Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 5 (296).
Право. Вып. 35. С. 87-89.
В. А. Некрасов, А. П. Некрасов
СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И СТРУКТУРА КРАЖ ГРУЗОВ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОВ,
СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Дается анализ состояния, тенденций и структуры краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Приводятся статистические данные МВД России, делаются выводы о распространенности и количестве данных преступлений.
Ключевые слова: кражи грузов в сфере грузовых перевозок, состояние, динамика и структура краж грузов, распространенность и количество краж грузов.
Преступность как негативное социальное явление принято учитывать по зарегистрированным фактам преступлений, выявленным лицам, их совершившим, и возбужденным уголовным делам, что составляет основу единого учета преступлений. Кражи грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, являются частью общей преступности и поэтому рассматриваются в ее структуре.
В 2011 г. органами внутренних дел рассмотрено 24,61 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 3,1 % больше, чем за двенадцать месяцев 2010 г. Почти по каждому двенадцатому сообщению (8,1 %) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1982,4 тыс. уголовных дел, что на 9,2 % меньше показателя за аналогичный период 2010 г. Зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений (на 8,5 % меньше, чем за аналогичный период 2010 г.). Рост регистрируемых преступлений отмечен в семи субъектах РФ, снижение — в 76 субъектах.
Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 250,73 млрд р., что на 4,4 % меньше аналогичного показателя прошлого года. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных сократился с 26,0 % в 2010 г. до 25,3 %. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (49,3 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи (1038,6 тыс.). Почти каждое третье (40,7 %) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое пятое (20,1 %) — лицами в состоянии алкогольного опьянения, каждое восемнадцатое (5,5 %) — несовершеннолетними или при их участии. Организованными группами или преступными сообществами совершено
16,9 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (20,3 %), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий снизился с 5,9 % в 2010 г. до 5,2 %1.
Приведенная статистика свидетельствует о достаточно серьезной проблеме. Несмотря на то, что цифры указывают на некоторое снижение количества преступлений и некоторых других показателей, вызывает опасение рост рецидивной преступности, что напрямую отражается на количестве краж чужого имущества.
Относительно анализа и учета преступлений
В. Э. Эминов отмечал, что познание преступления, всех его признаков необходимо для разработки профилактических мер. Поэтому криминологическая характеристика — исходный этап для оптимизации процесса разработки и реализации мер профилактики преступлений2.
А. И. Долгова3 указывала на то, что данные о преступности всегда сопоставляются с потребностями того, кто делает анализ, с тем, какие цели он при этом преследует и какую информацию желает получить. Если речь идет о повышении эффективности предупреждения преступности, то в первую очередь анализируются те ее характеристики, которые отражают особенности порождения преступности социальной средой. В то же время данные о наиболее распространенных способах совершения преступлений приобретают особое значение в процессе совершенствования деятельности по раскрытию преступлений.
Таким образом, изучение состояния, динамики и структуры преступности является основным направлением в деятельности по ее предупреждению. Данная деятельность заключается в осуществлении полноценного и объективного анализа полученных данных, на основе которых производится профессиональный прогноз развития криминогенной обстановки в рассматриваемой сфере.
Профессиональный прогноз — это основа для выработки и принятия решений об организации работы по профилактике совершения краж грузов. Криминологическое прогнозирование — функция и вид профессиональной деятельности, имеющие научную основу. Криминологическое прогнозирование представляет собой аналитический процесс, в ходе которого на основе полной и достоверной информации о состоянии преступности выявляются причины и условия, закономерности, проблемы, делается прогноз ее развития и разрабатываются управленческие решения.
Главной целью прогнозирования как составной части системы профилактики краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, является упреждающая ориентация на возможные изменения криминогенной обстановки. Под прогнозом понимается оценка будущего состояния какого-либо явления, основанная на научном познании закономерностей его развития4. Необходимость в прогнозе вызывается профессиональной потребностью. Прогнозирование предполагает процесс научного предсказания будущего состояния прогнозируемого объекта, которое осуществляется на основе анализа его прошлого и настоящего, систематического (непрерывного) получения научно обоснованной информации относительно перспективного периода.
Объектом прогнозирования в сфере профилактики краж грузов являются криминальные явления и процессы, динамика их развития и влияния на состояние оперативной обстановки.
Отсутствие профессиональных прогнозов и соответственно непринятие управленческих решений обусловлено недостатком необходимой информации. Руководители и сотрудники правоохранительных органов должны быть профессионально подготовлены в плане знания видов и объемов информации целевого назначения. Невыполнение указанной деятельности создает условия для развития появившегося негативного явления в виде роста количества краж грузов.
Прежде всего, при анализе состояния, динамики и структуры краж грузов, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, следует уяснить, какие именно деяния следует к таковым относить.
Итак, железнодорожным транспортом считается вид транспорта, выполняющий перевозки
пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторовагонной тяги5.
Уставом железнодорожного транспорта РФ регламентировано, что грузом признается объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контей-нерах6.
Указанный нормативно-правовой акт также дает определение железнодорожных путей — ими считаются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Таким образом, кражи грузов следует считать совершенными на объектах железнодорожного транспорта, если совершено тайное хищение объекта, принятого в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах по железнодорожным путям, расположенным на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и выдаче грузов, грузобагажа и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также на железнодорожных путях, соединяющих такие станции в момент движения грузового состава.
Подводя итоги 2011 г., МВД РФ констатировало факт увеличения количества краж грузов, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Количество таких преступлений возросло на 8,4 % (с 3079 до 4312)7. Указанная негативная тенденция прослеживается с 2004 г.: по результатам этого года, рост рассматриваемых преступлений составил 13,4 %; в следующем 2005 г.— 4,8 %, в 2006 г.— 12,9 %, в 2007 г.—
4,9 %, в 2008 г.— 7,5 %. Незначительное снижение их количества отмечалось в 2009 г. (-13,8 %), однако уже в следующем 2010 г. рост краж грузов возобновился и составил 5,8 % (данные за 2011 г. указаны в начале статьи).
Особо тревожная криминальная обстановка в сфере краж грузов при грузовых перевозках сложилась в Северо-Западном федеральном округе (там количество таких краж увеличилось на 20,3 %), а также в Приволжском (16,4 %), Сибирском (13,5 %), Уральском (14,2 %)
и Дальневосточном (0,6 %) федеральных округах. Незначительное снижение количества таких преступлений отмечено в Центральном (уменьшилось на 1,7 %), Южном (9,7 %), СевероКавказском (7,9 %) федеральных округах.
Приведенные данные позволяют утверждать
о достаточно сложной криминальной обстановке в сфере грузовых перевозок и о наличии недостатков в профилактике преступности в данной отрасли железнодорожного транспорта.
По результатам анализа территориальной распространенности краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, автором установлено, что наибольшее количество таких краж совершено в Сибирском (828 преступлений), Уральском (794), Приволжском (793), Центральном (649) и Северо-Западном (457) федеральных округах.
Криминальность в сфере грузовых перевозок в Сибирском регионе можно объяснить самой большой протяженностью железных дорог и при этом низким уровнем их защищенности. Тревожная криминальная обстановка в Приволжском, Северо-Западном, Уральском и Центральном округах обусловлена экономическим развитием данных регионов страны. Через их территории проходят важнейшие транспортные артерии страны и основной вал грузоперевозок.
Менее всего распространены кражи грузов на железнодорожных объектах Северо-Кавказского (290 преступлений), Дальневосточного (174) и Южного (102) федеральных округов. Такие показатели можно объяснить наименьшей протяженностью железных дорог и объемами перевозимых грузов.
В структуре данной преступности преобладают кражи металлов (в 2011 г. зарегистрировано 2189 таких преступлений, что на 8,4 % больше, чем в предыдущем году), менее распространены кражи нефтепродуктов и ГСМ (157 преступлений, что больше на 16,5 %) и продовольственных товаров, спиртных напитков (69 преступлений, то есть больше на 109 %). В результате анализа
структуры краж грузов автором выявлена негативная тенденция — увеличение тайного хищения продовольственных товаров и спиртных напитков. Кроме того, автор отмечает, что при стабильном росте количества краж в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, их раскрываемость снижается. Так, в 2011 г. остались нераскрытыми 1013 краж грузов (больше на 7,7 %, чем в предыдущем году), 50 краж грузов в крупных размерах (+108,3 %), 333 кражи металлов (+2,5 %), 26 краж продовольственных товаров и спиртных напитков (+23,8 %).
Статистические данные позволяют сделать вывод о том, что принимаемые меры по противодействию кражам грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, недостаточно эффективны и нуждаются в совершенствовании. Особую актуальность предупреждение таких краж приобретает в настоящее время, в период реформирования правоохранительной системы, в частности подразделений МВД РФ на транспорте. Именно в данный период необходимо разработать рекомендации по совершенствованию мер профилактики рассматриваемого вида хищений.
Примечания
1 См.: Преступность и правонарушения (20062010) : стат. сб. М., 2012.
2 См.: Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2009.
3 Криминология : учеб. для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
С. 101.
4 См.: Кабанов, П. А. Политическая преступность в России: взгляд в прошлое без прогноза на будущее // Рос. юрид. журн. 2008. № 3. С. 85.
5 См.: Большая энциклопедия транспорта : в 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт / гл. ред. Н. С. Конырев. М., 2003. С. 11.
6 См.: Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. 13 янв. № 2. Ст. 170.
7 См.: Преступность и правонарушения (2006-2010).