СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье предлагается к ознакомлению одна из вариаций проведения занятий по инклюзивной физической рекреации, основные проблемы, стоящие перед тренерами-преподавателями по адаптивной физической культере, организующими подобные мероприятия.
Ключевые слова: инклюзивная физическая рекреация, социальная интеграция, дети-инвалиды, агрессивность.
SOCIALIZATION AND REGULATION OF A PSYCHOLOGICAL STATE OF CHILDREN WITH A DISEASE A CEREBRAL PALSY IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF INCLUSIVE EDUCATION
Annotation. In the article authors say about one of variations of carrying out classes in the inclusive physical recreation, the main problems facing adaptive physical education coaches-teachers organizing similar actions is offered to acquaintance. Keywords: inclusive physical recreation, social integration, disabled children, aggression.
По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения на 2014 г. общее количество детей-инвалидов в России составило 580 000 чел. Из них основное общее образование получают только 15,4 %, что показывает нарушение социальных связей и снижение способности общения. Анализируя историю интегрированного образования в России и за рубежом, А.Ю. Юсупова и Ф.Л. Ратнер [8] отмечают, что преимущества интеграционной системы для личностного и когнитивного развития детей с инвалидностью и без можно разбить на следующие подгруппы, неразделимые друг от друга на практике, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества интеграционной системы для личностного и когнитивного развития детей
с инвалидностью и без
Характер преимущества Показатели преимущества интеграционной системы
Социальный Развитие самостоятельности всех детей; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность
Психологический Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности
Медицинский Подражание «здоровому» типу поведения; исключение социальной изоляции детей
Педагогический Рассмотрение развития как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации
© Ерешко Н.Е., Клименко С.В., 2015
УДК 376.2 Н.Е. Ерешко С.В. Клименко
Nadezhda Ereshko Sergey Klimenko
В.П. Кащенко, С.Н. Крюков подчеркнули роль среды в онтогенезе: «если ненормальная, уродливая среда калечит ребенка, создает неудачников, нервных людей, то среда здоровая, приспособленная к особенностям ребенка и желающая считаться с ними способна воспитать и перевоспитать его» [4]. Был приверженцем создания объединенной системы специальной педагогики и педагогики «нормального детства», развития в ней интеграционного подхода и Л.С. Выготский. Ведь спецшкола, по его мнению, заключает обучающегося с инвалидностью в закрытое пространство, адаптированное к его нарушению. Ориентация на здоровых детей должна быть точкой отсчета модернизации специального образования, которое необходимо подчинить общему образованию. Именно Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения [6].
Однако современное интегрированное образования требует заблаговременной подготовки как детей с инвалидностью, так и без нее. Здесь становится важной проблема социализации, увеличения двигательной активности и снижения отрицательного влияния гиподинамии на детей школьного возраста с заболеванием церебральный паралич средствами инклюзивной физической рекреации (ИФР). ИФР - это разновидность физической рекреации (ФР), объединенная с ее адаптивной двигательной рекреацией (АДР). Схематично она отражена на рисунке 1.
Рис. 1. Инклюзивная физическая культура как вид физической рекреации
В.С. Макеева и К.Н. Пружинин выделяют обязательные признаки физической рекреации: двигательная активность; физические упражнения; свободное или специальное выделенное время; культурно-ценностные аспекты; интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты; оптимизирующее влияние на организм; образовательно-воспитательные компоненты; гедонистический характер; научно-методическая база. Они же выделяют следующие аспекты физической рекреации: биологический (оптимизация состояния организма человека); социальный (интеграция людей в социальную общность, обмен социальным опытом); психологический (психические новообразования в результате этой деятельности); образовательно-воспитательный (формирование личности в ее физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии); культурно-аксиологический (культурные ценности, которые усваивает человек, создание новых личностно- общественных ценностей); экономический (средства, организация) [5; 7].
Выделяют три крупных группы общественных функций рекреационной деятельности: медико-биологическую, социально- воспитательную и экономическую. Каждая из этих них соединяется с определенной сферой деятельности людей, но непреодолимых границ между ними нет, поскольку
многие из потребностей общества взаимосвязаны и взаимообусловлены. В качестве одной из функций рекреационной деятельности выделяют развлечение, но не в чистом виде, а в сочетании с занятиями, выполняющими общественно-полезные функции.
Так, технология занятий ИФР, разработанная Н.Е. Ерешко, затрагивает все три указанные функции: социализация и регуляция психологического состояния детей с детским церебральным параличом (ДЦП), помощь здоровым детям в восприятии сверстников с недугом как полноценных членов общества, товарищей по команде; раскрытие спортивного и творческого потенциала каждого занимающегося, создание единой команды с общей целью. В нашей статье под социализацией мы понимаем процесс, взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого индивид адаптируется к внешним условиям, а также формируется как субъект общественных отношений. В этом процессе ребенок с инвалидностью не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает, избирательно относится к внешним воздействиям. Научная новизна статьи заключается в экспериментальной проверке влияния занятий по технологии ИФР на уровень социально значимых и психологических качеств детей с ДЦП.
Анализ специальной литературы показал, что учащиеся с ДЦП характеризуются такими факторами дезадаптации как повышенная утомляемость, сниженный уровень интеллектуальной деятельности, сниженная адаптация к психоэмоциональным нагрузкам.
Искусственные преграды общества и окружающей среды не позволяют детям-инвалидам полностью воспринимать внешнюю среду здоровых сверстников. Специально организованные методики совместных занятий для детей с ДЦП и их здоровыми сверстниками, такие как ИФР, способны подготовить детей с таким диагнозом и их здоровых сверстников к совместному обучению, поскольку позволяют им в полной мере реализовать свои двигательные способности, выполняя задания одновременно со здоровыми детьми. Также создаются условия для полноценного общения детей, взаимопомощи в команде, обучения коммуникативным навыкам с помощью специальных коррекционных и адаптированных упражнений. Такие занятия являются хорошим средством социализации, регуляции психофизического развития детей с церебральным параличом.
В России активно развивается ИФР в общеобразовательных, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, в программах объединенного спорта Специального Олимпийского движения [1].
Целью исследования стала разработка программы социализации и регуляции психологического состояния учащихся с детским церебральным параличом среднего школьного возраста средствами ИФР. Исследование проводилось в г. Подольске, в котором приняли участие 20 детей с церебральным параличом среднего школьного возраста спортивно-оздоровительных групп адаптивной физической культуры (АФК) физкультурно-спортивного клуба инвалидов (МУ ФСКИ) «Корсар-Спорт» и 20 воспитанников патриотического военно-спортивного клуба (ПВСК) «Факел». В рамках исследования была разработана технология ИФР. Интегрированные занятия проводились регулярно в течение года: два раза в неделю продолжительностью по два часа. Имели классическую структуру учебно-тренировочного занятия по физической культуре, состоящую из подготовительной, основной и заключительной части, для которых характерна следующая динамика нагрузки: в подготовительной части (разминка) нагрузка постепенно возрастает и достигает аэробного порога, затем в основной части занятия нагрузка колеблется в виде последовательной смены активных (нагрузочных) и пассивных (активный и пассивный отдых) фаз и в заключительной части происходит снижение нагрузки до исходного состояния.
Технология ИФР соответствовала медико-биологическим требованиям к проведению занятий физической рекреацией: «условия рекреационной деятельности детей должны отличаться разнообразием впечатлений и нагрузок, в среднем и преклонном возрасте нагрузки должны носить равномерный характер и протекать в спокойной эмоциональной обстановке. Таким образом, каждому возраст-
ному периоду должны соответствовать специфические циклы занятий» [7, с. 21]. Занятия строились на принципах АФК и комплексном использовании общеразвивающих упражнений, типичных для подготовительной части тренировочного процесса АРБ (бег в различных направлениях, упражнения на координацию, гибкость и др.), адекватных к исполнению детьми с ОВЗ, спортивных и подвижных игр (футбол большим мячом, регби на коленях, волейбол сидя, жмурки, эстафеты в парах и др.); локальных силовых упражнений на основные мышечные группы (перетягивание каната, перекидывание набивного мяча и др.) с помощью соревновательного и игрового методов. Дети с инвалидностью выполняли задания при поддержке тренера-преподавателя по АФК. Основная часть занятия проходила в раздельных залах - тренировки по профилю у группы АРБ и занятия АФК у детей с ДЦП. Ос-
новная часть занятия в виде адаптивной двигательной рекреации была направлена на коррекцию психофизического состояния детей с ОВЗ: использовались общеразвивающие, специальные и дыхательные упражнения, стретчинг и игровой тренинг. В заключительной части дети объединялись в интегрированные команды, выполняя задания «Веселых стартов», адаптированных под занятия ИФР.
Для подбора психодиагностических методик были разработаны критерии социализации и проявления социальной активности детей с ДЦП: низкий уровень субъективного ощущения одиночества, низкий уровень депрессии и тревожности, адекватная самооценка и высокий уровень эмпатии (сопереживания) и доброжелательности. В психодиагностический комплекс вошли методики, положительно зарекомендовавшие себя в отечественной и зарубежной психологии: тест на определение уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; тест на определение уровня депрессии и уровня тревожности Спилберга-Ханина; уровня самооценки; доброжелательности по шкале Кэмпбелла; тест на исследование уровня эмпатии В.В. Бойко. Тестировались следующие личностные качества детей с церебральным параличом до и после исследования: ощущение одиночества; тревожность; самооценка; уровень доброжелательности; уровень социальной эмпатии.
Уровень депрессивности в группе детей с ДЦП оказался выше, чем среди здоровых детей. Различие по критерию Вилкоксона хорошее, Р=0,71 %. Средний балл самооценки после эксперимента у детей ДЦП - 60,9 баллов, у здоровых детей - 31,6 балла Р=0,00 %. Разница уровня субъективного ощущения одиночества по методике Расселла-Фергюссона внутри интегрированной группы оказалась достоверной Р=0,00 %. Уровень личностной и ситуативной тревожности у детей с ДЦП выше, чем у здоровых. Следовательно, дети с инвалидностью чаще испытывают личностный дискомфорт и беспокойство. По критерию Вилкоксона разница средних показателей по шкале личностная тревожность между детьми с ДЦП и здоровыми детьми оказалась недостоверной Р=21,27 %, по шкале ситуативная тревожность - хорошей Р=0,36 %. Разница средних показателей уровня доброжелательности по шкале Кемпбела детей с ДЦП высокой Р=0,26 %. Способность сопереживания является важной социальной характеристикой личности. Уровень социальной эмпатии по методике В. Бойко среди детей с ДЦП значительно ниже, чем среди здоровых сверстников, разница средних показателей оказалась хорошей Р=0,80 %. По окончании исследования уровень депрессии у детей с ДЦП снизился: у 9 детей выявлено отсутствие депрессии (до исследования - у 3 детей). Легкая депрессия - у 7 детей (до - у 9 детей). Субдепрессивное состояние - у 4 детей (до - у 8 детей). Разница между средними значениями в начале и в конце эксперимента достоверна, Р = 0,33 %. Таким образом, занятия значительно снизили уровень депрессии, что подтверждают и педагогические наблюдения за детьми (повысилось настроение, работоспособность, желание общаться). Адекватная самооценка выявлена после исследования у 14 детей с ДЦП (до - у 8 детей). Заниженная самооценка после эксперимента выявлена у 6 детей (до - у 12 детей). Разница средних значений до и после исследования недостоверна, Р=11,61 %. Уровень субъективного ощущения одиночества детей с ДЦП снизился: низкий уровень у 13 испытуемых, средний - у 7. До исследования низкий уровень был выявлен только у 7 детей, средний - у 5, высокий - у 8. Разница между средними по критерию Вилкоксона достоверная,
Р=0,03 %. Снижение уровня субъективного ощущения одиночества произошло за счет интенсивного общения детей в тренировочной группе, стремления к общей цели, приобретения новых друзей. Педагогическое наблюдение подтверждает данные тестирования: дети стали более раскованными в общении, стали проявлять личностный интерес к своим товарищам. Уровень личностной тревожности у испытуемых снизился в среднем с 42,7 до 39,7 баллов. Разница между средними показателями по критерию Вилкоксона недостоверна, Р = 12,64 %. Уровень ситуативной тревожности также снизился с 48,7 до 40,9 баллов. Разница между средними показателями по критерию Вилкоксона высокая, Р = 0,17 %. Большое влияние имело то, что дети тренировались не индивидуально, а в команде. Уровень доброжелательности у детей с ДЦП в результате занятий по технологии ИФР значительно повысился: высокий уровень доброжелательности выявлен в конце исследования у 4 детей (до - 0 детей), средний уровень - у 10 детей (до - 7 детей), низкий уровень - у 6 детей (до - 13 детей). Повышение уровня доброжелательности произошло за счет общения детей в коллективе, также влияние имели и игровые тренинги, в которых дети осваивали рациональные приемы общения. Разница между средними показателями по критерию Вилкоксона хорошая, Р = 0,44 %. Уровень социальной эмпатии в результате работы по технологии ИФР у детей с ДЦП повысился: низкий уровень социальной эмпа-тии - у 4 детей (до - у 13 детей). Средний уровень - у 9 детей (до - у 7 детей). Высокий - у 7 детей (до исследования - не было). Разница между средними показателями по критерию Вилкоксона достоверная, Р = 0,06 %. Повышение уровня социальной эмпатии свидетельствует о том, что совместные занятия ИФР и участие в спортивных праздниках в составе интегрированной команды, стремление к общим целям, общение, а также игровые тренинги значительно повышают способность к сопереживанию другим людям, к пониманию их чувств и эмоций, что очень важно для повышения уровня социальной интеграции в условиях инклюзивного образования.
На фоне проведенного исследования можно дать следующие рекомендации преподавателю по АФК, работающему в сфере инклюзивного образования с учащимися, которые имеют диагноз ДЦП. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности учащихся: особенностей их эмоционального реагирования, ведущих мотиваций, школьной и социальной зрелости, системы отношений, анализ отклонений в эмоционально-личностной сфере, динамическая диагностика психоэмоционального развития. Изучение неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка и нарушающих процессы его психического развития, формирования характера, семейной и школьной адаптации. В работе с детьми правомерно использовать методы выработки решений, приемы мобилизации личностного ресурса, различные техники преодоления кризисных явлений, деструктивных состояний, развития уверенности в себе и эмоциональной устойчивости, формирования позитивного отношения к себе, собственному дефекту, его последствиям, адекватного отношения к окружающей действительности. Создать систему комплексного психолого-педагогического воздействия на коммуникативную сферу детей с ДЦП: ориентацию на собственные резервы; формирование достиженческой мотивации; повышение самооценки, формирование положительного Я-образа через физическое совершенствование.
Библиографический список
1. Аксенов, А. В. О внедрении инклюзивного образования в практику адаптивного спорта / А. В. Аксенов // II Всероссийская научно-практическая конференция «Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики - Уфа, 2010. - С. 21-23.
2. Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. в 6 т. Т. 5 Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. - М, 1983. с. 34-49.
3. Евсеев, С. П. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев // Теория и организация адаптивной физической культуры. Т. 1/ Под общей ред. С. П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2005. - С. 29-40.
4. Кащенко, В. П. Воспитание и обучение трудных детей : Из опыта санатория-школы доктора В. П. Кащенко / В. П. Кащенко, с. Н. Крюков. - М., [1913]. - 54 с.
5. Макеева, В. С. Теория и методика физической рекреации : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Макеева, В. В. Бойко. - М. : Советский спорт, 2014. - 152 с. - ISBN 978-5-97180710-0.
6. Михайлова, Е. Н. Генезис и развитие коррекционного направления в педагогике / Е. Н. Михайлова // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. - 1998. - Вып. 4. - С. 60-64.
7. Пружинин, К. Н. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования: учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. - Иркутск, 2011. - 120 с.
8. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. - М. : Владос, 2006. - 175 с. - ISBN 5-691-01581-8.