В.Н. Саттаров, А.В. Ивашов, Т.О. Быкова
СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ: БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. АКМУЛЛЫ И КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО
Ключевые слова: медоносная пчела, проблемы пчеловодства, Республика Башкортостан, Республика Крым, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского.
Аннотация: В статье представлены материалы о развитии творческого научного сотрудничества между башкирским и крымским университетами; рассмотрены перспективы исследований в области биоразнообразия представителей семейства пчелиных на территориях Башкортостана и Крыма, а также подготовка совместных научных проектов инновационного характера с предполагаемой поддержкой грантов по развитию пчеловодства в Крыму.
Республика Башкортостан на сегодняшний день является одним из главных медоносных регионов и основным научным центром по изучению медоносной пчелы как биологического объекта. В регионе успешно функционируют занимающиеся проблемой научно-образовательные учреждения: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный университет, Институт пчеловодства и апитерапии, Институт биохимии и генетики. В течение ряда десятилетий в данных учреждениях сформировались и функционируют научные школы в области изучения морфологии, популяционной биологии, болезней и вредителей медоносных пчел; энтомофильных сельскохозяйственных и дикорастущих растений.
Становление и развитие науки по изучению медоносной пчелы в республике связано с именем такого ученого, как Джигардан Тагирович Шакиров (1914-2006), который являлся инициатором и основателем (1963 г.) единственной в СССР кафедры пчеловодства и зоологии при Башкирском государственном аграрном университете.
У истоков развития школьного пчеловодства в Республике Башкортостан стоит Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, на базе которого впервые в истории изучения пчел была разработана логико-смысловая модель сохранения башкирской популяции медоносной пчелы, позволившая перевести изучение данного объекта в научно-образовательную сферу. Практическая реализация данной модели обеспечила разработку полного учебно-методического комплекса по преподаванию дисциплины «Пчеловодство» в общеобразовательных учреждениях.
Крайне важно, что в Башкортостане создан и активно действует заповедник «Шульган-Таш», который занимается охраной и изучением уникальной популяции бурзянской пчелы, размещающихся в бортях и колодах. Использование человечеством пчел уходит корнями в глубокую древность; одним из первых свидетельств использования пчел является наскальный рисунок в пещере Арана вблизи Валенсии (Испания), возраст, которого определяется более чем в 10000 лет. В литературных же источниках пчела впервые упоминается у восточных народов. Так, в древнеиндийских мифах, «Ведах» многократно говорится о пчеле и меде: боги там носят имя «Мадар», что означает «рожденные из нектара». В древнеегипетских папирусах также часто упоминается пчела: установлено, что древние египтяне занимались пчеловодством уже в 200 г. до Рождества Христова. В Священном Писании евреев о меде говорится много раз; Иоанн питался кузнечиками и медом диких пчел. В Талмуде содержатся сведения о развитии и роении пчел, а также описываются различные жилища пчел из соломы и тростника. В Коране мусульман пчела также удостоилась внимания: в шестнадцатой суре говорится, что Всевышний поучал пчелу: «Строй дома свои в скалах гор и в деревьях лесов с таким же искусством, с каким это делает человек. Лети на все цветы и
плоды, которые дарует тебе Господь. Из плоти их исходит благостный мед, разный по цвету, но истинно целебное снадобье для человека» [4, 10].
Аборигенные медоносные пчелы (Apis mellifera L.) являются ценнейшим генетическим ресурсом. Не обладая высокой продуктивностью, они проявляют устойчивость к подчас крайне тяжелым экологическим условиям, в которых они формировались, отличаясь при этом высокой резистентностью к различным болезням и вредителям. Благодаря этим качествам они с успехом могут использоваться в селекционно-племенных программах. Следует помнить, что аборигенные виды и подвиды пчел (равно как и других животных) представляют и огромную историко-этнографическую ценность, являясь, в то же время, живыми памятниками культуры народов, самобытности и образа жизни коренного населения.
На сегодняшний день, будучи в естественной среде типичными представителями экосистем, пчелы широко распространились по всем континентам. Они - источник получения высококачественных продуктов; в двадцатом веке достойную оценку получила и опылительная деятельность, которая в десятки, а по некоторым видам сельскохозяйственных растений и в сотни раз, ежегодно превышает стоимость пчеловодных комплексов и получаемых от них продуктов [11 ].
К сожалению, в последние годы много говорят и пишут о массовой гибели (коллапс пчелиных семей - КПС) медоносных пчел в различных местах земного шара. По данным официальных источников, в настоящее время странам Европы не хватает 13 млн. пчелиных семей для опыления важнейших сельскохозяйственных растений. Дефицит опылителей оценивают в 33 %, а гибель пчел превышает принятые стандарты и нормы в 10-15 %. Ученые рассматривают сокращение численности пчел как реальную угрозу всему биоразнообразию, что приравнивается к таким явлениям, как опустынивание сельскохозяйственных угодий и глобальное потепление [2, 8].
Сегодня сохранение и дальнейшее рациональное использование генофонда аборигенных популяций пчел возможно при наличии федеральных и региональных программ, национальной стратегии и плана по их сохранению. Реализация этого требует проектирования и внедрения современных научных стратегий, в том числе разработки и проведения комплекса научных исследований; организационно-хозяйственных и правовых меры; выделения материально-технических и финансовых средств; использования возможностей современных образовательных технологий и выполнения инновационных разработок в средних и высших учебных заведениях, что, в конечном счете, изменит к лучшему традиционную стратегию селекции пчел [4, 7].
В рамках реализации вышеуказанной стратегии в педагогическом университете в 2006 году были открыты курсы «Школьное пчеловодство» по профессиональной переподготовке учителей для ведения занятий по пчеловодству в предпрофильных и профильных классах общеобразовательных учреждений. 27 июля 2011 года было подписано Распоряжение №949-р Правительства РБ: в целях сохранения и расширения ареала распространения башкирской породы медоносных пчел в рамках реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства РБ от 24 февраля 2011 г. №38, утвердить план развития пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 гг. В дальнейшем, 18 мая 2012 года в Бурзянском районе РБ состоялось совместное зональное совещание «О выполнении Плана развития пчеловодства Зауралье на 2011-2015 гг.», утвержденного распоряжением Правительства РБ от 27 июля 20ll г. №949-р, и Календарного плана мероприятий по реализации данного распоряжения на 2012 г., также утвержденного Заместителем Премьер-министра Правительства Республики - Руководителем Аппарата правительства РБ 20 января 2012 г., где было принято решение: рекомендовать муниципальным органам управления образованием и образовательным учреждениям предусмотреть часы на преподавание элективных курсов в пред-профильных и профильных 9-11-х классах за счет компонента общеобразовательного уч-
педагогический журнал спшкортостпнп м 6(61). я015 аежааз
реждения (не менее часа в неделю в каждой параллели) при разработке учебных планов на 2012/2013 учебный год [5].
При поддержке Правительства Республики Башкортостан, благодаря комплексу мер по модернизации общего образования учебный курс «Пчеловодство» внедрен в более чем в сорока школах Зауральской зоны РБ: Абзелиловский район (д. Абдульмамбетово и Каз-машево; с. Амангильдино, Ишкулово, Ташбулатово, Халилово); г. Баймак и район Баймак (д. Уметбаево, Нижнетагирово, Сосновка; с. Юмашево, Бекешево, Кусеево, Старый Сибай, Темясово); Бурзянский район (д. Абдулмамбетово, Аскарово, Байназарово, Иргизлы, Ста-ромунасипово, с. Старосубхангулово); Зилаирский район (д. Юмагужено, Юлдыбаево, Дмитриевка, с. Зилаир и Матраево); Зианчуринский район (д. Башкирская Ургинка, Ишемгу-лово, Ибраево и с. Абзаново,); Учалинский район (с. Комсомольск, Ахуново, Озерный, Ура-зово); Хайбуллинский район (д. Янтышево; с. Галиахметово, Большеабишево, Ивановка) и др. [5].
Исходя из имеющегося научно-педагогического потенциала по проблеме медоносной пчелы Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы в 2015 году проводятся переговоры с Крымским федеральным университетом имени В.И. Вернадского (г. Симферополь) о совместных исследованиях медоносной пчелы на территории Крымского полуострова.
[Следует напомнить исторические вехи и имена ученых, связанные со становлением и развитием Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Университет расположен в городе Симферополе; это крупнейшее высшее учебное заведение Республики Крым, входящее в десятку федеральных университетов Российской Федерации. Свою историю Крымский федеральный университет ведет от создания в Крыму Таврического университета - первого высшего учебного заведения на полуострове. Таврическое губернское земство ходатайствовало об открытии в Симферополе университета еще в 1916 году, для этого был выделен миллион рублей, однако царское правительство не утвердило законопроект. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (КФУ) является преемником Таврического университета, созданного в 1918 года по инициативе С.С. Крыма.
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
В мае 1918 года на физико-математическом и медицинском факультетах, размещенных в Ялте, началось чтение лекций. С осени 1918 года все пять факультетов университета - историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский и агрономический - сосредоточились в Симферополе. Они были размещены в бывших зданиях военного госпиталя (ул. Студенческая, 10 и 12), женского епархиального училища (бульвар Ленина, 5/7), духовной семинарии (пер. Героев Аджимушкая, 9), в ряде частных домов. У истоков создания Таврического университета стояли ученые Киевского университета, которые и избрали его первый Совет во главе с ректором
- видным деятелем медицинской науки профессором Р.И. Гельвигом. 13 октября 1920 года, после кончины Гельвига, ректором был избран академик В.И. Вернадский.
Во время правления белогвардейцев и иностранных интервентов университет находился в исключительно трудных условиях. Его преподаватели, чтобы выжить, брались за любую работу: пилили дрова, шили сапоги и т. д. Более двадцати профессоров и преподавателей были лишены крова; многие студенты систематически голодали. После окончательного установления Советской власти была проведена реорганизация университета. 1 февраля 1921 года он был переименован в Крымский университет имени М.В. Фрунзе, а в 20-х - начале 30-х годов на его базе были созданы три высших учебных заведения - педагогический, медицинский и сельскохозяйственный институты.
В 1925 году на базе университета был создан Крымский государственный педагогический институт. Вторым ректором университета с 1920 по 1921 год был выдающийся советский ученый-естествоиспытатель, основоположник геохимии и биогеохимии - академик В.И. Вернадский. Гельвиг Роман Иванович - первый ректор Таврического университета.
Годы существования университета (1918-1925 гг.) - это одновременно крымские годы жизни и деятельности целой плеяды выдающихся ученых. В разное время окончили вуз такие замечательные ученые, как академик Д.И. Щербаков (1922), академик И.В. Курчатов и академик АН УССР К.Д. Синельников (1923), члены-корреспонденты Академии наук СССР Г.М. Франк (1925), К.И. Щелкнин (1932). Многие из профессоров вуза составляют ныне гордость отечественной науки: академики В.И. Вернадский, В.А. Обручев, А.А. Байков, В.И. Палладин, А.В. Палладин, П.П. Сушкин, В.И. Смирнов, Н.М. Крылов, А.Ф. Иоффе, И.Е. Тамм, Б.Д. Греков, Е.П. Павловский. В феврале 1972 года университет был преобразован в Симферопольский государственный университет имени М.В. Фрунзе (СГУ).]
4 августа 2014 года указом Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева был создан Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. В настоящее время в вузе обучаются более 35 тыс. студентов из разных регионов Российской Федерации, Украины, СНГ и зарубежных стран. Развитию данного университета как инновационного научно-образовательного учреждения по изучению медоносной пчелы Крымского полуострова способствует богатое историческое научное наследие и наличие биоразнообразия флоры и фауны средиземноморского происхождения.
Крымский полуостров - часть суши, располагающаяся на юге современной территории России. Он значительно вдается в северную часть Черного моря, а с восточной стороны омывается Азовским морем. Полуостров занимает площадь около 27 тыс. квадратных километров и отличается разнообразным климатом. В зависимости от климатических условий территорию Крыма делят на три части:
1. Степной Крым - северная его часть, на данной территории преобладает умеренно-континентальный климат, температура зимой редко опускается ниже 00С, летом обычно не превышает 300С, среднее количество осадков около 500 мм. год на севере полуострова, и около 1000 мм. год в горной его части.
2. Крымские горы - располагаются на севере, климат умеренно-континентальный, зимой температура не опускается ниже 00С, а летом не поднимается выше 250С, среднее годовое количество осадков 1200 мм.
3. Южный берег Крыма - зона субтропического климата, зимой средняя температура составляет 80С, а летом понимается до 400С и более. Осадков относительно немного -около 300мм. в год.
Характер ландшафта на полуострове идеален для развития пчеловодства на основе чистопородного разведения и обусловливает возможность наличия аборигенных форм пчел [9].
Известный естествоиспытатель профессор В.В. Алпатов (1948) сообщал, что на южном побережье Крыма живет пчела, заслуживающая выделения в особый подвид или породу. В 1938 году им же был опубликован материал по биометрии крымской пчелы, собранный из примитивных сапеточных ульев Байдарской долины. Относительная длина конечностей у крымской пчелы была больше, чем у северной лесной и украинской, и в целом соответствовала относительной длине конечностей пчелы Кавказа. По индексу первого членика лапки она приближалась к пчелам Закавказья, но не к пчелам Северного Кавказа, Абхазии и Главного Кавказского хребта (57,73±0,13). Кубитальный индекс (57,98±0,77) гораздо выше индекса украинских пчел, что сближает эту пчелу с пчелой Абхазии, но не Закавказья. В.В. Алпатов отмечал, что в отношении желтизны крымская пчела очень близка к серой
педагогический журнал спшкортостпнп м 6(61). sois аа^ажожб
горной кавказской пчеле. Так как по одним признакам крымская пчела близка к желтым пчелам Армении, а по другим - к пчелам Главного хребта; он сообщал, что изолированность ее распространения, «островное» расположение, дают основание считать пчелу южного берега Крыма особым подвидом Apis mellifera taurica Alpatov, 1935 [1].
К сожалению, несмотря на то, что в регионе развито пчеловодство, до сегодняшнего дня подробные популяционные исследования медоносной пчелы не проводились. Известны только точечные исследования, проведенные в предгорном Крыму на частной пасеке в Бахчисарайском районе по медоносным пчелам карпатской породы. В связи с этим необходимо отметить, что таксономический статус крымской пчелы остается не известным и она не входит в международные базы. Данная ситуация усугубляется также тем, что в последние десятилетия в связи с доминантным антропогенным влиянием произошли и происходят неконтролируемые интродукционные процессы (завоз украинской степной, карпатской пород), которые способствуют появлению и распространению медоносных пчел неизвестного происхождения в некогда локальные популяции [3, 6].
Учитывая представленные факты, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского в сентябре 2015 года заключили договор о перспективном сотрудничестве: в целях развития творческого научного сотрудничества между договаривающимися сторонами путем поддержания научных связей, научного кураторства и сотрудничества в сфере образовательной, научной, инновационной и природоохранной деятельности. При этом стороны договорились осуществлять научное сотрудничество в следующих областях: проведение совместных научных исследований в области изучения биоразнообразия представителей семейства пчелиных на территориях Башкирии и Крыма; обмен опытом работы по сохранению и использованию пород пчелы медоносной на территориях двух республик; оказание научно-методической помощи в области постановки лабораторно-практических занятий с учениками средних и высших учебных заведений в Республике Крым; подготовка совместных проектов научного и инновационного характера для получения грантов по развитию отрасли пчеловодства в Крыму, а также обмен студентами и аспирантами с целью выполнения исследовательских работ на территориях Крыма и Башкирии.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что консолидация научного потенциала Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы и Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в области изучения медоносной пчелы будет охватывать два стратегических направления, заложенных в программах по сохранению локальных популяций [7]: работа по подготовке квалифицированных специалистов - общеобразовательные учреждения и высшие учебные заведения, и работа непосредственно с объектом, то есть пчелами - таксономическая идентификация, комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий, создание племенных хозяйств по содержанию и разведению пчел, разработка локальных (региональных) программ разведения и создание криобанков.
1. Алпатов, В.В. Породы медоносной пчелы [Текст] / В.В. Алпатов. М. : МОИСП, 1948. - 183с.
2. Кичигин, Е.К. Коллапс пчелиных семей : возможная причина [Текст] / Е.К. Кичигин // Пчеловодство. - 2009. -№5. - С.26-28.
3. Острогляд, А.Н. О возможности воспроизведения карпатской породы медоносной пчелы (Apis mellifera carpatica) в условиях изолированной пасеки в Предгорном Крыму [Текст] / А.Н. Острогляд // Экосистемы, их оптимизация и охрана. - 2010. - Вып. 2. - С.135-139.
4. Саттаров, В.Н. Медоносная пчела : национальное достояние, экология, этика и педагогика [Текст] / В.Н. Саттаров, А.М. Смирнов, В.Р. Туктаров // Педагогический журнал. - 2008. - №6 (19). - С. 101-107.
5. Саттаров, В.Н. Сохранение медоносных пчел Apis mellifera и развитие школьного пчеловодства [Текст] / В.Н. Саттаров // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - №4 (41). - С.35-39.
6. Саттаров, В.Н. Морфология медоносных пчел Apis mellifera L. и стратегия сохранения их в Республике Башкортостан : автореф. дис. ... д-ра биол. Наук : 06.02.01 / Венер Нуруллович Саттаров. - Уфа, 2011. - 33с.
7. Саттаров, В.Н. Комплексная стратегия сохранения башкирской пчелы и ее логико-смысловая модель [Текст] / В.Р. Туктаров, Е.М Иванцов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №4 (29). - С. 248-258.
8. Саттаров, В.Н. Коллапс пчелиных семей (КПС) : возможная разгадка! [Электронный ресурс] / В.Н. Саттаров, В.Р. Туктаров, Л.Ф. Биглова // Современные научные исследования. Вып. 2. - Концепт. - 2014. - ART 54386. - URL : http://e-koncept.ru/2014/54386.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
9. Тарасенко, Д.Н. Южный берег Крыма [Текст] / Д.Н. Тарасенко. Симферополь : Бизнес-Информ, 2012. - 376с.
10. Херольд, Э. Новый курс пчеловодства [Текст] / Э. Херольд, К. Вайс. М. : Аст : Астрель, 20о6. - 420с.
11. Черевко, Ю.А. Пчеловодство / Ю.А. Черевко, Г.А. Аветисян. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 367с.
12. apinews.com