УДК 009 + 39 (571.12)
Н. В. Лукина
Сотрудники Российского этнографического музея в современной судьбе культурного наследия хантов13
Аннотация. Предметом статьи являются взаимосвязи сотрудников Российского этнографического музея (РЭМ) с традиционной культурой хантов и её носителями на современном этапе. Цель и задачи работы - раскрыть спектр деятельности сотрудников музея по собиранию, хранению и введению в научный оборот культурного наследия народа. Основные источники: публикации сотрудников музея, их устные сообщения и электронные письма автору статьи, а также сообщения представителей национальной интеллигенцией хантов и манси в виде электронных писем в 2015-2016 гг. Рассмотрены следующие вопросы: ранняя история хантыйских коллекций в музее с начала XX в.; экспедиции последних десятилетий по собиранию коллекций среди восточных групп народа; вклад сотрудников РЭМ в становление и работу этнографических музеев Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; участие в организации выставок с демонстрацией предметов и фотоснимков материальной и духовной культуры хантов в Ханты-Мансийском округе, в России и за рубежом; научные исследования и публикации сотрудников РЭМ, посвящённые собирателям-предшественникам, разным сферам культурного наследия хантов, современным этнокультурным и этносоциальным процессам в их среде. В статье отражена и обратная связь - оценка деятельности сотрудников Российского этнографического музея со стороны представителей национальной интеллигенции, являющихся одновременно и носителями традиционной культуры. Результаты работы отражают новый для этнографии, музеологии и истории науки подход к теме этнографических коллекций.
Ключевые слова: ханты, культурное наследие, этнографические музеи, экспедиции, собирание коллекций, выставки, публикации.
N. V. Lukina
Workers of the Russian Museum of Ethnography in modern destiny of cultural
heritage of Khanty people
Abstract. The article focuses on the relationships of the workers of the Russian Museum of Ethnographic (RME) with the traditional culture of Khanty people and its native speakers at the present stage. The purpose and tasks of the work are to reveal the spectrum of activity of the Museum's workers during collection, storage and introduction into scientific circulation of the cultural heritage of the people.
Main sources: publications of the Museum's workers, their verbal reports and emails to the author of this work, as well as reports of representatives of the national intelligentsia of Khanty and Mansi in the form of emails during 2015-2016 years. Following issues were studied: the early history of the Khanty collections in the Museum - from the beginning of XX-th century; the expeditions of the last decades on the assemblage of collections among Eastern groups of people; the contribution of the RME's workers in formation and the work of ethnographic museums of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra; participation in organization of exhibitions with the demonstration of objects and images of material and spiritual culture of Khanty in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug, in Russia and abroad; scientific researches and publications of the RME's workers devoted to previous collectors, to the different spheres of the cultural heritage of Khanty, to modern ethno-cultural and ethno-social processes in their environment.
The article reflects and a mutual relation, which consist of estimation of activity of Russian Museum of Ethnography workers by the representatives of the national intelligentsia, who in the same time is a carrier of traditional culture. The results of this work reflect new for ethnography, museology and the history of science approach to the theme of the ethnographic collections.
13Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-01-00263 «Этническая и книжная традиции в культурном наследии Западной Сибири».
Key words: Khanty, cultural heritage, ethnographic museums, expeditions, the assemblage of collections, exhibitions, publications.
В статье рассматриваются события периода с конца 1980-х гг. по настоящее время, т. е. за последние 25-30 лет. Основания для выделения этого периода следующие. Во-первых, с 1988 г., после двадцатилетнего перерыва, возобновились экспедиции сотрудников Российского этнографического музея (РЭМ)14 для сбора коллекций по культуре хантов. Во-вторых, в конце 1980-х гг. началась активная борьба национальной интеллигенции хантов и манси за сохранение и возрождение традиционной культуры своих народов, отправным пунктом для которой было создание в 1989 г. ассоциации «Спасение Югры». Взаимодействие этих двух линий сыграло немаловажную роль в судьбе культурного наследия хантов.
Основными источниками информации при подготовке статьи послужили публикации сотрудников музея И. А. Карапетовой, К. Ю. Соловьевой, а также их интервью, отдельные устные сообщения и электронные письма автору статьи в 2015-2016 гг. О связях сотрудников РЭМ с национальной интеллигенцией автору известно также из электронных писем некоторых её представителей, полученных в 2015 г.
Начнём с краткой истории коллекций РЭМ, представляющих материальное, а частично и нематериальное культурное наследие хантов. Их основу составляет, прежде всего, коллекция С. И. Руденко, собранная в 19101911 гг. у северных групп, проживающих в Березовском уезде (колл. № 1706, 945 экспонатов). В ней представлены разные стороны традиционной культуры народа: орудия охоты и рыболовства, инструменты, одежда, утварь, предметы культа. В коллекцию входят также фотоснимки на стеклянных пластинках, хорошо сохранившиеся до наших дней [1-3]. К 1911-1913 гг. относится фотоколлекция Б. Н. Клопотова по восточным хантам (№ 3939). В те же годы в музей поступили коллекции от корреспондентов на местах -Н. Л. Пигнатти (220 предметов по культуре салымских хантов) и А. А. Дунина-Горкавича (колл. № 3950, свыше 130 предметов по куль-
туре восточных и южных хантов) [4]. К 1913 г. относятся фотоснимки А. В. Адрианова, сделанные у васюганских хантов и описание быта и верований этой группы народа (колл. 3954, 29 фотографий) [5]. В 1923-1924 гг. состоялись экспедиции Р. П. Митусовой к восточным хан-там, она привезла две коллекции с р. Аган (№ 4329 из 25 предметов, и № 4047 из 376 предметов). В коллекциях отражены охота, рыболовство, оленеводство, орудия обработки дерева и кожи, утварь, средства передвижения, одежда, пища, музыкальные инструменты; особую ценность представляют предметы медвежьего праздника [6, 7]. В 1958-1959 гг. от корреспондентов на местах была приобретена коллекция, относящаяся к северным хантам Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа [4]. В 1961, 1968 гг. сбор хантыйских коллекций вела во время своих экспедиций М. С. Попова. Из Октябрьского района Тюменской области она привезла разные предметы (колл. № 7358, 61 предмет), из Березовского района - одежду (колл. № 7813, 7 предметов) [4]. В 1977 г. две коллекции от северных хантов и манси привезла Е.Г. Федорова - в те годы сотрудник РЭМ [4].
Сведения о некоторых названных выше коллекциях содержатся в монографии автора статьи, изучавшей их в 1980-х гг. [8].
Современный этап сбора коллекций по культуре обских угров в РЭМ начинается с конца 1980-х гг., и он связан с именами И. А. Карапетовой и К. Ю. Соловьевой. В целом эта работа ещё с начала XX в. ведётся в отделе этнографии народов Сибири и Дальнего Востока.
Карапетова Ирина Альфредовна в 1980 г. окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. С 1978 г. работает в отделе Сибири и Дальнего Востока РЭМ, сначала в должности научного сотрудника, затем - ведущего научного сотрудника и одновременно хранителя мягких фондов.
Соловьева Карина Юрьевна в 1986 г. окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета.
14Музей был создан в Санкт-Петербурге как Этнографический отдел Русского музея; в 1934 г. он преобразован в самостоятельное учреждение - Государственный музей этнографии народов СССР; с 1994 г. - Российский этнографический музей.
С 1981 г. работала лаборантом, а с 1984 г., младшим научным сотрудником в отделе Сибири и Дальнего Востока РЭМ, впоследствии и хранителем жёстких фондов. В 2002 г. перешла в отдел фотографий, а в 2007 г. стала заведующей этим отделом и хранителем фототеки музея. К. Ю. Соловьева имеет звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Своими наставниками в музейной работе Карапетова и Соловьева считают сотрудников музея - Торчинскую Эльгу Григорьевну, Попову Марианну Сергеевну, Лельчук Лидию Григорьевну, которые привили им внимательное отношение к вещам, умение «видеть» вещи, а по ним - и отличия народов.
Ирину Альфредовну и Карину Юрьевну связывает почти тридцатилетнее сотрудничество и личная дружба. Началом же послужила первая общая экспедиция к хантам в 1988 г. Рассказывает И. А. Карапетова: «В музее принято так: в свою первую экспедицию сотрудник едет под руководством старших, а потом сам должен кого-то свозить. Я уже бывала в экспедициях, а когда появилась возможность для собственной экспедиции, нужно было «вывозить в свет» Карину, т. к. она принимала жёсткие фонды отдела».
В 1988-2010 гг. они провели шесть совместных экспедиций для сбора вещевых коллекций и фотосъёмки культурного наследия хантов; кроме того, у каждой было по одной собственной поездке. Приводимые ниже сведения об этих экспедициях подготовлены на основе письменной информации Карапетовой.
Сбор коллекций вёлся как для Российского этнографического музея, так и для других учреждений; соответственно, и финансирование экспедиций было из разных источников. Все экспедиции проходили среди восточных хантов. На вопрос автора статьи, почему были выбраны именно эти группы, И. А. Карапетова ответила так (имея в виду первую экспедицию 1988 г.): «Регион выбирала я, т. к. мне очень давно хотелось попасть на Аган, где работала Митусова. Я уже тогда интересовалась её судьбой, нашла её автобиографию в архиве Русского музея. Кроме того, к восточным хантам никто после неё от музея не ездил 50 лет, и так получилось, что начали мы с Югана (тут уже повлияли Ваши
рассказы о юганских хантах), Тромъегана и закончили Аганом».
Экспедиция 1988 г. проводилась по заданию и на средства РЭМ - на реки Юган, Аган, Тромъеган. Собрана коллекция № 111116: номеров - 135, предметов - 152. Отснята фотоколлекция - 79 снимков.
Экспедиция 1989 г. финансировалась Окружным управлением культуры Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО); её район - бассейн р. Пим и с. Сытомино на р. Лямин. Собрано две коллекции: одна для Российского этнографического музея (колл. № 11195, номеров - 41, предметов - 41); другая - для Ханты-Мансийского Окружного дома народного творчества народов Севера; отснята также фотоколлекция из 47 снимков. Экспедиция 1990 г. финансировалась также Окружным управлением культуры ХМАО; её район - бассейны рек Пим и Юган. Собрано две коллекции: одна для РЭМ (колл. № 11336, номеров - 65, предметов - 80); другая - для Ханты-Мансийского Окружного дома народного творчества народов Севера.
К 1991 г. относится участие в экспедиции к хантам р. Вах, организованной Этнографическим бюро (г. Тобольск). Для РЭМ была отснята фотоколлекция из 43 снимков, собран статистический материал из похозяй-ственных книг и в промыслово-охотничьем хозяйстве (ПОХ), а также небольшая информация на одном из стойбищ. Вещи не собирались из-за отсутствия денег. В 1994 г. состоялась экспедиция на р. Юган, финансированная РЭМ. В музей поступила небольшая коллекция (номеров - 4, предметов - 8).
В 1999 г. этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» (г. Ханты-Мансийск) организовал две экспедиции для сбора коллекций. По приглашению музея, в экспедиции на р. Юган принимала участие Карапетова, а на р. Пим - Соловьева. На Югане собрана коллекция из 80 предметов, на Пиме - из 30 предметов, обе поступили в «Торум Маа».
В 2010 г. была организована экспедиция РЭМ на реки Аган и Юган, её участники - Карапетова и Соловьева. Собрана хантыйская коллекция (№ 12854, номеров - 58, предметов - 74) и отснята фотоколлекция -71 снимок Карапетовой. В фототеку зарегистрированы также две коллекции: чёрно-
белая № 13112 (номеров - 72) и цветная № 13113 (номеров - 144). Из двух экспедиций 2012 г. Соловьева привезла вещевую коллекцию казымских хантов № 13230 (номеров - 31). Это последнее на сегодняшний день поступление в музей пред-
метов и фотоснимков, отражающих культурное наследие хантов.
Всего во время экспедиций 1988-2010 гг. для Российского этнографического музея собрано по культуре хантов: номеров - 334 предметов - 386, сделано 460 фотоснимков.
Рис. 1. Карапетова Ирина Альфредовна на стойбище аганских хантов. Фото К. Ю. Соловьевой, 2010 год
Рис. 2. Соловьева Карина Юрьевна на стойбище казымских хантов. Фото В. Г. Тарлиной. 2012 год
Следует сказать об условиях, в которых проходили экспедиции. Карапетова и Соловьева ездили почти всегда вдвоём. Кроме выполнения основной задачи - сбора коллекций, приходилось заниматься поисками транспорта, нередко и доставкой на собственных плечах немалого количества вещей. Нужно также помнить, что это было голодное и небезопасное время. Автору всё это известно по собственному опыту экспедиций того времени.
В 1989 г. наши пути пересеклись в Ханты-Мансийске. Мы жили в гостинице, где накануне в фойе произошло убийство. Вот выдержка из полевого дневника автора: «Ко мне зашли И. Карапетова и К. Соловьева, которые завтра утром должны ехать по Оби, потом по Лямину <...>. Они потрясены убийством и напуганы - как им ехать? Меня ещё до этого удивляла их отвага: едут две девушки по глухим местам без сопровождения мужчины.
Днём им предлагали в Доме творчества в проводники Э. И. Косполова, но они отказались: «Мужчину кормить надо». Теперь они призадумались и решили из Сургута вызвать его по телефону» [9, 150]15. О другой нелёгкой ситуации рассказывает И. А. Карапетова: «Экспедиция на Вах в 1991 г. совпала по времени с путчем в Москве. Мы были в посёлке Корли-ки. По телевизору транслировали «Лебединое озеро». Из посёлка на «большую землю» можно было выбраться только раз в неделю, на вертолёте. Нам было уже не до поездок на стойбища, мы обдумывали, как будем через Москву выбираться в Петербург».
Впрочем, такие ситуации не могли снизить увлечённости наших героинь своим делом. По их рассказам, маршруты поездок выбирались иногда стихийно, по сложившимся обстоятельствам - «куда летит вертолёт». Так, к юганским хантам состоялось пять экспедиций: в юрты Когончины, Чи-гаевы, Рыскины, Каюковы (летние и зимние), Мултановы, Таурово, Тайлаково, Курломкины и на Малом Югане в Кинями-ны. В некоторых местах были совсем недолго (Чигаевых и Таурово), в Кинямино были несколько часов.
Во время экспедиций по сбору коллекций у Карапетовой и Соловьевой установились контакты с сотрудниками местных музеев, которых они постоянно консультировали, а также с другими представителями национальной интеллигенции ХМАО. Эти контакты в дальнейшем развивались в разных направлениях, но более всего касались именно музейной работы.
В своей первой экспедиции (1988 г.) они принимали участие в открытии Этнографического парка-музея с. Варьёган и даже в перевозке для него старинного амбара. Музей был основан в 1987 г., в нём была представлена материальная и духовная культура аган-ских хантов и лесных ненцев Его создатель -житель Варьёгана Айваседа (Вэлла) Юрий Кылевич, оленевод, общественный деятель, поэт; его жена Елена Фёдоровна Тайлакова -родом из юганских хантов. Первое знакомство с этим неординарным человеком переросло в дальнейшее сотрудничество и дружбу -вплоть до его кончины. Вот выдержка из
письма И. Ю. Карапетовой: «В Варьёган нас подвёз вертолет и высадил прямо в центре посёлка у магазина (времена были былинные, можно было просто договориться с лётчиками), а дальше через председателя Варьё-ганского отделения ПОХа попали к Юре Вэлло, у которого гостил Е. Айпин, с ним мы тогда и познакомились. Мы жили у Юры в его «охотничьей» избушке, рядом с домом. Юра называл её ещё «гостиница литинститу-та», там у него часто гостили его сокурсники. <...> Мы с Юрой съездили по стойбищам, были у хантов, покупали вещи для музея. В тот год Юра открывал свой музей под открытым небом. Были гости, группа кинематографистов из Новосибирска. Весь посёлок собрался в большом доме - уже музейном, так сказать. Было очень интересно. Как потом выяснилось, на открытии исполнялась песня шамана А. Сардакова».
В 1989 г. при организации экспедиции по сбору коллекций для Ханты-Мансийского Окружного дома народного творчества народов Севера произошло знакомство с Молда-новой Татьяной Александровной - сотрудником этого учреждения, вице-президентом Ассоциации «Спасение Югры» (ныне доцент Югорского университета). Она предложила провести экспедицию и на следующий год, на что Карапетова и Соловьева охотно согласились. Тогда у них было много личных встреч и обсуждений по разным вопросам. «Когда мы были на Пиме, то познакомились с семьей Тайбиных, на чьей земле собирались работать нефтяники. Тайбины просили помочь им. Вернувшись в Ханты-Мансийск, мы с Татьяной Молдановой позвонили Е. Д. Айпину. Он был тогда депутатом и жил в Москве, мы написали ему официальное письмо с просьбой помочь этой семье». В последние годы контакты с Т. А. Молдано-вой поддерживаются на научных конференциях, в электронной переписке.
В 1989-1990 гг. Карапетова и Соловьева сделали описание своих коллекций, собранных для Ханты-Мансийского Окружного дома народного творчества народов Севера, дав тем самым образец научного документирования музейных экспонатов. В настоящее время коллекции находятся в «Творческом объединении "Культура"»
15Позднее выяснилось, что Косполову они так и не позвонили, поехали вдвоём.
(г. Ханты-Мансийск) и используются в выставочной деятельности; в 2015 г. здесь работала выставка «Одежда обских угров». Об этом сообщила ведущий специалист этого учреждения Молданова Надежда Анатольевна.
Особенно яркий пример непосредственного участия Карапетовой и Соловьевой в судьбах культурного наследия хантов - их сотрудничество с музеем «Торум Маа». Музей был основан в 1987 г. в Ханты-Мансийске (первый директор - Ользина Рео-нальда Степановна). Карапетова и Соловьева посещали этот музей во время своих экспедиций, начиная с 1988 г., а в 1998 г. «Торум Маа» установил официальные связи с Российским этнографическим музеем. Выше говорилось о том, что в 1999 г. Карапетова и Соловьева участвовали в сборе двух коллекций для «Торум Маа». Некоторые подробности об этих сборах сообщает участник экспедиций от музея - Величко Наталья Ивановна: «Мы побывали во многих селениях, расположенных по Большому Югану (юрты Ко-гончины, Лейковы, Чигаевы, Рыскины и Каюковы, Мултановы), привезли большую коллекцию по этнографии юганских хантов: предметы берестяной утвари, музыкальные инструменты, женскую и детскую одежду <...>. В августе 1999 года была проведена экспедиция в Сургутский район на р. Пим и в верховья р. Тромъеган. <...> Результат этой экспедиции - пополнение фондов музея тридцатью экспонатами. Это наконечник боевой стрелы, рубанок, нож в ножнах.» [10].
Директор «Торум Маа» в те годы -Клименова Тамара Александровна рассказывает о формах сотрудничества их музея с Российским этнографическим музеем: «Это совместные командировки, в которых Ка-рапетова и Соловьева обучали наших сотрудников методике сбора этнографических материалов; поездки наших сотрудников в РЭМ на обучающие семинары по музееведению и для знакомства с коллекциями обских угров; участие Карапетовой и Соловьевой в разработке новой концепции нашего музея, которая, к сожалению, не была принята руководством округа». Кли-менова считает сотрудников РЭМ надёжными партнерами, которые оказывали и профессиональную, и моральную поддержку; с ними сложились не только деловые,
но и дружеские отношения, которые длятся до сих пор.
По заданию дирекции «Торум Маа», Карапетова и Соловьева написали концепцию нового этнографического музея под открытым небом в дер. Шапша (вблизи Ханты-Мансийска), но этот проект осуществлен не был. В рамках сотрудничества с Сургутским художественным музеем Соловьева в 1997 г. разработала концепцию выставки «Возвращение в Ях»: о влиянии традиционного искусства хантов на работы современных художников, а в 2003 г. -концепцию «Особенности традиционного искусства обских угров» для комплектования коллекций этого профиля.
Отдельной формой участия сотрудников РЭМ в судьбе культурного наследия обских угров является устройство выставок из фондов своего музея на территории Ханты-Мансийского округа. В 1998 г. ко «Дню оленевода» Карапетова и Соловьева по своему проекту построили в с. Саранпауль, на р. Сев. Сосьва, выставку «Оленья упряжь в культуре народов Сибири» и «Мужские пояса у хантов и манси». В Саранпауле тогда существовал Этнографический центр, директором которого была Стаканова Любовь Павловна (ныне методист Саранпауль-ского краеведческого музея). По её сведениям, инициаторами выставки была она и руководитель Администрации Берёзовского района Пермяков Александр Иванович; их поддержала и договорилась с Российским этнографическим музеем Гоголева Татьяна Степановна - президент Ассоциации «Спасение Югры» (ныне депутат Думы ХМАО-Югры) Выставка такого уровня была проведена впервые, поэтому она вызвала большой интерес. Об эффекте выставки вспоминает Молданов Тимофей Алексеевич - потомственный оленевод, кандидат исторических наук, предложивший тогда тему выставки: «Всем сильно понравилось, оленеводы радовались, как дети, когда узнавали такие же детали упряжи у саамов, эвенков, и других народов. Хотя некоторые и верхом ездят, нарты другие, а сходств много. Аркан все называют по-разному, но за исключением нюансов он везде одинаков. Вот, что тогда говорили оленеводы. Года три не стихали разговоры о выставке. Теперь таких выставок не бывает». В 1999 г. Соловьева по сво-
ему проекту строила в Саранпауле выставку, посвящённую С. И. Руденко. Демонстрировались экспонаты, собранные им в 1909-1910 гг. в этом районе.
В 2013 г. по инициативе Этнографического выставочного зала с. Казым здесь была устроена фотовыставка «Йис ёх, йис вяр» («Жившие люди, жившие дела») с фотографиями С. И. Руденко, сделанными на стойбищах по р. Казым в 1909-1910 гг. и хранящимися в РЭМ. О них сотрудники зала узнали в 2012 г. от К. Ю. Соловьевой, приехавшей в экспедицию по следам Руденко. Дирекция РЭМ разрешила бесплатное экспонирование фотографий, которые Соловьева и отправила в с. Казым. После выставки был напечатан календарь с фотографиями Руденко. Выставка привлекла большое количество посетителей. Многие из местного населения пытались в людях, запечатлённых на фотографиях, узнать своих предков, сравнивали время, изменения во внешности, изучали одежду. Этой информацией поделилась организатор выставки Кабакова Марина Викторовна.
Для оценки роли сотрудников РЭМ в становлении музейной работы на территории проживания хантов и манси, приведём мнение Т. А. Молдановой: «На мой взгляд, их несомненный вклад в сохранение культурного наследия народов Югры заключается в профессиональной, методической помощи в музейном деле, в том числе в сборе этнографических материалов, экспонатов для музеев Югры. Например, они работали в округе по просьбе директора этнографического музея «Торум Маа» Т. А. Клименовой. Благодаря именно им работа данного музея с самодеятельного уровня перешла на профессиональный. Не менее значим их вклад в популяризацию культурного наследия Юг-ры, в том числе, и в самой этнической среде. Они очень легки на подъем и откликаются на любые просьбы. Например, в Этнографическом музее с. Казым с их помощью была организована выставка фотографий начала XX в. (из фондов РЭМ), что вызвало небывалый интерес местных жителей, а это, в свою очередь, порождает желание сохранить наследие предков, т. е. материализуется в конкретном деле».
Возвращаемся к музейной работе с хантыйскими коллекциями собственно в Российском этнографическом музее. Кроме
собирательской работы, необходимо документирование и хранение коллекций, выявление неизвестных материалов, включение в выставки и издания - всё это осуществляется в Отделе этнографии народов Сибири и Дальнего Востока (зав. отделом с 1987 г. по настоящее время - В. В. Горбачёва) и в отделе фотографий (зав. отделом К. Ю. Соловьева). Все хантыйские коллекции, собранные Карапетовой и Соловьевой, они сами описали в документации музея.
Предметы культурного наследия хантов постоянно включаются в различные выставки в Российском этнографическом музее и других учреждениях; отбор предметов для них ведёт Карапетова. В рамках программы «Антропология вещи» они экспонировались в следующих выставках РЭМ (20042015 гг.): «Всем богам - по сапогам» - обувь в культуре; «Шапочное знакомство» - головные уборы в культуре народов России; «Шубы, шубки казакины»; «От пояса до пят» -штаны, рубашки; «Своя рубашка ближе к телу» - рубаха в культуре; «Пояс в культуре»; «Перчаточки да рукавицы, носочки да ноговицы»; «Роспись иглой» - вышивка в одежде народов России; «Плат, платок, платочек». Другие выставки в РЭМ с участием хантыйских экспонатов - «Выставка из коллекции С. И. Руденко», «Радуга на снегу», «Шаманизм народов Сибири», «Обувь в культуре народов Сибири», в 2015 г. действует выставка «Музей и его собиратели». Культурное наследие хантов экспонировалось и в зарубежных выставках: «Тундра. Тайга» (Канада, 1989 г.), «Культура оленеводов и охотников Сибири» (Испания, 1992 г.), «Дух Сибири - обувь в культуре народов Сибири» (Канада, 1997-1998 гг.) и др.
Подготовку фотовыставок, полностью или частично относящихся к хантам, и написание буклетов к ним ведёт Соловьева. Вот некоторые из них:
1. «От Балтики до Сибири: открытый финно-угорский музей (актуальные практики презентации финно-угорского культурного наследия)» - презентация проекта в г. Йошкар-Оле, 2010 г.
2. «Санкт-Петербург и многонациональная Россия» (Барселона, Испания, 2010 г.).
3. Фотовыставка «Финно-угорский мир. От Балтики до Сибири» (фотографии конца XIX-начала XX вв. из собрания РЭМ) по зака-
зу правительства Санкт-Петербурга в рамках проведения «Дней Петербурга в Таллине».
Сотрудники РЭМ участвовали в подготовке и самих выставок, и каталогов к ним. Из российских изданий наиболее солидным был каталог выставки фотографий из фондов РЭМ в Сургуте «ОБИтатели», подготовленный Соловьевой [23]. Изданы каталоги упомянутых выше и других зарубежных выставок, подготовленные сотрудниками РЭМ [12-14]. По итогам выставки обуви народов Сибири в Канаде была издана книга, как в ней указано - «при содействии специалистов» Российского этнографического музея [15].
Особо следует отметить альбом «Две Югры», подготовленный сотрудниками музея - К. Ю. Соловьевой, при участии Д. А. Баранова; с фотоснимками приглашённых фотографов А. В. Жилина и Д. Зильбер-мана [3]. Альбом отражает культуру северных хантов и манси в двух хронологических срезах - по архивным фотографиям из фондов РЭМ (первая треть XX в.) и фотоснимкам 2012 г., сделанным во время уже упоминавшихся двух экспедиций Соловьевой, которая частично повторила маршрут знаменитой экспедиции Руденко.
Ещё одной формой участия сотрудников РЭМ в судьбе культурного наследия хантов являются публикации о соответствующих коллекциях своего музея и их собирателях. Остановимся только на работах, специально посвящённых этой теме, хотя попутно она затрагивается и во многих других изданиях. Начало публикациям (1990 г.) положено статьёй Соловьевой о вкладе Руденко в изучение обских угров [1]; ей принадлежат также статьи о коллекциях васюганско-ваховских хантов [5], обских угров [16] и о фотоколлекциях по их верованиям и шаманству [17, 18].
Несколько статей о личной судьбе Ми-тусовой и её коллекциях по аганским хан-там, лесным ненцам и тазовским селькупам подготовлено Карапетовой [6, 19-21]. Ею выявлена и зарегистрирована в РЭМ коллекция из 15 негативов и 1 фотоотпечатка, отснятых Митусовой в 1924-1925 гг. на Агане и считавшихся утраченными. О поисках информации, относящейся к экспедициям Митусовой, говорит выдержка из сообщения Карапетовой: «В 2010 г. на Ага-
не мы вместе с Юрой Вэлла проехали и прошли по следам Митусовой. Побывали на нескольких стойбищах хантов и лесных ненцев, у потомков тех людей, которых она упоминает в своих очерках «Год среди лесного народа». Карапетовой принадлежат также статьи о собраниях РЭМ по восточным хантам и лесным ненцам [22], о предметах по медвежьему празднику обских угров [7] и об экспедиции Руденко на Тобольский Север [23]. С музеями связаны статьи Карапетовой об адаптивных возможностях традиционной культуры хантов, о роли музея в сохранении, изучении и популяризации культуры обских угров (обе статьи - на примере РЭМ) [4, 24] и о создании новых сакральных пространств - на примере «Торум Маа» [25].
Наряду с музейной тематикой Карапе-това и Соловьева освещают в своих статьях разные аспекты современной этнокультурной и этносоциальной ситуации у восточных хантов, их адаптации к новым условиям. Опираясь в значительной мере на свои полевые материалы, они рассматривают эти вопросы на примере групп: ваховской [26], юганской [27; 28], аганских хантов и их соседей - лесных ненцев [29; 30]; восточных хантов и лесных ненцев [31; 32] либо хантов в целом [33].
Собственные материалы, полученные в ходе экспедиций по сбору музейных коллекций, позволили Карапетовой и Соловьевой по-новому взглянуть на некоторые явления традиционной культуры хантов, уже описанные в литературе. Так, в их совместной статье о духе-хозяине реки Юган -Явун ики он рассматривается как один из важных символов культуры этой локальной группы [34]. Соловьева впервые рассматривает лодку-долбленку хантов с точки зрения взаимосвязи технологической, мифологической и обрядовой традиций [35].
Карапетова и Соловьева являются также участниками изданий общего типа, куда входят их статьи, например, о ремёслах разных народов, включая хантов [36; 37]. У Соловьевой есть ряд индивидуальных работ или в соавторстве по шаманизму народов Сибири, в которых она рассматривает обско-угорские традиции [38; 39]. Наконец, следует назвать краткие статьи Кара-
петовой, Соловьевой в справочных изданиях - о хантах в целом [40; 41].
Проведённое исследование позволяет определить некоторые особенности современного этапа в сборе хантыйских коллекций сотрудниками Российского этнографического музея. Во-первых, чётко выраженная мобильность - многократные поездки в один и тот же район с посещением, иногда очень кратким, нескольких селений. Во-вторых, для РЭМ традиционным было поступление коллекций от корреспондентов на местах, теперь же наблюдается обратная ситуация: его сотрудники занимаются сбором коллекций для местных музеев или других местных учреждений, находящихся на территории проживания хантыйского
народа. Несомненно, что это положительно влияет на судьбы его культурного наследия, так как подобные коллекции гораздо более доступны местному населению, чем те, что увезены в дальние большие города.
Для современных сотрудников РЭМ характерно живое общение с носителями традиционной культуры, с национальной интеллигенцией, шефская помощь в становлении и развитии музейного и выставочного дела на местах, популяризация культурного наследия хантов в многочисленных публикациях на разные темы.
В заключение автор выражает глубокую благодарность всем, кто откликнулся на просьбу об информации для статьи, и более всего И. А. Карапетовой и К. Ю. Соловьевой.
Литература
1. Соловьева, К. Ю. Вклад С. И. Руденко в изучение обских угров (по коллекциям ГМЭ народов СССР) [Текст] / К. Ю. Соловьева // Современное фино-угроведение. Опыт и проблемы. - Л. : 1990. - С. 61-64.
2. Карапетова, И. А. Экспедиция С. И. Руденко на Тобольский Север [Текст] / И. А. Карапетова // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа : материалы научно-практической конференции «Обдория: история, культура, современность». - 2014. - Вып. 1 (82). - С. 34-40.
3. Две Югры [Текст] / К. Ю. Соловьева при участии Д. А. Баранова; фотографы А. В. Жилин, Д. Зильберман. (Проект «Разная земля». Т. III). - СПб. : Изд-во АО «Славия», 2014. - 223 с.
4. Карапетова, И. А. Роль музеев в сохранении, изучении и популяризации культуры обских угров (на примере Российского этнографического музея) [Текст] / И. А. Карапетова // Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое. — Ханты-Мансийск ; Томск. Издательство Томского университета, 2013. - С. 213-221.
5. Соловьева, К. Ю. Коллекции по культуре васюганско-ваховских хантов в собрании РЭМ [Текст] / К. Ю. Соловьева // Культурное наследие народов Сибири Севера : материалы IV Сибирских чтений. — СПб. : МАЭ РАН, 2000.
6. Карапетова, И. А. Коллекции Р. П. Митусовой по аганским хантам в собрании РЭМ [Текст] / И. А. Карапетова // Обские угры : материалы II Сибирского симпозиума. - Тобольск ; Омск, 1999. - С. 229-231.
7. Карапетова, И. А. Предметы по медвежьему празднику обских угров в собрании РЭМ [Текст] / И. А. Карапетова // Этнокульурное наследие народов Севера России: к юбилею доктора исторических наук, профессора З. П. Соколовой. — М. : ООО «Август Борг», 2010. - С. 157—163.
8. Лукина, Н. В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа) [Текст] / Н. В. Лукина. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1985. — 365 с.
9. Лукина, Н. В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии. Нижняя Обь. Сыня. Собь. Полярный Урал [Текст] / Н. В. Лукина. - Т. 6. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2012. — 291 с.
10. Величко, Н. И. Коллекция экспонатов восточных хантов музея «Торум Маа» [Текст] / Н. И. Величко // Традиции, сохранённые веками. Уникальные коллекции фондов музея «Торум Маа» (Каталог). — Ханты-Мансийск: Зебра, 2015. — С. 10-12.
11. ОБИтатели. Образы Югры в ранней русской фотографии: Каталог выставки [Текст] / Сост. каталога, словаря, подбор архивных материалов К. Ю. Соловьева. — СПб., 2004. — 72 с. (На рус. и англ. яз.).
12. Тундра. Тайга: Инуиты Квебека. Народы севера Сибири. Каталог выставки [Текст] / Авт.-сост.: М. П. Робитай, В. Горбачева. — Квебек, 1989. — 12 с.
13. Demiers chasseurs de Rennes de Siberie. Katalog/ L'exposition dans le Musee departemental de prehistoire de Solutre, 19 juin - 15 octobre 1992; Aut.: N. Kalachnikova, V. Gorbatcheva. — Solutre, 1992.
14. Gorbaceva V., Sem T., Solovieva K. La raccolta siberiana del Russian Museum of Ethnography / V. Gorbaceva, T. Sem, K. Solovieva // Il volo dello Sciamano simboli ed arte delle culture siberiane. - Roma, 2002.- P. 93-107, 191-235.
15. Spirit of Siberia. Tradition native life, clothing, and footwear. Jill Oakes and Rick Riewe. - Vancouver; Toronto, 1998. - 219 p.
16. Соловьева, К. Ю. Коллекции по обским уграм в собрании Российского этнографического музея [Текст] / Соловьева К. Ю. // Современное состояние и перспективы развития этнографических музеев Ханты-Мансийского автономного округа в новом тысячелетии : Материалы окружной научной конференции, посвящённой 15-летию музея «Торум-Маа» (Ханты-Мансийск, 29-31 октября 2002 года). - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2003. - С. 52-55.
17. Solovjova K. Photo Collections on the Beliefs and Shamanism of Ob Ugrian on the Russian Ethnographic Museum / K. Solovjova // Shamanism and beliefs in European photography. A congress report. - 1997.
18. На грани миров. Шаманизм народов Сибири (из собрания Российского этнографического музея): альбом [Текст]. - М. : ИПЦ «Художник и книга», 2006. - 296 с. : ил.
19. Карапетова, И. А. Р. П. Митусова - исследователь культуры народов Западной Сибири [Текст] / И. А. Карапетова // Современное состояние и перспективы развития этнографических музеев Ханты-Мансийского автономного округа в новом тысячелетии : Материалы окружной научной конференции, посвящённой 15-летию музея «Торум-Маа» (Ханты-Мансийск, 29-31 октября 2002 г.). -Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2003. - С. 74-80.
20. Карапетова, И. А. Раиса Павловна Митусова: неизвестные страницы биографии и творческой деятельности [Текст] / И. А. Карапетова, Л. Ю. Китова // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2006. - № 1. - С. 153-159.
21. Карапетова, И. А. Раиса Павловна Митусова: жизнь и судьба [Текст] / И. А. Карапетова, Л. Ю. Китова // Разыскания: историко-краеведческий альманах. - Вып. 8. - Кемерово : Примула, 2010. - С. 7-19.
22. Карапетова, И. А. Собрание РЭМ по восточным хантам и лесным ненцам [Текст] / И. А. Карапето-ва // Мультимедийный компакт-диск. Культурные ценности Среднего Приобья в музеях России. По заказу Департамента культуры и искусства ХМАО-Югры. - ТОО. Культпроект Нижне Артовск, 2008.
23. Карапетова, И. А. Экспедиция С. И. Руденко на Тобольский Север [Текст] / И. А. Карапетова // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа : материалы научно-практической конференции «Обдория: история, культура, современность». - Вып. 1 (82). - Салехард, 2014. - С. 34-40.
24. Карапетова, И. А. Адаптивные возможности традиционной культуры лесных ненцев и ханты реки Аган (по материалам коллекций Российского этнографического музея) [Текст] / И. А. Карапетова // Сборник тезисов докладов Международной конференции «Коренные народы. Нефть. Закон» (Ханты-Мансийск, 23-25 марта 1998 г.) - Ханты-Мансийск, 1998. - С. 28-29.
25. Карапетова, И. А. Музей под открытым небом «Торум Маа» как новое сакральное пространство [Текст] / И. А. Карапетова // Х Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов (Москва, 2-5 июля 2013 г.) - М. : ИЭА РАН, 2013. - С. 171.
26. Карапетова, И. А. Социокультурная ситуация у ваховских хантов [Текст] / И. А. Карапетова, К. Ю. Соловьева // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. Ч. III Этнографическое изучение культурных процессов и явлений : материалы к конференции. - СПб : Магеллан., 1993. - С. 83-86.
27. Карапетова, И. А. О сохранении элементов традиционного мировоззрения в культуре юган-ских хантов [Текст] / И. А. Карапетова, К. Ю. Соловьева // Лингвистические вопросы североведения : тезисы докладов. Герценовские чтения 1993/1994. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. - С. 64-66.
28. Карапетова, И. А. Проблемы адаптации юганских хантов в современных условиях [Текст] / И. А. Карапетова, К. Ю. Соловьева // Культура народов Сибири. - СПб. : РАН МАЭ им. П. Великой, 1997. - С. 66-73.
29. Карапетова, И. А. Этносоциальные изменения у аганских хантов и лесных ненцев р. Аган [Текст] / И. А. Карапетова // Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР : тезисы докладов. - Кн. I. - Омск : ОМГУ, 1990. - С. 45-46.
30. Карапетова, И. А. Социокультурная ситуация у аганских хантов и лесных ненцев Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Текст] / И. А. Карапетова // Сибирский сборник - 4. Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. - СПб. : МАЭ РАН, 2014. - С. 171-181.
31. Karapetova I. A., Solovjova K. J. Etnocultural situation and problems of traditional nature usage by Eastern Khaty and Forest Nenets / I. A. Karapetova, K. J. Solovjova // Specimina Sibirica. - Savaraie., 1992. Tomus V.
32. Карапетова, И. А. Этносоциальная ситуация и проблемы традиционного природопользования восточных хантов и лесных ненцев / И. А. Карапетова, З. П. Соколова, К. Ю. Соловьева // Народы Сибири. - Кн. 2. (Сибирский этнографический сборник. Вып. 7). - М. : СО РАН, 1995. - С. 1-13.
33. Карапетова, И. А. Культура хантов в постсоветский период: тенденции развития и особенности адаптации / И. А. Карапетова, К. Ю. Соловьева // Музей, традиции, этничность: XX-XXI вв. : материалы конференции. - СПб. : Славия, 2002. - С 215-219.
34. Карапетова, И. А. Образ хозяина Югана Явун-ики как символ культуры юганских хантов / И. А. Карапетова, К. Ю. Соловьева // Этнография народов Западной Сибири. (Сибирский этнографический сборник. - Вып. 10). - М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. - С. 199-211.
35. Соловьева, К. Ю. Лодка-долбленка в традиционной культуре хантов [Текст] / К. Ю. Соловьева // Угры : уатериалы VI Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2003 г., Тобольск). - Тобольск : ООО «Тобольск-Нефтехим», 2003.
36. Карапетова, И. А. Обработка меха и меховые изделия; Меховая мозаика; Бисер [Текст] / И. А. Карапетова // Традиционные промыслы и ремесла народов России. - СПб, 2004. - С. 6-43; 33-43; 149-165.
37. Соловьева, К. Ю. Художественная обработка дерева; Художественная обработка бересты [Текст] / К. Ю. Соловьева // Традиционные промыслы и ремесла народов России. - СПб. : Дрофа, 2004. - С. 136-152; 153-174.
38. Solov'eva K. Der Shamanismus bei den Völkern West- und Südsibiriens / K. Solov'eva // Schamanen zwischen Mythos und Moderne. - Leipzig: Militzke Verlag, 1999. - P. 41-68.
39. На грани миров. Шаманизм народов Сибири (из собрания Российского этнографического музея) : альбом. - М. : ИПЦ «Художник и книга», 2006. - 296 с : ил.
40. Карапетова, И. А. Ханты, манси, ненцы [Текст] / И. А. Карапетова, К. Ю. Соловьева // Российская провинция. - 1995. - № 2. - С. 165-167.
41. Соловьева, К. Ю. Малочисленные народы Западной и Восточной Сибири: ненцы, нганасаны, энцы, ханты, манси, эвенки [Текст] / К. Ю. Соловьева // Многонациональный Петербург. История, религии. Народы. - СПб. : Искусство, 2002. - С. 789-804.
References
1. Solovyova K. Yu. Vklad S.I. Rudenko v izuchenie obskih ugrov (po kollekcijam GMJe narodov SSSR) [The contribution of S. I. Rudenko in the study of the Ob Ugrians (collections of the State Museum of Ethnography of people of the USSR)]. Sovremennoe fmo-ugrovedenie. Opyt i problemy [Modern Finno-Ugric linguistics. Experience and problems], 1990, pp. 61-64.
2. Karapetova I. A. Jekspedicija S.I. Rudenko na Tobol'skij Sever [Expedition of S. I. Rudenko to the Tobolsk North]. Nauchnyj vestnik Jamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Obdorija: istorija, kul'tura, sovremennost'» [Scientific bulletin of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug: Materials of scientific-practical conference «Obdoria: history, culture, modernity»], 2014, no. 1 (82), pp. 34-40.
3. Solovyova K. Yu. with the participation of Baranov D.A. Dve Jugry [Two Ugras]. Proekt «Raznajazemlja». T. III [The project «The diverse Earth». Vol. 3]. Saint-Petersburg: Izd-vo AO «Slavija» Publ., 2014. 223 p.
4. Karapetova I. A. Rol' muzeev v sohranenii, izuchenii i populjarizacii kul'tury obskih ugrov (na primere Rossijskogo _ jetnograficheskogo muzeja) [The role of museums in preservation, studying and popularization of the culture of Ob-Ugric peoples (on the example of the Russian Museum of Ethnography)]. Sibirskie ugry v ozherel'e subarkticheskih kul'tur: obshhee i nepovtorimoe [Siberian Ugrians in the necklace of subarctic cultures: common and unique], 2013, pp. 213-221.
5. Solovyova K. Yu. Kollekcii po kul'ture vasjugansko-vahovskih hantov v sobranii REM [Collections on the culture of Vasyugan and Vakh Khanty in the collection of the RME]. Kul'turnoe nasledie narodov Sibiri Severa. Materialy IV Sibirskih chtenij [Cultural heritage of peoples of Siberia of the North. Materials of the IV-th Siberian readings], 2000.
6. Karapetova I. A. Kollekcii R.P. Mitusovoj po aganskim hantam v sobranii REM [Collections of R.P.Mitusova on Agan Khanty in the collection of the RME]. Obskie ugry: Materialy II Sibirskogo simpoziuma [Ob Ugrians: Materials of the II-nd Siberian Symposium], 1999, pp. 229-231.
7. Karapetova I. A. Predmety po medvezh'emuprazdniku obskih ugrov v sobranii REM [Items of the Ob Ugrians' Bear Feast in the collection of the RME]. Jetnokul'urnoe nasledie narodov Severa Rossii: k_ jubileju doktora istoricheskih nauk, professora Z.P. Sokolovoj [Ethnocultural heritage of the peoples of the Russian North: to the anniversary of the doctor of history, professor Z. P. Sokolova], 2010, pp. 157-163.
8. Lukina N. V. Formirovanie material'noj kul'tury hantov (vostochnaja gruppa) [Formation of the material culture of Khanty (Eastern group)]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta Publ., 1985. 365 p.
9. Lukina N. V. Hanty ot Vasjuganja do Zapoljarja. Istochniki po _ jetnografii. Tom 6. Nizhnjaja Ob'. Synja. Sob'. Poljarnyj Ural [Khanty from Vasyugan land to the Arctic. Sources on Ethnography. Volume 6. The Lower Ob. Synya. Sob. The Polar Urals].Tomsk: Izd-vo Tom. gos. ped. un-ta Publ., 2012. 291 p.
10. Velichko N. I. Kollekcija jeksponatov vostochnyh hantov muzeja «Torum Maa» [Collection of exhibits of Eastern Khanty of the Museum «Torum Maa»]. Tradicii, sohranjonnye vekami. Unikal'nye kollekcii fondov muzeja «Torum Maa» (Katalog) [Traditions, preserved for centuries. Unique collection of the funds of the Museum «Torum Maa» (The catalogue)], 2015, pp. 10-12.
11. Obitateli. Obrazy Jugry v rannej russkoj fotografii: Katalog vystavki (sost. kataloga, slovarja, podbor arhivnyh materialov K.Yu. Solovyova) [Inhabitants. Images of Ugra in early Russian photography: the exhibition catalogue (comp.: the catalogue, dictionary, selection of archival materials K. Yu. Solovyova]. Saint-Petersburg: 2004. 72 p.
12. Tundra. Tajga: Inuity Kvebeka. Narody severa Sibiri. Katalog vystavki (avt.-sost.: M. P. Robitaj, V. V. Gorbacheva) [Tundra. Taiga: The Inuits of Quebec. The peoples of the North Siberia. The exhibition catalogue (ed.-comp.: M. P. Robitay., V. V. Gorbacheva]. Quebec: 1989. 12 p.
13. Kalachnikova N., Gorbacheva V. Demiers chasseurs de Rennes de Siberie. Katalog (L'exposition dans le Musee departemental deprehistoire de Solutre, 19 juin - 15 octobre 1992). Solutre: 1992.
14. Gorbaceva V., Sem T., Solovyova K. La raccolta siberiana del Russian Museum of Ethnography. Il volo dello Sciamano simboli edarte delle culture siberiane, 2002, pp. 93-107, 191-235.
15. Oakes J., Riewe R. Spirit of Siberia. Tradition native life, clothing, and footwear. Vancouver; Toronto: 1998.219 p.
16. Solovyova K. Yu. Kollekcii po obskim ugram v sobranii Rossijskogo jetnograficheskogo muzeja [Collections on Ob-Ugrians in the collection of the Russian Museum of Ethnography]. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija jetnograficheskih muzeev Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga v novom tysjacheletii: Materialy okruzhnoj nauchnoj konferencii, posvjashhjonnoj 15-letiju muzeja «Torum-Maa» (Hanty-Mansijsk, 29-31 oktjabrja 2002 goda) [Modern state and prospects of development of ethnographic museums in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug in the new Millennium: Materials of the regional scientific conference dedicated to the 15th anniversary of the Museum «Torum-Maa» (Khanty-Mansiysk, October 29-31, 2002)], 2003, pp. 52-55.
17. Solovyova K. Photo Collections on the Beliefs and Shamanism of Ob Ugrian on the Russian Ethnographic Museum. Shamanism and beliefs in European photography. A congress report. 1997.
18. Na grani mirov. Shamanizm narodov Sibiri (iz sobranija Rossijskogo jetnograficheskogo muzeja): al'bom [On the edge of the worlds. Shamanism of the peoples of Siberia (from the collection of the Russian Museum of Ethnography): album]. Moscow: IPC «Hudozhnik i kniga» Publ., 2006. 296 p.
19. Karapetova I. A. R. P. Mitusova - issledovatel' kul'tury narodov Zapadnoj Sibiri [R. P. Mitusova - the researcher of culture of peoples of Western Siberia]. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija jetnograficheskih muzeev Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga v novom tysjacheletii: Materialy okruzhnoj nauchnoj konferencii, posvjashhjonnoj 15-letiju muzeja «Torum-Maa» (Hanty-Mansijsk, 29-31 oktjabrja 2002 goda) [Modern state and prospects of development of ethnographic museums in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug in the new Millennium: Materials of the regional scientific conference dedicated to the 15th anniversary of the Museum «Torum-Maa» (Khanty-Mansiysk, October 29-31, 2002)], 2003, pp. 74-80.
20. Karapetova I. A., Kitova L. Yu. Raisa Pavlovna Mitusova: neizvestnye stranicy biografii i tvorcheskoj dejatel'nosti [Raisa Pavlovna Mitusova: unknown pages of the biography and creative activity]. Arheologija, jetnografja i antropologija Evrazii [Archaeology, ethnography and anthropology of Eurasia], 2006, no. 1, pp. 153-159.
21. Karapetova I. A., Kitova L. Yu. Raisa Pavlovna Mitusova: zhizn' i sud'ba [Raisa Pavlovna Mitusova: life and fate]. Razyskanija: istoriko-kraevedcheskij al'manah [Surveys: historical-ethnography almanac],2010, vol. 8, p. 7-19.
22. Karapetova I. A. Sobranie REM po vostochnym hantam i lesnym nencam [The collection of the RME about Eastern Khanty and Forest Nenets]. Mul'timedijnyj kompakt-disk. Kul'turnye cennosti Srednego Priobja v muzejah Rossii [Multimedia CD-ROM. Cultural values of the Middle Ob region in the museums of Russia]. Nizhneartovsk: 2008.
23. Karapetova I. A. Jekspedicija S.I. Rudenko na Tobol'skij Sever [Expedition of S. I. Rudenko to the Tobolsk North]. Nauchnyj vestnik Jamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Obdorija: istorija, kul'tura, sovremennost'» [Scientific bulletin ofYamalo-Nenets Autonomous Okrug: Materials of scientific-practical conference «Obdoria: history, culture, modernity»], 2014, vol. 1(82), pp. 34-40.
24. Karapetova I. A. Adaptivnye vozmozhnosti tradicionnoj kul'tury lesnyh nencev i hanty reki Agan (po materialam kollekcij Rossijskogo _ jetnograficheskogo muzeja) [The adaptive capacity of traditional culture of the Forest Nenets and Khanty of the river Agan (on the materials of the Russian Museum of Ethnography)]. Sbornik tezisov dokladov Mezhdunarodnoj konferencii «Korennye narody. Neft'. Zakon» (Hanty-Mansijsk, 23-25 marta 1998 g.) [The book of abstracts of the International conference «Indigenous peoples. Oil. The law» (Khanty-Mansiysk, March 23-25, 1998)], 1998, pp. 28-29.
25. Karapetova I. A. Muzej pod otkrytym nebom «Torum Maa» kak novoe sakral'noe prostranstvo [The Museum under the open sky «Torum Maa» as the new sacred space]. XKongress jetnografov i antropologov Rossii: Tezisy dokladov (Moskva, 2-5 ijulja 2013 g.) [X-th Congress of ethnographers and anthropologists of Russia: Abstracts (Moscow, July 2-5, 2013)], 2013, p. 171.
26. Karapetova I. A., Soloyova K. Yu. Sociokul'turnaja situacija u vahovskih hantov [Socio-cultural situation of Vakh Khanty]. Problemy kul'turogeneza i kul'turnoe nasledie. Ch. III Jetnograficheskoe izuchenie kul'turnyh processov i javlenij: Materialy k konferencii [Problems of cultural genesis and cultural heritage. Part III Ethnographic study of cultural processes and facts: materials for the conference], 1993, pp. 83-86.
27. Karapetova I. A., Solovyova K. Yu. O sohranenii jelementov tradicionnogo mirovozzrenija v kul'ture ^juganskih hantov [About preservation of the traditional worldview elements in the culture of Yugan Khanty]. Lingvisticheskie voprosy severovedenija: Tezisy dokladov. Gercenovskie chtenija 1993/1994 [Linguistic issues of the Northern studies: Abstracts. Herzen's readings 1993/1994], 1997, pp. 64-66.
28. Karapetova I. A., Soloyova K. Yu. Problemy adaptacii juganskih hantov v sovremennyh uslovijah [Problems of adaptation of Yugan Khanty in modern conditions]. Kul'tura narodov Sibiri [Culture of peoples of Siberia], 1997, pp. 66-73.
29. Karapetova I. A. Jetnosocial'nye izmenenija u aganskih hantov i lesnyh nencev r. Agan [Ethnic and social changes among Agan Khanty and Forest Nenets of the river Agan]. Jetnicheskie i social'no-kul'turnye processy u narodov SSSR: Tezisy dokladov [Ethnic and socio-cultural processes of the peoples of the USSR: Abstracts], 1990, vol.1, pp. 45-46.
30. Karapetova I. A. Sociokul'turnaja situacija u aganskih hantov i lesnyh nencev Nizhnevartovskogo rajona Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry [Socio-cultural situation among Agan Khanty and Forest Nenets of Nizhnevartovskiy district of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra]. Grani social'nogo: antropologicheskie perspektivy issledovanija social'nyh otnoshenij i kul'tury [Siberian collection - 4. The edges of the social: anthropological prospects of the study of social relations and culture], 2014, pp. 171-181.
31. Karapetova I. A., Solovyova K. Yu. Etnocultural situation and problems of traditional nature usage by Eastern Khanty and Forest Nenets. Specimina Sibirica, 1992, vol. 5.
32. Karapetova I. A., Sokolova Z. P., Solovyova K. Yu. Jetnosocial'naja situacija i problemy tradicionnogo prirodopol'zovanija vostochnyh hantov i lesnyh nencev [Ethno-social situation and problems of traditional nature use of Eastern Khanty and Forest Nenets]. Narody Sibiri. Kn. 2. (Sibirskij jetnograficheskij sbornik. Vyp. 7). [The Peoples of Siberia. Book 2. (Siberian ethnographic collection. Vol. 7), 1995, pp. 1-13.
33. Karapetova I. A., Solovyova K. Yu. Kul'tura hantov v postsovetskij period: tendencii razvitija i osobennosti adaptacii [The culture of Khanty in the post-Soviet period: a tendency of development and peculiarities of adoption]. Muzej, tradicii, _ jetnichnost': XX-XXI vv.: Materialy konferencii [Museum, traditions, ethnicity: the XX-XXI-th centuries: Materials of the conference], 2002, pp. 215-219.
34. Karapetova I. A., Solovyova K. Yu. Obraz hozjaina Jugana Javun-iki kak simvol kul'tury juganskih hantov [The image of the owner of Yugan Yavun-Iki as a symbol of culture of Yugan Khanty]. Jetnografja narodov Zapadnoj Sibiri (Sibirskij jetnograficheskij sbornik. Vyp. 10). [Ethnography of peoples of Western Siberia (Siberian ethnographic collection. Vol. 10)], 2000, pp. 199-211.
35. Solovyova K. Yu. Lodka-dolblenka v tradicionnoj kul'ture hantov [A dugout boat in the traditional culture of Khanty]. Ugry: Materialy VI Sibirskogo simpoziuma «Kul'turnoe nasledie narodov Zapadnoj Sibiri» (9-11 dekabrja 2003 g., Tobol'sk) [Ugry: materials of the VI-th Siberian Symposium «Cultural heritage of the peoples of Western Siberia» (December 9-11, 2003, Tobolsk)], 2003.
36. Karapetova I. A. Obrabotka meha i mehovye izdelija; Mehovaja mozaika; Biser [Processing of fur and fur products; Fur mosaic; Beads]. Tradicionnye promysly i remesla narodov Rossii [Traditional arts and crafts of the peoples of Russia], 2004, pp. 6-43; 33-43; 149-165.
37. Solovyoeva K. Yu. Hudozhestvennaja obrabotka dereva; Hudozhestvennaja obrabotka beresty [Art processing of wood; Art processing of birch bark]. Tradicionnye promysly i remesla narodov Rossii [Traditional arts and crafts of the peoples of Russia], 2004, pp. 136-152; 153-174.
38. Solovyova K. Der Shamanismus bei den Völkern West- und Südsibiriens. Schamanen zwischen Mythos und Moderne, 1999, pp. 41-68.
39. Na grani mirov. Shamanizm narodov Sibiri (iz sobranija Rossijskogo_ jetnograficheskogo muzeja): Al'bom [On the edge of the worlds. Shamanism of the peoples of Siberia (from the collection of the Russian Museum of Ethnography): Album]. Moscow: IPC «Hudozhnik i kniga» Publ., 2006. 296 p.
40. Karapetova I. A., Solovyova K. Yu. Hanty, mansi, nency [Khanty, Mansi, Nenets]. Rossijskaja provincija [Russian province], 1995, no.2, pp. 165-167.
41. Solovyova K. Yu. Malochislennye narody Zapadnoj i Vostochnoj Sibiri: nency, nganasany, _ jency, hanty, mansi, jevenki [Peoples in Western and Eastern Siberia: the Nenets, the Nganasans, the Enets, Khanty, Mansi, Evenks]. Mnogonacional'nyj Peterburg. Istorija, religii. Narody [Multinational Petersburg. History, religion. Peoples], 2002, pp. 789-804.