DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10028
Теология
Священник Максим Никулин
СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В «ТОЛКОВАНИИ НА ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ» СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
Настоящая статья посвящена исследованию сотериологии свт. Кирилла Александрийского на примере одного из его произведений — «Толкования на Послание к Евреям». Автор статьи опирается на важнейшую монографию Б. Менье, посвященную христологии свт. Кирилла, но также рассматривающую сотериологиче-ское учение святителя как основание его христологической доктрины. В конкретном произведении свт. Кирилла автор статьи находит характерные для святителя сотериологические аспекты, встречающиеся во многих его произведениях. Во-первых, свт. Кирилл составляет так называемые «резюме веры», то есть краткие изложения грехопадения в Адаме и спасения во Христе. Во-вторых, по мысли святителя, преступление Адама повлекло за собой последствия в человеческой природе: физические (смерть и тление), моральные (господство греха и дьявола) и духовные (утрата Святого Духа). Наконец, Александрийский архиепископ учит о том, что Христос как Второй Адам избавил человечество от этих последствий в акте «возглавления», а плоды спасительного домостроительства Христа передаются людям посредством участия в Евхаристии и через освящение Святым Духом.
Ключевые слова: свт. Кирилл Александрийский, Послание к Евреям, сотериоло-гия, христология, пневматология, грехопадение, спасение, Евхаристия, библеис-тика, патристика.
Сотериологическое учение свт. Кирилла Александрийского было подробно изучено в монографии Бернара Менье, посвященной христологии святителя [Meunier, 1997], на которую нами была опубликована рецензия [Никулин, 2016]. Французский исследователь применяет в своей работе новый метод — выявление христологических воззрений свт. Кирилла на основании его сотериологии.
Тем не менее, в ходе исследования Б. Менье не рассматривает «Толкование на Послание к Евреям» свт. Кирилла (далее — «Толкование»). Фрагменты этого произведения святителя [CPG 5209 (3)] сохранились только в библейских катенах, догматическом флорилегии и цитатах позднейших авторов. «Толкование» было написано в антине-сторианский период творчества свт. Кирилла, то есть между 428 и 432 гг. [Durand, 1964, 532; Parvis, 1975, 418]. Подробнее о проблематике, источниках, изданиях и исследованиях, вопросах датировки, жанра и структуры произведения было изложено в нашей статье [Никулин, 2017а]. В настоящей статье будет рассмотрено, насколько выводы Б. Менье о сотериологии святителя верны в отношении его «Толкования».
В своей монографии Б. Менье ввел термин сотериологическое «резюме веры»: «произведения свт. Кирилла усеяны отрывками, в которых он резюмирует историю спасения (по крайней мере, вплоть до Христа: эсхатологическое измерение, в целом, отсутствует). Я предлагаю именовать такой вид текста „резюме веры", чтобы отличать его от символа, тринитарной структуры которого он не имеет. Именно принимая во внимание некое число таких отрывков и выявляя их общую структуру, можно будет обрисовать рамки, в которых развивается мысль нашего автора» [Meunier, 1997, 6]. Вот пример такого «резюме веры» из текста рассматриваемого «Толкования»:
Священник Максим Сергеевич Никулин — магистр богословия (Санкт-Петербургская духовная академия), магистр гуманитарных и социальных наук (Практическая школа высших исследований, Париж, Франция), аспирант Санкт-Петербургской духовной академии (maximvzzz@gmail.com).
Вознесись мыслью к сотворению человека, [бывшему] вначале, и тому, кем он стал сперва, и исследуй, как мы были созданы Богом по Его образу и подобию и удостоились великой чести, получив в удел власть над [сущими] на земле. Но поскольку начало рода, то есть Адам, оскорбил Божественную заповедь, с тех пор разум человека заболел сильной наклонностью к дурному. Так мы проводили время в мире, лишенные славы, нетления и первоначальных благ, но мы спасены через Христа и обладаем по Его благодати тем, что [необходимо] для получения вновь дарованного прежде (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382).
На основании подобных повествований и других упоминаний в тексте «Толкования» попытаемся выявить сотериологию святителя. Проанализировав структуру резюме веры во многих произведениях свт. Кирилла, Б. Менье заключает, что «Кирилл структурирует всегда свое сотериологическое изложение, противопоставляя Адама, падение которого имело вселенские последствия, и Христа, принесшего вселенское спасение» [Meunier, 1997, 23]. В настоящей статье мы последуем данной схеме и представим прежде изначальное состояние человека и его падение, чтобы изложить затем Боговоплощение и спасение, принесенное Христом.
В тексте «Толкования» свт. Кирилл несколько раз представляет первоначальное состояние человека — Êv àpxaïç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382, 384). Согласно святителю, человек был создан Богом по Его образу и подобию — KaT'eixôva Kai o^oiwoiv (Cyrillus Hebraeos, 1872, 376, 382). Однако человеческое естество уступает ангельскому в отношении природы и славы (Cyrillus Hebraeos, 1872, 369, 388, 383). Человек был небольшим и малозначительным — eûteàèç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 383) — живым существом по причине своей земной природы и малочисленности (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388). Тем не менее, Бог даровал блага — àya9«v (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384) — человеческой природе: первый человек обладал честью — тетьцгщеЭа (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), славой — Sô^nç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388), властью — âp^Eiv (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382) над творением и был его главой — âpx^v (Cyrillus Hebraeos, 1872, 383). Свт. Кирилл толкует Пс 8:5-7, цитируемый в Евр 2:6-8, антропологически, относя эти стихи к первоначальному состоянию человека. Подробнее об экзегетике святителем данных стихов изложено в нашей статье [Никулин, 2017б].
В своем исследовании Б. Менье также изучил лексикон, который святитель использует, говоря о грехопадении в своих произведениях [Meunier, 1997, 29-50]. Согласно выводам ученого, выражением, чаще всего используемым свт. Кириллом для обозначения грехопадения, является «преступление» (napäßaoig), реже — «непослушание» (яарако|), находящиеся соответственно в Рим 5:14 и Рим 5:19 (по поводу Адама), а также в Евр 2:2 (по поводу Израиля). Наиболее часто встречается выражение «преступление в Адаме» (^ Êv ÂSà^ napäßaoig). Объектом этого преступления является заповедь, данная Богом, не вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но субъект преступления не так ясен, потому что мы находим в качестве него то Адама, то человеческую природу, то человечество, то нас, то человеческий род. Метафора падения или подскальзывания также используется святителем, подчеркивающим результат деяния Адама. Речь идет о глаголах лялт« и oÀio9aiv« и их производных. Грехопадение Адама часто описывается в терминах обмана (событие) и победы (результат) сатаны, поскольку именно он обманул Адама и ввел в заблуждение его жену. Святитель говорит о грехопадении также в терминах отворачивания: он применяет несколько слов, имеющих такой смысл — «фютпщ, аяоотреф«, аяоотроф|, — производных от трёя«, троп|.
Примеры употребления вышеназванного вокабулярия встречаются в тексте «Толкования», что является дополнительным аргументом в пользу принадлежности отрывков, в которых он встречается, свт. Кириллу. Святитель использует несколько раз выражение «преступление в Адаме» — ^ Êv ÂSà^ napäßaoig (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 378, 394). Он также говорит о «преступлении Адама» — ^ той ÂSà^ napäßaoig (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384), или его грехе — à^apTÎaç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 376). Мы также
встречаем глагол ninT« и его производные (Cyrillus Hebraeos, 1872, 383, 394). Субъект грехопадения выражен преимущественно индивидуально: «человек» — tov ov9p«nov (Cyrillus Hebraeos, 1872, 366), «первый человек» — о яр«тод âv9p«OTOç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378), «начало рода, то есть Адам» — ^ той yêvouç âpx^, toutéotiv ÂSà^ (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), но встречается и указание на коллективный аспект — «согрешила плоть» (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394).
В своей монографии Б. Менье также рассматривает вопрос репрезентативности Адама, то есть каким образом Адам представляет собой все человечество [Meunier, 1997, 83-96]. Для свт. Кирилла образный и скрытый смысл Адама как всего человечества не отрицает буквального смысла Адама как реального лица. Выражение «в Адаме» ставится в параллель выражению «во Христе» — согласно святителю, каждый содержит в себе человечество. Таким образом, свт. Кирилл выражает идею репрезентативности человечества Адамом и действительной передачи последствий грехопадения людям.
Доказательство этой идеи имеется и в тексте «Толкования». Преступление Адама повлекло за собой следствия во всей человеческой природе. Именно поэтому субъект, претерпевающий последствия, именуется различно: то индивидуально, «человек» — о âv9p«OTOç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394), то собирательно, «природа человека» — ^ 0у9р«яои фиоьд (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378), «человеческий разум» — ^ оу9р«яои öiovoia (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), «мы (в Адаме)» (Cyrillus Hebraeos, 1872, 393, 383), «всеобщий человек» — tov ка9о^ои... ov9p«nov (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389), «земной род» — то Ёя! y^ç yÉvoç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394), или же «плоть» — oapKoç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394).
Б. Менье различает несколько видов последствий грехопадения: Божественную санкцию, физические и моральные следствия, потерю Святого Духа, утрату Богопо-знания [Meunier, 1997, 51-82]. Многое из вышеперечисленного находится в тексте «Толкования».
В отношении Божественного наказания за грех свт. Кирилл говорит о проклятии человека — àpg (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365). Физическими следствиями греха являются смерть — 9àvaToç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 376, 394), и тление — ф9ора (Cyrillus Hebraeos, 1872, 376, 394, 394), человеческие тела стали «тленными и земными» — ф9арто!д ка! yntvoiç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 393). Святитель также использует медицинский словарь для описания такого рода последствий, а именно говорит о болезни человеческой природы, используя глагол vooe« (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378, 382, 389).
Нравственным последствием падения является господство греха — â^apTÎa (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 378, 394) над человеком. Святитель также называет это «сильной наклонностью ко грехам» — то noÀù Àiav еияаракоцютоу npoç à^apTÎaç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378), или «сильной склонностью к ошибкам» — то Àiav еияароютоу dç то nÀn^EÀèç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382). Моральное состояние человека после грехопадения обусловлено тем, что над ним господствуют дьявол и злые силы (Cyrillus Hebraeos, 1872, 393).
Хотя идея потери Святого Духа из-за грехопадения очень важна для сотериологии святителя, мы не находим ее в сохранившихся фрагментах «Толкования». Однако тема утраты божественных благ, близкая по смыслу потере Святого Духа, присутствует. Согласно свт. Кириллу, из-за преступления человек утратил благодать — t«v 9eî«v xapio^àTwv (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365), %àpiToç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 383), славу — SoÇa (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382, 389), EÛKÀeiaç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389), честь — атьцотатоид (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384), изначальные блага — t«v ëv àpxaïç àya9«v (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), прежние дары — t«v яоЛаь 0£0«pn^Év«v (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), власть над творением Божиим (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389).
Согласно Б. Менье, сотериология свт. Кирилла характеризуется типологией двух Адамов, поскольку дело каждого имеет универсальный характер [Meunier, 1997, 101]. В «Толковании» также встречается эта параллель:
Ибо, как из-за преступления Адама (ср. Рим 5:14) мы стяжали несчастья, словно некое наследство, переходящее от отца на весь произошедший от него род, и были обречены на проклятье и смерть, так и великолепие, [сущее] во Христе, распространится на весь человеческий род (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365).
Как и преступление Адама, деяние Христа повлекло за собой следствия для всей человеческой природы. Свт. Кирилл выражает эту идею, говоря о том, что Христос первенствует — ярытешутод (Cyrillus Hebraeos, 1872, 397; ср. Кол 1:18); Он есть Путь — 68ои (Cyrillus Hebraeos, 1872, 397; ср. Ин 14:6); Дверь — 9upag (Cyrillus Hebraeos, 1872, 397; ср. Ин 10:9). Поэтому объект спасительного деяния Христа является коллективным — природа человека (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 384), человеческий род — yevog (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365, 394), все творение — T^v ou^naoav KTioiv (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365), наше (состояние) — то ка9' (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384).
Б. Менье различает две стороны спасительного деяния Христа, а именно возвращение к началу и «возглавление» [Meunier, 1997, 103-125]. Свт. Кирилл выражает результат спасения как возвращение к истоку, то есть к состоянию Адама до грехопадения. Но более общей причиной воплощения является «возглавление» — соединение Христом человечества под Своею главою (Еф 1:10). Рекапитуляция во Христе имеет три модуса: моральный (осуждение греха), физический (упразднение смерти) и духовный (усыновление людей Духом). Мы находим выражение такого деяния Христа в другом резюме веры «Толкования»:
И Он сделал человека, [сущего] по Его собственному образу и подобию, делателем правды (StKaiooüvng ёруат^), превосходящим тление и смерть. Но поскольку смерть воцарилась из-за греха и поскольку мы подчинились тлению и «все сбились с пути, разом пришли в негодность» (Рим 3:12), Творец и Господь вселенной, конечно, позаботился (npoevonoev) о Своих творениях, ибо Бог Отец благоволил (nüSoKnoe) «возглавить (ävaK£^>aXai<i>oao9ai) все во Христе» (Еф 1:10) и обновить [все] в [состояние, бывшее] вначале (ävaKaivioai dg то ev äp^aig) (Cyrillus Hebraeos, 1872, 376).
С одной стороны, благодаря деянию Христа человек был приведен в исходное состояние — то ev äpxaig (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384, 394). В этом смысле свт. Кирилл часто говорит о «получении назад» — äva^n^iv (Cyrillus Hebraeos, 1872, 382), ¿rcavd^n^iv (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384, 389) данного человеку вначале. С другой стороны, святитель утверждает, что Христос обновил состояние человека — KaivoT^Ta (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389), и улучшил наше (положение) — то Ka9' ev ä^dvooiv (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384).
В результате акта рекапитуляции Христос уничтожил физические, нравственные и духовные последствия грехопадения. Он победил смерть (Cyrillus Hebraeos, 1872, 386, 394) и тление (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388, 394). Свт. Кирилл часто использует глагол «попрать» — яатё« (Cyrillus Hebraeos, 1872, 401, 413), который также встречается в тропаре Пасхи, для описания торжества Христа над смертью. Медицинский лексикон также присутствует: Христос «вылечил» — 9epan£U£o9ai (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394), «исцелил» — La9n^£v (Cyrillus Hebraeos, 1872, 396; ср.: 1 Пет 2:24) человечество, находящееся во грехе.
В отношении нравственных последствий свт. Кирилл пишет, что Христос избавил людей от грехов — ä^apTiag (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388, 397), прегрешений — nTaio^arav (Cyrillus Hebraeos, 1872, 396), всякой скверны — цо^иоцои (Cyrillus Hebraeos, 1872, 369). Очищение было осуществлено через страдания Христовы. Своей собственной Кровью — тф L8i« afyaTi (Cyrillus Hebraeos, 1872, 418, 422), Он освятил — ayia^« (Cyrillus Hebraeos, 1872, 368, 422) и очистил — Ka9apiZ« (Cyrillus Hebraeos, 1872, 369, 418) людей, делая их святыми — äyioug (Cyrillus Hebraeos, 1872, 397) и чистыми — Ka9apoug (Cyrillus Hebraeos, 1872, 369). Христос вырвал человеческую природу из тиранических рук дьявола (Cyrillus Hebraeos, 1872, 388).
Б. Менье осуществил попытку установить последовательность между моральным и физическим актами Христа [Meunier, 1997, 115-122]. Согласно исследователю, с одной стороны, у свт. Кирилла имеются тексты, показывающие, что нравственное деяние предшествует. По этой логике, цепочке «непослушание — смерть» Адама соответствует цепочка «послушание — победа над смертью» Христа. Отрывок «Толкования» прекрасно иллюстрирует такое понимание:
Действительно, как она [плоть], оступившись в Адаме, подпала под смерть из-за преступления, так она, когда стяжала благоволение во Христе из-за послушания, была вырвана из сетей смерти и ее ужасов так, что мы вопием о них, прыгая от радости: «Где, смерть, твоя победа? Где, ад, твое жало?» (1 Кор 15:55; ср. Ос 13:14) (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394).
С другой стороны, у святителя встречаются и тексты, которые можно истолковать как физическую концепцию воплощения, а именно что человеческая природа была спасена автоматически благодаря контакту Божества и Человечества во Христе. Мы также обнаруживаем эту идею в «Толковании», например в тексте, следующем сразу же после приведенного выше отрывка:
Ибо Единородное Слово Божие, будучи сущностно Жизнью, соединилось с земной и смертной плотью, чтобы сама смерть, преследовавшая ее [плоть] как некое дикое животное, после этого ослабла, будучи побежденной (Cyrillus Hebraeos, 1872, 394-395).
Вследствие Своей победы Христос возвратил людям утраченное из-за греха первого человека. Он вернул вышние блага — toïç âv«9£v àya9oiç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365), честь — т1ц|од (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384), славу (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384, 393), похвалу — то каи^пца (Cyrillus Hebraeos, 1872, 384), великолепие — Сартра (Cyrillus Hebraeos, 1872, 365), благодать — xapiTi (Cyrillus Hebraeos, 1872, 378), власть над землей. Свт. Кирилл противопоставляет нищету в Адаме богатству во Христе, поэтому он использует глагол «обогащать» — tcàoutîÇ« (Cyrillus Hebraeos, 1872, 389, 365), говоря о деянии Спасителя. Но самым большим даром, возвращенным человеку Христом, является Святой Дух. Из-за преступления Адама Дух покинул человеческую природу, но благодаря Христу Он возвратился. После Своего воскресения Христос вдохнул — ËV£ç>uono£ (Cyrillus Hebraeos, 1872, 379) Святого Духа в святых апостолов, и теперь Он дарует Его достойным христианам — àÇîmç (Cyrillus Hebraeos, 1872, 379).
Б. Менье различает два типа причастия людей Богу — телесное, связанное с Евхаристией, и духовное, осуществляемое Святым Духом. Исследователь приводит отрывок из «Толкования на Послание к Римлянам» свт. Кирилла:
Действительно, мы причастились (ц£тшх|кацст) Ему [Слову] духовно и телесно (лгеицатькйд т£ ка! омцатькйд), ибо когда Христос обитает ^аиМ^птаь) в нас через Святого Духа и через таинственное Благословение (8tà той Ayiou Ш£0цатод ка! 8tà T^ç циотьк^д £0Хоу!ад), тогда воистину закон греха осуждается в нас (Cyrillus Romanos, 1872, 213).
Ученый относит «таинственное Благословение», то есть Евхаристию, к телесному причастию, а упоминание Святого Духа — к духовному. В тексте «Толкования» находится отрывок, очень близкий приведенному выше как по смыслу, так и по лексике:
Действительно, Он [Христос] живет ^аиМ^таь) в нас как Бог через Своего собственного Духа, тогда как мудрейший Моисей не обитал ни в ком, ибо мы не стали причастниками ни Моисея, ни кого-либо другого из святых, но мы причастились Христу через Духа и таинственное Благословение (ц£Т£ох|кацст 8è той Хрютой, 8tâ т£ той Ш£0цатод ка! T^ç £0Хоу!ад T^ç циотьк^д) (Cyrillus Hebraeos, 1872, 404).
Таким образом, в тексте «Толкования» обнаруживаются следы сотериологическо-го учения и словаря свт. Кирилла. Мы находим несколько «резюме веры», ставящие
в параллель падение в Адаме и спасение во Христе. Преступление Адама повлекло за собой последствия физические (смерть и тление), моральные (господство греха и дьявола) и духовные (утрата Святого Духа) в человеческой природе. Христос как Второй Адам избавил человечество от этих последствий в акте «возглавления». Спасительное деяние Христа передается людям посредством участия в Евхаристии и стяжания Святого Духа.
Источники и литература
Источники
1. Cyrillus Hebraeos (1872) — Cyrillus Alexandrinus, S. Fragmenta in Epistulam ad Hebraeos / ed. P. E. Pusey // Sancti Patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini opera: in 7 t. Oxonii: typographeo Clarendoniano, 1872. T. 5. P. 362-440.
2. Cyrillus Romanos (1872) — Cyrillus Alexandrinus, S. Fragmenta in Epistulam ad Romanos / ed. P. E. Pusey // Sancti Patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini opera: in 7 t. Oxonii: typographeo Clarendoniano, 1872. T. 5. P. 173-248.
3. Septuaginta (2007) — Septuaginta / ed. A. Rahlfs, R. Hanhart. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellshaft, 2007.
4. New Testament (2014) — The Greek New Testament. 5th ed. / ed. B. Aland, K. Aland, J. Karavidopoulos, C. M. Martini, B. M. Metzger. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellshaft, 2014.
5. Новый Завет (2002) — Новый Завет на греческом и русском языках / пер. еп. Кассиан (Безобразов). М.: Российское библейское общество, 2002.
Литература
6. CPG — Clavis patrum graecorum: in 6 t. / ed. M. Geerard, F. Glorie, J. Noret, J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1974-1998.
7. Durand (1964) — Durand de G.M. Excursus VI. La Bible dans les Dialogues // Sources chrétiennes. Paris: Cerf, 1964. T. 97. P. 531-532.
8. Lampe (1961) — Lampe G.W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Oxford University Press, 1961.
9. Meunier (1997) — Meunier B. Le Christ de Cyrille d'Alexandrie. L'humanité, le salut et la question monophysite. Paris: Beauchesne, 1997.
10. Parvis (1975) — ParvisP.M.The Commentary on Hebrews and the Contra Theodorum of Cyril of Alexandria // Journal of Theological Studies. New Series. 1975. № 26.2. P. 415-419.
11. Дворецкий (1958) — ДворецкийИ.Х.Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / ред. С. И. Соболевский. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.
12. Никулин (2016) — Никулин М. С. Был ли свт. Кирилл Александрийский монофизи-том? (рецензия на книгу: Meunier B. Le Christ de Cyrille d'Alexandrie. L'humanité, le salut et la question monophysite. Paris: Beauchesne, 1997) // Христианское чтение. 2016. № 3. С. 319-322.
13. Никулин (2017а) — Никулин М, свящ. «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского: проблематика, обзор источников, изданий и исследований // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 55-66.
14. Никулин (2017б) — Никулин М, свящ. Экзегетический метод свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на Послание к евреям» // Христианское чтение. 2017. №6. С. 64-70.
Priest Maksim Nikulin. Soteriological Aspects in the "Explanation on the Epistle to the Hebrews" of St. Cyril of Alexandria.
Abstract: In this article, the author studies the soteriology of St. Cyril of Alexandria using examples from one of his works, "Explanation on the Epistle to the Hebrews". The author of the article relies on the important monograph of B. Meunier, dedicated to the Christology of St. Cyril, and also considers the soteriological doctrine of the saint as the basis of his christological doctrine. In this specific work of St. Cyril, the author of the article finds soteriological aspects typical for the saint, found also in many of his other works. First, St. Cyril provides the so-called "summary of the faith," that is, a brief account of the Fall in Adam and salvation in Christ. Second, according to the saint, the sin of Adam entailed consequences for human nature: physical (death and corruption), moral (the dominion of sin and the devil) and spiritual (loss of the Holy Spirit). Finally, the Archbishop of Alexandria teaches that Christ as the Second Adam delivered mankind from these consequences in the act of "being the first-born," and the fruits of the saving economy of Christ are transmitted to people through participation in the Eucharist and through sanctification by the Holy Spirit.
Keywords: Cyril of Alexandria, Epistle to the Hebrews, soteriology, christology, pneumatology, the Fall, salvation, Eucharist, Bible Studies, patristics.
Priest Maksim Sergeyevich Nikulin — Master of Theology (St. Petersburg Theological Academy), Master of Humanitarian and Social Sciences (Practice School of Higher Studies, Paris), Graduate Student at St. Petersburg Theological Academy (maximvzzz@gmail.com).
Sources and References
Sources
1. Cyrillus Hebraeos (1872) — Cyrillus Alexandrinus, S. Fragmenta in Epistulam ad Hebraeos (ed. P. E. Pusey). Sancti Patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini opera: in 7 t. T. 5. [St. Cyril of Alexandria. Fragments on the Epistle to the Hebrews (ed. P. E. Pusey). Works of our Saint Father Cyril, Archbishop of Alexandria: in 7 vol. Vol. 5]. Oxford: Clarendon Press, 1872, pp. 362-440.
2. Cyrillus Romanos (1872) — Cyrillus Alexandrinus, S. Fragmenta in Epistulam ad Romanos (ed. P. E. Pusey). Sancti Patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini opera: in 7 t. T. 5. [St. Cyril of Alexandria. Fragments on the Epistle to the Romans (ed. P. E. Pusey). Works of our Saint Father Cyril, Archbishop of Alexandria: in 7 vol. Vol. 5]. Oxford: Clarendon Press, 1872, pp. 173-248.
3. Septuaginta (2007) — Septuaginta. Ed. by A. Rahlfs, R. Hanhart. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2007.
4. New Testament (2014) — The Greek New Testament. 5th ed. by B. Aland, K. Aland, J. Karavidopoulos, C. M. Martini, B. M. Metzger. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2014.
5. Novyi Zavet (2002) — Novyi Zavet na grecheskom i russkom yazykakh. Per. ep. Kassian (Bezobrazov)) [New Testament in Greek and Russian Languages Transl. by bishop Kassian (Bezobrazov))]. Moscow: Russian Bible Society, 2002. (Russian translation).
References
6. CPG — Clavis patrum graecorum: in 6 t. [Key to Greek Fathers: in 6 vol.]. Ed. by M. Geerard, F. Glorie, J. Noret, J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1974-1998.
7. Durand (1964) — Durand de G.M.Excursus VI. La Bible dans les Dialogues. Sources chrétiennes. Paris: Cerf, 1964, t. 97, pp. 531-532.
8. Lampe (1961) — Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Oxford University Press, 1961.
9. Meunier (1997) — Meunier B. Le Christ de Cyrille d'Alexandrie. L'humanité, le salut et la question monophysite. Paris: Beauchesne, 1997.
10. Parvis (1975) — Parvis P. M. The Commentary on Hebrews and the Contra Theodorum of Cyril of Alexandria. Journal of Theological Studies. New Series. 1975, no. 26.2, pp. 415-419.
11. Dvoretskiy (1958) — Dvoretskiy I. Kh. Drevnegrechesko-russkiy slovar': v 2-h t. [Dvoretskiy I. Kh. Ancient Greek-Russian Dictionary. In 2 vol.] Ed. by S. I. Sobolevskiy. Moscow, 1958.
12. Nikulin (2016) — Nikulin M.S. Byl li svt. Kirill Alexandriyskiy monofizitom? (retsenziya na knigu: Meunier B. Le Christ de Cyrille d'Alexandrie. L'humanité, le salut et la question monophysite. Paris: Beauchesne, 1997). [Nikulin M. S. Was St. Cyril of Alexandria a Monophysite? (A Review of: Meunier B. Le Christ de Cyrille d'Alexandrie. L'humanité, le salut et la question monophysite. Paris: Beauchesne, 1997)]. Khristianskoe chtenie. 2016, no. 3, pp. 319-322. (In Russian).
13. Nikulin Problematika (2017a) — Nikulin M., svyashch. "Tolkovaniye na Poslaniye k evreyam" svt. Kirilla Alexandriyskogo: problematika, obzor istochnikov, izdaniy i issledovaniy. [Priest M. Nikulin. Commentary on the Epistle to the Hebrews by St. Cyril of Alexandria: Problems of Scholarship and Overview of Sources, Editions, and Studies]. Khristianskoe chtenie. 2017, no. 4, pp. 55-66. (In Russian).
14. Nikulin Exegetika (2017b) — Nikulin M., svyashch. Exegeticheskiy metod svt. Kirilla Alexandriyskogo v ego "Tolkovanii na Poslaniye k evreyam" [Priest M. Nikulin. Exegetical Method of St. Cyril of Alexandria in his "Commentary on the Epistle to the Hebrews"]. Khristianskoe chtenie. 2017, no. 6, pp. 64-70. (In Russian).
44
XpucmuaHCKoe umeHue № 2, 2018