Научная статья на тему 'Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций'

Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1292
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / SOCIALISATION / SOCIAL TRAINING OF YOUTH / PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарханова Ирина Юрьевна

В статье излагаются результаты исследования особенностей социализации современной молодежи. Приводится анализ нового для педагогической науки понятия «интернет-социализация», обсуждаются следствия переноса коммуникативной активности личности в виртуальном пространстве. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей и рисков социализации студенческой молодежи средствами интернет-коммуникации. Сформулирован ряд рекомендаций по профилактике деструктивных последствий интернет-социализации в ходе образовательного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialisation of youth by means of Internet communications

Results of the research of features of socialisation of modern youth are stated in the article. The analysis of the concept “Internet Socialisation” which is new to pedagogic science is provided, consequences of transfer of communicative activity of the personality into virtual space are discussed. Results of an empirical research of features and risks of socialisation of students’ youth by means of the Internet communication are presented. A number of recommendations about prevention of destructive consequences of the Internet socialisation is formulated during educational interaction.

Текст научной работы на тему «Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 37

Тарханова Ирина Юрьевна

доктор педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

tarhanova3000@mail.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ

В статье излагаются результаты исследования особенностей социализации современной молодежи. Приводится анализ нового для педагогической науки понятия «интернет-социализация», обсуждаются следствия переноса коммуникативной активности личности в виртуальном пространстве. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей и рисков социализации студенческой молодежи средствами интернет-коммуникации. Сформулирован ряд рекомендаций по профилактике деструктивных последствий интернет-социализации в ходе образовательного взаимодействия.

Ключевые слова: социализация, социальное обучение молодежи, профилактика девиантного поведения.

Сегодня, на наших с вами глазах, происходит рождение нового феномена - виртуализация межличностных коммуникаций. Современное информационное общество изменило сущность общения, а также соединило людей в единую глобальную систему. Технологический прорыв оказался настолько глобальным и значительным, что породил собой новую электронную форму культуры. Глобальная компьютерная сеть Интернет становится всё более важным фактором развития мирового сообщества, которое оказывает воздействие на все сферы жизни людей. Стремительное развитие компьютерных информационных технологий и телекоммуникаций привело к появлению нового феномена - интернет-социализация. Данный феномен предполагает вхождение человека в виртуальное пространство, по средствам компьютерных технологий, и усвоение различных правил и норм интернет-среды.

А.И. Лучинкина понимает под интернет-социализацией процесс расширения социального опыта личности в социально-культурном пространстве Интернета, благодаря поэтапному развертыванию инструментальной, мотивационной и мифологической составляющих данного процесса, ведущего к конструированию социального пространства субъектом, а в отдельных случаях к формированию виртуальной личности [3, с. 266]. Другими словами, при социализации молодежи средствами интернет-коммуникаций происходит расширение социального опыта и изменение различных структур личности во время того, как пользователи погружаются в социокультурную среду Интернета, который является неотъемлемым фактором социализации в целом. Важно отметить, что процесс социализации при этом представляет собой не только развитие навыков пользования современными информационными, компьютерными технологиями, но и формирование фундаментально новых коммуникативных пространств, мировоззрения, а также норм и правил общества.

В настоящее время активный коммуникант, который вступает в процесс виртуальной коммуни-

кации, виртуального общения, благодаря развитию интернет-технологий и интернет-пространства, преследует не только цель непосредственной передачи информации, а также развлечения и самоутверждения. Поэтому виртуальная коммуникация становится активной формой общения между людьми, осуществляемой посредством информационных технологий, без личного контакта, на удаленных расстояниях, служащей, как задачам традиционной формы общения, так и выполняющей новые функции [1].

Е.А. Северина в статье «Жанры коммуникаций в Интернет-среде» описывает следующие цели коммуниканта, вступающего в процесс виртуального общения:

1) обмен информацией (подразумевает не только вербальное предоставление определенных данных, но также и обмен аудио- и видеофайлами, графическими изображениями, вложенными файлами и т. д.);

2) создание и поддержание контактов (коммуникант в зависимости от интенции может искать контакты, связанные с его биографией, профессиональной деятельностью, сферой интересов и наклонностей, религиозными и нравственными ценностями);

3) повышение личного рейтинга (данная цель подразумевает самореализацию коммуниканта посредством повышения личного рейтинга благодаря своим знаниям или поступкам, а также как следствие степени пользы данного коммуниканта для сетевого сообщества);

4) развлечение («общение ради общения» является одной из доминирующих целей интернет-коммуникации) [4, с. 210].

Анализ работ в области изучения виртуальной коммуникации позволяет выделить базовые характеристики данной формы взаимодействия людей. Так Л.Ю. Щепицина описывает следующие: электронная форма существования текста, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность, синхронность/асинхронность, вариативность количества и эксплицированности коммуникантов [6].

© Тарханова И.Ю., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

169

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Таким образом, виртуальная коммуникация -многоаспектный феномен XXI века, который отражает не только сущность данного понятия, но и цели характеристики, а также имеет свою структуру и выполняет определенные функции в жизни современного общества.

Интернет-пространство имеет привлекательные для молодых людей атрибуты свободных коммуникаций. Так, благодаря появлению и развитию виртуальной среды молодой человек может представить себя кем угодно, реализовать желания и потребности, может поступать, как ему хочется, общаться с теми, кто интересен и для этого необязательно, открывать истинную, реальную информацию о своей личности, или наоборот скрыться за виртуальным образом. Свобода действий и почти безграничные возможности в виртуальном пространстве притягивают молодежь, затягивают личность в «воронку» событий, фактов из которой не выбраться без посторонней помощи, особенно несовершеннолетним пользователям, которые не всегда способны проанализировать среду и свое поведение, чтобы сделать правильные выводы и обезопасить себя. Желание быть всегда на связи становится навязчивой потребностью для человека, он предпочитает различные формы виртуальной коммуникации (чаты, форумы, социальные сети, электронные письма и так далее), стремится заводить новые знакомства, не пренебрегает виртуальным флиртом, все это реализуется с помощью компьютерных, сотовых и цифровых технологий.

Исходя из выделенных особенностей виртуальной коммуникации молодежи, можно говорить о возникновении определенных рисков данного вида общения. Важнейшим из таких рисков мы считаем риск возникновения девиантного поведения как в виртуальности так и вне нее. Как показывают проведенные нами ранее исследования, в этом случае возможны два варианта: во-первых, выход отрицательных эмоций и удовлетворение деструктивных потребностей в виртуальной коммуникации (оскорбление других, взлом сайтов) или реализация потребности в самореализации посредством выхода за рамки социальных норм [5].

Для выявления особенностей социализации молодежи средствами интернет коммуникаций нами были использованы следующие психодиагностические методики: Шкала Интернет-зависимости Чена (шкала CIAS) в адаптации В. Л. Малыгина, К.А. Феклисова, методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Адронниковой, методика «Личность в виртуальном пространстве» А.И. Лучинкиной. Исследование было проведено в 2017 году, участниками исследования стали 186 студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, возраст респондентов 17-20 лет.

В результате проведенного исследования обнаружена статистически значимая прямая связь

между показателями компульсивными симптомами (г=0,93), уровня интернет-зависимого поведения и ключевыми симптомами (г=0,90), симптомом отмены (г=0,86), толерантностью (г=0,82); проблемами интернет-зависимости (г=0,81): внутрилич-ностными и проблемами со здоровьем (г=0, 80), управлением временем (г=0,77).

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что чем выше уровень интернет-зависимого поведения, тем выше, сильнее проявление компуль-сивных симптомов и проблем интернет-зависимости. Выявленная закономерность обусловлена тем, что данные симптомы являются отличительной характеристикой интернет-зависимого поведения, по которым можно выявить наличие интернет-ад-дикции. Поэтому у интернет-зависимых личностей наблюдаются сложности с преодолением желания войти в Интернет, появляется чувство дискомфорта, если приходится прекратить пользоваться Интернетом на определенный срок, возрастает количество времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь удовлетворения, а также появляются периодические или постоянные физические, социальные, профессиональные и другие проблемы. Появляется невозможность контролировать длительность пребывания в Интернете, что приводит к недосыпанию, нарушению питания, чувства усталости.

Также нами была обнаружена статистически прямая связь между показателями уровня интернет-зависимого поведения и склонностью к агрессивному виктимному поведению (г=0,64). В связи с чем сделан вывод о том, что чем выше уровень интернет-зависимого поведения, тем выше склонность к проявлению агрессивного виктимного поведения. Выявленная закономерность обусловлена тем, что фактором риска формирования интернет-зависимости являются такие личностные особенностями как повышенная агрессивность, тревожность, склонность к поиску новых ощущений, эмоциональная отчужденностью и другие

Интересным результатом представляется выявленная нами статистически прямая связь между показателями уровня интернет-зависимого поведения и шкалой виртуальности (г=0,54), шкалой вовлеченности (г=0,58). Также наблюдается статистически обратная связь между показателями уровня интернет-зависимого поведения и шкалой направленности (г=-0, 60).

Полученные данные позволяют говорить, что чем выше уровень интернет-зависимого поведения, тем выше виртуальность и вовлеченность, а также чем выше уровень интернет-зависимого поведения, тем ниже уровень направленности. По данным результатам можно сделать следующие выводы: юноши, проявляющие интернет-зависимое поведение, обладают более высоким уровнем виртуальности, которое характеризуется

170

Вестник КГУ 2017

Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций

принятием Интернета как жизненного пространства. Такие молодые люди стремятся к более длительному нахождению в интернет-среде, несмотря на другие дела. Интернет-среда для них является пространством самореализации. Молодежь считает Интернет более безопасным и интересным, чем реальную среду и стремится к распространению своих или вымышленных образов в виртуальном пространстве.

Полученные результаты позволили нам сформулировать ряд рекомендаций по сопровождению процессов социализации молодежи средствами интернет-коммуникаций.

1. В первую очередь для обеспечения безопасной интернет-социализации необходимо учить молодых людей правильно оценивать степень угрозы информации, а также учить правильно, реагировать на возникающие риски и угрозы в интернет-среде.

2. При организации учебного процесса необходимо учитывать информационный компонент деятельности. Педагогам необходимо информировать обучающихся о рисках интернет-социализации -контентных, электронных, коммуникационных, потребительских и психологических.

3. Важно обеспечивать мотивационный и дея-тельностный компонент в образовании молодежи. А для этого применять интересные интерактивные и игровые технологии и упражнения, направленные на развитие навыков безопасного поведения в сети Интернет. Ряд таких технологий был нами подробно проанализирован в пособии «Технологии развития гражданской идентичности студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза» [2].

4. Необходимо знакомить молодых людей с программным обеспечением, позволяющим осуществлять безопасную работу в Интернете, контентной фильтрацией, а также со способами преодоления интернет-зависимости.

Данные рекомендации являются первым шагом к разработке модели социально-педагогического сопровождения социализации молодых людей средствами интернет-коммуникаций, работа над которой является нашей ближайшей задачей.

Библиографический список

1. Баева Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2014. - № 4-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nMrtualnaya-kommunikatsiya-klassifikatsiya-i-spetsifika (дата обращения: 12.06.2017).

2. Коряковцева О.А., Технологии развития гражданской идентичности студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза: учебно-методическое пособие / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушин-ского, 2013. - 48 с.

3. Лучинкина А.И. Исследование потребност-но-мотивационной сферы личности в интернет-среде // Гуманитарный вестник ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды». Вып. 29. Т. 1: Тематический выпуск: «Международные Чел-пановские психолого-педагогические чтения». -Киев, 2013. - С. 262-270.

4. Северина Е.А. Жанры коммуникации в интернет-среде // Вестник МГЛУ. - 2013. - № 15 (675). -С. 206-215.

5. Тарханова И.Ю. Социально-педагогическая реабилитация современных подростков: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2005. - 200 с.

6. Щепилина Е. А. Эффект растормаживания в Сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-cyberpsy.blogspot.ru/2012/08/blog-post.html (дата обращения: 12.01.2017).

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.