Vestnik RUDN. International Relations
Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2017 Vol. 17 No. 4 793-806
http://journals.rudn.ru/international-relations
РСН: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-793-806
СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ В СФЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ (на примере Республики Кения)
Л.Р. Хлебникова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия
В феврале 2016 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о возвращении Израиля в Африку, особо отметив, что еврейское государство может успешно сотрудничать с представителями Африканского континента в двух ключевых сферах — борьба с терроризмом и «создание возможностей завтрашнего дня», т.е. содействие развитию. И эти две области, по мнению израильского лидера, взаимосвязаны.
В статье рассматривается израильско-кенийское сотрудничество в качестве примера успешного взаимодействия ближневосточного государства и страны Восточной Африки — приоритетной для Израиля части континента. Особое внимание уделено военной и невоенной помощи, оказываемой Израилем Кении.
Для обеспечения своей национальной безопасности кенийское руководство стремится получить доступ к израильским военным инновациям и богатому опыту еврейского государства в сфере борьбы с терроризмом. Расширяя и углубляя военное сотрудничество с Израилем, кенийское руководство также обращается к израильским успехам в сфере развития. Израильские инновации, особенно в сельском хозяйстве и медицине, представляют большой интерес для африканских государств, и Кения здесь не исключение.
Целью исследования является анализ современного израильско-кенийского взаимодействия как в сфере развития, так и в области безопасности. В статье использованы официальные документы МИД Израиля, Кнессета, а также кенийского парламента.
Путь Израиля к «сердцам и умам» кенийцев лежит как через предоставление технической помощи, так и через укрепление взаимодействия в области борьбы с одной из главных для обоих государств угроз — терроризмом. В свою очередь, еврейское государство, вновь прокладывая путь в Африку, ждет от Кении экономических и торговых преференций, дипломатической лояльности в ООН, поддержки в сдерживании амбиций Исламской Республики Иран в Африке. Автор приходит к выводу, что для сохранения позитивного импульса в развитии израильско-кенийских отношений стороны должны продолжать интенсивно углублять сотрудничество с учетом взаимных интересов.
Ключевые слова: Израиль, Африка, Кения, безопасность, развитие, терроризм, МАШАВ, помощь развитию, Иран, Восточная Африка
В политике Государства Израиль Африканский континент всегда занимал особое место. В первое десятилетие после провозглашения независимости израильское руководство избрало одной из своих внешнеполитических целей завоевать умы и сердца африканцев (одним из первых государств, с кем Израиль стал развивать отношения в Африке, была Гана, получившая независимость в 1957 г.).
За этим стояли геостратегические (расширение собственной сферы влияния в Африке и противодействие египетскому влиянию на Африканском континенте) и экономические (прежде всего, развитие торговых отношений с африканскими государствами) мотивы.
Большую роль в становлении партнерских отношений еврейского государства с африканскими странами играло предоставление им невоенной и военной помощи. От «золотого периода» сотрудничества 1960-х гг., разрыва отношений в 1970-х гг. и до открытия новой главы израильско-африканского взаимодействия в первом десятилетии 2000-х гг. Израиль и государства Африки прошли долгий путь1.
На современном этапе израильско-африканские отношения крепнут как в области развития, так и в сфере безопасности. Израиль, являясь членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предоставляет странам Африки невоенную помощь на двусторонней и многосторонней основе2. В Африке главным приоритетом для Агентства по развитию международного сотрудничества при МИД Израиля (МАШАВ) являются Гана, Кения, Руанда, Сенегал, Уганда, Эфиопия, Южный Судан3. По данным ОЭСР, в 2014 г. израильская помощь Африканскому континенту была оказана преимущественно Гане, Кении и Эфиопии4.
Одновременно с этим израильский политический и военный истеблишмент интенсивно укрепляет контакты с африканскими правительствами по военной линии. Сотрудничество в военной сфере успешно развивается с Кенией, Нигерией, Угандой, Эфиопией, Южно-Африканской Республикой. По данным СИПРИ, с 2006 по 2010 г. главным покупателем израильского оружия была Нигерия [We-zeman et al. 2011]. В списке экспортеров израильских систем вооружения также значатся Камерун, Кения, Лесото, Руанда, Уганда и Чад.
Из всех регионов Африки особый интерес для Израиля представляет Восточная Африка. Во-первых, географически это самая близкая к еврейскому государству часть Африки. Во-вторых, в восточноафриканских государствах по сравнению с другими регионами континента большинство населения исповедуют христианст-
1 Пик израильско-африканских отношений пришелся на 1950-е — начало 1970-х гг., так называемое золотое время, когда Израиль активно предоставлял африканским государствам невоенную и военную помощь. После арабо-израильской «войны Судного дня» (1973 г.) многие африканские правительства, выказывая тем самым поддержку арабской стороне конфликта, разорвали отношения с еврейским государством. Несмотря на то что с некоторыми государствами Африки Израиль восстановил отношения уже в 1980-х гг., в целом для израильско-африканского сотрудничества была характерна низкая интенсивность взаимодействия.
2 OECD. Geographical Distribution of Financial Flows to Developing Countries 2016 Disbursements, Commitments, Country Indicators. February 2016. P. 88; Aid Flows. Donor View. OECD. Israel. Bilateral ODA. 3-year average. URL: http://www.aidflows.org/ (accessed: 13.06.2017).
3 MASHAV. Israel's Agency for International Development Cooperation. Africa. Israel Ministry of Foreign Affairs URL: http://mfa.gov.il/MFA/mashav/Where_We_Work/Pages/Africa.aspx (accessed: 24.04.2017).
4 OECD. Geographical Distribution of Financial Flows to Developing Countries 2016 Disbursements, Commitments, Country Indicators. February 2016. P. 88.
во. Еврейскому государству легче строить отношения именно с христианскими государствами Африки. Неурегулированные палестино-израильские противоречия являются препятствием для сближения с мусульманскими государствами континента. В-третьих, для еврейского государства страны Восточной Африки важны еще и из-за того, что благодаря отношениям с этими государствами Израиль может получить «привилегированный доступ»5 к Аденскому заливу.
В феврале 2016 г. израильский премьер-министр Б. Нетаньяху на заседании в Кнессете заявил: «Израиль возвращается в Африку, Африка возвращается в Израиль»6. Нетаньяху особо отметил, что Израиль может успешно сотрудничать с представителями Африканского континента в двух ключевых сферах — борьба с терроризмом и «создание возможностей завтрашнего дня», т.е. содействие развитию. И эти две области, по мнению израильского премьер-министра, взаимосвязаны.
Эта взаимосвязь все чаще становится предметом отдельного рассмотрения в работах зарубежных и отечественных ученых [Kokoshin, Bartenev 2016; Amer et al. 2012]. В настоящей статье предпринята попытка раскрыть эту взаимосвязь на примере отношений Израиля с одним из ключевых африканских государств — Кенией. Стоит отметить, что российские ученые уделяют недостаточно внимания современной израильской политике на Африканском континенте, особенно в ее важнейшей для Израиля части — Восточной Африке [Костенко 2016; Рыжов 2009]. Большинство работ, характеризующих современное состояние израильско-кенийских отношений, написано американскими, израильскими и кенийскими авто-рами7 [Mogire 2008; Oluch 2009; Carol 2012; Birkett 2013; Butime 2014; Shay 2014]. Однако на данный момент проблема взаимосвязи императивов безопасности и развития во взаимодействии двух государств остается практически неизученной. Данная статья представляет собой попытку заполнить эту исследовательскую нишу.
ИЗРАИЛЬ И КЕНИЯ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
На современном этапе Республика Кения занимает стержневое место в политике Израиля в сфере безопасности на Африканском континенте. В последние годы страны стали открыто декларировать наличие особых отношений. Так, президент Израиля Р. Ривлин назвал отношения с Кенией «наиболее стабильными»8
5 Perez M. L'Afrique de l'Est main dans la main avec Israel. Jeune Afrique URL: http://www.jeuneafrique.com/189132/politique/l-afrique-de-l-est-main-dans-la-main-avec-isra-l/ (accessed: 10.06.2017).
6 PM Netanyahu attends launch of Knesset caucus for Israel-Africa relations // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/PM-Netanyahu-attends-launch-of-Knesset-caucus-for-Israel-Africa-relations-29-Feb-2016.aspx (accessed: 10.06.2017).
7 Ningthoujam A.S. Military ties bind Israel and Kenya. Asia Times URL: http://www.atimes.com/ atimes/Middle_East/MID-03-091013.html (accessed: 12.06.2017).
8 Speaker of the House congratulated the Prime Minister of Kenya and called on him to join the economic sanctions against Iran and to use his influence to prevent the purchase of nuclear materials and technology by the Iranian Government // Knesset (Official Site). URL: http://knesset.gov.il/ spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=9167 (accessed: 24.04.2017).
в Африке. В свою очередь, глава кенийской дипмиссии в Израиле Т. Амоло подчеркнул, что для Кении Израиль — это «ключевой геостратегический партнер» в регионе9. Сближение государств произошло на фоне объявленного США «крестового похода против терроризма». Израиль и Кения — естественные союзники в войне с глобальным терроризмом. Еврейское государство обладает огромным опытом антитеррористической деятельности, который важен для Кении, ведущей борьбу против организации «Аш-Шабаб», ответственной за ряд террористических актов на территории страны (самая крупная за последние годы террористическая атака была совершена на университетский колледж Гариссы в 2015 г. и унесла жизни 148 человек).
На фоне усиления террористической активности в мире в последние годы контакты между ближневосточным и африканским государствами по военной линии заметно интенсифицировались.
Одним из первых израильских официальных лиц, который вновь открыл Израилю «дорогу в Африку», был министр иностранных дел А. Либерман, совершивший в 2009 г. «тур по Африке». Одной из остановок была Кения. На встрече с президентом Кении был поднят вопрос об усилении террористической активности в Африке южнее Сахары и на Ближнем Востоке. А. Либерман заметил, что «ось зла» (туда он включил ИГИЛ (запрещена в России) в Ираке, ХАМАС, «Боко Харам» в Западной Африке, «Аш-Шабаб» в Восточной Африке) является частью глобальной джихадистской сети [Shay 2014: 4]. Министр иностранных дел Израиля подчеркнул, что международное сообщество доказало свою неэффективность в борьбе с международным терроризмом, тогда как террористические группы объединены и скоординированы.
А. Либерман выступил за обмен данными между ближневосточными и африканскими государствами, что поможет быстрее и эффективнее противостоять терроризму. Кроме предоставления разведданных Израиль был готов оснащать кенийскую армию своим вооружением. В 2010 г. министр по вопросам внутренней безопасности Кении Дж. Сайтоти выразил свою заинтересованность в покупке израильского вооружения для противодействия угрозе распространения радикального исламизма, исходящей из Сомали10.
Как сообщили официальные представители кенийского правительства, израильский лидер Б. Нетаньяху заявил, что «враги Кении — враги Израиля»11. Для правительства Нетаньяху «Аш-Шабаб» — одна из организаций, придерживающихся радикального исламизма, который является «всеобщим врагом»12. К «вет-
9 Kenya's foreign policy priorities, diplomatic presence and expansion plans: promoting economic interests. WikiLeaks. URL: https://www.wikileaks.org/plusd/cables/07NAIR0BI1221_a.html (accessed: 12.06.2017).
10 Ibid.
11 BBC News. Israel-Kenya Deal to Help Fight Somalia's al-Shabab. URL: http://www.bbc.com/ news/world-africa-15725632 (accessed: 12.06.2017).
12 Yedioth Ahronoth. Netanyahu at Paris memorial: 'Radical Islam is an enemy to us all'. URL: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4613991,00.html (accessed: 12.06.2017).
вям отравленного дерева» он также причисляет «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) (запрещено в РФ), ХАМАС, «Боко Харам», «Аль-Каиду», «Джабхат ан-нус-ру»13 и «Хизбаллу»14.
В 2011 г. премьер-министр Кении подтвердил, что Найроби ищет помощи израильского правительства в борьбе с «фундаменталистскими элементами», как их назвал президент Израиля Ш. Перес, которые проникают на кенийскую территорию [Wezeman et al. 2011]. В октябре 2011 г. Кения начала военную операцию «Линда Нчи» на юге Сомали, приведшую к ослаблению «Аш-Шабаб»15' 16[Anderson, Mcknight 2014; Birkett 2013; Back 2013]. В то же время стоит отметить, что в декабре 2011 г. министр обороны Кении (2008—2013) Мухаммед Юсуф Хаджи на заседании Национальной ассамблеи заявил, что кенийской армии не нужна помощь других государств в проведении этой операции: «Мы не должны позволить премьер-министру Израиля прийти и бороться с нами в Сомали. Мы не должны позволить даже израильскому посыльному поддержать нас в борьбе с „Аш-Шабаб"»17.
Уже через год Кения и Израиль подписали договор о сотрудничестве в области обеспечения безопасности, направленный, в первую очередь, на взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом18. Израиль поставляет в Кению «военные ноу-хау»19. Кенийская армия использует, в частности, израильские пулеметы «Негев», а также автоматы «Галиль» [Wezeman 2011].
Кроме продажи вооружения Израиль проявил готовность оказывать содействие Кении в кризисных ситуациях. Например, во время террористического захвата торгового центра в Найроби (2013) на помощь кенийскому правительству были присланы израильские военные советники20. Традиционно Израиль не отправляет свои боевые части воевать в другие регионы мира, однако он может проводить точечные операции, используя, например, силы Шин Бет (Общая служба безопасности Израиля) или ЯМАМ (Специальное центральное подразде-
13 Организации включены в Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими.
14 Ibid.
15 Shay S. Kenya and the War against al-Shabaab. Israel Defense. 2014. URL: http://www.israeldefense.co.il/en/content/kenya-and-war-against-al-shabaab (accessed: 12.06.2017).
16 Стоит подчеркнуть, что, по данным ОЭСР, Африка не является ведущим реципиентом израильской помощи развитию. За последние 3 года Ближний Восток и Северная Африка, Латинская Америка и страны Карибского бассейна, а также Европа стали ключевыми регионами, которые получают помощь от Израиля.
17 Parliamentary Debates. National Assembly Official Report. Wednesday, 7 December, 2011. P. 49.
18 Lappin Y. Israel, Kenya sign anti-terror, anti-crime pact // Jerusalem Post URL: http://www.jpost.com/Diplomacy-and-Politics/Israel-Kenya-sign-anti-terror-anti-crime-pact (accessed: 13.06.2017).
19 Ravid B. Israelis Aid to End Nairobi Siege Kenya, Israel's Forward Base in Africa.Haaretz. URL: http://www.haaretz.com/israel-news/.premium-1.548375 (accessed: 20.04.2017).
20 Ningthoujam A.S. Military ties bind Israel and Kenya. Asia Times. URL: http://www.atimes.com/ atimes/Middle_East/MID-03-091013.html (accessed: 12.06.2017).
ление пограничной полиции Израиля, являющееся ее основной антитеррористической структурой), и / или отправлять военных экспертов для помощи в урегулировании чрезвычайных ситуаций.
В начале 2016 г. премьер-министр Б. Нетаньяху подчеркнул, что Израиль готов увеличить военную помощь Кении для борьбы с терроризмом21. По сообщениям кенийского издания The East African, в феврале 2016 г. в Иерусалиме на официальной встрече между Б. Нетаньяху и У. Кениатой, президентом Кении, руководство африканского государства высказало желание, чтобы Израиль более активно и открыто проводил контртеррористические операции в Африке22. Другими словами, можно со всей уверенностью утверждать, что кенийское руководство нашло в Израиле важного партнера в борьбе с распространением терроризма в регионе.
ИЗРАИЛЬ И КЕНИЯ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В XXI В.
Израиль предоставляет Найроби не только военную, но и невоенную помощь. Несмотря на маленькие объемы помощи, Кения остается приоритетным направлением для МАШАВ23. Израильская программа помощи развитию Кении охватывает такие сферы, как медицина, образование, сельское хозяйство, устранение ген-дерного неравенства, устойчивое развитие и многое другое. Израильские инновации, особенно в сельском хозяйстве и медицине, представляют большой интерес для африканских государств, и Кения здесь не исключение.
В 2016 г. МАШАВ предложил около 30 курсов, доступных кенийским гражданам24. В 2015 г. в Израиле прошли обучение 130 специалистов из Кении, 46 из них получили новые знания в сфере образования, 22 — в области гендерных проблем, 20 — в области градостроительства и развития сельского хозяйства25. В этом же году в Иерусалиме прошла конференция «Образование в сфере устойчивого развития как метод трансформации», в которой приняли участие более 50 специалистов из Израиля и Кении26. Израильская организация «Клуб Шалом»,
21 Keinon H. Kenyan president arrives in Israel for first visit since 1994. Jerusalem Post. URL: http://www.jpost.com/Israel-News/Politics-And-Diplomacy/Kenyan-president-arrives-in-Israel-for-first-visit-since-1994-445748 (accessed: 12.06.2017).
22 Oluoch F. Kenya asks for Israel's help in war on terror. The East African. URL: https://www.theeastafrican.co.ke/news/Kenya-asks-for-Israel-s-help-in-war-on-terror/2558-3095108-14eb57xz/index.html (accessed: 12.06.2017).
23 OECD. Geographical Distribution of Financial Flows to Developing Countries 2016 Disbursements, Commitments, Country Indicators. February 2016. P. 88.
24 Israel's Embassy in Kenya. MASHAV Courses. Training Schedule for 2016. URL: http://embassies.gov.il/nairobi/mashav/Pages/MASHAV-Courses.aspx (accessed: 12.06.2017).
25 MASHAV. Annual Report 2015. 58 p. URL: http://www.mashav.mfa.gov.il/MFA/mashav/ Publications/Annual_Reports/Documents/Annual%20Report%202015.pdf P. 28 (accessed: 12.06.2017).
26 MASHAV. Education for Sustainable Development Conference. Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mashav.mfa.gov.il/MFA/mashav/Latest_News/Pages/Education-for-Sustainable-Development.aspx (accessed: 12.06.2017).
восстановившая свою работу в Кении в 2012 г., является площадкой для бывших участников программ МАШАВ, которая предоставляет им возможность посещать различные лекции и семинары, а также принимать участие в разного рода обще-
27
ственных мероприятиях27.
В 2015 г. МАШАВ заключил с кенийским правительством соглашение о строительстве ирригационных систем в засушливых районах Кении — округах Тана и Килифи. Цель проекта «Галана/Кулалу» — повысить продовольственную безопасность, снизить уровень бедности, а также создать новые рабочие места в Кении28. МАШАВ также продолжает оказывать гуманитарную помощь кенийскому народу. В 2011 г. в Найроби произошел крупный взрыв трубопровода, от которого пострадали в общей сложности более 200 человек (100 погибших, 116 раненых). Израиль одним их первых прислал предметы для оказания первой медицинской помощи, включая обезболивающие препараты и бинты29.
Сотрудничество в гуманитарной сфере и сфере развития также усиливается по линии правительств Израиля и Кении. В 2014 г. Кнессет и парламент Кении подписали соглашение о развитии дипломатических, культурных и экономических связей между двумя государствами30. Важно отметить, что стороны договорились проводить регулярные встречи по проблемам компьютеризации, информационной безопасности, продовольственной и водной безопасности, а также устойчивого развития.
Кроме того, МАШАВ принимает активное участие в реализации многосторонних проектов в Кении. Стоит выделить трехсторонний проект Израиля, Германии и Кении, запущенный в 2014 г. и направленный на улучшение экосистемы озера Виктория31. За последние годы МАШАВ и Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (ООН — Женщины) подписали два меморандума о взаимопонимании (в 2013 г. и 2016 г.), нацеленных на обмен опытом, технологиями для сельского хозяйства, а также на расширение политических прав и возможностей жен-щин32. Более того, в Найроби в 2014 г. при поддержке Университета Кениата был
27 MASHAV. Annual Report 2015. 58 p. URL: http://www.mashav.mfa.gov.il/MFA/mashav/ Publications/Annual_Reports/Documents/Annual%20Report%202015.pdf P. 55 (accessed: 12.06.2017).
28 MASHAV. Israel-Kenya Cooperation in the Galana/Kulalu Project. Israel Ministry of Foreign. URL: http://mfa.gov.il/MFA/mashav/Latest_News/Pages/Israel-Kenya-Cooperation-in-the-GalanaKulalu-Project.aspx (accessed: 13.06.2017).
29 MASHAV. Annual Report 2011. 57 p. URL: http://www.mashav.mfa.gov.il/MFA/mashav/ Publications/Annual_Reports/Documents/AnnualReport2011.pdf P. 12 (accessed: 12.06.2017).
30 Memorandum of Understanding between the National Assembly of the Republic of Kenya and the Knesset of the State of Israel. Knesset. URL: http://main.knesset.gov.il/News/PressReleases/ Documents/121114.pdf (accessed: 12.06.2017).
31 Israel-Kenya-Germany Cooperation in Lake Victoria. Embassy of Israel in Kenya. URL: http://embassies.gov.il/nairobi/NewsAndEvents/Pages/Israel-Kenya-Germany-Cooperation-in-Lake-Victoria.aspx (accessed: 10.06.2017).
32 MASHAV and UN Women Regional Office Sign MOU. Embassy of Israel in Kenya. URL: http://embassies.gov.il/nairobi/NewsAndEvents/Pages/MASHAV-UNWomen-Sign-M0U-2016.aspx (accessed: 20.04.2017).
создан Африканский центр по трансформационному и инклюзивному лидерству (African Center for Transformative and Inclusive Leadership — ACTIL), ставший ключевым центром по подготовке руководящих кадров в Восточной Африке33. МАШАВ активно сотрудничает с этим центром, направляя туда своих экспертов.
Несмотря на то что МАШАВ называет Кению одним из приоритетных направлений, по данным ОЭСР, Найроби не входит даже в первую десятку реципиентов израильской официальной помощи развитию (Official Development Assis-tance)34. Специфика израильской программы помощи состоит в том, что руководство страны не тратит большие средства на помощь, но при этом остается важным игроком в Африке южнее Сахары, поскольку в основном Израиль делает ставку на предоставление технической помощи, что помогает ему в том числе создавать устойчивые и долговременные связи с молодыми специалистами из африканских стран, которые впоследствии занимают важные государственные посты.
ИЗРАИЛЬ И КЕНИЯ: ПРИМЕР УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В XXI в. Кения и Израиль успешно укрепляют отношения в сфере безопасности и развития. В марте 2016 г. в Израиль прибыл президент Кении Ухуру Кениа-та35. Во время исторического визита главы Кении в Израиль, который был первым за более чем 20 лет, стороны обсуждали укрепление военного сотрудничества. Кроме того, лидеры государств подписали соглашение о создании двусторонней комиссии по взаимодействию (в том числе в таких важных областях, как сельское хозяйство и кибербезопасность)36. Участившиеся в последние годы контакты по линии правительств, министерств и неправительственных организаций свидетельствуют о еще большем сближении двух государств на фоне расширения спектра военных и невоенных вызовов.
Для обеспечения своей национальной безопасности кенийское руководство стремится получить доступ к израильским военным инновациям и богатому опыту еврейского государства в сфере борьбы с терроризмом. Расширяя и углубляя военное сотрудничество с Израилем, кенийское руководство также обращается к израильским успехам в сфере развития. Израиль для Кении — ключевой ближневосточный партнер, близкий по идеологическим ориентирам (оба государства определяют себя как демократические) и понимающий суть кенийских проблем. В отличие от Нигерии Кения не сталкивается с внутриполитическими рисками,
33 Headquarters Visit to Kenya. Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: http://mfa.gov.il/MFA/ mashav/Latest_News/Pages/Headquarters-Visit-to-Kenya.aspx (accessed: 20.04.2017).
34 Israel. Top 15 Recipients of ODA (in US$M). 5-year Average. URL: http://www.aidflows.org/.
35 Haaretz. Kenya, Israel Reportedly Agreed on Security Cooperation During President's Visit. URL: http://www.haaretz.com/israel-news/L705807 (accessed: 12.06.2017).
36 Arutz Sheva Staff. Watch: Netanyahu welcomes Israel's 'leading' African ally. Israel National News. URL: http://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/208440#.Vu2tGeKLSM8 (accessed: 25.05.2017).
открыто сближаясь с Израилем37' 38. Опросы общественного мнения, проведенные BBC в 2012—2014 гг., демонстрируют, что в целом большинство кенийцев положительно оценивают израильское влияние в мире (в 2014 г. 47% респондентов положительно отозвались об Израиле)39.
Вместе с тем тесные связи с еврейским государством и западными державами являются дополнительным аргументом для исламистских террористических организаций при организации атак против Найроби [Otenyo 2014: 80; Otiso 2009: 111]. Примечательно, что кенийский политик Д. Мидиво, заместитель лидера меньшинства Национальной ассамблеи, на заседании нижней палаты кенийского парламента летом 2016 г., критикуя визит израильского премьер-министра, выпадавший на священный для мусульман месяц Рамадан, заявил, что «мы тот остров, который под ударом из-за этих израильтян и американцев, из-за чужих ошибок»40. В защиту Израиля на этом заседании выступил С. Чепконга, член коалиции «Юбилейный альянс», подчеркнувший, что Израиль хорошо тренирует кенийские вооруженные силы, которые сражаются против терроризма. Он также напомнил, что Израиль одним из первых пришел на помощь, когда произошел теракт в американском посольстве в 1998 г.: «Они спасли столько кенийцев, которые могли погибнуть»41. Стоит отметить, что израильские деловые и культурные объекты также были атакованы террористами на кенийской территории (например, в 2002 г. в Момбасе был атакован отель, принадлежащий израильтянам, а также гражданский лайнер израильской авиакомпании «Аркиа»).
Израильское руководство, оказывая поддержку и предоставляя помощь Найроби, в большей степени преследует геостратегические и экономические интересы. В то время когда в мире усиливается критика в адрес еврейского государства42 и его
37 Pew Research Center. Global Unease with Major World Powers. Chapter 5. Views of the Middle East Conflict. URL: http://www.pewglobal.org/2007/06/27/chapter-5-views-of-the-middle-east-conflict/ (accessed: 25.05.2017); Kull S., Ramsay C., Weber S., Lewis E., Brouwer M., Ciolek M., Medoff A. World Public Opinion on the Israeli-Palestinian Conflict. July 1, 2008 URL: http://www.worldpublicopinion.org/pipa/pdf/jul08/WP0_IsPal_Jul08_packet.pdf; BBC World Service. Negative views of Russia on the Rise: Global Poll. June 3, 2014. URL: http://downloads.bbc.co.uk/ mediacentre/country-rating-poll.pdf (accessed: 12.06.2017).
38 В нигерийском обществе в последние годы усиливается негативное восприятие Израиля. Этому способствует, прежде всего, неурегулированность израильско-палестинского конфликта. Нигерийцы в большей степени поддерживают палестинскую сторону. Опрос, проведенный Мэрилендским университетом в 2008 г., показал: 50% нигерийцев считают, что Израиль не предпринимает достаточных усилий для урегулирования конфликта с палестинцами. По опросу BBC, проведенному в 2014 г., 46% нигерийцев негативно оценивают роль Израиля в мире. Усиливающаяся критика в адрес еврейского государства со стороны простых нигерийцев может стать препятствием для более тесного взаимодействия между двумя государствами.
39 Beauchanp Z. How the World sees Israel, in one chart. The VOX. URL: http://www.vox.com/ 2014/7/29/5948255/israel-world-opinion (accessed: 25.05.2017).
40 Parliamentary Debates. National Assembly Official Report. Wednesday, 6th July, 2016. P. 5.
41 Parliamentary Debates. National Assembly Official Report. Wednesday, 6th July, 2016. P. 7.
42 Движение «Бойкот, отчуждение и санкции» (Boycott, Divestment and Sanctions, или BDS movement), ставящее своей целью оказание политического и экономического давления на Израиль из-за его оккупационной политики, набирает обороты в мире.
традиционные западные партнеры все более открыто выражают недовольство бескомпромиссной политикой Б. Нетаньяху на палестинском направлении, Израиль стремится расширить сферу влияния, включив в нее как можно больше африканских и азиатских государств. Установление партнерских отношений с развивающимися государствами может помочь снизить давление на Израиль со стороны международных организаций, таких как ООН, где африканские государства играют важную роль. Подобная практика уже оправдала себя, когда в 2G14 г. Нигерия и Руанда воздержались от голосования по резолюции СБ ООН, направленной на то, чтобы заставить Израиль прекратить поселенческую политику на оккупированных с 1967 г. палестинских территориях.
Одним из факторов, который подталкивает еврейское государство к интенсификации своей политики на африканском направлении, является активизация в Африке Исламской Республики Иран (ИРИ), рассматриваемой Израилем в качестве основного ближневосточного противника. Иранское продвижение на Африканском континенте угрожает еврейскому государству не только потерей партнерских отношений с африканцами. Израильское правительство обвиняет ИРИ в инициировании и финансировании террористических актов против израильтян и евреев в Африке. В 2G12 г. в Кении были приговорены к пожизненному заключению двое иранцев, признанных виновными в подготовке теракта против американских и израильских объектов в стране43. Через 2 года кенийским полицейским удалось захватить двух других связанных с Ираном подозреваемых, которых об-
44
виняли в подготовке террористического акта44.
Израильский премьер-министр Б. Нетаньяху уверен, что Иран стоит за подготовкой террористических атак в отношении израильских объектов в Кении45. Для того чтобы противостоять распространению влияния Тегерана в Африке, Б. Нетаньяху стремится объединить усилия с теми государствами, в которых большинство населения исповедует христианство, и в число таких государств входит Кения.
***
Создание «коалиции против исламского фундаментализма»46 в Восточной Африке, включающей в себя Кению, Эфиопию, Танзанию и Южный Судан, отвечает целям еврейского государства на Африканском континенте. На встрече с президентом Кении премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заметил, что его стра-
43 The Associated Press. Global Terror Kenya Official: Iranian Agents Planned Attack Against Israeli, U.S. Targets. The Haaretz URL: http://www.haaretz.com/israel-news/kenya-official-iranian-agents-planned-attack-against-israeli-u-s-targets-1.448358 (accessed: 25.G5.2G17).
44 The AFP. Kenya arrests two nationals over Iran-linked plot. URL: http://www.timesofisrael.com/ kenya-arrests-two-nationals-over-iran-linked-plot/ (accessed: 12.G6.2G17).
45 The AFP. Kenya arrests two nationals over Iran-linked plot. URL: http://www.timesofisrael.com/ kenya-arrests-two-nationals-over-iran-linked-plot/ (accessed: 12.G6.2G17).
46 BBC News. Israel-Kenya Deal to Help Fight Somalia's al-Shabab. URL: http://www.bbc.com/ news/world-africa-15725632 (accessed: 1G.G6.2G17).
на готова укреплять сотрудничество с африканскими государствами47. В своем «возвращении» в Африку Израиль опирается на уже сложившиеся партнерские отношения с Кенией, обещая расширить и углубить их. Так, в рамках новой «африканской стратегии» Б. Нетаньяху, включающей сотрудничество в области безопасности и развития с африканскими государствами, израильско-кенийские отношения могут стать примером для других стран региона, которые недавно также изъявили желание сотрудничать с Израилем.
Уровень сотрудничества между Кенией и Израилем пока в большей степени зависит от личных взаимоотношений между главами государств и в целом политической конъюнктуры в обеих странах. На данный момент стороны демонстрируют заинтересованность в развитии отношений. Путь Израиля к «сердцам и умам» кенийцев лежит как через предоставление технической помощи, так и через укрепление взаимодействия в области борьбы с одной из главных для обоих государств угроз — терроризмом. В свою очередь Израиль, вновь прокладывая путь в Африку, ждет от Кении экономических и торговых преференций, дипломатической лояльности в ООН, поддержки в сдерживании африканских амбиций Ирана. Для того чтобы израильско-кенийские отношения сохранили этот позитивный импульс, стороны должны продолжать углублять сотрудничество с учетом взаимных интересов.
Благодарность: Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 15-18-30066 «Эволюция подходов ведущих субъектов международных отношений к проблемам взаимозависимости безопасности и развития в условиях трансформации мирополитической системы: анализ и прогноз»).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Костенко Ю.И. «Новая периферия» как фактор укрепления израильских позиций на Ближнем
Востоке // Вестник МГИМО. 2016. № 2 (47). С. 134—144. Рыжов И.В. Африканское направление внешней политики Государства Израиль // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 1. С. 169—173. Amer R., Swain A., Ojendal J. The Security-Development Nexus: Peace, Conflict and Development.
New York: Anthem Press, 2012. Anderson D.M., Mcknight J. Kenya At War: Al-Shabaab And Its Enemies in Eastern Africa // African
Affairs. 2014. N 114/454. P. 1—27. Back I. Al-Shabab's Attack at Westgate Mall: Somalia and Regional Instability // Tel Aviv Notes. Vol. 7. N 19. October 8, 2013. URL: http://dayan.org/content/tel-aviv-notes-al-shababs-attack-westgate-mall-somalia-and-regional-instability (accessed: 12.06.2017). Birkett D.J. The Legality of the 2011 Kenyan Invasion of Somalia and its Implications for the Jus Ad
Bellum. // Journal of Conflict and Security Law. 2013. N 18 (3). P. 427—451. Butime H. Shifts in Israel-Africa Relations // Strategic Assessment. 2014. Vol. 17. N 3. URL: http://www.inss.org.il/uploadImages/systemFiles/adkan17_3ENG%20(3)_Butime.pdf (accessed: 12.06.2017).
47 Prime Minister's Office. PM Netanyahu Meets with Kenyan President Uhuru Kenyatta. Prime minister of Israel site URL: http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Events/Pages/ eventKenya230216.aspx (accessed: 12.06.2017).
Carol S. From Jerusalem to the Lion of Judah and Beyond. Israel's Foreign Policy in East Africa.
Bloomington: IUniverse, 2012. Kokoshin A.A., Bartenev V.I. Security-development nexus in strategic planning in the Russian Federation: From goal-setting to forecasting // Studies on Russian Economic Development. 2016. Vol. 27. N 1. P. 5—12.
Mogire E. Balancing Between Israel and the Arabs: An Analysis of Kenya's Middle East Relations // The Round Table: The Commonwealth Journal of International Affairs. 2008. Vol. 97. Issue 397. P. 561—574.
Shay S. Kenya, Israel and the War against Al-Shabaab // IDC Herzliya, International Institute for Counter-Terrorism. 2014. P. 1—6. URL: https://www.ict.org.il/UserFiles/Shaul%20Shay%20-%20June%202014.pdf (accessed: 12.06.2017). Oluch M.L. Kenya's Foreign Policy towards Israel, 1963—2002. Contradiction between Rhetoric and Practice. Master's Degree thesis. University of Nairobi. College of Humanities and Social Sciences. Department of Political Science and Public Administration. May 2009. URL: https://www.uonbi.ac.ke/leonard/files/maumo_thesis.pdf (accessed: 12.06.2017). Otenyo E. New Terrorism Toward an explanation of cases in Kenya // African Study Review. 2014. N 13 (3). P. 75—84.
Otiso K.F. Kenya in the Crosshairs of Global Terrorism: Fighting Terrorism at the Periphery // Kenya
Studies Review. 2009. Vol. 1. N 1. P. 107—132. Wezeman S.T. Israeli Arms Transfers to Sub-Saharan Africa// SIPRI Background Paper. 2011. Wezeman P.D., Wezeman S.T., Beraud-Sudreau L. Arms Flows to Sub-Saharan Africa // SIPRI. Policy Paper. 2011.
Дата поступления статьи: 27.10.2016
Для цитирования: Хлебникова Л.Р. Сотрудничество Государства Израиль со странами Восточной Африки в сферах безопасности и развития (на примере Республики Кения) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 793—806. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-793-806.
Сведения об авторе: Хлебникова Луиза Романовна — канд. ист. наук, научный сотрудник факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-793-806
ISRAEL'S COOPERATION WITH EAST AFRICAN STATES IN SECURITY AND DEVELOPMENT DOMAINS: CASE OF KENYA
L.R. Khlebnikova
Moscow State University in the name of M.V. Lomonosov, Moscow, Russia
Abstract. In February 2016, the Israeli Prime Minister Benyamin Netanyahu declared Israel's comeback to Africa and Africa's comeback to Israel. He stressed that the Jewish State is ready to help African countries both in security and development domains. Netanyahu sees these domains, fighting the forces of terror and seizing the opportunities of tomorrow, as interrelated. Due to the recent Israel's traditional partners' grievances of Netanyahu's unwillingness to make compromises on the Palestinian policy, Israeli government is looking toward extending the sphere of influence, adding new partners from Africa, Latin America and Asia.
This paper examines the Israeli-Kenyan cooperation as an example of a successful partnership between the Middle Eastern country and the East Africa — its priority region. Special attention is paid to Israel's military and non-military assistance to Kenya. For strengthening its national security, the Kenyan government is seeking to gain an access to Israeli military know-how and a vast Israeli counterterrorism experience. Extending military cooperation with Israel, Kenya is also open to Israeli development innovations, especially in the field of agriculture and medicine. The Jewish state is trying to get some economic and trade preferences from Kenya, a diplomatic loyalty in the United Nations, and, finally, a support in deterring Iran's African ambitions.
The aim of the study is an analysis of the contemporary Israeli-Kenyan cooperation in security and development domains. It was examined official documents of Israeli Foreign Ministry, Knesset and the Kenyan Parliament. The author concludes that to maintain a positive course, Israel and Kenya should continue to deepen their cooperation demonstrating mutual respect for each other's national interests.
Key words: Israel, Africa, Kenya, security, development, terrorism, MASHAV, foreign aid, Iran, East Africa
Acknowledgements: The research has been accomplished with a financial support from the Russian Science Foundation, project No 15-18-30066 'Evolution of Leading International Actors' Approaches to Security-Development Nexus in the Context of Transformation of Global System: Analysis and Prognosis'.
REFERENCES
Amer, R., Swain, A. & Ojendal, J. (2012). The Security-Development Nexus: Peace, Conflict and
Development. New York: Anthem Press. Anderson, D.M. & Mcknight, J. (2014). Kenya At War: Al-Shabaab and Its Enemies in Eastern Africa.
African Affairs, 114/454, 1—27. Back, I. (2013). Al-Shabab's Attack at Westgate Mall: Somalia and Regional Instability. Tel Aviv Notes, 7 (19). URL: http://dayan.org/content/tel-aviv-notes-al-shababs-attack-westgate-mall-somalia-and-regional-instability (accessed: 12.06.2017). Birkett, D.J. (2013). The Legality of the 2011 Kenyan Invasion of Somalia and its Implications for
the Jus Ad Bellum. Journal of Conflict and Security Law, 18 (3), 427—451. Butime, H. (2014), Shifts in Israel-Africa Relations. Strategic Assessment, 17 (3). URL: http://www.inss.org.il/uploadImages/systemFiles/adkan17_3ENG%20(3)_Butime.pdf (accessed: 12.06.2017).
Carol, S. (2012). From Jerusalem to the Lion of Judah and Beyond. Israel's Foreign Policy in East
Africa. Bloomington: IUniverse. Kokoshin, A.A. & Bartenev, V.I. (2016). Security-development nexus in strategic planning in the Russian Federation: From goal-setting to forecasting. Studies on Russian Economic Development, 27 (1), 5—12.
Kostenko, Y.I. (2016). "New Periphery" As a Factor for Strengthening the Positions of Israel in the
Middle East. MGIMO Review of International Relations, 2 (47), 134—144. (In Russ.). Mogire, E. (2008). Balancing Between Israel and the Arabs: An Analysis of Kenya's Middle East Relations. The Round Table: The Commonwealth Journal of International Affairs, 97 (397), 561—574.
Oluch, M.L. (2009). Kenya's Foreign Policy towards Israel, 1963—2002. Contradiction between Rhetoric and Practice. Master's Degree thesis. University of Nairobi. College of Humanities and Social Sciences. Department of Political Science and Public Administration. URL: https://www.uonbi.ac.ke/leonard/files/maumo_thesis.pdf (accessed: 12.06.2017). Otenyo, E. (2014). New Terrorism Toward an explanation of cases in Kenya. African Study Review, 13(3), 75—84.
Otiso, K.F. (2009). Kenya in the Crosshairs of Global Terrorism: Fighting Terrorism at the Periphery.
Kenya Studies Review, 1 (1), 107—132. Ryzhov, I.V. (2009). The African Dimension of The Israeli Foreign Policy. Vestnik of Lobachevsky
University of Nizhni Novgorod, 1, 169—173. (In Russ.). Shay, S. (2014). Kenya, Israel and the War against Al-Shabaab. IDC Herzliya, International Institute for Counter-Terrorism, 1—6. URL: https://www.ict.org.il/UserFiles/Shaul%20Shay%20-%20June%202014.pdf (accessed: 12.06.2017). Wezeman, S.T. (2011). Israeli Arms Transfers to Sub-Saharan Africa. SIPRI Background Paper. Wezeman, P.D., Wezeman, S.T. & Béraud-Sudreau, L. (2011). Arms Flows to Sub-Saharan Africa. SIPRI. Policy Paper.
Received: 27.10.2016
For citations: Khlebnikova, L.R. (2017). Israel's cooperation with East African states in Security and Development domains: Case of Kenya. Vestnik RUDN. International Relations, 17 (4), 793— 806. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-793-806.
About the author: Khlebnikova Luiza Romanovna — PhD in History, Research Fellow of the School of World Politics, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
© Хлебникова Л.Р., 2017