Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра (РАС) / подростки / молодежь / социализация / адаптивная физическая культура / autism spectrum disorders (ASD) / adolescents / youth / socialization / adaptive physical education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Балашова Валентина Федоровна, Семиглазова Елена Петровна

Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется наличием триады нарушений – нарушение коммуникации, социального взаимодействия, поведенческие и двигательные стереотипии, что значительно понижает качество жизни и интеграцию данной категории людей в общество (включенность лиц с РАС в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг). На практике приходится сталкиваться со случаями, когда родители жалуются на несвоевременную медицинскую помощь или назначение неэффективных процедур для лечения и восстановления здоровья особого ребёнка. Зачастую в населённом пункте нет центров по оказанию психологопедагогического и медицинского сопровождения детей с ОВЗ, в целом и лиц с РАС, в частности. В этой связи, к подростковому возрасту детей с тяжёлой патологией нейропсихического развития из года в год становится больше, коррекция недостатков сложнее, а центров и специалистов, которые готовы работать с подростками и молодёжью с РАС, практически нет. Учёные предлагают методики по диагностике заболевания, коррекционной работе, образованию, социализации и другому. Но в научных работах рассматриваются, в основном, проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работ, посвящённых коррекции особенностей подростков и молодежи с РАС, крайне мало, что обусловливает актуальность дальнейшего исследования обозначенной проблемы. В статье представлена к обсуждению экспериментальная программа групповых занятий по адаптивной физической культуре, направленная на социализацию подростков и молодежи с РАС. Приведены результаты исследования влияния групповых занятий на социализацию лиц с данной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Балашова Валентина Федоровна, Семиглазова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF PERSONS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN GROUP LESSONS IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Autism spectrum disorder (ASD) is characterized by the presence of a triad of disorders – a violation of communication, social interaction, behavioral and motor stereotypes, which significantly reduces the quality of life and integration of this category of people into society (inclusion of persons with ASD in the main spheres of life: work, life, leisure). In practice, we have to deal with cases when parents complain about untimely medical care or the appointment of ineffective procedures for the treatment and restoration of the health of a special child. Often, there are no centers in the locality to provide psychological, pedagogical and medical support for children with disabilities, in general, and persons with ASD, in particular. In this regard, by adolescence, there are more children with severe neuropsychic development pathology from year to year, correction of deficiencies is more difficult, and there are practically no centers and specialists who are ready to work with adolescents and youth with ASD. Scientists offer methods for the diagnosis of the disease, correctional work, education, socialization, and more. But, in scientific works, the problems of preschool and primary school age children are mainly considered. There are very few works devoted to the correction of the characteristics of adolescents and youth with ASD, which determines the relevance of further research of this problem. The article presents for discussion an experimental program of group classes on adaptive physical culture aimed at the socialization of adolescents and youth with ASD. The results of the study of the influence of group classes on the socialization of persons with this pathology are presented.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 4(45)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

Балашова Валентина Федоровна и другие СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ ...

VTTK" Ч I -—V /¡\ /5Л |©2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' J |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 04 03 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

© Автор(ы) 2023

БАЛАШОВА Валентина Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма

Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, [email protected]

AuthorlD: 232258

СЕМИГЛАЗОВА Елена Петровна, старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма

Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, [email protected]

SPIN-код: 3507-1857

AuthorlD: 629562

Аннотация. Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется наличием триады нарушений - нарушение коммуникации, социального взаимодействия, поведенческие и двигательные стереотипии, что значительно понижает качество жизни и интеграцию данной категории людей в общество (включенность лиц с РАС в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг). На практике приходится сталкиваться со случаями, когда родители жалуются на несвоевременную медицинскую помощь или назначение неэффективных процедур для лечения и восстановления здоровья особого ребёнка. Зачастую в населённом пункте нет центров по оказанию психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ОВЗ, в целом и лиц с РАС, в частности. В этой связи, к подростковому возрасту детей с тяжёлой патологией нейропсихического развития из года в год становится больше, коррекция недостатков сложнее, а центров и специалистов, которые готовы работать с подростками и молодёжью с РАС, практически нет. Учёные предлагают методики по диагностике заболевания, коррекционной работе, образованию, социализации и другому. Но в научных работах рассматриваются, в основном, проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работ, посвящённых коррекции особенностей подростков и молодежи с РАС, крайне мало, что обусловливает актуальность дальнейшего исследования обозначенной проблемы. В статье представлена к обсуждению экспериментальная программа групповых занятий по адаптивной физической культуре, направленная на социализацию подростков и молодежи с РАС. Приведены результаты исследования влияния групповых занятий на социализацию лиц с данной патологией.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра (РАС), подростки, молодежь, социализация, адаптивная физическая культура.

SOCIALIZATION OF PERSONS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN GROUP LESSONS

IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

© The Author(s) 2023

BALASHOVA Valentina Fedorovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Adaptive Physical Culture, Sports and Tourism

Tolyatti State University 445020, Russia, Togliatti, [email protected]

SEMIGLAZOVA Elena Petrovna, senior lecturer of the department of adaptive physical culture, sports and tourism

Tolyatti State University 445020, Russia, Tolyatti, [email protected]

Abstract. Autism spectrum disorder (ASD) is characterized by the presence of a triad of disorders - a violation of communication, social interaction, behavioral and motor stereotypes, which significantly reduces the quality of life and integration of this category of people into society (inclusion of persons with ASD in the main spheres of life: work, life, leisure). In practice, we have to deal with cases when parents complain about untimely medical care or the appointment of ineffective procedures for the treatment and restoration of the health of a special child. Often, there are no centers in the locality to provide psychological, pedagogical and medical support for children with disabilities, in general, and persons with ASD, in particular. In this regard, by adolescence, there are more children with severe neuropsychic development pathology from year to year, correction of deficiencies is more difficult, and there are practically no centers and specialists who are ready to work with adolescents and youth with ASD. Scientists offer methods for the diagnosis of the disease, correctional work, education, socialization, and more. But, in scientific works, the problems of preschool and primary school age children are mainly considered. There are very few works devoted to the correction of the characteristics of adolescents and youth with ASD, which determines the relevance of further research of this problem. The article presents for discussion an experimental program of group classes on adaptive physical culture aimed at the socialization of adolescents and youth with ASD. The results of the study of the influence of group classes on the socialization of persons with this pathology are presented.

Keywords: autism spectrum disorders (ASD), adolescents, youth, socialization, adaptive physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социализации подростков и молодежи с расстройством аутистического спектра (РАС), а также коррекции нарушений, связанных с основным дефектом, не теряет актуальности в условиях современности. Несмотря на многочисленные исследования, связанные с проблемами диагностики, коррекции и факторов риска развития расстройств аутистического спектра, к единому знаменателю ученые так и не пришли. Число проявлений различных расстройств аутистического спектра в мире растёт [1].

Как известно, расстройство аутистического спектра проявляется в триаде нарушений - нарушение комму-

никации, социального взаимодействия, поведенческие и двигательные стереотипии, что значительно понижает качество жизни и интеграцию данной категории людей в обществе (включенность лиц с РАС в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг).

Так, Л. М. Мухарямова с коллегами рассматривают РАС как патологию, которая присутствует с рождения. Но ее диагностические признаки могут проявляться лишь тогда, когда социальные требования начинают превышать ограниченные возможности ребенка, то есть, не ранее возраста 1 - 1,5 года. По убеждению авторов статьи «Диагностика аутизма: взаимодействие врачей и

BALASHOVA Valentina Fedorovna and others SOCIALIZATION OF PERSONS WITH AUTISM ..

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 4(45)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

родителей в интересах ребенка», «своевременная диагностика РАС и комплексное использование всех методов раннего вмешательства позволяют добиться большей эффективности в купировании симптомов болезни, смягчении тяжести аутистических расстройств и уменьшении когнитивных нарушений у ребенка и, как следствие, повышают его шансы на социальную адаптацию, возможности обучения и т. д.» [2].

Однако проведенный анализ специальной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что у медиков, педагогов и психиатров взгляд на численность детей с РАС значительно отличается [3-7].

Так, например, в исследованиях Е. А. Ткачук, Н. Н. Мартынович, Л. В. Рычковой, В. М. Полякова говорится, что «...по мнению педагогов, количество наблюдений РАС достигает 2 - 3 на группу из 20 - 25 детей; психиатры же считают, что детей с подобным диагнозом крайне мало. В России регистрируется от 0,2 до 2 случаев РАС на 10 000 детского населения» [8].

Следует отметить и тот факт, что часто родители и специалисты не обращают должного внимания на проявления РАС в раннем возрасте и, соответственно, часть детей не получают своевременную психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

В подтверждение сказанному приведем данные из статьи С. А. Морозова и Т. А. Морозовой: «В России эта патология распознается поздно, в большинстве случаев в 6 - 7 лет. На раннем этапе развития ребёнке (до двух лет) симптомы раннего детского аутизма (РДА) практически не настораживают ни родителей, ни врачей. В нашей стране педиатры и неврологи, по ряду причин, не принимают участия в раннем выявлении детского аутизма, что крайне необходимо для оказания своевременной медицинской помощи» [9].

На практике же приходится сталкиваться и со случаями, когда родители жалуются на несвоевременную медицинскую помощь или назначение неэффективных процедур для лечения и восстановления здоровья особого ребёнка. Зачастую в населённом пункте нет центров, где реализуется психолого-педагогическое и медицинское сопровождение детей с ОВЗ, в целом и лиц с РАС, в частности.

В этой связи, к подростковому возрасту детей с тяжёлой патологией нейропсихического развития из года в год становится больше, коррекция недостатков сложнее, а центров и специалистов, которые готовы работать с подростками и молодёжью с РАС, практически нет.

Большинство учёных едины во мнении, что занятия физической культурой и спортом положительно влияют на все стороны жизни [10-14]. Активное развитие и большую популярность набирает вид физической культуры - адаптивная физическая культура (АФК) или физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ОВЗ).

Так, авторы А. С. Субботина и К. А. Доронцева отмечают: «На сегодняшний день в мировой и российской практике социальной работы с инвалидами наиболее эффективной формой является физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным и, в ряде случаев, единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц» [15].

Изучение опыта и данных исследований специалистов в дефектологии позволило установить, что на сегодняшний день существует много работ, связанных с изучением проблемы расстройств аутистического спектра. Учёные предлагают методики по диагностике заболевания, кор-рекционной работе, образованию, социализации и другому [16-20]. Но в научных работах рассматриваются, в основном, проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста, рекомендуются индивидуальные и малогрупповые формы занятий с данным контингентом. Исследования по возрастной категории - «подростки и молодёжь» с данной патологией практически отсутству-

ют, или их крайне мало, что обусловливает актуальность дальнейшего исследования данной проблемы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Объектом исследования в настоящей работе определён процесс организации адаптивный физической культуры для подростков и молодёжи с расстройствами ау-тистического спектра.

Предмет исследования - программа групповых занятий по адаптивной физической культуре, направленная на социализацию подростков и молодёжи с РАС, проводимая в рамках социального проекта «В мир вместе».

Цель исследования - повышение уровня социализации детей подросткового возраста и молодёжи с РАС путём приобщения к занятиям по АФК, проводимым в формате инклюзивных групповых занятий и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Исследование проводилось на базе института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», в котором на протяжении четырёх лет, с 2019 года по 2023 год, реализуется социальный проект «В мир вместе» (далее, Проект). Целью Проекта является социализация детей, подростков и молодёжи с РАС и нарушениями интеллекта средствами адаптивной физической культуры.

Суть проекта заключается в проведении групповых занятий по АФК по следующим направлениям: общая физическая подготовка (далее: ОФП), музыкальная ритмика, плавание, массаж, занятия с дефектологами, а также организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей, подростков и молодёжи с РАС, нарушениями интеллекта совместно с нормотипичной студенческой молодежью.

Важно отметить, что в рамках данного исследования принимали участие только подростки и молодежь с РАС, возрастной категории в 14 - 20 лет. Возраст указан с учетом проведенного эксперимента продолжительностью в 4 года, от начала до его завершения. На начало эксперимента возраст участников - 14 - 16 лет, на момент окончания -18 - 20 лет.

Контрольную и экспериментальную группы составили 40 человек с РАС с высокой, умеренной и низкой степенью выраженности симптомов, связанных со спектром аутизма. Контрольная группа (КГ) на протяжении педагогического эксперимента занималась самостоятельно, выбирая занятия, процедуры, а также периодичность их посещения. Заметим, что занятия по АВА-терапии, сенсорной интеграции, иппотерапии и другие, посещаемые участниками контрольной группы, проводятся в индивидуальном или малогрупповом формате. Участники экспериментальной группы (ЭГ), кроме занятий и процедур, выбранных самостоятельно, дополнительно занимаются по программе, разработанной нами в рамках реализуемого социального проекта «В мир вместе».

Согласно программе групповых занятий по АФК пе-дагогическо-коррекционной направленности, с участниками ЭГ в ходе педагогического эксперимента, в период с 2019 по 2023 годы, проводились групповые занятия один раз в неделю, по 45 - 60 минут. Дважды в год проводились физкультурно-оздоровительные мероприятия (соревнования, спортивные праздники), с привлечением детей различных возрастных категорий, нозологических групп, включая и нормотипичных детей.

Каждый участник в групповых занятиях выполнял определенную роль и нес свою функциональную нагрузку. А именно, в группе занимающихся, как и в социуме, существуют разные люди. Есть члены, которые легко и успешно справляются с любой ситуацией (в нашем проекте - это роль волонтера); есть субъекты, которые справляются с той же ситуацией чуть хуже (в занятиях - это, например, лица с синдромом Дауна); есть индивидуумы, которые нуждаются в подсказке (это, участники с патологией средней тяжести); а есть такие лица, которые без помощи не справятся (это, участники эксперимента -подростки и молодежь с РАС). Также есть люди, которые

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 4(45)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

Балашова Валентина Федоровна и другие СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ ...

способны оказать помощь лицам с ОВЗ (это - тьюторы). В отличие от естественных условий социума, на проводимых нами занятиях происходит моделирование ситуаций, контроль дозировки выполняемых упражнений, степени восприятия и переносимости заданий участниками педагогического эксперимента, а также контроль общего состояния занимающихся. Следовательно, все участники являются частью модели, которая, в рамках занятия по АФК, носит характер социума, и решает задачи, способствующие социализации подростков и молодежи с расстройствами аутистического спектра.

При разработке программы групповых занятий по АФК для подростков и молодежи с РАС учитывался опыт социального взаимодействия участников. В целях адаптации к условиям занятий в группе численностью от 10 до 20 человек было предусмотрено постепенное включение подростков с РАС в процесс групповых занятий. Например, все занятия были распределены по уровням объема и степени интенсивности воздействия окружающей обстановки. Представим их в порядке усложнения условий: индивидуальные занятия; параллельные индивидуальные занятия, предусматривают проведение 2 - 3 индивидуальных занятий в одном зале; индивидуальные занятия в группе, но по индивидуальному плану, то есть, в одном зале, на фоне общего группового занятия; частичное участие в групповом занятии с тьютором; участие в 2-х занятиях в день с разной направленностью (любое сочетание ОФП, музыкальная ритмика, плавание, занятие с дефектологами); участие в 3-х занятиях в день (любое сочетание ОФП, музыкальная ритмика, плавание, занятие с дефектологами); групповые занятия с физической нагрузкой тренирующего характера.

Проявление степени самостоятельности в выполнении заданий и упражнений подростками и молодежью с РАС во время участия в массовом физкультурно-оздоровительном мероприятии оценивалось с использованием критериев, учитывающих: способность адаптироваться к пребыванию в местах с большим количеством людей (на последнем мероприятии зарегистрировано 80 человек), звучащей музыкой; в сопровождении близкого лица, тьютора, волонтера или без сопровождения (самостоятельно); продолжительность пребывания на мероприятии и др.

Используемые в исследовании критерии были про-ранжированы в баллах следующим образом: нежелание участия в мероприятии - 0 баллов; присутствие в качестве зрителя - 1 балл; присутствие в качестве зрителя в сочетании с избирательным участием в заданиях - 2 балла; участие с сопровождающим (близким человеком) и выходом из мероприятия по самочувствию - 3 балла; участие с сопровождающим (тьютером) и выходом из мероприятия по самочувствию - 4 балла; участие с сопровождающим (тьютером) в полном объеме - 5 баллов; участие с частичным присутствием тьютора - 6 баллов; самостоятельное участие - 7 баллов.

На первых этапах исследования большинству участников с РАС было сложно находиться в зале на протяжении всего мероприятия (они выходили из зала на «отдых»); могли присутствовать на мероприятии только с близким сопровождающим лицом (мама, папа, бабушка, сестра, брат или хорошо знакомый человек). На следующих этапах педагогического эксперимента участие сопровождалось тьютером или волонтером.

РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам проведенного педагогического эксперимента получены следующие результаты. Участники ЭГ, в количестве 100 %, принимали активное участие в завершающем массовом физкультурно-оздоровительном мероприятии, из них; 2 подростка с РАС двигались по мероприятию самостоятельно; остальные участники с той или иной степенью помощи. При математической обработке результатов увидели достоверное увеличение показателей по вышеприведенным критериям р<0,001. Результаты представлены в таблице 1.

В КГ также наблюдается увеличение показателей, но

меньше, чем в ЭГ, а именно, на мероприятие так и не вышли 4 участника (сидели на скамейке - 25 %), 2 человека (12,3 %) занимались с тьютором, но периодически выходили из зала на «отдых», остальные пробовали выполнять задания избирательно и/или ограничились зрительским просмотром. Математическая обработка показала достоверное увеличение показателей р<0,05.

Таблица 1 - Проявление степени самостоятельности в выполнении заданий и упражнений подростками и молодежью с РАС до и после педагогического эксперимента, баллы

Показатели КГ ЭГ КГн ЭГ

До эксперим. После эксперим. До эксперим. После эксперим. До эксперим. После эксперим.

М 0,95 1,75 и 5,15

а 1,-05 1,29 и 1,04

т 0,23 0,29 0,27 0,23

Критерий Стьюдента. 1 2,15 11.14 0,7 9,16

Р р<0,05 р<0,001 р<0,05 р<0,001

Примечание: М — среднее арифметическое; ш - ошибка среднего арифметического; о — среднее квадратическое отклонение; р - степень достоверности

ОБСУЖДЕНИЕ

В статье «Методика адаптации к жизни в обществе подростков с расстройствами аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры», А. С. Субботина отмечает: «Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с данной категорией лиц является подготовка ко «взрослой» и, по возможности, самостоятельной жизни, к наиболее успешной и всесторонней интеграции во все сферы жизни современного общества. Данный аспект подразумевает овладение жизненно необходимыми социально-бытовыми и специальными трудовыми навыками, позволяющими в перспективе достичь максимально необходимой самостоятельности в решении широкого спектра повседневных задач, а также обеспечение необходимых условий для успешной адаптации к активной жизни в обществе и посильной трудовой деятельности» [10].

Однако, участие в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях не даёт полной картины включения лиц с РАС в социум. Поэтому для более объективного определения уровня социализации испытуемых был проведён опрос родителей и специалистов, работающих с участниками педагогического эксперимента. Акцент в опросниках ставился на таких параметрах, как: навыки самообслуживания и личной гигиены; навыки бытового труда; игровая деятельность; невербальные коммуникативные навыки; вербальные коммуникативные навыки; самоконтроль при выполнении заданий; поведение в социуме; самооценка (внешности, возможностей, способностей); организация личной жизни и свободного времени; уровень социального восприятия окружающих. Каждый из параметров оценивался от 0 до 5 баллов.

Анализ результатов опроса показал, что способность проявлять коммуникацию с окружением; выполнять задания, при наличии отвлекающих факторов, в ЭГ отмечается выше, а проявление нежелательного проведения - ниже. Родители и педагоги (специалисты) отмечают, что испытуемые стали спокойнее вести себя в присутствии других людей, стали легче имитировать действия педагогов, научились ждать своей очереди, спокойнее реагируют на прикосновения к себе и к своим вещам; спокойнее берут игрушки, предлагаемые другими людьми, меньше отвлекаются на выполняемые задания «параллельная игра». Данные показатели свидетельствуют о повышении уровня социализации у подростков и молодёжи с РАС в ЭГ.

В КГ положительные изменения произошли только у трёх человек, родители которых в течение педагогического эксперимента самостоятельно организовывали коррекционную и реабилитационную деятельность. У некоторых участников наблюдалось снижение оценок по параметрам: «невербальные коммуникативные навыки»; «вербальные коммуникативные навыки»; «самоконтроль при выполнении заданий»; «поведение в социуме»; «самооценка (внешности, возможностей, способ-

BALASHOVA Valentina Fedorovna and others SOCIALIZATION OF PERSONS WITH AUTISM ..

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 4(45)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

ностей)». Такой результат объясняется отсутствием подкрепления сформированных социальных навыков путем взаимодействия с социумом, где происходит активная практика и обучение новым социальным и другим навыкам (в нашем случае, двигательным навыкам). По результатам опроса родителей и педагогов (специалистов), работающих с участниками педагогического эксперимента, у участников КГ наблюдается менее выраженная положительная динамика в исследуемых показателях, по сравнению с испытуемыми ЭГ, что также доказывает эффективность экспериментальной программы групповых занятий по АФК, направленной на социализацию подростков и молодежи с РАС.

ВЫВОДЫ

В заключение сделаны следующие выводы. Аутизм сложно диагностируется в раннем возрасте, что значительно осложняет коррекцию недостатков в более позднем периоде. Исследований особенностей подростков и молодёжи с РАС крайне недостаточно. В результате участия в программе групповых занятий по АФК, направленной на социализацию подростков и молодежи с РАС, у участников ЭГ уменьшилось проявление нежелательного поведения, повысилась степень самостоятельности в выполнении бытовых функций, а также в выполнении упражнений и заданий в процессе проводимых мероприятий. Таким образом, групповые занятия по адаптивной физической культуре доказали свою эффективность в положительном влиянии на повышение уровня социализации у подростков и молодежи с РАС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коротких В.М. Проблемы аутизма в современном мире/ В.М. Коротких, М.М. Магамедэминова, С.Р. Полякова// Молодой ученый. 2020. №7. С.299-300.

2. Диагностика аутизма: взаимодействие врачей и родителей в интересах ребенка/ Л.М. Мухарямова, Ж.В. Савельева, К.К. Яхин// Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2020. Т.11, №3. С.644-653.

3. Кудлач А.И., Шалькевич Л.В., Кирилюк В.С., Стефанин А.Л. Психоневрологические и соматические нарушения у детей с сочетанием эпилепсии и расстройств аутистического спектра //Медицинские новости. 2021. №7 (322). С.77-83.

4. Морозов С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие. М.: М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАУ «Федеральный ин-т развития образования», РОБО «О-во помощи аутичным детям «Добро», 2015. 539 с.

5. Мухарямова Л.М. Социальная среда для людей с аутизмом в России: проблема доступности в оценках экспертов/ Л.М. Мухарямова, Ж.В. Савельева// Экология человека. 2021. №1. С.45-50.

6. Пашковский В.Э. 10 лекций об аутизме: учебное пособие. Москва: МЕДпресс-информ, 2021. 136с.

7. Подольская О.А. Ранний детский аутизм: особенности и коррекция: учебное пособие/ О.А. Подольская, И.В. Яковлева. Елец, 2020. 83 с.

8. Ткачук Е.А., Мартынович Н.Н., Рычкова Л.В., Поляков В.М. Проблемы диагностики расстройств аутистического спектра у детей // Тихоокеанский медицинский журнал. 2020. №4 (82). С. 35 — 43.

9. Морозов С.А. Аутизм в России: история научных исследований и практической помощи/ С.А. Морозов, Т.А. Морозова//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. №3. С.4-19.

10. Алоин А.В., Виноградова Л.В., Грец И.А. Дифференцированная методика коррекционно-абилитационных занятий для подростков и молодежи с расстройствами аутистического спектра (в его низкофункциональной части) на основе комплексного применения средств адаптивной физической культуры//Адаптивная физическая культура. 2016. № 3 (67). С. 45-47.

11. Брюхова К. Е. Современный паралимпийский спорт: перспективы его развития // Актуальные проблемы педагогики и психологии 2022. Т.3. № 12. С.11 — 21.

12. Савина Т.А. Особенности групповой деятельности детей и подростков с расстройствами аутистического спектра // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 8. С. 191-195.

13. Семиглазова Е.П. Развитие физических качеств у подростков и молодежи с расстройствами аутистического спектра средствами подвижных игр//Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования. Сборник научных трудов по материалам XXV Международной научно-практической конференции. Анапа, 2022. С. 89-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Семиглазова Е.П. Социализация подростков и молодежи с РАС //Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2022. С. 273-275.

15. Субботина А. С., Доронцева К. А. Методика адаптации к жизни в обществе подростков с расстройствами аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры // Ученые записки

университета Лесгафта. 2021. №3 (193). С. 409-413.

16. Виноградова А.А. Инклюзивное обучение и воспитание как условие для адаптации детей с аутизмом/ А.А. Виноградова, М.А. Невзорова//Наука и образование. 2020. Т.3. №3. С.194.

17. Грей К. Социальные Истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама-Паблишинг, 2018. 432 с.

18. Мамохина У. А. Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) различной этиологии // Современные проблемы науки и образования. Москва, 2015. № 1-2. С.6-15

19. Сабитова В.Л. Диагностический инструментарий для выявления уровня развития компетенций, необходимых для первичной социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Мировая наука. 2022. №12 (69). С.94 - 96.:

20. Таубман М. Есть контакт! Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного поведенческого анализа. Учебные программы/ М. Таубман, Р. Лиф, Д. Маэкен. М.: ИП Толкачев, 2018. 448 с.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interest

Received date: 18.10.2023

Approved date: 02.11.2023

Accepted date: 27.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.