УДК 553.98
СОСТОЯНИЕ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ УГЛЕВОДОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.И.Варламов, А.П.Афанасенков, М.И.Лоджевская, В.И.Петерсилье, Б.А.Соловьев (ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт")
Авторы статьи рассмотрели состояние сырьевой базы нефти и газа Российской Федерации, воспроизводство запасов и прогноз добычи нефти и газа на 2012-2020 гг., а также направления реализации стратегии воспроизводства сырьевой базы. Сделан вывод о необходимости укрепления минерально-сырьевого комплекса и предложены конкретные меры.
Ключевые слова: минерально-сырьевая база; воспроизводство УВ-сырья.
Руководством Российской Федерации в последние годы принимаются важные решения, направленные на создание многоотраслевой отечественной экономики, опирающейся на современные технологии, научные достижения и разработки, предполагающие модернизацию всего экономического пространства [1].
Между тем основой поступления денежных средств (в том числе валютных) в федеральный бюджет является минерально-сырьевой комплекс и в первую очередь такие полезные ископаемые, как нефть и газ. Более того, и в дальнейшем в соответствии с "Энергетической стратегией России до 2030 года" добыча УВ-сырья должна только расти (рис. 1).
1. СЫРЬЕВАЯ БАЗА ЗАПАСОВ НЕФТИ И ГАЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Залогом наращивания объемов добычи является сырьевая база, включающая распределенный нефтедобывающими компаниями фонд месторождений и нераспределенный фонд, которым владеет государство.
На рис. 2 показана динамика распределенного фонда недр, отражающая число месторождений разного ранга и этапность их передачи компаниям для недропользования.
Уже к 2000 г. в распределенном фонде недр находилось более 1700 месторождений, в том числе 9 уникальных с запасами более 300 млн т, 65 крупных и 171 среднее.
К 2010 г. практически все крупные и гигантские месторождения были распределены и в распределенном фонде недр осталось лишь 5 крупных месторождений, превышающих по запасам категорий С1 и С2 60 млн т, и 13 средних с запасами от 15 до 60 млн т (рис. 3). При этом необходимо отметить, что из 555 месторождений нераспределенного фон-
Рис. 1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОБЫЧИ ЖИДКИХ УВ И ГАЗА ДО 2020 г. В РАМКАХ "ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ ДО 2030 года"
Добыча: фактическая: 1 - нефти + конденсата, млн т, 2 -свободного газа, млрд м3; прогнозная: 3 - нефти + конденсата (2011-2020 гг.), 4 - газа (2011-2020 гг.); 5 -нефти по "Генеральной схеме развития нефтедобывающих отраслей до 2020 года"
Рис. 2. ЧИСЛО МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ В РАСПРЕДЕЛЕННОМ ФОНДЕ НЕДР ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.1993, 01.01.2000 и 01.01.2010 гг. ПО РОССИИ
да 450 имеют запасы менее 3 млн т, а 370 — менее 1 млн т.
Учитывая, что запасов распределенного фонда недр при нынешних объемах добычи хватит лишь на 25 лет, можно сделать вывод о том, что при таком состоянии сырьевой базы весьма трудно будет уже через 5 лет сохранить сегодняшний уровень добычи, а об увеличении объемов добычи можно будет говорить, только предприняв кардинальные меры, направленные на открытие новых крупных и средних месторождений.
Состояние минерально-сырьевой базы газа и нефти Российской Федерации на 01.01.2010 г. выглядит следующим образом (табл. 1, 2).
Для понимания ситуации и разработки эффективных мер, которые позволят обеспечить необходимое воспроизводство УВ-сырья, рассмотрим ключевые моменты государственной политики в области геологии и недропользования.
1. Государственное геологическое изучение недр охватывает только региональную стадию геолого-разведочных работ, в связи с чем Федеральное агентство по недропользованию может отвечать только за ресурсную составляющую, а не за воспроизводство минерально-сырьевой базы в целом.
2. Поисковая стадия геологоразведочных работ в области нефтегазовой геологии полностью отнесена к компетенции недропользователей [5]. Однако в то же время недропользователи не имеют никаких обязательств перед государством за прирост запасов.
3. Управление фондом недр, осуществляемое Роснедрами через систему лицензирования, направлено как на обеспечение рациональной разведки месторождений и эффективную добычу полезных ископаемых, так и обеспечение вложений денежных средств компаний-недропользователей в поиски месторождений. При этом успешность проведения аукционов существенно
Рис. 3. ЧИСЛО МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ В НЕРАСПРЕДЕЛЕННОМ ФОНДЕ НЕДР ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.1993, 01.01.2000 и 01.01.2010 гг. ПО РОССИИ
2000 1SOO 'I 1600 | 1400 | 1200 Sj ЮОО 1 800 5 600 ^ 400 200 0 Запасы, млн т
0-0,1 0.1-0,3 0.3-1,0 1,0-3,0 3,0-10,0 10,0-15,0 15,0-60,0 ¡0,0-300.0 >300,0 Всего
■ 1993 141 165 322 361 353 93 163 84 12 1719
■ 2000 124 103 135 63 ЕЗ 19 13 8 0 548
■ 2010 136 106 125 60 61 19 20 6 0 555
Таблица 1
Состояние минерально-сырьевой базы газа Российской Федерации на 01.01.2010 г.
Потенциальные Перспективные Прогнозные
ресурсы (Сэ) (Д1+Д2)
Объем, трлн м3 31,3 131,5
Изменение по отношению -1,6 1,1
к ресурсам на 01.01.2009 г., трлн м3
Доля распределенного фонда, % 55,5 Нет данных
Запасы Разведанные Предварительно
(А+В+С1) оцененные (С2)
Объем, трлн м3 48,2 19,8
Изменение по отношению 0,06 -0,07
к запасам на 01.01.2009 г., трлн м3
Доля распределенного фонда, % 91,8 82,9
Таблица 2
Состояние минерально-сырьевой базы нефти и конденсата Российской Федерации на 01.01.2010 г.
Потенциальные ресурсы Перспективные (Сэ) Прогнозные (Д1+Д2)
Нефть
Объем, млрд т 12,20 44,26
Изменение по отношению к ресурсам на 01.01.2009 г., млрд т 0,17 -1,48
Доля распределенного фонда, % 59,10 Нет данных
Конденсат
Объем, млрд т 2,01 8,40
Изменение по отношению к ресурсам на 01.01.2009 г., млн т -0,34 0,30
Запасы Разведанные (А+В+С1) Предварительно оцененные (С2)
Нефть*
Изменение по отношению к запасам на 01.01.2009 г., млн т 139,2 692,0
Доля распределенного фонда, % 93,5 82,9
Конденсат
Объем, млн т 1990,5 1530,0
Изменение по отношению к запасам на 01.01.2009 г., млн т -0,5 24,0
Доля распределенного фонда, % 95,1 89,5
* 10,2 млрд т — по данным [6].
Рис. 4. ДОЛЯ СОСТОЯВШИХСЯ АУКЦИОНОВ ПО УВ-СЫРЬЮ, % ОБЪЯВЛЕННЫХ
упала. Так, по данным Роснедр в 2010 г. только 18 % предложенных участков были распределены недропользователям (рис. 4).
4. Объемы необходимого прироста запасов различных видов полезных ископаемых, а также необходимые ассигнования отражены в "Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" [2].
Следует отметить, что ни объемы финансирования из федерального бюджета, ни средства компаний-недропользователей в последние годы не соответствуют программным показателям и фактически значительно ниже, что уже на современном этапе привело к существенному недопроизводству по многим стратегическим видам полезных ископаемых, в том числе и по нефти.
2. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗАПАСОВ НЕФТИ И ГАЗА НА 2012-2020 гг.
Рассмотрим процесс воспроизводства запасов нефти и газа и современные тенденции. Как неоднократно отмечалось в отчетах руководителей МПР России и Роснедра, в 2005 г. была переломлена негативная тенденция отставания темпов прироста запасов УВ-сырья от добываемых объемов нефти и газа (рис. 5), что является безусловным успехом деятельности Рос-недра [3, 4].
С 1990 по 1993 г. прирост запасов сократился почти в 4 раза. Именно в это время произошла коренная ломка всей системы геологического изучения недр, что и привело к существенному сокращению прироста запасов.
В связи с этим логично предположить, что потенциал нефтегазоносных толщ российских территорий далеко не исчерпан и при восстановлении эффективной системы
Рис. 5. ДИНАМИКА ДОБЫЧИ И ПРИРОСТА ЗАПАСОВ УВ В РОССИИ С 1980 ПО 2009 г.
геологического изучения и опоис-кования недр можно рассчитывать на показатели прироста запасов УВ, близкие к таковым 80-х и начала 90-х гг. прошлого столетия.
Важно указать, что в течение последних 5 лет за счет геологоразведочных работ приращивается от 500 до 600 млн т нефти (рис. 6), в то время как в доперестроечное время прирост запасов колебался в пределах от 700 млн т до 1,5 млрд т в год. Аналогичная закономерность устанавливается для газа — современные 600-700 млрд м3 — против 1,50-2,25 трлн м3 в доперестроечное время (рис. 7).
Отметим также, что от 60,85 до 15,40 % общего объема прироста запасов за счет геолого-разведочных работ приходится на новые залежи открытых ранее месторождений, тогда как на вновь открываемые месторождения приходится всего от 15 до 35 % (рис. 8).
При этом следует отметить, что большинство вновь открываемых месторождений мелкие и поэтому низкорентабельные. Из 472 месторождений, открытых за последнее 10-летие, 397 имеют запасы менее 5 млн т, а 298 — менее 1 млн т (рис. 9).
При такой неблагоприятной динамике воспроизводства УВ уйти от полного истощения сырьевой базы УВ к 2025-2030 гг. невозможно.
3. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГНОЗА
ДОБЫЧИ НЕФТИ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012-2020 гг.
Авторы статьи проанализировали тенденции, отражающие процесс добычи нефти за последние годы, сопоставили фактические данные с данными проектных документов на разработку месторождений всех недропользователей. На основе этого анализа был выполнен прогноз добычи до 2020 г. в сравнении с уровнями добычи по проектным документам на разработку месторождений. При этом прогно-
1 - прирост; 2 - годовая добыча
Рис. 6. ПРИРОСТЫ ЗАПАСОВ НЕФТИ КАТЕГОРИЙ А+В+С1 ЗА СЧЕТ РАЗВЕДКИ (1), ПЕРЕОЦЕНКИ (2) И СПИСАНИЯ (3) ПО РОССИИ
■ 1 ■ 4 i ■ ь
1 1 1 1 »
l.l I T, 1 ■ 1..
II Й lllii'li llllllll 1111
о м m it m « N1 CO ОЭ CO CO CO CO CO CO CT> (Ji CD CT) CT) О 9) Г с TioiffioiCfiatflia »Oi-tNCOTiniO етооооооо OiOOOOOOO »-rMf\r4(N(NCN(N CO CT> ООО ООО (N (N CN
Годы
Рис. 7. ПРИРОСТЫ ЗАПАСОВ ГАЗА КАТЕГОРИЙ А+В+С1 ЗА СЧЕТ РАЗВЕДКИ (1), ПЕРЕОЦЕНКИ (2) И СПИСАНИЯ (3) ПО РОССИИ
Рис. 8. ДИНАМИКА ПРИРОСТА ЗАПАСОВ НЕФТИ ЗА СЧЕТ РАЗВЕДКИ
(2005-2009 гг.)
1 - новые залежи; 2 - новые месторождения
Рис. 9. ЧИСЛО МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ В НЕРАСПРЕДЕЛЕННОМ ФОНДЕ НЕДР ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.2006 и 01.01.2010 гг. (А+В+С1+С2) ПО РОССИИ
Рис. 10. ДОБЫЧА НЕФТИ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001-2010 гг. И ПРОГНОЗ ДО 2020 г.
Запасы категорий: 1 - А+В+С1 (распределенный фонд недр), 2- А+В+С1 (распределенный и нераспределенный фонды недр), 3 - А+В+С1+С2 (распределенный и нераспределенный фонды недр)
зировалась только добыча нефти без учета газового конденсата, который основывался на запасах нефти, учтенных государственным балансом по категориям А+В+С1.
По годовой и накопленной добыче нефти, накопленным отборам от начальных извлекаемых запасов (НИЗ), годовым темпам отбора от НИЗ, годовым темпам отбора от текущих (остаточных) извлекаемых запасов по всем нефтяным и газонефтяным месторождениям Российской Федерации использовались фактические данные за 2000-2010 гг.
Прогноз добычи нефти по Российской Федерации до 2020 г. выполнен в следующих вариантах:
добыча из запасов категорий А+В+С1 (распределенный фонд) — минимальный базовый вариант с сохранением темпов отбора нефти по каждому месторождению и мероприятий по увеличению добычи;
добыча из запасов категорий А+В+С1 (распределенный фонд и нераспределенный фонд) — тот же вариант, что и предыдущий, но с вовлечением запасов категорий А+В+С1 из нераспределенного фонда в течении 3 лет и вводом этих запасов в разработку в течении 5 лет;
добыча из запасов категорий А+В+С1+С2 (распределенный и нераспределенный фонды) — тот же вариант что и предыдущий, но с вовлечением запасов категории С2.
Расчеты показали (рис. 10), что в ближайшие 5 лет в 2011-2015 гг. уровни добычи нефти по Российской Федерации стабилизируются в узком диапазоне — 492-502 млн т в год, что выше фактической добычи нефти в 2010 г. — 485 млн т.
В следующие 5 лет, 2016-2020 гг., произойдет неуклонное интенсивное падение уровней добычи до 2020 г. даже при условии лицензирования всех месторождений нераспределенного фонда, имеющих запасы категорий А+В+С1+С2.
Анализ динамики добычи нефти по Российской Федерации
В 2000-2010 гг. рост добычи нефти по Российской Федерации (с 312 в 2000 г. до 485 млн т в 2010 г.) обеспечивался за счет широкомасштабного применения высокоэффективных технологий повышения нефтеотдачи пластов, таких как гидравлический разрыв пласта (ГРП), бурение боковых стволов, потокоотклоняющие технологии.
Применение данных технологий дает по сравнению с бурением новых добывающих скважин мгновенный эффект (увеличение уровней добычи нефти), но не обеспечивает вовлечение новых геологических запасов нефти в разработку, так как осуществляется на фонде ранее пробуренных добывающих скважин.
Это послужило одной из основных причин, что за этот период не вводилось ежегодно большое число новых добывающих скважин, предусмотренное проектными документами на разработку нефтяных месторождений.
В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федерации подошла к черте, за которой уже невозможно обеспечить существенную прибавку к текущей добыче нефти за счет новых методов интенсификации и повышения нефтеотдачи пластов из-за исчерпанности запасов нефти на участках их применения. К тому же сформировавшийся за 10-летие дефицит непробуренных новых добывающих скважин, учтенных в проектных документах, невозможно ликвидировать в одночасье.
В свою очередь, бурение новых добывающих скважин, остро необходимое для компенсации падения уровней добычи нефти, требует многократного увеличения капиталовложений в разбуривание не
вовлеченных в разработку участков старых месторождений и ввода в разработку новых.
Дополнительной значимой причиной падения уровней добычи нефти по Российской Федерации является следующее. Разбуривание нефтяных месторождений добывающими скважинами как правило осуществляется от участков с большими нефтенасыщенными толщинами и лучшими коллекторскими свойствами к участкам с меньшими нефте-насыщенными толщинами и худшими коллекторскими свойствами. Именно по этой причине такие участки остаются неразбуренными. Дебиты новых добывающих скважин по нефти на этих участках от года к году будут неуклонно снижаться, что приведет к падению уровней добычи нефти.
Таким образом, основными причинами прогнозного падения уровней добычи нефти по Российской Федерации в 2016-2020 гг. являются следующие:
истощение запасов нефти за счет их выработки, которая увеличивается с 59 в 2011 г. до 72 % в 2020 г.;
высокая сравнительная база уровней добычи нефти по Российской Федерации в 2007-2010 гг., обеспеченных за счет широкомасштабного применения высокоэффективных технологий повышения нефтеотдачи пластов, таких как гидравлический разрыв пласта, бурение боковых стволов, потоко-отклоняющие технологии, которые по сравнению с бурением новых добывающих скважин дают мгновенный эффект (увеличение уровней добычи нефти), но не обеспечивают вовлечение новых извлекаемых геологических запасов нефти в разработку, так как осуществляются на фонде ранее пробуренных добывающих скважин;
на введенных в разработку нефтяных месторождениях не-разбуренными остаются участки с меньшими нефтенасыщенными
толщинами и худшими коллектор-скими свойствами и, следовательно, дебиты новых добывающих скважин по нефти от года к году будут неуклонно снижаться, что приведет к падению уровней добычи нефти.
Для стабилизации уровней добычи нефти по Российской Федерации в объемах 480-500 млн т в год необходимо вводить в разработку новые, пока не открытые месторождения, резко увеличить объемы геологических запасов нефти категорий А+В+С1.
4. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ УВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1. Предпринятые меры
В 2011 г. Правительством Российской Федерации намечены меры по кардинальному улучшению работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. В мае 2011 г. Министерством природных ресурсов и экологии совместно с Роснед-рами завершена подготовка государственной подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы, геологическое изучение недр", которая является важнейшей составной частью государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
Сфера реализации подпрограммы охватывает все основные направления деятельности по региональному геологическому изучению недр, воспроизводству минерально-сырьевой базы и комплексному изучению и рациональному использованию минерально-сырьевых ресурсов.
В настоящий момент программа на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
4.2. Планируемые объемы финансирования
Проектом подпрограммы на 2012-2020 гг. предусмотрено ее ресурсное обеспечение из средств федерального бюджета в объеме более 386,8 млрд р., или около 43 млрд р. ежегодно (табл. 3).
Для сравнения отметим, что в 2011 г. на соответствующие цели выделено 20,044 млрд р. Кроме бюджетного финансирования, подпрограммой предусмотрено выполнение основного объема поисково-оценочных и разведочных работ за счет внебюджетных источников. Ежегодно на эти цели планируется привлекать более 323 млрд р. (рас-
четная величина). На цели, связанные с воспроизводством ресурсной базы общераспространенных полезных ископаемых, планируется направлять из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации около 500 млн р. ежегодно.
Общий расчетный объем финансирования подпрограммы за счет всех источников должен составить (в ценах 2011 г.) около 370 млрд р. ежегодно, или около 3300 млрд р. за 2012-2020 гг.
Затраты на реализацию программных мероприятий по УВ-сырью (2012-2020 гг.) по федеральным округам выглядят следующим образом (рис. 11).
4.3. Основные направления работ
Около 97 % финансового обеспечения подпрограммы предусматривается направить на работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы России. Российская Федерация располагает одной из крупнейших в мире минерально-сырьевой базой, уверенно занимает лидирующие позиции по ряду важных направлений в энергетическом и горно-промышленном секторах экономики (табл. 4).
Минерально-сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом промышленного сектора России, донором российской
Оценка расходов
Виды работ Источник финансирования тыс. р. %
в среднем по году 2012-2020 гг. 2012-2020 гг.
Общегеологического и специаль- Всего 8 822 107 79 398 964 2,43
ного назначения, мониторинг состояния недр, информационное обеспечение Федеральный бюджет Недропользователи 8 822 107 0 79 398 964 0 2,43
Воспроизводство минерально- Всего 302 437 643 2 721 938 788 88,35
сырьевой базы УВ-сырья Федеральный бюджет 18 709 865 168 388 788 5,16
Недропользователи 283 727 778 2 553 550 000 78,2
Воспроизводство минерально- Всего 49 204 879 442 843 907 13,56
сырьевой базы ТПИ Федеральный бюджет 11 615 001 104 535 007 3,2
Недропользователи 37 589 878 338 308 900 10,36
Воспроизводство минерально- Всего 1 531 505 13 783 547 0,42
сырьевой базы подземных вод Федеральный бюджет 753 727 6 783 547 0,21
Недропользователи 777 778 7 000 000 0,21
Прочие работы Всего 825 332 7 427 985 0,23
Федеральный бюджет 825 332 7 427 985 0,23
Недропользователи 0 0
Всего по подпрограмме Всего 362 821 465 3 265 393 191 100
Федеральный бюджет 40 726 032 366 534 291 11,23
Недропользователи 322 095 433 2 898 858 900 88,77
Таблица 3
Финансовое обеспечение подпрограммы "Геологическое изучение недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы"
Рис. 11. ЗАТРАТЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВ-СЫРЬЮ (2012-2020 гг.)
ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ, млрд р.
■ t о» щцши
Ш 7 О В [Ж] 9 Ш 10
1 - континентальный шельф РФ; федеральные округа: 2 - Северо-Западный, 3 -Приволжский, 4 - Южный, 5 -Северо-Кавказский, 6-Уральский, 7-Сибирский, 8-Дальневосточный; источники финансирования: 9 - федеральный бюджет, 10-не-дропользователей
экономики, обеспечивающим 30 % ее внутреннего валового продукта и около 80 % валютных поступлений, развитие и переход на новый технологический уклад.
Среди стран, имеющих запасы и добывающих УВ, Россия в 2009 г. занимала одно из лидирующих мест по нефти: 1-е — по добыче и 7-е — по запасам (табл. 5).
По газу в 2010 г. Россия занимала 2-е место по добыче и 1-е место по запасам (табл. 6).
Подпрограммой предусмотрено финансирование около 90 % суммарного объема геолого-разведочных работ за счет средств
недропользователей. Средства федерального бюджета будут направляться на работы общегеологического и специального назначения, мониторинг состояния недр, продолжение зонально-региональных работ, а также на подготовку и опоискование крупных перспективных объектов, имеющих принципиальное значение для формирования новых центров экономического роста. В части УВ-сырья это касается прежде всего Восточной Сибири и Дальнего Востока, арктического побережья России и ее континентального шельфа.
4.4. Основные направления работ
Подпрограммой предусматривается реализация двух важнейших мероприятий за счет средств федерального бюджета:
оценка нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в слабоизученных отдаленных районах страны;
выявление новых зон нефтега-зонакопления и нефтегазоносных горизонтов в изученных добывающих регионах.
В традиционных регионах нефтедобычи (Западная Сибирь, Волго-
Таблица 4
Урал, Северный Кавказ) финансирование геолого-разведочных работ, преимущественно за счет средств недропользователей, прогнозируется на уровнях, необходимых для поддержания существующей добычи нефти и газа.
ВЫВОДЫ
1. Сложившаяся практика недропользования в части геолого-разведочных работ привела к существенной потере качества ресурсной базы УВ-сырья. Большинство вновь открываемых месторождений являются мелкими и отсюда — низкорентабельными. Из 472 месторождений, открытых за последнее 10-летие, 397 имеют запасы менее 5 млн т каждое, а 298 — запасы менее 1 млн т. При этом на вновь открываемые месторождения приходится всего от 15 до 40 % общего прироста запасов; остальной прирост относится к ранее открытым месторождениям.
2. Нефтяная промышленность Российской Федерации подошла в настоящее время к черте, за которой уже не только невозможно обеспечить существенную прибавку к текущей добыче нефти за счет новых методов интенсификации и по-
Таблица 5
Страны с крупнейшими запасами нефти [6]
Номер Страна Запасы, млрд т Процент мировых запасов Добыча, млн т/год Процент мировой добычи На сколько лет хватит
1 2 3 4 5 6 7
1 Саудовская Аравия 36,3 19,80 483 571,42 12,00 74,6
2 Венесуэла 24,8 12,90 121 328,48 3,30 > 100
3 Иран 18,9 10,30 209 897,78 5,30 89,4
4 Ирак 15,5 8,60 123 568,85 3,20 > 100
5 Кувейт 14,0 7,60 123 519,07 3,20 > 100
6 ОАЭ 13,0 7,30 129 393,81 3,30 > 100
7 Россия 10,2 5,60 499 453,15 12,90 20,3
Окончание табл. 5
1 2 3 4 5 6 7
8 Ливия 5,8 3,30 82 246,47 2,00 73,4
9 Казахстан 5,3 3,00 83 740,05 2,00 64,9
10 Канада 5,2 2,50 159 912,63 4,10 28,3
11 Нигерия 5,0 2,80 102 608,95 2,60 49,5
12 США 3,4 2,10 358 260,06 8,50 10,8
13 Катар 2,8 2,00 66 962,17 1,50 54,7
14 Китай 2,0 1,10 188 688,94 4,90 10,7
15 Бразилия 1,8 1,00 101 015,79 2,60 17,4
16 Ангола 1,8 1,00 88 818,22 2,30 20,7
17 Мексика 1,6 0,90 148 312,49 3,90 10,8
18 Алжир 1,5 0,90 90 162,45 2,00 18,5
19 Азербайджан 1,0 0,50 51 428,94 1,30 18,6
Остальные страны 11,8 7,00 767 401,40 19,10 < 20
Весь мир 181,7 100,00 3 980 291,13 100,00 45,7
Таблица 6
Страны с крупнейшими запасами газа [6]
Номер Страна Запасы, трлн м3 Процент мировых запасов Добыча, млрд м3/год Процент мировой добычи На сколько лет хватит
1 2 3 4 5 6 7
1 Россия 44,38 23,70 527,50 17,60 84,1
2 Иран 29,61 15,80 131,20 4,40 > 100
3 Катар 25,37 13,50 89,30 3,00 > 100
4 Туркменистан 8,10 4,30 36,40 1,20 > 100
5 Саудовская Аравия 7,92 4,20 77,50 2,60 > 100
6 США 6,93 3,70 593,40 20,10 11,7
7 ОАЭ 6,43 3,40 48,80 1,60 > 100
8 Венесуэла 5,67 3,00 27,90 0,90 > 100
9 Нигерия 5,25 2,80 24,90 0,80 > 100
10 Алжир 4,50 2,40 81,40 2,70 55,3
11 Индонезия 3,18 1,70 71,90 2,40 44,3
12 Ирак 3,17 1,70 > 100
13 Австралия 3,08 1,60 42,30 1,40 72,7
14 Китай 2,46 1,30 85,20 2,80 28,8
15 Малайзия 2,38 1,30 37,90 1,30 38,0
16 Египет 2,19 1,20 62,70 2,10 34,9
17 Норвегия 2,05 1,10 24,80 0,80 19,8
18 Казахстан 1,82 1,00 32,20 1,10 56,6
19 Кувейт 1,78 1,00 12,50 0,40 > 100
Окончание табл. 6
1 2 3 4 5 6 7
20 Канада 1,75 0,90 161,40 5,40 10,9
21 Узбекистан 1,68 0,90 64,40 2,20 26,1
22 Ливия 1,54 0,80 15,30 0,50 > 100
23 Азербайджан 1,31 0,70 14,80 0,50 88,8
24 Индия 1,12 0,60 39,30 1,30 65,3
25 Нидерланды 1,09 0,60 62,70 2,10 28,4
Остальные страны 12,73 6,80 621,30 20,80
Весь мир 187,49 100,00 2 987,00 100,00 62,8
вышения нефтеотдачи пластов из-за исчерпанности запасов нефти на участках их применения, но и скоро невозможно будет удерживать уже достигнутые уровни добычи.
3. В составе Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» подготовлена подпрограмма «Минерально-сырьевые ресурсы, геологическое изучение недр», направленная на оценку нефтегазового ресурсного потенциала и его локализацию в слабоизученных отдаленных районах страны, а также выявление новых зон нефтегазонакопления и новых нефтегазоносных горизонтов в изученных добывающих регионах. Очень важно, чтобы правительство РФ обеспечило финансирование программы в полном объеме, не подвергая многократному секвестиро-ванию, как это было в предыдущие годы. Только тогда можно будет существенно повысить эффективность геолого-разведочных работ и обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы, в первую очередь нефти и газа, способствуя, таким образом, укреплению минерально-сырьевой базы страны.
Литература
1. Государственный доклад "О
состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2009 году".
2. Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья с изменениями и дополнениями в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 г. № ВЗ-П9-4722, протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 27 марта 2008 г. № 12. - М., 2008.
3. Итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2006 году и задачи на 2007 год. — Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию — М., 2007.
4. Ледовских A.A. Основные проблемы геологического изучения недр и прироста запасов углеводородного сырья Российской Федерации / А.А.Ледовских, П.В.Садовник, П.А.Хлебников и др. // Геология нефти и газа. — 2010. — № 5.
5. Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года. — Министерство при-
родных ресурсов и экологии Российской Федерации. — М., 2010.
6. BP "Statistical review of
world energy 2010.
© А.И.Варламов, А.П.Афанасенков, М.И.Лоджевская, В.И.Петерсилье, Б.А.Соловьев, 2012
Алексей Иванович Варламов, генеральный директор, кандидат геолого-минералогических наук, [email protected];
Александр Петрович Афанасенков, первый заместитель генерального директора, [email protected]; Мануэла Исааковна Лоджевская, заведующая отделом, доктор геолого-минералогических наук, [email protected];
Виктор Иосифович Петерсилье, советник генерального директора, доктор геолого-минералогических наук, [email protected];
Борис Александрович Соловьев, заведующий отделением, доктор геолого-минералогических наук, [email protected].
THE STATE OF RAW RESOURCES BASE OF HYDROCARBONS OF RUSSIAN FEDERATION AND PROPOSALS FOR PROVIDING MINERAL-RESOURCE BASE SAFETY
Varlamov A.I., Afanasenkov AP, Lodzhevskaya MI., Petersilie V.I., Soloviev B.A. (FGUP "All-Russia Research Geological Oil Institute")
The authors of the present article have considered the state of oil and gas resource base of Russian Federation, reserve reproduction and prognosis of oil and gas production for 2012-2020 as well as some trends of realization of raw material reproduction strategy. It is done a conclusion concerning essential strengthening of mineral-resource base complex and some particular measures are suggested.
Key words: mineral-resource base; HC reproduction.