Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Рауно Пиетаринен
Сотрудничество между богословскими школами и молодежными организациями
Опубликовано: Христианское чтение. 1999. № 18. С. 144-149
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Протоиерей Рауно Пиетаринен
Финляндия
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ БОГОСЛОВСКИМИ ШКОЛАМИ И МОЛОДЕЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Богословские школы готовят священников, преподавателей Закона Божия, церковных музыкантов и исследователей. Молодежные организации, в свою очередь, можно разделить на две группы: занимающиеся работой с детьми и молодежью и, с другой стороны, студенческие организации. Студенческие организации, вообще, проявляют интерес к богословским, международным и экуменическим вопросам. Ими также ведется соответственная музыкальная деятельность.
Подход к нашей теме может быть двоякий: с точки зрения того, каким образом необходимо учитывать работу с молодежью в образовании. С другой стороны, мы можем выяснить, каким образом работа с молодежью должна нести ответственность за богословское образование.
В-третьих, мы можем рассмотреть, каким образом соотношение богословского образования и работы с молодежью отличается от соответствующего светского положения дел.
Наконец, на основании сказанного мы, возможно, увидим, какие формы сотрудничества являются обоснованными.
1. Богословское образование молодежи и работа с молодежью
Учащиеся в богословских школах и готовящиеся стать преподавателями Закона Божия получают педагогическое образование. Знание особенностей различных этапов формирования ребенка и молодого человека исключительно важно
Русский текст доклада предоставлен автором.
как преподавателю, так и тому, кто готовит методические материалы. Живым же и интересным учебный процесс делают методы преподавания. Обучение молодых является серьезным вызовом священникам, регентам и преподавателям. Необходимо отметить, что чем более высокий уровень образования имеется в виду, тем менее от преподавателя требуется знания педагогики и дидактики.
В качестве учебного предмета работа с молодежью встречается редко. Особенности духовного окормления подростка могут просматриваться в контексте курса пастырского богословия. Когда у молодого человека еще неокрепшие духовные корни, неумелый священник может навсегда отвратить его от единства с Церковью. Поэтому именно священникам необходимо проявлять исключительную осторожность в отношении к детям и молодым людям.
Серьезнейший вызов для богословских школ представляет обсуждение основных богословских вопросов. Священнику или преподавателю Закона Божия редко приходится объяснять молодому человеку особенности, возникающие при совпадении Благовещения (25 марта) с Вербным воскресением или о влиянии Церкви на общество в Киевское время. Вместо того от него ожидается ответ на вопрос: что такое Бог? Что представляю из себя я сам? Зачем я существую? На встречах молодежных организаций у молодых людей формируется представление об их отношении к Богу и миру. Там часто можно слышать резкие выражения, однако неуверенность молодых людей проявляется в радикальных мнениях относительно того, что им непонятно.
Важнейший вопрос о Боговоплощении всегда близок молодым. Когда молодежь удивляется злу, преобладающему в мире, нам необходимо уметь сказать им: «Безусловно, такой Бог, который лишь наблюдал бы масштабы зла, как Ему совершенно безразличные, был бы хуже, чем отсутствие Бога вообще. Наш Творец видел силу зла, Сам стал человеком и принял не Себя величайшее страдание. В этом даже иррациональное страдание обретает содержание: это содержание есть Христос». Именно в таком учительстве нуждается наша молодежь.
Другой важный момент — Божественная Личность. Бог личностей и находится в персональном отношении к каждому человеку, который Его ищет. Таким образом, Православие не есть учение или культура, или обряд. Это — вера в личностного Бога, это встреча, это преодоление самого себя таким образом, что становится возможным общение. Когда молодые люди, в свою очередь, боятся быть самими собой и с легкостью скрываются в толпе, они в то же время проявляют попытки к обретению собственной личности. Им представляется существенным учение Православной Церкви о том, что только приближаясь к Богу, мы начинаем обретать самих себя, а удаляясь от Него — теряем себя, пока подобно бесноватому не скажем, чем мы стали.
2. Внимание богословскому образованию и работе с молодежью
Всегда необходимо помнить, что как раз из среды молодежи в Церковь приходят лучшие служители. Они не выходят из вакуума. Если кто-нибудь с детства научился, ему, так или иначе, приходит мысль о служении в церковных кругах.
При работе с молодежью необходимо поддерживать в ней дух правильности стремления к церковному служению. Хуже, если церковные служители преуменьшают значение Церкви и своего служения, ибо тем самым они унижают Христа. Это отречение от Христа. Хороших молодых людей необходимо укреплять на пути поступления в богословские школы.
В работе с молодежью нужно стремиться не только вести молодых людей в богословские школы, но и приводить их из богословских школ обратно к работе с молодежью (то есть не вырывать из школы, но призывать к одновременной работе с молодежью). Благодаря этим людям богословские школы находят отклик у молодежи. Или сами профессора будут использовать свое время в приходской работе с молодежью?
Студенты богословских школ, принимающие участие в работе с молодежью, должны быть примером для других. С их помощью в молодежных организациях узнают, что означает осознанная литургическая жизнь и духовное окормление на практике.
3. Светская работа с молодежью и подготовка к ней
Подготовка к работе с молодежью, проводимая светскими учебными заведениями дает нам возможность для сравнения. Эти заведения находятся в постоянном взаимодействии с «настоящим миром». Студенты с самого начала оказываются вовлеченными в саму работу с молодежью, их учат заботе о ближних. Особенно пристальное внимание уделяется проблемным группам. Отчуждение учат преодолевать в самой начальной его фазе. Работникам в молодежной среде объясняется сама структура общества таким образом, чтобы они могли вести проблемную молодежь туда, где ей будет оказана, по возможности, большая поддержка. По крайней мере, в Финляндии они получают всестороннее образование: психология и языки, знакомство с культурами, законом, спортом и т.д.
4. К какому сотрудничеству стоит стремиться?
Сотрудничество молодежных организаций и богословских школ, в первую очередь, должно быть систематическим. Их объединят студенты, которые, будем надеяться, примут участие в работе с молодежью.
Приходы и епархии должно финансово привлекать студентов-богословов для работы на слетах, мероприятиях и т.п. Так студенты получили бы великолепную возможность попробовать свои силы в преподавании, проповеди, беседах духовного характера, организации, экономических аспектах и т.д.
Возможности студентов, занимающихся церковной музыкой тоже значительны. Орудием их миссионерства является музыка, которая уже сама по себе создает общую контактную почву со многими молодыми людьми.
В разработке и организации молодежной работы на епархиальном уровне полезно привлекать то знание дела, которое имеется у молодых студентов-богословов. Интерес молодых иногда считают «только молодежным запалом». Однако для Церкви этот запал молодости жизненно важен, он является отражением действия Святого Духа, а Дух омолаживает и всех нас.
Одной из возможных форм сотрудничества являются молодежные хоры. Как правило, богословские школы располагают
своими собственными хорами, которые они могли бы сделать открытыми и для остальных. Другая возможность — принимать в собственный хор желающих принять участие в пении на воскресных или праздничных богослужениях. В любом случае, литургическую жизнь богословских школ нельзя изолировать от людей «внешних».
Богословские школы являются великолепными местами для встреч с молодежью. Речь идет не о том, что молодежные организации не хотят этого, а том, примут ли богословские школы «внешних» на выходные или на более длительный срок. Международные молодежные собрания часто проводятся в богословских школах, как, например, и сегодня в стенах Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии.
Встречи богословских школ и молодежных организаций являются исключительно важными. Я считаю, что Синдесмос сделал важный шаг в организации этой консультации. Разрешите мне напомнить вам о том, что изначально задачей Синдесмоса было стать Всемирным Союзом Православных молодежных организаций. И Синдесмос в качестве членов стал принимать богословские школы только позднее, потому что это было единственной возможностью пригласить к участию в деятельности Синдесмоса молодежь стран Восточной Европы. Там не было молодежных христианских организаций. Генеральная ассамблея Синдесмоса 1971 года в Бостоне приняла русские богословские школы в качестве членов Синдесмоса только после горячих дебатов.
Нашим богословским школам нельзя пребывать в вакууме. Студенты приходят из мира и в мир возвращаются. Мир вокруг нас есть как раз тот мир, который был создан Богом, а о нем Бог изначально сказал: «хорошо весьма». Как же мы можем отказываться от мира, когда сам Бог возлюбил Его настолько, что Сына Своего Единородного предал за него. Безусловно, мир находится в печальном положении, но мы освящаем его: приносим Евхаристию «за всех и за вся». Каким образом богословские школы входят в соприкосновение с миром? Один способ — посредством молодежных организаций. Можно представить, что молодежные
организации каким-то образом находятся между миром и богословскими школами, ходатайствуя за него.
Мы, взрослые, способны к изменению медленнее, чем молодежь. Духовный рост требует изменения в человеке и мы не можем остаться такими же как ранее, если хотим возрастать. К счастью, Святой Дух может изменить нас. Насколько же Святой Дух может воздействовать на молодую душу! Эти перемены в нас происходят посредством таинств Евхаристии и Исповеди. Общей задачей богословских школ и молодежных организаций является поддерживать в молодых жизнь и вести их туда, где «вода живая». Должен сказать, что нам необходимо быть очень осторожными в учительстве: ненависть никогда не может быть мотивом для изменений. По-моему, нам следует постоянно помнить об этом: в Святом Православии имеются течения, которые, как представляется, могут разбудить в людях ненависть.
Молодежная организация — это не богословская школа. Студентам-богословам когда-нибудь придется преподавать самим, а для членов молодежных организаций будет достаточно научиться самим. На самом деле, каждый призван к учительству, проповеди, но не обязательно словом: многие призваны проповедовать своей жизнью. Только немногие могут исполнить задачу учительства словами. В их случае важно, чтобы их слово стало плотью; чтобы слова стали делом в их собственной жизни и их учеников. Будем помнить: было недостаточно, когда сердца учеников горели на пути в Эммаус — они узнали Христа только когда Он преломил хлеб.
Позвольте мне закончить в несколько иной перспективе. В эпоху иконоборчества имела место попытка компромисса в том, чтобы возносить иконы столь высоко, чтобы люди не имели возможности поклоняться им, но иконы были бы все же в поле зрения именно в учительных целях. Такая позиция была православными отвергнута. Они поняли, что в Церкви речь идет о ббльшем, нежели изучение событий Священной истории. Одно дело изучать богословие внешним образом, и совсем другое — войти в церковную жизнь. В богословских школах преподается богословие, и студенты-богословы, как и молодежь из молодежных организаций, должны стремиться жить в соответствии с ним.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.