6. Социология управления: стратегии и результаты исследований. -М.: «Канон+» РООН «Реабилитация», 2010. С.88.
7. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. Т. 2. Социальная аналитика. Учение о строении сложных социальных агрегатов. М., 1993. С. 183.
8. Вебер М. Политика как призвание и профессия /Пер. с нем. А Ф.Филиппова, П.П. Гайденко // Вебер М. избранные произведения. М.:Прогресс, 1990. С. 658.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофман - М.: Канон - 1996. - С.15.
10. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Пер. с англ. Т. I., М., 1999. С. 105.
11. Литвинцева Е.А. Институциональная структура государственной гражданской службы. - М.: Изд-во «Проспект», 2010. С. 46.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
УДК 316.3:378
Айвазова Е.С., ст. препод.
Социализация и развитие личности студентов - будущих госслужащих средствами физической культуры
Подготовка специалистов государственной службы, способных решать профессиональные задачи на современном уровне, требует наряду с научно-теоретической подготовкой высокого уровня социальной зрелости
Социальная зрелость формируется и развивается у студентов благодаря целенаправленному воздействию комплекса теоретических и практических занятий, в том числе занятий физической культурой в процессе освоения избранной профессией.
Ключевые слова: социализация, государственные служащие, нравственно-волевая сфера, средства физической культуры.
Существенные и быстро прогрессирующие изменения социально-экономических условий жизни российского общества, переход к рыночной экономике и поиск новых социально-нравственных приоритетов потребовали адекватных изменений в содержании работы высшей школы страны.
В этой связи подготовка специалистов нового типа в сфере государственной службы, органически сочетающих широкий научный кругозор и подлинный профессионализм с высокими нравственноволевыми личностными качествами, стала главной задачей высших учебных заведений этого профиля.
Анализ системы подготовки специалистов государственной службы свидетельствует о том, что наряду с положительными изменениями в содержании учебных планов и программ, насыщением их социально-экономическими, национально-региональными и федеральными компонентами профессиональной подготовки, развитию и коррекции нравственно-волевой сферы будущих специалистов, в процессе обучения в вузе уделяется недостаточное внимание.
Такое положение часто способствует появлению негативных сторон в практической деятельности специалистов государственной службы (коррупции, использования служебного положения в личных целях, отсутствия ответственности за порученное дело и необходимых волевых проявлений при исполнении служебных обязанностей и т.п.) и наносит существенный вред органам государственной службы, снижает авторитет и доверие к их деятельности у народа.
Подготовка специалистов государственной службы, способных решать профессиональные задачи на современном уровне, требует наряду с научно-теоретической подготовкой высокого уровня социальной зрелости [1].
Социальная зрелость, как показала многолетняя практика подготовки специалистов, формируется и развивается у студентов благодаря целенаправленному воздействию комплекса теоретических и практических занятий, в том числе занятий физической культурой в процессе освоения избранной профессией.
Многие годы занятия физической культурой со студентами высших учебных заведений посвящались задачам укрепления их здоровья, физическому развитию и физической подготовленности, а решение задач развития и коррекции нравственно-волевой сферы личности будущего специалиста носило декларативный характер.
Такое положение явилось причиной появления противоречий
между:
- социальной потребностью общества в высококвалифицированных кадрах, особенно в сфере государственной службы и недооценкой их нравственно-волевой подготовленности после окончания учёбы в вузе;
- современными тенденциями в сфере образования, направленными на формирование гармонически развитой личности, сочетающей высокий уровень физической и нравственно-волевой подготовки и существующей вузовской практикой, не в полной мере реализующей их;
- необходимостью целенаправленного развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов вузов в процессе занятий физи-
ческой культурой и отсутствием соответствующих образовательных программ.
Всё это убедило нас в необходимости разработки образовательной программы и соответствующей педагогической технологии, обеспечивающих развитие и коррекцию нравственно-волевой сферы личности будущих специалистов государственной службы, соответствующей необходимому уровню социальной зрелости.
При этом представлялось, что применение на занятиях физической культурой разработанной экспериментальной программы и педагогической технологии развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов академии государственной службы на основе целенаправленного подбора средств физической культуры обеспечит достижения ими необходимого уровня социальной зрелости.
В соответствии с этим необходимо было проанализировать современное состояние проблемы развития и коррекции нравственноволевой сферы студенческой молодёжи в специальной литературе и опыте работы по подготовке специалистов государственной службы; определить основные нравственные и волевые личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности будущего специалиста государственной службы, и на этой основе разработать программу профессионально-прикладной физической подготовки, способствующую развитию и коррекции наиболее необходимых нравственно-волевых качеств личности государственного служащего. Эффективность этой программы следовало определить путём постановки педагогического эксперимента для её использования с целью развития нравственно-волевой сферы при подготовке студентов Академии государственной службы.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа на базе кафедры физического воспитания СКАГС (зав. кафедрой доцент Г.Н. Лесникова) в сотрудничестве с кафедрой теоретических основ физического воспитания ПИ ЮФУ (зав. кафедрой проф. Баршай В.М.).
Первый этап (2006-2007 г.г.) был посвящён изучению современного состояния проблемы развития и коррекции нравственноволевой сферы студенческой молодёжи в доступной нам специальной литературе. Это позволило выявить потребности российского общества в научно-обоснованном устранении причин, вызвавших существование противоречий в рассматриваемой проблеме, проанализировать личные мотивы, стремления, способности студентов к получению специальности государственного служащего и разработать модель и экспериментальную программу развития и коррекции нравственно-
волевой сферы будущего специалиста государственной службы средствами физической культуры.
На втором этапе (2007-2009 г.г.) был проведён констатирующий и формирующий педагогический эксперимент с проверкой рабочей гипотезы, правильности разработанной модели и эффективности опытной программы развития и коррекции нравственно-волевой сферы будущих специалистов государственной службы в процессе учебных занятий физической культурой со студентами 1 -2 курсов факультета «Государственного и муниципального управления» (ГМУ) СКАГС.
Наконец, на третьем этапе (2009-2010 г.г.) была осуществлена обработка результатов исследования путём их анализа и обобщения, коррекции теоретических положений, выводов и практических рекомендаций, велась работа над оформлением диссертации и внедрением результатов исследования в учебно-воспитательный процесс СКАГС.
Полученные результаты исследования убедили в том, что они в своей совокупности позволили успешно решить актуальную проблему развития и коррекции нравственно-волевой сферы будущих специалистов государственной службы средствами физической культуры. Этой уверенности способствовали: разработанная и апробированная модель социальной зрелости и образовательная программа развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов средствами физической культуры; обоснованная педагогическая технология процесса развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов, обеспечивающая необходимый для государственных служащих уровень социальной зрелости; выявленная органическая связь между развитием и коррекцией нравственно-волевой сферы и динамикой повышения уровня физической подготовленности студентов.
Таким образом, было установлено, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические рекомендации создают реальные возможности для целенаправленного управления процессом развития и коррекции нравственно-волевой сферы студентов СКАГС путём использования комплекса средств физической культуры.
Известно, что функционирование органов государственной службы зависит, главным образом, от деловой компетентности работников госслужбы, их социальной зрелости и уровня из нравственноволевой сферы.
В этой связи необходимо осмыслить образ самого государственного служащего, так как в управлении особенно важен человеческий фактор [2]. «...Именно от того, какие люди станут в ближайшее время управлять государством, зависит и тенденция нашего дальнейшего социального движения в целом» [3].
Исходя из того, что профессиональная подготовка государственных служащих включает в себя широкий диапазон деятельности -профессиональные знания, умения и навыки, соответствующие профилю деятельности, новые требования, стоящие перед высшей школой в современных условиях развития российского общества, являются основой для определения перспективных направлений её работы, среди которых подготовка специалистов государственной службы нового типа требует органического сочетания подлинного профессионализма с высоким уровнем их нравственно-волевой сферы.
В последние годы в работах многих авторов (Е.В.Охотского, 1996; В.А. Мальцева, 1995; Г.В.Атаманчука, 1995; В.Г. Игнатова, 1997; А.В.Понеделкова, 1994; А.М. Старостина, 1997) отмечается не достаточно высокий, а порой и низкий уровень нравственно-волевых качеств отдельных специалистов государственной службы, который наносит ей большой нравственный ущерб. По мнению В.Г. Игнатова, «предстоит выработать новые нормативные модели профессионализма, образования, нравственности и т.д. для современного государственного служащего, учитывающие и новые условия управления» [3].
Такая модель, по мнению учёных СКАГС, должна состоять их четырёх основных блоков: профессиональные требования к деятельности и круг обязанностей (функциональные требования); профессиональные знания; профессиональные умения и навыки; профессиональные способности и установки деятельности [4]. Признавая обоснованность содержания этой модели, следует отметить, что в ней основное внимание уделяется профессиональным деловым качествам, без акцентирования необходимости развивать и корректировать личностные качества будущих специалистов, забывая о том, что качества личности госслужащего - это наиболее обобщённые и устойчивые параметры, которые присутствуют во всех видах деятельности данной личности.
Совершенно справедливо утверждение Е.И. Гарбер: «Генезис, структура и динамизм профессиональных способностей тесно связаны с эмоционально-волевой сферой субъекта деятельности, с трудовой мотивацией, социальным статусом.» [5].
Эмоционально-волевая и духовно-нравственная сфера будущих госслужащих заслуживает особого внимания, так как в ней концентрируются, а затем проявляются основные ориентиры политической и профессиональной культуры [6]. Поэтому развитие и коррекция нравственно-волевой сферы будущих госслужащих должны обуславливать весь процесс их профессиональной подготовки.
Растущий в последние годы интерес государственной образовательной политики к возможностям физической культуры определяет её
важность и значимость для реализации задач не только профессиональной подготовки, физического развития и физической подготовленности будущих специалистов, но и задачи совершенствования их нравственно-волевой сферы.
В этом убеждены многие специалисты в области теории личности, общения и деятельности (Рубинштейн С.Л., 1959; Ананьев Б.Г., 1980), теории о физической культуры личности (Бальсевич В.К., 1991; Лубышева Л.И., 1997), технологии формирования личности (Соловьёв Г.М., 2002), социологии образования и культуры (Барулин В.С., 1999; Запесоцкий А.С., 2006), теории и методики физической культуры (Виленский М.Я., 1994; Лукьяненко В.П., 2009; Павлов И.Б., 2003), ими подчёркивается роль и значение физической культуры в формировании личности человека.
В этой связи необходимо готовить студента к будущей профессии усиливая внимание на развитие нравственных и волевых качеств, которые в любой ситуации создают основу для решения жизненных проблем и конфликтов [7].
Профессиональная подготовка в вузе это процесс активного целенаправленного «переустройства» духовного мира личности. Осуществляется он через функционирование двух взаимосвязанных процессов: обучения и воспитания. Нет сомнения, что развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к подбору содержания образования, в том числе и по дисциплине «Физическая культура».
Средства физической культуры должны широко использоваться в процессе вузовского образования молодёжи для формирования готовности управлять производственными процессами, трудовыми коллективами и развитием общества в целом.
Физическая культура личности как результат воспитания и профессиональной подготовки проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности. Она предстаёт в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.
Как известно, личность формируется в процессе общественной жизни: в учёбе, труде, в общении с людьми, и в том числе в процессе занятий физической культурой и спортом. Физическая культура и спорт способствуют всестороннему развитию личности человека, позитивно развивая нравственно-волевую сферу личности. Занятия физической культурой и спортом связаны с большими физическими и нрав-
ственно-волевыми нагрузками. Быстро меняющиеся двигательные ситуации, подчинение своих интересов интересам коллектива, уважительное отношение и неукоснительное выполнение определённых требований и правил выполнения физических упражнений содействуют развитию у занимающихся физической культурой таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка и дисциплинированность, то есть таких нравственно-волевых качеств, которые необходимы государственным служащим. Эта особенность занятий физической культурой и спортом создаёт благоприятные условия для широкого использования средств физической культуры в целях развития и коррекции нравственноволевой сферы будущих работников государственной службы.
Физическая культура в вузе как учебная дисциплина является одним из компонентов целостного развития личности студента, развития его общей культуры и профессиональной подготовки на протяжении всего периода обучения в вузе [8].
Физкультурная деятельность не ограничивается лишь развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью [9].
В течение многих лет в теории и практике физического воспитания преобладало стремление с помощью физических упражнений развивать только физические возможности людей и тем самым добиваться укрепления их здоровья и повышения физической подготовленности людей к жизни. При этом признание важности физического воспитания для развития духовной сферы людей, их нравственно-волевых качеств носило декларативный характер, а двигательная подготовленность (сила, быстрота, гибкость и другие качества) являлась основным критерием эффективности этой работы [10].
Вместе с тем, задачи выполнения физических упражнений следует рассматривать не только как основное специфическое средство физического воспитания, но и как метод, важнейшим признаком которого является упражняемость, направленная на обучение и совершенствование двигательных действий и развитие физических способностей человека, а также на развитие и коррекцию нравственно-волевой сферы. Время обучения в вузе является наиболее удобным и перспективным для реализации этих задач, так как занятия физической культурой студентов вуза носят систематический характер, и содержание их может быть успешно использовано с целью развития и коррекции нравственно-волевой сферы занимающихся в совокупности с повышением физической подготовленности. Поэтому проблему взаимосвязи социализации и образования в вузе следует рассматривать в неразрыв-
ном единстве физического (телесного) и духовного (социального) совершенствования студентов.
Такой подход к реализации образовательных задач в вузе обеспечивает целенаправленное использование средств физической культуры, оказывает прямое воспитательное воздействие на личность каждого студента, формируя нравственное сознание, взгляды и нормы поведения, а также такие морально-волевые качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, коммуникабельность, активная жизненная позиция.
Весомый вклад физическое воспитание вносит в развитие моральных качеств личности и является стержневым элементом всей системы воспитательных воздействий. Специфику и содержание нравственности как формы общественного сознания составляют категории этики - добро, честь, совесть, справедливость, долг, ответственность. Одним из основных критериев нравственного поведения служит проявление нравственных качеств на практике (во время учебных занятий, тренировок, спортивных соревнований и т.д.).
Так, необходимость неукоснительного выполнения правил соревнований, следование принципам "Фэйр Плэй" (честная игра) в процессе подготовки и участия в соревнованиях способствует формированию нравственно-этических принципов и навыков поведения.
В содержании нравственного воспитания, как составной части физического воспитания, можно выделить две неразрывно связанные стороны: воздействие на развитие нравственного сознания, нравственных чувств и норм поведения; воспитание морально-волевых качеств как постоянных черт характера.
В арсенале процесса физического воспитания имеется большой перечень методов и специальных способов воздействия на формирование личности, которые способствуют развитию и коррекции нравственно-волевых качеств студентов, помогают приобретению знаний о нравственном поведении, правильной организации личной жизни и трудовой деятельности.
При этом особое место занимают наглядный пример нравственного поведения педагога и обоснованные методы убеждения, с помощью которых можно достичь большого эффекта в нравственном воспитании студентов.
В результате использования способов воздействия физической культуры и спорта у студента появляется возможность:
- уточнить личные мотивы осуществления процесса самосовершенствования;
- осознать личные потребности и интересы в физкультурной деятельности и определить пути их удовлетворения;
- на каждом учебном занятии стараться выбрать информацию, полезную для организации самостоятельной работы;
- учиться закалять свой характер с помощью средств физической культуры, вырабатывать постоянную готовность к решению сложных жизненных задач;
- стремиться к углублению специальных знаний из области физической культуры, физиологии, анатомии, психологии, валеологии и др.
Осознание нравственных ценностей здорового образа жизни позволяет развивать основные черты личности и оценивать их важность. При этом формируется сознательная установка к реализации нравственного поведения. Для создания системы привычек и навыков нравственного поведения необходимо многократное повторение положительно оцениваемых поступков в конкретных условиях деятельности. Проверку прочности освоения студентами нравственного опыта удобно сочетать с контролем уровня их физической подготовленности и участием в спортивных соревнованиях и физкультурнооздоровительных мероприятиях.
Развивая и корректируя нравственно-волевую сферу студентов на занятиях физической культурой и в спортивных секциях, преподаватель должен учитывать вероятность многостороннего влияния на воспитание студентов семьи и окружающей среды (друзья, СМИ и т.д.). Не всегда студенты самостоятельно переносят внушаемые им нормы поведения в вузе на бытовые ситуации. Поэтому педагогическое влияние занятий физической культурой должны базироваться и восприниматься ими как единые нормы поведения в любых ситуациях в быту, в институте, на соревнованиях и т.д. [11].
Базовые нравственные качества такие, как чувство долга и ответственности способствуют проявлению других - настойчивости, сознательности, активности, и могут помочь студентам с помощью занятий физической культурой осознать, что их здоровье, личностные качества являются не только их личным делом, а ценностью и достоянием общества, обеспечивающими высокую производительность труда; признать важность и значимость физической культуры как общеобразовательного предмета; выполнять различные поручения преподавателя физической культуры: подготовка и уборка инвентаря к занятиям, оказание помощи в проведении урока в качестве групповода, судействе внутривузовских соревнований, помощь в подготовке спортивного вечера; участвовать в соревнованиях за честь факультета, вуза, области, страны и т.д. [11].
Большое значение для развития и коррекции нравственноволевой сферы и социализации студентов имеет оценка текущей успеваемости и повседневного отношения к занятиям, оповещение о результатах различных соревнований, в которых участвовал вуз, особенно отмечая вклад конкретных студентов в общий успех.
Задача преподавателя физического воспитания заключается в использовании всего педагогического арсенала, с целью научить студентов сдерживать свои инстинктивные побуждения, если они противоречат принципам нравственности или идут вразрез с интересами и целями коллектива.
В настоящее время ухудшение состояния здоровья, снижение уровня физической подготовленности и нравственно-волевой сферы студентов подчёркивает необходимость изменения существующего традиционного подхода к преподаванию физической культуры в вузах, акцентируя внимание на подготовку молодёжи к будущей профессии на основе развития нравственных и волевых качеств. Сознавая, что физическая культура является одним из основных средств педагогической коррекции личности молодого человека, нужно, используя средства физической культуры и спорта, развивать и корректировать нравственно-волевую сферу студентов, тем самым повышая их уровень социальной зрелости.
Литература
1. Мальцев В.А. Государственный служащий нового типа. - М.Н. Новгород, 1995. С. 185.
2. Игнатов В.Г., Кузнецов С.Г., Рудой В.В. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: учебно-методический комплекс дистанционного обучения / Под общ. ред. Проф. В.М. Попова, Ростов-на-Дону, 2008, стр. 309-310.
3. Игнатов В.Г., Майборода С.О., Понеделков А.В., Старостин А.М. Государственный служащий современной России: социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций: Региональный уровень. Ростов н/Д. 1997. С. 3, 89, 94-95
4. Игнатов В.Г., Сулемов В.А., Радченко А.И., Ивлев И.А., Беклеми-щев Е.П., Огарев А.В., Понеделков А.В. Кадровое обеспечение государственной службы. Ростов-на-Дону.,1994, с. 87-103;
5. Гарбер Е.И. Методы диагностики профессиональных способностей. Сб. науч. Тр. Прикладные проблемы психологии личности. Саратов, 1985. -С. 63
6. Simon Herbert A. The New Siense of Management Decision, Harper. New York, 1960., p.2
7. Байер Е.А. Коррекция развития нравственно-волевой сферы подростков средствами физической культуры: Дис. канд.пед.наук. - Тула. 2000. -16-17 с.
8. Шилько В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов.// Теория и практика физической культуры. -2002. - №9. - С.50
9. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №7. - С. 37-41
10. Павлов И.Б., Кабанов С.В. К вопросу развития нравственноволевой сферы юных боксёров в процессе начальной подготовки. «Наука и образование». 2003, №3. Ростов-на-Дону
11. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание». - М.: Просвещение, 1987. С. 133-137
УДК 316.3:352
Иванова А.А., к. полит. н.
Социальный ресурс местного самоуправления в сельских поселениях
В статье рассматривается современное состояние местного самоуправления в сельских поселениях на основе факторного анализа социальной составляющей их ресурсного обеспечения. Анализ результатов выборочного социологического опроса населения сельских поселений Ростовской области позволил определить их основные социально-демографические характеристики и особенности социального позиционирования.
Ключевые слова и словосочетания: местное самоуправление, сельские поселения, социальный ресурс, социальное позиционирование, социальнодемографические характеристики.
Современная российская муниципальная реформа направлена на обеспечение условий для устойчивого и комплексного развития муниципальных образований в территориальном аспекте. Данная концепция вполне обусловлена политическим, экономическим, социальным и социокультурным многообразием, богатым, но разным историческим опытом, которым обладают отдельные территории нашей страны.
Среди разных видов муниципальных образований обращают на себя внимание сельские поселения ввиду неоднозначности протекающих в них социальных и экономических процессов и, как результат, -особой сложности складывающиеся в них ситуации. Противоречивый