Научная статья на тему 'Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения'

Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов А. В., Кисова В. В.

Описывается опыт инновационного использования учебного сотрудничества в образовательном процессе высшего учебного заведения. Рассматриваются возможности реализации учебного сотрудничества в студенческих группах в ходе выполнения проектных исследований. Обсуждается значение учебного сотрудничества в формировании у студентов общепрофессиональных и общекультурных компетенций, заявленных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION AS A FORM OF INNOVATIVE DEVELOPMENTAL EDUCATION

The experience of innovative use of educational cooperation in the educational process of a higher education institution is described. Possibilities for realization of educational cooperation in student groups during the implementation of the project research are considered. The importance of educational cooperation in the formation of students' general cultural and general professional competencies stated in the Federal state educational standards of higher professional education of the third generation is discussed.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 186-188

УДК 378.1+37.025

СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

© 2014 г. А.В. Семенов\ В.В. Кисова2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

[email protected]

Поступила в редакцию 18.11.2014

Описывается опыт инновационного использования учебного сотрудничества в образовательном процессе высшего учебного заведения. Рассматриваются возможности реализации учебного сотрудничества в студенческих группах в ходе выполнения проектных исследований. Обсуждается значение учебного сотрудничества в формировании у студентов общепрофессиональных и общекультурных компетенций, заявленных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, учебное сотрудничество, проектный метод, современные образовательные технологии.

Современная система высшего профессионального образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков: федеральными государственными стандартами третьего поколения требования к результатам подготовки выпускников вузов сформулированы в виде общекультурных и профессиональных компетенций. Компетентностный подход в образовании не противопоставляется традиционному, а усиливает его в аспекте практико-ориенти-рованности. В федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, в частности, декларируется формирование таких компетенций выпускников, которые реализуют навыки сотрудничества. Так, учебный план подготовки бакалавров по направлению 080500 «Бизнес-информатика» содержит следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

- ОК-7: готов к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами;

- ОК-8: способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;

- ПК-16: способен осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами.

Требования по формированию данных компетенций делают актуальной необходимость

применения в современном высшем образовании технологии обучения в сотрудничестве.

Для обозначения специфики учебной работы, основанной на взаимодействии обучаемых, а также на их взаимодействии с педагогом, в современной психолого-педагогической науке применяется термин «учебное сотрудничество». Оно характеризуется как многостороннее взаимодействие в учебной группе и взаимодействие педагога с группой. Только перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия его субъектов дает основание говорить о нем как об учебном сотрудничестве.

Разные аспекты учебного сотрудничества нашли отражение в трудах Е.Д. Божович, А.Л. Венгера, К.Н. Поливановой, Н.Ф. Талызиной, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Элько-нина и др. В работах Г.А. Цукерман [1] выделяются следующие структурные компоненты учебного сотрудничества:

- рефлексивные действия и операции, позволяющие учащемуся осознать учебную задачу и определить первое направление самообучения: чему учиться, чего я не знаю, не могу, не умею в данной ситуации;

- продуктивные действия и операции, способствующие приобретению необходимых знаний, умений и навыков для решения учебной задачи и позволяющие определить второе направление самообучения: как выучиться.

Признаками учебного сотрудничества, по Г.А. Цукерман, являются:

Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения

187

- однопредметность учебного содержания, т.е. единая задача и единая система отношений у всех участников учебного процесса;

- несимметричный, незеркальный характер взаимодействия всех участников, т.е. отказ от буквального воспроизведения образцов;

- постоянный контроль взаимопонимания субъектов учебного сотрудничества;

- инициативные действия учащихся как мера их учебной самостоятельности и др.

Выделяют три основные линии учебного сотрудничества:

- учебное сотрудничество учащихся с педагогом;

- учебное сотрудничество между участниками учебной группы;

- учебное сотрудничество субъекта с самим собой, выражающееся в умении учащегося обнаруживать изменения собственной точки зрения в ходе учебной деятельности.

Развитие опыта учебного сотрудничества у студентов вуза может эффективно осуществляться на основе проектно-ориентированного метода. По определению Е.С. Полат [2], про-ектно-ориентированный метод - это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, замысла, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Использование данной образовательной технологии в работе со студентами позволяет научить их самостоятельному критическому мышлению, умению работать с информацией, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Значительный опыт внедрения проектно-ориентированного метода обучения накоплен на механико-математическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). Началом данной работы явился совместный проект ННГУ, Калабрийского университета (Италия) и Университета Гренобля (Франция), поддержанный грантом программы Tempus TASIC (Проект SCMTO023B05-2005 Project-OrientedMethodsin Russiaüniversities) [3]. На основе многолетнего опыта применения проектно-ориентированного метода коллективом преподавателей кафедры математического моделирования экономических систем ННГУ была отработана эффективная методика его использования в учебном процессе, который организуется таким образом, чтобы студенты на регулярной основе самостоятельно выполняли по тем или иным дисциплинам (или группам дисциплин) проектные работы.

Наиболее часто используются два вида проектных работ - работы, нацеленные на решение некоторой практической задачи, и работы, носящие теоретический характер. Выбор направленности проекта зависит от уровня академической успешности каждого конкретного студента, а также его профессиональных и личностных предпочтений.

Обязательным условием в реализации проектного метода является работа в учебной группе, которая осуществляется на двух уровнях. На первом студенты должны изучить предметную область и работать вместе, для того чтобы можно было обсудить полученную информацию и прийти к некоторым выводам, которые устроят всю группу. В результате дискуссий и дебатов внутри группы студенты выделяют части общего проекта для дальнейшей индивидуальной реализации. На втором уровне результаты индивидуальной работы участников группы выносятся на коллективное обсуждение, в ходе которого формируется общий итог в виде готового проектного исследования.

Особую роль в реализации проектного метода играет эффективное педагогическое сопровождение работы учебной группы. Оно заключается в мотивировании студентов на выполнение исследовательской деятельности, установлении с ними субъект-субъектных отношений в учебном процессе, организации опосредованного контроля за их работой и т.д.

Опыт преподавания курсов экономико-математических дисциплин с применением про-ектно-ориентированного метода обучения показал его высокую эффективность не только в плане усвоения студентами определенных знаний и умений, но и в плане развития у них учебной и познавательной мотивации, способности к рефлексии, ответственности не только за свой, но и за групповой результат работы ([4-6]).

Список литературы

1. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 36-44.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008. 368 с.

3. Любимов А.К., Кузнецов Ю.А. Международные образовательные проекты как эффективный способ развития факультета // Вестник Нижегородского университета. Сер. Инновации в образовании. 2006. № 1 (7). С. 69-78.

4. Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. Инновационная модель подготовки экономистов в области математики и экономико-математического моделирования // Вестник Нижегородского университета. 2012. № 4 (1). С. 71-75.

188

А.В. Семенов, В.В. Кисова

5. Кузнецов Ю.А. Опыт Нижегородского университета по подготовке специалистов в области математических методов в экономике // Вестник Нижегородского университета. 2011. № 3 (3). С. 63-72.

6. Кузнецов Ю.А., Круглов Е.В. О мотивах и динамике профессионального самоопределения студентов // Вестник Нижегородского университета. -2011. № 2 (1). С. 17-24.

COOPERATION AS A FORM OF INNOVATIVE DEVELOPMENTAL EDUCATION

A. V. Semenov, V. V. Kisova

The experience of innovative use of educational cooperation in the educational process of a higher education institution is described. Possibilities for realization of educational cooperation in student groups during the implementation of the project research are considered. The importance of educational cooperation in the formation of students' general cultural and general professional competencies stated in the Federal state educational standards of higher professional education of the third generation is discussed.

Keywords: federal state educational standards, educational cooperation, project-based method, modern educational technologies.

References

1. Tsukerman G.A., Elizarova N.V., Frumina M., Chudinova E.V. Obuchenie uchebnomu sotrudnichestvu // Voprosy psikhologii. 1993. № 2. S. 36-44.

2. Polat E.S., Bukharkina M.Iu. Sovremennye ped-agogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia. M.: Akademiia, 2008. 3б8 s.

3. Liubimov A.K., Kuznetsov Iu.A. Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty kak effektivnyi sposob razvitiia fakul'teta // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. Ser. Innovatsii v obrazovanii. 2006. № 1 (7). S. 69-78.

4. Kuznetsov Iu.A., Semenov A.V. Innovatsionnaia model' podgotovki ekonomistov v oblasti matematiki i ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniia // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. 2012. № 4 (1). S. 71-75.

5. Kuznetsov Iu.A. Opyt Nizhegorodskogo univer-siteta po podgotovke spetsialistov v oblasti matematich-eskikh metodov v ekonomike // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. 2011. № 3 (3). S. 63-72.

6. Kuznetsov Iu.A., Kruglov E.V. O motivakh i dinamike professional'nogo samoopredeleniia studentov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta. - 2011. № 2 (1). S. 17-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.