УДК 378.015.2.005.32-057.873
П. И. Александрович, кандидат психологических наук, доцент (БГТУ) СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
В данной статье раскрыты современные подходы к пониманию социализации личности студента в учебно-воспитательном процессе ВУЗа. В частности, отражена сущность социализации, основные определения, такие как «агенты социализации», «агенты первичной социализации», «агенты вторичной социализации», «первичные и вторичные институты социализации», основные этапы (стадии) социализации, а также факторы, влияющие на социализацию личности студента. Особое внимание уделено особенностям социализации студенческой молодежи, феноменам воспитательной деятельности молодежных организаций, комплексам воспитательной деятельности молодежных организаций, системе воспитательной деятельности молодежных организаций. Обращено внимание на важнейшую задачу воспитательной деятельности педагогического коллектива ВУЗа, а именно - подготовке студента к выполнению различных социальных ролей - гражданина, семьянина, работника.
Modern approach to understanding of students' socialization within the teaching and educational process in institutes of higher education is reflected in this article. Particularly, the point of socialization and the factors on which it depends, are reflected; the main definitions, e. g. "primary and secondary socialization agents", "primary and secondary socialization institutions", etc. are given. Special attention is paid to the peculiarities of young students' socialization and to the most important pedagogical goal - to prepare students for performing various social roles: of a citizen, a family man, a worker.
Введение. Современные реалии социально-экономической жизни общества обуславливают необходимость совершенствования процессов, включения подрастающего поколения в многогранную и динамичную жизнедеятельность социума. В условиях комплексной и глубокой модернизации системы образования проблема эффективной социализации личности в аспекте развития ее инициативы, самостоятельности и самодеятельности входит в разряд приоритетов социальной политики государства, выступает залогом достижения гражданского мира и согласия, повышения уровня социальной комфортности жизни в целом.
Основная часть. Рост созидательного потенциала, расширение сферы свободного волеизъявления, способность осуществлять инновационную алгоритмизацию дельности на высоком профессиональном уровне - все эти качества во многом являются следствием социализирующего влияния на молодого человека многоуровневой системы образования, выступают показателем индивидуальной продуктивности его пребывания в многофакторном пространстве образовательной социализации.
Повсеместно утверждающаяся в настоящее время социокультурная парадигма - «образование через всю жизнь» - не только повышает значимость социализирующей составляющей в деятельности вуза, но и обуславливает необходимость инновационных подходов к педагогическому инструментарию ее реализации.
Социализация личности - это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для ус-
пешной жизнедеятельности в данном обществе. [1, с. 56].
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: первичная -усвоение норм и ценностей ребенком; вторичная - усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин "первичная" относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета,
предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации - это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты - это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
1. Стадия адаптации (рождение - подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2. Стадия идентификации - появление желания выделить себя среди других.
3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации: биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.
Биологическое наследие каждого человека поставляет "сырые материалы", которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. [2, с. 38]
Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресо-циализацией, а утрата личностью навыков социального поведения - десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.
Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития
личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства.
Воспитательная деятельность молодежных организаций создает среду формирования и проявления активности личности студентов, гармонизируя их взаимоотношения, путем накопления опыта выполнения разнообразных социальных ролей и навыков позитивного общественного поведения.
Молодежные организаций представляют собой коллективы студентов, объединяющих их в соответствии с индивидуальными потребностями, склонностями, интересами и способностями. Молодежные организации являются самодеятельными, самоуправляющимися объединениями студентов.
Феномен воспитательной деятельности молодежных организаций проявляется:
• в особо благоприятных возможностях максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей и способностей студентов;
• активном, позитивно-деятельном практическом участии студентов в работе органов самоуправления в молодежном коллективе;
• предметно-практическом и преобразующем характере деятельности в той или иной молодежной организации;
• самостоятельной постановке цели и четко осознанном представлении о результатах этой деятельности;
• отсутствии прямого принуждения со стороны преподавателей и руководителей, официальных воспитательных структур;
• преобладании межличностного общения. [3, с. 87]
Комплексы воспитательной деятельности молодежных организаций имеют важный признак - наличие как культурно-досуговой, так и общественно полезной направленности деятельности. Культурно-досуговая и общественно
полезная сферы деятельности при этом не функционируют раздельно, а взаимодействуют, взаимопроникают как две стороны единого процесса.
Культурно-досуговая и общественно полезная направленность молодежных организаций реализуется различными сочетаниями основных видов, средств и сфер деятельности - игра, труд, познание, спорт, общение, искусство, которые в условиях открытой микросоциальной среды носят многофункциональный характер. Практически вокруг любого объекта деятельности (область искусства, спорт, поисковая работа, ученический кооператив и т. п.) может быть развернут весь комплекс воспитывающего влияния в социуме.
Социализация личности студентов технических вузов в системе воспитательной деятельности молодежной организации является важнейшим способом эффективного профессионального самоопределения, саморазвития человека, определяющим его созидательную сущность. Цель этого процесса - развитие творческих качеств и способностей студентов.
Система воспитательной деятельности молодежных организаций обеспечивает:
• активную субъектную позицию самой личности студента, юношеских объединений, групп, коллективов в молодежных организациях;
• педагогическую направленность инфраструктуры молодежных организаций не только на студентов, но и на их ближайшее окружение (прежде всего в группе), на их отношения, формирует разновозрастные семейно-соседские профессиональные общности;
• адекватность содержания, форм и методов воспитательного воздействия возрастным и индивидуальным особенностям студентов, специфике социальной ситуации развития личности в этой среде и своеобразию ее социально-психологической позиции;
• реализацию социально-педагогической помощи неадаптированным студентам;
• благоприятные условия для демократического управления социализацией.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях, в том числе и социального характера - во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, практической жизни при выполнении социальных ролей, при необходимости разрешать проблемы жизненного самоопределения и т. д.
В соответствии с этим подходом организация воспитательной деятельности молодежных организаций как системы характеризуется следующими особенностями:
• взаимодействие субъектов воспитания и развития личности (студента, руководителя и преподавателя);
• непрерывность функционирования и развития системы, что проявляются в переходе сформированности готовности к успешной социализации личности студентов и их переход с одного уровня на более высокий;
• взаимозависимость системы формирования готовности к профессиональной деятельности и профессиональной среды как компонента социализации;
• преемственность и разрешение целей и задач, планов и взаимодействий компонентов системы.
Структурные компоненты предлагаемой модели социализации личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций обеспечивают высокий уровень социализации личности студентов и раскрывают внутреннюю организацию процесса: цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов - и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса,
Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, то есть способ организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогической системы.
Социализация личности студентов в системе воспитательной деятельности молодежных организаций только тогда является эффективной, когда процесс реализации комплекса организационно-педагогических условий включает следующие компоненты:
1) целевой - условия обеспечивают постановку и осознание цели социализация и воспитания;
2) мотивационный - создаются условия положительной мотивации студентов к деятельности в той или иной молодежной организации;
3) формирующий - реализуются условия непосредственного формирования качеств социализированной личности и всех видов деятельности;
4) развивающий - обеспечивается развитие всех компонентов профессиональной компетентной, образованной и социально активной личности;
5) результативный - реализуется условия диагностики полученных результатов и уровня социального развития студентов.
Социальная роль «студент», оставаясь базовой и определяющей для образовательного пространства высшей школы, в своем содержательно-смысловом функционале не должна
ограничиваться только лишь освоением профильной специальности и специализаций, но с необходимостью включать в себя педагогически реализуемые возможности освоения и других жизненно важных социальных ролей.
Важнейшей задачей воспитательной деятельности педагогического коллектива вуза является подготовка студента к выполнению различных социальных ролей - гражданина, семьянина, труженика, что во многом зависит от содержательно-смысловых характеристик образовательного пространства социализирующего влияния.
Образовательное пространство как социализирующий феномен представляет собой расширяющуюся содержательно-смысловую замкнутость (данность), предназначенную для передачи пребывающим в ней субъектам систематизированного опыта социокультурной жизнедеятельности. В зависимости от характера триединой центрации образовательного пространства (учебное заведение - семья - производственный коллектив), происходит содержательно-смысловая акцентность передаваемого социального опыта (научность, традиции и обычаи, вера и т. п.) и определение доминирующей формы социализации.
Субъективной констатацией факта социализирующей образовательной пространственно -сти выступает личностно развивающее взаимодействие в Диаде Ученик (сын, дочь, школьник, студент и т. п.) - Учитель (мать, отец, педагог, преподаватель, наставник и др.). Субъектной характеристикой социализирующего эффекта образовательного пространства является степень деятельностной активности личности в присвоении исторически конкретного социокультурного содержания. Ведущим механиз-
мом реализации социализирующего потенциала образовательной среды выступает совместно проектируемое проживание образовательными субъектами зон развивающих возможностей.
Заключение. Социализирующие возможности образовательного пространства вуза определяются степенью деятельностной реализации следующих педагогических принципов: социального изоморфизма содержательно-функциональной организации учебно-воспитательного процесса; опережающего соответствия содержания образования уровню развития общества; самоуправления и демократии; эври-стичности образовательной среды; гуманистической ориентации воспитания.
Педагогическими условиями, способствующими реализации социализирующих возможностей образовательного пространства вуза, являются следующие: актуализация принципов самоуправления и ответственного поведения студентов; расширение спектра осваиваемых ими социальных ролей; обогащение форм и методов связи обучения с практикой.
Литература
1. Родион Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регио-новедение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010 г. 220 с.
2. Шумская Л. И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности. М.: Психология, 2000 г. 250 с.
3. Баранов А. П. Социальная работа с молодежью. М.: Инфа-М. 2009 г. 150 с.
Поступила 14.03.2014