ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Дятлов С.А., Нуянзин В.М.
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация. Статья посвящена обобщению взглядов росийских и зарубежных ученых на сотрудничество в деле реализации целей цифровой трансформации экономик стран Евразийского экономического союза и стран Европейского союза. Определены условия и приоритеты международного сотрудничества евразийских стран в цифровой трансформации национальных экономик, объединенных в региональные союзы. Сделан вывод о том, что для успешной реализации инновационных программ и проектов по цифровизации и сетизации важнейшее значение имеет углубление сотрудничества стран ЕАЭС со странами Европейского союза, которые являются ведущими торгово-экономическими партнерами России и других стран Евразийского экономического союза.
Ключевые слова. Цифровая экономика, Евразийский экономический союз, Европейский союз, сотрудничество.
Dyatlov S.A., Nuyanzin V.M.
COOPERATION BETWEEN THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND THE EUROPEAN UNION IN THE DIGITAL ECONOMY
Abstract. The article is devoted to the generalization of the ideas of Russian and ^ foreign scientists on cooperation in the implementation of the goals of digital transformation of the economies of the Eurasian economic Union and the European Union. The conditions and priorities of international cooperation of the Eurasian countries in the digital transformation of national economies United in regional unions are defined. It is concluded that for the successful implementation of innovative programs and projects on digitalization and networking, deepening cooperation between the EAEU countries and the countries of the European Union, which are the leading trade and economic partners of Russia and other countries of the Eurasian economic Union, is of paramount importance.
Keywords. Digital economy, Eurasian economic Union, European Union, cooperation.
В настоящее время в большинстве стран мира осуществляется масштабный переход к цифровой экономике, и процессы цифровизации и сетизации охватывают все сферы экономической и общественной жизни. В новых условиях на смену традиционной индустриально-рыночной модели приходит
ГРНТИ 06.03.07
© Дятлов С. А., Нуянзин В.М., 2019
Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Валерий Мэлисович Нуянзин - соискатель кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Дятлов С.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-47-60. Е-тай^^а@уаМех.ги. Статья поступила в редакцию 04.09.2019.
Материал подготовлен при грантовой поддержке РФФИ, проект № 19-010-00318.
информационная модель развития [3], которая сопровождается санкционными и тарифными ограничениями, усилением инновационной гиперконкуренции на мировых рынках. Претерпевают качественные изменения международные отношения, меняется архитектура и логистика мировой торговли, трансформируются (распадаются и возникают новые) международные и межрегиональные интеграционные союзы.
Государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) признали необходимость стимулирования и управления процессами цифровых технологических преобразований на благо всех членов общества в качестве новых возможностей для регионального сотрудничества и экономического роста [1]. Углубление интеграции возможно на пути формирования и использования общих цифровых сетей, цифровых платформ и новых цифровых технологий, которые позволяют устранить границы, создают новые рабочие места и развивают новые сферы экономической деятельности и международного сотрудничества.
В 2016 году Евразийская экономическая комиссия совместно с экспертами Мирового банка начала работу по выработке рекомендаций с целью выявления потенциала и получения экономических выгод от цифрового развития и реализации Цифровой повестки дня стран ЕАЭС к 2025 году. Евразийскими экспертами совместно с экспертами Всемирного банка была разработана целевая модель создания цифрового пространства ЕАЭС, измерения и контроля действий, направленных на достижение поставленных в ней целей.
В основе формирования единого цифрового пространства ЕАЭС лежит общая безопасная цифровая инфраструктура, общие цифровые платформы, широкополосный доступ в Интернет. Это может привести к созданию новых отраслей, новых видов товаров и услуг, появятся дополнительные рабочие места, новые цифровые выгоды и дивиденды, а также это приведет к экономическому росту и повышению конкурентоспособности стран ЕАЭС. Основные выводы и предложения были сделаны на основе обобщения и анализа опыта других региональных объединений (Европейского союза, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Совета сотрудничества стран Залива) [6].
Важное значение имеет создание нормативно-правовой и институциональной основы, а также механизма финансового обеспечения для успешной реализации цифровой повестки дня стран ЕАЭС. Большое значение имеет реализация проектов по повышению уровня цифровой грамотности и цифровых навыков широких слоев населения стран ЕАЭС, в том числе широкое распространение и предоставление широкополосного доступа в Интернет и организация безопасных и надежных цифровых платформ для трансграничных транзакций между странами, предприятиями и населением стран ЕАЭС. Законодательно-нормативной базой для развития цифровой экономики в ЕАЭС стало принятие в октябре 2017 года нормативного акта «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».
В последнее время в мировой экономике происходит усиление глобальной гиперконкуренции, обостряются противоречия между региональными блоками, развиваются процессы введения санкций и ведения торговых войн. Все это ведет к появлению новых вызовов перед евразийской интеграцией [5]. В условиях введения против России жестких санкций со стороны Запада и необходимости более тесного торгово-промышленного сотрудничества в сфере цифровой экономики особенно важное значение имеет развитие сотрудничества Евразийского экономического союза с другими интеграционными межстрановыми объединениями, прежде всего, с Европейский союзом.
Президент России В. Путин отмечал, что создание Единого экономического пространства ЕАЭС должно учитывать опыт Европейского союза и других региональных объединений [8]. Следует отметить, что в досанкционный период Россия и ЕС заключили несколько программ сотрудничества, например «Партнерство для модернизации» [9]. По мнению западных исследователей, евразийская интеграция заимствовала опыт европейской интеграции в рамках ЕС, однако имеются расхождения в подходах к формированию и функционированию этих объединений, которые носят существенный характер. Так, Ш. Робертс и А. Мошес считают, что, в отличие от стран Евросоюза, государства ЕАЭС не проявляют большой заинтересованности и готовности к делегированию полномочий на наднациональный уровень [11].
Д. Тарр подчеркивал, что Евразийский экономический союз включает широкий набор мер глубинной интеграции и поддержки отстающих стран [12]. Известный западноевропейский социолог и один из руководителей социологической ассоциации Евросоюза Д. Лэйн полагает, что интеграционный
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
23
проект ЕАЭС полностью укладывается в логику происходящего в настоящее время процесса регионализации мировой экономики и международных отношений. По его мнению, успех данного проекта будет зависеть от жесткости антироссийских санкций, а также от того, насколько эффективно будет выстроено взаимодействие ЕАЭС с другими региональными союзами (БРИКС, АСЕАН, МЕРКОСУР и др.) [10].
Несмотря на западные санкции, на экспертном уровне осуществляется взаимодействие Евросоюза и ЕАЭС по ряду направлений. Евразийский банк развития (ЕБР) с 2014 года осуществляет сотрудничество с австрийским Международным институтом прикладного системного анализа. ЕБР и Центр интеграционных исследований ЕАЭС принимают участие в реализации проекта «Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств», а также участвуют в разработке соглашений о многостороннем сотрудничестве ЕС и ЕАЭС, которые включают такие направления, как торговлю товарами и услугами, свободу передвижения капитала и трудовых ресурсов, развитие трансграничной и транзитной инфраструктуры, институциональной конвергенции, защиты прав интеллектуальной собственности [6].
В подготовленном в 2016 году Фондом имени Ф. Эберта докладе «Общий европейский дом» сформулирован важнейший принцип развития сотрудничества Евросоюза и ЕАЭС, согласно которому диалог на уровне наднациональных объединений позволил бы обойти «острые углы» в отношениях между Россией и ЕС и сконцентрироваться на тех вопросах, где имеются общие экономические интересы.
Развитие цифровой трансформации национальной экономики должно базироваться на продуманной государственной политике, способствующей формированию прогнозного, организационного, законодательного, финансового и кадрового обеспечения данного процесса. При этом обязательным элементом предпроектной стадии принятия решений должно стать законодательно закрепленное проведение оценки рисков внедрения новых цифровых технологий как для национальной экономики, так и для интеграционного объединения в целом. Государственные программы внедрения цифровых технологий в сфере государственного управления должны основываться на системном подходе и точно определять цели, задачи, направления, этапы и сроки реализации основных мер государственной политики цифровизации.
Программы цифровизации экономики и управления должны сопрягаться с имеющимися программами (стратегиями) социально-экономического развития экономики на средне- и долгосрочную перспективу, приоритетными национальными и интеграционными проектами, государственными целевыми программами. Цифровизация, как системный процесс, должна рассматриваться не только как внедрение новейших технологий, но и как средство повышения эффективности и прозрачности управления, включая обязательный расчет предполагаемого экономического эффекта от внедрения указанных технологий.
Важнейшей задачей цифровой трансформации является согласование национальной политики государств ЕАЭС и ЕС в сфере развития цифровой экономики и цифрового управления, гармонизации законодательства и методических подходов к его нормативно-правовому регулированию. Также необходимо создавать условия для преодоления цифрового неравенства, вызванного неравномерностью цифровой трансформации национальных экономик государств ЕАЭС и ЕС, разрабатывать и совершенствовать соответствующие механизмы сетевой координации и сетевого взаимодействия. При этом необходимо обеспечить цифровой суверенитет государств ЕАЭС и создать в регионе емкий рынок сбыта собственных электронных решений, особенно в сферах информационной безопасности, больших данных и искусственного интеллекта.
На основе опыта стран ЕС необходимо создание институтов межгосударственной системы мониторинга, статистического сбора и анализа данных по цифровой трансформации государств ЕАЭС (страновая дифференциация по ряду показателей: уровню развития цифровизации, сетизации, конкурентоспособности и др.). Важнейшее значение имеет сотрудничество стран ЕАЭС и ЕС в сфере сбора, анализа и использования Big Data. Цифровая экономика оперирует «Большими данными» (Big Data), которые характеризуются следующими признаками: volume (объем), velocity (скорость), variety (разнообразие), veracity (достоверность), viability (жизнеспособность), value (ценность), variability (изменчивость) и visualization (визуализация).
Большие данные включают совокупность подходов, инструментов и методов сбора, обработки и анализа больших объемов многообразных структурированных и неструктурированных данных. В современной цифровой экономике Большие данные (сетевые данные) становятся важнейшим фактором экономического роста, главным активом, имеющим рыночную и социальную ценность, которая заключается в возможности применения Big Data для инноваций, разработки и создания новых идей, технологий, продуктов и услуг, а также принятия гибких, оперативных и эффективных управленческих решений [4].
Масштабное развертывание процессов цифровизации и сетизации, рост роли искусственного интеллекта предполагают разработку новых методов управления базами данных, включая управление платформами и интеграцию [2]. Важное значение имеет обеспечение сопоставимости данных государств ЕАЭС и ЕС вследствие возникновения новых цифровых технологий, продуктов и услуг, выхода на мировые рынки, появления новых видов цепочек добавленной стоимости и сетевых и синерге-тических эффектов.
В целом, на наш взгляд, в условиях развертывания нейро-сетевой технологической революции и трансформационного перехода большинства стран мира к цифровой экономике, во главу угла должны быть поставлены общие экономические интересы стран Евросоюза и ЕАЭС, что предполагает их более глубокое сотрудничество и координацию действий по реализации цифровой повестки дня. Для успешной реализации цифровой повестки дня, инновационных программ и проектов по цифровизации и сетизации важнейшее значение имеет углубление сотрудничества стран ЕАЭС как со странами Азии, так и со странами Евросоюза, которые являются ведущими торгово-экономическими партнерами России и других стран Евразийского экономического союза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винокуров Е. Экономика ЕАЭС: повестка дня // ЕЭИ. 2017. № 4 (29).
2. Двас Г. В. Модернизация системы статистического наблюдения в условиях развития цифровой экономики // Финансы и бизнес. 201S. Т. 14. № 2. С. 6S-74.
3. Дятлов С.А. Информационная модель трансформации экономических систем. СПб., 199S. 4S с.
4. Дятлов С.А., Елисеева И.И. Трансформация институтов государственной статистики в цифровой экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Том 7 (S6). С. 47-53.
5. Зубенко В.В., Константинова Е.А. Противоречия и вызовы евразийской интеграции: пути преодоления: монография. М., 201S. 249 с.
6. Иванова Е.М. Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник.
2015. № 6.
7. Кабат П., Винокуров Е., Ровенская Е. и др. Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016.
S. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 03.10.2011.
9. Bond I. The EU, the Eurasian Economic Union and One Belt, One Road. Can they work together? Center for European Reform, 2017.
10. Lane D. Which Way Forward for the Eurasian Economic Union? Valdai Discussion Club. 21.04.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http^/valdaiclub.com/a/WgMights/which-way-forward-for-the-eurasian-economic-union (дата обращения 15.12.201S).
11. Roberts S., Moshes A. The Eurasian Economic Union: A case of reproductive integration? // Post-Soviet Affairs.
2016. Vol. 32, Iss. 6. Р. 542-565.
12. Tarr D. The Eurasian Economic Union among Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia and the Kyrgyz Republic: Can it succeed where its predecessor failed? // Eastern European Economics. 2016. Vol. 54, Iss. 1. Р. 1-22.