Научная статья на тему 'Состояние высших психических функций у детей с расстройствами развития речи. , посещающих детское дошкольное учреждение компенсирующего вида'

Состояние высших психических функций у детей с расстройствами развития речи. , посещающих детское дошкольное учреждение компенсирующего вида Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкашина Оксана Игоревна, Патюков Александр Георгиевич

В сравнении со сверстниками из массового детского сада изучено состояние высших психических функций 62 воспитанников детского сада компенсирующего вида от 4 до 7 лет с расстройствами развития речи в зависимости от длительности посещения ими данного дошкольного учреждения. Установлено, что у детей, первый год посещающих детский сад компенсирующего вида, так же как и у детей, второй год пребывающих в данном дошкольном учреждении, имеются некоторые особенности в состоянии высших психических функций в сравнении со сверстниками из массового дошкольного учреждения. На третьем году посещения речевого детского сада состояние высших психических функций у исследуемых детей практически не отличается от сверстников из массового детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черкашина Оксана Игоревна, Патюков Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Critical mental ability in children with logopathy, visiting compensating pre-school institutions

In comparison with contemporaries from a general kindergarten it has been investigated the condition of the maximum mental functions of 62 pupils of a kindergarten of a compensating kind of 4-7 years old with logopathy depending on the duration of visiting of them of that special school. It has been determined that children, visiting a kindergarten of a compensating kind on the first year, as children, visiting the infant school on the second year, have some features in the condition of the maximum mental functions in comparison with contemporaries from general infant schools. On the third year of visiting of a speech kindergarten the condition of the maximum mental functions in the surveyed children practically does not differ from contemporaries a general kindergarten

Текст научной работы на тему «Состояние высших психических функций у детей с расстройствами развития речи. , посещающих детское дошкольное учреждение компенсирующего вида»

УДК616.89-008.434-053.4+612.821

О.И.ЧЕРКАШИНА А.Г.ПАТЮКОВ

Омскаягосударственная медицинскаяакадемия

СОСТОЯНИЕ

ВЫСШИХПСИХИЧЕСКИХФУНКЦИЙ

УДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ

РАЗВИТИЯРЕЧИ,

ПОСЕЩАЮЩИХДЕТСКОЕ

ДОШКОЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГОВИДА

В сравнении со сверстниками из массового детского сада изучено состояние высших психических функций 62 воспитанников детского сада компенсирующего вида от 4 до 7 лет с расстройствами развития речи в зависимости от длительности посещения ими данного дошкольного учреждения.

Установлено, что у детей, первый год посещающих детский сад компенсирующего вида, так же как и у детей, второй год пребывающих в данном дошкольном учреждении, имеются некоторые особенности в состоянии высших психических функций в сравнении со сверстниками из массового дошкольного учреждения. На третьем году посещения речевого детского сада состояние высших психических функций у исследуемых детей практически не отличается от сверстников из массового детского сада.

Введение

Одним из показателей умственного развития ребенка является речевая функция [1], расстройство которой достаточно часто встречается в детском возрасте. По данным литературы [2], патология речи в дошкольном возрасте составляет 15-30%. А.В. Семенович [3] отмечает, что на сегодня речевая недостаточность приобрела у большинства детей более недифференцированный, мозаичный и вместе с тем генерализованный вид. А нарушение вербальной коммуникации одновременно является и нарушением социальных отношений, так как любое общение — это речевое воздействие [4]. Расстройства речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Отмечено сопряжение речевой патологии у детей с обилием сопутствующих патофеноменов в двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности [3]. Такие дети требуют индивидуального подхода при освоении учебной программы дошкольного учреждения, при целенаправленной подготовке к обучению в школе. Все это стимулирует к проведению исследований в области изучения высших психических функций у детей с речевыми расстройствами.

Целью настоящей работы является изучение состояния высших психических функций у дошкольников с речевыми расстройствами в зависимости от возраста и длительности посещения детского сада компенсирующего вида.

Материалы и методы

Было проведено изучение состояния высших психических функций 124 детей. Основную группу

составили 62 ребенка (41мальчик и 21 девочка) от 4 до 7 лет с расстройствами развития речи и сохраненным интеллектом, посещающих детский сад компенсирующего вида № 245 г. Омска. Дети, которым в динамике был выставлен диагноз задержка психоречевого развития, из обследования исключались. Все дошкольники основной группы в зависимости от возраста и длительности посещения детского сада были разделены на три подгруппы: I — дети от 4 до 5 лет, первый год посещающие детский сад (18 человек); II — дети от 5 до 6 лет, второй год посещающие детский сад (12 человек); III — дети от 6 до 7 лет, третий год посещающие детский сад (32 человека). Контрольную группу составили 62 воспитанника массового детского сада № 339 г. Омска (31 мальчик и 31 девочка) от 4 до 7 лет, нервно-психическое развитие, которых соответствовало возрасту. Разделение детей из контрольной группы на подгруппы было аналогичным распределению в основной группе. Изучение состояния высших психических функций проводилось с согласия родителей в первой половине дня.

Для исследования особенностей высших психических функций мы использовали тестовые задания, применяемые как в психофизиологии, так и в нейропсихологии [5, 6, 7] (основоположник — А.Р. Лурия и его ученики) [8], выполнение которых не требует наличия дорогостоящего оборудования. Из множества предлагаемых заданий [9, 10, 11, 6, 7] были отобраны, на наш взгляд, наиболее доступные для каждой возрастной подгруппы детей, которые можно применять в условиях речевого детского сада.

При выполнении каждого задания детям присваивалось от 0 до 3 баллов: 0 — ребенок самостоятельно выполнял тестовое задание; 1 — ребенок выполнял тестовое задание с незначительными погрешностями, которые быстро исправлял самостоятельно или

при некоторой помощи взрослого направляющего характера (верхняя граница нормы); 2 — ребенок выполнял тестовое задание с ошибками, требовались помощь взрослого, повторные разъяснения; 3 — ребенок не выполнял задания.

Проводилось изучение понимания речи (ответы на вопросы, выполнение инструкций); автоматизированной речи (порядковый счет); отраженной речи (повторение слогов, слов); двигательных функций (праксис позы пальцев, реципрокная координация); зрительного гнозиса (подбор полосок и кругов основных цветов); слухового гнозиса (дифференциация ритмов при ударе карандашом по столу); слухоре-чевой непосредственной и отсроченной памяти (запоминание слов); зрительной непосредственной и отсроченной памяти (запоминание картинок); устойчивости внимания (детские варианты корректурных проб); интеллектуальных функций (конструирование предметов, понимание сюжетных картин, классификация по самостоятельно выделенным признакам, по заданным признакам).

Для статистической обработки результатов исследования использовались возможности программы «Биостат». Оценка достоверности различий проводилась с помощью критерия Манна-Уитни и точного критерия Фишера. Различия считались статистически достоверными при критическом уровне значимости рт0,05.

Результаты исследования

Дети от. 4 до 5 лет. Посещали, занятия логопеда три. раза в неделю.

При работе с детьми полных четырех лет, первый год посещающих дошкольное учреждение компенсирующего вида, нами были установлены некоторые особенности высших психических функций. Из таблицы 1 видно, что дети от 4 до 5 лет с речевыми расстройствами испытывали трудности при выполнении

тестовых заданий, связанных с повторением звуков, слогов, слов, с исследованием двигательных функций, слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления. Об этом свидетельствует достоверно высокий средний балл детей основной подгруппы по сравнению с детьми контрольной подгруппы.

Дополнительно необходимо отметить, что во время исследования отраженной речи никто из детей основной подгруппы не справился с заданием самостоятельно против 14 (77,8%) человек из массового детского сада (р = 0,001). Напротив, 14 (77,8%) дошкольников из основной подгруппы, в связи с нарушением звукопроизношения, допускали ошибки и получали оценку «2», в то время как сверстники контрольной подгруппы таким баллом не оценивались (р = 0,001). Также 14 (77,8%) детей с речевыми нарушениями против 1 (5,5%) из контрольной подгруппы совершали ошибки при проведении пробы на реци-прокную координацию, получая оценку «2» (р = = 0,004). Оценку «3», свидетельствующую о невозможности выполнения пробы на праксис позы пальцев, получили 8 (44,4%) детей из основной подгруппы, в то время как в контрольной подгруппе никому из детей такая оценка не выставлялась (р = 0,014). Показательно, что отсроченное воспроизведение слов совершили с ошибками (оценка «2») 12 (66,7%) человек основной подгруппы против 2 (11,1%) контрольной (р = 0,026). Задания, направленные на конструирование предметов, вызывали затруднения у воспитанников речевого детского сада, ни один ребенок из данного дошкольного учреждения не справился с предложенным тестом самостоятельно (оценка «0») против 14 (77,8%) детей из массового детского сада (р = 0,001).

Средний балл детей с нарушениями речи, отражающий способность к дифференциации ритмов (удары карандашом), превышает порог нормы, но статистически значимых различий со средним баллом детей из контрольной подгруппы не имеет (табл. 1).

Оценки за тестовые задания (в баллах) детей от 4 до 5 лет (М ± т)

Таблица 1

Тестовые задания Обследуемые подгруппы р

Основная подгруппа (п = 18) Контрольная подгруппа (п=18)

Понимание речи 0,05±0,05 0,05±0,05 0,990

Автоматизированная речь 0,77±0,10 0,11±0,07 <0,001

Отраженная речь 1,77±0,10 0,22±0,10 <0,001

Реципрокная координация 2,00±0,11 0,27±0,13 <0,001

Праксис позы пальцев 2,27±0,17 0,55±0,16 <0,001

Зрительный гнозис 0,55±0,16 0,44±0,16 0,575

Слуховой гнозис 1,44±0,30 0,83±0,24 0,141

Слухоречевая непосредственная память 2,00±0,00 0,55±0,21 <0,001

Слухоречевая отсроченная память 1,66±0,22 0,22±0,15 <0,001

Зрительная непосредственная память 0,72±0,25 0,22±0,15 0,119

Зрительная отсроченная память 0,77±0,27 0,11±0,07 0,078

Внимание 1,00±0,24 0,38±0,16 0,075

Наглядно-образное мышление 1,44±0,12 0,27±0,13 <0,001

Логическое мышление 2,66±0,18 2,55±0,18 0,536

Оценки за тестовые задания (в баллах) детей от 5 до 6 лет (М ± т)

Тестовые задания Обследуемые подгруппы р

Основная подгруппа (п = 12) Контрольная подгруппа (п = 12)

Понимание речи 0,08±0,08 0,08±0,08 0,957

Автоматизированная речь 0,66±0,22 0,08±0,08 0,031

Отраженная речь 1,25±0,13 0,08±0,08 <0,001

Реципрокная координация 1,41±0,14 0,91±0,19 0,070

Праксис позы пальцев 1,33±0,18 0,25±0,13 <0,001

Зрительный гнозис 0,58±0,22 0,41±0,14 0,769

Слуховой гнозис 1,25±0,32 0,41±0,22 0,068

Слухоречевая непосредственная память 1,83±0,16 0,66±0,28 0,005

Слухоречевая отсроченная память 1,75±0,25 0,08±0,08 <0,001

Зрительная непосредственная память 0,75±0,32 0,33±0,22 0,353

Зрительная отсроченная память 1,16±0,36 0,16±0,11 0,045

Внимание 0,66±0,28 0,50±0,26 0,694

Наглядно-образное мышление 0,50±0,15 0,16±0,11 0,103

Логическое мышление 1,91±0,14 1,91±0,19 1,000

При работе с корректурными таблицами средний балл дошкольников из детского сада № 245 стоит на границе нормы, но не имеет статистических различий с оценкой детей из неспециализированного дошкольного учреждения. Задания, связанные с исследованием элементов логического мышления, представляли трудности как для детей из речевого, так и для детей из массового детского сада.

С остальными тестовыми заданиями дошкольники справлялись. При исследовании порядкового счета отмечается статистическое различие в балльных оценках между основной и контрольными подгруппами детей, но показатели детей из обеих подгрупп укладываются в нормативные величины.

Дети от. 5 до 6 лет.. Посещали, занятия логопеда четыре раза в неделю.

При тестировании детей полных пяти лет, второй год посещающих детский сад компенсирующего вида, нами были также установлены особенности их высших психических функций в сравнении со сверстниками из массового детского сада. Данные таблицы 2 указывают на то, что на втором году посещения детского сада компенсирующего вида дети от 5 до 6 лет еще испытывали затруднения при выполнении заданий по исследованию отраженной речи, праксических функций, слухоречевой памяти, отмечено затруднение при воспроизведении отсроченных зрительных стимулов (средний балл достоверно выше, чем у сверстников контрольной подгруппы).

Мы обратили внимание на тот факт, что при исследовании отраженной речи 9 (75%) детей совершали неточности и нуждались в некоторой направляющей помощи взрослого, получая при этом оценку «1», в то время как только 1 (8,3%) ребенок из массового детского сада нуждался в помощи взрослого (р = 0,05). При исследовании двигательных функций (праксис позы пальцев) только 1 (8,3%) ребенок из

основной подгруппы справился с заданием самостоятельно, получив оценку «0» против 9 (75%) детей из контрольной подгруппы (р = 0,05). При отсроченном воспроизведение предъявленных ранее слов 9 (75%) дошкольников с речевыми расстройствами допустили количество ошибок больше нормативного и получили оценку «2», в то время как сверстники из массового детского сада таким баллом не оценивались (р = 0,012).

У детей с речевыми расстройствами в этом возрасте еще несколько страдает способность к дифференциации ритмов, но статистических различий в оценках между двумя подгруппами детей не обнаружено (табл. 2). Практически одинаковая высокая балльная оценка, характеризующая способность к логическому мышлению, детей как основной, так и контрольной подгрупп свидетельствует о том, что оно еще не сформировано. Остальные тестовые задания, включая исследование устойчивости внимания и наглядно-образного мышления, не представляли трудностей для воспитанников полных пяти лет речевого детского сада. Средний балл при исследовании автоматизированной речи у детей основной подгруппы достоверно отличается от аналогичного у детей из контрольной подгруппы, но не превышает нормативную величину.

Дети от. 6 до 7 лет.. Посещали, занятия логопеда пять раз в неделю.

Состояние высших психических функций детей полных шести лет, третий год посещающих детский сад компенсирующего вида, отражено в таблице 3, из которой следует, что на третьем году посещения детского сада компенсирующего вида дети, в основном, справлялись с предложенными тестовыми заданиями, как и сверстники из массового детского сада, включая тест на исследование отраженной речи (балльная оценка укладывается в нормативные

Оценки за тестовые задания (в баллах) детей от 6 до 7 лет (М ± m)

Тестовые задания Обследуемые подгруппы р

Основная подгруппа (n = 32) Контрольная подгруппа (n = 32)

Понимание речи 0,12±0,05 0,03±0,03 0,517

Автоматизированная речь 0,31±0,09 0,09±0,05 0,184

Отраженная речь 0,53±0,12 0,03±0,03 0,010

Реципрокная координация 0,65±0,14 0,62±0,14 0,932

Праксис позы пальцев 1,00±0,15 0,87±0,15 0,596

Зрительный гнозис 0,62±0,10 0,31±0,10 0,045

Слуховой гнозис 0,56±0,14 0,53±0,15 0,846

Слухоречевая непосредственная память 1,12±0,17 0,56±0,16 0,050

Слухоречевая отсроченная память 1,12±0,17 0,18±0,10 <0,001

Зрительная непосредственная память 0,43±0,14 0,31±0,13 0,666

Зрительная отсроченная память 0,25±0,11 0,06±0,06 0,499

Внимание 0,25±0,11 0,18±0,10 0,838

Наглядно-образное мышление 0,12±0,05 0,03±0,03 0,517

Логическое мышление 1,34±0,14 1,06±0,18 0,244

величины). Средний балл, свидетельствующий о состоянии некоторых высших психических функций, статистически отличается от среднего балла детей контрольной подгруппы, но не превышает норму. Исключение составили задания, связанные с исследованием слухоречевой непосредственной и отсроченной памяти, которые дети и в этом возрасте выполняли с ошибками.

Показательно, что больше половины детей с речевыми нарушениями18 (56,2%) против 3 (9,4%) из контрольной подгруппы допускали больше нормативного количество ошибок при исследовании отсроченной слухоречевой памяти и получали оценку «2» (р = 0,005). Задания, связанные с исследованием способности к логическому мышлению, в этом возрасте также еще представляли трудности. При выполнении теста на классификацию предметов средний балл детей как с речевыми нарушениями, так и контрольной подгруппы превышает нормативную величину (табл. 3). Это подтверждает то, что данный вид мышления еще находится в стадии формирования.

Таким образом, проведенное изучение состояния высших психических функций у дошкольников с расстройствами развития речи, посещающих детский сад компенсирующего вида в сравнении с детьми из массового детского сада, свидетельствует о частичной недостаточности этих функций на первом и втором году посещения данного дошкольного учреждения и о положительной динамике в созревании таковых к полным шести годам (третий год пребывания в дошкольном учреждении) на фоне проводимых занятий по программе дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Обсуждение результатов исследования

Недостаточность двигательных функций (движения выполнялись по команде взрослого), которая встречается у детей от 4 до 5 лет и от 5 до 6 лет с речевыми расстройствами, вероятно, можно объяснить несовершенством модели Вернике-Гешвинда, дающей возможность понять связь между речью и двигательными актами [12], еще функциональной незрелостью постцентральной и прецентральной области левого полушария. При созревании этих отделов к старшему дошкольному возрасту (полные шесть лет) совершенствуются как движения, так и функция речи, так как соматосенсорное и первичное моторное поля обеспечивают формирование двигательной активности при переводе речи в акустическую форму. Также несовершенство выполнения пробы на реципрокную координацию свидетельствует о том, что межполушарные взаимодействия только начинают формироваться.

На нарушения процессов запоминания, особенно словесных стимулов, в своих работах обращают внимание многие авторы [13, 14, 15]. Выявленное нами достаточно стойкое снижение мнестических функций за счет нарушения слухоречевой памяти, вплоть до шестилетнего возраста у детей с речевыми расстройствами, вероятнее всего, связано с более длительным доминированием правого полушария относительно левого у данной категории детей и несовершенным функционированием височной доли левого полушария.

Сниженные мнестические способности у воспитанников речевого детского сада объясняются и недостаточной зрелостью лобных отделов коры в до-

школьном возрасте [16], контролирующих произвольное воспроизведение заученной информации.

Функциональной незрелостью височной доли 5 правого полушария можно объяснить и не до конца 5 сформированную функцию слухового гнозиса (рас® познавание неречевых стимулов — ритмов). | Психофизиологической причиной несовер-

Е шенства внимания у детей I подгруппы основной 88 группы — детиот4до5лет(среднийбаллнагранице 1 нормы) может служить также недостаточная зре-Зс лость лобных долей и несформированность длинных ассоциативных путей, связывающих передние отде-| лы с проекционными зонами коры и расположенных ° в височных и затылочных долях мозга. В старшем дошкольном возрасте возрастает устойчивость внимания, уменьшается количество ошибок, на что указывают и исследования некоторых авторов [17,18].

Несформированность логического мышления к возрасту полных шести лет у детей как основной, так и контрольной подгрупп не противоречит литературным данным [19, 16], свидетельствующим о доминировании в этом возрасте наглядно-образного мышления и появлении только зачатков логического мышления (недостаточная функциональная активность левого полушария), которое более бурно развивается с семи лет. Однако отметим, что в возрастной подгруппе детей от 4 до 5 лет с речевыми нарушениями имеет место и сниженная наглядно-образная мыслительная деятельность, что так же не противоречит данным литературы [20]. Это, возможно, связано с незавершенностью процесса формирования некоторых психических функций, включая кратковременную и долговременную память, и с незавершенностью становления речевой функции [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, частичная недостаточность высших психических функций у дошкольников с речевыми расстройствами связана с функциональной незрелостью различных отделов коры головного мозга (преимущественно левого полушария) в этом возрастном периоде.

Выводы

1. У детей от 4 до 5 лет и от 5 до 6 лет с расстройствами развития речи, первый и второй год посещающих детский сад компенсирующего вида, кроме нарушения речи, более ярко выражено несовершенство праксических и мнестических функций в отличие от сверстников из массового детского сада, свидетельствующих о функциональной незрелости левого полушария головного мозга.

2. В возрасте от 6 до 7 лет (на третьем году посещения данного дошкольного учреждения) состояние высших психических функций детей с речевыми нарушениями практически не отличается от состояния таковых у воспитанников массового детского сада, за исключением сниженной слухоречевой памяти, что подтверждает более активное вовлечение в работу в этом возрасте левого полушария головного мозга.

Библиографический список

| 1. Сорокина Н.Д. Нарушение речевых и образных функ-

ё ций у детей с эпилепсией при преимущественном пораже-

х нии правого или левого полушария головного мозга / Н.Д. Со-

§: рокина, Г.В. Селецкий // Журн. неврологии и психиатрии

^ им. С.С. Корсакова. - 1999. - № 3. - С. 7-11.

2. Доскин В.А. Состояние здоровья детей с патологией речи / В.А. Доскин, О.В. Гончарова // Вестник оториноларингологии. - 1998. - № 1. - С. 50-52.

3. Семенович А.В. Закономерности становления сенсомо-торного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи / А.В. Семенович, Л.Б. Ха-лилова, Т.Н. Ланина // Дефектология. — 2004. — № 5. — С. 55-60.

4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999 - 287 с.

5. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Б. Хозиев. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.

6. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - СПБ. : Питер, 2006. - 80 с.

7. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учеб пособие / А.В. Семенович. - М. : Генезис, 2005. - 319 с.

8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - Издательство Московского университета, 1969.

- 504 с.

9. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологичес-кого исследования / А.П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

10. Большая книга тестов. Для детей 5-6 лет / С.Е. Гаврина [и др.]. - М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2005. - 135 с.

11. Гатанова Н.В. Тесты для детей 4 лет / Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. - СПб. : Издательский дом «Нева», 2004. - 32 с.

12. Циркин В.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека: учебное пособие. / В.И. Циркин, В.И. Трухина. - М.: Мед. Кн.; Н. Новгород: Издательство НГМА, 2001. - 523 с.

13. Лукашевич И.П. Роль структуры правого и левого полушарий в формировании речи и памяти у детей / И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, В.М. Шкловский // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 6. - С. 52-56.

14. Keilmann A. Diagnosis and differentiation of children witch language development disorders. What role can be attributed to intelligence / A. Keilmann, L. Braun, H. Scholer // HNO.

- 2005. - Vol. 53, № 3. - P. 268-284.

15. Колповская И.К. Нарушение импрессивной речи у детей с сенсорной афазией / И.К. Колповская // Дефектология. - 2000. - № 2. - С. 28-38.

16. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии : учеб. пособие / В.Г. Каменская. - М. : Форум: Инфра-М, 2005. - 288 с.

17. Тамбиев А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Э. Там-биев // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 53-62.

18. Фарбер Д.А. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте / Д.А. Фарбер, Н.В. Дубровин-ская // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 2. - С. 25-32.

19. Шостак В.И. Физиология психической деятельности человека: учебное пособие по психофизиологии / В.И. Шостак. - СПб.: Деан, 1999. - 127 с.

20. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. -224 с.

ЧЕРКАШИНА Оксана Игоревна, ассистент кафедры нормальной физиологии.

ПАТЮКОВ Александр Георгиевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии.

Статья поступила в редакцию 08.12.06 г. © Черкашина О. И., Патюков А. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.