PEMEOUUM
РЕКЛАМА
Сергей АКОПОВ, «Ремедиум»
«Сотекс»: вклад в будущее
Государственная программа нмпортозамещення предусматривает планомерное наращивание доли отечественных ЛС на российском фармацевтическом рынке. Однако положение отрасли осложняется экономическим кризисом и неблагоприятным внешнеполитическим фоном. В такой ситуации особенно возрастает значение российских фармпроизводителей, действующих в соответствии с долгосрочным планом развития. Пример фармацевтической компании «Сотекс» дает основания рассчитывать, что вне зависимости от экономической конъюнктуры российские врачи и их пациенты будут обеспечены качественными, эффективными и удобными в применении ЛС.
ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТЕХНИКИ
Завод «Сотекс», расположенный в Сер-гиево-Посадском районе Московской области, можно считать уникальным явлением для отечественного фарм-прома. Предприятие, возведенное с нуля в 2005 г., изначально проектировалось с учетом требований международных стандартов качества производства ЛС (GMP EU). В настоящее время здесь осуществляется полный цикл производства инъекционных ЛС, включая приготовление растворов, наполнение ампул и шприцев, с последующей маркировкой и упаковкой. В 2015 г. произошло важнейшее для завода «Сотекс» событие: запуск новой — третьей по счету — производственной линии ампульных ЛС. Запуск линии на полную мощность позволит компании фактически удвоить объем выпуска инъекционных препаратов.
• УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ БЛАГОДАРЯ УДОБНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Сильная сторона компании — максимально широкий ассортимент лекарст-
венных форм, дозировок и фасовок выпускаемых препаратов с учетом всех возможных схем применения. Некоторые наименования не имеют аналогов на российском рынке. В качестве примера можно привести препарат Амелотекс, который уже много лет выпускается в ампулах и таблетках, а в прошлом году компания «Сотекс» вывела на рынок новую лекарственную форму — гель для наружного применения, причем это первый на российском рынке препарат мелоксикама в форме геля. Кроме того, в этом году линейка пополнилась еще одной лекарственной формой — Амело-текс® суппозитории ректальные. Таким образом, данный бренд представлен на рынке уже 8 различными формами и дозировками, что позволяет врачам использовать препарат в ступенчатой терапии (и в стационарном, и в амбулаторном лечении), не меняя МНН, а, следовательно, снижая риск побочных эффектов. Для специалистов это удобное решение, ведь важно обеспечить не только эффективную, но и безопасную терапию. Коммерческую обоснованность постоянного расширения линейки одного из флагманских продуктов компании подтверждают данные о продажах Амелотекса. В течение первых 9 мес. 2015 г. они увеличились более чем на треть в рублях и почти на четверть — в упаковках (рис. 1).
ДЕКАБРЬ
50
рисуно^1 Продажи Амелотекса в различных лекарственных формах за первые 9 мес. 2011-2015 гг.
500 400 Объем продаж, млн руб. 309 413 2 000 1 500 Объем продаж, тыс. уп. 1 295 1 605
300 200 _ 142 221 254 1 000 - 555 885 1 061
100 - 500 -
0 0
2011 2012 2013 2014 2015 2011 2012 2013 2014 2015
По данным IMS Health с учетом закупок по региональным льготным программам
«СОТЕКС»: ВКЛАД В БУДУЩЕЕ
ршшиим
• ОТ КОНКУРЕНЦИИ К ПАРТНЕРСТВУ
Значительную долю продукции компании составляет контрактное производство в рамках партнерства с зарубежными фармацевтическими компаниями. Среди многолетних партнеров «Сотекса» — международные компании Bayer, Takeda, Sanofi, Novartis, Pierre Fabre и др. Сотрудничество не ограничивается предоставлением производственных мощностей: по ряду препаратов компания предлагает полный спектр услуг, включая поддержку и продвижение на российском рынке. Важное преимущество «Сотекса» на этом поле — разветвленная и отлаженная дистрибьюторская сеть, многолетний опыт продуктивного взаимодействия с медицинским и фармацевтическим сообществом, известность и хорошая репутация препаратов компании среди пациентов. Высочайшее качество продукции «Сотекса» регулярно подтверждается зарубежными компаниями. Ежегодно иностранные партнеры проводят на ее заводе от 2 до 5 инспекций в год. Наличие российского предприятия, готового предоставить часть своих производственных мощностей зарубежным партнерам, создает крайне выгодную ситуацию для всех заинтересованных сторон. Иностранным фармкомпаниям такое взаимодействие позволяет в короткий срок локализовать свою продукцию без риска потери качества, российские врачи и пациенты получают возможность использовать весь ассортимент ЛС от ведущих мировых производителей, а российская компания — доступ к передовым технологиям.
• НОВЫЕ ПОЗИЦИИ
Расширение объемов производства, обновление портфеля и освоение новых фармакотерапевтических направлений осуществляются в соответствии со стратегическим планом развития «Сотекса». Несмотря на кризисные явления в экономике, компании удается сохранить стабильность выбранного курса. Уходящий год был отмечен выводом на рынок целого ряда перспективных и востребованных препаратов.
Среди новинок последних месяцев стоит отметить препараты нефрологической линейки Кетоаминол® и Селамерекс®, ге-патологические препараты Липотиок-сон® и Орнилатекс®, противоопухолевое средство Бартизар®, миорелаксант Риделат-С®, противовоспалительное средство Фламадекс®. В ноябре 2015 г. в продажу поступила еще одна важная новинка от «Сотекса» — первый отечественный препарат цитико-лина под торговой маркой Нейпилепт® (раствор для внутривенного и внутримышечного введения в дозировках 125 и 250 мг/мл). Цитиколин — предшественник фосфолипидов клеточных
мембран, восстанавливающий поврежденные мембраны нервных клеток и предотвращающий их гибель. Доказано, что цитиколин уменьшает объем поражения тканей головного мозга при острых нарушениях мозгового кровообращения, показано его положительное влияние на когнитивные функции пациентов. В ходе открытого сравнительного многоцентрового рандомизированного клинического исследования препарата Нейпилепт® была доказана его терапевтическая эквивалентность оригинальному ци-тиколину.
Российский рынок цитиколина, который до последнего времени был представлен единственным препаратом иностранного производства, быстро растет. В течение 9 мес. 2015 г. продажи данного ЛС увеличились на 26% в рублях и на 17% в упаковках по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составили почти 1,2 млн упаковок на сумму 1 048 млн руб. в ценах закупки. По сравнению с 2011 г. продажи цитиколина выросли почти в 3,5 раза в рублях и более чем в 3 раза — в упаковках (рис. 2).
Цитиколин реализуется не только в розничном, но и в госпитальном сегменте рынка, а также в ОНЛС. Отметим, что, по оценкам компании «Сотекс», Нейпилепт® будет на 20% дешевле зарубежного аналога. Таким образом, новый российский препарат не только повысит доступность лечения для тысяч пациентов, но и обеспечит существенную экономию бюджетных средств.
ДЕКАБРЬ
51
рисуноЛг Динамика продаж цитиколина за первые 9 мес. 2011—2015 гг.
Объем продаж, млн руб.
1 200 1 000 800 600 400 200 0
301
9 мес. 2011
829
628
508
9 мес. 2012
9 мес. 2013
9 мес. 2014
1 048
9 мес. 2015
1 200 1 000 800 600 400 200 0
367
9 мес. 2011
Объем продаж, тыс. уп.
602
9 мес. 2012
759
9 мес. 2013
1 022
9 мес. 2014
1 194
9 мес. 2015
По данным IMS Health с учетом закупок по региональным льготным программам