Сравнительный анализ представленных в табл. 2 фактических и критических (табличных) значений Р-критерия показывает, что для всех рассматриваемых авторегрессионных уравнений выполняется неравенство Р>Ркр. т.е. нулевая гипотеза отклоняется. Следовательно, можно сделать вывод о достаточно высоком качестве рассматриваемых уравнений и применимости их при прогнозировании индексов производственных цен.
На основе уравнений авторегрессий (табл. 2) проведены прогнозные расчеты индексов цен в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве на 2008 — 2010 гг. по Республике Саха (Якутия). Результаты расчетов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Прогнозные индексы цен отраслей производства, в % к предыдущему году
Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
^Индекс цен в промышленности 110,41 107,87 103,02 106,9 106.29 106,80 106,69
Индекс цен в строительстве 107,9 110.27 112,12 114.12 113,27 112,72 112,64
Индекс цен на с/х продукцию 112.9 108.84 108.34 107,2 108,72 109,39 109.45
Как видно из результатов прогнозных расчетов, индексы цен в промышленности в 2008 — 2010 гг. незначительно снизятся по сравнению с 2007 г. и будут принимать значения в диапазоне от 106,3% до 106,8%. Темп роста цен в строительстве в прогнозных периодах будет незначительно ниже уровня 2007 г. и составит в 2010 г. 112,64%. Согласно проведенным прогнозным расчетам в 2008 — 2010 гг. намечается небольшой рост индекса цен в сельском хозяйстве, что объясняется высоким спросом на местную продовольственную продукцию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородин С.А. Эконометрика: Учебное пособие. / С.А. Бородич. - 2-е изд. испр. - Мн.: Новое знание, 2004. 416 с.
2. Методологические положения по статистике. Вып. 3. / Госкомстат России. - М., 2000. - 294 с.
3. Эконометрический анализ динамических рядов основных макроэкономических показателей. Институт экономики переходного периода. Научные труды №34Р. (Авторы: С.Г. Синельников-Мурылев (руководитель проекта), Эн-тов P.M., Дробышевский С.М., Носко В.П., Юдин А.Д.). - Москва, ИЭПП. 2001. - 245 с.
УДК 338.47:654 (571.56) » ,
Состояние телекоммуникационной инфраструктуры Республики Саха (Якугия)
E.JI. Ершова
В статье рассматриваются место и роль транспорта информации и информационных технологий в развитии северного региона. Дается объективная оценка всех подотраслей телекоммуникационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) за период 2000—2006 гг. Приведенные результаты выявляют отдельные особенности развития тех или иных элементов отрасли связи в Республике Саха (Якутия).
In clause the place and a role of transport of the information and information technologies in development of northern region is considered. The objective estimation of all under branches a telecommunication infrastructure of Republic Sakha (Yakutia) for the period 2000—2006u.u is given. The resulted results reveal separate features of development of those or other elements of branch of communication in Republic Sakha (Yakutia).
ЕРШОВА Елена Леонидовна, с.н.с. отдела экономики региональной инфраструктуры ИРЭС. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №3. 2008, СЕНТЯБРЬ
Новые инфокоммуникационные реалии имеют высокий спрос в различных областях жизнедеятельности и стремительно меняют окружающий современного человека мир. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры любого региона является в свою очередь показателем, в некоторой степени отражающим уровень жизни населения и экономический потенциал страны в целом.
К организации связи северного региона с его экстремальными климатическими условиями, обширной географической территорией, разбросанностью поселений, слабо развитой транспортной инфраструктурой, особенно в труднодоступных районах, должны предъявляться высокие критерии качества, что особенно важно с развитием конкуренции среди нескольких компаний по предоставлению услуг связи. По данным федерального мониторинга состояния информатизации региона за период реализации республиканской целевой Программы "Развитие высоких технологий в телекоммуникациях, телевидении и радиовещании в Республике Саха (Якутия) на период до 2006 года", Якутия в конкурентной борьбе достигла позиций лидера среди регионов РФ. Республика входит в первую десятку регионов страны с наиболее развитой сетью пользователей (количество) — региональными компьютерными сетями в сфере государственного управления. Среди регионов Дальневосточного федерального округа по основному показателю связи — телефонной плотности на 1000 чел. мы занимаем 3 место после Камчатской и Магаданской областей.
Абоненты республики получили возможность самостоятельно выбирать, сетью какого оператора пользоваться для соединения с другими городами и странами. К концу 2006 г. доступом на оказание услуг дальней связи обладали операторы — ОАО "Ростелеком" и ОАО "МТТ"; мобильной связи — ОАО "Мегафон", ОАО "МТС" и ОАО "Северо-восточные телекоммуникации" (Нордикс); услуг кабельного цифрового телевидения — ОАО "Сахателеком" и ОАО "Гелиос-ТВ".
Телекоммуникации. Лидирующие позиции в области предоставления услуг телекоммуникаций в регионе занимает ОАО "Сахателеком", доля рынка в Республике Саха (Якутия) — не менее 85% на рынке коммутируемого доступа в Интернет, не менее 90% — на рынке услуг предоставления местной телефонной связи.
ОАО "Сахателеком" обслуживает 267 спутниковых станций, большинство из которых укомплектованы цифровыми АТС, в 19 улусных центрах и 129 отдаленных и труднодоступных населенных пунктах республики. На конец 2006 г. уровень цифровизации телефонной сети в
целом состазил 86% (на городской телефонной сети (ITC) — 89%, на сельской телефонной сети (СТС) — 84%), уровень цифровизации зоновых магистральных направлений — 100%.
На конец 2006 г. в эксплуатации на местной телефонной сети находилась 461 телефонная станция, в т.ч. 81 станция ГТС и 380 станций СТС. В результате инвестиционной политики и ввода в эксплуатацию новых мощностей в период 2000—2006 гг. произошел интенсивный рост номерной телефонной емкости и в отчетном периоде доведен до 267 240 номеров, в том числе у населения — 219 332. Прирост основных телефонных аппаратов составил 13 598, в т.ч. у населения — 10 985. Число зарегистрированных абонентов сотовой радиосвязи стабильно растет, в 2006 г. оно достигло 496 790 единиц. Динамичное развитие сетей телекоммуникаций позволило увеличить и общую телефонную плотность по телекоммуникационным сетям республики (рис. 1).
3 2
= *
#1
2000 2002 2004 200G
□ телефонная плотность сотовой радиосвязи ■ телефонная плотность ГТС ез телефонная плотность СТС
Рис. 1. Динамика роста телефонной плотности сотовой, городской и сельской связи по Республике Саха (Якутия) на 100 человек населения
На начало 2007 г. обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами на 100 семей (постоянного населения) по предприятию составила 74,5, в том числе по ГТС — 79,1 и СТС — 63,8. Количество телефонов на 100 жителей (постоянного населения) составляет 30,3, в том числе по ГТС — 35,6 и СТС — 20,6. Однако при росте номерной емкости наблюдается дисбаланс в уровне обеспеченности услугами телекоммуникаций в городской и сельской местности, что является актуальной проблемой, и ее решение — одно из приоритетных направлений работы Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия).
Проводится работа по внедрению универсальных услуг связи на территории республики с использованием таксофонов и пунктов коллективного доступа в Интернет, направленная на обеспечение потребителей универсальными услугами, прежде всего, на телефонизацию сельских и труднодоступных населенных пунктов — наиболее острой отраслевой проблемы, имеющей об-
щеэкономическое, социальное и политическое значение. Всего в рамках целевой республиканской Программы по внедрению универсальных услуг связи на территории Республики Саха (Якутия) в течение 2006 г. установлено 1316 универсальных таксофонов, в т.ч. на сельской сети — 539 единиц. По мерс повышения инвестиционных возможностей операторов номенклатура универсальных услуг будет расширяться в соответствии с запросами потребителей, общими тенденциями развития инфокоммуникационного рынка. При этом будет обеспечена доступность универсальных услуг связи в каждом населенном пункте республики и тем самым решена проблема телефонизации нетелефонизированных населенных пунктов.
Новые услуги. В 2005 г. все районные центры, а также крупные города и поселки получили возможность предоставления прямого доступа в Интернет, что позволило в 2006 г. увеличить доходы от этого вида услуг на 31% по отношению к 2005 г. Общее количество пользователей сети Интернет к концу 2006 г. составило около 30 тысяч (рис. 2). Для повышения доступности интер-нет-услуг пользователям было организовано их предоставление в кредит по договору "Интернет для всех" с предоставленным лимитом времени.
2000 2002 2004 2006
Количество пользователей
. Количество узлов
программы "Развитие высоких технологий в телекоммуникациях, телевидении и радиовещании в Республике Саха (Якутия) на период до 2006 года", утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) №510 от 25.10. 2002 г. в период с 2002 по 2006 гг. сделан значительный прорыв в развитии телерадиовещания в Республике Саха (Якутия), произедена модернизация республиканской спутниковой распределительной сети "Якутия" с переводом действующей сети на цифровой формат передачи сигналов. Тем самым мероприятия Подпрограммы "Развитие технологической базы единой системы государственного телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия) на 2003—2006 гг." позволили сохранить финансово-экономическую стабильность предприятия ГУП "ТЦТР". К 2006 г. общее количество спутниковых телевизионных станций достигло 1044 единицы. В 355 населенных пунктах республики ведется трансляция республиканских телевизионных программ, практически обеспечен стопроцентный охват населения республиканским телевидением. Модернизация спутниковой распределительной системы "Якутия" обеспечила техническую возможность предоставления населению и корпоративным пользователям республики по существующей спутниковой сети дополнительных (дополнительно к телевидению и радиовещанию) мультисервисных телекоммуникационных услуг связи: организация систем видеоконференцсвязи; доступ к высокоскоростной сети Интернет; телсмедицина и дистанционное образование; информационная корпоративная сеть сбора информации и создание базы данных учреждений государственной власти; электронная передача почтовых услуг и газетных полос; 1Р-телефония.
Трансляцию ТВ-вещания на территории Республики Саха (Якутия) отображает рис. 3.
Рис. 3. Охват телевизионными программами населения РС Я)
Рис. 2. Динамика роста пользователей и узлов Интернет Республики Саха (Якутия)
В настоящее время превращение сети Интернет в бизнес-среду, появление новых видов услуг, таких, как мультимедийная связь и интерактивное телевидение, определило необходимость скорейшего внедрения высокоскоростных сетей, ориентированных на массового потребителя. В Якутии услугой "Доступ в Интернет..." пользуется целый ряд крупных компаний, таких, как "Са-хателском", "Гелиос-ТВ", сеть "Столица", "Якутуголь", банк "Таагга" и др.
Телевидение, радиовещание и спутниковая распределительная сеть. К 2000 г. 80% технического парка телерадиовещания республики имели полный моральный и физический износ. Благодаря реализации республиканской целевой
Ведется работа по увеличению охвата населения республики эфирным радиовещанием в РМ-диапазонс, что позволит обеспечить максимальный охват населения программами республиканского радиовещания, в том числе, возможно, еще одной республиканской программой радио-
вешания социальной направленности в контексте воспитания молодежи и подрастающего поколения. В конце 2007 г. введено в эксплуатацию 266 радиовещательных передающих станций.
В перспективе планируется обеспечение прямых трансляций с различных мероприятий, в том числе со спортивных соревнований, увеличение репортажей с различных мероприятий. Предусматривается дальнейшая модернизация телевизионного и радиооборудования НВК "Саха" в целях улучшения качества передачи информации.
В условиях кардинальных изменений инфо-коммуникационного рынка акценты его развития смещаются из технологической сферы в сферу маркетинга. На территории республики, включая труднодоступные районы, уже предоставляются такие услуги, как телеобучение, телемедицина, видеоконференция, визуальный контроль за ситуацией на улицах, передача телеметрической информации. Все это позволяет сэкономить средства республиканского бюджета. Внедрение телемедицины даст возможность человеку, находящемуся в любой географической точке республики, вовремя получать квалифицированную консультацию и медицинскую помощь, снизит число бесполезных вылетов санитарной авиации. Недостаток же учебных пособий в сельских школах может быть компенсирован внедрением телеобучения.
С 2006 г. ОАО "Сахатслеком" принимает участие в реализации национального проекта "Образование" в части интернетизации школ. Работы по интернетизации школ предусматривают обеспечение всех 566 общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) высокоскоростным доступом во всемирную сеть Интернет. Из них на первом этапе широкополосным доступом в Интернет обеспечено 314 общеобразовательных учреждений республики.
Осуществлено подключение первой очереди бюджетных организаций к сети Интернет и организовано единое прохождение электронной почты. Создан общегородской сервер правовой информации, на котором размещается полный комплекс популярных информационно-право-
вых систем, полнотекстовая база данных норма-тивно-правовых документов, принимаемых на местном уровне. Разработан механизм осуществления централизованного контроля расходования средств местного бюджета на приобретение вычислительной техники, программных продуктов и ИТ-услуг и принято соответствующее распоряжение мэра.
При всех положительных моментах в развитии инфраструктуры инфокоммуникаций по объемам финансирования сферы информатизации из регионального бюджета в пересчете на душу населения Республика Саха (Якутия) находится на 27 месте с показателем 37 руб. на человека (данные 2005 г.)'. Интенсификация информационного обмена в Республике Саха (Якутия), необходимость приведения системы телекоммуникаций к мировым стандартам, внедрение новых информационных технологий привели к пониманию необходимости значительных инвестиций в отрасль связь. Таким образом, развитие рыночной инфраструктуры с широким использованием новейших инфокоммуникационных технологий обеспечит переход сети связи на качественно новый уровень, будет способствовать полному удовлетворению потребности пользователей всеми современными видами услуг связи высокой надежности и качества, обеспечит возможность создания так называемых рабочих мест не только на предприятиях, но и "на дому". Информатизация будет способствовать улучшению качества жизни в условиях Крайнего Севера, быстрому развитию инфраструктуры и всех производственных отраслей северного региона и сделает отрасль связи конкурентоспособной на рынке услуг, а Крайний Север и арктическую зону — привлекательными для инвесторов [Роль транспорта..., 2004].
ЛИТЕРАТУРА
Ершова Е.Л. Роль транспорта информации в развитии северного региона// Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока, №1. Новосибирск. 2004. - 205 с. у
'При этом средний показатель затрат па информатизацию в г. Москве составляет 450 руб., в Ямало-Ненецком АО — а в Татарстане и в Чувашии — по 47 руб.
350 руб.