СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 378.017.4
Сотрудничество субъектов образовательного процесса вуза на основе компетентностно-ориентированного подхода в воспитании
Т. А. Лопатухина
(Донской государственный технический университет),
А. В. Осипова
(Ростовский государственный экономический университет)
Авторская концепция компетентносгного подхода в высшем образовании основана на выборе духовнонравственных приоритетов. С этой точки зрения рассматривается выявление компетенций воспитания, которыми должны обладать субъекты образовательного процесса вуза. Дана авторская трактовка основных понятий, терминов и дефиниций, приведено описание двух приоритетно-ориентированных матриц, на основе которых были произведены замеры реального уровня развития компетенций в воспитании.
Ключевые слова: воспитание, компетентносгно-ориентированный подход, приоритет, выбор, приоритет-но-ориентированные матрицы воспитания, компетенции воспитания, дескрипторы.
Введение. Современное общество предъявляет новые требования к воспитанию молодёжи. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё на IX съезде Российского Союза ректоров 20 марта 2009 года говорил, что мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не будет сформировано нравственное поколение людей, которые будут способны, руководствуясь не своими инстинктами, а убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи. Сегодня всё чаще звучит утверждение, что для молодого человека овладение высокими технологиями и инновациями важнее систематического глубокого изучения фундаментальных основ науки и культуры. Кроме того, воспитательной компоненте в образовании придаётся всё меньшее значение.
В этой связи глава церкви подчеркнул, что совместная задача церкви, общества и государства состоит в повышении уровня компетентности в области воспитания всех участников образовательного процесса, в формировании духовно сильного и нравственно здорового юношества, которое будет созидать завтрашний день нашей страны, а сегодня не допустит распада государства, помрачения общественного сознания в молодёжной среде. Патриарх заявил о необходимости возрождения воспитательных функций системы образования. По его словам, должна быть создана и использована идейная духовная парадигма, в рамках которой осуществлялось бы воспитание личности: «Именно в рамках такой парадигмы нам видится способ превращения современного российского общества потребления и отсутствия нравственных ценностей в общество, заинтересованное в высоком уровне духовности и нравственности своих граждан» [1].
Цель данной статьи — выявить компетенции воспитания студентов на основе компетентностно-го подхода в образовании. Выступая в качестве новой методологии проектирования и организации образовательного процесса, компетентностный подход должен наряду с передачей студенту знаний, умений и навыков формировать широкий научный кругозор, междисциплинарное видение проблем, а также развивать духовно-нравственные компетенции, обеспечивать личностное становление, способность к творчеству, самообучению и усвоению общечеловеческих ценностей.
Необходимо отметить, что компетентностный подход как одно из ключевых направлений реформирования российского образования «следует признать крайне полезным для отечественной системы высшего профессионального образования» [2]. Это обусловлено тем, что «основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в нахождении путей обеспечения деятельностной позиции в образовательном процессе, способствующей становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, компетентного решения новых проблем и задач» [3] духовнонравственно состоявшейся личностью.
Проблемы сотрудничества субъектов образовательного процесса. Учитывая современные социальные гуманистические вызовы, мы предлагаем рассмотреть в основной части данной статьи нашу концепцию компетентностного воспитания. В её основе лежит выбор приоритетов. В жизни мы очень часто сталкиваемся с проблемой выбора. Механизм выбора прост. Это цепь решений, результаты которых становятся двигателем нашей жизни. Универсальная цель воспитания — научить человека делать гуманный, обоснованный, приносящий благо обществу и самому человеку выбор. Речь идёт о выборе ценностей и приоритетов, способа и качества жизни, поведения и деятельности — и выбор становится самостоятельной ценностью.
Выбор — это эмоционально ответственный поступок. Надо учить выбору через анализ. Воспитание должно учить делать такой выбор, который превращается в компетенцию, способность предпринимать правильные действия, подойти к прагматическим умениям (прагматическим компетенциям), т. е. к тому, что может быть реализовано в жизни. И. П. Подласый называет такого человека «человеком выбирающим» (homo selecticus) — только он, по мнению автора, может представить совершенный тип будущего человека [4].
Под приоритетом мы будем понимать нравственно-ценностное предпочтение некоторой характеристики, качества или свойства для профессионального воспитания или самовоспитания обучающегося. В основе нравственного выбора, каким нам представляется выбор приоритетов воспитания, лежит мысль-поступок. Мысль-поступок — это действие нравственно-бытийного порядка, при оценке которого учитываются три момента: индивидуальность, целостность и условия конкретной историчности.
В ходе проведённого нами исследования были разработаны две приоритетно-ориентированные матрицы воспитания обучающихся: матрица приоритетов нравственного выбора студентов вузов применительно к разным типам воспитания (семейное воспитание, воспитание при обучении, воспитание в общении со сверстниками, самовоспитание и профессиональное самовоспитание) и матрица примеров дилемм нравственного выбора, которые демонстрируют один из способов выстраивания траектории воспитания или самовоспитания студентов.
Первая матрица — приоритетов нравственного выбора ограничена включением только нравственно-патриотических приоритетов студентов вузов. Аргументировать такой подход можно следующим образом. Мы рассматриваем в данном исследовании нравственное и патриотическое воспитание как неразрывное единство нравственного совершенствования общества и отдельного человека. Это ценности как каждого отдельного человека, так и каждого этноса.
Когда обучающимся предложили выбрать нравственные приоритеты, чаще других назывались патриотизм, уважение, этичное общение, личностное развитие и самоанализ, базирующиеся на осуществлении мыслей-поступков. Мысль-поступок находила своё воплощение в семейном воспитании, воспитании при обучении, воспитании в ходе общения со сверстниками и, наконец, в самовоспитании и профессиональном самовоспитании. Выбор обучающихся позволил нам создать на пересечении в матрице видов воспитания и вышеозначенных факторов, выделенных на основе мысли-поступка, перечень характеристик нравственно-патриотических приоритетов воспитания студентов.
Вторая матрица — дилемм нравственного выбора включает нравственные качества и формулировки дилемм, каждый раз решаемые обучающимися при выборе нравственно-патриотических приоритетов, т. е. представляющие собой качественно-личностное тестирование обучающихся. Данная матрица представляет примерные формулировки дилемм для нравственного выбора на основе мысли-поступка в процессе нравственно-патриотического воспитания с акцентом на патриотизм: оценка информации о прошлом нашей страны и её настоящем; уважение к людям, толерантность; профессиональная культура, личностное профессиональное развитие; общая культура. Такой подход служит научению студентов формам духовно-нравственного выбора.
Целевой основой подготовки любого специалиста являются квалификационные требования, которые тоже предполагают развитие определённых воспитательных компетенций. Каким же образом совместить квалификационные требования и две вышеозначенные матрицы?
Самое главное — не отобрать необходимые компетенции в воспитании, не использовать определённые технологии, а произвести замеры реального уровня развития компетенций в воспитании — для этого мы предлагаем критерии и дескрипторы компетенций воспитания.
Например, проанализировав квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускника военного вуза и требуемые профессиональные компетенции, мы получили следующую информацию (табл. 1).
Таблица 1
Квалификационные требования к военной профессиональной подготовке выпускни-
ков высшего военного учебного заведения и их профессиональные компетенции
Квалификационные требования к военной профессиональной подготовке выпускников Профессиональные компетенции выпускников
1. Обладание развитым абстрактно-логическим мышлением. 2. Целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в военном деле. 3. Способность определять цели, добиваться их осуществления. 4. Умение видеть и выделять главное в ситуациях, действиях и поступках. 5. Развитие современного военно-инженерного мышления. 6. Способность к экспертным (профессиональным) оценкам. 7. Приобретение опыта толерантного социального общения. 8. Владение компьютерными технологиями. 9. Опыт работы с текстом — документы служебные, научно-техническая литература и т. п. 1. Быть способным к интеллектуальным операциям: анализ от общего к частному (от частного к общему); установление эквивалентности понятий; анализ от конкретного к абстрактному (от абстрактного к конкретному); обобщение, доказательство, сравнение, группировка, упорядочивание, преобразование; установление соответствий: отбор, систематизация, целостность, суммирование, выводы, алгоритмизация, моделирование. 2. Владеть технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации с целью развития военной мысли и военной науки. 3. Уметь находить творческие (новые) решения. 4. Проявлять способность к корпоративному сотрудничеству. 5. Уметь работать в команде на основе принципов корпоративной военной этики. 6. Практически использовать текстовую компетенцию. 7. Понимать необходимость смысловой обработки информации и создания вторичных текстов. 8. Планировать профессиональное саморазвитие. 9. Совершенствовать профессиональную компетентность.
На рис. 1 представлены показатели, по которым производились замеры реального уровня развития компетенций в воспитании на основе двух матриц — матрицы приоритетов нравственного выбора и матрицы дилемм нравственного выбора. Измерялись такие компетенции, как умение выстраивать отношения в коллективе, порядочность и толерантность, поскольку, на наш взгляд, их чаще всего выбирают обучающиеся, работающие с данными матрицами.
Таким образом, критерии компетенций и пять дескрипторов показывают реальный уровень нравственной готовности и духовно-нравственной состоятельности студентов, которые мож-
но обозначить, как 1) нулевой уровень; 2) непоследовательный; 3) скачкообразный; 4) недостаточно хорошо развитый; 5) достаточно хорошо развитый.
Поскольку процесс воспитания есть двустороннее общение обучающего и обучающегося, то необходимо рассмотреть, какими компетенциями и личностными качествами должен обладать педагог-воспитатель. Прежде всего, он должен быть личностью и совестливым человеком. Говоря о преподавателе, мы часто указываем, что он должен знать, а когда речь идёт о преподавателе-воспитателе, встаёт вопрос, кем он должен быть. Главное требование к преподавателю-воспитателю: слово не должно расходиться с его позицией, требованиями, поступками.
Критерии компетенции Дескрипторы
1. Умение выстраивать отношения в коллективе.
Никогда не может работать в команде.
Иногда бывают разногласия с коллективом.
В большинстве случаев способен к корпоративному сотрудничеству.
Всегда может работать в команде на основе принципов корпоративной этики.
Способен передать свой опыт выстраивания отношений членам своей
команды.
Рис. 1. Критерии компетенций и их дескрипторы
Воспитатель должен обладать компетенциями, позволяющими ему:
• стать образцом духовно-нравственного развития;
• включить обучающегося в систему межличностных отношений;
• дать нравственную оценку поступку;
• представлять идеальный «образ», к которому он ведёт обучающегося (целеполагание воспитания);
• включить обучающегося в ситуацию, насыщенную переживаниями;
• обеспечивать мотивацию желательного поведения (поступка);
• понимать обучающегося, разбираться и находить ответы на вопросы, которые волнуют обучающегося на данном этапе его жизненного пути;
• осуществлять целеполагание в отношении конкретных поступков конкретного обучающегося;
• достигать понимания интересов и устремлений обучающегося, его внутреннего мира;
• выяснять социальный статус обучающегося, характер его отношений с другими людьми и изменять их в желательном направлении;
• педагогически грамотно и толерантно оценивать поведение и поступки обучающегося;
• разрешать воспитательные проблемы (конфликты);
• разрабатывать программы поведения обучающихся согласно совместно с ними созданными «кодексами нравственности»;
• разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок;
• обеспечивать рефлексию обучающегося относительно нравственной стороны его поведения.
Результатом работы воспитателя должно стать воспитание духовно и нравственно состоявшего человека, который профессионально компетентен и способен к саморегуляции, постоянному развитию и саморазвитию.
Таблица 2
Базовые компетенции педагога-воспитателя
№ п/п Компетенции Характеристики базовых компетенций Показатели оценки базовых компетенций
1. Личностные качества
1.1 Вера в силы и возможности воспитанников Данная компетенция — выражение гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающегося и определяет позицию педагога в отношении успехов обучающегося. Вера в силы и возможности воспитанника снимает обвинительную позицию в отношении него, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, отслеживать успешность его деятельности. Вера в силы и возможности воспитанника есть отражение любви к нему. Можно сказать, что любить воспитанника — значит верить в его возможности, создавать условия для их применения в образовательной деятельности. — Создание ситуации социального успеха. — Грамотное педагогическое оценивание поступков и поведения. — Поиск положительных качеств каждого воспитанника, грамотное позиционирование его среди других (опираясь на эти качества). — Разработка индивидуальной программы развития воспитанника.
1.2 Интерес к внутреннему миру воспитанника Предполагается не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на их индивидуальные особенности. Данная компетенция определяет все аспекты педагогической деятельности. — Составление устной и письменной характеристики воспитанника, отражающей разные аспекты его внутреннего мира. — Выявление индивидуальных предпочтений, интересов. — Построение индивидуальной воспитательной программы. — Демонстрация значения и смысла того или иного поступка в системе межличностных отношений.
1.3 Открытость к принятию позиции воспитанников Педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случае достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. — Убеждённость в том, что истина может быть не одна и поведение ученика объясняется разными причинами. — Интерес к мнению воспитанников. — Учёт различных точек зрения в процессе воспитания.
Продолжение таблицы 2
1.4 Общая культура Определяет характер и стиль воспитательной деятельности, позицию педагога в глазах воспитанников. Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников. — Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников. — Осведомлённость о проблемах внутреннего мира ребёнка. — Умение ориентироваться в системе межличностных отношений.
1.5 Эмоциональная устойчивость Определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников. — Сохранение спокойствия в конфликтных ситуациях. — Объективная оценка поведения воспитанников. — Не стремится избежать эмоционально напряжённых ситуаций.
1.6 Позитивная направленность на воспитательную деятельность Позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания. — Осознание своих возможностей, уверенность в собственных силах. — Доминирование позитивного настроения. — Удовлетворение от воспитательной деятельности. — Высокая профессиональная самооценка.
2. Постановка целей и задач в воспитательном процессе
2.1 Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученику Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса — Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника. — Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.
2.2 Умение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников Данная компетенция является конкретизацией предыдущей — Знание возрастных проблемных ситуаций. — Владение методами организационного поведения, направленными на разрешение проблемных ситуаций с учётом конкретного возраста.
3. Мотивация поведения (поступков)
3.1 Умение провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций Позволяет пробудить совесть воспитанника, обеспечить рефлексию нравственной стороны своего поведения, увидеть себя со стороны. — Знание интересов, потребностей воспитанников. — Правильное определение социального статуса воспитанника. — Умение продемонстрировать последствия того или иного поступка, поведения.
3.2 Компетенция педагогического оценивания Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения — Знание многообразия оценок в воспитательном процессе. — Владение приёмами различного вида и типов оценивания.
3.3 Умение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков Правильное воспитание, как говорил Платон, состоит в том, чтобы наслаждение и страдание доставляло то, что следует. — Умение вызвать правильные чувства при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т. д.
Окончание таблицы 2
4. Информационная компетенция
4.1 Компетенция в предмете воспитания Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания — Знание жизненного пути воспитанника. — Знание семейной обстановки. — Знание травмирующих ситуаций. — Умение установить социальный статус воспитанника. — Умение определить, что доставляет воспитаннику удовольствие и страдание.
4.2 Компетенция в методах воспитания Обеспечивает возможность формирования нравственной личности — Знание нормативных методов и методик. — Умение применить нормативные методы к конкретному случаю. — Наличие собственных «находок» и методов воспитания.
4.3 Компетенция в субъективных условиях воспитания Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса — Знание индивидуальных особенностей учеников. — Владение методами диагностики индивидуальных особенностей воспитанников.
4.4 Умение вести самостоятельный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагают непрерывное самостоятельное обновление знаний и умений. — Профессиональная любознательность. — Умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями. — Использование различных баз данных в образовательном процессе.
5. Разработка программ воспитательной работы и принятие решений в воспитательном процессе
5.1 Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, команды или социальной группы Данное умение является базовым, интегрирующим. — Знание существующих и используемых на практике воспитательных программ. — Наличие персонально разработанных программ, их эффективность. — Обоснованность используемых воспитательных программ.
б. Компетенции в организации воспитательной деятельности
6.1 Компетенция в установлении доверительных отношений с воспитанниками Является основой работы по воспитанию. — Быть личностью. — Знать учеников. — Готовность к сотрудничеству.
6.2 Компетенция в педагогическом оценивании Главная задача педагога — добиться понимания учебного материала. Для этого новый материал включается в систему уже освоенных знаний или демонстрируется практическое применение изучаемого материала. — Умение определить, что знают и понимают ученики. — Свободное владение изучаемым материалом. — Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся. — Демонстрация практического применения изучаемого материала. — Опора на чувственное восприятие.
6.3 Компетенция в создании воспитывающих условий Создание таких условий должно гарантировать нравственное поведение. — Умение соотнести нравственную проблему с условиями, при которых она может быть разрешена. — Разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок.
Заключение. При анализе компетенций, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, воспитатель и воспитанник сотрудничают в рамках педагогического консультирования по возникающим проблемам, осуществляют совместные проекты, обеспечивающие уровень компетентностей воспитанности обучающихся, примером которой всегда должен быть организатор образовательного процесса.
Библиографический список
1. Электрон, ресурс. Режим доступа: www.patriarchia.ru (дата обращения 25.09.2011).
2. Соснин, Н. В. Компетентностный подход: проблемы освоения / Н. В. Соснин // Высшее образование в России. — 2007. — № 6. — С. 42—45.
3. Козырева, В. А. Компетентностный поход в построении профессиональной подготовки специалиста в области образования / В. А. Козырева, Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпицина // Информационный бюллетень УМО по направлению педагогического образования. — 2006. — № 1 (29) — С. 34—44.
4. Подласый, И. П. Энергоинформационная педагогика: учеб. пособ. / И. П. Подласый. — Москва: Дата Сквер, 2010. — 424 с.
Материал поступил в редакцию 30.03.2012.
References
1. E'lektron. resurs. Rezhim dostupa: www.patriarchia.ru (data obrashheniya 25.09.2011). — In
Russian.
2. Sosnin, N. V. Kompetentnostny'j podxod: problemy' osvoeniya / N. V. Sosnin // Vy'sshee ob-razovanie v Rossii. — 2007. — № 6. — S. 42^45. — In Russian.
3. Kozy'reva, V. A. Kompetentnostny'j poxod v postroenii professional'noj podgotovki specialis-ta v oblasti obrazovaniya / V. A. Kozy'reva, N. F. Rodionova, A. P. Tryapicina // Infor-macionny'j byulle-ten' UMO po napravleniyu pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2006. — № 1 (29) — S. 34—44. — In Russian.
4. Podlasy'j, I. P. E'nergoinformacionnaya pedagogika: ucheb. posob. / I. P. Podlasy'j. — Moskva: Data Skver, 2010. — 424 s. — In Russian.
COOPERATION OF UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS SUBJECTS BASED ON COMPETENCE-ORIENTED APPROACH IN UPBRINGING
T. A. Lopatukhina
(Don State Technical University),
A. V. Osipova
(Rostov State University of Economics)
The authors competence-oriented approach concept in higher education is based on the choice of the moral and spiritual priorities. The identification of the upbringing competences, which university educational process subjects should possess, is considered from this perspective. The authors treatment of the basic concepts, terms, and definitions is given. Two priority-oriented matrices on whose basis the real development level of the competences in upbringing is measured are given.
Keywords: upbringing, competence-based approach, priority, choice, priority-oriented upbringing matrices, upbringing competences, descriptors.