DOI: 10.48137/2074-2975_2021_1_56 УДК 327.3 (5) + (470 + 571) + (510)
Сотрудничество Китая и России с АСЕАН: основные формы, направления,результаты
Ван ВЭЙ Пётр ЦВЕТОВ
Среди интеграционных объединений Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее успешным и устойчивым по праву считается Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Поэтому неслучайна особая заинтересованность политического руководства Китая и России в сотрудничестве с этой организацией. Однако установление диалога с АСЕАН ни у Пекина, ни у Москвы не могло состояться в годы холодной войны. И не потому, что АСЕАН - замкнутая региональная организация, принимающая в свои ряды только государства Юго-Восточной Азии. Объединяясь в 1967 г. в ассоциацию, лидеры Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда стремились не только к взаимодействию национальных экономик, но и к противостоянию единым фронтом угрозам, проникавшим в регион со стороны крупных держав, и прежде всего коммунистического Китая и Советского Союза.
ВАН Вэй - соискатель кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. Е-тай: [email protected]
ЦВЕТОВ Пётр Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. SPIN-код: 7000-1559, Е-mail: proviet99@ mail.ru
Ключевые слова: Китай, Россия, АСЕАН, «Один пояс - один путь», ВРЭП, Южно-Китайское море.
Поэтому вице-президент США Г. Хэмфри поспешил высказаться так: «Формирование АСЕАН очень важное событие для создания барьера на пути распространения коммунизма в Юго-Восточной Азии, и США поддерживают АСЕАН» [ 1].
В постбиполярный период произошло расширение рядов АСЕАН за счёт Вьетнама (1995 г.), Лаоса и Мьянмы (1997 г.), Камбоджи (1999 г.). Ещё раньше, в 1984 г., в АСЕАН вступил султанат Бруней.
Официальные контакты Москвы и Пекина с АСЕАН начались практически одновременно в 1991 г.
КНР - главный партнёр АСЕАН
На сегодняшний день Китай -
главный партнёр АСЕАН по диалогу. Эти отношения между АСЕАН и Китаем берут начало с момента, когда министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь принял участие в работе 24-го Совещания министров АСЕАН (июль 1991 г., Куала-Лумпур) в качестве гостя правительства Малайзии. Выступая на совещании, глава китайской дипломатии выразил глубокую заинтересованность своего государства в сотрудничестве с АСЕАН.
Впоследствии на 29-м совещании министров иностранных дел АСЕАН (июль 1996 г., Джакарта) Китаю был предоставлен полный статус партнёра по диалогу.
Отношения между АСЕАН и Китаем были подняты на более высокую ступень с подписанием совместной декларации глав государств и правительств о стратегическом партнёрстве во имя мира и процветания на 7-м саммите АСЕАН - Китай в 2003 г. Для реализации идей совместной декларации о стратегическом партнёрстве стороны прини-
мают планы действий по её осуществлению. Первый план был принят в 2010 г., второй - в 2015 г. В 2020 г. завершился третий план действий (на период 2016-2020 гг.) [ 2].
В 2011 г. в Пекине был открыт Центр АСЕАН - Китай.
Этот центр является универсальным информационным центром для содействия развитию сотрудничества между АСЕАН и Китаем в области торговли, инвестиций, туризма, образования и культуры.
С 2011 г. состоялось девять заседаний совместного совета Центра АСЕАН - Китай.
С 2012 г. при штаб-квартире АСЕАН в Джакарте аккредитован постоянный посол КНР.
В 2018 г., когда отмечалось 15-летие стратегического партнёрства АСЕАН - Китай, был принят на 21-м саммите АСЕАН - Китай, ещё один важный документ - «Видение стратегического партнёрства на период до 2030 г.» [2].
Привлекательность АСЕАН для Китая заключается в высоком уровне интеграционного сотрудничества
1 Цит. по: ЧанХьеп. История Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 19672000 годах. Краткий очерк. М.: РУДН, 2002. С. 29.
2 https://asean.org/asean/extemal-relations/china/
в рамках организации, высокой динамике внешнеторговой деятельности стран-членов, их географической близости.
С 1997 г. КНР является участником диалога АСЕАН + 3 (АПТ), куда также входят Япония и Южная Корея.
В рамках АПТ Китай продвигает:
- проекты сотрудничества по защите экологии морских акваторий и выработке единой экологической политики;
- согласование действий по обеспечению энергетической безопасности Восточной Азии;
- расширение взаимодействия в освоении людских ресурсов и подготовке специалистов в рамках Фонда сотрудничества Китай - АСЕАН.
Особое место в отношениях Китая и АСЕАН занимают вопросы политической безопасности, в том числе в связи с неурегулированным спором по вопросам территориальной принадлежности островов Южно-Китайского моря. Китайские представители используют различные площадки для обсуждения вопросов безопасности и сотрудничества, например: АСЕАН + 1, в том числе на высшем уровне, и на совещаниях на уровне министров и старших должностных лиц, а также в рамках таких структур, как региональный форум АСЕАН (АРФ), АСЕАН + 3 (АПТ), Восточноазиат-ские саммиты (ВАС) и Совещания министров обороны АСЕАН с партнёрами по диалогу (СМОА плюс).
Руководители МИД КНР принимают активное участие в расширенных регулярных встречах
министров иностранных дел стран АСЕАН в рамках АРФ. Участвуя в работе этого форума, китайские представители имеют возможность узнать из первых уст, как в регионе воспринимают Китай, в чём соседи Китая видят ключевые проблемы безопасности АТР. Всё это помогает китайскому руководству формировать внешнеполитическую линию в регионе. Пекин также стремится использовать возможности этой организации в качестве форума для выработки мер доверия [ 3].
В качестве ещё одной асеаноцен-тричной организации, в которой участвует КНР, следует назвать Вос-точноазиатские саммиты. Для Пекина ВАС служат каналом для общения с ведущими державами мира и региона.
Следует упомянуть и об участии КНР в форуме Азия - Европа (АСЕМ), который был создан в 1996 г. и с тех пор стал ключевым форумом для диалога по гуманитарным темам между странами Азии и Европы. Для китайской дипломатии АСЕМ представляет собой удобную площадку для установления личных контактов, решения частных проблем в неформальной обстановке, знакомства с культурой различных народов.
Важно отметить, что Китай стал первым партнёром АСЕАН по диалогу, присоединившимся в 2003 г. к Соглашению о дружбе и сотрудничестве (TAC), признав таким образом выработанные странами АСЕАН правила поведения в межгосударственных отношениях. Китай также стал первым государством, обладающим ядерным оружием, которое
3 Goh E, Acharya A. The ASEAN Regional Forum and security regionalism / eds. by M. Curley. N.Y.: Routledge, 2007. P. 100.
выразило своё намерение присоединиться к Протоколу к Договору о зоне свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии, подписанном в 1995 г. [2].
В ноябре 2002 г. в Пномпене Китай и АСЕАН подписали Декларацию о поведении сторон в ЮжноКитайском море (DOC). Позднее, в июле 2011 г., на о. Бали (Индонезия) стороны приняли руководящие принципы осуществления декларации DOC, а в июле 2016 г. во Вьентьяне (Лаос) одобрили совместное заявление министров иностранных дел государств - членов АСЕАН и КНР, в котором отражена приверженность сторон к обеспечению полного и эффективного осуществления DOC во всей его полноте.
Также важным для сохранения мира и стабильности в регионе было принятие на 19-м саммите АСЕАН -Китай (сентябрь 2016 г., Вьентьян) совместного заявления о применении Кодекса для незапланированных встреч в Южно-Китайском море и руководящих принципах для горячей линии.
В последние несколько лет Китай и АСЕАН ведут кропотливую работу по составлению Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море. На встрече (август 2017 г., Манила) министры иностранных дел КНР и государств - членов АСЕАН приняли рамочный кодекс поведения. На 20-м саммите АСЕАН - Китай (ноябрь 2017 г.) представители КНР и стран АСЕАН официально объявили о начале переговоров по составлению Кодекса поведения сторон
в Южно-Китайском море. Министр иностранных дел КНР Ван И предложил завершить переговоры по Кодексу к 2021 г. [ 4].
Китай и АСЕАН сотрудничают в рамках Совещаний министров обороны стран АСЕАН с самого их начала (2010 г.); к 2019 г. прошло девять неофициальных встреч министров обороны Китая и стран АСЕАН.
Для координации действий по борьбе с транснациональной преступностью и другими нетрадиционными угрозами ежегодно проводятся консультации старших должностных лиц, а также между министрами КНР и стран АСЕАН по транснациональной преступности. В рамках этой проблематики сторонами были приняты Меморандумы о взаимопонимании между АСЕАН и Китаем о сотрудничестве в области нетрадиционных угроз безопасности в 2004 и 2017 гг., а в 2019 г.- рабочий план АСЕАН - Китай по сотрудничеству в области нетрадиционных угроз безопасности на 2019-2023 гг.
В борьбе с незаконным оборотом наркотиков АСЕАН и Китай с 2012 г. сотрудничают в рамках консультаций старших должностных лиц АСЕАН по вопросам наркотиков (АСОД + Китай). На координационном совещании АСЕАН - Китай (2018 г., Ханой) была определена область проведения совместных операций Китая и стран АСЕАН в борьбе с опасными видами наркотиков.
Важнейшее место в отношениях Китая и АСЕАН занимает экономическое сотрудничество. И на этом
4 Wong Catherine. South China Sea: Beijing hopes for maritime accord with Asean neighbours in three years // URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/2172913/south-china-sea-beijing-hopes-maritime-accord-asean-neighbours)
направлении достигнуты впечатляющие результаты. С 2009 г. КНР сохраняет свои позиции в качестве крупнейшего торгового партнёра АСЕАН, а в 2018 г. Китай стал третьим внешним источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для АСЕАН. Согласно статистике ассоциации, общий объём товарооборота между АСЕАН и Китаем достиг в 2018 г. 479,4 млрд долл., что составляет 17,1% от общего объёма торговли товарами АСЕАН. Приток ПИИ из Китая в АСЕАН составил 10,2 млрд долл. в 2018 г., что составляет 6,6% от общего объёма ПИИ в страны АСЕАН [2].
В ноябре 2002 г. было подписано рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве в целях создания соглашения о свободной торговле между АСЕАН и Китаем (ACFTA), которое вступило в силу 1 января 2010 г. В ноябре 2015 г. в целях модернизации соглашения был подписан Протокол о внесении поправок в рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничество и некоторые соглашения по нему между АСЕАН и КНР [5].
За прошедшие с того времени годы был достигнут значительный прогресс в осуществлении Соглашения о свободной торговле, включая вступление в силу Протокола об обновлении соглашения о свободной торговле для всех сторон и продолжающееся обсуждение оставшихся элементов будущей программы работы в рамках Протокола по улучшению торговли между АСЕАН и Китаем. Соглашение об общей
с АСЕАН зоне свободной торговли позволило КНР также заключать дополнительные соглашения с отдельными государствами - членами АСЕАН.
Содействию торгово-экономическим связям Китая со странами АСЕАН служит ежегодная выставка «Китай - АСЕАН ЭКСПО (САЕХРО)» в китайском г. Наньнин. В рамках этой выставки также проводится деловой и инвестиционный саммит Китай - АСЕАН (САВ!$).
Сотрудничество Китая с АСЕАН в области сельского хозяйства направлено на укрепление кооперации в области развития людских ресурсов посредством проведения серии учебных курсов по агротехнике. Для этого был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом АСЕАН и Министерством сельского хозяйства КНР о сотрудничестве в области сельского хозяйства на период 2007-2011 гг., которое в 2013 г. было продлено сроком на пять лет [5].
КНР и АСЕАН также сотрудничают в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В ноябре 2013 г. стороны подписали Меморандум о сотрудничестве в области ИКТ, который охватывает такие области, как содействие соответствующему развитию промышленности, людских ресурсов и инфраструктуры.
Большое внимание КНР уделяет сотрудничеству с АСЕАН в области транспорта и связи. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в этой сфере: в 2007 г. о сотрудничестве в морском транспорте, в 2010 г.- в воздушном транспорте.
5 История развития отношений между КНР и АСЕАН. Справка // URL: russian.people.com. cn/95181/718801.html
В ноябре 2018 г. была принята Программа действий по транспортному сотрудничеству на 2018-2020 гг., которая учитывала содержание Ку-ала-Лумпурского транспортного стратегического плана АСЕАН на 2016-2025 гг. и китайскую инициативу «Один пояс - один путь».
Что касается туризма, то Китай стал основным источником приезжающих туристов для стран АСЕАН.
В 2018 г. общее число туристов, прибывших из Китая в страны АСЕАН, составило 58,2 млн чел., что больше на 15% по сравнению с 2017 г.
В ноябре 2017 г. стороны договорились создать механизм сотрудничества на высоком уровне между соответствующими туристическими организациями, которые будут созываться на регулярной основе.
2012 г. был объявлен Годом сотрудничества между АСЕАН и Китаем в области науки и техники. В течение этого года был осуществлён ряд мероприятий, включая, в частности, министерское совещание АСЕАН - Китай по вопросам науки и техники.
Научно-техническое сотрудничество Китай - АСЕАН сегодня включает в себя создание совместных лабораторий АСЕАН - Китай, спутниковой платформы обмена данными и обслуживания дистанционного зондирования, центра передачи технологий АСЕАН - Китай, приём в КНР талантливых молодых учёных из стран АСЕАН. Успешно действует Китайско-асеановский центр передачи технологий.
В сентябре 2019 г. в Наньнине состоялось 10-е заседание совместного Комитета АСЕАН - Китай по науке и технике.
В ходе его было решено провести 7-й форум по передаче технологий Китай - АСЕАН и совместным инновациям, Международный форум Китай - АСЕАН по инновациям и сотрудничеству в интересах устойчивого развития; выставку по передовым технологиям в рамках ЭКСПО Китай -АСЕАН и др. [5].
Научно-техническое сотрудничество подкрепляется инновационными связями.
2018 г. был объявлен Годом инноваций между АСЕАН и Китаем (У01). В этой связи было опубликовано Заявление о научно-техническом и инновационном сотрудничестве между АСЕАН и Китаем.
В течение всего 2018 г. был организован ряд мероприятий, посвящённых Году инноваций, в том числе форумы и симпозиумы по инновациям в области передачи технологий, электронной коммерции, «умным городам», молодёжному предпринимательству и возобновляемым источникам энергии.
Видное место китайское руководство отводит АСЕАН в плане реализации инициативы «Один пояс - один путь». Страны АСЕАН должны сыграть роль «стратегических ворот» для осуществления этого проекта. АСЕАН и Китай уже договорились объединить общие приоритеты, которые содержатся в Генеральном плане по связности АСЕАН (МРАС) до 2025 г. и в китайской инициативе «Пояс и путь».
Также отмечен значительный прогресс в сфере образования.
Ежегодно проводятся Недели сотрудничества в области образования между Китаем и АСЕАН. Правительство КНР установило стипендии по программе «Молодые лидеры АСЕАН -Китай».
Взаимодействие Китая с АСЕАН в области культуры осуществляется на плановой основе.
2014 г. был объявлен Годом культурного обмена между АСЕАН и Китаем, в рамках которого были проведены различные мероприятия в государствах - членах АСЕАН и Китае.
В октябре 2018 г. министры культуры приняли рабочий план АСЕАН - Китай по сотрудничеству в области культуры и искусства на 2019-2021 гг. [5].
Сотрудничество АСЕАН - Китай в области защиты окружающей среды основывается на ряде документов. Первый такой стратегический документ охватывал период 20092015 гг., и после его завершения следующая Стратегия сотрудничества на 2016-2020 гг. была одобрена высшим руководством КНР и стран АСЕАН. Начиная с 2011 г. регулярно проводятся Недели экологического
сотрудничества. В октябре 2014 г. было подписано соглашение между КНР и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе со стихийными бедствиями [5].
Подводя итог характеристики отношений Китая с АСЕАН, уместно привести слова председателя КНР Си Цзиньпина, который в своём видеообращении к участникам 17-й ЭКСПО Китай - АСЕАН (ноябрь 2020 г.) отмечал, что спустя семь лет после того, как он выдвинул инициативу совместного построения Китаем и странами АСЕАН «Морского Шёлкового пути 21-го века» и «Сообщества единой судьбы Китай - АСЕАН», «отношения Китая и АСЕАН превратились в наиболее успешную и динамичную модель сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и стали образцом построения сообщества единой судьбы человечества» [6].
Стратегическое партнёрство Россия - АСЕАН
Для России заинтересованность в сотрудничестве с АСЕАН обусловлена стратегическим направлением развития страны на Восток, необходимостью принимать участие в интеграционных процессах в АТР, в том числе и для обеспечения собственной безопасности.
Россия получила статус полноценного диалогового партнёра АСЕАН в июле 1996 г. на встрече министров иностранных дел АСЕАН в Джакарте. В дальнейшем это партнёрство неуклонно развивалось и совершенствовалось.
Взаимодействие между АСЕАН и Россией на самом высоком уровне было отмечено Первым саммитом АСЕАН - Российская Федерация (13 декабря 2005 г., Куала-Лумпур, Малайзия). На саммите АСЕАН и Россия приняли Декларацию глав государств и правительств стран - членов АСЕАН и Российской Федерации о прогрессивном и всеобъемлющем партнёрстве. Этот совместный документ был нацелен на развитие и укрепление диалогового партнёрства Россия - АСЕАН в широком спектре направлений, охватывающих сотрудничество в области политики и безо-
6 Си Цзиньпин выступил на церемонии открытия 17-й ЭКСПО Китай - АСЕАН // URL: https://rg.ru/2020/11/28/si-czinpin-vystupil-na-ceremonii-otkrytlia-17-j-ekspo-kitaj-asean.html
пасности, экономики и устойчивого развития. АСЕАН и Россия также приняли всеобъемлющую Программу действий на 2005-2015 гг. для реализации целей и задач, изложенных в Совместной декларации.
Второй саммит АСЕАН - Российская Федерация был проведён в ноябре 2010 г. в Ханое (Вьетнам). На мероприятии стороны подтвердили свою приверженность укреплению и дальнейшему продвижению прогрессивного и всеобъемлющего партнёрства Россия - АСЕАН в направлении повышения уровня отношений на более высокую ступень, а также тесному сотрудничеству в рамках развивающейся региональной архитектуры в АТР.
В мае 2016 г. АСЕАН и Россия отметили 20-летие своих диалоговых отношений проведением юбилейного саммита в Сочи, на котором лидеры приняли Сочинскую декларацию, где намечено будущее направление отношений и сотрудничества Россия -АСЕАН. Тогда же была образована группа из видных деятелей России и АСЕАН (AREPG), которая должна готовить обзоры по состоянию отношений России и АСЕАН, изучать пути их развития, давать рекомендации по расширению и углублению существующего сотрудничества между АСЕАН и Россией, прогнозировать направления будущего сотрудничества Россия - АСЕАН [7].
Важной вехой в диалоговых отношениях Россия - АСЕАН стал созыв Третьего саммита Россия - АСЕАН (ноябрь 2018 г., Сингапур), который, в частности, принял совместное за-
явление саммита АСЕАН - Российская Федерация по стратегическому партнёрству. Именно на этой встрече было достигнуто согласие сторон поднять отношения АСЕАН - Россия до уровня стратегического партнёрства. На саммите также было принято Заявление АСЕАН - Российская Федерация о сотрудничестве в области безопасности и в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, а также подписан Меморандум о взаимопонимании между АСЕАН и Евразийской экономической комиссией по экономическому сотрудничеству.
В настоящее время сотрудничество Россия - АСЕАН осуществляется в рамках Всеобъемлющей программы действий по развитию сотрудничества между АСЕАН и Российской Федерации на 20162020 гг., которая была принята министрами иностранных дел стран АСЕАН и России в ходе юбилейного саммита в Сочи в мае 2016 г.
Всеобъемлющая программа на 2016-2020 гг. направлена на развитие и укрепление диалоговых отношений между Россией и АСЕАН путём оказания помощи АСЕАН в её усилиях по региональной экономической интеграции и формированию Сообщества АСЕАН. Эта программа также реализуется в рамках совместных проектов, которые поддерживаются Финансовым фондом диалогового партнёрства АСЕАН - Россия (ARDPFF), созданным в 2007 г. За годы функционирования фонда Россия увеличила свой ежегодный взнос в него с 500 тыс. до 1,5 млн долл. [8].
7 Диалоговое партнёрство Россия - АСЕАН // URL: https://www.mid.rU/ru/asean/-/asset publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2352723
8 https://asean.org/asean/external-relations/russia/
После вступления в силу Устава АСЕАН (2008 г.) Россия в 2009 г. аккредитовала своего посла при АСЕАН, а потом учредила свою дипломатическую миссию при АСЕАН в Джакарте (официально открыто российским МИД 9 августа 2017 г.).
В июне 2010 г. в Москве был открыт Центр АСЕАН при МГИМО(У) МИД России, который призван взаимодействовать распространению информации о диалоговом партнёрстве Россия - АСЕАН.
АСЕАН и Россия активно взаимодействуют в сфере политики и безопасности.
Российская Федерация присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (TAC) в ноябре 2004 г. Присоединившись к TAC, Россия приняла его как важный кодекс поведения, регулирующий межгосударственные отношения в Юго-Восточной Азии. В настоящее время российская дипломатия придаёт ключевое значение взаимодействию с асеановской «десяткой» в области политики и безопасности, в фокусе которого - вопросы формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе равноправной, сбалансированной и транспарент-ной архитектуры [7].
Россия имеет возможность расширять и углублять политическое и экономическое сотрудничество с АСЕАН благодаря активному участию в различных асеаноцентрич-ных механизмах и форумах, включая Восточноазиатские саммиты Региональный форум АСЕАН, и Совещание министров обороны АСЕАН с партнёрами по диалогу (СМОА плюс).
Москва уделяет большое внимание взаимодействию с АСЕАН в области противодействия глобальным нетрадиционным угрозам.
Создана и работает Совместная рабочая группа Россия - АСЕАН по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью.
В 2017 г. состоялось первое в истории координационное совещание по вопросам борьбы с наркобизнесом с участием России, которое ознаменовало начало сотрудничества России и АСЕАН в этой области [8].
Экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами АСЕАН составляет важную часть всего комплекса взаимоотношений России с ассоциацией.
Для развития экономических связей сторонами были созданы такие механизмы, как встречи старших должностных лиц экономических ведомств, консультации министров экономики стран АСЕАН и России. На таких консультациях в сентябре 2017 г. министры одобрили пересмотренную программу торгово-инвестиционного сотрудничества Россия - АСЕАН на период после 2017 г.
Эта программа включает, в частности, регулярные диалоги, различные проекты в области технологий, продовольствия и сельского хозяйства, транспорта, энергетики, туризма, малого и среднего бизнеса.
Также надо упомянуть постоянно действующий Деловой форум Россия - АСЕАН, а Бизнес-диалог Россия - АСЕАН, также проводящийся в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке [ 9].
9 https://www.mid.ru/ru/asean/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2352723
Однако в последние годы двусторонняя торговля между странами АСЕАН и Россией демонстрирует отрицательный экономический рост.
Она уменьшилась на 9,1% с 20 млрд долл. в 2018 г. до 18,2 млрд долл. в 2019 г.
Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из России в АСЕАН тоже сократился -с 55,81 млн долл. в 2018 г. до 45,17 млн долл. в 2019 г. [8].
И Россия, и АСЕАН рассматривают в качестве самого важного и перспективного направления сотрудничество в сфере энергетики. Обе стороны особо заинтересованы углублять взаимодействие с акцентом на нефть и газ, электроэнергетику, возобновляемые источники энергии. На высшем уровне в АСЕАН был одобрен новый рабочий план энергетического сотрудничества АСЕАН -Россия на 2016-2020 гг.
Ещё одной областью сотрудничества является транспорт.
В декабре 2016 г. была принята Московская совместная декларация АСЕАН - Россия «Продвижение к взаимовыгодному транспортному сотрудничеству». Учитывая важную роль транспорта в устойчивом развитии Азиатско-Тихоокеанского региона, в Декларации подчёркиваются совместные усилия по обеспечению согласованного и эффективного транспортного сотрудничества между обеими сторонами, такие как:
- улучшение координации;
- содействие использованию интеллектуальных транспортных систем;
- навигационные спутники;
- обмен информацией и передовым опытом;
- подготовка кадров.
Сотрудничество России и АСЕАН в области науки и техники осуществляется на основе Плана действий в области науки, технологий и инноваций (ARPASTI) на 2016-2025 гг., который направлен на повышение мобильности учёных, укрепление и развитие совместных НИОКР, увеличение степени практического использования НИОКР, укрепление региональных научно-технических и инновационных связей [8].
Положительная динамика отмечается в сфере туризма.
Число прибывших из России в страны АСЕАН в 2018 г. составило 2,5 млн чел., что означает увеличение по сравнению с показателями 2017 г. на 2,3 млн чел. [8].
Сотрудничество России и АСЕАН в области туризма развивается на основе регулярных консультаций. Также был разработан и успешно реализован ряд проектов по развитию туризма, в частности, учебные курсы по русскому языку для туроператоров АСЕАН и проект по разработке ИКТ-платформы для обеспечения безопасности туристов.
В сфере культурного сотрудничества был достигнут определённый прогресс.
В 2020 г. АСЕАН и Россия подписали Соглашение о культурном сотрудничестве. Провозглашение 2016 г. Годом культуры Россия -АСЕАН привело к реализации ряда мероприятий, включая совещание министров культуры Россия - АСЕАН (19 мая 2016 г.) и Первый фестиваль культуры Россия - АСЕАН (май 2016 г., Сочи).
Запоминающимся событием стали выступления молодёжного симфонического оркестра Россия - АСЕАН
во Вьентьяне (апрель 2017 г.) и в Сингапуре (октябрь 2019 г.).
На саммите АСЕАН - Россия в 2016 г. министры культуры России и стран АСЕАН договорились и далее содействовать обменам в области культуры и искусства [8].
В области здравоохранения Россия инициировала серию краткосрочных курсов для 100 специалистов из государств - членов АСЕАН по темам молекулярно-генетических методов обеспечения биологической безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения Азиатско-Тихоокеанского региона [8].
Ещё одной областью сотрудничества России и АСЕАН является сфера образования.
В сентябре 2016 г. во Владивостоке был проведён первый Университетский форум Россия -АСЕАН, на котором обсуждались вопросы укрепления и диверсификации сотрудничества Россия -АСЕАН в области науки и образования, а также
создания предпосылок для укрепления плодотворных связей между университетами и университетскими научно-исследовательскими институтами России и АСЕАН.
В сентябре 2017 г. во Владивостоке состоялся второй Университетский форум Россия - АСЕАН.
Ещё один форум Россия - АСЕАН по образованию был проведён в октябре 2019 г. в Московском государственном институте международных отношений. На форуме присутствовали старшие должностные лица АСЕАН по вопросам образования.
В декабре 2017 г. было принято решение о создании рабочей группы Россия - АСЕАН по образованию (АЕШОЕ) и разработке плана действий Россия - АСЕАН по образованию [8].
Весьма активно осуществляется работа по расширению контактов между молодёжью России и стран АСЕАН.
В мае 2013 г. в Москве прошёл первый Молодёжный саммит Россия - АСЕАН.
Впоследствии было ещё четыре молодёжных саммита.
У каждого партнёрства свои сильные стороны
Имея общие взгляды на построение многополярного мира и поддержание тенденций к регионализму, рассматривая АТР как приоритетную зону своего присутствия, Москва и Пекин активно развивают сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и её членами. Отношения двух глобальных акторов с АСЕАН сегодня достигли уровня стратегического партнёрства. Можно также отметить, что сотрудничество двух крупных держав с АСЕАН осуществляется практически по одним и тем же направлениям. Этот момент, очевидно,
обусловлен потребностями и возможностями ассоциации. Однако масштабы наполнения конкретных направлений определяются главным образом потенциями Китая и России.
Очевидно, что Китай превосходит Россию по экономическим связям с АСЕАН. Достаточно сравнить торговый оборот КНР - АСЕАН (479,8 млрд долл.) с торговым оборотом России с АСЕАН (18,2 млрд долл.) и инвестиции, вложенные в экономику стран АСЕАН Китаем (10,2 млрд долл.) и Россией (45,17 млн долл.) [2, 8], чтобы удостовериться в этом. В перспективе этот отрыв может увеличиться, так
как расширению торгово-экономических связей Китая со странами - членами АСЕАН будет содействовать инициатива «Один пояс - один путь», конкретные проекты которой касаются стран Юго-Восточной Азии.
У Кремля пока нет такого масштабного проекта с субстантивным наполнением. Эксперты из Института Дальнего Востока РАН считают, что у России «ещё не выработана общая стратегия» в отношении АСЕАН [10, с. 189].
Нельзя не согласиться с теми же российскими экспертами, которые утверждают по поводу экономических связей КНР со странами АСЕАН следующее: «Различный по странам, но одинаково высокий уровень этих связей и зависимость этих стран от поставок китайских товаров, от торговли с ним, инвестиций и кредитов дали Китаю большое преимущество по сравнению с другими конкурентами» [10, с. 268].
Новый, более высокий этап в развитии торгово-экономического сотрудничества Китая и АСЕАН наступил с заключением в ноябре 2020 г. Соглашения о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (ЯСЕР). Создана огромная зона свободной торговли, включающая КНР, государства АСЕАН и ещё ряд стран региона, кроме России.
Но у России более прочные, чем у Китая, позиции в сфере обороны и безопасности АСЕАН.
Исторической основой её является давнее сотрудничество Москвы в оборонной сфере с рядом государств АСЕАН (прежде всего с Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, Мьянмой, Индонезией), а также отсутствие в отношениях России прецедента вооружённой конфронтации со странами - членами АСЕАН (в отличие от США, Великобритании, Франции, Японии и Китая).
Военно-техническое сотрудничество России со странами АСЕАН является важным явлением настоящего времени, хотя с рынка вооружений её начинают постепенно теснить новые экспортёры оружия. Среди них и Китай, который, как известно, копирует многие образцы российской военной техники и вооружения и успешно продаёт эти «копии» азиатским странам.
В 2019 г. Китай стал вторым (после США) крупнейшим экспортёром вооружения в мире [ 11]. В Юго-Восточной Азии покупателями китайской военной техники сегодня являются Мьянма, Таиланд, Индонезия.
В условиях практически открытой конфронтации США и Китая место России в международных отношениях Азиатско-Тихоокеанского региона выглядит особым образом. По словам министра иностранных дел России С. В. Лаврова, «сегодня российско-асеановская стратегическая "связка" стала одним из ключевых факторов обеспечения региональной безопасности» [12].
10 Локшин Г.М., Кобелев Е. В., Мазырин В.М. Сообщество АСЕАН в современном мире. М.: Форум, 2019.
11 https://www.dw.com/en/us-china-ruled-global-arms-market-in-2019-siprl/a-55841154
12 Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Российско-вьетнамской конференции клуба «Валдай» 25 февраля 2019 г. // URL: https://ru.valdaiclub.eom/a/ highlights/vystuplenie-ministra-inostrannykh-del-rossii/
Отношения КНР с АСЕАН в политической области обременены территориальным спором за острова в Южно-Китайском море. Ряд стран: Вьетнам, Филиппины, Индонезия категорически не приемлют притязания Пекина на большую часть акватории этого моря.
Россия сохраняет нейтралитет в этом споре. В Пекине к такой позиции Москвы относятся положительно.
Библиография • References
Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Российско-вьетнамской конференции клуба «Валдай» 25 февраля 2019 г. // URL: https:// ru.valdaLclub.com/a/highlights/vystuplenie-ministra-inostrannykh-del-rossii/ [Vystuplenie ministra inostrannyh del Rossii Sergeya Lavrova na Rossijsko-v'etnamskoj konferencii kluba «Valdaj» 25 fevralya 2019 g. // URL: https://ru.valdaiclub. com/a/highlights/vystuplenie-ministra-inostrannykh-del-rossii/] Диалоговое партнёрство Россия - АСЕАН // URL: https://www.mid.ru/ru/asean/-/
asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2352723 [Dialogovoe partnyorstvo Rossiya - ASEAN // URL: https://www.mid.ru/ru/asean/-/
asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/2352723] История развития отношений между КНР и АСЕАН. Справка // URL: russian.
people.com.cn/95181/718801.html [Istoriya razvitiya otnoshenij mezhdu KNR i ASEAN. Spravka // URL: russian.people.
com.cn/95181/718801.html] Локшин Г. М., Кобелев Е. В., Мазырин В. М. Сообщество АСЕАН в современном
мире. М.: Форум, 2019.- 296 с. [Lokshin G. M., Kobelev E. V., Mazyrin V. M. Soobshchestvo ASEAN v sovremennom
mire. M.: Forum, 2019.- 296 s.] Си Цзиньпин выступил на церемонии открытия 17-й ЭКСПО Китай - АСЕАН // URL: https://rg.ru/2020/11/28/si-czinpin-vystupil-na-ceremonii-otkrytiia- 17-j-ekspo-kitaj-asean.html [Si Czin'pin vystupil na ceremonii otkrytiya 17-j EKSPO Kitaj - ASEAN // URL: https://rg.ru/2020/11/28/si-czinpin-vystupil-na-ceremonii-otkrytiia-17-j-ekspo-kitaj-asean.html]
Чан Хъеп. История Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 19672000 годах. Краткий очерк. М.: РУДН, 2002.- 242 с. [CHan H'ep. Istoriya Associacii gosudarstv YUgo-Vostochnoj Azii (ASEAN) v 1967-2000
godah. Kratkij ocherk. M.: RUDN, 2002.- 242 s.] Goh E., Acharya A. The ASEAN Regional Forum and security regionalism / eds. by
M. Curley. N.Y.: Routledge, 2007.- 230 р. Wong Catherine. South China Sea: Beijing hopes for maritime accord with Asean neighbours in three years // URL: https://www.scmp.com/news/china/ diplomacy/article/2172913/south-china-sea-beijing-hopes-maritime-accord-asean-neighbours) https://asean.org/asean/external-relations/china/ https://asean.org/asean/external-relations/russia/
https://www.dw.com/en/us-china-ruled-global-arms-market-in-2019- sipri/a-55841154 https://www.mid.ru/ru/asean/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/ id/2352723
Статья поступила в редакцию 27 декабря 2020 г.