УДК 796-056.266(571.122)
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-60-64
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
© Лидия Егоровна САВИНЫХ
БУ ВО «Сургутский государственный университет» 628400, Российская Федерация, г. Сургут, ул. Ленина, 1 E-mail: [email protected]
Аннотация. В практике работы Муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Нижневартовск «Детско-юношеская спортивная школа» разработана и внедрена программа социализации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта. Целью исследования является изучение аспектов социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп средствами физической культуры и спорта. Организация содержательного досуга и создание условий для социализации детей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях детско-юношеской спортивной школы создает предпосылки по расширению у детей с ограниченными возможностями основ знаний сферы физической культуры и спорта, позволяет включать детей в активную двигательную деятельность.
Ключевые слова: социализация; дети с ограниченными возможностями из различных нозологических групп; физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия
За последнее десятилетие число детей-инвалидов в России увеличилось более чем в 2 раза [1]. За период с 1999 по 2001 г. увеличилось количество детей до 14 лет, страдающих болезнями: костно-мышечной системы -на 53,6 %; эндокринной системы - на 45,6 %; врожденными аномалиями - на 41,8 % [2]. Вместе с тем сложившаяся ситуация в состоянии здоровья детей вызвана недооценкой значения и социальной роли физической культуры и спорта в жизни ребенка [3].
Успешно исправлять сложившуюся ситуацию позволяет новый технологический подход - антропоцентрический, когда в человеке отмечается психо-сомато-физиологи-ческое единство, иными словами медико-социальная реабилитация, ориентирующая человека на активную борьбу за собственную жизнь и здоровье [4].
Использование физкультурно-спортивной деятельности в рамках социализации заключается в создании возможности передачи позитивного социального опыта, опыта социально-позитивного общения без видимого воспитательного воздействия педагога на детей [5].
При этом важным выступает возможность приобщения детей к трудовой деятельности в игровой форме, поскольку занятия физическими упражнениями носят по суще-
ству именно трудовой характер, вследствие чего формируется способность ребенка к концентрации усилий и тем самым воспитанию воли [6].
Игровая форма и соревновательный характер физкультурно-спортивной деятельности помогают решить и такую важную для ресоциализации субъекта проблему, как самоутверждение его как личности [7].
Самоутверждение в позитивной в социальном плане форме помогает преодолеть такой негативный фактор для процесса социальной реадаптации, как нахождение в относительной изоляции, в состоянии «отрешенности» при отношениях с ближайшим окружением [8].
Следовательно, применение физкультурно-оздоровительных средств и методов приобретает на сегодняшний день особое социальное значение как в рамках оздоровления подрастающего поколения, так и для приспособления инвалидов к жизни в обществе, что и определяет актуальность данного исследования.
Целью настоящей работы явилось изучение влияния физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на социализацию детей с ограниченными возможностями, отнесенными к разным нозологическим группам.
2018. Т. 23, № 172
На базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования (МАУДО) г. Нижневартовск «Детско-юношеская спортивная школа» (ДЮСШ) на протяжении 2015/2016 учебного года внедрялась программа социализации детей с ограниченными возможностями различных нозологических групп средствами физической культуры и спорта. Дети по состоянию здоровья относились к разным нозологическим группам: поражение опорно-двигательного аппарата (9 детей); нарушение зрения (1); нарушение слуха (5). В соответствии с данной программой социализации проведен цикл мероприятий, содержащий лекции на темы: «Здоровый образ жизни», «Двигательная активность детей с ограниченными возможностями (с учетом нозологической группы)», «Варианты досуга особенных детей (с учетом нозологической группы)»; «круглые столы» с проблематикой «Мы очень разные, но мы вместе», «Размышления о будущем», «Знаменитые люди спортсмены-паралимпий-цы»; мастер-классы, на которых одновременно с детьми участвовали и их законные представители, совместно осваивали основы различных видов двигательной активности, в частности разучивали «сидячие танцы» (для детей различных нозологических групп), «Спортивные и подвижные игры» [9], «Виды и формы физкультурных занятий особенных детей в домашних условиях».
При реализации программы по социализации детей с ограниченными возможностями проведены два крупных мероприятия -спортивно-массовое «В гостях у Олимпийского мишки» и физкультурно-оздоровительное «Зарядка с чемпионом», в проведении которых кроме детей с ограниченными возможностями привлекались школьники близлежащих образовательных учреждений (всего около 80-ти учащихся 5-7-х классов). Из числа участников на программных мероприятиях присутствовали 43 % девочек и 57 % мальчиков. При этом дети представляли разновозрастные группы; так, 42 % - дети 10-11 лет, 34 % - 12-13 лет и 24 % - дети от 13 лет и старше. При этом в каждом из проведенных мероприятий участвовали не менее 15 детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья в возрасте от 10 до 14 лет, и их законные представители - 26 человек (38 % мам и пап и 24 % опекунов данных детей).
Таким образом, участниками программы социализации стали более 100 человек.
Педагогический эксперимент заключался во внедрении в практику работы МАУДО г. Нижневартовск «ДЮСШ» программы социализации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Программой социализации предусматривалась реализация содержания сценариев мероприятий. Финалом внедрения программы стали спортивные праздники, после которых проводился опрос в виде анкетирования. Анкета включала 12 вопросов и была направлена на изучение аспектов социализации детей с ограниченными возможностями в рамках разработанной нами программы.
В результате анкетного опроса представителей детей с ограниченными возможностями нами установлено, что 44 % опрошенных узнали о данных мероприятиях в МАУДО г. Нижневартовск «ДЮСШ». О программе по социализации 27 % респондентов проинформировали социальные службы. От друзей ребенка о мероприятиях получили информацию 29 % опрошенных.
В результате опроса выявлено, что многие из детей, несмотря на свой недуг, получают образование в специализированных школах города, а также есть те, кто находится на домашнем обучении - в общей сложности эти две категории составили 62 % детей. Находятся дома и не получают образования 38 % опрошенных детей. Отвечая на вопрос «Понравилось ли Вам быть с чемпионом», мы получили положительные ответы. А именно, все 100 % родителей и родственников детей ответили «Да», подчеркнув при этом высокий уровень организации мероприятий, профессионализм и умение педагогов и тренеров работать с данной категорией детей. Большинство участников мероприятий проявляли активность, это подтвердили 95 % респондентов. Следовательно, интерес детей к мероприятиям выше, чем их ограничительные возможности.
Мероприятия, направленные на социализацию детей-инвалидов, нужно обязательно проводить, так считают 100 % опрошенных, при этом подчеркивают, что проводить необходимо систематически или с равной периодизацией. Важно отметить, что 98 % опрошенных отметили положительное влияние данной программы на детей с ограниченными
возможностями. В результате дети становятся более открытыми, общительными и доброжелательными, раскрепощаются, начинают общаться между собой и со сверстниками.
На вопрос «Понравились ли Вам мероприятия «В гостях у Олимпийского Мишки» и «Зарядка с чемпионом»» получено 100 % положительных ответов. При этом высокий уровень организации мероприятий, профессионализм и умение педагогов и тренеров работать с данной категорией детей отметили 98 % опрошенных. Большинство, то есть 95 % респондентов, подтвердили высокую активность детей на мероприятиях, и тот интерес, который они проявляли к мероприятиям выше, чем их ограничительные возможности.
В целях социализации ребенка многие родители посещают с детьми театры, кинотеатры, культурные мероприятия, это отметили 19 % из числа опрошенных. В то же время 95 % респондентов отметили более высокую эффективность средств физической культуры и спорта в социализации детей с ограничениями в здоровье. Желание посещать с детьми данное учреждение по окончании программы выразили 43 % родителей, при этом они отметили, что отдают предпочтение активным занятиям физическими упражнениями в организованной форме.
Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают высокую эффективность разработанной нами программы по социализации с ограниченными возможностями детей различных нозологических групп.
Таким образом, благодаря реализованной программе социализации детей с ограниченными возможностями различных нозологических групп в МАУДО г. Нижневартовск «ДЮСШ» несколько детей в возрасте 10-12 лет (отделение АФК) стали заниматься физической культурой и спортом на постоянной основе. Многие участники программы из числа детей с ограничениями по здоровью стали посещать нашу спортивную базу для активных групповых и индивидуальных занятий физическими упражнениями.
Проведенное исследование позволяет рекомендовать программу, основанную на физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, как одно из эффективных средств социализации детей с ограниченными возможностями разных нозологических групп.
Список литературы
1. Гришина Л.П. и др. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970-1999 гг. и его прогноз до 2015 г. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2001. № 2. С. 5.
2. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 429 с.
3. Безруков М.П. Потенциал физической культуры в формировании социальной защищенности населения. М., 1999. 134 с.
4. Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. М.: Госкомспорт РФ по физической культуре и спорту, Центр развития спартианской культуры, 2011. 335 с.
5. Матуг Фатхе Н.С., Пономарчук В.А. Роль физической культуры в обеспечении качества жизни лиц с ограниченными возможностями в Ливии // Ученые записки: сб. рец. науч. тр. БГУФК. Минск: БГУФК, 2009. Вып. 12. С. 307-316.
6. Куршакова Е.А. Рекомендации здоровым детям, общающимся с детьми с ограниченными возможностями // Классный руководитель. 2005. № 6. С. 67.
7. Шоо М. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2003. 112 с.
8. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995. 121 с.
9. Иванова Н.Н. Социальные подходы к социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 35-36.
Поступила в редакцию 29.11.2017 г. Отрецензирована 18.12.2017 г. Принята в печать 20.02.2018 г.
2018. Т. 23, № 172
Информация об авторе
Савиных Лидия Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры. Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Савиных Л.Е. Социализация детей с ограниченными возможностями различных нозологических групп средствами физической культуры и спорта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 60-64. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-60-64.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-60-64
SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF VARIOUS NOSOLOGICAL GROUPS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Lidiya Egorovna SAVINYKH
Surgut State University 1 Lenin St., Surgut 628400, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. Developed and implemented in practice of work of Nizhnevartovsk Municipal Autonomous Extended Education Institution "Youth Sports School" program socialization of children with disabilities by means of physical culture and sports. The aim of the study is to examine aspects of social adaptation of persons with disabilities of different nosological groups by means of physical culture and sports. Organization of leisure and the creation of conditions for the socialization of children in the process of sports and recreational activities in conditions of "Youth Sports School" creates preconditions to increase in children with disabilities and their legal representatives have the foundations of knowledge from the sphere of physical culture and sports, allows to engage in active motor activity.
Keywords: socialization; children with disabilities are different nosological groups; health and fitness and sports events
References
1. Grishina L.P. et al. Analiz invalidnosti v Rossiyskoy Federatsii za 1970-1999 gg. i ego prognoz do 2015 g. [The analysis of disability in the Russian Federation for 1970-1999 and its forecast until 2015]. Mediko-sotsial'naya ekspertiza i reabilitatsiya - Medico-Social Expert Evaluation and Rehabilitation, 2001, no. 2, p. 5. (In Russian).
2. Golikov N.A. Rebenok-invalid: obuchenie, razvitie, ozdorovlenie. Deti s osoboy missiey [Child-Invalid: Training, Development, Improvement. Children with a Special Mission.]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2015, 429 p. (In Russian).
3. Bezrukov M.P. Potentsialfizicheskoy kul'tury v formirovanii sotsial'noy zashchishchennosti naseleniya [The Potential of Physical Culture in the Formation of Social Security of the Population]. Moscow, 1999, 134 p. (In Russian).
4. Stolyarov V.I. Innovatsionnaya spartianskaya tekhnologiya dukhovnogo i fizicheskogo ozdorovleniya detey i molodezhi [Innovative Spartian Technology of Spiritual and Physical Recovery of Children and Youth]. Moscow, Goskomsport of the Russian Federation for Physical Culture and Sports, Center for the Development of the Spartian Culture, 2011, 335 p. (In Russian).
5. Matug Fatkhe N.S., Ponomarchuk V.A. Rol' fizicheskoy kul'tury v obespechenii kachestva zhizni lits s ogranichennymi vozmozhnostyami v Livii [The role of physical culture in ensuring the quality of life of persons with disabilities in Libya]. Sbornik retsenziruemykh nauchnykh trudov Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury «Uchenye zapiski» [Collection of Retention of Scientific Works of the Belarusian State University of Physical Culture "Uchenye Zapiski"]. Minsk, Belarusian State University of Physical Culture Publ., 2009, no. 12, pp. 307-316. (In Russian).
6. Kurshakova E.A. Rekomendatsii zdorovym detyam, obshchayushchimsya s det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami [Recommendations for healthy children communicating with children with disabilities]. Klassnyy rukovoditel'- Classroom Teacher, 2005, no. 6, p. 67. (In Russian).
7. Shoo M. Sportivnye i podvizhnye igry dlya detey i podrostkov s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Sports and Outdoor Games for Children and Adolescents with Musculoskeletal Disorders]. Moscow, Akademiya Publ., 2003, 112 p. (In Russian).
8. Yudin V.P. Sotsial'naya zashchita: ponyatie, sushchnost', granitsy [Social Protection: Concept, Essence, Boundaries]. Kazan, 1995, 121 p. (In Russian).
9. Ivanova N.N. Sotsial'nye podkhody k sotsial'noy adaptatsii i reabilitatsii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Social approaches to social adaptation and rehabilitation of children with disabilities]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya - Socio-Humanitarian Knowledge, 2003, no. 4, pp. 35-36. (In Russian).
Received 29 November 2017 Reviewed 18 December 2017 Accepted for press 20 February 2018
Information about the author
Savinykh Lidiya Egorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory of Physical Culture Department. Surgut State University, Surgut, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Savinykh L.E. Sotsializatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami razlichnykh nozologicheskikh grupp sredstvami fizicheskoy kul'tury i sporta [Socialization of children with disabilities of various nosological groups by means of physical culture and sports]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 60-64. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-60-64. (In Russian, Abstr. in Engl.).