ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2011. № 1
Арутюнова А.Г.
(аспирантка кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭДВАРДА КАРПЕНТЕРА (1844-1929)
Поэт Эдвард Карпентер — один из видных представителей английского социалистического движения конца XIX — начала ХХ в. Его социалистические воззрения формировались под воздействием идей Дж. Раскина, У.Уитмена, У. Морриса, К. Маркса, Л. Толстого. Огромное влияние на современников оказали этические взгляды Карпентера. Поэт мечтал о том времени, когда будет покончено с социальным неравенством, люди научаться уважать себя и других. Альтернативу капиталистическому обществу он видел в простой и свободной жизни, в гармонии с природой и окружающими, пропагандировал идеалы братства людей.
Ключевые слова: поздневикторианская Англия, Эдвард Карпентер, социалистическое движение, история идей.
The poet Edward Carpenter is a leading writer of English socialist movement of late 19th and early 20th centuries. His socialist outlook was shaped under the influence of J. Ruskin, W Whitman, W Morris, K. Marx and L. Tolstoy. Carpenter's ethic views affected his contemporaries. The poet dreamt of the time when social inequality would be a thing of the past and people would learn to respect each other. He saw simple free life in harmony with nature and other people as an alternative to capitalist society.
Key words: late Victorian England, Edward Carpenter, socialism, intellectual history.
* * *
Исследователи английского социалистического движения долгое время не уделяли должного внимания фигуре Эдварда Карпенте-ра — поэта, писателя и общественного деятеля. Его идеи считались утопичными, статьи и книги — отвлеченными, образ жизни — чересчур экстравагантным. В оценке его работ и идей нет единства. Те, кто не подпадали под воздействие невероятного обаяния поэта, высказывались о нем достаточно резко. Х. Эллис, английский психолог и член Фабианского общества1, считал Карпентера эксцентриком и «изолированной фигурой»2. Б. Шоу, присутствовав-
* Арутюнова Анна Георгиевна, тел. (495) 463-44-17; 8-916-789-96-13; e-mail: [email protected]
1 Общество, основанное в 1884 г. в Лондоне с целью пропаганды социалистических идей. Названо по имени римского полководца Фабия, имевшего прозвище Кунктатор, т.е. медлитель.
2 EllisH. My Life. London, 1940. P. 163.
ший на одном из выступлений Карпентера на собрании Фабианского общества, был разочарован его лекцией, показавшейся ему весьма невнятной3.
Тем не менее при жизни Карпентер был заметной фигурой британского социалистического движения и имел огромное количество последователей как среди социалистов-интеллектуалов из среднего класса, так и среди рабочих. Его главные работы вышли в свет в 1880-е гг. — время, которое принято называть «социалистическим возрождением»4. Тогда были опубликованы поэма «Вперед к Демократии» (1883)5, сборники статей «Идеал Англии» (1887)6 и «Цивилизация: причины и лечение» (1889)7, сборник песен, в том числе «Англия, вставай!»8, ставшая впоследствии гимном христианских социалистов. В этих произведениях отражены взгляды поэта на состояние британского общества рубежа XIX—XX вв. Один из самых ценных источников, позволяющих представить суть своеобразных социалистических взглядов Карпентера, — автобиография «Мои дни и мечты»9.
Популярность Карпентера пошла на спад после Первой мировой войны. В 1932 г. в Лос-Анджелесе вышла единственная книга Т. Белла, современника поэта, участника Социал-демократической федерации10 и анархиста, — «Эдвард Карпентер: английский Тол-стой»11. Это была последняя и не слишком удачная попытка напомнить об английском социалисте, после которой наступили десятилетия забвения. Классики лейбористской историографии ХХ в. не придавали фигуре Карпентера значения, хотя и не игнорировали ее вовсе. По мнению политолога и историка Дж. Коула, автора монументальной «Истории социалистической мысли», сам Карпентер был хотя и известной, но малозначимой фигурой12. Британский историк Г. Пеллинг писал, что работы Карпентера «слишком изысканны и непостижимы для заурядных умов»13.
Действительно, личность и творчество Карпентера не укладывались в прокрустово ложе лейбористской историографии: он не
3 Shaw B. Collected letters. In IV vols. / Ed. by D.H. Lawrence. Vol. II. London, 1972.
4 См.: Мортон А.Л., Тейт Дж. История английского рабочего движения. М., 1959. С. 213.
5 Carpenter E. Towards Democracy. London, 1907.
6 Carpenter E. England's Ideal and other papers on social subjects. London, 1895.
7 Carpenter E. Civilization: Its Cause and Cure and Other Essays. London, 1906.
8 Carpenter E. The People to their Land // Chants for Labour. A Songbook of the People. London, 1970.
9 CarpenterE. My Days and Dreams. London, 2008.
10 Социалистическая организация, созданная по инициативе Г. Гайндмана в 1881 г. До 1884 г. называлась Демократическая федерация.
11 Bell Th. Edward Carpenter: the English Tolstoi. Los-Angeles, 1932.
12 Цит. по: Nield K. Edward Carpenter: The Uses of Utopia // Edward Carpenter and late Victorian Radicalism. London, 1990. P. 32.
13 PellingH. The Origins of the Labor Party, 1880—1900. Oxford, 1954. P. 143.
был лидером какой-либо организации, его работы едва ли можно считать научными, его критика капитализма была слишком общей. Впоследствии именно нетипичность послужила причиной возобновления интереса к фигуре Карпентера. Поворотным моментом стал выход книги британского исследователя, представителя новых левых, историка Э. Томпсона «Становление английского рабочего класса»14. Томпсон обратился к жизни простых рабочих, а также тех выразителей социалистических идей, которые не вписывались в рамки традиционной историографии. Благодаря Томпсону изучение некогда знаменитых, а потом почти забытых общественных деятелей стало необходимым для воссоздания полной картины распространения социалистических идей в Англии. В 1971 г. появилась книга французского литературоведа Э. Делаве-не о влиянии Карпентера на поэта Д. Лоуренса15. В 1980 г. японским исследователем Т. Цудзуки была написана первая биография поэта — «Пророк братства людей»16. Еще через десять лет вышел сборник статей «Эдвард Карпентер и поздневикторианский радикализм»17. Карпентеру посвящена обширная глава в книге британского историка Д. Гудвэя, ученика Э. Хобсбаума, «Анархистские семена под снегом: леволибертарианские идеи и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Варда» 2006 г.18 Наконец, в 2008 г. вышла в свет еще одна биография Карпентера — «Жизнь, полная свободы и любви» английской исследовательницы Ш. Роуботем19. Постепенное возвращение интереса к фигуре Кар-пентера показательно, ведь поиски ответа на вопрос, как должно быть устроено идеальное общество, продолжаются. К тому же место и роль Карпентера в развитии британского социалистического движения до конца не определено. Надо отметить, что для российской историографии сам он — фигура совершенно неизвестная20.
Путь Карпентера, выходца из обеспеченной семьи, к социализму был долог и характерен для своего времени. Формирование его социалистических взглядов было неразрывно связано с его личностными переживаниями и жизненными обстоятельствами. Оно происходило под воздействием самых разных мыслителей: Дж. Рас-
14 Thompson E. The Making of the English Working Class. London, 1963.
15 Delavenay E. D.H. Lawrence and Edward Carpenter: A Study in Edwardian Transition. London, 1971.
16 Tsuzuki Ch. Edward Carpenter, 1844—1929. Prophet of human fellowship. London, 1980.
17 Edward Carpenter and late Victorian Radicalism / Ed. by T. Brown. London, 1990.
18 Goodway D. Anarchist seeds beneath the snow: left-libertarian thought and British writers from William Morris to Colin Ward. Liverpool, 2006.
19 Rowbotham Sh. Life full of freedom and love. London, 2008.
20 В 1898 гг. перевод статьи Э. Карпентера «Современная наука» был опубликован в 1-м издании «Сочинений графа Л.Н. Толстого», а в 1917 г. в Петрограде вышла книга Карпентера «Любовь и смерть».
кина, У. Уитмена, У. Морриса, К. Маркса. Сильное влияние на поэта оказали произведения Л. Толстого, который впоследствии написал предисловие к статье Карпентера «Современная наука»21. Поэт увлекался восточным мистицизмом, неоднократно ездил в Индию, пристрастился к йоге и вегетарианству. Роуботем отмечает,
что буддизм только усилил его желание порвать с материальным
22
миром и социальными условностями своего класса22.
Непосредственное участие поэта в социалистическом движении началось со вступления в 1883 г. в Социал-демократическую федерацию (тогда ему было уже 39 лет) и помощи ее лидеру Г. Гайндману в организации печатного органа федерации — журнала «Джастис»23. Как и многие современники, Карпентер узнал о социализме именно благодаря Гайндману и его книге «Англия для всех», которая по сути была кратким и доступным пересказом «Капитала» Маркса24. Но насколько вольной была интерпретация Гайндманом «Капитала», настолько многообразны были и появившиеся трактовки марксизма. В автобиографии Карпентер писал: «В тот момент, когда я читал "Англию для всех" мои неопределенные впечатления, чувства и идеалы обрели форму, мне явилась ясная картина социального переустройства»25.
Интерес к социализму проявился у Карпентера намного раньше. И прежде чем обратиться непосредственно к его социалистическим идеям, мы обозначим ключевые моменты, которые сделали появление этих идей неизбежным.
Решительную критику разобщенности и повинного в ней капиталистического общества поэт начал высказывать еще в юности, учась на богословском факультете Кембриджского университета. В 1870 г. Карпентера посвятили в духовный сан, а через год назначили викарием церкви св. Эдварда, где он познакомился со священником Ф.Д. Моурисом (1805—1872). Моурис возглавлял движение христианских социалистов, и под его влиянием поэт впервые заинтересовался политическими и социальными проблемами. Университетская жизнь стала казаться ему «лживой и скучной»26. Он разочаровался в духовной службе и людях, составлявших приход, — в основном это были представители коммерческих кругов среднего класса. Ему была ненавистна «сдержанность, скрытность и британская претенциозность»27. Последней каплей
21 См.: Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 тт. Т. 31. М., 1954. С. 87—96.
22 Rowbotham Sh. Commanding the heart. Edward Carpenter and Friends // History Today. September 1987. P. 42.
23 Карпентер вложил в дело 300 фунтов стерлингов.
24 Первый том «Капитала» был издан на английском только в 1886 г.
25 CarpenterE. My Days and Dreams. P. 114—115.
26 Ibid P. 72.
27 Ibid. P. 94.
стало для писателя осознание того, что он гомосексуалист28. Он открыл для себя поэзию У. Уитмена, которая оказала на него сильное влияние. В стихах Уитмена Карпентер увидел не только отношение к сексу, полностью соответствовавшее его собственным чувствам29, но ниспровержение ценностей среднего класса, в рамках которых Карпентер был воспитан и которые ненавидел.
В 1873 г. поэт должен был поехать на юг Франции с сестрой. Во время путешествия он осознал, насколько чужда была ему университетская жизнь, и погрузился в мрачные раздумья относительно своего будущего. Но именно это путешествие принесло в его жизнь важную перемену, о которой он позднее писал в автобиографии: «Возвращаясь из Канн, я почувствовал внезапное воодушевление, как дрожь пробежавшее по моему телу, я понял, что должен идти вперед и связать свою жизнь с массой трудящихся людей»30. Вскоре Карпентер оставил Кембридж и присоединился к движению за распространение образования среди тех, кто не имел возможности учиться в университетах. Эта деятельность не принесла ожидаемого облегчения. Постоянные переезды утомляли, а наблюдения за жизнью захолустных промышленных городов убедили в том, что преобразование общества должно осуществляться более решительными мерами.
В 1881 г. Карпентер начинает работать над поэмой «Вперед к Демократии», которая, по словам С. Пирсона, стала «метафизической и этической основой его социализма»31. «В этой работе ощущается сильное влияние утопических идей и восточной философии, — пишет Цудзуки, — и именно в ней содержится призыв к единению простых людей, способных противостоять условностям буржуазного общества»32. Трудно переоценить значение этой поэмы
28 Ш. Роуботем отмечает, что гомосексуальность Карпентера не была секретом в социалистических кругах. Его сочинения на темы сексуального освобождения вызывали среди социалистов неоднозначную реакцию. Исследовательница убеждена в том, что его стремление к «демократизации отношений» между людьми и раскрепощению оказали сильнейшее влияние на развитие мысли и общественных настроений в XX в. См. подробнее: Rowbotham Sh., Weeks J. Socialism and the new life: the personal and sexual politics of Edward Carpenter and Havelock Ellis. London, 1977. P. 44. С ней согласен Т. Цудзуки, отмечавший что для Карпентера наиболее привлекательными в социализме были понятия «товарищества» и «общности», которые поэт переживал сугубо личностно (Tsuzuki Ch. Edward Carpenter, 1844— 1929. Prophet of human fellowship. P. 323). Вспомним также, что с 1885 г. гомосексуальность считалась уголовным преступлением, а в 1895 г. по этой статье был осужден О. Уайльд.
29 CarpenterE. My Days and Dreams. P. 30.
30 Ibid. P. 77.
31 Pierson S. Edward Carpenter. Prophet of a Socialistic Millennium // Victorian Studies. Vol. XIII. March 1970. P. 305.
32 Tsuzuki Ch. Edward Carpenter, 1844—1929. Prophet of human fellowship. P. 134.
6 ВМУ, история, № 1 81
в жизни Карпентера. Она превратила его в одного из заметных представителей социалистического движения.
После смерти отца в 1882 г. Карпентер получил значительное наследство — 6000 фунтов стерлингов. Часть этих денег он истратил на покупку фермы в Миллторпе (неподалеку от Шеффилда), где он решил вести тот образ жизни, который воспевал в своей социалистической поэме. Карпентер обосновался там с женой и несколькими рабочими — они сами изготавливали себе одежду и обувь, занимались хозяйством, часть производимых продуктов продавали, чтобы поддерживать свое существование. Как ни парадоксально, такой отшельнический образ жизни сделал Карпентера еще более любопытной фигурой для современников и товарищей по социалистическому движению. Поэма «Вперед к Демократии» стала Новым Заветом для многих социалистов33, а Миллторп превратился в место паломничества. С начала 1880-х гг. Карпентер состоял в «Обществе новой жизни», организованном Х. Эллисом. Участники группы призывали к подчинению материального духовному и к самосовершенствованию. В Миллторпе Карпентер жил в полном соответствии с идеалами своих соратников, которые уповали на то, что откровенные беседы, простая жизнь, ручной труд и религиозное единение помогут им заложить основы нового общества34. «Люди должны стремиться к тому, чтобы не боятся говорить о своих потребностях и освобождать собственные чувства, — писал поэт. — Тогда они помогут освободиться... тысячам других людей»35.
К 1884 г. в «Обществе новой жизни» начались разногласия. «Некоторые члены этого кружка считали, что решительные действия могут подождать, ...по крайней мере до тех пор, пока каждый из них (участников общества. — А.А.) не достигнет совершенства», — писал Б. Шоу, вскоре присоединившийся к фабианцам36. И хотя самосовершенствование было для Карпентера превыше всего, он с головой окунулся в деятельность новых социалистических обществ.
С 1883 г. он состоял в Социал-демократической федерации, а в 1886 г. вступил в Социалистическую Лигу. Карпентер разделял надежды ее руководителя Морриса на то, что различные социали-
33 Цит. по: Goodway D. Anarchist seeds beneath the snow: left-libertarian thought and British writers from William Morris to Colin Ward. Liverpool, 2006. P. 50.
34 В 1884 г. Карпентера навестил единомышленник и близкий друг, руководитель Социалистической Лиги У. Моррис. Миллторп и образ жизни друга произвели на него сильное впечатление. Впоследствии именно такую размеренную и трудовую жизнь Моррис изобразил в утопическом романе «Вести ниоткуда, или эпоха Спокойствия» (1890).
35 Carpenter E. My Days and Dreams. P. 321—322.
36 Цит. по: Rowbotham Sh. Life full of freedom and love. P. 225.
стические группы образуют сеть по всей Англии и тем самым помогут зарождению нового общества в рамках старого. Поэт создал и возглавил Шеффилдское отделение Лиги, которое занималось активной пропагандистской деятельностью. «Наша Шеффилдская группа, — писал Карпентер, — организовывала лекции, обсуждения, выступала с памфлетами, вела пропаганду прямо на улице»37. Тогда же вместе с соратниками он работал над сборником песен для трудящихся. «Странный опыт — редактировать песни, исполненные надежды и энтузиазма, и сочинять для них подобающие мелодии посреди весьма мрачной обстановки»38, — вспоминал поэт. Сборник получил благоприятную рецензию в газете «Пэлл Мэлл». Ее автором был О. Уайльд, который писал: «Сделать людей социалистами несложно, а вот сделать социализм человечным — непросто»39.
Главной целью творчества и общественной деятельности Карпен-тера было утверждение нового идеала товарищества или братства между людьми. Подобно тому, как, по Марксу, социально-экономические формации должны сменять друг друга, по Карпентеру, должны меняться идеалы. Ценности, предложенные капиталистическим обществом и появившиеся в результате возникновения частной собственности, — индивидуализм, протестантизм и конкуренция — исчерпали себя. На смену им должен прийти идеал братства, необходимый для того, чтобы добиться «справедливого распределения труда и возврата к честной жизни»40 — того, что в понимании Карпентера и было социалистическим обществом. «Социалистическое ... общество, к которому бессознательно стремятся и простые люди, и мыслители прогрессивных наций, будет обществом всеобщего взаимоуважения и взаимопонимания», — писал Карпентер в поэме «Вперед к Демократии»41. Его представления о лучшем обществе не были подкреплены «ни единой цитатой из учения святого Маркса»42 — они касались не столько материальных условий трудящихся, зарплат или восьмичасового рабочего дня, сколько нравственных перемен. «Настоящая ценность современного социалистического движения, — писал Кар-пентер, — не в его конструктивной программе, а в том, что оно представляет собой пространство для критики старого общества и жизни богачей и лелеет надежду на появление нового общества»43.
37 CarpenterE. My Days and Dreams. P. 130.
38 Ibid. P. 136.
39 Цит. по: Tsuzuki Ch. Edward Carpenter, 1844—1929. Prophet of human fellowship. P. 79.
40 CarpenterE. My Days and Dreams. P. 267—268.
41 Carpenter E. Towards Democracy. P. 260.
42 Bell T.H. Edward Carpenter. The English Tolstoi. Los-Angeles, 1932. P. 7.
43 Ibid. P. 129.
Именно нравственность стала для поэта наиболее существенной частью социалистической теории.
Основы воззрений Карпентера изложены в его книге «Цивилизация: история и лечение». Для него цивилизация — это болезнь, «странный период духовной борьбы и разлада»44. Началом цивилизации, а значит и «заболевания», стало разделение общества на классы и появление частной собственности. Однако «кошмар цивилизации» рассматривается как необходимый исторический этап, цель которого — самопознание и переоценка ценностей. «Осознав ужас разобщенности, — пишет Карпентер, — человечество... устремится к единству, которое оно утратило»45. Современному обществу противопоставляется первозданная жизнь дикарей. Отмечая относительность существовавших в поздневикторианской Англии моральных суждений, поэт предлагал вернуться к строю, где «гибкие обычаи» доминировали бы над «жесткими законами». «Мы называем человека преступником не потому, что он нарушает вечный моральный закон — такого не существует, — писал он, — но потому что он нарушает правила, установленные его временем»46.
Для некоторых книга стала откровением. О. Хаксли считал, что она поможет изжить убеждение, будто «современная научная картина мира — это завершенное представление о реальности»47. Ганди писал, что приговор, который Карпентер вынес обществу, суров, но справедлив48. Л. Толстой просил своего друга и переводчика Э. Моода прислать ему экземпляр и побольше разузнать о самом Карпентере49. Однако реакция первых слушателей — отрывки из будущей книги Карпентер прочел на собрании фабианцев в 1889 г. — была скорее враждебной. Самую резкую критику вызвало утверждение, что жизнь дикарей более гармонична, спокойна и цельна, чем жизнь «цивилизованного человека». Б. Шоу, посетив писателя в его загородном доме в Миллторпе, назвал его «благородным дикарем»50.
Критика заставила Карпентера заняться более детальным разбором проблем английского общества и поиском конкретных путей их разрешения. В 1889 г. он начинает работать над статьей «Деревня и землевладелец», в которой описывает экономическое состояние среднестатистической английской деревни. Причины
44 Carpenter E. England's Ideal and other papers on social subjects. London, 1895. P. 8—9.
45 Ibid. P. 130.
46 CarpenterE. Civilization: Its Cause and Cure and Other Essays. London, 1906. P. 169.
47 Huxley A. Science, Liberty and Peace. London, 1947. P. 30—31.
48 Gandhi M. A Comprehensive, Annotated Bibliography on Mahatma Gandhi. In III vols. / Ed. by A. Pandiri. Vol. I. Westport, 1995. P. 281.
49 Maude A. The life of Tolstoy later years. N.Y., 1911. P. 622.
50 Shaw B. Collected letters. In IV vols. / Ed. by D.H. Lawrence. Vol. II. London, 1972.
ее бедственного положения для автора очевидны: цены на продукты, а значит и доход жителей деревни, падают, а рента, которую они платят землевладельцу, растет. Карпентер предлагает ряд мер, которые, по его мнению, поправят ситуацию. Первоочередная задача — введение бессрочного пользования землей, которое должно заставить лендлордов инвестировать в развитие хозяйств, а фермеров — быть более ответственными. Перераспределение собственности, по Карпентеру, можно осуществить двумя путями. Во-первых, за счет увеличения числа небольших земельных участков (от 1—2 до 25 акров) — фригольдов. Во-вторых, за счет передачи земли в распоряжение органов самоуправления и создания «долгосрочного землевладения». Карпентер осознает, что второй вариант подразумевает национализацию земли, и в таком случае предлагает «принцип разнообразия», — т.е. собственность должна принадлежать не только государству или муниципалитетам, но и советам графств, районным и приходским советам. «Нужды конкретных земель и их жителей проще понять на месте»51, — уверяет он. Еще одна важная мера — формирование сельскохозяйственных кооперативов, с тем чтобы выкупать крупные фермы, делить их на небольшие земельные участки и сдавать в долгосрочную аренду. Наконец, Карпентер говорит о необходимости передачи огороженных земель в общественное пользование, чтобы создать на них парки, сады и площадки для игр. Поэт мечтает о времени, когда рента будет снижена, зарплата повышена, еда в школах и доступ в библиотеки станут бесплатными, а в деревне появятся средства на строительство общественных зданий и закупку нового сельскохозяйственного оборудования. Хотя даже самому Карпентеру все это кажется утопией52.
Поэт неоднократно подчеркивал, что организация труда и общества должна происходить добровольно, без принуждения. Он надеялся, что многие проблемы разрешатся практически сами собой, если у граждан появится свобода самовыражения и возможность самореализации. «Вслед за свободным производством товаров появится свободный обмен, — писал Карпентер, — а люди, избавленные от нужды, добровольно примутся за работу»53. В связи с этим писатель много рассуждал о роли, отведенной в социалистическом обществе государству, и закономерно столкнулся с проблемой соотношения между индивидуальным и общественным. Он не отрицал необходимости государства как такового, поскольку оно могло помочь оздоровить и восстановить «больную» общест-
51 Carpenter E. The Village and the Landlord // Fabian Tract. N 136. December 1907.
P. 7.
52 Ibid. P. 9.
53 CarpenterE. England's Ideal and other papers on social subjects. P. 87.
венную организацию. Но постепенно он пришел к осознанию того, что независимость общества от государства слишком хрупка. Попытки разрешить дилемму привели к появлению у Карпентера концепции «двойного коллективизма»54. Опасаясь, что власти приобретут слишком большое влияние в социальной и экономической жизни, поэт призывает людей добровольно участвовать в формировании будущего общества. Идеальное устройство требует равномерного развития двух элементов — «коллективизма», который исходит от государства и ведет к перераспределению земли и промышленности, и «добровольного коллективизма», зачатки которого Карпентер видел в деятельности тред-юнионов и кооперативных обществ. Однако он уверял, что коллективизм, в рамках которого люди не чувствуют ответственности за свои действия, опасен не меньше капитализма, и фактически высказывался за форму организации производства, которую принято называть рабочим контролем55.
В работе «Цивилизация: причины и лечение» он писал, что государство не будет ни монархией, ни аристократией, ни демократией, ни анархией, «но в некотором смысле всем этим сразу»56. Общество будущего сможет объединить такие противоположные человеческие устремления, как коммунизм и индивидуализм, «в едином животворящем единстве»57.
Во взглядах Карпентера на политическое устройство общества очевидно влияние анархизма, интерес к которому писатель никогда не скрывал, хотя в разное время его отношение к политической деятельности и роли государства менялось. Общество будущего у Карпентера представляет собой «неправительственное общество» (Non-Governmental Society), управление которым будет осуществляться благодаря обычаям и добровольной инициативе. Кар-пентер очень ценил знакомство с известным русским анархистом князем Кропоткиным. В автобиографии он писал: «Принципы, на которых настаивает Кропоткин — индивидуальная свобода и свобода объединений, — имеют фундаментальное значение»58. И хотя Карпентер не верил в методы анархистов, его взгляды лишь усиливали анархические настроения в Социалистической Лиге в начале 1890-х гг. Это не устраивало не только руководителя Лиги Морриса, но и самого Карпентера, и послужило причиной его ухода из организации. Он признал необходимость парламентской борьбы
54 Carpenter E. Non-governmental society // Carpenter E. Prisons, Police and Punishment. London, 1904. P. 103.
55 CarpenterE. Love's coming ofAge. London, 1906. P. 121.
56 CarpenterE. Civilization: Its Cause and Cure and Other Essays. P. 42.
57 CarpenterE. My Days and Dreams. P. 128.
58 Ibid. P. 220.
и поддержал создание независимого рабочего представительства, а затем и лейбористской партии.
Однако вскоре он разочаровался в партии и поглотившей ее бюрократии. В 1908 г. писатель вступил в Фабианское общество, а с 1911 г. стал поддерживать анархо-синдикалистов59 и гильдейских социалистов60. Он считал социализм явлением «океанического» характера: «Я поддерживаю фабианцев и тред-юнионы так же как анархистов, — говорил Карпентер. — Мы все идем одной дорогой»61. Постепенно он все больше отдалялся от активной общественно-политической деятельности. В годы Первой мировой войны он открыто выступал против государственного вмешательства в экономику. Дистанция между политикой лейбористов и его представлениями о «неправительственном обществе» становилась все ощутимее. После войны, в которой Карпентер потерял одного из сыновей, его интерес к политике и вовсе угас. Он целиком сосредоточился на темах, давно его волновавших, — мистике, религии, сексуальном освобождении.
Отнести идеи Карпентера к какому-то определенному направлению социалистической мысли довольно трудно и не нужно, хотя бы потому, что сам он никогда не отдавал предпочтения ни одному из объединений или течений. Он был оригинальным и в то же время влиятельным социалистическим мыслителем. Поэт хотел, чтобы социализм покончил с материальным неравенством и принес людям новые возможности взаимодействия и общения, привил им желание жить в гармонии с природой и окружающими. Конкретные способы воплощения этой утопии волновали его меньше, чем пропаганда идеалов товарищества, которые по его мнению, должны были стать основой нового общества. Те, кто посвятил себя социалистическому движению, по мнению Карпентера, взяли правильный курс: «Социализм ... исходит из новых чувств человека и имеет в своей основе лучший вид нравственности»62.
Свои идеи он пытался воплотить не только в творчестве, но и в повседневной жизни. Несмотря на пренебрежительное отношение
59 Одно из направлений международного анархистского движения. В его основе лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления, должны и могут способствовать построению нового, справедливого общества.
60 Концепция, разработанная накануне Первой мировой войны радикальными членами фабианского общества. В отличие от большинства фабианцев, выдвигавших программу передачи предприятий в муниципальную собственность, гильдейские социалисты настаивали на национализации частных предприятий и передаче управления ими «национальным гильдиям» — объединениям работников народнохозяйственных отраслей.
61 Carpenter E. My Days and Dreams. P. 126.
62 Ibidem.
некоторых современников к взглядам Карпентера, они привлекали к социалистическому движению массу рабочих. Поэт был одним из наиболее популярных представителей «религии социализма» конца XIX в.63 Его постоянно приглашали на собрания отделений тред-юнионов, рабочих церквей, социалистических обществ, Независимой рабочей партии, Фабианского общества и других объединений. В день 70-летия в 1914 г. он получил поздравление, которое подписали около 300 человек, включая Джеймса Кейр Гарди, Петра Кропоткина, Сиднея и Беатрису Уэбб, Джека Лондона, Уильяма Йейтса. Когда Карпентеру исполнилось 80, поздравление подписали все члены Кабинета лейбористского правительства. Его книги выходили тысячными тиражами на протяжении четверти века в Великобритании и других странах. Отрывки из социалистической поэмы «Вперед к Демократии» были переведены на немецкий, французский, итальянский, русский и японский языки. Полная версия поэмы (четыре тома) переиздавалась тридцать раз64.
Главной причиной такой популярности поэта были его этические взгляды. Английская исследовательница Р. Ливси называет Карпентера «вдохновителем эволюционных перемен, который мог пробуждать устремления читателей, готовых изменить себя, а значит, и будущие поколения»65. Действительно, желание научить людей понимать себя и других, относиться ко всем членам общества с уважением, покончить с социальным неравенством красной нитью проходит через все его произведения и статьи. Цель социалистического движения, по мнению поэта, заключалась как раз в формировании и распространении «идеала простой и свободной жизни»66. Идеи Карпентера сообщили британскому социалистическому движению мощный утопический импульс67. В то же время он был прекрасно осведомлен о реальных проблемах современного ему английского общества и условиях, в которых жили и трудились рабочие. В отличие от многих своих современников Карпен-тер не воспринимал социализм как практическое руководство к действию или окончательный проект общественного устройства, но пытался пробудить социальную сознательность современников всеми доступными ему способами: своими произведениями, общественно-политической деятельностью и личным примером.
63 Livesey R. Morris, Carpenter, Wilde, and the political aesthetics of labor // Victorian Literature and Culture. Cambridge, 2004. P. 609.
64 Nield K. Edward Carpenter: The Uses of Utopia // Edward Carpenter and late Victorian Radicalism. London, 1990. P. 20.
65 Livesey R. Op. cit. P. 611.
66 Ibid. P. 130.
67 Pierson S. British socialists. The Journey from Fantasy to Politics. Harvard, 1979. P. 35.
Список литературы
1. Мортон А.Л., Тейт Дж. История английского рабочего движения. М., 1959.
2. Bell T.H. Edward Carpenter. The English Tolstoi. Los-Angeles, 1932.
3. Edward Carpenter and late Victorian Radicalism / Ed. by T. Brown. London, 1990.
4. Goodway D. Anarchist seeds beneath the snow: left-libertarian thought and British writers from William Morris to Colin Ward. Liverpool, 2006.
5. Livesey R. Morris, Carpenter, Wilde and the political aesthetics of labor // Victorian Literature and Culture. Cambridge, 2004.
6. Pelling H. The Origins of the Labor Party, 1880—1900. Oxford, 1954.
7. Pierson S. British socialists. The Journey from Fantasy to Politics. Harvard, 1979.
8. Pierson S. Edward Carpenter. Prophet of a Socialistic Millennium // Victorian Studies. Vol. XIII. March 1970.
9. Pierson S. Marxism and the Origins of British Socialism: The Struggle for a New Consciousness. London, 1973.
10. Rowbotham Sh. 'Commanding the heart' Edward Carpenter and Friends // History Today. September 1987.
11. Rowbotham Sh. Life full of freedom and love. London, 2008.
12. Rowbotham Sh., Weeks J. Socialism and the new life: the personal and sexual politics of Edward Carpenter and Havelock Ellis. London, 1977.
13. Tsuzuki Ch. Edward Carpenter, 1844—1929. Prophet of human fellowship. London, 1980.
Поступила в редакцию 17 февраля 2010 г.