гает внедрение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с 2011-2012 учебного года, администрации школы необходимо ставить одну из важных задач: повышение педагогической культуры родителей учащихся. Экспериментально подтверждено, что данный метод помогает в эффективном взаимодействии администрации школы и классных руководителей с родителями в процессе духовно-нравственного образования детей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Медведев Д. А. Послание к Федеральному Собранию 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politonline.ru/politika/1706. html (дата обращения 29.05..2011).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфе-
ре общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2009.
3. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.
4. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика.
- 2008. - № 9.
5. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. - 2008.
- № 9.
6. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. - М.: ИЭОПГКО, 2006.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕЗКОГО СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ
SOCIALIZATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF SHARP SOCIAL STRATIFICATION
Е. Л. Башманова
E. L. Bashmanova
Теория социализации дает представление о различных группах факторов социализации, ни в одну из которых не входит такой важный атрибут жизнедеятельности обучающихся, как социальная стратификация. В статье предпринята попытка восполнить данный пробел и предложить авторский взгляд на социальную стратификацию как условие и фактор социализации обучающихся.
Socialization theory provides information about various groups of socialization factors none of which includes such an important attribute of students' life as social stratification. The article attempts to fill this gap and offer the author s vision of social stratification as a condition, as well as a factor of students' socialization.
Ключевые слова: социальная стратификация, обучающиеся, факторы социализации.
Keywords: social stratification, students, factors of socialization.
Общеизвестно, что одним из наиболее значимых факторов социализации личности является семья. Становление капиталистического уклада и сопровождавшее его резкое социальное расслоение населения кардинально изменили социальную ситуацию развития обучающихся и обусловили необходимость учета позиции их семей в системе социальной стратификации. Социальная стратификация выступает как неотъемлемое свойство (атрибут) образовательного пространства, поскольку все обучающиеся независимо от пола, возраста, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенностей являются носителями социального статуса родителей.
В последние десятилетия было проведено значительное количество исследований в социологической, эконо-
мической и психологической науках, посвященных особенностям и результатам влияния социального расслоения на различные сферы жизни общества. В педагогике пока не только отсутствуют исследования особенностей социализации обучающихся в условиях социальной стратификации, но до сих пор не актуализирована необходимость анализа и учета результатов исследований других наук в целях совершенствования образовательной практики. В педагогическом дискурсе активно эксплуатируются «модные» темы информатизации образования, перехода на двухуровневую систему профобразования, реализации компетентностного подхода. Несмотря на актуальность, в них не просматриваются судьбы подростков и юношей с их проблемами, ограничениями, рисками.
ф
В свое время выдающийся советский психолог Л. И. Божович указывала на то, что типизация условий жизни и воспитания советских учащихся была обусловлена наличием в СССР равных прав на образование и труд, единообразием в общественных формах воспитания, что позволяло обобщать закономерности формирования личности [1]. В современных условиях такой подход не оправдан, потому что показатели социально-экономической дифференциации значительно превышают выявленные в ходе социального прогресса допустимые рамки. Согласно официальным данным, разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян в I квартале 2010 г. составила 15 раз [2], в то время как приемлемым считается разрыв в 5-7 раз [3].
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена противоречием между провозглашенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. перспективой формирования общества равных возможностей [4] и отсутствием профессионального педагогического взгляда на социализацию обучающихся как единой социальной группы в высококонкурентном стратифицированном обществе. Данное противоречие конкретизируется в несоответствии между:
- декларацией приверженности отечественного образования гуманистическим идеалам и резкими различиями в стартовых шансах обучающихся на успешную социализацию;
- встроенностью всех субъектов образовательного процесса в социальную структуру, превращением социальной стратификации в атрибут образовательного пространства и отсутствием в педагогической науке методологического обоснования социализации обучающихся в условиях социальной стратификации;
- задачей стремительного увеличения численности среднего класса и отсутствием педагогической стратегии воспитания представителя среднего класса как субъекта стабильного развития, образца трудолюбия, профессионализма, жизненного успеха;
- необходимостью формировать у молодежи ценностные ориентации и социальные компетенции представителей среднего класса и принадлежностью большей части педагогического корпуса к базовому и нижнему социальным слоям;
- необходимостью воспитывать активно-деятельност-ное отношение обучающихся к образованию, ответственное отношение к труду и девальвацией данных ценностей вследствие низкого уровня жизни значительной части активно трудящихся квалифицированных работников;
- необходимостью подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях резкого социального расслоения и слабым отражением данной проблемы в содержании профессионального педагогического образования.
Междисциплинарный анализ проблемы показывает, что накоплен значительный по объему и значимый по содержанию эмпирический материал, позволяющий обогатить представления педагогов о закономерностях про-
цессов развития личности и социализации обучающихся. Эксперты указывают на цепь взаимосвязанных процессов и явлений, таких как коммерциализация образования, снижение компетентности выпускников, превращение образования из ценности в услугу [5; 6] и др.
С социологической точки зрения социальная стратификация - это расслоение общества на основе неодинакового доступа к богатству, власти и престижу. В педагогическом ракурсе социальный статус семьи рассматривается нами как позиция в системе социальной стратификации, определяемая на основе материально-экономического, профессионально-должностного, культурно-образовательного и жилищно-бытового показателей жизнедеятельности.
Поведение людей формируется группами, к которым они принадлежат, и социальными взаимодействиями, протекающими в этих группах [7]. В силу существенного изменения социальной структуры появились группы, имеющие качественно различающиеся системы жизненных ценностей, свои потребности и интересы в сфере образования [8]. В соответствии с различными целями ведется подготовка к жизни, формируется мировоззрение и психология. Высший и средний классы стремятся обеспечить преемственность высокого социального положения. Малообеспеченные и бедные слои, занятые борьбой за выживание, ориентируются преимущественно на доступность образования в материальном плане, оставаясь при этом индифферентными по отношению к актуальным целям образования. Обучающиеся из данных семей не всегда могут рассчитывать на помощь родителей, что затрудняет преодоление ограничений социальной среды.
Оформление крайнего варианта социальной дифференциации - поляризации по доходам - ужесточает и де-гуманизирует условия социализации обучающихся, создает угрозу ключевому свойству педагогического процесса -его целостности. Организационная целостность разрушается вследствие усиливающейся дифференциации регионов, расслоения педагогического сообщества. Содержательной целостности угрожает катастрофическая пропасть между совокупными компетенциями педагогических коллективов из образовательных учреждений различного уровня престижности, образовательными возможностями семей из различных социальных слоев. Структурная целостность под ударом по причине рассогласованности целей, ресурсов и результатов образования обучающихся из различных социальных слоев. Практико-деятельностная целостность не складывается вследствие слабой рефлексии стратификационно обусловленных проблем образования, а также из-за отсутствия у образовательных учреждений объективных возможностей соответствовать жизненным траекториям обучающихся.
Одним из следствий резкого социального расслоения является широкое распространение аутсайдерских настроений среди родителей, социальная апатия, неспособность передать детям конструктивные стратегии адаптации и автономизации (обособления) в обществе, не говоря уже о стратегиях самоактуализации и самореализа-
Ф
ции. Данные переживания свойственны большим массам людей, в связи с чем формируются отдельные ветви в психологической науке - психология бедности и психология богатства. Памятуя о диалектической связи психологии и педагогики, нельзя допустить появление педагогики бедности и педагогики богатства.
Психология социального слоя представляет собой то общее и типичное, что присуще всем его членам и детерминировано общими условиями существования, которые оказывают влияние на сознание каждого из представителей социального слоя по двум направлениям: через личный жизненный опыт, определяемый социально-экономическими условиями жизни данного социального слоя, а также через общение, большая часть которого происходит в конкретной социальной среде [9]. Принадлежность родителей к определенному социальному слою обуславливает характер восприятия ими социальной действительности и специфику вырабатываемого к ней отношения, которое ретранслируется детям благодаря естественности усвоения социального опыта в семье, особой значимости родительского авторитета. Появляющиеся еще в подростковом возрасте способность к рефлексии и новый уровень самосознания детерминируют способность обучающихся к социальной самоидентификации, обуславливают интериоризацию социальных представлений родителей. Таким образом, будучи представителями тех или иных социальных слоев, обучающиеся интерио-ризируют психический склад (социальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы) и эмоциональные явления (потребности, отношения, интересы, настроения) своего социального слоя.
Б. Г. Ананьев заметил, что социальный статус и его престиж очень остро ощущаются людьми, и предложил расширить возрастные рамки понятия социальной ситуации развития. «В зависимости от социально-экономической организации жизни общества складывается определенный комплекс экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических обстоятельств, взаимодействие человека с которыми составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности» [10, с. 279]. Детерминация условий социализации обучающихся может быть представлена в виде совокупности влияний различных ресурсов семьи. Культурно-образовательный потенциал родителей обуславливает объем и характер их помощи в учебе. Материальные возможности позволяют создать содержательную образовательную среду. От жилищно-бытовых условий зависит режим и организация учебного труда дома. Таким образом, складываются предпосылки для интерпретации понятия социальной ситуации развития обучающегося как совокупности обстоятельств жизнедеятельности, обусловленных принадлежностью семьи к тому или иному социальному слою. Отношение между обучающимся и средой характеризуется местом семьи в социальной иерархии, особенностями понимания им занимаемой социальной позиции и отношением к ней в терминах принятия-непринятия.
Социальная стратификация оформилась как сложный фактор социализации. Будучи качественной характеристикой социума, общественно-государственного строя и социально-экономической ситуации, она обуславливает макросреду социализации обучающихся. Выражаясь в социальном статусе, уровне жизни и качестве социального капитала семьи, влияет на микросреду социализации каждого обучающегося. В связи с этим представление о факторах социализации [11] расширяется за счет таких факторов, как социальная стратификация и социальный статус семьи. Социальная стратификация, отражающая иерархию социальных слоев, охватывает подрастающее поколение в целом как большую социальную группу и представляет собой макрофактор социализации. Социальный статус семьи, оказывая влияние на социальную адаптацию и автономизацию каждого обучающегося, может рассматриваться как микрофактор социализации. Учитывая несовершенство социальной структуры, слабость меритократических механизмов социализации, зависимость жизненных шансов от материального достатка, можно утверждать, что социальная стратификация модифицируется в метафактор социализации, обуславливающий жизнедеятельность, социальную адаптацию и автономизацию обучающихся из различных социальных слоев на всех ступенях развития.
Педагогическая наука не должна дистанцироваться от проблем социализации обучающихся в условиях резкого социального расслоения, жесткой конкуренции и идеологии личного успеха. Необходим поиск подходов к анализу социально-педагогических явлений, например, возрождение социально-критического анализа педагогической действительности, традиции которого были утрачены в начале 1990-х гг. в связи с изменением общественно-политического строя. Основа для развития социально-критического направления заложена выдающимися учеными, философами и педагогами Г. П. Щедровицким, Э. В. Ильенковым, В. В. Давыдовым, В. И. Загвязинским и другими, рассматривающими феномен образования в широком социально-культурном контексте, стремящимися переосмыслить его роль и устройство в направлении прогресса всего общества, а не обслуживания интересов элитных социальных групп.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. -464 с.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b10_01/IssWWW.exe/Stg/d03/3-1-2.htm (дата обращения 20.06.2011).
3. Тихонова Н. Е. Страшно богатые [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.izvestia. ги/есопот1с/агИс1е3107047/ (дата обращения 03.03.2011).
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99. html (дата обращения 30.11.2010).
5. Бестужев-Лада И. В. Народное образование: экспертное мнение // Социологические исследования. - 1998. - № 10. - С. 132-135.
6. Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в современном российском обществе // Социологические исследования. - 1998. - № 6. - С. 35-47.
7. Яковлев А. М. Социальная структура общества. - М.: Экзамен, 2003. - 384 с.
8. Поддьяков А. Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 122-131.
9. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.
10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
11. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 200 с.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
SYSTEMS ANALYSIS OF CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL PROBLEMS DEMONSTRATED IN PRODUCTIVE KINDS OF ACTIVITY
Т. О. Смолева
T. O. Smoleva
В содержании статьи на основе системного анализа раскрываются фиксируемые поведенческие индикаторы психологического неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. В тексте представлен материал экспериментального исследования авторов, заинтересованных в повышении эффективности обучения и воспитания детей в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода.
Based on systems analysis, the author discusses recordable behavioral indicators of senior pre-school children's psychological problems demonstrated in productive kinds of activity. The article contains the results of an experimental research by the author interested in improving the efficiency of education and training of children within the individual differentiation approach.
Ключевые слова: системогенез, системный анализ, психологическое неблагополучие, потребностно-моти-вационный компонент, поведенческие индикаторы.
Keywords: system-genesis, systems analysis, psychological problems, need and motivation component, behavioral indicators.
Требования времени к организации образовательной среды развития шестилетнего ребенка и подготовке к новой для него учебной деятельности определяют поиск более эффективных психолого-педагогических подходов в создании условий воспитания личности в данный возрастной период, от которого зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Одним из важнейших компонентов готовности к школе Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова определяют социально-психологическую готовность [1]. Важно, чтобы ребенок осознавал себя субъектом деятельности, взаимодействия. В этой связи особого внимания заслуживает понимание внутреннего мира ребенка, изучение факторов, обуславливающих его мироощущение и психологическое благополучие, которые отражаются в актах самооценивания и саморегулирования в процессе деятельности, его результативности, во взаимодействии, отношениях и общении (табл. 1).
Однако проблема психологического благополучия/ неблагополучия дошкольника как сложного комплекса психических проявлений до настоящего времени не была предметом психологического исследования.
Таким образом, актуальность проблемы психологического благополучия/неблагополучия личности на этапе формирования первоначальных основ личности в современных условиях жизнедеятельности определяется ее высокой значимостью для решения важнейших вопросов развития, с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области, с другой.
Цель данного аспекта исследования состояла в выявлении и описании системы операциональных показателей психологического неблагополучия личности ребенка на этапе дошкольного детства.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принцип детерминизма (в особенности
Ф