УДК 159.922.76
Калинина Наталья Валентиновна
доктор психологических наук,
профессор кафедры психологии и педагогики
Ульяновского государственного университета
Калинин Игорь Викторович
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики
Ульяновского государственного университета
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ: РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ [1]
Kalinina Natalia Valentinovna
D. Phil. in Psychology, Professor, Psychology and Education Science Department, Ulyanovsk State University
Kalinin Igor Viktorovich
PhD in Psychology, Assistant Professor, Psychology and Education Science Department, Ulyanovsk State University
SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS AT INCLUSIVE SCHOOLS: RESOURCES AND OPPORTUNITIES [1]
Аннотация:
В статье анализируется проблема использования подростками ресурсов для социальной адаптации, представленных в инклюзивной образовательной среде. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на группе подростков - участников инклюзивного образования. Выявлено, что подростки с ограниченными возможно-стями здоровья при встрече с трудностями опираются на социальные ресурсы, при этом социальную поддержку семьи и одноклассников оценивают как недостаточную. Несмотря на то что свое пребывание в школе подростки с ограничениями здоровья оценивают как эмоционально безопасное, они не воспринимают школу как среду, содержащую ресурсы для адаптации. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в инклюзивных образовательных организациях.
Ключевые слова:
инклюзивное образование, социальная адаптация, трудные ситуации, социальное взаимодействие, адаптационные ресурсы.
Summary:
The article discusses what resources of inclusive educational environment teenagers use for social adaptation. The authors present results of the empirical research carried out among a group of teenagers - participants of the inclusive education. It has been found, that teenagers with disabilities when facing challenges rely on the social resources, at the same time considering the social support of a family and classmates as insufficient. Despite the fact that the students with disabilities assess their being at school as emotionally secure, they do not think the school has resources for adaptation. The research results may be used for the development of programs of psychological and educational support of students in inclusive educational institutions.
Keywords:
inclusive education, social adaptation, difficult situation, social interaction, adaptation resources.
Реализация инклюзивного образования в широкой педагогической практике актуализирует проблему социальной адаптации участников инклюзивной образовательной среды. Проведенные исследования позволяют зафиксировать наличие значительных трудностей в социальной адаптации обучающихся при включении в процесс инклюзивного образования [2]. Поиск путей преодоления трудностей в современных психолого-педагогических исследованиях осуществляется с применением различных подходов. С одной стороны, активно развивается общегуманистический подход, определяющий в качестве главной задачи поддержание функционирования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала и успешности амплификации образовательных воздействий за счет недопустимости его дезадаптации [3]. С другой стороны, все больший интерес у исследователей вызывает подход, строящийся на идеях позитивной психологии [4], переносящий внимание с контроля над негативными факторами и факторами риска на изучение сильных сторон личности, развитие качеств, составляющих основу преодоления и являющихся инструментом для достижения личностью благополучия. Признавая продуктивность каждого из указанных подходов, считаем значимой интеграцию их ведущих идей для выявления ресурсов социальной адаптации обучающихся в инклюзивной образовательной среде.
Адаптацию в инклюзивной образовательной среде рассматриваем как активный с точки зрения субъекта процесс, предполагающий взаимодействие личности и среды, в ходе которого происходит развитие новообразований личности. Развитие происходит в условиях рассогласо-
вания требований среды и возможностей личности, порождающего восприятие личностью происходящего как трудной ситуации. Адаптация направлена на преодоление рассогласований, которое осуществляется за счет осознанного использования адаптационных ресурсов личности и возможностей среды. В данном контексте социальная адаптация в инклюзивной образовательной среде предполагает адаптационные взаимодействия ее участников с образовательной средой в процессе преодоления трудных ситуаций, основанные на включенности в среду ресурсов и возможностей для адаптации, а также на осознании личностью этих ресурсов, на способности к их использованию и наработке.
Мы предприняли попытку изучения адаптационных взаимодействий учащихся с инклюзивной образовательной средой в процессе преодоления трудностей с позиций использования ими доступных в этой среде адаптационных ресурсов. В исследовании приняли участие 116 подростков в возрасте 12-14 лет, из них 48 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Исследование осуществлялось с использованием опросника социально-психологической адаптиро-ванности К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А.К. Осницкого, методик «Способы преодоления негативных ситуаций» С.С. Гончаровой и «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И.А. Баевой, «Шкалы социальной поддержки» В.М. Ялтонского.
Результаты показали, что школьники с ограниченными возможностями здоровья отличаются от здоровых подростков сниженными показателями социально-психологической адаптации, более низким принятием себя (25 баллов по сравнению с 45 у подростков без ОВЗ). Они меньше принимают других людей (19 по сравнению с 37), демонстрируя им свою нетерпимость (р < 0,05). Характеристики их эмоционального комфорта снижены (11 по сравнению с 17).
В то же время изучение психологической безопасности образовательной среды в восприятии школьников позволяет утверждать, что в ней имеются ресурсы и возможности для социальной адаптации. Психологическая безопасность как в группе подростков с ограниченными возможностями здоровья, так и в группе их здоровых сверстников представлена значениями среднего и высокого уровня (средние баллы: 3,3 у подростков с ограниченными возможностями здоровья и 3,7 у подростков без ОВЗ). Подростки с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе имеют высокие показатели защищенности от публичного унижения одноклассниками и учителями, они отмечают, что в целом в школе их не игнорируют. Показатели эмоционального компонента отношения к образовательной среде школы у подростков с ограниченными возможностями здоровья также высоки.
Значимо различаются в сравниваемых группах предпочитаемые способы преодоления негативных ситуаций. Так, подростки с ограниченными возможностями здоровья при возникновении трудных ситуаций значимо чаще, чем их здоровые сверстники, склонны к поиску виновных и самообвинению (средние баллы: 13,1 по сравнению с 8,7 и 14,4 по сравнению с 7,3 соответственно). Эти подростки воспринимают стрессовые ситуации пессимистично, при этом отказываются от попыток их изменения, стремятся уходить от проблемы. На эмоциональном уровне они переживают дискомфорт, ищут причину случившегося в себе, но в то же время жалеют себя, выражают печаль, уныние и страх, демонстрируя злость и ярость по отношению к сверстникам. У подростков с ограниченными возможностями здоровья менее, чем у их здоровых сверстников, выражено стремление к анализу проблемы (8,2 по сравнению с 12,3) и практически отсутствует выбор решения, основанный на повышении самооценки (3,3 по сравнению с 11,2). Межличностные контакты и направленность на помощь другим в трудной ситуации не воспринимаются ими как ресурс преодоления собственных неуспехов.
Наряду с этим в качестве предпочитаемой адаптационной стратегии учащиеся с ограниченными возможностями здоровья выбирают стратегию поиска социальной поддержки (средний балл 14,7). Предпочтение этой стратегии в сочетании с отказом от анализа проблем дает основания для формирования их «пассивного» отношения к социальной поддержке, то есть отказа от поиска поддержки при некритичном ее принятии.
Результаты, полученные по шкале социальной поддержки, показали, что ученики с ограниченными возможностями здоровья ожидают поддержку в основном со стороны семьи, при этом оценивая ее как недостаточную (средний балл оценки 1,2). Недостаточной они считают и поддержку со стороны друзей (1,4). Здоровые подростки стремятся к поиску поддержки со стороны не столько семьи (2,2), сколько значимых других (включая учителя - средний балл оценки 3,1). Значимо выражен в этой группе подростков и поиск поддержки со стороны друзей. Они оценивают такую поддержку значительно выше (средний балл оценки 3,2 по сравнению с 1,4 у подростков с ограниченными возможностями здоровья).
Анализируя полученные результаты, делаем вывод, что адаптационные взаимодействия школьников с инклюзивной образовательной средой пока остаются недостаточно эффективными. При встрече с трудностями они предпочитают опираться на социальные ресурсы, главным
из которых считают поддержку своей семьи. Взаимодействие с педагогами и одноклассниками пока не рассматривается подростками с ограниченными возможностями здоровья в качестве потенциального социального ресурса адаптации. Даже установив хорошие отношения с педагогами и одноклассниками, подростки с ограниченными возможностями здоровья не склонны воспринимать их как ресурс для преодоления трудностей.
Несмотря на то что свое пребывание в школе подростки с ограничениями здоровья оценивают как эмоционально безопасное, они не воспринимают школу как «свою среду», содержащую когнитивные и поведенческие ресурсы для адаптации. Это связано с отсутствием умения конструктивно запрашивать и принимать социальную поддержку, с недостаточной развитостью умения выделять ресурсы для преодоления трудностей в среде и нарабатывать их. Следовательно, для решения задач социальной адаптации школьников в инклюзивном образовании недостаточно просто создания атмосферы принятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выстроить такую систему психолого-педагогической поддержки обучающихся, которая способствовала бы выработке способностей к выделению, использованию и наработке адаптационных ресурсов.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00143.
2. Калинина Н.В. Социально-психологические трудности адаптации школьников в инклюзивной образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 389-395 ; Schmidt M., Cagran B. Classroom climate in regular primary school settings with children with special needs // Educational Studies. 2006. Vol. 32, issue 4. P. 361-372.
3. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М., 2013. 324 с.
4. Seligman M.E., Csikszentmihalyi M. Positive psychology. An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 5-14.