УДК 343 ББК 67.51
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10119
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сущность понятия, его содержание и особенности
Александр Сергеевич ЧУМИЧКИН, адъюнкт кафедры уголовной политики Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся формулировки определения понятия «сотрудник органов внутренних дел». Рассматриваются его место и участие в уголовно-правовых отношениях.
Ключевые слова: сотрудник органа внутренних дел, преступление, жертва преступления, квалификация потерпевших, специальный потерпевший, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности.
Annotation. The article is devoted to the consideration of questions about the wording of the concept of a crime committed against employees of internal affairs bodies.
Keywords: employee of the internal affairs body, crime, victim of crime, qualification of victims, special victim, protection of public order, provision of public safety.
Научный руководитель — Е.Ю. Титушкина, кандидат юридических наук, доцент
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Конституции РФ каждому гарантирована личная неприкосновенность, а обязанность ее обеспечения и поддержания входит в структуру такой функции государства, как правоохранительная. Реализация данной функции подразумевает необходимость отлаженного взаимодействия органов государственной власти и управления1; при этом требуется обеспечение защищенности их сотрудников от общественно опасных посягательств.
Непосредственная служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел содержит большое количество рисков для их личной безопасности, а также осуществления прав и закон-
ных интересов, поскольку связана с возможным причинением им смерти (гибели), увечья, вреда здоровью2.
Находясь на страже общественного порядка, они практически ежедневно сталкиваются с необходимостью выявления и пресечения противоправных действий различной степени опасности. В связи с эти необходимо отметить, что законодатель возлагает на структурные подразделения МВД России обязанность по страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел3, а в Уголовном кодексе РФ4 предусмотрена ответственность за ряд общественно опасных посягательств, при которых, исполняя должностные обязанности, они могут стать жертвами.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
Для того чтобы определить сущность понятия «сотрудник органов внутренних дел», его содержание и особенности, необходимо проанализировать, в первую очередь, нормативные и правовые признаки, характеризующие их как потерпевших от преступления. Это необходимо, чтобы выявить, какие конкретно субъекты могут быть признаны сотрудниками органов внутренних дел и каким образом их служебная деятельность, как правило, становится виктимообразу-ющим фактором.
Особенности сотрудников органов внутренних дел как участников уголовно-правовых отношений следуют из их правового статуса, главную роль в котором играют их властные полномочия5.
Действующие нормы уголовного закона используют термин «сотрудник органа внутренних дел» в следующих случаях: при характеристике обстоятельства, отягчающего наказание, предусмотренного п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ, и специального субъекта преступления, ответственность за совершение которого наступает по ст. 286.1 УК РФ.
Однако данные положения связываются с тематикой настоящей дискуссии весьма условно, а, точнее, они отражают лишь оценку противоправного поведения. Кроме того, их включение в Уголовный кодекс подвергалось обоснованной критике6, а правоприменительная практика, в частности по ст. 286.1 УК РФ, может быть признана несостоявшейся, так как за весь период ее действия в судах России не рассмотрено ни одного уголовного дела, возбужденного по указанным признакам преступления7.
Однако непосредственно сам статус сотрудника органов внутренних дел как жертвы преступления необходимо определить с учетом смысла, заложенного законодателем в данную дефиницию в Уголовном кодексе и ряде других федеральных законах.
Не раскрываются признаки, характеризующие сотрудника органов внутренних дел, и в п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ. Так же и ст. 286.1 УК РФ не раскрывает их, но уже дает определенные представления об установленном порядке служебной дисциплины и субординации. Совершение преступления, в том числе сотрудником органов внутренних дел, подразумевает ч. 4 ст. 303 УК РФ, поскольку действия, запрещенные данной нормой, охватывают непосредственное проведение оперативно-розыскных мероприятий, а в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»8 орга-
ны внутренних дел на ее осуществление прямо уполномочены.
Однако законодатель использует в ч. 4 ст. 303 УК РФ более обширное понятие — «лицо, уполномоченное на проведение оперативно-розыскных мероприятий». Обращаясь к уголовно-правовой характеристике должностного лица в Примечании к ст. 285 УК РФ, можно заключить, что сотрудник органа внутренних дел является должностным лицом, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющим функции представителя власти. Примечание к ст. 318 УК РФ делает акцент на распорядительных полномочиях в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от должностного лица, но использует при этом более широкое понятие, такое, как «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа».
Таким образом, указанные нормы УК РФ определенно противоречивы и в полном объеме не могут выявить все признаки, которые характеризуют сотрудника органов внутренних дел как непосредственного участника уголовно-правовых отношений.
В связи с этим для выявления особенностей правового статуса сотрудника органа внутренних дел и их репликации относительно признания его потерпевшим от преступления необходимо обратиться также и к другим нормативным правовым актам.
Еще в 1992 г. было утверждено Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации9, в ст. 1 которого закреплялось следующее.
Сотрудник органов внутренних дел — это гражданин России, который в установленном порядке принят на службу в МВД России на должности рядового либо начальствующего состава или состоящий в действующем кадровом резерве МВД России, имеющий специальное звание.
Сопутствующими характеристиками статуса сотрудника органов внутренних дел Положение называло наличие служебных удостоверений и жетонов, ношение форменной одежды, а также право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.
Эти признаки получили отражение в УК РФ, однако они использовались для определения сотруднику органов внутренних статуса специального субъекта преступления, а не потерпевшего, и это довольно сильно затрудняет крими-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
нологическое изучение общественно опасных посягательств рассматриваемой группы.
Вспомним, для сравнения, УК РСФСР 1960 г., который использовал понятие «сотрудник милиции» и устанавливал специальные нормы о посягательстве на такое лицо при исполнении им должностных обязанностей (в том числе при сопротивлении, применении насилия, покушении на жизнь, статьи 191.1—191.2). При этом понятия «сотрудник милиции» и «сотрудник органов внутренних дел» отождествлялись.
Статья 25 Федерального закона «О полиции»10 определяет сотрудника полиции как гражданина РФ, осуществляющего служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и обладающего специальным званием. При этом проходящими службу в полиции считаются также курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и другие сотрудники образовательных организаций, входящих в систему МВД России (ч. 9 ст. 25 Федерального закона «О полиции»).
Статья 68 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»11 характеризует обстоятельства совершения преступления в отношении сотрудника органов внутренних дел, поскольку признает их находящимися при исполнении должностных обязанностей, когда они:
1) совершают действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, иные действия в интересах общества и государства;
2) следуют к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования (обследования) или лечения и обратно;
3) находятся на лечении в медицинской организации в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при выполнении служебных обязанностей;
4) захвачены и содержатся в качестве заложника;
5) участвуют в сборах, учениях, соревнованиях или других служебных мероприятиях.
При этом в самом тексте Закона статус сотрудника органов внутренних дел раскрыт подробно. Однко ст. 10 Закона дает нечеткое определение сотрудника органов внутренних дел как гражданина, возложившего на себя обязательства по прохождению федеральной государ-
ственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава, получившего соответствующее специальное звание.
Примечанию к ст. 285 УК РФ также несколько противоречат положения ч. 2 ст. 10 Закона «О службе в органах внутренних дел», в которой указано, что прикомандированный сотрудник занимаемую должность не замещает (тогда как в примечании к ст. 285 УК РФ прямо указано как на постоянный, так и на временный характер должностного положения, либо его выполнение по специальному полномочию).
Проанализировав нормы действующего законодательства, устанавливающего правовой статус сотрудника органов внутренних дел, не согласимся с суждением о том, что он является комплексным понятием, объединяющим признаки статусов представителей власти и государственных служащих12. В этом случае, скорее всего, речь идет о статусе представителя власти и (возможно) иного должностного лица (по признаку наличия организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).
В криминологическом же плане сходство статуса сотрудника органов внутренних дел и государственного служащего не должно иметь значения.
Если обратиться к подзаконным нормативным правовым актам, которые приняты с целью развития положений Федерального закона № 58-ФЗ, необходимо обратить внимание на то, что именно в них достаточно широко даны признаки сотрудника органов внутренних дел.
Так, п. 4 Приказа МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 включает в свой перечень не только лиц, проходящих службу в центральном аппарате или территориальных органах, но также в научной, образовательной, медико-санитарной (санаторно-курортной) организации системы МВД России, а равно и иных подразделений, созданных для осуществления полномочий и выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел (например, управлений материально-технического снабжения)13.
Из указанного следует, что страхование жизни и здоровья необходимо при замещении абсолютно любой должности в органах внутренних дел. Таким образом, это означает, что сотрудником может быть получена травма при исполнении им должностных обязанностей.
Исполнение должностных обязанностей сотрудником органов внутренних дел регламенти-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
ровано вышеуказанными нормативными правовыми актами, а также уголовно-процессуальным и административно-правовым законодательством. Они не только составляют правовую основу их деятельности14, но и характеризуют обстановку совершения преступления в отношении них.
Завершая изложенное, представляется необходимым сделать следующий вывод.
Сотрудник органов внутренних дел — это должностное лицо — представитель власти, являющийся гражданином РФ и замещающий должность в центральном аппарате, территориальных органах, научных, образовательных учреждениях и иных подразделениях МВД России, имеющий специальное звание, форменную одежду, служебное удостоверение и находящийся при исполнении служебных обязанностей.
1 Безруков A.B. Взаимодействие органов внутренних дел с другими органами публичной власти в сфере обеспечения правопорядка // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 117—122.
2 Молчанов A.A., Шубников Ю.Б. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел // Вестник СПбУ МВД России. 2012. № 2. С. 86—89.
3 Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
4 Уголовный кодекс РФ (по сост. на 19.02.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5 Ларин В.Ю. Уголовно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел // Ленингр. юрид. журнал. 2015. № 2. С. 206—215.
6 См.: Воронин B.H. Индивидуализация наказания: Монография. М.: Проспект, 2017. С. 201—204;
Чучаев А.И. Сотрудник органа внутренних дел — особый субъект уголовно-правовых отношений? // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Проспект, 2012. С. 57—60.
7 Данные судебной статистики за 2012 — 2017 гг. // Судебный департамент при Верховном Суде РФ // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 Заглавие с экрана.
8 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (по сост. на 06.07. 2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»
9 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. № 4202-I (по сост. на 01.07.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
10 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (по сост. на 07.03.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
11 О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (по сост. на 03.04.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
12 Абызова Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 31.
13 Инструкция об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России (утв. приказом МВД России от 09.10.2012 г. № 924 (по сост. на 20.04.2015 г.) // http://base.garant.ru/70312330/
14 Рясов Д.А. «Профессиональная» преступность сотрудников органов внутренних дел // Бизнес в законе. 2009. № 3. С. 96—98.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты и официальные документы
1. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (принят Гос. Думой 24.05.1996 г., по сост. на 19.02.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
3. О полиции: Федеральный закон от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ (по сост. на 07.03.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (по сост. на 03.04.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлени-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
ем ВС РФ от 23.12.1992 г. № 4202-I, по сост. на 01.07.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
6. Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (по сост. на 06.07.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»
7. Инструкция об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России (утв. Приказом МВД России от 09.10.2012 г. № 924, по сост. на 20.04. 2015 г.) // http://base.garant.ru/70312330/
Монографии, научные статьи
8. Абызова Е.Р. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел (общетеоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
9. Безруков А.В. Взаимодействие органов внутренних дел с другими органами публичной
власти в сфере обеспечения правопорядка // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 117-122.
10. Воронин В.Н. Индивидуализация наказания: Монография. М.: Проспект, 2017.
11. Ларин В.Ю. Уголовно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел // Ленингр. юрид. журнал. 2015. № 2. С. 206-215.
12. Молчанов А.А., Шубников Ю.Б. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел // Вестник СПбУ МВД России. 2012. № 2. С. 86-89.
13. Рясов Д.А. «Профессиональная» преступность сотрудников органов внутренних дел // Бизнес в законе. 2009. № 3. С. 96—98.
14. Чучаев А.И. Сотрудник органа внутренних дел — особый субъект уголовно-правовых отношений? // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Проспект, 2012.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Экстремизм
в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века
Политико-правовом жлскг
Экстремизм в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века. Политико-правовой аспект: монография / М.Ю. Зе-ленков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 351 с.
Монография посвящена проблемам влияния экстремизма на современное мироустройство, а также противодействия данному явлению в Российской Федерации. Проанализированы те новые условия и требования, которые предъявляет к процессу парирования угроз экстремизма как современная международная обстановка, так и внутренняя общественно-политическая и экономическая ситуация в России.
Научный труд содержит анализ и синтез результатов исследования экстремистской деятельности отечественными и зарубежными организациями и учеными, а также собственный опыт автора, приобретенный им в процессе участия в деятельности органов исполнительной власти и гражданского общества Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму.
Использован широкий круг оригинальной мировой литературы, нормативных правовых актов, практика многих государств, международных, региональных и национальных организаций, правоохранительных органов по противодействию экстремистской деятельности.
Для ученых и практиков в сфере антиэкстремистской деятельности, обучающихся и преподавательский состав высших учебных заведений, а также на всех интересующихся и изучающих проблему борьбы с экстремизмом в XXI в.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018