Петров Анатолий Викторович,
кандидат философских наук, г Краснодар, доцент кафедры отечественной истории и социологии Кубанского государственного университета
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Интеграция молодежи в общество характеризуется включением ее основных групп во все сферы общественного производства, обретением ею социальной субъектности.
Молодежь - это объективное социальное образование, обладает целостностью, является социально-демографической группой, в основе которой некоторые общие социально-психологические свойства, а специфика заключается в том, что она обеспечивает преемственность воспроизводства социальных структур, их стабильность и дальнейшее развитие.
Молодежь, будучи частью общества, его молодым поколением, одновременно выступает и как объект социального воздействия со стороны общества и как субъект общественного развития.
Двойственная природа объектно-субъектного взаимодействия молодежи и общества, видимые противоречия этого двуединства порождают различия в теоретических подходах к осмыслению этого феномена.
Действительно, сторонники различных теорий по-разному отвечают на вопросы: как осуществляется очень важный для общества процесс перехода молодежи в новое социальное качество - во взрослость, что является доминирующим в этом процессе: социальная среда, коммуникационное, меж-
личностное общение, психологические механизмы или врожденные задатки, собственная активность, т.е. какова роль объективного и субъективного в становлении личности? Однако при всех существующих различиях не ставится под сомнение сама универсальность этого процесса, названного социализацией.
В самом общем социологическом смысле социализация является процессом, содержанием которого выступает передача со стороны общества новому поколению всего культурного и технологического потенциала, которое общество накопило, чтобы иметь возможности для дальнейшего развития. Как сложный системный процесс, социализация является и механизмом, в ходе которого обеспечивается усвоение, принятие ценностей, норм выработанных обществом, молодым поколением, их интериоризация во внутренние позиции и актуальное социальное поведение.
Утвердилось понимание социализации, как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества1.
Историко-теоретический анализ понятия социализация выявляет различия в его понимании в соотнесении с понятием общества, трактовке в ка-
1 Ковалева А.И. Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., Социум, 1999. С. 191.
_126
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2005 • №1(7)
честве первичной реальности индивидуальных или общественных начал, что нашло свое обоснование в социологическом реализме (Э. Дюркгейм) и социологическом номинализме (М. Вебер).
Итак, с самих теоретических истоков понимания социализации выявилось различие в обосновании роли объективного и субъективного факторов в становлении личности.
К основным принципам марксистского понимания социализации можно отнести следующие:
во-первых, сущность личности человека определяется как совокупность всех общественных отношений;
во-вторых, социальная среда одновременно понимается и как фактор и как результат деятельности человека;
в-третьих, в ходе человеческой деятельности изменяется сознание, которое изменяет и сам окружающий мир;
в-четвертых, субъектность объясняется не идеальными качествами человека, а предметно-чувственной, материально-преобразующей деятельностью1;
в-пятых, классовый характер социализации. Можно констатировать, что понимание марксизмом социализации рассматривалось отнюдь не как пассивный процесс приспособления к социальной среде, а как активная преобразовательная деятельность, в ходе которой личность проявляет социальные качества. Также не состоятелен тезис оппонентов марксизма, отрицавших в нем якобы естественное, биологическое в природе человека.
Значительный вклад в разработку теории социализации внес французский социолог Э. Дюрк-гейм. Изучая коллективное сознание, он видел в нем объективное и реальное явление, один из видов социальных фактов. Он отмечал, что родившийся индивид эгоистичен и асоциален, ему, чтобы стать личностью, надо усвоить систему объективных правил поведения. Сама теория морали стала ядром его концепции социализации. Критерием успешности социали-зационного процесса станет та личность, которая научится подавлять свои индивидуальные интересы во имя общественных. Недостатки социализации Э. Дюркгейм связывал с аномией, таким состоянием в обществе, когда нормы коллективного сознания рассогласованы, не работают, воспроизводят девиант-ные формы поведения в массовом масштабе. Воспитание по Э. Дюркгейму связано с методической социализацией молодого поколения2.
С именем другого французского социолога Г. Тарда связывают истоки психологического подхода к объяснению социализации. Центром его исследований социальности стал феномен подражания3. Подражание, по Г. Тарду, объективируется в форме обычаев, традиций и моды. Рассматривая
подражание как механизм, он считал, что его элементы институализируют сами общественные и групповые ценности и нормы. Личность в процессе социализации усваивает их, тем самым адаптируется к социальной среде.
Но социальность, считал Тард, не сводима только к подражанию, т.е. воспроизводству непрерывного, социально-типического, она содержит в себе и инновацию, способность на творчество, создание чего-то нового, ранее не встречавшегося.
Выдающееся влияние на развитие теоретических взглядов о социализации оказала психоаналитическая концепция З. Фрейда, который полагал, что индивид (социализирующееся существо) всегда находится в состоянии конфликта с обществом (социализирующей средой). Он основывался на убеждении, что у человека как биологического существа есть два основных инстинкта - инстинкт жизни или Эрос ( по имени древнегреческого бога любви) и инстинкт смерти или Танатос (от древнегреческого «смерть»). Они действуют на бессознательном уровне и порождают глубинное внутреннее напряжение.
Личность, по Фрейду, состоит из трех противоречивых элементов: Ид (оно), Эго (я) и Суперэго (Сверх-я). Ид выражает основные влечения человека, они бессознательны. Это иррациональные реакции и импульсы, которые требуют немедленного удовлетворения для достижения наслаждения. Эти биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры (общества) и социализация и есть процесс их обуздания.
Но в человеческой личности развивается и Эго (я), которое представлено как внутренний контролер, реализующий сознательные усилия индивида по обузданию этих врожденных влечений.
Но принимая во внимание, что индивид действует в обществе и его влияние нельзя игнорировать, Фрейд вводит третий элемент в структуру личности «Суперэго», который представляет собой квинтэссенцию общества в виде культурных норм, ценностей, запретов, ставших (или становящихся) его собственной позицией. Суперэго - это комплекс, состоящий из совести, моральных черт и норм, ценностной системы, регулирующих поведение индивида в интересах общества. Суперэго формируется позже других элементов личности и выступает в качестве внешнего по отношению к личности ограничителя его влечений.
Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, порождая фрустрации личности и могут в последствии выразиться в виде расстройств личности (например, неврозы).
Культура, выступая в форме Суперэго, подавляет эгоистический характер влечений, заставляет индивидов считаться с другими людьми. Компромисс, который уравновешивает поведение индиви-
1 Энгельс Ф. Второй подход абсолютной критики.//Маркс к., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд. Т. 2. С. 102.
2 Дюркгейм Э. Социология образования. М.; Интор, 1996. С. 38.
3 Тард Г. Законы подражания. СПб, 1899.
127
дов в социально приемлемых формах, Фрейд назвал сублимацией. Он также разработал «защитные механизмы» в виде культурных ограничений, которые позволяют обеспечить устойчивое и стабильное развитие личности в процессе социализации1.
Социализация, по Фрейду, и представляет собой процесс разрешения конфликта, его согласование между стремлением к удовольствию и ограничениями, которые устанавливаются в ее ходе сначала родителями, а затем и другими агентами социализации (Суперэго).
Чарльз Хортон Кули выступил против доминирующих установок, разделявшихся большинством ученых на рубеже Х1Х-ХХ веков, что человеческая природа определяется биологическими факторами. Его теория «зеркального Я» объясняет социализацию индивидов посредством участия их в процессах социальных интеракций, которые служат детерми-нантой преобразования людей.
«Зеркальное Я» состоит их трех элементов:
- во-первых, важно то, как меня воспринимают другие;
- во-вторых, важна их реакция на меня;
- в-третьих, важна моя реакция на их реакцию.
Образуется как бы «зеркальное отражение»,
которое, по Кули, помогает индивидам взаимодействовать с другими людьми. Причем акт взаимодействия осуществляется автоматически, как бы без видимых усилий. Другие, по сути и есть то зеркало, в котором индивиды видят себя. Происходит самоидентификация индивида, позволяющая ему ориентироваться в сложном социальном мире, который теперь предстает не хаотическим сборище окружающих индивидов, а как организованное, стабильное сообщество.
Ч. Кули анализирует такие свойства индивида как застенчивость, подавленность, считает их препятствием, часто встречающимся и мешающим людям удовлетворять свои потребности в процессе взаимодействия с другими.
Многие идеи Ч. Кули послужили плодотворной почвой для дальнейшего исследования механизмов социализации. Одним из тех, кто преуспел на этом поприще, был американский психолог Джордж Герберт Мид, создавший собственную оригинальную концепцию. Дж. Мид как и Ч. Кули, считал, что «Я» является продуктом социальной среды, в его основе - взаимоотношение с другими людьми.
Социализация представляет собой процесс обретения чувства «Я», который проходит три стадии.
На первой стадии индивид принимает роль другого, копирует его, особенно взрослых, родителей. Это стадия имитации, индивиды, проходя ее, еще не обладают собственным «Я».
Вторая стадия - игровая. Она уже предусматривает понимание поведения как исполнение определенных ролей: врача, мамы, космонавта и т.д. В процессе игры, воспроизводя роли, дети начина-
ют понимать смысл, который придают этим действиям другие люди.
Третья стадия названа Д. Мидом «обобщенный другой». Индивид, усваивая социокультурные нормы и ценности данного общества, берет их в качестве регулятора самооценки и в конечном итоге посредством этого обретает самоидентичность. Общество - это другие люди, и индивид оценивает окружающий мир с позиций норм и ценностей других, т.е. общества. Социализация способствует включению индивидов в мир окружающих людей.
С других методологических позиций исследовал процесс вхождения в жизнедеятельность, обретения собственной идентичности швейцарский психолог Жан Пиаже. Саму социализацию он понимал как процесс человеческой когниции, т.е. способности индивидов к мыслительной деятельности. Социализация, по Ж. Пиаже, состоит из четырех стадий, в зависимости от способностей индивидов осуществлять мыслительные операции, используя чувственные и рациональные формы познания, их комбинации и сочетания.
Первая стадия, от рождения до двух лет, им названа сенсомоторной. Основным и единственным видом познания мира являются пять чувств: осязание, вкус, обоняние, зрение и слух.
Вторая стадия называется предоперациональ-ной, и она охватывает индивидов в возрасте с двух до семи лет. Ее содержание включает способность индивидов использовать язык и другие символы.
Третья стадия конкретных операций характеризуется умением индивидов понимать и различать причинные связи в окружающем мире. В нее вступают индивиды в возрасте от семи до одиннадцати лет.
В возрасте двенадцати - пятнадцати лет индивиды оперируют не только конкретными понятиями, но им доступно и абстрактное мышление. Они мыслят в отвлеченных категориях морали, их начинает интересовать проблемы прошлого, настоящего, они задумываются о будущем. Этот период назван им стадией формальных операций.
Американский психолог Лоренс Колберг, в известной мере основываясь на методологии Ж. Пиаже, исследовал социализацию как процесс развития морального мышления. Однако, в отличии от Ж. Пиаже, он не видел прямой связи морального развития с возрастом. Социализация понимается им как моральное развитие индивидов, проходящих различные стадии.
На доконвенциональной стадии индивиды не различают границ между плохим и хорошим. Их поведение обуславливается мотивами избеганий наказаний и получения поощрений. Конвенциональная стадия содержит в себе обретение индивидом различий в оценках правильного и неправильного, как правило это согласуется с родительскими позициями, их одобрением. Оценки на этой стадии, как видно, уже согласуются с определенными культур-
1 Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.; Ренессанс, 1991. С. 17-95. _128
ными нормами.
Последняя стадия, названная постконвенциональной, характеризуется тем, что у индивидов формируются соответствующие этические чувства, а также универсальные моральные принципы. С позиции, выходящих за пределы личных конкретных интересов, индивид осуществляет размышления об абстрактных идеалах добра и зла, свободы и справедливости, способен принести жертвы для их реализации. Правда, подчеркивает Колберг, дано это не многим.
В отличие от своих предшественников Эрик Эрик-сон рассматривал социализацию не столько как период детства и юности, когда формируется личность, а видел ее как процесс, проходящий всю жизнь, когда индивид постоянно сталкивается с вызовами.
Он выделял восемь стадий развития (вызовов):
1. Младенчество (грудной) возраст - доверие -недоверие;
2. Возраст 1-2 года - автономия - сомнение и
стыд;
3. Возраст 3-5 лет (дошкольный) - инициатива - чувство вины;
4. Доподростковый (6-13 лет) - трудолюбие -неполноценность;
5. Подростковый возраст - идентичность - диффузия (смешение идентичности);
6. Ранний зрелый возраст - интимность - одиночество;
7. Средний зрелый возраст - творческая активность - инертность;
8. Преклонный возраст - умиротворение - отчаяние.
Его концепция оказала заметное влияние на теоретические воззрения многих исследователей на Западе, видевших в социализации процесс, проходящий всю жизнь.
После студенческих волнений конца 60-х годов ХХ века в Западной Европе и США интерес ученых к проблеме социализации молодежи значительно возрос. С позиции неомарксизма представителями франкфуртской школы были предприняты попытки выявить нарушения естественных взаимоотношений между людьми, которые повлекли рост неуверенности в себе и развитие чувства отчуждения. Наглядным примером являются теоретические позиции Т. Цийе, которые он выразил в своей работе «Пубертат и нарциссизм». Используя психоанализ, Т. Цийе анализирует негативные последствия товарного производства для воспитания и социализации детей. Он отмечает, что в этих условиях дети и подростки по существу превращены в потребительские единицы общества. Виной этому обобществление процессов воспитания, единые механизмы социализации в условиях индустриального
общества для детей из всех слоев общества. Выход, по Т. Цийе, один - это создание неформальных молодежных групп как образ «коллективный Я - идеал», который способен защитить молодежь от завышенных требований общества.
Т. Цийе положительно оценивает эти новые субкультурные формы социализации, полагая, что они, будучи механизмами защиты, обеспечат адекватную молодежи социализацию1.
В отечественной литературе предприняты попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Г. М. Андреева, вслед за другими учеными, предлагает различать дотрудовую стадию, трудовую и после-трудовую стадии2.
Серьезный вклад в развитие марксисткой концепции социализации внес И.С. Кон. В 60-е годы ХХ века им была опубликована работа «Социология личности», в которой он писал: «Процесс социализации, т.е. усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность, не сводим к непосредственному взаимодействию ин-дивидов»3.
Через двадцать с лишним лет И.С Кон отмечал, что: «Социализация...процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формировани»4 .
В.В. Павловский применяет термин биосоциализация, рассматривая в качестве самостоятельных видов социализации эйкуменизацию, политизацию и этнокультурную социализацию молодежи5.
Рассмотрев основные подходы к определению социализации, ее роли во включении молодого поколения в социально значимые виды деятельности общества, остановимся на понимании собственно механизмов социализации.
Одним из первых, кто пытался определить эти механизмы, был З. Фрейд. Он выделил социально-психологические механизмы подтверждения - исключения, имитации, запрещения, замещения идентичности. Дж. Мид такими механизмами социализации считал процессы принятия и исполнения роли, обучения ролям.
В научной литературе механизмами социализации считают также:
1. Социальную адаптацию (процесс приспособления индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям и социальным нормам, к условиям жизни различных социальных групп и организаций;
1 Zije T. Pubertät und narzissism Frankfurt a/ Main, 1975.
2 Андреева Г.М. Социальная психология. М.; 1996.
3 Кон И.С. Социология личности. М.; 1967. С. 22.
4 Кон И.С. Социализация.//Философский энциклопедический словарь под ред. С.С. Аверинцева и др. М.; 1989, 2-е изд. С. 603.
5 Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.; 2001. С. 132-240.
129
2. Интериоризацию (процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, способ перевода ценностей в структуру «Я»)1.
Значимыми являются механизмы социальной (социокультурной) идентификации и социальной (ценностно-нормативной) регуляции2.
Важную роль в процессе социализации выполняют такие социокультурные механизмы как традиции, обычаи, новации, которые обеспечивают успешность интеграции индивидов в совокупную жизнедеятельность.
Думается, не в полной мере в научной литературе осмыслен такой социально - психологический феномен как ментальность в качестве механизма идентичности, его роль в успешной социализации индивидов в конкретной социокультурной среде.
Говоря о важности социальной адаптации, как механизма социализации, следует подчеркнуть,
что он по сути представляет собой одновременно и процесс и результат усилий субъекта (индивида, группы), по приспособлению к изменяющимся условиям социальной среды.
Это диалектическое противоречие социальной адаптации порождает, с одной стороны, изменение поведения индивидов под воздействием новой социальной среды, а, с другой стороны, изменение самой окружающей среды под влиянием потребностей и интересов индивидов.
Критерием социальной адаптированности станет способность индивидов к рациональному распределению социальных и культурных ресурсов (собственности, доходов, влияния, престижа, образования и т.д.), которые обеспечат ему более эффективную интеграцию в общество.
1 Артемьев А.И. Социология личности. М.;2001. С. 140.
2 Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. М.; 2003. С.