Донкан Ирина Михайловна - старший преподаватель кафедры специальной психологии ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», педагог-психолог ГУЗ «Перинатальный центр» (г. Хабаровск)
Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и семей, имеющих детей-инвалидов: проблема эксклюзии И.М. Донкан
Тотальное разгосударствление, рыночные преобразования, с одной стороны, с другой - ухудшение состояния социальной экологии и, прежде всего, многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы -детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты, в целом, и специфической государственной социальной политики, в частности. В течение последнего столетия в мире произошли существенные изменения в отношениях к проблеме инвалидности, все активнее рассматривается вопрос о равноправной совместной деятельности инвалидов с другими членами общества, но предпринимаемые попытки пока слабо подкреплены материально, технически, концептуально и юридически.
В нашей стране вся организация общественно-трудовой жизни социума практически не ориентирована на равноправие здорового человека и человека с ограниченными возможностями, в том числе имеющего ограниченные двигательные возможности. Данная проблема ведет к развитию социальной и психической изоляции людей с ограниченными возможностями, а вместе с ними и членов их семей. При этом значительная часть общества, как и прежде, не готова принять как равного человека с сенсорными или двигательными недостатками, а эти люди сами психологически не готовы к интеграции в социум.
Количество детей-инвалидов возрастает устойчиво и быстрыми темпами. Согласно статистической информации, только частота детской инвалидности в России за последние двадцать лет в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 - 1,5 млн. [2].
В настоящее время в современном российском обществе существует колоссальный разрыв в обеспеченности различных групп населения экономическими, социальными, культурными, властными,
квалификационными и иными видами ресурсов. Особенно тревожно, что у определенной части россиян, прежде всего семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, эти ресурсы практически полностью отсутствуют. Именно эта часть российского населения не просто бедна - она оказалась на периферии социального пространства. И в этом случае можно говорить о его социальном исключении (социальной эксклюзии), под которым Э. Гидденс понимал «механизм, отделяющий группы людей от главного социального потока»[2].
Сегодня чаще всего проблемы социального исключения рассматривают в
экономическом аспекте, обращая внимание на низкий уровень доходов, материальную необеспеченность и безработицу. В современном российском обществе усиление экономического и социального неравенства сопровождается социокультурным расколом и является серьезной угрозой его стабильности. Вполне вероятно, что непринятие мер по преодолению исключения может привести к тому, что часть населения будет выпадать из процессов общественного развития, скатываясь в состояние стагнации и полной социальной зависимости [3].
С научной точки зрения изучение социальной эксклюзии актуально по следующим причинам: в настоящий момент недостаточно разработаны теоретико-методологические основы данного явления, также социальная эксклюзия недостаточно исследована как процесс, имеющий общественный характер, влияющий на социум, в целом, в том числе как процесс доступа к механизмам интеграции или отторжения от отдельных средств жизнеобеспечения. Кроме того, в отношении семей, имеющих детей-инвалидов с ДЦП, исследования ранее не проводились. Социальная эксклюзия как объект научного исследования имеет много аспектов, затрагивающих различные стороны жизни, включая экономические и психологические аспекты.
Концепция социальной эксклюзии, широко распространившаяся во второй половине ХХ в. в Западной Европе (и особенно в Великобритании), сегодня весьма активно обсуждается как в социально-политических, так и в научных дискуссиях. Проблеме социального исключения уделяли внимание такие известные политики, как Тони Блэр и Барбара Роче; ей посвящены многочисленные работы современных зарубежных ученых [2]. В этих работах даётся анализ социальной эксклюзии, выделяются важнейшие признаки этого процесса и состояния, отличия от родственных понятий бедности и неравенства. В работах британских ученых социальное исключение определяется относительно самого процесса исключения людей, которые вовлечены в него, и социального мира, в котором протекает этот процесс.
Концептуально важными для исследования являются социокультурная теория нетипичности, разработанная Е.Р. Ярской-Смирновой в направлении феноменологии восприятия инвалидности, практик социального исключения, работы Э.К. Наберушкиной, посвященные стратификационному анализу инвалидности.
Наиболее известными и авторитетными в этом направлении являются исследования социальной стратификации в современной России, предпринятые Н.Е. Тихоновой [14]. В своих работах она делает вывод о формировании новой структуры российского общества, в которой образовался значительный слой социально исключенных, качественно отличающийся от привычной для россиян группы бедных. Чтобы уточнить, кто же может быть отнесен к категории исключенных, Н.Е. Тихонова адаптировала индикаторы социальной эксклюзии, используемые зарубежными исследователями (в частности, П. Абрахамсоном), и применила их для изучения бедных российских домохозяйств.
Проблема людей с ограниченными возможностями имеет комплексный характер, выступает объектом исследования таких наук, как социология,
правоведение, экономика, медицина, психология. В зарубежной социологии сложилось течение, которое рассматривает проблему ограничения возможностей в качестве объекта социологического анализа. Другую важную область проблемы составляют такие аспекты, которые являются общесоциологическими, но находят своеобразное преломление в социологическом дискурсе инвалидности. Государство выступает социальнополитическим автором в конструировании социального порядка, достижении социальной справедливости посредством социальной политики. Отдельные ученые считают, что все дети могут считаться социально исключенными. Английские социологи Дж. Дэвис, Дж. Миллар, Э. Праут, Т. Ридж, А. Тисдейл, М. Хилл подчеркивают тот факт, что дети составляют одну из самых управляемых групп в обществе, потому что лишены возможностей социального и политического участия и не представлены во властных структурах [2]. Эти дети испытывают исключение, исходя из специфики своего заболевания, которая и послужила причиной их эксклюзии. Проблема социальной эксклюзии детей-инвалидов и семей, имеющих детей с ограниченными возможностями развития, носит не только социологический, но и междисциплинарный характер. Именно междисциплинарный характер теоретического осмысления данного вопроса определил многообразие концепций развития личности с недостаточными физическими, психическими и интеллектуальными ресурсами. Эти концепции отражают как специфику предметных областей наук, занимающихся данной проблемой, так и отношение общества к этой категории лиц.
Научный интерес к социальным проблемам людей с ограниченными возможностями исследователи проявляли, в основном, в рамках социологии здравоохранения. Вместе с тем, вопросы социальной защиты и социальной дезадаптации инвалидов рассматриваются в контексте понимания проблемы болезни и инвалидности. Действие вышеперечисленных факторов может привести к социальной изоляции, которая в своем развитии становится причиной социальной эксклюзии.
На протяжении многих десятилетий учеными разрабатываются социальные и психолого-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в общество: формируется система специального образования с его
содержанием, формами и методами; создается система трудового обучения, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся с отклонениями в развитии; научно обосновывается система коррекционноразвивающей работы в дошкольных, школьных учреждениях. Разрабатывается система коммуникации детей-инвалидов и общества в работах, апробируется система диагностического изучения детей с проблемами и оказания им психологической помощи. Ценность концепций социальной эксклюзии можно рассматривать в трех аспектах: описательном, аналитическом, нормативном. В описании ситуация социальной эксклюзии очень близка по смыслу к ситуации бедности как относительной депривированности. В этом смысле бедность и социальная эксклюзия могут употребляться как синонимы. Но термин «социальная эксклюзия» шире, т. к. он подчеркивает многоаспектность бедности.
В аналитическом аспекте подход, использующий концепцию социальной эксклюзии, подчеркивает взаимосвязь между бедностью, занятостью и социальной интеграцией. Более того, обнаруживается связь и между концепциями бедности, занятости и социальной эксклюзии. Сравнительно недавние исследования социологов Великобритании указали на существование факторов социальной эксклюзии, определяющих будущее состояние индивида условиями его ранней социализации. Тем самым, обращается внимание на возможную межпоколенную трансляцию, по меньшей мере, предрасположенности к социальной эксклюзии индивидов, в своем детстве входивших в определенные социальные и социально-территориальные группы.
В нормативном отношении концепция обращает внимание на проблему социальной справедливости. В этом аспекте ставятся вопросы о проблеме равенства, в чем и между какими группами должно быть признано справедливым. Такое признание имеет практическое значение, например, при установлении минимальных социальных стандартов в различных нормативных местных, региональных, национальных и международных документах [12].
Таблица 1
Количество нормативных документов федерального статуса, действующих в настоящее время на территории РФ, для некоторых групп населения и сфер деятельности
№ п/п Группа населения или сфера деятельности Количество нормативных документов
1. Безнадзорные и несовершеннолетние дети 46
2. Неимущие граждане 87
3. Вынужденные переселенцы 107
4. Беженцы 117
5. Дети-инвалиды 138
6. Пенсионеры 317
7. Нетрудоспособные граждане 322
8. Граждане, проживающие в условиях Крайнего Севера 339
9. Граждане без определенного места жительства 403
10. Граждане без определенных занятий 578
11. Инвалиды 733
12. Социальная помощь 765
13. Семья 837
14. Социальная защита 1180
Являясь многоплановым явлением, социальная эксклюзия может рассматриваться как в аспекте межличностных взаимоотношений, так и в аспекте изучения бедности и социальных проблем в социологии, исследующей
поведение рабочих коллективов и политические процессы. Название термина будет одним и тем же, но содержание может во многом отличаться.
Среди российских исследователей социальной эксклюзии выделяется Ф.М. Бородкин. Его определение данного понятия отличается полнотой и обоснованностью. Указание Ф.М. Бородкиным психологических корней социальной эксклюзии и основных проявлений указанного явления безусловно ценно для российской социологии. Другой исследователь - А. Демьянов, исследуя социальную эксклюзию в местном самоуправлении, не проводя теоретических изысканий, отмечал ее связь с отсутствием информации о своих правах в местном самоуправлении [6]. Новосибирский социолог З.И. Калугина, исследующая положение в сельских районах Сибири, определила положение сельского населения как социальную эксклюзию [9].
Н.Е. Тихонова в своих работах [14] дает определение социальной эксклюзии как положения индивида и домохозяйства в обществе, когда растеряны основные связи с обществом и денежные доходы не позволяют компенсировать потерю связей.
Особенностью научного подхода, применяемого Н.Е. Тихоновой, является то, что объектом данного явления выступают домохозяйства, а не отдельные индивиды. Этот подход широко распространен в западной социологии. Н.Е. Тихонова считает, что в современном обществе на место вертикальной приходит стратификация горизонтальная. В них неравенства связаны, в первую очередь, с дискриминацией тех или иных индивидов и семей в основных механизмах интеграции, а не с принадлежностью их к заведомо бедным классам или группам (например, неквалифицированных рабочих). Акцент в преодолении этих неравенств делается соответственно не на перераспределении доходов, а на обеспечении равенства доступа к основным механизмам интеграции. Другими словами, социальная эксклюзия - это отсутствие доступа к механизмам интеграции. Н.Е. Тихонова рассматривает социальную эксклюзию как сочетание дискриминации (внешней изоляции) и депривации (недостаток материальных средств). Согласно гипотезе этого учёного, в гипотетическом социальном пространстве существует определенное общественное ядро или мейнстрим, представители которого пользуются всеми социальными связями и возможностями. Следующей ступенью является область дискриминации, по каким-либо причинам, а затем идет область депривации [14].
Со многими из положений, предложенными Н.Е. Тихоновой можно согласиться, однако с отрицанием важности вертикальной структуры общества и денежных доходов согласиться очень трудно. Ведь снижение роли денежных доходов и вертикальных социальных связей приписывается постиндустриальному обществу, которое в России еще не наступило. Поэтому важность финансовой стороны социальной эксклюзии в России отрицать нельзя.
В западной социологии использование термина «социальная эксклюзия» стало общеупотребительным. Региональный подход британских социологов основан на зафиксированном факте, что в 80 - 90 годах XX века сильно выросла концентрация бедности в Америке и Западной Европе. Этот научный
факт привел британских социологов к выводу, что само проживание в бедном районе снижает удачливость человека, его способность находить более выгодную работу, происходит привыкание к культуре бедности. Состояние социальной эксклюзии в данном случае зависит и от жизненных установок человека. Ориентация на неблагоприятную работу и низкие денежные доходы из-за неуверенности в себе или других психологических установок человека тоже могут являться факторами данного явления. В отличие от общинной бедности региональный аспект затрагивает и тех, кто просто проживает по соседству с неблагополучной общиной, не принадлежа к ней формально. Имеет немаловажное значение и следующий фактор - воздействие социальной политики. Благодаря программам социальной помощи, имеющим на западе общенациональный характер, у ряда социальных слоев и групп возникает привычка жить на пособие, отказываясь от реальной работы. Британские социологи считают, что социальная эксклюзия - это, в основном, городская проблема, что может быть верным для западных стран, но абсолютно неверно для России, где напряженная ситуация в аграрном секторе экономики делает понятия «сельский житель» и «необеспеченный человек» почти синонимами [9]. Бедность бывает относительной и абсолютной. Абсолютная бедность - это неспособность обеспечить себя продуктами питания, жильем и одеждой в степени, необходимой для выживания. Относительная бедность -неспособность обеспечить себя предметами потребления в степени, необходимой для поддержания определенного уровня потребления. Принадлежность к некоторым общественным группам требует очень высокого уровня потребления. Люди чувствуют себя вне общества, если они не могут обеспечить себе подходящие условия жизни, отдых, удовлетворение потребностей, которые позволили бы им играть определенную социальную роль, участвовать во взаимодействиях с другими людьми, вести себя привычным образом. В данном случае бедность и социальная эксклюзия выступают синонимами. Но второе понятие шире. Строго говоря, социальная эксклюзия может быть связана не только с бедностью, но и культурноэтническими, экономическими, религиозными обстоятельствами. Процесс социальной эксклюзии может иметь и психологические корни - в этом случае можно говорить о самоэксклюзии. Нередко самоэксклюзия имеет и медицинские корни:инвалидность, физическую или психическую несостоятельность.
По мнению Ф.М. Бородкина, имеет смысл различать ситуацию и состояние социальной эксклюзии [3]. Ситуация социальной эксклюзии -объективированные обстоятельства. Люди, оказавшиеся в этих обстоятельствах, не имеют возможности воспользоваться предоставленными им социальными правами. Например, многие сельские жители России живут в ситуации социальной эксклюзии в том отношении, что не могут пользоваться возможностями рынка труда, правом на медицинскую и социальную помощь, не имеют доступа к культурным благам» [3]. В этом же положении оказываются граждане, чьи права, так или иначе, ущемляются. Состояние же социальной эксклюзии определяется индивидуальным восприятием ситуации и самоидентификацией. То есть, принятие ситуации социальной эксклюзии как
должного и отказ от попыток изменения её означают переход в состояние социальной эксклюзии.
В таблице 2 отображено разделение подходов к бедности и социальной эксклюзии, выраженное в противопоставлении социальных факторов экономическим.
Таблица 2
Сравнение бедности и социальной эксклюзии
Позиции Бедность Эксклюзия
Ситуация Недостаток необходимых ресурсов Ограничение общепринятых прав
Причина Фрустрация потребностей Дискриминация от институтов власти
Перспектива Статичная (состояние) Динамичная (процесс)
Тип социальной стратификации Вертикальная (высшие -низшие классы) Горизонтальные (инсайдеры-аутсайдеры)
Предполагаемое средство защиты Социальные трансферты (гарантированный минимальный доход) Социальные услуги (меры активации)
Дисциплинарный подход Экономический Социологический
Социальная эксклюзия в России может иметь иные проявления, нежели на Западе. Причины - в различиях уровней доходов в России и странах Запада и транзитивном периоде развития российского общества. К примеру, для России пока не характерно разделение районов на бедные и богатые с большой разницей в доходах между ними. Социальная эксклюзия - это процесс формирования социальной исключенности, вследствие действия ряда внешних и внутренних факторов (недостаток средств, снижение возможностей, ограничение или отказ в доступе к медицинской и социальной помощи, изменения в мышлении и мотивациях, развитие комплексов), проявляющийся в разрыве социальных связей, отказе от участия в различных видах социального взаимодействия и пользования механизмами социальной интеграции, приводящий в своей крайней точке, к социальной изоляции индивида [11].
Исследование проблемы социальной эксклюзии детей-инвалидов привело к необходимости выявления закономерностей и обоснования принципов организации социального преодоления ситуации. Выявление и формирование закономерных связей процесса социальной инклюзии (инклюзия
- включение в общий социальный поток) детей-инвалидов позволило зафиксировать наиболее очевидные, устойчивые и повторяющиеся связи, характеризующие изучаемый процесс.
Чем определеннее будет сфера направленности социальной инклюзии, тем эффективнее и целенаправленнее будет система помощи ребенку-инвалиду,
обеспечивающая его включение в социальную жизнь, интегрирующая действия всех субъектов его социальной защиты.
Выделение критериев эффективности преодоления ситуации социальной эксклюзии позволило определить основные организационные условия, обеспечивающие эффективность данного процесса, к которым мы отнесли: опору в процессе обеспечения социальной защиты детей-инвалидов на дифференцированный подход, предполагающий знание особенностей различных типов инвалидности и опору на специфику проявлений различных видов инвалидности, а также ориентацию ребенка-инвалида на определенный образ жизни; на адекватное субъектное включение ребенка-инвалида в процессы социальной интеграции; обучение в массовой школе совместно со здоровыми детьми; на получение детьми-инвалидами профессионального образования и включение их в ту или иную деятельность, а также организацию досуга различных групп инвалидов [8].
В настоящее время в нашей стране происходит формирование особенной концептуальной модели социальной политики в области детской инвалидности, находящейся в условиях перехода к доктрине «равных возможностей», наиболее полная реализация которой сопряжена не только с экономическими трудностями, политическими проблемами, но и преградами социально-психологического плана. Любая программа по социальной защите детей-инвалидов должна иметь под собой серьезную материальную базу. Можно сказать, что в настоящее время в России процесс социальной инклюзии детей-инвалидов и их семей протекает в значительной мере стихийно. Это связано со сменой форм собственности на основные средства производства и коммерциализацией социальной сферы. Качество жизни этой категории граждан сегодня заметно снизилось. Обязательства государства по финансированию социальной сферы и системы социальной защиты на сегодняшний день в полной мере не выполняются.
В целях эффективной координации деятельности различных структур, призванных отвечать за социальную инклюзию детей-инвалидов, возможно следующее решение: создание консультативного Совета из представителей всех заинтересованных министерств с целью программирования, регулирования и преодоления процесса преодоления социальной эксклюзии детей-инвалидов, обеспечение комплексного (медико-социального, психологопедагогического, архитектурно-технического) решения данной проблемы. Не отрицая роли государственных органов, можно с уверенностью сказать, что реальная адресная социальная защита и реабилитация детей-инвалидов возможны лишь на низовом уровне управления. Местное самоуправление во многом определяет конкретные условия жизни детей-инвалидов и их семей. Самостоятельное решение вопросов местного значения, утверждение и исполнение бюджета, установление местных налогов и сборов определяют достаточные возможности местного самоуправления для решения социальных проблем. Именно на местном уровне можно обеспечить адресность помощи. Для этого, прежде всего, необходима достоверная информация о детях и семьях - периодически обновляемый банк данных [8].
В области социального обеспечения семей с детьми-инвалидами:
использовать дифференцированный подход к пенсионному обеспечению детей-инвалидов; к размерам компенсационной выплаты для неработающих родителей; к содержанию социальных льгот семьям на основе данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов; усилить программы социальной помощи семьям, вынужденным использовать платное медицинское лечение для детей-инвалидов; обеспечить государственный контроль над их выполнением.
В области занятости работников, имеющих детей-инвалидов: разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателей в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому; ввести государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о правах работающих родителей детей-инвалидов и системы санкций за его нарушение; разработать программу занятости для работников, имеющих детей-инвалидов, с учетом данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов и адаптационном потенциале родителей; создать в муниципальных службах занятости базы данных, предоставляющих сведения о гибких рабочих местах для работников, имеющих детей-инвалидов; разработать программу переквалификации и переобучения работников, имеющих детей-инвалидов; ввести альтернативные виды занятости для родителей детей-инвалидов, в том числе использование компьютерных технологий для обеспечения надомной занятости; обеспечивать родителей, нуждающихся в надомном труде, необходимой техникой на условиях временного безвозмездного использования или оплаты через систему кредитов.
В области социального обслуживания: использовать тендерный подход при оказании социальной помощи семьям; ввести тарифы платного социального обслуживания для обеспеченных семей, нуждающихся в квалифицированной социально-бытовой помощи; программы социальнобытового обслуживания семей проводить с учетом информации из базы данных о социально-демографических ресурсах семей, возрасте и реабилитационном потенциале детей-инвалидов и адаптационном потенциале родителей.
В области пенсионного обеспечения: привести в соответствие с
прожиточными стандартами размеры компенсационных выплат неработающим лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами; предусмотреть социальную защиту родителей детей-инвалидов, достигших пенсионного возраста, осуществляющих постоянный уход за инвалидами, лишенных возможности сформировать накопительную часть пенсии.
В области образования детей-инвалидов необходимо: развивать
программы по разработке методик надомного компьютерного обучения детей-инвалидов, по оснащению квартир, где живут дети-инвалиды, необходимой компьютерной техникой; использовать компьютерные технологии для их самостоятельного обучения на дому; создать систему социальнопедагогической надомной помощи детям, не посещающим школу или часто
пропускающим занятия по болезни.
В области содействия взаимодействию родителей детей-инвалидов с социальными учреждениями, медико-реабилитационными центрами и общественными организациями: обеспечить доступность информации по социальным вопросам, включая положения действующего законодательства, сведения о работе служб социального обслуживания, программах занятости для родителей детей-инвалидов, о работе общественных объединений, муниципальных и государственных структур, медико-социальнопедагогических центров, образовательных и профессионально-
образовательных учреждений для инвалидов [8].
Одновременно, анализ результатов социологического исследования инвалидов, проведенного в форме фокусированного интервью, позволил установить следующее. В исследовании приняло участие 2267 человек из различных регионов Дальнего Востока. 1156 детей-инвалидов воспитываются в полных семьях, 997 - в неполных, 46 проживают с опекунами, 68 воспитываются в детском доме. При проведении опроса выявлено положительное отношение большей части населения к детям-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Современное отношение общества к инвалидам можно, в целом, охарактеризовать как положительное. Вместе с тем, готовность общества к интеграции с инвалидами еще достаточно низка.
Отдельные проблемы совершенствования социальной защиты детей-инвалидов в значительной степени обусловлены региональной спецификой. К этим проблемам, по мнению респондентов, относятся: а) неодинаковое материальное положение инвалидов в различных типах семей, вследствие этого - социальная несправедливость; б) возрастающий уровень расходов на медицинские услуги в семьях детей-инвалидов (от 10 до 40% семейного бюджета); в) неудовлетворенность в реализации образовательной мотивации инвалидов; г) несоответствие между будущими трудовыми ориентациями детей-инвалидов и реальными условиями рынка труда; д) преобладание у детей-инвалидов индивидуализированных и «специфических» (вызванных осознанием собственной ущербности) форм проведения досуга; е) стремление инвалидов, в большей степени, к социальным льготам при трудоустройстве, т. е. к обеспечению государством стартовых условий для нормальной жизни и работы, а не к положению «постоянного иждивенца».
Литература и источники:
1. Абрахамсон, П. Социальная эксклюзия и бедность / П. Абрахамсон // Общественные науки и современность. - 2001. - № 2.
2. Астоянц, М. С. Социальное сиротство: условия, механизмы и
динамика эксклюзии (Социокультурная интерпретация): автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / М. С. Астоянц. - Ростов-на-Дону. - 2007. - 45 с.
3. Бородкин, Ф. М. Преодоление социальной эксклюзии: новые подходы / Ф. М. Бородкин // Социологический журнал. - 2000. - № 3 - 4. - С. 5 - 17. - М. : Медиум. -1995.
4. Васильева, Н. В. Социологические концепции исследования инвалидности / Н. В. Васильева // Социологический сборник. Выпуск 7. - М. : Социум, 2000. - С.51.
5. Давыдова, Н. М. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации / Н. М. Давыдова, Н. Е. Тихонова // Социологические исследования. - 2006. - № 2.
6. Демьянов, Е. А. Эксклюзия в сфере местного самоуправления / Е. А. Демьянов // Регионология. - 2001. - № 2. - 29 с.
7. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм; пер. с фр. - СПб. : Союз, 1998.
8. Калимулина, Э. Р. Проблемы социальной защиты детей-инвалидов в условиях современного российского обществ : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Э. Р. Калимулина.
- Уфа, 2007. - 21 с.
9. Калугина, З.И. Экономический механизм социальной эксклюзии
сельского населения / З. И. Калугина // Преодоление: Материалы
международной школы. - Н. - 2000. - 53 с.
10. Кулагина, Е. В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореф. дис... экон. наук / Е. В. Кулагина. - М. : 2004. - С. 5.
11. Мохов, Д. Б. Социальная эксклюзия пенсионеров как объект социального управления : диссертация на соискание ученой степени канд. социол. наук /Д. Б. Мохов. - Новосибирск, 2006. - 157 с.
12. Пучков, О. Э. Нормативно-правовая база выявления социальных эксклюзий и участия в их преодолении организаций Третьего сектора (аналитическая записка) / О. Э. Пучков, Ф. М. Бородкин.
13. Социологический словарь / Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.; пер. с англ. - Казань : КГУ, 1997. - С. 19.
14. Тихонова, Н. Е. Социальная эксклюзия в российском обществе / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4.
15. Тихонова, Н. Е. Социальный капитал как фактор неравенства / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4.
16. Giddens A. The Third Way. The Renewal of Social Democracy. -Cambridge : Polity Press, 1998. P. 105.