Mukhiddinova Savsan Mirzoolimovna - researcher clothed the humanities and social sciences of the Scientific Research Institute of the Tajik Nanional UniversityAddress: Rudaki Avenue 17, Phone (+ 992) 555503435
УДК:930(575)
СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАН ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Мирзоев Н.М., Мирзоева Ф.Б.
Таджикский национальный университет
Глобализация является феноменом нового тысячелетия, которая внесла в мир много положительных аспектов, и страны региона начали быстро использовать её для улучшения качества жизни государств региона. Но также стоит помнить, что процессы глобализации столкнули государства Центральной Азии с негативными последствиями, которые несут в себе определённые опасности и риски. Такие явления нового времени, как терроризм, политический и религиозный экстремизм, организованная и трансграничная преступность, сепаратизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, межэтнические конфликты и многое другое, в данное время представляют собой новые вызовыи угрозы для стабильности и безопасности стран Центральноазиатского региона и всего мира в целом. Распространения новых вызовов и угроз приобрел мировой характер, и именно поэтому необходимо действовать сообща, так как данные проблемы способны разрушить всю цивилизацию мирового сообщества.
Данные вопросы для коллективных действийи общего сотрудничества в целях уничтожения угроз происходящих из новых вызовов, являются весьма актуальными для всех стран Центральноазиатского региона. Это показано тем, что влияние вышеназванных факторов в современной политической и экономической ситуации Центральноазиатского региона характеризуется недостаточной стабильностью, а также увеличением напряженности. Кроме того, само географическое расположение региона - это близость стран исламского мира, Афганистана, ядерных держав, границы Китая и России, наличие природных и энергетических ресурсов, всё это делает регион центром внимания ведущих держав и причиной экономических и военно-политических взаимодействий и разногласий, которые могут послужить отправной точкой для дестабилизационного начала в молодых независимых государствах, и Евразийского континента в целом.
Доктор политических наук,Малышева Д.Б. подчёркивает, что до сих пор «сохраняется в Центральной Азии и террористическая угроза, обусловленная, в числе прочего, распространением в ряде государств региона подпитываемых извне течений и движений религиозно-экстремистской направленности. Вызов безопасному развитию центральноазиатских государств несет и региональная трансграничная преступность, но особую проблему создает одно из наиболее нестабильных государств региона - Афганистан» [3, с.48]. Новые угрозы, исходящие из нестабильного Афганистана остаются одним из главных пунктов нерешенной ситуации не только Евразийского континента, но мира в целом, проблема распространяется как «всеобщая цепь».
Нестабильная ситуация в стране и многолетний хаос, бедность, превратили Афганистанв источник распространения международного терроризма, экстремизма и наркотиков. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонотметил, что - «Процесс восстановления мира и стабильности в Афганистане на нынешнем этапе особо нуждается в развитии человеческого фактора. Поэтому налаживание регионального сотрудничества в целях обеспечения необходимыми специалистами различных секторов национальной экономики Афганистана должно стать одним из ключевых направлений деятельности международных партнеров» [10, с.214]. Также стоит отметить, что действия, которые предпринимаются международным сообществом для улучшения ситуации и качества жизни Афганистана, является сложным или почти неодолимым началом длительного процесса, который требует от ключевых заинтересованных государств при проведении единой согласованной политики в урегулировании ситуации Афганистана.
По мнению научного сотрудника кафедры международных отношений Казахского университета международных отношений и мировых языков Тулеева М.С.: «Одним из факторов проявления международного терроризма в странах Центральной Азии является наркотрафик из Афганистана. В последнее время во всех постсоветских республиках наблюдается заметный рост потребления наркотиков афганского происхождения»[7, с.191].Тем самым, мы становимся свидетелями того, насколько дестабилизирующе сказывается общая граница с Афганистаном, и для этого первым делом необходимо укрепить государственную границу[4, с.31].
Одной из причин обильного выращивания опиума в Афганистане, это разрушенная экономика страны, причина которой вырубленные сады и поля, так как земледелие - это основное занятие населения, а выращивание опиума-сырца является легким и выгодным делом.
Как отмечал Идинов А.К. - высокая прибыльность способствует быстрому развитию незаконного оборота наркотических средств. По данным международных экспертов ООН и Интерпола, 1 доллар, вложенный в наркобизнес, приносит 12.240 долл. прибыли [1, с.94].
Поэтому наркобизнес стал не только средством выживания для населения, но и основой экономики Афганистана, куда в последние годы переместился центр мирового нелегального производства (75%) и контрабандного транзита наркотиков [5].
Необходимость принятия во внимание и другого фактора объективной реальности Центральноазиатского региона, это увеличениеколичества стран, имеющие в регионе свои геополитические и геоэкономические интересы. Именно поэтому, странам региона следует провести сложную работу по сближению своих национальных позиций, так как державы, определилисьв степени своего присутствия в регионе со своими вооруженными силами.
Другие причины, которые могут поспособствовать развитию межэтнических конфликтов и дестабилизации - это наличие различных диаспор в приграничных зонах. Как подчёркивает профессор кафедры истории и теории международных отношений РТСУ, экс-директор ЦГИ (центр геополитических исследований) - Майтдинова Г.М.:«Существование в приграничных зонах многочисленных диаспор, представляющих титульные для сопредельной стороны этнические группы, усиливает межэтническое напряжение» [2, с.197]. Этнотерриториальный состав расселения народностей в Центральной Азии достаточно сложный.Деление по национальным слоям усложняет социально-политическую устойчивость и стабильность стран региона, а многочисленные проблемы и сложности внутреннего и внешнего характера, становятся причиной дестабилизации для интесресующих лиц. «Межэтнические конфликты могут возникать по целому ряду причин, но основной является социально-экономическое благополучие. Качество планирования и реализации региональной экономической, социальной и миграционной политики оказывает на уровень жизни населения, негативное влияние и создает предпосылки к ухудшению этнической ситуации» [8, с.36].
Сильное геополитическое соперничество за влияние в регионе приводит к необходимым мерам создания эффективной общей системы региональной безопасности, для совместных и взаимовыгодных результатов, интересов и подходов пяти республик к принятию мер, а также решению вопросов безопасности.
В этом плане особое значение приобретают вопросы и задачи координирования потенциала республик ЦАР с целью создания активно действенных региональных механизмов для противостояния вышеназванным транснациональным угрозам.
На самом деле в регионе уже существуют некоторые механизмы для противостояния транснациональных угроз, идёт многоплановое сотрудничество и взаимодействие на дву-и многосторонней основе, то есть в рамках международных организаций, таких как СНГ,ОДКБ, ШОС.
Реализация Договора Ташкентского Соглашения по борьбе с терроризмом в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) по налаживанию Антитеррористического центра, а также действенные механизмы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), как военно-политической региональной организации, и Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) со своим пакетом противодействия трём силам зла: терроризм, экстремизм и сепаратизм, в некоторой степени уменьшили угрозы международного характера.
«Содружество независимых государств, организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества имеют многосторонние цели, но одной из них является борьба с терроризмом. Для реализации контртеррористического взаимодействия в рамках указанных организаций были заключены два значимых многосторонних договора. Это Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г (далее - договор ШОС) и Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 04 июня 1999г (далее - договор СНГ)» [9, с.122]. Эти организации стали базисами региональной и международной практики, как формы взаимодействия и сотрудничества по вопросам международного терроризма.
Необходимо эффективное содействие данных организаций по борьбе с международным терроризмом, перевозки и незаконного распространения оборота наркотиков, экстремизм, все это приводит к тесному и углубленному взаимодействию и выработки общих планов стран-участников по актуальным международным транснациональным проблемам.
Хотя, заместитель директора Центра стратегических исследований при ПрезидентеРТ Сафаров С.С. иного мнения, - «ни ОДКБ, ни ШОС против международного терроризма, наркобизнеса, неконтролируемой миграции, распространения религиозного и политического экстремизма,
сепаратизма, пока не имеют эффективных механизмов противодействия. Даже не сформирована философия и идеология таких совместных действий, а без этого приходится отвечать перед своим народом и мировым сообществом сполна» [6, с.44].
Стоит подчеркнуть, что многосторонние взаимодействия государств региона по вопросам обеспечения региональной безопасности в данный момент находится на переходном процессе своего существования. То есть, несмотря на их множество, они не стали активно действенным, как фактор обеспечения безопасности региона, поэтомувсем странам-участникам необходимо раскрыть свой потенциал.
Для укрепления решений по вопросам обеспечения безопасности одним из главных и ключевых факторов является дальнейшее усиление и углубление экономического вопроса, то есть необходима экономическая интеграция в Центральноазиатском регионе.
Ходы интеграции в Центральной Азии связанны с укреплением политической, социальной, экономической и культурной новизны, с учетомих национального суверенитета. Интеграционные процессы отчасти становятся успешными, а если учитывать короткую независимую историю стран ЦА, то в регионе были успешно созданы организации внутрирегионального и международного характера, которые служат опорой в вопросе обеспечения региональной безопасности и стабильности в целом.
Процессы интеграции в регионе также имеют ряд особенностей, которые нельзя не принимать во внимание, главные из которых относятся по вопросам укрепления и развития многостороннего сотрудничества в сфере коммуникаций, использования водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, проблемы экологии и государственных границ.
Экономические отношения Центральноазиатских республик по этим вопросам являются основой для экономических взаимоотношений государств Центральной Азии. При построении взаимовыгодного сотрудничества по вышеназванным аспектам больше всего страны региона зависят от экономической безопасности. Следовательно, без построения взаимных и дружественных межгосударственных отношений сотрудничество по вышеназванным направлениям для интегрирования региона будет иметь неполноценный характер. Эффективное устранение данных проблем в большей степени зависит от единой внешнеполитической линии при урегулировании внешних вызовов и угроз.
Изучая все аспектыпроблем носящие экономический характер, необходимо недопущение их политизации. То есть решать проблемы стоит на равноправных основах, с учётом национальных интересов народов ЦАР и соблюдением всех договоренностей.
ЦАР - это регион и часть мирового сообщества, все страны которых являются участниками всех перемен и не способные оставаться в стороне от происходящих вокруг процессов.
Для стран ЦАРнеобходима консолидация и усиление обеспечения коллективной безопасности и устойчивой стабильности регионав целом. То есть, стабильность и безопасность в ЦАР подчеркивает стратегические задачи каждых стран в отдельности и направлены на создание благоприятных внешних условий для решения и конструирования жизненно важных необходимых вопросов экономического и социального развития государства.
Следовательно, для сокращения очагов распространения новых вызовов и угроз, таких как, международный терроризм, политический и религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков, организованная и трансграничная преступность необходимы согласованные меры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Идинов А.К. Наркомания - угроза национальной безопасности // Вестник КРСУ 2015. Том 15. № 12. С. 94.
2. Майтдинова Г.М. Фактор новых границ как проблема безопасности Центральной Азии / Проблема безопасности в геополитическом комплексе Центральной Азии / Материалы международной конференции. (г. Душанбе, 16-17 июня 2003 года). -Душанбе, 2004. - С.197.
3. Малышева Д.Б. Политическая обстановка в Центральной Азии: Новые вызовы безопасности / Перспективы сотрудничества Казахстана и России в новых геополитических условиях: материалы 4-й двусторонней международной научно-практической конференции КИСИ-ИМЭМО (г. Москва, 9 апреля 2009 г.) /Отв. ред. Б.К. Султанов. - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2009. - 208 с. С.48.
4. Мирзоева Ф.Б. Влияние геополитических факторов на безопасность государств Центральной Азии // Вестник Таджикского национального университета. 2018. N»8. С.31.
5. Молдалиев О. "Нетрадиционные" угрозы безопасности в Центральной Азии // https://ca-c.orgjournal/2001/journal_rus/cac-01/04.moldalr.shtml (дата обращения 28.05.2020)
6. Сафаров С.С. Возможные линии развития событий по обеспечению безопасности в центральноазиатском регионе на фоне изменений в международной политик / Мировая политика: взгляд из будущего. Материалы V конвента РАМИ. Под общей редакцией проф. а. Ю. Мельвиля. - М., МГИМО—Университет. - 2009. С.44.
7. Тулеев М.С. Геополитическая стратегия и безопасность в Центральной Азии: проблемы и перспективы // Вестник КРСУ 2016. Том 16. № 6. С.191.
8. Факторы внешнего влияния на межэтнические отношения в Республике Казахстан: коллективная монография / Под ред. Б.К. Султанова. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. - 112 с. С.36.
9. Чернядьева Н. А. К вопросу об институциональном оформлении контртеррористического противодействия на постсоветском пространстве // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2015. -Т. 1 (67). №> 4. - С. 122.
10. Эмомали Рахмон Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том двенадцатый. - Душанбе, «Ирфон», 2017, 576 с. С.214.
СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАН ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В данной статье рассматриваются влияние новых вызовов и угроз на Центральноазиатский регион, и как страны региона сотрудничают для обеспечения региональной безопасности, ведь эти вызовы несут в себе определённые риски и опасности. В статье отмечены угрозы, влияющие на регион, такие как международный терроризм, политический и религиозный экстремизм, организованная и трансграничная преступность, сепаратизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, межэтнические конфликты и т.д. Также рассматривается влияние данных факторов на военно-политическую и экономическую ситуации Центральноазиатского региона, которая характеризуется недостаточной стабильностью, с возможным возникновением разногласия и увеличения напряженности. Отмечается геополитическое расположение регионаи причины, которые делают его настолькопривлекательным для игроков.
Ключевые слова: Центральноазиатский регион, вызовы, угрозы, сотрудничество, региональная безопасность, Афганистан, ресурсы, мировой, политика, экономика.
COOPERATION OF CENTRAL ASIAN COUNTRIES THE ENSURING SECURITY
The article examines the impact of new challenges and threats on the Central Asian region, and how the countries of the region cooperate to ensure regional security, because these challenges carry certain risks and dangers. Threats affecting the region, such as international terrorism, political and religious extremism, organized and cross-border crime, separatism, illegal drug and arms trafficking, inter-ethnic conflicts, etc. are noted. It is emphasized that the influence of these factors in the military-political and economic situation in the Central Asian region is characterized by insufficient stability, with the emergence of disagreements and increased tension. The geographical location of the region is considered, which makes it so relevant and the center of attention of world powers.
Keywords: Central Asian region, challenges and threats, cooperation, regional security, Afghanistan, resources, world, policy, economy.
Сведения об авторах:
Мирзоев Ниёз Мирзобадалович- доктор истарических наук , профессор, главный научный сотрудник отдела экономических и гуманитарных наук НИИ Таджикского национального университета. Адрес 734025, Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки 17. Электронный почта: [email protected] Тел: (+992) 919160026.
Мирзоева Фарангис Бадриддиновна - аспирант кафедры международных отношений Таджикского национального университета. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки,17. Электронный почта: [email protected] Тел: (+992) 501000760.
Аbout the authors:
Mirzoev Niez Mirzobadalovich - Doctor of historical sciences, Professor, the chief researcher of the Department of Social and Humanitarian and Economic Sciences of the Scientific Research Institute of TNU. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, RudakiAvenue 17. E-mail:[email protected] Phone: (+992) 919160026.
Mirzoeva Farangis Badriddinovna - postgraduate student of the Department of International Relations, Tajik National University. Address: 734025, Dushanbe, Republic of Tajikistan. E-mail:[email protected] Phone: (+992) 501000760.