УДК 323
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-7-81-90
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ: ОТ АВТОРИТАРИЗМА К РЫНОЧНОМУ СОЦИАЛИЗМУ (К 30-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПОЛИТИКИ
«ДОЙ МОЙ»)
THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM: FROM AUTHORITARIANISM TO MARKET SOCIALISM (DEDICATED TO THE 30-TH ANNIVERSARY OF THE BEGGINNING OF THE POLICY «DOI MOI»)
В. Ф. Печерица,
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток [email protected]
V. Pecheritsa,
Far East Federal University, Vladivostok
E. E. Власов,
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток vlasov. [email protected]
E. Vlasov,
Far East Federal University, Vladivostok
Рассмотрено общее и особенное в переходе СРВ от авторитаризма к основам демократии. Выявлены сходства и различия в рыночной трансформации во Вьетнаме, КНР и других восточноазиатских странах, важнейшие закономерности и особенности этого процесса. Характер движения Вьетнама по пути глубоких преобразований в значительной степени определяется историей, менталитетом населения, особенностями политической культуры, в том числе и сохранением авторитарных традиций политической власти. Отмечено, что традиционные ценности играют роль моста между прошлым и настоящим, помогают вьетнамской нации выстраивать путь в будущее. Главной политической силой кардинальных преобразований в СРВ является КПВ, которая сплачивает нацию, обеспечивает единство и стабильность в обществе
Ключевые слова: переходный период; коммунистическая партия Вьетнама; политика Обновления «Дой Мой»; демократический транзит Вьетнама; авторитаризм; рыночный социализм; традиционные ценности; социалистическая республика
The article describes the common and special in the transition of Vietnam from authoritarianism to democracy. Similarities and differences in market transformation in Vietnam, China and other East Asian countries, the most important regularities and peculiarities of this process are identified. The nature of the movement of Vietnam towards deep transformations is largely determined by past history, mentality of the population, peculiarities of political culture, including the preservation of the authoritarian traditions of political power. Traditional values play the role of a bridge between the past and the present, help Vietnamese nation to build the path to the future. The major political force for radical changes in the Socialist Republic of Vietnam is the Communist party of Vietnam, which unites the nation, ensure unity and stability in society
Key words: transition period; Communist party of Vietnam; renovation policy «Doi Moi»; democratic transit Vietnam; authoritarianism; market socialism; traditional values; socialist Republic
Начало переходу от авторитаризма к политике кардинальных реформ, названных «Дой Мой» — политикой обновления», положили решения VI съезда Коммунистической партии Вьетнама (1986). Однако еще до съезда руководители СРВ
приступили к разработке принципиально нового курса. Компартия, опираясь на исследования ученых-обществоведов, вела поиск оптимальной модели развития страны. Этот курс, основанный на заветах Хо Ши Мина, опыте переходного периода в
других странах, постоянно корректировался, что нашло отражение в документах пленумов ЦК КПВ, в многочисленных дискуссиях, на заседаниях парткомов и партийных собраний.
Тщательный поиск новой модели развития, горячие обсуждения на всех уровнях этой проблемы в конце концов привели политическое руководство Вьетнама к убеждению о необходимости глубоких реформ. Логика развития, необходимость выживания подсказывали, что начинать следует с базисных изменений, т.е. экономических преобразований. Теоретически обосновав эту политику, VI съезд КПВ взял
о /По
курс на «рыночный социализм». С одной стороны, толчком к рыночным реформам стала перестройка в СССР и модернизация в Китае, с другой — суровая действительность, бесперспективность прежнего развития.
К середине 80-х гг. XX в. Вьетнам, по сути, оказался на краю пропасти. Тяжелое внутреннее социально-экономическое положение (бедность, безработица, очень низкий уровень промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.), а также внешние вызовы и угрозы (сложные отношения с КНР) могли привести страну к потере независимости и суверенитета.
Во второй половине 80-х гг. в стране появились некоторые экономические свободы, начались непростые процессы приватизации мелкой промышленности, торговли и сферы услуг. Все это происходило под непосредственным контролем со стороны партии и государства.
Возглавляя процесс обновления, правящая КПВ поставила перед обществом и государством четыре группы кардинальных задач в области экономики: достижение макроэкономической стабилизации, либерализация основных условий экономической деятельности, институциональная поддержка рыночного оборота и частной собственности, минимизация социальных трудностей переходного периода.
В отличие от других стран с переходной экономикой правительство СРВ пошло по пути предоставления госпредприятиям
большой автономии, сокращения бюджетных дотаций и опеки. Введение свободы предпринимательства, поощрение частного сектора облегчили возрождение хозяйственной инициативы, формирование рынка рабочей силы. Частный сектор постепенно превратился в один из основных источников занятости в стране.
Одной из наиболее кардинальных реформ стал переход к ведению сельского хозяйства силами крестьянской семьи. Аграрная реформа, проведенная раньше многих других, оказалась решающим шагом на пути к подъему экономики и снижению бедности с учетом доминирования аграрного сектора в экономике страны.
В основу экономической стратегии СРВ в переходный период были взяты следующие ключевые установки:
— быстрая интеграция в мировое хозяйство, призванная служить модернизации вьетнамской экономики. Она проводится через подключение к транснациональным потокам товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, услуг и информации. Условия для расширения внешней торговли и экономического сотрудничества со всеми странами, привлечения иностранных инвестиций обеспечивает политика «открытых дверей»;
— упор на реализацию конкурентных преимуществ Вьетнама: сравнительно дешевой, в меру дисциплинированной и квалифицированной рабочей силы, а также достаточно емкого, слабо насыщенного внутреннего рынка. Индустриализация опирается на международное разделение труда вместо создания полного хозяйственного комплекса и производство тех товаров, которыми насыщен мировой рынок или которые морально устарели;
— на определенном этапе взят курс на построение инновационной экономики и освоение высоких технологий, чтобы не отстать от общемировой тенденции [11. С. 184].
Демократизация экономической жизни и раскрепощение предпринимательской инициативы оживили хозяйственную жизнь страны. За короткие сроки были до-
стигнуты устойчивые темпы промышленного и сельскохозяйственного роста, утроен размер ВВП с начала 90-х гг. по 2005 г. В отличие от политики «шоковой терапии», характерной для РФ и стран Восточной Европы, во Вьетнаме избран эволюционный путь преобразования административно-командной системы и построения рыночной экономики.
Ввиду схожести условий за основу взята китайская модель развития на переходный период, т.е. плавное, постепенное трансформирование экономической системы. Во Вьетнаме приступили к модернизации общественно-политических институтов и методов государственного управления.
Как и в КНР, главной особенностью реформ во Вьетнаме стало то, что они осуществляются по инициативе и под контролем коммунистической партии. Однако буквальное заимствование китайского опыта, как предлагала прокитайски настроенная часть вьетнамской элиты, было невозможно. Как отмечает Г. М. Локшин, две страны находились в абсолютно разных стартовых условиях. Чего стоила Вьетнаму 9-летняя война за воссоединение страны 1964—1973 гг., унесшая жизни более 3 млн человек и оставившая более 5 млн пострадавших. Тяжелейшими последствиями для СРВ обернулась перестройка, а затем и распад СССР, приведший к прекращению экономической помощи и свертыванию сотрудничества во многих областях [8. С. 117-118].
В этих сложных условиях КПВ поставила задачу перед страной в исторически короткие сроки преодолеть отставание и выйти на уровень среднеразвитых государств мира. Руководители КПВ отвергли неолиберальные рецепты на переходный период, которые предлагал Запад, они не отказались от социализма, а взяли курс на его совершенствование с помощью рынка, создания смешанной экономики, при сохранении политической власти в руках коммунистической партии.
Первые шаги обновления были особенно трудными, в острой борьбе принимались порой расплывчатые и внутренне противо-
речивые решения КПВ [2]. Эти решения первых лет «обновления» и определили неравномерные темпы и различные результаты преобразований внутри страны и во внешней политике. Только благодаря героическому труду народа под руководством КПВ, за короткий период удалось вывести страну из кризиса 70-80-х гг.
Из отсталой, разоренной двумя опустошительными войнами страны с гипертрофированными вооруженными силами и военным потенциалом, с непредсказуемым поведением в регионе, вызвавшим отчуждение соседних государств в конце 80-х гг., оставшейся без друзей и союзников, СРВ уже в 90-е гг. XX в. демонстрирует миру успехи в своем развитии, прежде всего в экономике.
Гарантом успешного развития страны стала КПВ. Она обеспечивает в обществе стабильность, на основе которой осуществляется плавный переход от АКС к «рыночному социализму». Следует признать определенную смелость вьетнамского политического руководства, т.к. этот непростой переход осуществляется в стране, где отсутствует многопартийность, а одновременно с этим политический плюрализм, гласность и ряд других атрибутов демократического общества. Это значит, что КПВ одна ответственна за судьбоносные для страны проблемы.
Параллельно с экономической сферой в 90-е гг. продолжаются изменения в политической системе СРВ. Страна постепенно превращается из государства авторитарного типа в парламентскую республику с однопартийной системой. Наряду с экономическими свободами население получает некоторые гражданские свободы, больше стало гласности, открытости власти, что создает предпосылки формирования гражданского общества и правового государства. Эти кардинальные изменения нашли отражение в Конституции 1992 г., а также в решениях IX—X съездов правящей КПВ.
Несмотря на трудности и противоречия переходного периода, общественная система Вьетнама показала свою жизненность и стойкость. Она объединила усилия и ин-
тересы частного и государственного сектора, сумела сочетать жестокость в управлении и даже насилие с расширением свобод и информации. Она сумела использовать административные и военные ресурсы для противодействия внешним угрозам (территориальные споры с соседними странами; давление Китая). Подчеркивая это,
B. М. Мазырин отмечает: «При подобном режиме, как показывает опыт ряда стран Востока, политическая либерализация не обязательно следует сразу за экономическими реформами» [12. С. 34].
Следует отметить, что не только опыт СРВ, но и других азиатских стран доказывает это. Азиатским странам, как считает
C. И. Лунёв, свойствен более традиционный путь, близкий к коллективистскому вектору (цивилизационное поле, на котором осуществляется социально-экономическое развитие, очень обширно — от индивидуализма, а это основа западного общества, до коллективизма, присущего традиционному восточному обществу, при массе промежуточных вариантов). Возможно, этим объясняется легкое приобщение китайского общества к социалистическому опыту [10. С. 105]. Для других стран Восточной Азии, которых всегда причисляли к категории капиталистических, также характерно большое цивилизационное сходство с Китаем и Вьетнамом. Очевидно, восточноа-зиатские страны добились колоссальных успехов именно благодаря тому, что они отнюдь не буквально воспринимали западный путь. Эти государства совершили прорыв в условиях авторитарных режимов, с существенными элементами тоталитаризма.
Цивилизационные особенности в организации производства и управлении обществом, а также в структурировании последнего проявляются в таких странах, как Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Тайвань [10. С. 105]. Примеры этих азиатских стран, разных по уровню развития, политическому режиму, вместе с тем свидетельствуют об общих закономерностях их развития, основанных на концепции «азиатских ценностей». По мнению востоковедов, важнейшими азиатскими ценностями
являются семья как оптимальная модель организации, развитая клановая система, дисциплина и повиновение, уважение к старшим, приоритетное значение общественного согласия, сильное государство.
Удачным примером реализации этих азиатских ценностей стала Республика Сингапур, опыт которой высоко ценится во Вьетнаме. Здесь, как и в некоторых других азиатских странах, сделан упор на подчинение авторитету группы, на трудолюбие, семью, сбережения и образование. Глава правительства Сингапур, отец сингапурского «экономического чуда» и его единомышленники определили десять основных пунктов концепции «азиатских ценностей»:
— избегание излишнего индивидуализма;
— поддержание крепкой семьи;
— преклонение перед образованием;
— бережливость и высокая норма сбережений;
— напряженная работа;
— коллективное взаимодействие в масштабах страны;
— достижение азиатского социального контракта;
— восприятие всех граждан как организаторов коллективного дела (членов коммуны);
— развитие всего, что морально благотворно;
— отсутствие абсолютной свободы прессы [17].
Чан Хенг Чи (бывший посол Сингапура в США) отмечает, что «...от либеральной демократии азиатские ценности отличаются коммунитаризмом, уважением к власти, наличием доминирующей партии, сильного государства и централизованной, жестко иерархизированной бюрократии» [16]. Как видим, эти характеристики основных азиатских ценностей близки не только к Республике Сингапур, но и к Вьетнаму.
Политика Обновления привела Вьетнам к глубокой трансформации всей социально-экономической системы. В СРВ возникло соединение элементов капиталистической и социалистической собственности, производства и управления, что
В. М. Мазырин назвал «хозяйством конвергентного типа». Он утверждает, что по мере укрепления рыночных институтов вьетнамская экономика постепенно теряет свои социалистические атрибуты и формы, как и общество в целом. Переход на рыночные рельсы меняет и существо самого государства, трансформируя социальную базу и политику руководства страны [8. С. 119-120].
Однако, как бы не трансформировалось вьетнамское общество, дальнейшей его целью остается построение в стране социализма. Эта мысль проходит через все директивные документы VI—XП съездов КПВ. За 30 лет переходного периода с 1986-2016 гг. курс Вьетнама неоднократно корректировался. Но главная его сущность осталась прежней - социализм. Верность социализму и социалистической традиции в разной интерпретации декларируется в Лаосе, КНДР и на Кубе. Однако частью современной идентичности социализм стал в СРВ и в КНР. Причем в моделях социалистического развития Вьетнама и Китая есть общее:
- революционное движение;
- длительный период вооруженной борьбы;
- победа коммунистических партий, идеологии и социалистического пути;
- рыночные реформы в обеих странах начаты не с промышленности, а с сельского хозяйства и др.
И в Китае, и во Вьетнаме в переходный период важно было заручиться поддержкой традиционного населения - крестьянских масс, позволив, по выражению Дэн Сяопина, «одним обогащаться раньше других». В КНР и СРВ сначала начала обогащаться деревня, затем, опираясь на динамичные процессы в сельскохозяйственном секторе, быстрыми темпами стали обогащаться города. Осуществляя реформирование, Китай и Вьетнам всецело использовали свои преимущества и резервы — дешевую дисциплинированную рабочую силу; создание и расширение внутреннего емкого рынка и успешное вхождение во внешний рынок, что позволило в обеих странах создать и
развить трудоемкие производства, обеспечить рост экспорта и получить хорошие доходы.
Двухсекторная модель экономики обеспечила высокие темпы роста в новых (негосударственных) секторах, что удачно сочетается со стабильностью и надежностью инфраструктуры в государственном секторе, особенно в КНР. Политический процесс в этих странах значительно отличается от преобразований в РФ. Однако есть и сходства переходного периода в России, Китае и Вьетнаме. Сходство заключается в том, что во всех трех странах осуществляется глубокая системная реформа, означающая переход от директивной, плановой системы управления в экономике к механизмам рыночного саморегулирования и от традиционной, централизованной власти к более или менее современной модели правового государства с большей или меньшей степенью демократизации политической системы [13. С. 170].
Вместе с тем Россия пошла по пути радикальной реформы, применив либеральную, монетаристскую модель, а Китай, затем Вьетнам избрали относительно безболезненный, постепенный переход от плановой к рыночной экономике, обеспечивший им сохранение высоких темпов роста на протяжении уже трех десятилетий. Достигнутые тремя странами результаты, особенно в паре Россия — Китай, однозначно показывают, что сравнение явно не в пользу российской модели [13. С. 170].
Во Вьетнаме рыночные реформы начались несколько позднее, чем в КНР. Причины этого не только в тяжелом наследии, медлительности и осторожности правящей элиты СРВ, инертности некоторых руководителей КПВ, но и в тормозящих внешних факторах, в сложной внешнеполитической ситуации, непростых отношениях с северным соседом.
Стартовав несколько позже, Вьетнам тем не менее ускорился в своем развитии.
Правящая КПВ сделала упор на открытость во всем во внутренней и внешней политике. Во Вьетнаме быстрее, чем в КНР, расширяется гласность и свобода к
получению информации, критика и самокритика и другие атрибуты демократического общества.
К началу 2000-х гг. получены положительные результаты рыночных реформ, однако не все члены общества в равной степени ими воспользовались. В первую очередь ими воспользовались не рабочие и крестьяне и даже не частные предприниматели, а партийные и государственные чиновники, которые стали либо сами заниматься бизнесом, либо получать чиновничью ренту. В авангарде рыночных преобразований оказалась и другая часть государственного аппарата — армия, активно включившаяся в предпринимательскую деятельность и ставшая одним из крупнейших собственников во Вьетнаме [1. С. 100].
КПВ разрешила своим членам заниматься бизнесом, а беспартийным бизнесменам вступать в партию. В январе 2011 г. XI съезд КПВ легализовал возможность участия чиновников в экономической деятельности, а предпринимателей — в политической. Так, по-новому соединив власть и собственность, КПВ попыталась устранить основания для возникновения антагонистических противоречий между различными группами элиты и на политическом уровне утвердила двухсекторную экономическую модель.
Таким образом, объединение государством различных экономических укладов под своим административным надзором, а также консолидация партией различных социальных групп под своим идеологическим контролем задают общие, универсальные критерии оценки их деятельности. Сформированную на такой базе социально-политическую систему можно назвать мери-тократией, или авторитарной демократией, власть в которой обусловливается исключительно заслугами перед государством, — считает А. В. Виноградов [1. С. 100].
Важный вывод из уроков истории, который сделан руководством СРВ вслед за их китайскими коллегами, связан с тем, что нельзя успешно развиваться, не открываясь миру, не становясь активным участником международного разделения труда, не
используя всех выгод и преимуществ экономического, научно-технического сотрудничества [9. С. 172].
Итак, за основу преобразований во Вьетнаме взят опыт близких по политической культуре государств Восточной Азии (конфуцианский ареал). Политическое развитие, политический процесс в этих азиатских странах имеют свою особенность. Он отличается по сути, содержанию и не совпадает по времени. Эти страны относятся к «третьей волне демократии». В каждой из этих азиатских стран есть свои особенности переходного периода. Кроме того, в политическом процессе этих стран огромное влияние имеет традиционализм, который проявляется во всех сферах общественной жизни — духовной, политической, социально-экономической и т.д.; влиятельной силой, оказывающей воздействие на политическую жизнь этих стран, является религия (конфуцианство, буддизм, ислам и т. д.) Несмотря на противоречия политического развития, драматические «откаты», развитие стран Востока идет в русле нарождения новой постиндустриальной цивилизации. Оно обогащает, разнообразит модели политического развития мира.
Заимствуя лучшее в ключе переходного периода от других азиатских стран, прежде всего КНР, опираясь на собственный опыт и традиции, Вьетнам выработал неповторимую модель развития под названием «Обновление». Опыт 30-летнего обновления Вьетнама свидетельствует о коренных преобразованиях в этой стране. Изменив экономический строй и внешнюю ориентацию, СРВ сохранила главное — национальный суверенитет и внешнеполитический курс на построение социализма с вьетнамской спецификой. СРВ, как и Китай, преимущественно остаются странами с авторитарными режимами, но авторитаризм не является исключительно прерогативой социалистического государства, он существует во многих странах с разными общественными системами. «Нежелание азиатских стран расстаться с социалистической республикой, — пишет Г. С. Яскина, — отнюдь не только политический прием.
За ним, безусловно, скрывается задача защитить авторитет правящих коммунистических партий, на протяжении многих лет пропагандировавших социализм. Тем более, что за этим авторитетом действительно стоят отвечающие реальному положению вещей крупные теоретические обобщения, вытекающие из опыта модернизации экономики и отдельных политических реформ» [15. С. 39]. Как отмечает То Динь Тон, «опыт Вьетнама наглядно показал, что в период крупных перемен на начальном этапе нельзя одновременно проводить экономическую и политическую реформу, развивать многопартийность, усиливающую оппозиционные силы, мешающие процессу и разъединяющие общество... Нельзя создавать демократическое общество и новую экономику рыночного типа, подвергнув полному разрушению экономический потенциал страны в ходе присвоения общественной собственности авантюристами от бизнеса и лицами, приближенными к госаппарату...» [14].
В результате сплава рыночных и плановых элементов в экономике Вьетнаму удалось значительно поднять жизненный уровень населения, сохранить и укрепить вооруженные силы, осуществить несколько масштабных экономических программ, таких как полная электрификация, развитие сотовой связи и интернета, наращивание экспортных поставок риса, кофе, другой сельхозпродукции, реконструкция автомобильных дорог, массовое индивидуальное жилищное строительство, создание современной инфраструктуры для иностранного туризма, развитие внутренних и международных авиалиний [5. С. 98]. Президент Вьетнама, член Политбюро ЦК КПВ Чан Дык Лыонг на открытии X съезда партии отметил, что «эти успехи способствовали коренным всесторонним изменениям в нашей стране, во многом помогли укреплению позиции, силы и авторитета Вьетнама на международном фоне» [4. С. 12]. С 1998 г. СРВ стала лидером в Юго-Восточной Азии по темпам экономического роста. С 1993 г. удалось сократить количество бедных с 58 до 22 % в 2005 г. Значительные
успехи достигнуты в образовании и здравоохранении.
Ежегодный прирост промышленного производства в СРВ на рубеже ХХ—ХХ1 вв. был одним из самых высоких в мире и составлял 8.10 %.
В настоящее время социалистически ориентированная рыночная экономика Вьетнама дает ощутимые результаты и удивляет мир. За короткие исторические сроки из разрушенной до основания войной страны Вьетнам превратился в одно из самых динамично развивающихся государств в мире [6. С. 17]. Эти успехи, как считают вьетнамцы, были бы невозможны без руководящей роли КПВ, которая инициировала глубокие реформы, направленные на трансформацию вьетнамского общества, и которая успешно руководит процессом обновления всего Вьетнама. КПВ является мощным фактором, обеспечившим безболезненный переход от государственно-распределительной системы к рыночному социализму. После крушения СССР и других социалистических стран руководители КПВ, как и их китайские коллеги, посчитали, что на них лежит ответственность, особая миссия продолжателей дела мирового социализма. При этом неважно, что коммунистическая партия одна во Вьетнаме и ей не с кем разделять эту ответственность; она одна отвечает за все. Однопартийный режим дает немало преимуществ, он предоставляет правящей партии время, которое не ограничено возможным результатом ближайших президентских выборов. Единственная партия во Вьетнаме — также фактор географического единства страны. Это кровью миллионов завоеванное единство и сейчас является довольно хрупким, так как возникло совсем недавно. Следует отметить, что КПВ стремится к тому, чтобы в руководстве были более или менее равномерно представлены Север, Центр и Юг страны [7. С. 36].
Однопартийные режимы характерны и для других стран конфуцианского ареала, где социальная гармония, стабильность основаны на традиционной политической культуре. И если ограничение свобод яв-
ляется условием сохранения социального порядка, то их можно принимать. И вьетнамский народ в своем большинстве принимает такие правила в политике. Ведь власть, которая находится в руках у кому-нистической партии, установлена по воле народа. Главное для народа то, что эта партия обеспечивает гражданский мир в стране и высокие темпы социально-экономического развития.
«Роль руководства нашей Партии, — пишет профессор Хошиминского государственного административно - политического института Мать Куанг Тханг, — это закономерный результат процесса упорной и неустанной борьбы Партии за независимость Родины, свободу, достаток и счастье народа. Пройдя бесчисленное множество испытаний и трудностей, народ поверил Партии и поручил ей роль лидера национального развития. Это утверждение также верно, как и то, что с самого начала Партия своим зарождением, существованием и развитием ставила целью служить интересам Отечества и народа, и кроме этой цели нет никакой другой. Именно поэтому наша Партия — это не только партия рабочего класса, но также Партия всех трудящихся.» [18].
Коммунистическая партия Вьетнама — одна из немногих коммунистических партий, которая смогла не только удержать власть, столнувшись с серьёзными экономическими и политическими проблемами в кризисный для всего социалистического лагеря период конца 80-х гг. XX в., но, более того, ей длительное время удается в условиях открытости страны, многоконфессио-нальности, огромного населения, недостатка ресурсов сохранять свое влияние на все сферы общественной жизни страны, блокируя появление достаточно сильной оппозиции. Для этого пришлось отбросить устаревшие и дискредитировавшие себя социалистические методы хозяйствования и объявить начало политики «обновления» всех сфер общественной жизни. Эта политика быстро дала положительный результат, улучшив условия жизни, что подняло авторитет КПВ среди подавляющего насе-
ления, при этом партия подверглась некоторым изменениям.
Итак, вьетнамский опыт подтверждает возможность эволюционной трансформации отсталой, полунатуральной с авторитарным режимом страны в динамично развивающееся государство, строящее «рыночный социализм». Всего за 30 лет на хорошей теоретической основе методом проб собственных и чужих ошибок СРВ пройден национальный путь развития и модернизации. Учитывая опыт соседей, мировую практику, опираясь на марксистско-ленинские идеи и заветы Хо Ши Мина, КПВ разработала свою национальную стратегию реформирования общества.
Главный элемент этой стратегии — национально-культурные традиции вьетнамского народа, традиции азиатского способа производства, для которых характерна активная роль государства в экономике и общественной жизни.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
— социализм во Вьетнаме доказал свою жизненность, возможность эволюционного пути развития и преобразования без тех колоссальных издержек, присущих так называемой «шоковой терапии» в других социалистических странах;
— создание и развитие рыночной экономики позволило СРВ эффективно мобилизовать внутренние ресурсы и гармонично вписаться в мировой рынок, в общий процесс глобализации мира;
— Вьетнам обосновал необходимость выбора собственных форм и методов социалистического строительства, приспособив социалистическую теорию к новым экономическим реалиям;
— несмотря на отставание демократического процесса в политической сфере от экономических преобразований в стране, наблюдается тенденция смягчения режима, обозначилось движение к конституционному либерализму, которое постепенно прокладывает дорогу правовому государству;
— характер движения Вьетнама по пути модернизации имеет как общие чер-
ты, так и особенности, которые в значительной степени определяются историей, менталитетом населения, особенностями политической культуры, в том числе сохранением авторитарных традиций политической власти. В целом, традиционные ценности играют роль моста между прошлым и
Список литературы_
настоящим, помогают вьетнамской нации выстраивать путь в будущее;
— КПВ является главной силой преобразований в СРВ. Из рабоче-крестьянской она стала партией всех трудящихся, которая сплачивает нацию, обеспечивает единство в обществе.
1. Виноградов А. В. Новые азиатские закономерности // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3. С. 99-101.
2. Документы и материалы съездов Коммунистической партии Вьетнама периода Обновления и интеграции (VI, VII, VIII, IX, X) [на вьетнамском языке]. Ханой: Госполитиздат, 2013. 848 с.
3. Документы VI съезда Коммунистической партии Вьетнама [на вьетнамском языке]. Ханой: Изд-во Сытхат, 1987. 247 с.
4. Документы X съезда Коммунистической партии Вьетнама [отрывки]. Ханой: Тхезьой, 2006. 87 с.
5. Ивашова М. А. Компартия Социалистической Республики Вьетнам на пороге перемен: итоги X съезда / / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2006. № 4. С. 98-111.
6. Локшин Г. М. Новый этап обновления партии и страны / / Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 2. С. 17-24.
7. Локшин Г. М. XI съезд КПВ: Политике обновления «Дой Мой») Альтернативы нет / / Вьетнамские исследования: сб. 2012. Вып. 2. С. 14-40.
8. Локшин Г. М. Поучительный опыт социального «обновления» по-вьетнамски / / Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 12. С. 117-120.
9. Локшин Г. М. Рецензия на монографию: «Сравнительный анализ общих и особенных черт переходного периода в России, Китае и Вьетнаме» // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 6. С. 170-173.
10. Мазырин В. М. Вьетнам: постсоциалистический «тигр» // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3. С. 99-111.
11. Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006): направление, динамика развития // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 3. С. 182-187.
12. Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. М.: Ключ-С, 2007. 336 с.
13. Сравнительный анализ общих черт и особенностей переходного периода в России, Китае и Вьетнаме / А. В. Островский, Нгуен Куанг Тхуан (СРВ) [и др. ]. М.: Форум, 2012. 415 с.
14. То Динь Тон. Реформы и стратегия Китая и Вьетнама: сравнительный анализ. Махачкала, 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/38371865.pdf (дата обращения: 18.03.2016).
15. Яскина Г. С. К вопросу об исторических судьбах социализма в странах Азии // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 2. С. 28-43.
16. Chan Heng Chee. Democracy: Evolution and Implementation: An Asian Perspective. Singapore, 1993. P. 21-24.
17. Koh T. The 10 Values Which Undergird East Asian Strength and Success / / The International Herald Tribune. 11-12. 1993.
18. Mach Quang Thang. Mot so van de ve Dang Cong san Viet Nam cam quyen trong dieu kien moi. Ha Noi, 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dangcongsan.vn/tu-lieu-van-kien/tu-lieu-ve-dang/sach-chinh-tri/books-0105201511342446/index-010520151129064624.html (дата обращения: 12.03.2016).
List of literature_
1. Vinogradov A. V. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (World Economy and International Relations), 2012, no. 3, pp. 99-101.
2. Dokumenty i materialy sezdov Kommunisticheskoy partii Vietnama perioda Obnovleniya i integratsii (VI, VII, VIII, IX, X) [Documents and materials of the Vietnamese Communist Party congresses time updates and integration (VI, VII, VIII, IX, X)]. Hanoi: Gospolitizdat, 2013. 848 p.
3. Dokumenty VI sezda Kommunisticheskoy partii Vietnama [Documents of the VI Congress of the Communist Party of Vietnam]. Hanoi: Sythat, 1987. 247 p.
4. Dokumenty X sezda Kommunisticheskoy partii Vietnama [Documents of the X Congress of the Communist Party of Vietnam]. Hanoi: Thezoy, 2006. 87 p.
5. Ivashova M. A. Sotsialnye i gumanitarnye nauki na Dalnem Vostoke (Social and Human Sciences in the Far East), 2006, no. 4, pp. 98-111.
6. Lokshin G. M. Problemy Dalnego Vostoka (Problems of the Far East), 2011, no. 2, pp. 17-24.
7. Lokshin G. M. Vietnamskie issledovaniya (Vietnamese researches), 2012, vol. 2, pp. 14-40.
8. Lokshin G. M. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (World economy and international relations), 2008, no. 12, pp. 117-120.
9. Lokshin G. M. Problemy Dalnego Vostoka (Problems of the Far East), 2013, no. 6, pp. 170-173.
10. Mazyrin V. M. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (World economy and international relations), 2012, no. 3, pp. 99-111.
11. Mazyrin V. M. Problemy Dalnego Vostoka (Problems of the Far East), 2009, no. 3, pp. 182-187.
12. Mazyrin V. M. Reformyperehodnogoperiodavo Vietname(1986—2006gg. ): napravleniya, dinamika, rezultaty [The transition reforms in Vietnam (1986-2006 gg.)]: Direction, dynamics, results. Moscow, 2007. 336 p.
13. Sravnitelny analiz obshhih chert i osobennostyj perehodnogo perioda v Rossii, Kitae i Vietname [A comparative analysis of the common features and peculiarities of the transition period in Russia, China and Vietnam]; A. V. Ostrovsky, Nguyen Quang Thuan (Vietnam) [et al. ]. Moscow: Forum, 2012. 415 p.
14. That Dinh Ton. Reformy i strategiya Kitaya i Vietnama: sravnitelny analiz (Reforms and strategy of China and Vietnam: comparative analysis). Makhachkala, 2008 Available at: http://elibrary.ru/download/38371865. pdf (accessed 18.03.2016).
15. Yaskin G. S. Problemy Dalnego Vostoka (Problems of the Far East), 2005, no. 2, pp. 28-43.
16. Chan Heng Chee. Democracy: Evolution and Implementation: An Asian Perspective [Democracy: Evolution and Implementation: An Asian Perspective]. Singapore, 1993. P. 21-24.
17. Koh T. The International Herald Tribune (The International Herald Tribune). 11-12. 1993.
18. Mach Quang Thang. Mot so van de ve Dang Cong san Viet Nam cam quyen trong dieu kien moi. Ha Noi, 2014 Available at: http://dangcongsan.vn/tu-lieu-van-kien/tu-lieu-ve-dang/sach-chinh-tri/ books-0105201511342446/index-010520151129064624.html (accessed 12.03.2016).
Коротко об авторах_
Печерица Владимир Федорович, д-р ист. наук, профессор, кафедра «Политология», Восточный институт-Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия. Область научных интересов: политология, миграционные процессы, российско-китайские отношения, международные отношения aboyarkina@gmail .ru
Власов Евгений Евгеньевич, аспирант кафедры «Политология», Восточный институт-Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия. Область научных интересов: политология, российско-вьетнамские отношения, коммунистическая партия Вьетнама, международные отношения
Briefly about the authors_
Vladimir Pecheritsa, doctor of historical sciences, professor, Political Science department, Oriental Institute-School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. Sphere of scientific interests: political science, migration process, Russian-Chinese relations, foreign affairs
Evgeny Vlasov, postgraduate of the Political Science department, Oriental Institute-School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. Sphere of scientific interests: political science, Russian-Vietnamese relations, Communist party of Vietnam, foreign affairs
Образец цитирования _
Печерица В. Ф., Власов Е. Е. Социалистическая Республика Вьетнам: от авторитаризма к рыночному социализму (к 30-летию начала политики «Дой Мой») // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 7. С. 81—90.
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-7-81-90