СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОНОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГОРОДОВ
АНИС И MOB А Н А.. БИС ЕРОВ Э. А.
Уральская государственная горно-геологическая академия
Современный город - это сложная, подвижная и многофункциональная структура. Экономически активная территория города является своеобразным посредником между потребителями, производителями и органами местного самоуправления.
В настоящий момент перед городскими администрациями моноспециализированных российских городов со всей остротой встает проблема неопределенности ориентиров их будущего развития. Современная ситуация требует своевременно учитывать изменяющиеся экономические условия, выдерживать конкурентную борьбу за рынки и ресурсы. Городским администрациям приходится самостоятельно формировать социально-экономическую политику, добиваться привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, а в конечном итоге повышения качества жизни и улучшения перспективы развития своих городов. Между тем «степень свободы» в выборе направлений развития у мсноспсциа-лизированных городов, финансово-экономическое благополучие которых в значительной степени зависит от эффективности работы единственного градообразующего предприятия, жизненный цикл которого ограничен из-за невозобновимых минеральных ресурсов, гораздо меньше, чем у городов с более диверсифицированной структурой градообразующего комплекса. Проблемой для моноспеииализиро-ванных городов является препятствие равномерного, пропорционального развития и невозможность создания полноценной социальной инфраструктуры, нарушения в соотношении градообразующих и градообслуживающих отраслей. В результате ограничиваются возможности реализации важнейшей функции города как самостоятельного экономического субъекта - жизнеобеспечение граждан на собственной ресурсной базе за счет ее более эффективного использования.
Широкое распространение в России данного типа городов и высокая степень их концентрации в рамках крупных территориальных систем становятся мощными факторами, способствующими ускорению процесса пространственной дифференциации социально-экономических показателей. В конечном итоге формируются зоны и районы социальной напряженности, для которых характерна невозможность удовлетворения жизненно важных потребностей населения.
В данных условиях большое значение приобретает разработка органами местного самоуправле-ния качественно новой городской социально-экономической политики, смягчающей, а в дальнейшем и преодолевающей отрицательные последствия моноспециализации города.
В соответствии со сложившейся практикой выделяются несколько направлений политики соци-ялкио-ткономического развития моноспециализированных городов горной специализации.
1. «Инерционное развитие».
Развитие города не предусматривает определенных целей и направлений социально-экономического движения. Перспективы города определяются в большей мере внешними движущими силами, возможностями городского сообщества и муниципальных структур адаптироваться в складывающейся ситуации.
При этом в городах наблюдаются негативные тенденции депопуляции населения; повышается уровень зарегистрированной безработицы; усиливается отток молодежи, не имеющей достаточного спектра возможностей для продолжения образования и профессиональной самореализации.
2. «Развитие города как моноспециализированного центра на базе новой хозяйственной специализации».
Данное развитие предполагает переход города на новую экономику и развитие нового структурообразующего производства, для которого необходимо наличие у города значительных внешних возможностей и внутренних преимуществ.
3. «Развитие города как многофункционального центра регионального значения на базе новой хозяйственной специализации».
Действие внутренних механизмов саморегуляции экономики приводит к тому, что стихийный процесс диверсификации начинается независимо от действий городской администрации.
4. «Развитие города как многофункционального центра регионального значения с моноспециализированным горнопромышленным производством».
Предполагает развитие таких направлений деятельности местной администрации, которые ориентированы на активное использование факторов территориального развития, взаимодополняющих, а не взаимозаменяющих факторы развития градообразующего предприятия.
5. «Развитие города как моноспециализированного центра горнодобывающей промышленности».
469
Развитие города предполагает сохранение сложившейся моиоспециализации города в сочетании с проведением активной политики городской администрации п° привлечению инвестиций и мобилизации внутренних финансовых ресурсов для использования в тех секторах экономики города, которые являются наиболее привлекательными.
Для успешной разработки концепции, приоритетных направлений социально-экономической политики в конкретном моноспециализированном городе необходимо провести анатиз городской ситуации по нескольким основным группам характеристик.
Существенными характеристиками города являются:
• Природно-климатические. Инженерно-геологические условия; климат; условия сельскохозяйственного производства в прилегающем районе; рекреационные ресурсы; экологическая ситуация.
• Экономико-географические. Транспортная инфраструктура: наличие железной дороги, автодорог федерального значения, развитость сети местных автодорог, судоходных путей, аэропортов; инфраструктурные связи с прилегающими территориями.
• Территориально-политические. Административное положение города; экономическая характеристика субъекта Федерации; отношение областных властей к реформе местного самоуправления; нормы отчислений в областной бюджет.
• Экономические. Экономическое положение ведущих предприятий; предпринимательский климат; развитость мелкого и среднего бизнеса в городе.
• Культурно-исторические. История, существование местных традиций; миг рационная характеристика; национальный и конфессиональный состав; напряженность в отношении этнических, конфессиональных и иных групп.
• Социально-культурные. Интеллектуальный потенциал; общественные движения; культурная жизнь города.
• Социально-экономические. Среднемесячные показатели заработной платы; динамика сокращения занятости, в том числе и перехода на частичную занятость; прогноз развития ситуации в связи с развитием экономической ситуации.
Разработка концепции развития города должна отвечать типологии города, приоритетам его развития и сложившейся в нем городской ситуации - является первоначальным этапом для реализации городской политики развития и выбора критериев оценки ее реалистичности и эффективности. Это стратегическое (одновременно концептуальное и политическое) самоопределение, которое реализуется в разработке городского пакета программ развития, объем которого зависит от реальных возможностей города. При разработке социально-экономической политики города необходимо учесть специфик) горнопромышленной территории, которая состоит в необходимости обоснованного определения ее перспектив с точки зрения сохранения горной специализации при наличии разведанных запасов еще не освоенных в данном районе месторождений полезных ископаемых. В этом случае должна быть в приемлемые сроки произведена переоценка целесообразности их освоения в рыночньх условиях. Если новые перспективные месторождения находятся в стадии поисковых исследований или предварительной разведки, необходимо ускорить их геолого-экономическое изучение, чтобы не допустить разрыва между доработкой эксплуатируемых месторождений и освоением новых. В том случае, если сохранение горнодобывающей специализации территории не представляется возможным, должны формироваться варианты се глубокой реструктуризации с целью переспециализации. При этом должны бьг^ учтены особенности экономико-географического положения территории: географическое расположение, транспортные связи и возможности их совершенствования, характер расселения, рельеф, климат, удаленность от рынков сбыта и основных поставщиков.
Таким образом, социально-экономическая программа городского развития является комплексной взаимосвязанной системой действий по преобразованию структуры муниципальной экономики, которая направлена на повышение качества жизни населения и на согласование интересов участников структурных и рыночных преобразований.
Основными структурными элементами городской социально-экономической программы моно-специализированиого города являются:
- диагностика социально-экономического состояния и прогнозирование развития моноспециализированного города;
- обоснование территориальной политики органов власти всех уровней;
- разработка социально-экономических и инвестиционных программ структурных преобразований моноспециализированного города;
- формирование механизма реализации данных программ;
- развитие социально-экономического состояния территории моноспециализированного города.
В результате детального аналига природноресурсного. производственного, инфраструктурного ■
социального потенциала, сложившегося состояния экономики, выявления особенностей и возможно-
стсй адаптации к рыночным отношениям представляется возможность выработать страте™«) развития территории моноспециализированного города. В разработке данной стратегии должны участвовать органы регионального управления субъекта Федерации, а в ряде случаев и федеральные органы управления. Однако основные положения концепции социально-экономической политики должны быть разработаны на уровне муниципального образования.
Социально-экономическая политика предопределяет необходимость укрупненного рассмотрения возможных направлений реализации природноресурсного и социально-экономического потенциала территории юрода и обоснование оптимального наиболее приоритетного направления развития моноспециализированного города исходя, прежде всего, из приоритетности решения органами местного самоуправления социально-экономических проблем.
При реализации социально-экономической политики для данного типа города сформируется ряд следующих рекомендаций:
1. В качестве фундаментального источника развития территории необходимо рассматривать, прежде всего, ее внутренний потенциал - от имеющихся на территории природных богатств до активной части населения, находящейся в трудоспособной возрасте и готовой проявлять инициативу. Возможности государственной поддержки, привлечение посторонних отечественных и зарубежных инвесторов и другие внешние факторы - всс это должно учитываться исходя из «опоры на собственные силы».
2. Необходимо исходить из постепенности структурных преобразований на территории. Сохранение традиционных отраслей в ближайшие 8-10 лет при наличии ресурсов (горнодобывающей промышленности, лесопереработки, промышленности строительных материалов и т. п.) представляется целесообразным. Весьма перспективно вовлечение в промышленный оборот антропогенных ресурсов -отходов промышленного производства. При этом преобразование сферы обслуживания, создание рыночной инфраструктуры и, прежде всего, сети коммуникаций - первостепенная задача всех горнопромышленных территорий.
3. В долгосрочном аспекте социально-экономическое положение моноотраслевого города определяется состоянием минерально-сырьевой базы градообразующего предприятия. В краткосрочном аспекте на первый план выдвигаются конъюнктурные соотношения на внешних и внутренних рынках, формирование которых происходит под значительным влиянием государственной макроэкономической политики. При этом резкие изменения могут как значительно повысить, так и понизить конкурентоспособность продукции градообразующего предприятия и тем самым определить направление развития городского поселения в целом.
4. Существенным фактором социально-экономической политики территории города является активизация деловой активности населения за счет всемерного развития сети малых предприятий. В программе должны быть проработаны предельно конкретные меры, которые могут быть реализованы в муниципальном образовании.
5. Обязательным элементом при реализации социально-экономической политики территории города является реструктуризация основных градообразующих предприятий в двух направлениях: первое - реструктуризация крупных предприятий с вычленением малых для развития малого и среднего бизнеса, второе - интеграция собственности не по отраслевому, а по территориальному признаку с преобразованием моноотраслевых акционерных обществ в полнотраслевые.
6. Реструктуризация экономики муниципального образования, функционирующего на горнопромышленной территории, не должна рассматриваться изолированно, в отрыве от сопредельных муниципальных образований, формы объединения территорий для согласования интересов при разработке стратегической концепции их совместного развития.
7. Социально-экономическая политика моноотраслевого города должна отслеживать четкую взаимосвязь между темпами промышленного развития и качеством жизни населения на всех этапах реализации политики.
Выявленные тенденции подтверждают, что эффективность социально-экономической политики моноспециализированного города будет обеспечена только при условии создания механизма взаимозаинтересованности и взаимодействии в территориально-отраслевой диверсификации основных экономических агентов, таких, как местные органы власти, ор-аны власти субъектов Федерации, федеральные органы власти, руководство градообразующих предприятий и местного сообщества, действующих в данном территориальном экономическом пространстве.