Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей программы оказания помощи специалистам образовательных учреждений'

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей программы оказания помощи специалистам образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
421
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Олиференко Людмила Яковлевна, Шульга Татьяна Ивановна

Проблемы современной семьи. Модель социальной адаптации и реабилитации детей$сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этапы внедрения модели социальной адаптации детей$сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social adapting of orphans remained without parents support. The support programs for teachers

The problems of family today. The adaptation and rehabilitation model for the orphans and the children remained without parents support. The introduction phases of orphans social adaptation model.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей программы оказания помощи специалистам образовательных учреждений»



Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программы оказания помощи специалистам образовательных учреждений

Людмила Яковлевна Олиференко,

доктор педагогических наук

Татьяна Ивановна Шульга,

доктор педагогических наук

Внедрение модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — сложный многоуровневый процесс. В учреждениях для детей-сирот эта модель включает не только социальную адаптацию, но реабилитацию иресоциализацию.

• модель социальной адаптации и реабилитация детей-сирот • современная семья и неблагоприятное детство • этапы процесса социальной адаптации детй-сирот • воспитательная система детского дома

Существующие сегодня модели социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, охватывают не все сферы жизнедеятельности детей данной категории. Например, программы реабилитации, созданные в Ростовской области — в Азовском и Таганрогском детских домах, строятся на физическом воспитании и развитии творческого потенциала детей. Но большинство педагогических коллективов детских домов работают бессистемно, без поддержки науки.

Проблемы современной семьи

В 2002 — 2003 гг. под руководством Л.А. Щипи-циной был проведён опрос респондентов, представляющих различные социально-профессиональные группы, где обсуждались проблемы современной семьи и неблагоприятного детства. Вне зависимости от возраста, семейного положения и образования, людей, которые приняли участие в опросе, объединяла тревога не только за собственную безопасность, но и за судьбу молодёжи и нашего общества. Было выделено четыре группы респондентов, которые по-разному видят решение этой проблема.

-э-

1. Сторонники социально-экономических мер. Представители этой группы проблемы ответственности современной семьи за воспитание детей связывают с экономическими факторами. Они полагают, что роль семьи и школы как социального института вторична. Эти институты не в состоянии преодолеть негативные тенденции в обществе. Программу этой группы достаточно чётко сформулировал один из её представителей: «Необходимы срочные экономические реформы, чтобы у подростков была жизненная перспектива, иначе подростки группы риска станут угрозой для общества». По мнению представителей этой группы, социально-экономические меры сами по себе способны изменить ситуацию. При всей обоснованности подобных предложений семье (и школе) в них отводится роль второстепенная, производная. А воспитательный потенциал этих институтов социализации в расчёт не принимается.

2. Сторонники «жёстких» мер также полагают, что современная семья не в состоянии справиться с проблемой. Поэтому её решить может только общество, точнее «карательные» органы, которые должны проводить облавы, чтобы убрать детей с улицы, запретить их появление в общественных местах и на улицах в вечернее время без сопровождения взрослых и т.д. Главными воспитателями, по их мнению, должны стать службы органов внутренних дел. Однако сторонники жёстких мер плохо представляют себе дальнейшую работу с детьми группы риска. Одни ратуют за создание специальных колоний. Другие предлагают возвращать подростков родителям, хотя не исключают возможности повторных побегов. Наряду с подобными мерами, они предлагают «ограничительные» меры (установление возрастного ценза для посещения подростками компьютерных клубов в учебное и ночное время; запрет на работу несовершеннолетних в учебное время и т.п.), которые призваны повысить контролирующую роль общества и государства, а также их функцию по защите детства от негативных воздействий среды. Общественно-государственная направленность программы снимает с семьи ответственность за воспитание детей и перекладывает её на плечи других социальных институтов.

3. «Социальные технологи», не отрицая важности социальных и экономических мер, сосредоточили своё внимание на специально организованной работе с неблагополучными подростками. При этом и они выстраивают свою программу «в стороне» от семьи, полагая, что родители детей риска не в состоянии выполнять свои обязанности. Вместе с тем их многое не устраивает в позиции сторонников «жёстких» мер, в частности ориентация последних на государственные органы: «Милиция борется с преступностью, Минздрав — с наркоманией, Минтруд— с безнадзорностью, а ребёнком как личностью не интересуется никто». Конструктивную позицию один из «технологов» выразил так: «Проблему могли бы решить несколько педагогов, таких как Макаренко. Но где их взять?».

Эта группа респондентов предложила такие меры по решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

— расширить полномочия и повысить компетентность социальных педагогов и социальных работников, занимающихся проблемами детства:

включить в число их обязанностей контроль за деятельностью родителей по воспитанию детей; расширить штатное расписание образовательных учреждений за счёт дополнительных ставок социальных работников и психологов; систематически повышать квалификацию социальных работников и социальных педагогов;

— предусмотреть меры ответственности средств массовой информации за пропаганду насилия, асоциального поведения;

— шире пропагандировать здоровый образ жизни, людей, «сделавших себя» честным трудом;

— развить институт замещающих семей (подбор, обучение, контроль) и детских приютов.

Принципиальное отличие данных мер от других — в их направленности на разработку социальных технологий, основанных на диагностике «трудных», постоянном общении с детьми и их родителями. Нетрудно заметить, что основные надежды представители этой группы возлагают на общественные силы (энтузиастов) и профессионалов — социальных работников (педагогов). Расширение возможностей приложения общественных сил — безусловное достоинство программы, но решение проблемы возможно только при взаимодействии государственных и общественных систем на всех уровнях их функционирования.

4. «Воспитатели» особое внимание уделяют взаимодействию семьи и школы. Они убеждены, что ответственность за воспитание и обучение детей следует разделить между семьёй и школой. Вот один из важнейших тезисов их программы: «Родители должны отвечать за воспитание и обучение детей, не перекладывая свои обязанности на школу. Задача школы — не винить семью, а чётко определять границы своей ответственности».

Респонденты этой группы предлагают активно внедрять в практику работы школ договор, регламентирующий взаимоотношения родителей и образовательных учреждений. Этому документу необходимо придать юридический статус, который определит меру ответственности сторон за его нарушение, предоставит образовательному учреждению право быть общественным защитником ребёнка, позволит поощрять родителей за хорошее воспитание детей, активную совместную работу и т.д.

Представители этой группы, как и «социальные технологи», большие надежды возлагаются на помощь общественности. Особое место в программе «воспитателей» занимают рекомендации, касающиеся психолого-педагогического просвещения. Оно, по мнению представителей этой группы, включает два направления: первое связано с подготовкой учащихся к семейной жизни; второе — с повышением воспитательной культуры родителей.

Каждая из рассмотренных программ обладает своими достоинствами. Но лишь их сочетание даёт представление о проблеме современной семьи и неблагоприятного детства как проблеме комплексной — государственной и общественной. Можно полагать, что пропорции различных составляющих в её решении не могут быть заданы раз и навсегда, что ба-

ланс между ними носит подвижный характер. Также ясно, что повысить ответственность семьи можно не столько юридическими мерами, сколько постоянной заботой государства и общества о нормальном и полноценном развитии семьи как социального института.

Результаты этого опроса привели к необходимости ознакомления педагогических коллективов детских домов и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к пониманию необходимости разработки и внедрения модели социальной адаптации и реабилитации в деятельность учреждения.

Процесс социальной адаптации и реабилитации детей-сирот

Процесс социальной адаптации и реабилитации детей-сирот состоит из нескольких этапов.

Первый этап — комплексная диагностика физического, психического и социального здоровья поступившего в детский дом ребёнка. У каждого ребёнка своя судьба, свои проблемы, свои особенности. Поэтому с первых дней необходимо изучить его социальный, соматический и психический статус.

Для характеристики социального статуса ребёнка важна информация о том, когда и откуда он поступил, кто его сопровождал, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс школы посещал, имеется ли у него жильё, прописка. Кроме того, важно медицинское освидетельствование ребёнка для оценки его физического и соматического состояния, особенно состояния нервной системы.

Психологическое исследование проводится для оценки эмоционально-психической сферы ребёнка, определения типа нервной системы, особенностей поведенческой реакции на стресс. Изучаются его интеллектуальный уровень, а также уровень школьной подготовки, особенности развития речи, кругозор, интересы, склонности.

На основе этих данных специалисты дают рекомендации воспитателям о выявленных особенностях ребёнка, на основе которых создаётся индивидуальная программа сопровождения. Педагогический аспект работы с ребёнком на этом этапе основывается на принципах личностно-ориен-тированного и гуманистического подходов. Это означает, что ни администратор, ни врач, ни психолог не должны своим поведением, своими высказываниями унижать ребёнка или дать повод для негативного отношения к нему других сотрудников детского дома и тем более детей. Каждый ребёнок принимается как уникальная личность со своими желаниями и потребностями.

Работающие в детском доме педагоги должны быть подготовлены психологически к трудностям процесса адаптации ребёнка в зависимости от его психического состояния, здоровья и развития. Для этого необходимо знать наиболее существенные проявления психически дезадаптированных рас-

стройств удетей, воспитывающихся в неблагополучной семейной обстановке или вне семьи.

Процесс приспособления ребёнка к жизни в детском доме не является одномоментным, он сложен, требует комплексного подхода и постепенности. Важнейшими условиями являются: тёплая атмосфера общения, разумная снисходительность к ребёнку, принятие ребёнка, уверенность в том, что он способен измениться к лучшему, отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.

Второй этап имеет иное содержание. Основополагающим моментом работы по социальной адаптации и реабилитации в детском доме становится создание новой среды обитания ребёнка, отличной от той, в которой он находился до сих пор: в детском доме создаётся комфорт, уют, приближающийся к домашнему, где ребёнок может чувствовать себя не стеснённо и получает возможность удовлетворять свои интересы.

С первых шагов своего пребывания в детском доме вновь прибывший ребёнок ставится в позицию не наблюдателя, а соучастника, создателя новых условий своей жизнедеятельности.

Существенное место в работе по социальной адаптации и реабилитации в детском доме занимает выработка у детей понимания важности и умения соблюдать социальную нормативность. Ведь одни из них привыкли к неограниченной свободе, другие, напротив, испытали жёсткие ограничения, запреты. В детских домах существуют комплексы занятий для повседневного приобщения детей к нормам общечеловеческого общежития. В своей работе педагоги используют гибкую систему разрешаемого и запрещаемого, но при этом как взрослые, так и дети должны чётко знать определённую границу терпимости: например, нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из школы, детского дома, не поставив в известность воспитателя и т.д. Давно замечено, что дети легче приспосабливаются к запрету, если чувствуют уверенность взрослых в его необходимости и если этот запрет последовательно проводится в жизнь.

Важная задача социальной адаптации и реабилитации — утверждение в детском доме таких человеческих связей и взаимоотношений, которые позволили бы ребёнку восстановить коммуникативную деятельность, преодолеть трудности общения со взрослыми и сверстниками, а также развить трудовую, познавательную и игровую деятельность.

На этом не заканчиваются проблемы адаптации ребёнка в детском доме. Необходимо постоянно строить повседневное общение с детьми. Особое внимание педагогам следует обращать на то, чтобы не употреблялись негативные оценки личности ребёнка, а положительные оценки должны адекватно восприниматься и взрослыми, и детьми. Если воспитатель следует этой технологии и принципам, то диалог достигается, у ребёнка исчезает тревога по

Работа в детском доме с социально дезадаптированными детьми и подростками начинается с адаптации их к жизни в детском доме. Этот этап — одна из ступенек к социальной адаптации в обществе.

поводу его положения в коллективе, он начинает искать контакт, стремится продолжать общение, у него развивается положительная самооценка.

Опыт работы г. Новочеркасска по внедрению модели социальной адаптации детей и подростков

Первый этап внедрения модели предполагал ряд организационных моментов. Прежде всего было проведено совещание педагогических коллективов четырёх детских домов г. Новочеркасска и принято решение о внедрении предлагаемой модели во все детские дома. Через полгода оказалось, что в трёх детских домах модель не работает, так как в них не были созданы педагогические условия для её реализации. Отсутствие педагогических условий нарушило структурный и содержательный компоненты модели.

И только сотрудники одного детского дома сумели создать педагогические условия, которые позволили внедрить модель социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Внедрение модели социальной реабилитации в деятельность детского дома связано с желанием педагогов понять каждого воспитанника, наиболее полно раскрыть его возможности, способности, воспитать полноценную личность, способную адекватно воспринимать себя и окружающий социум.

Используя критерии эффективности реализации технологии на всех возрастных этапах, были получены следующие показатели:

1. Увеличение числа детей, возвращённых в кровную семью (с 1% до 17%).

2. Увеличение числа детей, переданных на усыновление (с 10% до 15% ежегодно).

3. Увеличение числа детей, поступивших в средние и высшие учебные заведения (с 0% до 15%).

4. Изменение психологических показателей развития ребёнка: — улучшение школьной мотивации (табл. 1).

Таблица 1

Учебный год Количество воспитанников (учащихся школы)

Окончивших на «4» и «5» Окончивших с одной «3» С преобладающей оценкой «4»

2000/01 (41 воспитанник) 19,5% 12,1% 20%

2001/02 (46 воспитанников) 19,5% 13% 22%

2002/03 (40 воспитанников) 17% 18% 26%

2003/04 (42 воспитанника) 22% 18% 28%

— повышение уровня воспитанности, которая определялась по совокупности показателей полярной шкалы, включающей показатели нравственных знаний (3 параметра), нравственных убеждений (7 параметров), нравственного поведения (2 параметра); а также по 5-балльной шкале, включающей навыки самообслуживания (3 параметра); межличностные коммуникации (5 параметров); уровень развития эмоционально-волевой сферы (2 параметра).

5. Уменьшение количества детей, страдающих вредными привычками (табл. 2)

Таблица 2

©

Виды правонарушений Год

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Общественные деяния: — драки — воровство 23 13 2

Уход из дома, бродяжничество 3 1 - - - -

Употребление спиртных напитков 5 3 3 - - -

Уклонение от занятий 1 - - - - -

Нарушение правил, уставных норм 6 4 4 3 2 -

Вредные привычки (курение) 18 11 7 6 4 2

0

6. Повышение уровня сформированности жизненных умений и навыков воспитанников на основе индивидуальной карты социальной адаптации

%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

38

2000-2001

57,4

44,3

2001-2002

2002-2003

учебный год

7. Уровень сформированных навыков и умений социально-бытового труда воспитанников ОГОУ детского дома № 8 (табл. 3).)

Таблица 3

©

Навыки воспитанников Навыки и умения проявляются

Ярко Проявляется Слабо Не проявляется

Практические навыки:

1. Навыки самообслуживания 11 12 13 2

2. Уход за своей внешностью 9 14 13 2

3. Навыки личной гигиены 6 17 12 3

4. Навыки приёма пищи 7 16 11 4

5. Справляются с уборкой дома 10 14 12 2

6. Всегда в порядке книги и тетради 11 13 12 2

7. Научились писать письма 8 13 14 3

8. Умение готовить 5 12 11 5

9. Умение аккуратно заправить кровать 8 14 13 3

10. Умение вести домашнее хозяйство 8 13 11 6

11. Умение организовать досуг 4 11 16 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Материального порядка: умение следить за сохранностью личного имущества 7 14 10 7

13. Стремление к систематическому труду 5 12 12 9

умение контролировать доходы и расходы 6 14 15 3

е

8. Социальная компетентность выпускников по социальным навыкам имеет тенденцию к повышению. Проходя процесс социальной реабилитации, наши воспитанники год от года улучшают показатели.

Анализируя результаты исследования, мы отмечаем изменения показателей в течение нескольких лет в сторону повышения. Это позволило определить, что воспитательная система детского дома находится в ситуации стабильного функционирования, со степенью эффективности выше средней. Проводя такой мониторинг, мы получаем целостное представление о состоянии воспитательной системы, что позволяет объективно и обоснованно оценить её эффективность, наметить пути и средства дальнейшего её развития. Обсуждение результатов социальной адаптации и реабилитации проходит на заседаниях педагогических советов и производственных совещаниях, что даёт каждому педагогу представление о состоянии и направлениях совершенствования деятельности социальной реабилитации, определить своё место и роль в данном процессе. Результаты диагностических исследований в ходе социальной адаптации

и реабилитации также доводятся до детского коллектива, что является возможностью узнать их мнения и суждения по процессу жизнедеятельности детского дома.

1. Сформированы показатели результативности процесса социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

— готовность воспитанников к принятию новых условий жизни и выполнение уставных требований детского дома;

— удовлетворённость воспитанников системой социальной реабилитации;

— самочувствие воспитанников и педагогов;

— изменение в уровне психического развития ребёнка;

— реализация педагогическим коллективом своих возможностей;

— высокий уровень социализации воспитанников.

2. С введением инновационных форм работы педагогического коллектива с воспитанниками потребовалось переосмысление целей воспитания, изменение форм и методов работы.

3. Результатом внедрения модели социальной адаптации и реабилитации стало формирование позитивных форм социализации, таких как способность жить в социальном пространстве, соблюдение прав и обязанностей, позитивное отношение к людям, активное и ответственное отношение к себе.

4. В качестве критериев результативности при внедрении модели социальной адаптации и реабилитации выступают: повышение сформированно-сти социальных навыков, расширение социальной сети, социальная адаптация (принятие себя, других, осознание жизненного пространства, изменение эмоциональной сферы: снижение тревожности, повышение уверенности в себе), изменение мотивации к учению как основе познавательной активности.

5. Один из важных аспектов внедрения модели социальной адаптации и реабилитации — взаимодействие специалистов в работе с детьми и повышение их профессионального мастерства.

6. Разработана экспериментальная модель социальной адаптации и реабилитации, включающая организационный, структурный и содержательный компоненты, которая способствует социализации воспитанников детского дома и требует профессионального роста педагогов.

7. Представленный теоретический и практический материал выступает основанием для дальнейшей разработки моделей социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.