения, проявляли грубость и неуважение к ученикам. Выявлены проблемы гендерных и социальных отношений, дефицит знаний психологических и физиологических особенностей противоположного пола.
По результатам исследования нами рекомендуются следующие коррекционные мероприятия в вузе с целью профилактически социального здоровья:
1. Пересмотреть стиль преподавания, стремиться к педагогическому сотрудничеству, уважении личности студента.
2. Продумать систему контроля знаний студентов (студенту должны быть понятны требования, предъявляемые к ним со стороны преподавателя).
3. Продумать руководителям по воспитательной работе совместные мероприятия (праздники, конференции, культурные походы и т.д.) с целью решения гендерных проблем.
4. Через конкретные предметы активизировать внимание, формировать и развивать ценностные ориентации, проводить профилактику дурных привычек.
5. На общественно-гуманитарных предметах развивать личностно-социальную позицию к социальным, политическим, экономическим, этническим и др. проблемам государства, как будущей интеллигенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [147]