Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ НОВУЮ КОРОНАВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ НОВУЮ КОРОНАВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новая коронавирусная инфекция / COVID-19 / дети / катамнез / постковидный синдром
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черкасова О. А., Мошурова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ НОВУЮ КОРОНАВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ»

40

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

https://elibrary.ru/ixctdh

«ОСЕННИЕ ФИЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ка была исключена. Продолжены регулярные курсы реабилитации, включающие ЛФК с применением позиций моторного онтогенеза и массажа. На фоне проведённых курсов реабилитации в возрасте 3 года 4 мес ребёнок начал ходить самостоятельно на небольшие расстояния, может стоять без опоры, без обуви 2-3 мин. Отмечается положительная динамика по данным инструментального обследования. На рентгенограмме тазобедренных суставов: степень костного покрытия головки бедренной кости справа 70%, слева 78%.

Заключение. Персонализированный подход с применением позиций моторного онтогенеза с постепенной вертикализа-цией в комплексной реабилитации позволяет достичь значимых результатов у детей 1-го года жизни и раннего возраста с наследственной мотосенсорной полинейропатией Шарко-Мари-Тута.

* * *

ПРИМЕНЕНИЕ МИОФАСЦИАЛЬНОГО МАССАЖА У ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ

Цезарик В.А., Котельников П.С., Тихонов Э.А., Лупандина-Болотова Г.С.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: нарушение осанки; массаж; миофасциальные цепи; миофасциальный массаж

Актуальность. Нарушения осанки являются одной из самых распространённых жалоб на приёме у врача по лечебной физкультуре (ЛФК) среди детей 7-18 лет. При этом в большинстве случаев причиной является не дефект костных структур, а возникшее асимметричное натяжение миофасциальных цепей. При функциональном нарушении осанки, особенно в период роста, могут возникнуть деформации скелета, расстройства нервной деятельности и двигательного аппарата. При работе с такими пациентами основными методиками являются ЛФК и миофасциальный массаж (МФМ). МФМ — это воздействие на миофасциальные структуры в сочетании с осевым вытяжением позвоночника. Это воздействие направлено на восстановление подвижности миофасциальных слоев, а также на восстановление симметричности натяжения миофасциальных структур. Данная методика воздействует на структуру в целом, а не на мышцы в отдельности, создаёт осевое вытяжение позвоночника и сохраняет натяжение между фасциаль-ными структурами в течение всей процедуры, что позволяет добиваться в работе с нарушением осанки лучших результатов за меньшее число процедур. Цель: определить эффективность МФМ у детей с нарушениями осанки.

Материалы и методы. Обследовано 8 детей с нарушением осанки. В ходе осмотра были проведены визуальная оценка нарушения осанки, замер роста и разницы длины нижних конечностей (при наличии). Больные были распределены на 2 группы случайным образом: пациенты 1-я группы (п = 4) получали МФМ в сочетании с комплексом ЛФК, 2-й (п = 4) — классический массаж в сочетании с комплексом ЛФК.

Результаты. По завершении курса массажа и ЛФК проводили повторные замеры и визуальную оценку осанки. У больных 1-й группы разница в росте составила в среднем +0,9 см, 2-й — +0,3 см. В каждой группе было по 1 пациенту с функциональной разницей в длине нижних конечностей 0,5 см, которая скорректировалась после курса массажа. Также паци-

енты и родители 1-й группы отмечали визуальное уменьшение асимметрии осанки уже после 3-4 процедур, тогда как у больных 2-й группы визуальные изменения отмечались родителями и пациентами только на 7-9-й процедуре.

Заключение. МФМ существенно отличается от классического за счёт работы с миофасциальными структурами в сочетании с осевым вытяжением позвоночника, что позволяет достичь лучших результатов при функциональном нарушении

осанки за меньшее число процедур.

* * *

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЁСШИХ НОВУЮ КОРОНАВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ

Черкасова О.А., Мошурова Л.В.

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко Минздрава России, Воронеж, Россия

Ключевые слова: новая коронавирусная инфекция; COVID-19; дети; катамнез; постковидный синдром

Актуальность. Самой масштабной эпидемией корона-вирусной инфекции является пандемия COVID-19 (возбудитель — вирус SARS-CoV-2). COVID-19 протекает как бессимптомно, так и с симптомами различной тяжести (до летального исхода). Дети без отягощённого анамнеза могут переносить COVШ-19 тяжело, у 17-28,4% возможны последствия в виде мультисистемного воспалительного синдрома, продолжающегося или длительного COVID-19 (4-12 нед), постковидно-го синдрома (ПКС) длительностью свыше 12 нед. Цель: определить катамнез детей, перенесших COVID-19 в амбулаторных условиях, через 12 мес.

Материалы и методы. Обследовано 689 больных в возрасте 7-18 лет, у которых через 4-12 нед после COVШ-19 сохранялись жалобы. Катамнез через 12 мес проводился по разработанной нами схеме диспансеризации пациентов (ежеквартальные врачебные осмотры, лабораторные и инструментальные обследования). Критерии исключения (п = 115): неявка на осмотр, отсутствие связи диагностированных состояний с перенесённой COVID-19, симптомы обострения ранее выявленных хронических заболеваний. Статистическая обработка данных проводилась с применением критериев Колмогорова-Смирнова, Манна-Уитни, Стьюдента.

Результаты. У 574 пациентов (24,1% детей, перенёсших COVID-19) диагностированы симптомы, ассоциированные с перенесённой COVID-19. В постинфекционном периоде часто пациенты обоих полов отмечали слабость (п = 237), субфебрилитет (п = 203) и цефалгии (п = 164). Астения чаще была диагностирована у мальчиков (65%), цефалгии — у девочек (60,8%), р < 0,05. У 18,6% пациентов отмечалась одышка в покое (свыше 20% от возрастной нормы), которая у каждого 4-го больного сохранялась свыше 12 мес. Реже отмечались выпадение волос (п = 85); паросмия (п = 58, чаще среди мальчиков, р < 0,05); аритмии (п = 52); снижение аппетита (п = 48); дисфункции желудочно-кишечного тракта (п = 37), экзантема (п = 17), которая начиналась в остром периоде (п = 15) и сохранялась 6-13 нед. При компьютерной томографии органов грудной клетки (п = 34) были выявлены фиброзные изменения лёгочной ткани, плевро-пульмональные спайки, брон-хоэктазы, утолщение интерстициальной ткани. Повышенные концентрации D-димера в крови (п = 28) нормализовались через 6 мес после COVID-19.

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

«AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTHCARE»

Заключение. ПКС отмечен у каждого 4-го ребёнка, часто в виде астении, субфебрилитета и цефалгии, которые сохранились через 12 мес у 7,5% пациентов. Остаточные изменения на компьютерной томограмме после COVID-19 выявлены у 6% пациентов, чаще у детей, перенёсших инфекцию в тяжёлой форме.

* * *

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О ПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Чиряева Л.М., Лебедева А.М., Михайлова Г.П., Лебедева У.М.

Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, Якутск, Россия

Ключевые слова: анкетирование родителей; питание детей; ранний возраст; Якутия

Актуальность. Ранний возраст детей является периодом становления вкусовых предпочтений, формирования основ здорового питания и правильного пищевого поведения. В этом возрасте физиологические процессы требуют ежедневного оптимального поступления всех основных макро- и ми-кронутриентов, способствующих гармоничному росту и развитию детей. В связи с этим проблема организации питания детей в первые 3 года является не менее актуальной, чем вопросы вскармливания младенцев первых месяцев жизни. Особо важную роль в этом играют родители и семья, где воспитывается ребёнок. Поэтому информированность и наличие конкретных знаний о здоровом питании у родителей очень важны при организации сбалансированного рационального питания детей в семьях. Цель: определить факторы, влияющие на организацию питания детей раннего возраста, и разработать научно обоснованные рекомендации по оптимизации принципов здорового питания с учётом региональных особенностей Якутии.

Материалы и методы. Проведено анкетирование родителей детей в возрасте от 1 года до 3 лет в 35 муниципальных образованиях Республики Саха. Анкета состояла из 4 основных и 25 тематических вопросов. Основные вопросы определяли место проживания респондентов, отношение к медицинской организации, дату рождения ребёнка и возраст на момент заполнения родителями анкеты. 25 тематических вопросов включали в основном вопросы о грудном вскармливании, питании молочными смесями и введении продуктов прикорма с последующим переходом на общий стол, в том числе с региональным компонентом.

Результаты. В анкетировании приняли участие 262 родителя детей в возрасте от 1 до 3 лет. Установлено, что большинство детей (66%) не получают грудное молоко после 1 года. 39,7% родителей при введении продуктов прикорма самостоятельно определяют для себя сроки введения тех или иных продуктов, 35,5% родителей ответили, что ориентируются на рекомендации педиатра при введении продуктов прикорма. 162 (61,8%) родителя ответили, что используют в питании ребёнка смесь промышленного производства и собственного приготовления, 142 (54,2%) опрошенных используют фрукты в качестве перекуса для детей. Таким образом, только половина опрошенных —134 (51,1%) родителя считают, что рацион их ребёнка сбалансирован и полностью соответствует его потребностям. При этом почти все опрошенные — 239 (91,2%)

родителя удовлетворены советами медицинского персонала по вопросам питания их ребёнка.

Заключение. Установлена неудовлетворительная информированность родителей региона в вопросах питания детей раннего возраста, что указывает на необходимость разработки и популяризации специалистами научно обоснованных рекомендаций по его оптимизации.

* * *

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Шашель В.А., Первишко О.В., Шамурзаева А.А., Фирсова В.Н.

Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России, Краснодар, Россия

Ключевые слова: дети; железодефицитные состояния; профилактика; лечение; общеобразовательные учреждения

Актуальность. Одно из наиболее частых алиментарно-зависимых дефицитных состояний в мире — недостаток железа в организме детей и взрослых, который постоянно увеличивается. Для школьников чрезвычайно важна возможность их оздоровления без прерывания учебного процесса, параллельно занятиям в школе. Цель: определить эффективность разработанной технологии для профилактики латентного дефицита железа (ЛДЖ) и лечения железодефицитной анемии (ЖДА) у школьников в условиях медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений.

Материалы и методы. При проведении диспансеризации в школе по клинико-лабораторным показателям диагноз ЛДЖ был установлен 132 детям, ЖДА — 28 школьникам в возрасте 7-18 лет. Проведены врачебный осмотр, клинический и биохимический анализы крови, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, почек и мочевыводящих путей, эзофагогастродуоденоскопия, электрокардиография.

Результаты. В основе разработанной и внедрённой технологии профилактики и лечения детей и подростков с же-лезодефицитными состояниями (ЖДС) в условиях школы использовались аэротерапия, дозированные физические нагрузки на уроках физической культуры, лечебное питание, обогащённое железом, фитотерапия, энтеросорбция, бальнеотерапия в виде внутреннего приёма железистой минеральной воды, витаминно-минеральных комплексов, приём препарата ГПК Fe3+ (Мальтофер) в дозе 2,5 мг/кг в сутки в течение 2 мес для профилактики ЛДЖ и в дозе 5,0 мг/кг в сутки в течение 3 мес для лечения ЖДА. Эффективность внедрённой технологии у детей и подростков с ЛДЖ составила 100%, с ЖДА — 96,4%. Улучшение не наступило у 3,6% пациентов, ухудшения не отмечалось.

Заключение. Использование разработанной комплексной технологии профилактики и лечения ЖДС у детей и подростков показало её высокую эффективность в условиях медицинского кабинета общеобразовательного учреждения без прерывания учебного процесса.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.