Сотрудничество с международными организациями и возможности для устойчивого и сбалансированного роста
В.А. Нагорнов
Нагорнов Виталий Александрович - к.э.н., заместитель директора Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: [email protected]
Ключевые слова: «Группа восьми», «Группа двадцати», глобальное управление, международные многосторонние институты, экономический рост, глобальный финансовый кризис.
Key words: Group of Eight, Group of Twenty, global governance, multilatéral international institutions, economic growth, global financial crisis.
В статье представлен анализ деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати» в сферах «финансы», «экономика» и «торговля» в период с 2008 по 2010 г. Автор прослеживает эволюцию решения проблем по стабилизации финансовой системы, стимулированию внутреннего спроса, укреплению основ регулирования и приходит к выводу, что разделение труда «восьмерки» и «двадцатки» в ситуации скоординированных усилий и привлечения международных организаций к активной позиции на саммитах во Франции должно способствовать экономическому восстановлению в 2011 г.
Финансовый кризис субстандартного ипотечного кредита (с учетом ряда допущений общая сумма списания стоимости кредитных активов всеми финансовыми организациями составила около 3 трлн долл. США), возникший в Америке летом 2007 г., уже к 2008 г. перерос в глобальный вызов. В целом этот кризис, стремительно распространившийся в мировом масштабе, отразил общий недостаток прозрачности и доверия на кредитных рынках. Кризис выявил недостатки в существующих системах регулирования и надзора за финансами и экономикой. События 2008 г. показали необходимость действий для снижения риска кризисов и их преодоления, таких как выработка более совершенных методов оценки рисков, расширение трансграничной сферы регулирования, повышение степени прозрачности, внедрение механизмов для скоординированных действий.
Вопрос усовершенствования системы регулирования стал основным в дискуссии на саммите «Группы двадцати» в ноябре 2008 г. в Вашингтоне [2]. Финансовые инновации и интеграция ускорились, увеличивая масштабы эффекта шока на страны и стирая границы между ними. «Группа двадцати» выразила приверженность поддержке мер, направленных на снижение процикличности, но практическая реализация соответствующих мер является непростой задачей. Важнейшим недостатком деятельности «Группы восьми» была неспособность увидеть перспективу угрозы растущих цен на финансовые активы. Разработчики глобальной политики были сосредоточены на решении специфических задач и упускали из виду более
широкую проблему дисбаланса мировой экономики. В данной ситуации основная цель состояла в достижении минимального запаса прочности залогового обеспечения с учетом рисков и накопления достаточных резервов капитала. В условиях кризиса лидеры государств осознали, что должны взять на себя ответственность за предупреждение длительных периодов низкого роста и спекулятивных настроений, с которыми сложно бороться. Лидеры двадцати промыш-ленно развитых стран и стран с формирующимся рынком объявили о ряде ближайших и более долгосрочных действий по стабилизации финансовой системы, стимулированию внутреннего спроса, содействию развивающимся странам, пострадавшим от кризиса, и укреплению основ регулирования.
Декларация, принятая по итогам саммита в Вашингтоне, стала значительным шагом международного сообщества к укреплению сотрудничества и поддержки возможностей международных институтов содействовать усилиям на национальном уровне, направленным на преодоление мирового кризиса. Декларация предусматривала ведущую роль МВФ в принятии антикризисных мер и внесении предложений о реформировании мировых финансовых рынков. Вслед за встречей министров финансов «Группы двадцати», состоявшейся в Сан-Паулу [11], на ноябрьском саммите лидеры пришли к выводу, что финансово-экономический кризис серьезен и в его преодолении должны принять участие лидеры государств, а не только министры финансов и управляющие центральных банков. «Двадцатка» взяла на себя ответственность за
решение проблем финансов, экономики и торговли, с которыми не справилась «восьмерка». Процесс разделения труда институтов стал реакцией на кризис. Начиная с саммита в Вашингтоне, «двадцатка» активно расширяет свое участие в глобальном экономическом управлении. Началось становление института «Группы двадцати» на уровне лидеров в качестве нового центра глобального экономического управления, где финансы уже давно являются проблемой глобального масштаба и управляются частным сектором, а влияние переходит от старых развитых экономик к быстро развивающимся странам [6]. В рамках саммита «Группы двадцати» лидеры дали стимул совершенствованию корпоративного управления путем регламентирования компенсаций топ-менеджеров на национальном уровне. Достаточно эффективным был быстрый и скоординированный ответ «Группы двадцати» для обеспечения адекватного финансирования торговли.
Резкое снижение объемов мировой торговли в 2008 г. объясняется рядом факторов: падением спроса, снижением финансирования, вертикально интегрированным характером глобальных цепочек поставок. Открытость рынков являлась необходимым условием для устойчивого восстановления, что означало устранение как прямого, так и косвенного воздействия на торговлю. Стимулирующие меры, принятые для сохранения рабочих мест, ускорения роста и спасения секторов, имеющих системное значение, потенциально воздействуют на торговлю больше, чем политические меры. Поэтому обсуждение вопросов торговли составляло не более 5% в общей повестке саммитов (доля символов во всех документах института). «Группа двадцати» выбрала меры, которые поддерживали как торговлю, так и рост, и не носили при этом дискриминационного характера, поскольку координация мер стимулирования гарантирует достижение более глобальных результатов.
Антикризисная программа и потребность в скоординированных действиях определили коррективные меры на многих уровнях, в том числе на уровне международных организаций. В работе «Группы двадцати» по формированию плана реформы финансовых рынков и повышению эффективности международных финансовых организаций использованы результаты исследования МВФ1, проведенного по заказу Международного валютно-финансового коми-
1 Initial Lessons of the Crisis. URL: http://www.imf. org/external/np/pp/eng/2009/020609.pdf (date of access: 05.03.2011).
тета (МВФК). Бюрократические методы и жесткие структуры управления привели к переходу политических дискуссий в более компактные и гибкие форматы. Однако и эти форматы имеют свои проблемы, связанные с легитимностью и возможностью реализации последующих решений.
Министры «Группы двадцати», встретившись в преддверии лондонского саммита в Хоршеме [14], заявили о намерении помогать в преодолении изменения направления международных потоков капитала, вызванного потрясениями на рынке. Они признали необходимость использования возможностей международных организаций для рекапитализации банков, финансирования торговли, социальной поддержки и преодоления риска пролонгации кризиса. Министры предложили МВФ оценить политические меры, принятые для борьбы с мировым кризисом, и поддержали значительное увеличение кредитных ресурсов фонда. Они согласились обеспечивать распространение регулирования и надзора в надлежащей степени на все системно значимые финансовые организации, рынки и финансовые инструменты, регистрацию хедже-вых фондов, а также раскрытие соответствующей информации для оценки рисков. МВФ было поручено оценить шаги, предпринятые для восстановления роста экономики, и рекомендовать меры стимулирования экономики и сокращения процентных ставок для противодействия рецессии. В результате МВФ и Всемирный банк предложили министрам финансов стран - членов «двадцатки» осуществить меры по введению новых расширенных механизмов кредитования, включая создание нового превентивного механизма. Министры в свою очередь, передали МВФ и Форуму финансовой стабильности (ФФС) мандаты на разработку предложения по механизмам раннего предупреждения, которые будут сигнализировать о наличии высокого уровня системных рисков для предоставления на рассмотрение лидерам «двадцатки». Министры признали необходимость повышения эффективности и легитимности международных организаций для обеспечения большего числа голосов и расширения представительства развивающихся стран, а также на основе назначения их руководителей в рамках открытых процессов отбора в соответствии с личными заслугами и качествами кандидатов.
По приоритетам «Финансы и экономика» решения, подготовленные на встречах министров финансов, закладывают основу решений саммитов (Рис. 1, 2). Значимыми также являются мероприятия, организованные международ-
100,-
Вашингтон Лондон Аквила Питтсбург Мускока Торонто Сеул
^^ G8 [7771 G20 ---Среднее по G8
- Среднее по G20 х Встречи министров
Рис. 1. Приоритет «Финансы» в «Группе восьми» и «Группе двадцати»
G8 Х771 G20 ---Среднее по G8
- Среднее по G20 х Встречи министров
Рис. 2. Приоритет «Экономика» в «Группе восьми» и «Группе двадцати»
ными организациями. В частности, проблемы стран Африки, обсуждаемые в рамках конференции МВФ в Танзании2, были затем учтены на встрече в Лондоне [9]: было принято решение о взносах в Механизм оказания помощи странам с уязвимой экономикой по линии Всемирного банка, включая Фонд по преодолению инфраструктурного кризиса и Фонд оперативного социального реагирования.
На саммите в Лондоне лидеры стран «Группы двадцати» заявили, что ресурсы МВФ должны быть значительно увеличены. Увели-
2 The Conference has been concluded successfully in Dar es Salaam, Tanzania. March 11, 2009. URL: http://www. changes-challenges.org/ (date of access: 05.03.2011).
чение может быть достигнуто за счет индивидуальных взносов государств - членов МВФ, расширения официальных договоренностей МВФ о займах или ускоренного пересмотра квот - денежных взносов, которые страны выплачивают в качестве членов фонда. «Группа двадцати» поддержала значительное увеличение чрезвычайных ресурсов МВФ за счет расширения Новых соглашений о займах (НСЗ) и повышения ликвидности путем выпуска Специальных прав заимствования (СПЗ). Цель этих мер заключалась в укреплении МВФ и его способности добиваться значительных результатов. Также представители «Группы двадцати» обеспечили наличие у многосторонних банков развития необходимого им капитала, начиная
со значительного увеличения капитала Азиатского банка развития и его более оптимального использования для оказания помощи [4].
Высокий уровень приоритета «Финансы» на первых саммитах «Группы двадцати», постепенно снижался в результате усиления внимания к проблемам социально-экономического характера. Саммит в Питтсбурге [8] был переходным - доля приоритета «Экономика» увеличилась за счет обязательств по обеспечению сбалансированности счета текущих операций и поддержки инвестиций для повышения темпов роста. Это объясняется постепенным смещением акцентов с быстрого решения проблем финансов к вопросам социально-экономического роста, отраженным в Рамочном соглашении об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте. На начальном этапе кризиса макроэкономические задачи вышли на первый план в ущерб социальной инфраструктуре (Рис. 1, 2). Министерские встречи имели важное значение, в особенности для определения повестки дня саммитов по приоритету «Экономика», что характерно и для «Группы восьми» в Аквиле.
Как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком резко увеличился бюджетный дефицит, поскольку в 2009 г. правительства стран «Группы двадцати» проводили в жизнь планы бюджетного стимулирования в размере 2% ВВП. Для того чтобы исправить положение в финансовом секторе, на саммите в Питтсбурге были приняты меры, направленные на устранение напряженности на рынках финансирования банков и корпораций; восстановление банковских балансов; возобновление трансграничных потоков капитала; ограничение непреднамеренных побочных эффектов политики по борьбе с кризисом. В Питтсбурге мировые лидеры обратились к МВФ и Всемирному банку с целью начать процесс, на основе которого могло бы реализовы-ваться Рамочное соглашение.
На саммите в сентябре 2009 г. лидеры «Группы двадцати» поручили МВФ подготовить доклад к встрече в июне 2010 г., в котором излагались бы принятые или рассматриваемые странами варианты значительного вклада в финансовый сектор, направленного на восстановление банковской системы. Как и в странах с развитой экономикой, центральные банки стран с формирующимся рынком обеспечили наличие достаточной ликвидности в своих банковских системах. Однако во многих случаях внутренний межбанковский рынок не является главным источником финансирования, поскольку значительная часть банковского
финансирования поступала из внешних источников. Поэтому возникла задача использования таких средств защиты, как своповые кредитные линии.
Процесс совместной работы лидеров двадцати ведущих стран с развитой и формирующейся экономикой начал принимать устойчивую и стабильную форму. Однако в то же время ни одна из ключевых задач не была решена полностью. Более того, возникли новые важные задачи, которые потребовали неотложного решения. На встрече министров финансов и управляющих центральных банков стран - членов «Группы двадцати» в апреле 2010 г. [16] были сформированы предложения по координации состояния мировой экономики для глав ведущих государств. Министры предложили для обсуждения лидерам на саммите в Торонто варианты политики, основанные на рекомендациях, подготовленных МВФ, ОЭСР, МОТ и Всемирным банком, что продолжило тенденцию высокой доли функции «Исполнение» во всех документах института (Рис. 3).
Сравнительный анализ исполнения функций глобального управления показывает преобладание функций «Обсуждение» и «Определение направления действий» на саммитах «Группы восьми» и реализации функции «исполнение» саммитами «Группы двадцати» с высокой корреляцией с упоминанием международных организаций. Аналитические материалы демонстрируют увеличение совместной работы «Группы восьми» и «Группы двадцати» с международными организациями, которая сопровождается улучшением результативности экономической политики (Рис. 4).
Рис. 5 наглядно демонстрирует снижение уровня обсуждения проблем торговли на последних саммитах, в отличие от приоритетов «Экономика» и «Финансы» в документах «Группы двадцати». В ходе анализа по приоритету «торговля» преобладают функции «Определение направления действия» и «Принятие решения». Можно выделить несколько внутренних и внешних факторов, определивших эту тенденцию. На саммитах «Группы двадцати» в ноябре 2008 г., апреле и сентябре 2009 г. были приняты обязательства по антикризисным мерам, сформирован консенсус о важности скоординированных действий, что позволило избежать докризисной асимметрии и неудачи на международных рынках, расширить помощь наиболее пострадавшим от финансовых потрясений странам.
По вопросам торговли лидеры «двадцатки» обязались воздержаться от создания новых
%
Вашингтон Лондон Аквила Питтсбург Мускока Торонто Сеул
И Обсуждение Определение направления действия Н Принятие решения
□ Исполнение И Развитие глобального управления
Рис. 3. Доля символов функций глобального управления по приоритету «Финансы»
Вашингтон Лондон Аквила Питтсбург Мускока Торонто Сеул
И Обсуждение И Определение направления действия ЕЗ Принятие решения
□ Исполнение И Развитие глобального управления
Рис. 4. Доля символов функций глобального управления по приоритету «Экономика»
барьеров для инвестиций и торговли товарами и услугами, введения новых ограничений на экспорт, осуществления мер, несовместимых с правилами ВТО по стимулированию экспорта, и продолжили усилия по завершению Дохий-ского раунда (Рис. 5).
«Группа восьми» и «Группа двадцати» принимают точкузрениялиберальныхэкономистов, согласно которой свобода международной торговли является глобальным общественным благом, если рынки открыты и экономические отношения ограничиваются зонами общественных интересов. «Группа восьми» и «Группа двадцати» придерживаются в принятии своих решений по торговле подхода, согласно ко-
торому свободное функционирование рынков является условием эффективного распределения ресурсов, максимизации экономического благосостояния в международном масштабе. Страны - участницы международных институтов обладают правом и несут ответственность за обеспечение общественных благ. «Группа восьми» и «Группа двадцати» в сотрудничестве с ВТО стремятся создать условия для свободной торговли, денежно-кредитной и финансовой стабильности. Это составляет основу их легитимности. В процессе выхода из кризисного состояния видно, как менялась динамика функций «Принятие решений» и «Определение направления действий» на саммитах (Рис. 6).
и
ж 1
ж
Торонто Сеул
Вашингтон Лондон
- Среднее по в20
Аквила Питтсбург Мускока ---Среднее по в8
Г7Т2 в20
х Встречи министров
Рис. 5. Приоритет «Торговля» в «Группе восьми» и «Группе двадцати»
5 -т
4 -■
3 -■
2 -■
1 -■
0
Большая часть торговли осуществляется в рамках транснациональных компаний (ТНК), внутрифирменный товарооборот составляет более половины товарооборота между странами ОЭСР и одну треть мировой торговли. Такая торговля является следствием глобализации производства, ТНК перемещают свои производственные мощности в различных регионах на основе трудовых затрат, налогообложения, размера местных рынков. В этих условиях высока вероятность того, что ТНК не будут производить международное общественное благо, и роль «Группы восьми» и «Группы двадцати» заключается в создании системы регулирования этого вклада через контроль над налоговыми гаванями и операциями с ценными бумагами.
Лидеры «восьмерки» в Аквиле [10] продемонстрировали ответственность за выработку эффективных решений, а также готовность взять на себя лидирующую роль внутри «Группы двадцати». Экономическая активность стран «Группы семи», восстановление которой наблюдалось в последнем квартале 2009 г. [12], замедлилась в начале 2010 г. [17]. Возникла необходимость дальнейшей мобилизации усилий и продолжения борьбы с последствиями мирового финансового и экономического кризиса. Прошедшая в преддверии саммита в Мускоке [7] встреча министров [13] финансов и глав центральных банков «семерки» продемонстрировала разделение труда по финансово-экономическим вопросам с «Группой двадцати». Участники министерской встречи «Группы семи» обсудили возможности рассмотрения сроков свертывания государственных мер поддержки экономики, поскольку в противном
случае наблюдаемое оживление мировой экономики могло приостановиться. Несмотря на относительный рост ВВП США, Японии и трех крупнейших стран еврозоны - Германии, Франции и Италии, его темпы в целом оставались низкими. Ухудшение наступило из-за недостаточных темпов роста кредитования и нестабильной ситуации на рынке труда. Безработица снизилась в США и Японии, но занятость в Европе не увеличилась до докризисного уровня. По состоянию на первый квартал 2010 г. из стран «Группы семи» только Канада вновь достигла докризисного пикового уровня производства.
Реформы финансового сектора, подготовленные на министерских встречах, и решения, принятые на саммите в Торонто [3], касались прозрачности и устойчивости банков и хед-жевых фондов, стандартизации капитала и ликвидности, участия финансового сектора в исправлении сбоев в банковской системе. На саммите в Торонто были достигнуты успехи в согласовании лидерами всестороннего свода новых стандартов для повышения прочности и стабильности финансового сектора. Они имели решающее значение для подъема мировой экономики. «Группа двадцати» сместила акценты в сторону сокращения дефицитов, странам пришлось провести решительную консолидацию и быстро вернуться к нормальной политике. Лидеры «Группы двадцати» продолжили реформы финансового сектора, принятые в Лондоне и Питтсбурге, работу по ратификации Соглашения о реформах квот в МВФ и НСЗ. В Торонто действия «Группы двадцати» были направлены на консолидацию сотрудничества на много-
% 100 -,
80 -
60 -
40 -
20 -
Вашингтон
И Обсуждение □ Исполнение
Лондон
Аквила
Питтсбург
Мускока
Торонто
ВЗ Определение направления действия И Развитие глобального управления
0 Принятие решения
Сеул
Рис. 6. Доля символов функций глобального управления по приоритету «Торговля»
0
сторонней основе, поскольку надлежащие коллективные действия увеличивают в среднесрочной перспективе глобальный ВВП, создают новые рабочие места. Процесс взаимной оценки «двадцатки» способствовал решению этой проблемы. Приняты решения по бюджетной консолидации, страны с профицитом счета текущих операций взяли на себя обязательства повысить внутренний спрос путем осуществления расходов на системы социальной защиты и повышение качества инфраструктуры.
Встретившись в Корее [15] в октябре 2010 г., министры финансов и управляющие ЦБ «Группы двадцати» согласились увеличить вдвое квоты государств - членов МВФ. В результате перераспределения голосов страны БРИК повысили свой статус и вошли в число десяти крупнейших акционеров МВФ3. Изменение роли ряда государств может повлиять на взаимоотношения внутри институтов, поэтому министры стран «Группы двадцати» решили укрепить многостороннее сотрудничество путем привлечения международных организаций к налогово-бюджетной, денежно-кредитной и структурной политике.
Лидеры государств подтвердили намерение обеспечить наличие у МВФ, Всемирного банка и других многосторонних финансовых организаций достаточных ресурсов для выполнения ими своих функций в рамках преодоле-
3 Illustration of Proposed Quota and Voting Shares By Member. URL: http://www.imf.org/external/np/sec/ pr/2010/ pdfs/pr10418_table.pdf (date of access: 05.03.2011).
В Приложении представлена сводная таблица на русском языке.
ния кризиса. На эту роль претендуют различные организации, в том числе МВФ, ФФС, но ни одна не может быть эффективной в одиночку. МВФ, обладая соответствующими полномочиями, является практически универсальной организацией и располагает макроэкономическими и финансовыми знаниями и опытом, которые ставят фонд в особенно благоприятное положение для принятия лидирующей роли в предотвращении глобальных рисков. Для этого МВФ требуется дополнительное изменение структуры прав голоса и представительства среди его членов с тем, чтобы принятие решений более точно отражало сегодняшний экономический ландшафт. МВФ совместно с ФФС работает над новой схемой раннего предупреждения кризиса, которая объединит макрофинансовые знания и опыт и детализирует важнейшие угрозы. В более общем плане задача МВФ заключается в регулировании макроэкономических изменений и изменений в финансовом секторе по сценарию глобального развития, учитывающему также эффекты распространения последствий кризиса на различные страны.
На Рис. 7 представлены международные многосторонние институты, с которыми сотрудничали «восьмерка» и «двадцатка» в 20082010 гг., ранжированные по количеству упоминаний за этот период в рамках приоритетов. Анализ документов «Группы восьми» и «Группы двадцати» за 2008-2010 гг. демонстрирует процесс разделения труда между институтами по проблеме экономики и финансов. Несмотря на различное взаимодействие глобальных институтов с международными организациями, «Группа
восьми» часто обращается к «Группе двадцати», а «двадцатка» только дважды упоминала «восьмерку» в своих документах. Это может свидетельствовать об определенном напряжении в «Группе двадцати» в отношении «Группы восьми», в то время как страны - члены «восьмерки», инициировавшие создание «двадцатки», рассматривают сотрудничество как фактор повышения эффективности глобального управления. Оба института взаимодействуют с МВФ, Всемирным банком и Советом по финансовой стабильности, практическая реализация решений саммитов в основном выполняется этими организациями {Табл. 1).
Интенсивность взаимодействия «Группы восьми» и «Группы двадцати» с международными организациями по приоритетам «Финансы» и «Экономика» показывает высокую степень сотрудничества. Начиная с 2009 г. повысился уровень взаимодействия «Группы двадцати» с международными институтами. В 2008 г. аспекты взаимодействия обсуждались только по финансам для устранения шока от кризиса, что объясняется низким упоминанием организаций. В конце 2010 г. на сеульском саммите, напротив, наметилась тенденция к привлечению
международных организаций для решения не только финансовых, но и экономических вопросов.
Последствия глобальной рецессии могли усугубиться, когда в рамках борьбы с кризисом некоторые страны начали применять протекционистские меры, поэтому члены «Группы двадцати» приняли обязательство противодействовать подобной практике и поручили ВТО, ОЭСР и ЮНКТАД обеспечить мониторинг соответствующей работы на уровне стран. Поскольку кризис ударил по экспорту развивающихся стран, возникли сложности с организацией финансирования торговли. Пакет мер для краткосрочной поддержки торговли, согласованный на саммите в Лондоне в апреле 2009 г., помог смягчить остроту этой ситуации. В период с 2008 г. до середины 2010 г. активность членов «Группы восьми» и «Группы двадцати» по сокращению торговых ограничений увеличивалась. Лидерам «Группы двадцати» было необходимо выйти за рамки простой поддержки торговли и противодействия протекционизму, проявлять стремление вести переговоры и достаточную политическую волю для укрепления согласованности мер международ-
Таблица 1. Мандаты, переданные «Группой двадцати» международным организациям
Вашингтон Лондон Аквила Питтсбург Мускока Торонто Сеул
МВФ 6 6 2 6 0 2 11
ВБ 3 0 0 3 0 1 11
СФС 4 9 2 5 0 7 14
Рис. 7. Упоминания международных организаций по приоритетам «Группой восьми» и «Группой двадцати» с 2008 по 2010 г.
ной и национальной политики, поэтому в Сеуле было принято решение о еще большей либерализации торговли и отмене протекционистских мер, которые могли быть введены ранее.
В ответ на потребность в более действенном глобальном сотрудничестве в области финансово-экономической политики с конца 2008 г. формируется процесс совместной работы лидеров «Группы двадцати». Каждый из пяти саммитов приводил к соглашению о расширении и углублении механизма такого сотрудничества. Саммит в Сеуле [1] не стал исключением. Согласованные действия в области экономической политики способствовали ограничению экономического спада и созданию условий для последующего подъема. При этом рецепты политики были в целом сходными для всех стран. Новые правила, одобренные в ноябре 2010 г. руководителями «Группы двадцати», затрагивали увеличение объема и повышение качества банковского капитала, более полное признание рыночного и контрагентского риска банков, создание буферов для сохранения капитала, расчет оптимальной величины коэффициента заемных средств и более жесткие нормативы ликвидности в соответствии с правилами «Базель III». Повышение стимулов для сотрудничества - одновременно с необходимостью учета в программах финансово-экономической политики различий в экономической ситуации между странами «Группы двадцати» - было предусмотрено в решениях, принятых лидерами на саммите в Сеуле. Сеульская декларация содержит обширный перечень индивидуальных обязательств, предлагаемых каждой из стран в рамках Процесса взаимной оценки (ПВО), утвержденного в качестве рабочей инициативы для осуществления на основе согласованного набора индикативных руководящих принципов. В период кризиса «Группа двадцати» служила оптимальным форумом для выработки решительных и быстрых мер, но когда кризис перешел в менее острую фазу, проблемы стран начали принимать все более индивидуальные черты и выработать единую позицию стало сложнее.
На посткризисном этапе требования к согласованию политики стали более слабыми. Ощущение, что необходимо действовать одновременно и с большим напором, стало менее острым. Учитывая различные показатели динамики в странах с формирующейся и развитой экономикой, согласованность требует принятия различных мер политики для этих групп стран. С облегчением последствий кризиса 20082009 гг. и после усилий, приложенных в 2010 г. для разработки общих принципов нового мира,
2011 г. станет годом реализации, тестирования и оценки планов на следующий период. Если они будут успешными, можно будет сказать, что развивается новая модель глобального финансово-экономического управления. Однако если они потерпят неудачу, негативный эффект с большой вероятностью подорвет доверие к сотрудничеству и создаст еще один пункт в списке сложных задач, требующих коллективного решения.
Несмотря на наличие у стран - членов «Группы восьми» и «Группы двадцати» существенного потенциала, быстрый экономический рост в 2011 г. возможен лишь при условии скоординированных усилий. Хотя в большинстве развивающихся стран ускорились темпы роста внутреннего спроса, значительный профицит торгового баланса сохраняется. В то же время в странах с развитой экономикой подъем сдерживается высоким уровнем безработицы, ослабленным состоянием балансов домашних хозяйств, замедленным приростом доходов и еще не полностью закончившимся восстановлением финансового сектора.
Текущие перспективы омрачаются несколькими факторами, на которые в первую очередь обратили внимание лидеры «Группы двадцати» при подготовке саммита в Каннах4. Существует риск, что прогнозируемые результаты не будут достигнуты. Во-первых, неспокойная ситуация на рынках суверенного долга может распространиться на реальный сектор экономики. Во-вторых, высокий уровень безработицы может подорвать доверие потребителей и замедлить рост потребительских цен. В-третьих, существуют опасения относительно затруднений в решении проблем расходов, создаваемых несбалансированным притоком капитала и нескоординированным укреплением валют5 [5]. В-четвертых, необходимо дальнейшее продвижение в выявлении и преодолении системных рисков, возникающих у отдельных финансовых организаций. Для достижения поставленных целей в отношении уверенного, устойчивого и сбалансированного роста необходимо добиться значительных сдвигов в обеспечении принципиальной роли глобального межинституционального сотрудничества в финансово-экономической политике.
4 The Priorities of the French Presidency. URL: http://www.g20-g8.com/g8-g20/g20/english/priorities-for-france/the-priorities-of-the-french-presidency/the-pri-orities-of-the-french-presidency.75.html (date of access: 05.03.2011).
5 Над решением этой проблемы работал еще Дж. Кейнс в 1923 г.
Приложение
Квоты 20 крупнейших стран-членов, %
Перед Сингапуром После второго раунда Предложение
1 США 17,38 США 17,67 США 17,41
2 Япония 6,23 Япония 6,56 Япония 6,46
3 Германия 6,09 Германия 6,11 Китай 6,39
4 Франция 5,02 Франция 4,50 Германия 5,59
5 Великобритания 5,02 Великобритания 4,50 Франция 4,23
6 Италия 3,30 Китай 4,00 Великобритания 4,23
7 Саудовская Аравия 3,27 Италия 3,31 Италия 3,16
8 Канада 2,98 Саудовская Аравия 2,93 Индия 2,75
9 Китай 2,98 Канада 2,67 Россия 2,71
10 Россия 2,78 Россия 2,49 Бразилия 2,32
11 Нидерланды 2,42 Индия 2,44 Канада 2,31
12 Бельгия 2,15 Нидерланды 2,17 Саудовская Аравия 2,10
13 Индия 1,95 Бельгия 1,93 Испания 2,00
14 Швейцария 1,62 Бразилия 1,78 Мексика 1,87
15 Австралия 1,51 Испания 1,69 Нидерланды 1,83
16 Испания 1,43 Мексика 1,52 Корея 1,80
17 Бразилия 1,42 Швейцария 1,45 Австралия 1,38
18 Венесуэла 1,24 Корея 1,41 Бельгия 1,34
19 Мексика 1,21 Австралия 1,36 Швейцария 1,21
20 Швеция 1,12 Венесуэла 1,12 Турция 0,98
Литература и источники
1. Декларация саммита «Группы двадцати» в Сеуле. 12 ноября 2010 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/768 (дата обращения: 05.03.2011).
2. Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике // Официальный сайт Президента России. 15 ноября 2008 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/268 (дата обращения: 05.03.2011).
3. Декларация саммита лидеров государств «Группы двадцати» в Торонто. 27 июня 2010 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http:// news.kremlin.ru/ref_notes/643 (дата обращения: 05.03.2011).
4. Заявление о направлении ресурсов через международные финансовые учреждения. 2 апреля 2009 г. // Официальный сайт Президента России.
URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/179 (дата обращения: 05.03.2011).
5. Кейнс Дж.М. Трактат о денежной реформе // Кейнс Дж.М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
6. Киртон Дж. Роль «Группы восьми» в преодолении и управлении финансовым кризисом // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 3.
7. Мускокская декларация «Группы восьми». Выход из кризиса и новые начала. 26 июня 2010 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http:// news.kremlin.ru/ref_notes/622 (дата обращения: 05.03.2011).
8. Питтсбургский саммит - заявление глав государств «Группы двадцати». 26 сентября 2009 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http:// news.kremlin.ru/ref_notes/300 (дата обращения: 05.03.2011).
9. План действий по выходу из глобального финансового кризиса. 2 апреля 2009 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin. ru/ref_notes/177 (дата обращения: 05.03.2011).
10. Совместное заявление: Глобальная повестка дня. 9 июля 2009 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/8 (дата обращения: 05.03.2011).
11. Communiqué of the Meeting of the G20 Finance Ministers and Central Bank Governors. Sao Paulo. 9 November2008// G20 Information Centre. URL: http:// www.g20.utoronto.ca/2008/2008communique1109. html (date of access: 05.03.2011).
12. Economic Policy Reforms 2010. Going for Growth. Paris: OECD Publishing, 2010.
13. Financial Reform, Development, Haiti on Agenda at "Back to Basics" G7 Meeting. 5 February 2010 // G8
Information Centre. URL: http://www.g8.utoronto.ca/ finance/fm100205.html (date of access: 05.03.2011).
14. G20 Finance Ministers and Central Bank Governors Communiqué. South Lodge, Horsham, United Kingdom. 14 March 2009 // G20 Information Centre. URL: http:// www.g20.utoronto.ca/2009/2009communique0314. html (date of access: 05.03.2011).
15. Meeting of Finance Ministers and Central Bank Governors. Gyeongju, Korea. 23 October 2010 // G20 Information Centre. URL: http://www.g20.utoronto. ca/2010/g20finance101023.html (date of access: 05.03.2011).
16. Meeting of G20 Finance Ministers and Central Bank Governors. Washington. 23 April 2010 // G20 Information Centre. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2010/ g20finance100423.html (date of access: 05.03.2011).
17. OECD Economic Outlook. Vol. 2010/2. Paris: OECD Publishing, 2010.