DOI: 10.15643/libartrus-2016.3.6
Сотрудничество России и Австралии в сфере атомной энергетики: история, современное состояние и перспективы
© М. Г. Каюмов
Санкт-Петербургский государственный университет Россия, 199034 г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9.
Em a il: mar-tin @ya ndex.ru
В статье прослеживается судьба соглашений 1990 и 2007гг. между СССР/Россией и Австралией о сотрудничестве в области атомной энергетики. Анализируется трансформация сотрудничества в области атомной энергетики, освещается попытка расширения сотрудничества в рамках договора 2007 г. путем организации поставок и обогащения урана с использованием мощностей Международного центра по обогащению урана в городе Ангарске. Высказывается предположение о положительном влиянии соглашения на двусторонние отношения двух стран во всех сферах. Отмечается, что резкое изменение внешнеполитической ситуации в начале 10-х гг. XXI в. привело к отказу Австралии от поставок урана в Россию в рамкахуже подписанного и ратифицированного соглашения, что, в свою очередь, крайне негативно повлияло на экономические и политические отношения двух стран и их связи в области гуманитарного сотрудничества.
Ключевые слова: Россия, Австралия, российско-австралийские отношения, атомная энергетика, поставки урана в Россию, использование атомной энергии в мирных целях, МАГАТЭ.
Экономические интересы
Глобальная экономика в современном мире сводит на нет понятие расстояния между странами, выводя на первый план общие экономические интересы. Эти интересы подталкивают государства к сотрудничеству, благодаря которому преодолеваются любые дистанции. У России с Австралией также существуют поля для плодотворного сотрудничества, в частности, в области поставок урана. Тема австралийских урановых ресурсов и возможностей их использования в глобальной энергетике уже была затронута в работах некоторых российских и зарубежных авторов, например, S. Kidd «Australia: more than just a uranium producer?» [1] в 2008 году, Клочкова М. С. «Перспективы сотрудничества России и Украины в атомной сфере» [2] в 2012 году, однако, до сих пор в академических кругах не поднималась тема перспективы сотрудничества именно Австралии и России в области мирного использования атомной энергии.
Австралия обладает очень большими запасами урана и активно его добывает. «Австралийские общие запасы урана на конец 2006 г. составили 714 тыс. т (27% мировых общих запасов). Около 93% общих урановых ресурсов Австралии залегает на шести месторождениях: „Olympic Dam" (крупнейшее в мире - 18% мировых запасов), „Ranger", „Jabiluka", „Koongarra" (шт. Северная Территория), „Kintyre" и „Yeelir-rie" (шт. Западная Австралия)» [3]. Но Австралия не владеет технологией обогащения и не развивает свою атомную отрасль.
Россия же, напротив, имеет огромный опыт в обогащении урана, колоссальные мощности и входит в тройку мировых лидеров по экспорту обогащенного урана. Атомная энергетика России - это 15% мирового рынка реакторостроения, 45% мирового рынка обогащения урана и 15% мирового рынка конверсии отработанного топлива [2, с. 77]. В настоящее время по
всему миру строится 60 АЭС в 14 странах, еще 163 проекта одобрены и более 300 рассматриваются [4].
На обеспечение потребностей российской атомной отрасли не хватает собственного сырья, которое она вынуждена частично закупать, в частности у Казахстана. При имеющихся ресурсах урана в России, включая залежи в недрах, складские запасы и низко- и высокообога-щенного урана, исчерпание уранового топлива стоимостью до 80 долл. за 1 кг при условии оптимального развития отрасли произойдет уже в 2070-2080 гг. [5, с. 5]. Поэтому российской атомной отрасли постоянно требуются надежные поставщики урановой руды. Более того, в планах двукратное увеличение производства электроэнергии на российских АЭС к 2020 году.
История сотрудничества
Поэтому вполне закономерно, что Россия и Австралия начали сотрудничать в сфере атомной энергетики. Сотрудничество двух стран началось с подписания в 1990 году Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Австралии о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. Практика заключения таких соглашений отработана обеими сторонами, обе страны имеют подобные соглашения со многими третьими странами, например, у России такие соглашения заключены с Канадой, Великобританией, США, Японией и другими странами.
Соглашение 1990 года касалось только поставок австралийского урана в СССР для конверсии, обогащения и перепродажи третьим странам. Согласно нему, СССР не мог использовать австралийский уран для нужд собственной энергетики (статья 4.1 Соглашения 1990 года), и ни в каком виде не мог применять его в военных целях (статья 5 Соглашения 1990 года) [6, статьи 4-5]. Продавать уран СССР мог только странам, с которыми у Австралии заключено двустороннее соглашение (статья 8 Соглашения 1990 года) [6, статья 8].
Следующие семнадцать лет ни одной поставки по данному договору совершено не было, однако, в целях обновления нормативно-правовой базы отношений и содействия сотрудничеству двух стран, в 2007 году было заключено новое межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях (далее - Соглашение), которое отменило действие предыдущего договора 1990 года. Соглашение вступило в силу 11 ноября 2010 года после обмена нотами между Премьер-министром Джулией Гиллард и Президентом Дмитрием Медведевым в Сеуле.
Новое соглашение
В отличие от договора 1990 года, который касался только продаж австралийского урана, обогащенного Россией, третьим странам, новое Соглашение предусматривает большое поле для кооперации, включая сотрудничество в таких сферах как:
- научные, технические и промышленные исследования атомной энергии;
- подготовка кадров для работы в сфере атомной энергетики;
- использование ядерных технологий в мирных целях (сельское хозяйство, медицина и т.п.);
- в утилизация ядерных отходов (отработавшее ядерное топливо ОЯТ);и многое другое, подробно описанное в статьях 2 и 3 Соглашения [7].
Сейчас Австралия занимает третье место в мире по производству урана после Казахстана и Канады. «Только одно австралийское месторождение «Олимпик Дамб» в два раза превышает все запасы России», - заявил в Сиднее занимавший в то время пост главы Росатома Сергей
Кириенко. «Если Австралия располагает 40% мировых запасов урана, то в России сконцентрированы 40% мощностей его переработки, и соглашение о поставках австралийского урана позволит повысить конкурентоспособность отечественного обрабатывающего комплекса», -считает Кириенко [8]. Помимо прочего, в рамках соглашения Россия сможет продавать Австралии технологии и оборудование для развития атомной энергетики, а это та сфера, в которой Россия считается лидером. Россия уже поставила в Австралию научное оборудование для австралийского исследовательского реактора OPAL. Следовательно, Соглашение может стать для наших стран толчком к более масштабному сотрудничеству в атомной энергетике, не только в области поставок австралийского урана, но и в области экспорта российских атомных технологий.
В рамках Соглашения австралийский уран, поступающий в Россию, может использоваться для обогащения и продажи в третьи страны. А для подобных целей в России специально создан международный центр по обогащению урана в городе Ангарске, подпадающий под гарантии МАГАТЭ. Гарантии осуществляются посредством независимого контроля со стороны МАГАТЭ данных государственных систем учета и контроля ядерных материалов (ГСУКЯМ) или более широко - систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов (УКиФЗ ЯМ). [9, с. 12-13].
Ангарский проект
Одно из самых значительных достижений России в атомной энергетике за последнее десятилетие - это создание международного центра по обогащению урана в российском городе Ангарске. Инициатива его создания принадлежит В. В. Путину. 25 января 2006 г. на заседании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) он выступил с этой инициативой. Предложение предусматривает создание на территории России международных центров по четырем направлениям:
- обогащение урана;
- обращение с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ);
- подготовка персонала в области атомной энергетики;
- развитие инновационных технологий в области атомной энергетики, включая Международный экспериментальный термоядерный реактор (ИТЭР), Международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО), создание реакторов на быстрых нейтронах [10, с. 42-43].
Каждое из этих направлений интересно Австралии. Наиболее важным аспектом для Австралии является то, что центр находится под контролем МАГАТЭ и создан в рамках инициатив по нераспространению ядерного оружия. Поэтому переработка австралийского урана в этом центре полностью вписывается в рамки Соглашения между Австралией и Россией. Вот что об этом центре говорит Вячеслав Гудков, помощник заместителя генерального директора МАГАТЭ: «Надо учитывать, что это была смешанная инициатива. Была инициатива 2006 года президента Российской Федерации по глобальной ядерной энергетике, которая подразумевала создание международных центров, и была инициатива генерального директора МАГАТЭ по системе гарантированных поставок. В ответ на эту инициативу Российская Федерация предложила при Международном центре по обогащению урана в Ангарске создать гарантза-пас. Вот это и было реализовано» [11]. В данном проекте Россия выступила не как единоличный инициатор, а вместе с МАГАТЭ, поэтому получила как поддержку Организации, так и
одобрение мирового сообщества. И именно мощности этого центра целесообразно использовать российским энергетикам для переработки импортного урана.
Сейчас ангарский центр успешно работает на экспорт. На данный момент центр на 50% мощности загружен экспортными заказами, из которых большую долю занимают заказы Финляндии, Чехии и Швейцарии [10, стр.46]. В рамках соглашения с Австралией, Россия не может продавать австралийский уран странам, с которыми у Австралии нет отдельного соглашения, однако Россия может обогащать уран в Ангарске для целого ряда стран, у которых соглашение с Австралией имеется, а также использовать обогащенный в Ангарске уран для нужд российской атомной энергетики.
Проблемы на пути сотрудничества
Однако на пути реализации Соглашения между странами возникают противоречия. Многие внешнеполитические факторы отрицательно сказываются на сотрудничестве в сфере атомной энергетики. Австралийское правительство высказывало сомнения относительно возможности поставок ядерного топлива в Россию, объясняя это тем, что РФ может отказаться от соблюдения обязательств Договора по нераспространению ядерного оружия (ДНЯО) [12]. Джон Говард, занимавший пост премьер-министра Австралии в 1996-2007 гг., заявил об опасениях, что Россия станет перепродавать уран Ирану или Сирии, но пресс-секретарь Росатома Сергей Новиков назвал такое заявление бессмысленным: «В тексте подписываемого соглашения прямо указано, что Австралия сохраняет контроль над своим ураном, и в третьи страны он может попасть только по прямому разрешению Сиднея1» [8].
Только после смены либерального правительства Джона Говарда, правительством лейбористов под руководством Кевина Радда, а затем, Джулии Гиллард, Австралия ратифицировала соглашение по экспорту урана в Россию для энергетических целей. Этому способствовало, в том числе и принятие Россией «Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала» 23 июля 2008 года [13]. Россия стала восемнадцатой страной, сразу после Австралии, принявшей эту поправку.
Таким образом, Россия является членом ДНЯО, приняла поправку к Конвенции о физической защите ядерного материала, ее обогатительные комбинаты находятся под защитой МАГАТЭ. Транспортировка, хранение и переработка осуществляются также в соответствии с требованиями МАГАТЭ, а Соглашение с Россией предусматривает полный контроль над судьбой австралийского урана со стороны Австралии на всех этапах: от транспортировки в Россию, до продажи третьим странам (статья 10 Соглашения). Все это дает Австралии абсолютно твердые гарантии защиты ее радиоактивного материала и невозможности его использования в военных целях (что указано в статье 4 Соглашения). «Соглашение позволит Австралии экспортировать в Российскую Федерацию уран для гражданских, мирных целей производства ядерной энергии», - сказал министр иностранных дел Австралии Стивен Смит на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым [12].
Однако, несмотря на все гарантии, и процесс ратификации не прошел гладко. В 2008 году он затянулся из-за войны России с Грузией. Вооруженный конфликт спровоцировал кризис доверия по отношению к России, о чем прямо заявлял министр иностранных дел Стивен Смит:
1 Прим. автора: в оригинальном тексте говорится про Сидней, однако решения по данному вопросу принимаются в Канберре.
«Принимая решение о ратификации соглашения, правительство будет учитывать не только условия этого соглашения, но и последние и продолжающиеся события в Грузии» [12]. В итоге, только в 2012 году в Россию поступила первая партия урана для переработки. Его поставила австралийская компания Rio Tinto по контракту с «Техснабэкспортом» (входит в корпорацию «Росатом») [14].
Повторно отношения в этой сфере осложнились в 2014 году после присоединения Крыма к России и начавшейся войны на востоке Украины. Австралия присоединилась к антироссийским санкциям, под которые попали 62 российских и украинских граждан и 11 российских предприятий, работающих в Австралии и Новой Зеландии [15]. В ответ, российской стороной в лице премьер-министра Д. А. Медведева был создан список австралийских товаров, запрещенных к импорту в Россию сроком на 1 год. Список включал говядину, свинину, овощи и фрукты, мясо птицы, рыбы, сыры, молоко и молочные продукты. Ущерб для австралийских фермеров составил $400 млн, [16] сравнительно небольшая сумма, однако эта политическая мера еще больше накалила атмосферу в отношениях двух стран.
Взаимные санкции привели к новому, еще более глубокому кризису доверия. Австралийская сторона решила заморозить поставки урана в Россию.
«Мы рассматриваем, какие еще действия мы можем разумно предпринять в плане ужесточения санкций, наложенных на Россию. Все эти вопросы будут частью основательной и продуманной дискуссии, прежде чем мы примем решение», - заявил министр финансов Австралии Матиасс Корманн [16].
В итоге глава австралийского МИД Джули Бишоп заявила о готовности запретить продажу урана России, если она не возьмет на себя ответственность за крушение малазийского «Боинга» [15], сбитого над территорией Украины 17 июля 2014 года.
Далее, следует определить, какими могут быть последствия приостановки Соглашения для российской атомной отрасли.
Россия сама добывает уран. Добычу осуществляет государственное ОАО «Атомредметзо-лото» (АРМЗ). АРМЗ, в свою очередь, владеет зарубежными месторождениями, через 100% дочернее предприятие Uranium One, зарегистрированное в Канаде. Самые большие месторождения - в Казахстане, но есть также предприятия в США и Австралии. В данный момент разрабатывается рудник в Танзании [17].
В Австралии предприятие владеет 100% рудника Honeymoon [17], то есть действие Соглашения на него не распространяется, поскольку уран, добытый на этом месторождении, изначально не принадлежит австралийской стороне. Иными словами, санкции Австралии никак не могли повлиять на работу этого рудника. Однако, разработка австралийского месторождения была приостановлена еще примерно за год до введения санкций. С официального сайта Uranium One была удалена информация об австралийском проекте, осталось только упоминание о нем в описании компании. «Разработка новых урановых проектов как в России, так и за рубежом, включая месторождение Honeymoon в Австралии, приостановлена около года назад в связи с резким падением цен на уран», [14] - сообщил руководитель пресс-службы госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков. После аварии на «Фукусиме» в марте 2011 года, цены на уран снизились почти в два раза, [14] после чего «Росатом» заявил о приостановке деятельности своих уранодобывающих активов и консервации нескольких проектов, входящих в АРМЗ и Uranium One, в том числе и месторождения Honeymoon.
Соответственно, санкции на поставки австралийского урана в Россию явились сугубо политическим проектом, не столь сильно повлиявшим на российскую атомную отрасль, однако они серьезно затормозили развитие кооперации России и Австралии по всем другим пунктам соглашения, включая НИОКР, подготовку кадров, утилизацию ОЯТ и прочее. Также в глазах австралийцев они еще больше усилили негативный облик России.
Развитию сотрудничества России и Австралии в области атомной энергетики препятствует и общий невысокий уровень развития отношений между нашими странами. Так как Австралия территориально значительно удалена от России, население Австралии имеет слабое представление о российской политике и экономике, которые освещаются австралийскими СМИ в известной степени однобоко. В пору политических конфликтов России с Западным миром, австралийские СМИ поддерживают точку зрения других англо-саксонских изданий, и поэтому австралийцы часто оказываются лишенными альтернативной точки зрения. Такое положение вещей создает некое стереотипное восприятие России со стороны австралийцев и порождает все более и более глубокие кризисы доверия.
Это накладывает отпечаток на все сферы сотрудничества двух стран и, в том числе, на атомную энергетику. Очень хорошо существующее положение вещей иллюстрирует страница FAQ (часто задаваемые вопросы) в разделе, посвященном России, сайта австралийского министерства иностранных дел и торговли [18].
Среди часто задаваемых вопросов встречаются следующие: может ли Россия поставлять австралийский уран в Иран; возможно ли военное использование австралийского урана Россией; будет ли уран использоваться в реакторах РБМК, того же типа как был в Чернобыле и др. [18].
Само наличие подобных вопросов показывает, насколько слабое представление имеет австралийское население о России и российской атомной отрасли. А незнание порождает недоверие и страх, который препятствует плодотворному сотрудничеству. В вопросах присутствует множество стереотипных и неоправданных страхов:
- вероятность военного использования австралийского урана (хотя это запрещено самим соглашением);
- ненадежность российских реакторов (несмотря на то, что Россия давно использует новые надежные реакторы ВВР «водо-водяные» и является одним из мировых лидеров в области их проектирования ипроизводства);
- вероятность снабжения австралийским ураном потенциальных, по мнению австралийцев, агрессоров (что запрещено этим же соглашением, так как у Австралии нет двустороннего договора с тем же Ираном). К тому же отказ от поставок урана в Иран и Сирию, был ключевым политическим условием подписания Австралией нового соглашения с Россией.
Выводы
Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях явилось результатом долгих переговоров и взаимных уступок, стало, своего рода, прорывом в отношениях двух стран и новым витком в развитии их атомной промышленности. Абсолютно очевидно, что кооперация в рамках Соглашения улучшит отношения между Россией и Австралией не только в экономической, но и в политической, научной и общественной сферах.
Приостановка сотрудничества в рамках Соглашения не имела сколько-нибудь значимого экономического значения, но, вместе с другими ограничениями, отбросила далеко назад политические отношения двух стран, сразу отделив их стеной взаимных санкций и разделив на два противоборствующих лагеря.
Литература
1. S. Kidd. Australia: more than just a uranium producer? // Nuclear engineering international. 2008. 53. No. 646. Pp. 10-11
2. Клочкова М. С. Перспективы сотрудничества России и Украины в атомной сфере // Индекс Безопасности. 2012. №2(101). С. 73-90.
3. Производство минерального сырья в Австралии // Металлургический бюллетень. 28.03.2008. URL: http://www.metalbulletin.ru/publications/3018/
4. Австралия раздумывает об урановых санкциях против России // Newsru.com. 09.08.2014 URL: http://www.newsru.com/world/09aug2014/uranium.html
5. Цуканова М. Н. Атомная энергетика России: сегодня и завтра. М.: Рус. энцикл., 2003. 40 с.
6. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Австралии о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии от 15.02.1990 года.
7. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях от 07.09.2007 // Официальный интернет-сайт Министерства иностранных дел и торговли Австралии. URL: http://www.dfat.gov.au/geo/rus-sia/treaties/aus_ru_safeguards_agreement.html
8. Сергеев М., Терехов А. Москва нашла замену казахстанскому урану // Независимая газета. 07.09.2007. URL: http://www.ng.ru/economics/2007-09-07/4_moscow.html
9. Пономарев-Степной Н. Н., Антипов С. В., Григорьев А. С. Нераспространение и атомная энергетика. М.: ИздАТ, 2008. 148 с.
10. Хлопков А. В. Ангарский проект: обогащение vs. распространение // Индекс безопасности. 2008. Т. 14. №2(85).
11. Вячеслав Гудков: инициатива по гарантзапасу - смешанная инициатива // AtomInfo.Ru. 31.03.2010. URL: http://www.atominfo.ru/news/air9709.htm
12. Сафронова А. Австралия будет экспортировать уран в Россию // Портал RB. RU. 23.04.2010. URL: http://www.rb.ru/article/avstraliya-budet-eksportirovat-uran-v-rossiyu/6385547.html
13. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №130-ФЗ «О принятии поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала».
14. Антироссийские санкции дошли до урана // Газета.ру. 10.08.2014. URL: http://www.gazeta.ru/busi-ness/2014/08/10/6169113.shtml
15. Австралия допустила прекращение продажи урана России // Лента.ру. 09.08.2014. URL: http://lenta.ru/news/2014/08/09/austuranium/
16. Австралия ужесточает санкции: готовится запрет на поставки урана в РФ. // Московский комсомолец. 08.09.2014. URL: http://www.mk.ru/politics/2014/08/09/avstraliya-uzhestochaet-sankcii-gotovitsya-zapret -na-postavki-urana-v-rf.html
17. Официальный сайт уранодобывающей компании Uranium One Inc. URL: http://www.uranium1.com/in-dex.php/ru/
18. Часто задаваемые вопросы // Официальный интернет-сайт Министерства иностранных дел и торговли Австралии. URL: http://www.dfat.gov.au/geo/russia/treaties/faq.html
Поступила в редакцию 09.03.2016 г. После доработки - 13.05.2016 г.
DOI: 10.15643/libartrus-2016.3.6
The cooperation of the Russian Federation and Australia in the sphere of nuclear power: history, current state and prospects
© M. Kayumov
Saint Petersburg State University 7/9 Universitetskaya Emb., 199034 Saint Petersburg, Russia.
Em a il: mar-tin @ya ndex.ru
Russian-Australian relations in the sphere of nuclear power are studied in this article. The history, evolution, current state and prospects of these relations are analyzed. Two agreements between the USSR/Russia and Australia on cooperation in the use of nuclear energy for peaceful purposes of 1990and 2007 are studied and compared. The difference between two agreements is analyzed. Positive influence of these agreements on the intergovernmental relations is emphasized. According to the new agreement the expansion of cooperation in the sphere of peaceful use of nuclear energy comparing with the previous agreement is also underlined. The cooperation in the sphere of supply and trade of Australian uranium using international fuel cycle center at Angarsk for enrichment is analyzed and defined as good and profitable for both countries. The positive influence of the cooperation on all spheres is emphasized. Factors influencing on the development of the relations are outlined. The change of political situation led to the confrontation between partners and the suspension of Australian uranium sales to Russia. The suspension of cooperation instead of written and ratified agreement led to significant degradation of Russian-Australian relations in economic and humanitarian spheres.
Keywords: Australia, Russia, Australian-Russian relations, atomic power engineering, nuclear power for peaceful purposes, IAEA, uranium supply to Russia.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
Please, cite the article: Kayumov M. The cooperation of the Russian Federation and Australia in the sphere of nuclear power: history, current state and prospects / / Liberal Arts in Russia. 2016. Vol. 5. No. 3. Pp. 310-318.
References
1. S. Kidd. Australia: more than just a uranium producer?. Nuclear engineering international. 2008. 53. No. 646. Pp. 10-11
2. Klochkova M. S. Indeks Bezopasnosti. 2012. No. 2(101). Pp. 73-90.
3. Proizvodstvo mineral'nogo syr'ya v Avstralii. Metallurgicheskii byulleten'. 28.03.2008. URL: http://www.metalbulletin.ru/publications/3018/
4. Avstraliya razdumyvaet ob uranovykh sanktsiyakh protiv Rossii. Newsru.com. 09.08.2014 URL: http://www.newsru.com/world/09aug2014/uranium.html
5. Tsukanova M. N. Atomnaya energetika Rossii: segodnya i zavtra [Nuclear power of Russia: today and tomorrow]. Moscow: Rus. entsikl., 2003.
6. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Soyuza Sovet-skikh Sotsialisticheskikh Respublik i Pravitel'stvom Avstralii o sotrudnichestve v oblasti mirnogo ispol'zovaniya yadernoi energii ot 15.02.1990 goda.
7. Soglashenie mezhdu pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i pravitel'stvom Avstralii o sotrudnichestve v oblasti ispol'zovaniya atomnoi energii v mirnykh tselyakh ot 07.09.2007. Ofitsial'nyi internet-sait Ministerstva in-ostrannykh del i torgovli Avstralii. URL: http://www.dfat.gov.au/geo/russia/treaties/aus_ru_safe-guards_agreement.html
8. Sergeev M., Terekhov A. Moskva nashla zamenu kazakhstanskomu uranu. Nezavisimaya gazeta. 07.09.2007. URL: http://www.ng.ru/economics/2007-09-07/4_moscow.html
9. Ponomarev-Stepnoi N. N., Antipov S. V., Grigor'ev A. S. Nerasprostranenie i atomnaya energetika [Non-proliferation and nuclear power]. Moscow: IzdAT, 2008.
10. Khlopkov A. V. Indeks bezopasnosti. 2008. Vol. 14. No. 2(85).
11. Vyacheslav Gudkov: initsiativa po garantzapasu - smeshannaya initsiativa. AtomInfo.Ru. 31.03.2010. URL: http://www.atominfo.ru/news/air9709.htm
12. Safronova A. Avstraliya budet eksportirovat' uran v Rossiyu. Portal RB. RU. 23.04.2010. URL: http://www.rb.ru/article/avstraliya-budet-eksportirovat-uran-v-rossiyu/6385547.html
13. Federal'nyi zakon ot 22.07.2008 g. No. 130-FZ «0 prinyatii popravki k Konventsii o fizicheskoi zashchite yadernogo materiala».
14. Antirossiiskie sanktsii doshli do urana. Gazeta.ru. 10.08.2014. URL: http://www.gazeta.ru/busi-ness/2014/08/10/6169113.shtml
15. Avstraliya dopustila prekrashchenie prodazhi urana Rossii. Lenta.ru. 09.08.2014. URL: http://lenta.ru/news/2014/08/09/austuranium/
16. Avstraliya uzhestochaet sanktsii: gotovit-sya zapret na postavki urana v RF. Moskovskii komsomolets. 08.09.2014. URL: http://www.mk.ru/politics/2014/08/09/avstraliya-uzhestochaet-sankcii-gotovitsya-zapret-na-postavki-urana-v-rf.html
17. Ofitsial'nyi sait uranodobyvayushchei kompanii Uranium One Inc. URL: http://www.uranium1.com/in-dex.php/ru/
18. Chasto zadavaemye voprosy. Ofitsial'nyi internet-sait Ministerstva inostrannykh del i torgovli Avstralii. URL: http://www.dfat.gov.au/geo/russia/treaties/faq.html
Received 09.03.2016.
Revised 13.05.2016.