Научная статья на тему 'Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников'

Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1233
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ / РЫНОК ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION BEYOND THE CLASSROOM / EXTRA-SCHOOL EDUCATION / SOCIALIZATION OF SCHOOL STUDENTS / ACCESSIBILITY OF SERVICES / EXTRA-SCHOOL EDUCATION MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванюшина Валерия Александровна, Александров Даниил Александрович

Представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социальнопсихологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тыс. анкет школьников из нескольких регионов России) проанализированы охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; наиболее популярные виды занятий для тех или иных возрастных групп; возрастной диапазон, в котором дети наиболее активно вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий. Показано, что занятия структурированной внеклассной деятельностью, в отличие от неструктурированной, коррелируют с высокой самооценкой (как общей, так и академической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванюшина Валерия Александровна, Александров Даниил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization Through Informal Education: Extracurricular Activities of Russian School Students

The paper presents results of a large-scale research on the scope of services in extracurricular and extra-school education and on assessment of the potential role of education beyond the classroom and informal education in solving children socialization issues. The research was carried out through questioning students as consumers of education services. A new instrument was developed and tested to allow for a detailed description of various aspects of extracurricular activities and their correlation with studies and social and psychological characteristics of students. An extensive statistic material (over 6,000 questionnaires filled out by students from several regions of Russia) was used to analyze the degree of engagement in out-of-class activities among children of different age; the activities that are more popular for specific age groups; the age range when children are most engaged in such activities; the reasons for non-participation in extracurricular activities; the infrastructure of education beyond the classroom; the relative frequency of structured and non-structured classes; the correlation between out-of-class activities and development of self-esteem, feeling of community, and satisfaction. Ageand gender-related profiles of various classes are described. It appears that structured extracurricular activities, unlike unstructured ones, correlate with higher self-esteem (both overall and academic), stronger sense of belonging, and better satisfaction with school.

Текст научной работы на тему «Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников»

Социализация через неформальное образование:

внеклассная деятельность российских школьников

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров

Статья поступила в редакцию в мае 2014 г.

Иванюшина

Валерия Александровна

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). E-mail: [email protected] Александров Даниил Александрович кандидат исторических наук, заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки». E-mail: dalexandrov@ hse.ru

Адрес: Санкт-Петербург, 190008, ул. Союза печатников, 16.

Аннотация. Представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социально-

психологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тыс. анкет школьников из нескольких регионов России) проанализированы охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; наиболее популярные виды занятий для тех или иных возрастных групп; возрастной диапазон, в котором дети наиболее активно вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий. Показано, что занятия структурированной внеклассной деятельностью, в отличие от неструктурированной, коррелируют с высокой самооценкой (как общей, так и академической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой. Ключевые слова: дополнительное образование, внешкольное образование, социализация школьников, доступность услуг, рынок внешкольного образования.

Внеклассные занятия, или дополнительное образование, являются мощным ресурсом развития личности и социальных компетенций детей и подростков. В государственной программе «Развитие образования», принятой в 2012 г., развитию допол-

174

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

нительного образования детей посвящен специальный раздел. В нем ставятся задачи увеличения охвата детей программами дополнительного образования с целью их позитивной социализации, обеспечения равных возможностей для всех детей независимо от уровня дохода семьи, создания современной инфраструктуры неформального образования.

Доступны актуальные данные об учреждениях дополнительного образования детей (УДОД), полученные в ходе Мониторинга экономики образования по результатам анкетирования 400 руководителей УДОД [Учреждения дополнительного образования детей...]. Однако сколько-нибудь масштабных исследований собственно внеучебной деятельности детей и подростков в России до сих пор не проводилось. Наше исследование основано на широкомасштабном опросе потребителей данных услуг, т. е. школьников, об их участии во внеклассной деятельности.

Актуальность проведения данного исследования продиктована необходимостью получить надежные и достаточно масштабные эмпирические данные, на основе которых можно сформулировать рекомендации по совершенствованию и развитию внешкольной деятельности учащихся. Такие рекомендации необходимы для проектирования модернизации системы образования в России.

В исследовании поставлены следующие задачи: 1) оценить охват учащихся дополнительным образованием с учетом возраста, пола и места жительства; 2) выявить наиболее популярные и востребованные виды внеклассных занятий; 3) проанализировать степень соответствия между потребностями школьников во внешкольной деятельности и доступностью таких занятий, т. е. предложением разных видов внешкольной деятельности в разных городах России; 4) выяснить причины неучастия школьников во внеклассных занятиях; 5) оценить соотношение между структурированной и неструктурированной внеклассной деятельностью;

6) установить наличие связи между внеклассной деятельностью и рядом социально-психологических характеристик (чувство принадлежности к школе, чувство удовлетворенности школой, общая самооценка, физическая и академическая самооценка).

Влияние внешкольных занятий на развитие детей и подростков подтверждается многочисленными исследованиями, выполненными преимущественно зарубежными учеными, в частности Жаклин Экклз (Jacquelynne Eccles), Бонни Барбер (Bonnie Barber), Ридом Ларсоном (Reed Larson), Джозефом Махони (Joseph L. Mahoney). Большой вклад в развитие теории внесла американский социолог детства Аннет Ларо (Annette Lareau). Исследователи разделяют внеурочную деятельность (extracurricular activity) на структурированную и неструктурированную. К структурированным относятся все виды занятий, которые проходят по расписанию, под руководством опытных взрослых; как пра-

http://vo.hse.ru

175

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вило, такие занятия имеют своей целью развитие каких-то специфических умений или способностей. Неструктурированные занятия не имеют ни расписания, ни руководителя, ни четко очерченной группы участников: подростки могут играть в футбол во дворе, кататься на велосипедах или просто вместе проводить время в дворовых клубах.

Во многих странах внешкольная деятельность распространена очень широко. Так, по данным Д. Махони [Mahoney, Schweder, Stattin, 2002], в Швеции около 75% школьников в возрасте 14 лет вовлечены в структурированную внешкольную деятельность; в Австралии этот показатель среди школьников 12-16 лет достигает 91% [Blomfield, Barber, 2009].

Внешкольная деятельность, особенно структурированная, представляет собой особую среду социализации и создает условия для приобретения различных социальных навыков, которые не всегда могут быть развиты в ходе обучения в школе [Feldman, Matjasko, 2005]. Среди наиболее важных навыков, формирующихся, в частности, во внешкольной деятельности, Д. Хансен с соавторами выделяют тайм-менеджмент, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, умение налаживать отношения и взаимодействовать со взрослыми, умение работать в команде [Hansen, Larson, Dworkin, 2003; Hansen, Skorupski, Arrington, 2010].

В Советском Союзе существовала развитая система дополнительного образования; ее инфраструктура включала спортивные, художественные, музыкальные школы, дома и дворцы пионеров, клубы и дворцы культуры. Большая часть кружков и секций была бесплатной. Посещение различных кружков и секций школьниками в нашей стране представляет собой культурную традицию; эта практика до сих пор широко распространена. Однако применительно к современной России отсутствуют данные о том, каков охват детей внешкольной деятельностью, в каких учреждениях происходит эта деятельность, каково соотношение платных и бесплатных занятий, насколько те или иные занятия доступны группам населения, различающимся местом проживания или социально-экономическим статусом.

Настоящее исследование частично восполняет этот пробел. Сбор эмпирических данных проводился методом анкетного опроса школьников 9-х классов, живущих в населенных пунктах разного типа, включая мегаполис, средние и малые города, в также сельские поселения, обучающихся в разных школах (крупных и малых, благополучных и неблагополучных), воспитывающихся в разных семьях.

Дизайн Опрос школьников проводился в четырех регионах РФ (Санкт-исследования Петербург, Ленинградская область, Псковская область, Томская область), в населенных пунктах разного типа: мегаполис

176

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Таблица 1. Выборка школ и количество анкет по населенным пунктам

Населенный пункт Количество школ Количество анкет школьников

в населенном пункте в выборке

Санкт-Петербург 700 100 3932

Томск 90 25 1275

Псков 25 15 772

Малый город 1 (Ленинградская обл.) 8 8 352

Малый город 2 (Ленинградская обл.) 6 6 378

Малый город 3 (Томская обл.) 4 4 140

Поселок 1 (Томская обл.) 1 1 33

Поселок 2 (Ленинградская обл.) 1 1 55

Поселок 3 (Ленинградская обл.) 1 1 17

Поселок 4 (Ленинградская обл.) 1 1 38

ИТОГО 162 6992

(Санкт-Петербург), средние города (Томск и Псков), малые города и поселки. В мегаполисах и средних городах осуществлялась стратифицированная рандомизированная выборка школ с пропорциональным отбором школ повышенного уровня и общеобразовательных. Таким образом, доля школ повышенного уровня в выборке соответствовала таковой в генеральной совокупности. В малых городах и поселках опросы школ были сплошными. Общее количество школ, в которых проводились опросы, и количество опрошенных школьников отражено в табл. 1.

В школах, попавших в выборку, опрашивались все ученики параллели 9-х классов. Специально разработанная для этого исследования анкета включала несколько блоков вопросов. Большая часть анкеты была посвящена разным аспектам внешкольной деятельности. Школьникам предъявлялся список возможных видов деятельности, всего 45 разновидностей: разные спортивные занятия, художественное творчество (музыка, танцы, изобразительное искусство), научно-технические кружки, прочие занятия (рукоделие и т. п.). Участникам опроса предлагалось отметить, в каком классе и сколько часов в неделю они занимались тем или иным видом внеурочной деятельности и где проходили занятия: в школе, клубе, дворце культуры, дворце творчества и т. д. Ряд вопросов был посвящен тому, чем бы еще школьник хотел заниматься, но не имеет возможности, каковы причины его неучастия во внеклассной деятельности. В анкету также были включены блоки вопросов для измерения социально-психоло-

http://vo.hse.ru

177

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

гических характеристик: общей самооценки, академической самооценки, спортивной самооценки; чувства удовлетворенности школой и принадлежности к школе. Для измерения социальных навыков, развитию которых способствуют те или иные внеклассные занятия, в анкету был включен переведенный на русский язык опросник YES (Youth Experience Studies), разработанный американскими социологами [Hansen, Larson, 2002]. Кроме того, школьников спрашивали об их школьных оценках, образовательных и карьерных планах. Социально-демографический блок включал вопросы об образовании и работе родителей, их родном языке, миграционной истории.

Опрос проходил во время уроков; заполнение анкеты занимало от 25 до 45 минут. Анкетный опрос позволил получить достаточные количественные данные для применения статистических процедур анализа.

Первоначальный анализ данных проводился для каждого населенного пункта в отдельности. Оценивались спектр внеклассной деятельности, интенсивность занятий, охват школьников разными типами занятий, сравнительная частота занятий тем или иным видом деятельности. Результаты по всем перечисленным параметрам оказались очень сходными. Поэтому на следующем этапе анализа населенные пункты были сгруппированы в четыре категории: мегаполис, крупный город, средние и малые города, поселки. Отдельные виды анализа проводились либо по этим категориям, либо на всей базе целиком.

Собранные данные охватывали, во-первых, длительный период жизни школьника (от дошкольного возраста до 9-го класса с подробной информацией за каждый год); во-вторых, обширный спектр внеклассных занятий (45 разновидностей). Такой детальный способ сбора данных позволяет на этапе анализа группировать внеклассную деятельность по разным основаниям: по типам деятельности; по годам обучения, на которые приходятся эти занятия; по интенсивности занятий; по учреждениям, где происходят занятия, и т. п. Для аналитических целей был построен ряд индексов, используемых далее в данной статье: среднее количество часов занятий в неделю на человека; среднее число кружков в год на человека; среднее число лет занятий той или иной деятельностью. Для отдельных видов анализа данные были бинаризованы («занимался — не занимался»).

Категории Виды внеклассных занятий были сгруппированы в следующие внеклассной категории: активности и их

популярность 1) спортивные занятия (20 видов спорта) — категория «спорт»;

2) занятия музыкой, танцами, изобразительными искусствами (9 видов) — категория «искусство»;

178

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Таблица 2. Частота занятий разными видами внеклассной деятельности (по типам населенных пунктов),%

Мегаполис (N = 3932) Крупный и средний города (N = 2133) Малые города и поселки (N = 867)

Спорт 55,5 57,0 57,3

Иностранные языки 9,7 6,1 7,9

Танцы, музыка, изобразительные искусства 25,2 27,3 25,7

Кружки по предметам 6,5 4,9 5,3

Другие занятия 3,1 4,8 3,8

3) занятия в научных и технических кружках и клубах, кружках

по предметам (10 видов) — категория «кружки по предметам»;

4) занятия иностранными языками;

5) другие занятия.

Категории 1, 2, 3 и 5 включали несколько видов кружков; занятия иностранными языками ввиду их важности выделены в отдельную категорию.

Дети редко ограничиваются одним внеклассным занятием и в течение года могут посещать до пяти разных кружков, клубов и секций. Часто спектр внеклассных занятий школьника меняется с течением времени довольно существенно, дети пробуют себя в разных видах деятельности. Среднее число кружков в год на человека — 1,5-2, хотя небольшая часть детей значительно превышает этот показатель.

В табл. 2 приведены данные об частоте занятий разными видами внеклассной деятельности для разных типов населенных пунктов. Учитывались все виды внеклассной активности, которыми ученик занимался начиная с дошкольного возраста и до 9-го класса. При сравнении данных по мегаполису, крупным и средним городам, малым городам и поселкам оказывается, что соотношение частот разных видов внеклассной деятельности чрезвычайно стабильно. На рис. 1 представлено распределение частот занятий разными видами внеклассной деятельности для выборки в целом.

Наиболее популярными среди детей всех возрастов являются спортивные занятия, они составляют почти 60% всей внеклассной активности. На втором месте (25%)—занятия, связанные с искусствами: игра на музыкальных инструментах, пение, изобразительные искусства, театр и т. д. На выборке австралийских школьников были получены весьма сходные цифры: 62% школьников занимаются в спортивных клубах и секциях, 29% — в кружках, связанных с искусством (танцы, театр и проч.) [Blomfield, Barber, 2009].

http://vo.hse.ru

179

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рис. 1. Частота занятий разными видами внеклассной деятельности

57%

Спорт

В то же время наши данные, полученные из опросов школьников — потребителей услуг дополнительного образования, разительно отличаются от результатов опроса руководителей учреждений дополнительного образования, предоставляющих эти услуги. В УДОД самыми многочисленными являются кружки и секции художественной направленности, в них занимаются 33% детей. В спортивных секциях УДОД занимаются лишь 27% детей [Учреждения дополнительного образования детей...]. Возможное объяснение состоит в том, что значительная часть внеурочной деятельности происходит в школах, которые не учитывались в цитируемом исследовании Мониторинга экономики образования.

Иностранные языки (9%) относятся к числу наиболее популярных занятий наряду с футболом, плаванием, танцами. Наименее популярны научно-техническое направление и кружки по предметам: на их долю приходится всего 6%.

Структура спектра внеклассной деятельности практически не различается для больших городов, для средних или малых городов и даже для поселков, хотя можно было ожидать, что разные типы населенных пунктов предоставляют детям неодинаковые возможности для внеклассных занятий.

Поскольку в анкете были вопросы о конкретных названиях кружков и секций, можно провести подробный анализ относительной популярности отдельных занятий внутри категорий «спорт», «искусство», «кружки по предметам» и т. д. Этот тип анализа проводился первоначально для каждого населенного пункта отдельно и показал стабильность результатов независимо от вида населенного пункта, что позволило объединить их.

180

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Рис. 2. Занятия, наиболее популярные среди девочек

(среднее число лет занятий в течение 10 лет)

Шахматы Баскетбол Аэробика Волейбол Театр Футбол Гимнастика Лыжи Шитье Коньки Спортивные танцы Велосипед, скейт Музыка Пение Изобр. искусства Плавание Танцы Иностр. языки

Рис. 3. Занятия, наиболее популярные среди мальчиков

(среднее число лет занятий в течение 10 лет)

Математика Тренажеры Легкая атлетика Программирование Танцы Пинг-понг Коньки Пение Волейбол Изобр. искусства Шахматы Лыжи Баскетбол Музыка Единоборства Велосипед, скейт Иностр. языки Плавание Футбол

Поскольку многие кружки и секции являются гендерно специфичными, анализ частот по отдельным видам занятий проводился отдельно для мальчиков и девочек. Результаты представлены на рис. 2 и 3. Из соображений наглядности выбраны только 20 наиболее популярных видов занятий.

Как среди мальчиков, так и среди девочек широко распространены занятия плаванием и иностранными языками. Кроме

http://vo.hse.ru

181

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

того, у девочек популярны танцы, пение, игра на музыкальных инструментах и различные виды изобразительных искусств. У мальчиков излюбленными занятиями являются футбол, различные виды единоборств, велосипед, ролики, скейтборд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее был проведен сравнительный анализ частот внутри каждой категории внеклассной деятельности. В категории «спорт» наиболее распространенным занятием является плавание, причем этим видом спорта занимаются в равной мере мальчики и девочки. На втором месте по популярности велосипед, ролики и скейтборд, на третьем — футбол. Самые редкие виды спорта — гребля и фехтование.

Среди занятий категории «искусство» практически с равной частотой встречаются игра на музыкальных инструментах и танцы, чуть реже — пение/хор и изобразительные искусства. Наименее популярные кружки в этой категории—дизайн и фото.

Из категории «наука, техника, кружки по предметам» дети предпочитают математику, программирование, а также другие компьютерные кружки (курсы компьютерной грамотности и т. п.). Кружки по всем остальным предметам упоминались примерно в 5 раз реже, чем те, которые связаны с математикой и информатикой.

Из кружков, попавших в категорию «другое», чаще всего дети посещают кружки рукоделия, шитья, макраме, бисероплетения и т. п. Очень малая доля детей занималась в военнопатриотических кружках и кружках по основам веры и религии, еще меньше тех, кто участвовал в сообществах ролевиков и реконструкторов.

Возрастная Разные виды внеклассной деятельности существенно различа-динамика ются по возрастной динамике. Выделяются несколько типичных внеклассных профилей занятий.

занятий Так, наиболее распространенными занятиями детей младшего школьного возраста являются пение, танцы, изобразительные искусства, гимнастика, плавание, шахматы (рис. 4). Пик занятий в этих кружках приходится на начальную школу, после чего их интенсивность монотонно убывает.

Частота занятий командными видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол), а также катания на велосипеде, роликах, скейтборде постепенно растет, достигая максимальных значений в средней школе (5-7-й класс), а к 8-му и особенно к 9-му классу падает (рис. 5).

Отдельную группу занятий составляют фитнес, аэробика у девочек, бодибилдинг и тренажерный зал у мальчиков. Эти занятия отражают формирование «взрослого» отношения к культуре тела, заботе о здоровье, поддержанию формы. Частота таких занятий резко возрастает к 9-му классу (рис. 6).

182

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Рис. 4. Динамика внеклассных занятий по годам. Профиль «начальная школа» (доля занимающихся детей)

Плавание

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

Рис. 5. Динамика внеклассных занятий по годам. Профиль «средняя школа» (доля занимающихся детей)

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

Рис. 6. Динамика внеклассных занятий по годам. Профиль «старшая школа» (доля занимающихся детей)

0,12

0,1

0,08

0,06

0,04

0,02

0

http://vo.hse.ru

183

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рис. 7. Динамика внеклассных занятий по годам. Музыка и иностранные языки (доля занимающихся детей)

0,05 -0

До ш колы 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й класс

Особняком стоят игра на музыкальных инструментах и занятия иностранными языками. Эти два вида занятий являются одними из самых востребованных: в определенном возрасте ими занимаются 20-30% школьников. Музыка является, пожалуй, наиболее стабильным из всех видов занятий, ее популярность наименее подвержена возрастным колебаниям. Частота занятий иностранными языками в течение начальной школы растет, в 5-м классе выходит на плато и остается практически неизменной (рис. 7).

Чтобы выяснить, в каком возрасте дети больше всего занимаются в кружках, были построены диаграммы частот по годам, отдельно для мальчиков и девочек и для каждого населенного пункта. Здесь мы приводим данные для Петербурга (рис. 8).

В начальной и средней школе девочки занимаются в кружках и секциях гораздо активнее, чем мальчики: в 3-м и 4-м классах на каждую девочку приходится почти 2,5 кружка, на каждого мальчика — меньше двух. Однако к 7-му классу частота посещений кружков девочками и мальчиками выравнивается, а в старшей школе мальчики по этому показателю опережают девочек. Наиболее активно дети занимаются в кружках и секциях с 5-го по 8-й класс. В 9-м классе интенсивность внешкольных занятий заметно падает как у мальчиков, так и у девочек. Отмеченные закономерности характерны для всех типов населенных пунктов.

На рис. 9 показана суммарная (для девочек и мальчиков) частота внеклассных занятий по годам для всех населенных пунктов, в которых проводился опрос. В больших городах (Санкт-Петербург и Томск) интенсивность занятий на протяжении всей школы заметно выше, чем в средних и малых городах и поселках, при этом динамика одинаковая: интенсивность занятий возрастает от начальной к старшей школе и падает в 9-м классе. Очевидно, такое угасание внимания к внешкольным занятиям связа-

184

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Рис. 8. Частота занятий внеклассной деятельностью в разных классах школы на примере Санкт-Петербурга

(число кружков на человека)

До школы

1- й класс

2- й класс

3- й класс

4- й класс

5- й класс

6- й класс

7- й класс

8- й класс

9- й класс

Рис. 9. Частота занятий внеклассной деятельностью в разных классах школы в разных населенных пунктах

(число кружков на человека)

1,08

1.54

1.55

2,02

1,72

1,90

2,24

■ 2,39

■ 2,35

2,17

2,51

2,30

2.44

2.45 2,40

2,54

2,33

2,18

1,99

До школы

1- й класс

2- й класс

3- й класс

4- й класс

5- й класс

6- й класс

7- й класс

8- й класс

9- й класс

■ Мальчики (N = 1814)

■ Девочки (N = 1914)

■ Томск

■ Санкт-Петербург

■ Малые и средние города

■ Поселки

http://vo.hse.ru

185

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Охват детей внеклассной деятельностью

но с возрастанием учебной нагрузки. Как будет показано ниже, многие 9-классники отмечали недостаток времени как причину, мешающую им заниматься в кружках и секциях.

Подавляющее большинство детей в период обучения в школе занимаются в тех или иных кружках или секциях. В больших городах, предоставляющих наиболее широкие возможности для внешкольных занятий, лишь 4% детей никогда не занимались ни в каких кружках, клубах или секциях. В средних и малых городах доля детей, никогда не участвовавших во внеклассной деятельности, составляет 7%, в поселках — 15%. Значительная разница между показателями городов и поселков указывает на недостаточную развитость сферы дополнительного образования в сельской местности, где, вероятно, существует неудовлетворенный спрос.

Больше всего детей, не занимающихся ни в каких кружках, в начальной школе — от 10% в больших городах до 29% в поселках; в средней школе таких становится меньше (рис. 10).

На следующем этапе был проведен анализ численности детей, не охваченных внеклассной активностью, по видам занятий. Выявлено некоторое различие между большими и малыми городами, однако значительно более сильно выражены различия между видами деятельности: детей, которые никогда не занимались внеурочно иностранными языками или в кружках по предметам (в научных клубах), в несколько раз больше, чем тех, кто никогда не занимался спортом (рис. 11).

Таким образом, по всем категориям внеурочной деятельности активность детей в малых и средних городах ниже, чем в больших городах, а в поселках ниже, чем в малых и средних городах. Различия между типами населенных пунктов наблюдаются для всех видов внеклассной деятельности: спорт, искусство, научнотехнические кружки и кружки по предметам, иностранные языки.

Во всех типах населенных пунктов самый большой процент детей не занимается в научных кружках и кружках по предметам, а также иностранными языками. Тех, кто никогда не занимался спортом, значительно меньше: всего 9% в больших городах и 27% в поселках.

Чтобы выяснить, почему школьники не занимаются в кружках, в анкету был включен вопрос: «Есть ли какие-то занятия, на которые вы хотели бы ходить, но не ходите? Напишите, что это (можно назвать три варианта). Для каждого отметьте наиболее важную причину, почему вы не занимаетесь». Предлагались следующие варианты ответов: по состоянию здоровья; родители не разрешают; эти занятия слишком дорогие; там, где я живу, нет таких занятий; нет времени из-за учебы. На этот вопрос ответили 70% детей, что свидетельствует о большом интересе школьников

186

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Рис. 10. Доля детей, не охваченных внеурочной деятельностью (по возрастам)

Не занимался: в начальной школе

в средней и старшей школе

никогда

Рис. 11. Доля детей, не охваченных внеурочной деятельностью (по категориям деятельности)

Никогда не занимался: спортом

искусством

иностранным

языком

в научных кружках

Рис. 12. Причины, по которым школьники не занимаются в кружках

Не позволяет здоровье

Не разрешают родители

Слишком дорого

Негде заниматься

Нет времени

к внеурочной деятельности: даже те, кто уже занимается в кружках, секциях и клубах, хотели бы заниматься чем-то еще.

Анализ был проведен отдельно для разных населенных пунктов, поскольку изначально мы предполагали, что ответы будут различаться в больших и малых городах и в поселках. Поскольку результаты для Санкт-Петербурга и Томска оказались практически идентичными, данные для этих городов были объединены. Результаты представлены на рис. 12.

■ Крупные города (N = 5202)

■ Малые и средние города (N = 1634)

■ Поселки (N = 143)

■ Крупные города (N = 5202)

■ Малые и средние города (N = 1634)

■ Поселки (N = 143)

■ Санкт-Петербург

и Томск(N = 5205)

■ Малые и средние города (N = 1634)

■ Поселки (N = 162)

http://vo.hse.ru

187

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Инфраструктура

внешкольного

образования

Чаще всего в качестве причины неучастия во внеурочных занятиях респонденты называли отсутствие времени: 70% школьников в больших городах и 55-60% в малых городах и поселках. Действительно, в 9-м классе падает интенсивность занятий практически для всех видов кружков, очевидно, в связи с возрастанием школьной нагрузки.

Второй по степени распространенности причиной, по которой дети не занимаются в кружках и секциях, оказалось отсутствие в данном поселении соответствующей инфраструктуры дополнительного образования. Здесь наблюдаются самые большие различия между городами и поселками: если в городах этот вариант ответа выбрали 25-28% детей, то в поселках — 50% школьников.

Причина «эти занятия слишком дорогие» более значима для детей из больших городов (22%), чем для школьников из малых и средних городов и поселков (15%). Очевидно, в городе больше платных занятий, чем на селе.

Причины «по состоянию здоровья» и «родители не разрешают» выбирали достаточно редко: в 10-16% случаев, и различий между типами населенных пунктов здесь нет.

Целям описания инфраструктуры дополнительного образования в анкете служил вопрос о том, где именно школьник занимался тем или иным видом деятельности. Чтобы получить максимально полную информацию, мы не ограничивали варианты ответов только формальными институтами. На рис. 13 представлено суммарное распределение внеклассных занятий по учреждениям. Основными институтами внеклассной активности являются общеобразовательная школа и специализированные школы: спортивные, музыкальные, художественные. Достаточно часто дети занимаются также в домах творчества, клубах, домах культуры, а также с педагогами или самостоятельно и с друзьями. Коммерческие курсы, занятия в летних лагерях и с родителями составляют небольшую часть внеурочной активности. Что касается занятий при религиозных храмах/общинах, музеях/театрах или в Интернете, то их доля пренебрежимо мала.

Профили распределения занятий по учреждениям в начальной и средней/старшей школе чрезвычайно похожи. Различия касаются относительной важности тех или иных институтов: младшие школьники больше занимаются в общеобразовательных и в художественных, музыкальных, спортивных школах; в старшей школе возрастает частота занятий с репетиторами и самостоятельно или с друзьями.

Наиболее важным среди институтов, предоставляющих услуги внеклассного образования, являются общеобразовательные школы, где занимаются 40-50% детей, и специальные музыкаль-

188

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Рис. 13. Частота внеклассных занятий по учреждениям

(доля занимающихся)

Школа

Дом творчества, Дк, клуб Спорт., муз., худож.

школа

При музее При храме Частный педагог Коммерч. курсы Летний лагерь С родителями Сам, с друзьями В Интернете

^■ 0,394 I 0,185

I 0,364

І I 0,075

I 0,004

0 0,004

1 0,004

0,108

0,163

0,486

■ Начальная школа

■ Средняя, старшая школа

ные, спортивные, художественные школы (около 30% детей). Посещающих дома творчества, дома культуры и клубы значительно меньше. Эти данные необходимо учитывать при сборе статистики о сфере дополнительного образования школьников.

Командными видами спорта (футбол, волейбол, баскетбол) чаще всего занимаются в кружках и секциях при школе, значительно реже — в спортивных школах и самостоятельно с друзьями, еще реже — в летнем лагере. Изобразительными искусствами чаще всего занимаются в художественной школе, а также достаточно часто в творческих кружках при школах, домах творчества, клубах, при музеях. Иностранные языки — единственный вид внеклассной деятельности, которым чаще всего занимаются с частным педагогом, второй по частоте вариант ответа — занятия в школе (дополнительно, помимо программы). Занятия на коммерческих курсах хотя и представлены, но встречаются значительно реже.

Структурированная внеклассная деятельность — это посещение кружков, секций и курсов, как правило, в тех или иных учреждениях, где организованы занятия с преподавателями. Именно этот тип занятий чаще всего понимают под внеклассной активностью. Однако для развития ребенка важна также и неструктурированная внеурочная деятельность — то, чем дети занимаются сами, иногда при этом организуясь в группы, команды или сообщества:

Структуриро-

ванная

и неструктури рованная внеклассная деятельность

http://vo.hse.ru

189

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

■ Структурированные

■ неструктурированные занятия

Рис. 14. Относительная частота занятий структурированной и неструктурированной внеклассной деятельностью по категориям занятий

Спорт Искусство

Иностранный язык

Наука, техника, школьные предметы

Другое

игра в футбол во дворе, катание на лыжах для собственного удовольствия, игра в шахматы в Интернете и т. д. К неструктурированной деятельности в нашем исследовании были отнесены все виды занятий, которые ребенок осуществляет один, с друзьями, с родителями или в Интернете.

На рис. 14 показана частота структурированных и неструктурированных занятий по разным видам внеклассной деятельности.

Самый распространенный вид неструктурированной внешкольной деятельности — это спортивные занятия, преимущественно катание на велосипеде, роликах, скейтборде. Частота неструктурированных занятий спортом всего в 3 раза меньше, чем структурированных. Следующим по распространенности видом неструктурированной активности являются занятия искусством, чаще всего это самостоятельная игра на музыкальных инструментах. Частота всех остальных видов неструктурированных занятий очень низка и составляет от 2 до 5%.

Эффекты структурированных и неструктурированных занятий были проанализированы на примере занятий спортом, поскольку именно в этой области достаточно велика доля неструктурированной активности. Для оценки связи между внеклассными занятиями и рядом социально-психологических характеристик использован метод множественной линейной регрессии. Построена серия регрессионных моделей, в каждой из которых зависимой переменной выступала одна из социально-психологических характеристик: общая самооценка, академическая самооценка, спортивная самооценка, чувство принадлежности к школе, удовлетворенность школой. Независимыми переменными являлась частота структурированных или неструктурированных спортивных занятий. В качестве контрольных переменных в моделях использовались характеристики семьи (образование матери) и тип школы.

Результаты регрессионного анализа представлены на рис. 15. Судя по коэффициентам регрессии, самая сильная связь суще-

190

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Рис. 15. Регрессионные коэффициенты связи между структурированными и неструктурированными занятиями спортом и социально-психологическими характеристиками ребенка, при контроле по образованию матери и типу школы. Для каждого коэффициента приведен 95%-ный доверительный интервал

Общая самооценка

0,044 (0,020-0,068) 0,016 (-0,014-0,046)

Физическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самооценка

Академическая

самооценка

Удовлетворенность

школой

Чувство принадлежности к школе

0,316 (0,282-

^ 1 0,123 (0,083-0,163)

—1 0,040 (-0,001-0,09)

1 0,034 (0,006-0,062) -j--1 0,002 (-0,034-0,038)

1 0,071 (0,045-0,097) I—1 0,005 (-0,029-0,039)

ствует между занятиями спортом и физической самооценкой. Это вполне ожидаемый результат. Эффект структурированных занятий выражен значительно сильнее, хотя и для неструктурированных занятий он статистически значим. Занятия спортом также значимо связаны с высокой академической самооценкой, причем эффект сильнее для структурированных занятий. Что касается общей самооценки, она положительно связана со структурированными занятиями спортом, хотя эффект в этом случае довольно слабый; для неструктурированных занятий связи не обнаружено. Аналогичные корреляции выявлены и для удовлетворенности школой и чувства принадлежности к школе. Можно предположить, что эта связь будет сильнее в тех случаях, когда школьники занимаются спортом именно в школе, а не в других учреждениях; для проверки этой гипотезы необходим дальнейший анализ данных.

Распространенность внеклассных занятий. Опрос, проведенный в нескольких регионах России, показал, что внеклассные занятия очень популярны среди школьников. Почти все дети школьного возраста посещают те или иные кружки и секции; лишь небольшая доля подростков никогда не была охвачена этой деятельностью.

Самым распространенным видом внеклассной деятельности являются занятия спортом, на их долю приходится почти 60% всех занятий в кружках; на втором месте разнообразные виды искусства (пение, танцы, изобразительные искусства) (25% занятий). Кружки научно-технического направления составляют лишь 6% внеклассной активности. Очевидно, это направление внеклассного образования нуждается в дополнительных мерах по его развитию, особенно с учетом того, что в государствен-

0,350)

■ Структурированный спорт

■ Неструктурированный спорт

Выводы

http://vo.hse.ru

191

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. особый упор делается на стимулирование исследовательской и конструкторской деятельности детей и подростков.

Различия между разными типами населенных пунктов. Независимо от размера населенного пункта — будь то маленький поселок, где всего одна школа и один дом культуры, или крупный город (Томск) и даже мегаполис (Санкт-Петербург) — распределение популярности внеклассных занятий остается неизменным: на спорт приходится 60% всех занятий, на художественную деятельность — 25-30%, и лишь 5-6% — на кружки по предметам. Вероятно, такое распределение отражает реальные потребности детей и подростков.

Различия между типами населенных пунктов обнаружены лишь в интенсивности занятий: чем меньше населенный пункт, тем меньше кружков посещают дети. Если в больших городах на каждого школьника приходится 2-3 кружка, то в поселках — всего 0,5-1,5. Очевидно, что в сельской местности существует реальный неудовлетворенный спрос на дополнительное образование: только в поселках главной причиной неучастия во внеклассной деятельности дети называли отсутствие желаемого кружка.

Причины неучастия во внеклассной деятельности. В городах основной причиной неучастия во внеклассной деятельности 9-классники называют отсутствие времени. В поселках в качестве основной причины дети (35% опрошенных) указывают отсутствие поблизости подходящих кружков или секций, в городах доля детей, назвавших эту причину, значительно меньше. То, что «занятия слишком дорогие», имеет значение в городах (15-22% опрошенных), но практически не упоминается в поселках (5%).

Численность тех, кто никогда не участвовал в структурированных занятиях, зависит от размера населенного пункта: в больших городах лишь 4% учащихся 9-го класса ответили, что никогда не занимались ни в каких кружках; в средних и малых городах таких подростков было 7%, в поселках значительно больше — 15%. Это говорит о недостаточной развитости инфраструктуры дополнительного образования в сельской местности и необходимости дополнительных усилий по ее развитию.

Возрастная динамика и гендерная специфика внеклассных занятий. Доля занимающихся в кружках во время обучения в средней школе несколько выше, чем в начальной. Кроме того, в средней школе возрастает интенсивность занятий: большинство детей совмещают 2-3 вида внеклассной деятельности, некоторые одновременно посещают 5-6 кружков. При этом девочки повсеместно занимаются более активно, чем мальчики.

192

Вопросы образования. 2014. № 3

В. А. Иванюшина, Д. А. Александров Социализация через неформальное образование

Отдельные виды внеклассных занятий характеризуются достаточно четко выраженным «возрастным профилем»: так, пением, хореографией, рисованием больше занимаются в начальной школе, командными видами спорта — в средней и старшей школе. Интенсивность почти всех видов занятий падает к 9-му классу. Исключение составляют занятия в тренажерном зале, фитнес и спортивные танцы, популярность которых к 9-му классу резко возрастает. Мы полагаем, что у подростков в возрасте 15 лет начинает формироваться «взрослое» отношение к своему здоровью, и регулярные занятия в фитнес-клубе рассматриваются как часть здорового образа жизни. Возрастные профили разных видов занятий необходимо учитывать при планировании инфраструктуры дополнительного образования.

Инфраструктура внеклассной деятельности. Внеклассные занятия чаще всего проходят в общеобразовательной школе. Второе по частоте упоминания место их проведения — спортивные, музыкальные, художественные школы, а также дворцы творчества, дома культуры и т. п. Занятия с частными педагогами и на коммерческих курсах относительно редки и характерны лишь для определенных видов занятий, в частности для обучения иностранному языку. Интернет не рассматривается школьниками как то место, где они чем-то занимаются: его упоминания в таком качестве были единичными.

Очень редко в ходе опроса школьники упоминали летний лагерь. Вероятно, это связано с низким охватом детей организованным летним отдыхом. Безусловно, летние лагеря являются мощным ресурсом социализации и развития детей, причем особенно нуждаются в них дети из малообеспеченных семей. В государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. предусмотрен комплекс мер по эффективному использованию потенциала каникулярного времени для неформального образования школьников.

Структурированная и неструктурированная внеклассная деятельность. Подавляющее большинство внеклассных занятий представляет собой структурированную деятельность: дети работают в кружках, секциях, клубах, их занятия носят организованный характер, ими руководят педагоги или тренеры.

У детей, которые занимаются спортом как структурированной деятельностью, значительно выше спортивная и академическая самооценка, а также, что еще более важно, чувство принадлежности к школе и удовлетворенность школой. Неструктурированные занятия спортом также связаны с высокой спортивной и академической самооценкой, но эффект выражен значительно слабее. На установки по отношению к школе неструктурированные спортивные занятия влияния не оказывают. Таким образом,

http://vo.hse.ru

193

СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Литература

структурированный спорт не только благоприятно воздействует на здоровье и физическое развитие ребенка, но и способствует формированию положительных установок по отношению к школе и учебе.

Перспективным направлением дальнейших исследований представляется сравнительное изучение доступа к внешкольному образованию учащихся из разных типов населенных пунктов (особенно в сельской местности), разных типов школ и семей с разным социально-экономическим статусом, для чего требуется сбор дополнительных эмпирических данных. Необходим детальный анализ влияния разных видов структурированных и неструктурированных занятий на академическую успешность, формирование социальных навыков и социально-психологические установки учащихся с учетом их индивидуальных и семейных характеристик и характеристик школы. Такие данные позволят сформулировать обоснованную стратегию формирования образовательной инфраструктуры и создать финансово-экономические механизмы, обеспечивающие равный доступ к качественным услугам дополнительного образования детей из разных населенных пунктов и из семей разного достатка.

1. Учреждения дополнительного образования детей. Данные статистики и Мониторинга экономики образования //Вопросы образования. 2013. № 2. С. 209-233.

2. Blomfield C. J., Barber B. L. (2009) Brief Report: Performing on the Stage, the Field, or Both? Australian Adolescent Extracurricular Activity Participation and Self-Concept // Journal of Adolescence. Vol. 32. No 3. P. 733-739.

3. Feldman A. F., Matjasko J. L. (2005) The Role of School-Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions // Review of Educational Research. Vol. 75. No 2. P. 159210.

4. Hansen D. M., Larson R. (2002) The Youth Experiences Survey 1.0: Instrument Development and Testing (unpublished).

5. Hansen D. M., Larson R. W., Dworkin J. B. (2003) What Adolescents Learn in Organized Youth Activities: A Survey of Self-Reported Developmental Experiences // Journal of Research on Adolescence. Vol. 13. No 1. P. 25-55.

6. Hansen D. M., Skorupski W. P., Arrington T. L. (2010) Differences in Developmental Experiences for Commonly Used Categories of Organized Youth Activities // Journal of Applied Developmental Psychology. Vol. 31. No 6. P. 413-421.

7. Mahoney J. L., Stattin H. K. (2000) Leisure Activities and Adolescent Antisocial Behavior: The Role of Structure and Social Context // Journal of Adolescence. Vol. 23. No 2. P. 113-127.

8. Mahoney J. L., Schweder A. E., Stattin H. K. (2002) Structured After-School Activities as a Moderator of Depressed Mood for Adolescents with Detached Relations to their Parent //Journal of Community Psychology. Vol. 30. No 1. P. 69-86.

194

Вопросы образования. 2014. № 3

EDUCATION STATISTICS AND SOCIOLOGY

En

Socialization Through Informal Education:

Extracurricular Activities of Russian School Students

Valeriya Ivanyushina Authors

Candidate of Science, Leading Researcher, Sociology of Education and Science Laboratory, National Research University — Higher School of Economics (St. Petersburg). E-mail: [email protected]

Daniil Alexandrov

Candidate of Science, Deputy CEO, National Research University — Higher School of Economics (St. Petersburg); Head, Sociology of Education and Science Laboratory. E-mail: [email protected]

Address: 16, Soyuza Pechatnikov str., Saint Petersburg, 190008, Russian Federation.

The paper presents results of a large-scale research on the scope of services Abstract in extracurricular and extra-school education and on assessment of the potential role of education beyond the classroom and informal education in solving children socialization issues. The research was carried out through questioning students as consumers of education services. A new instrument was developed and tested to allow for a detailed description of various aspects of extracurricular activities and their correlation with studies and social and psychological characteristics of students. An extensive statistic material (over 6,000 questionnaires filled out by students from several regions of Russia) was used to analyze the degree of engagement in out-of-class activities among children of different age; the activities that are more popular for specific age groups; the age range when children are most engaged in such activities; the reasons for non-participation in extracurricular activities; the infrastructure of education beyond the classroom; the relative frequency of structured and non-structured classes; the correlation between out-of-class activities and development of self-esteem, feeling of community, and satisfaction. Age- and gender-related profiles of various classes are described. It appears that structured extracurricular activities, unlike unstructured ones, correlate with higher self-esteem (both overall and academic), stronger sense of belonging, and better satisfaction with school.

education beyond the classroom, extra-school education, socialization of Keywords school students, accessibility of services, extra-school education market.

Blomfield C. J., Barber B. L. (2009) Brief Report: Performing on the Stage, the References Field, or Both? Australian Adolescent Extracurricular Activity Participation and Self-Concept. Journal of Adolescence, vol. 32, no 3, pp. 733-739.

Feldman A. F., Matjasko J. L. (2005) The Role of School-Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions. Review of Educational Research, vol. 75, no 2, pp. 159-210.

Hansen D. M., Larson R. (2002) The Youth Experiences Survey 1.0: Instrument Development and Testing (unpublished).

Hansen D. M., Larson R. W., Dworkin J. B. (2003) What Adolescents Learn in Organized Youth Activities: A Survey of Self-Reported Developmental Experiences. Journal of Research on Adolescence, vol. 13, no 1, pp. 25-55.

Hansen D. M., Skorupski W. P., Arrington T. L. (2010) Differences in Developmental Experiences for Commonly Used Categories of Organized Youth Activities. Journal of Applied Developmental Psychology, vol. 31, no 6, pp. 413-421.

http://vo.hse.ru

195

En

EDUCATION STATISTICS AND SOCIOLOGY

HSE (2013) Uchrezhdeniya dopolnitelnogo obrazovaniya detey. Dannye statisti-ki i Monitoringa ekonomiki obrazovaniya [Supplementary Education Institutions for Children. Statistical Data and Data from the Monitoring of Education Markets and Organizations]. Voprosy obrazovaniya, no 2, pp. 209-233.

Mahoney J. L., Stattin H. K. (2000) Leisure Activities and Adolescent Antisocial Behavior: The Role of Structure and Social Context. Journal of Adolescence, vol. 23, no 2, pp. 113-127.

Mahoney J. L., Schweder A. E., Stattin H. K. (2002) Structured After-School Activities as a Moderator of Depressed Mood for Adolescents with Detached Relations to their Parent. Journal of Community Psychology, vol. 30, no 1, pp. 69-86.

196

Educational Studies. 2014. No 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.