УДК 34 ББК 67
СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ПРАВОСОЗНАНИЯ
САМУР АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ,
старший преподаватель кафедры административного и финансового права Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИНРоссии), кандидат юридических наук E-mail: samur_@mail.ru; АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КУЧЕНЕВ, адъюнкт кафедры теории государства и права, международного и европейского права Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России) E-mail: KuAV64@mail.ru
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства,
история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается дефиниция правосознания, его многоагрегатность форм состояния, факторы и условия, влияющие на изменение этих форм. При выявленном основном свойстве статичности правового сознания устанавливается позитивная составляющая применения не резкой смены курса развития правовой жизни, а привнесение новых элементов, наиболее ассимиляционных к существующему устою вмещающих черты традиций и национального менталитета. Но проводимое реформирование общества, с использованием в некоторых случаях наспех подготовленных реформ (по западным образцам и без учета собственного исторического опыта), которые не находят опоры в сознании общества; размытые представления о праве; невмешательство (а точнее самоустранение) государства из многих сфер общественных отношений; отсутствие творческого воспитания своего собственного неповторимого правосознания может привести к декларативности существующей правовой системы.
Обращается внимание на высокую роль правоохранительной системы в состоянии общего правового сознания, отводя ей место справедливого механизма функционирования государства, отводится корректирующая роль в повышении уровня правосознания правовой психологии, применением формирования адекватной системы правового воспитания и образования, путем актуализации типологической самоидентификации русского правового сознания.
Ключевые слова: менталитет, правовая жизнь, право, правовая действительность, правовая реальность, правовая система, правосознание, сознание.
Abstract. We consider the definition of justice, it forms mnogoagregatnost status, factors and conditions affecting the variation of these forms. In identifying the basic properties of static legal consciousness set a positive component of the application is not a sharp change of course of legal life, and the introduction of new elements, most of assimilation to an existing host ustoyu features traditions and national mentality. But reforming the society conducted, using in some cases, hastily prepared reforms (by Western stan-
dards, and without taking into account their own historical experience), who did not find support in the consciousness of society;vague notions of law; interference (or rather self-elimination) of state from many areas of public relations; lack of creative education of their own unique sense of justice can lead to declarative existing legal system.
Attention is drawn to the important role of law enforcement in the state of the general legal consciousness, averting her place fair mechanism of functioning of the state, is given a corrective role in raising the level of legal awareness of legal psychology, the use of the formation of an adequate system of legal education and training, by updating the typological identity Russian legal consciousness.
Keywords: mentality, legal life, law, legal validity, legal reality, the legal system, legal consciousness.
Правовое сознание реализует идеологическую роль структуры правовой системы, являясь одним из составляющих ее компонентов и его влияние в этой системе достаточно велико. Как справедливо отмечает В.В. Сорокин, в правовой системе правосознание выполняет довольно значительную функциональную нагрузку (является интеллектуальной (духовной) основой правовой системы): преобразование потоков информации от правовой системы к субъекту правовой деятельности и обратно. Подобный информационный обмен осуществляется в сфере правосознания в юридических категориях, концепциях, правовых чувствах, с помощью которых люди оценивают правовую реальность. В силу непрекращающихся коммуникационных связей правосознание призвано отражать общую настроенность и состояние правового развития, служить интеллектуальной основой правовой системы1.
Проблемы формирования и развития правового сознания граждан особенно актуальны в свете формирования в России правового государства и гражданского общества. По мнению З.К. Букловой, одним из негативных факторов, мешающих формированию правового государства в России, является недооценка роли и значения правосознания, отношение к нему как вторичному фактору2.
О правовом сознании ведется речь во многих трудах именитых творцах науки, но если попытаться взять самые общие черты дефиниции правосознания, то думается ее, возможно, представить в виде некой совокупности эмоционально-чувственных переживаний, идей, воззрений, теорий, кото-рыеотражают отношение человека к правовой действительности.
В период реформирования общества, правосознание, являясь особым элементом правовой действительности, заслуживает отдельного внимания.
Необходимость его развития, поддержания и обеспечения высокого уровня обусловлена тем, что правовое сознание формирует и развивает правовые ценности и нормы, во многом обусловливает характер и качество других компонентов российской правовой системы. Независимое, высокоразвитое правосознание является основой и ключом к сохранению самобытности российской правовой системы, российского общества, что является особо важным в период так называемой западной экспансии.
В условиях глобализации крайне важно сохранить единое духовное пространство внутри страны в целях укрепления влияния России во всем мире и умения противостоять навязываемым извне ценностям. Процессы глобализации, оказывающие влияние на всю российскую правовую систему в целом, неизбежно накладывают определенный отпечаток и на правовое сознание. Одним из негативных моментов глобализации, оказывающих непосредственное влияние на правосознание, является то, что она так или иначе связана с нивелировкой и обезличиванием индивидуальности государств и рекультурализацией народов3.
С развитием глобализации происходит сближение не только законодательства, правоприменительной практики, но и моральных и нравственных устоев, традиций, правового сознания, в результате чего существенно возрастает угроза потери духовно-культурной идентичности. В системе правообразующих факторов особую роль имеет правосознание законодателей. Игнорирование ими национальных, исторических и социально-психологических основ общественного (а также правового) сознания явилось причиной принятия законов, которые вызывали социальные конфликты в обществе. Ярким примером игнорирования общественного сознания может служить законодатель-
ство о приватизации, новое жилищное и социальное законодательство и др.
Вследствие того, что в ходе реформбыли, по сути, проигнорированы нравственные и исторические традиции, страна несет крупномасштабные потери: распад единого духовного пространства, утрата консолидирующей идеи, попрание чувств национального достоинства, коммерциализация культуры, аморализм. Разрушена прежняя система ценностей, а новая не создана4.
Конвергенция правосознания и правореализа-ции достигает довольно высокого уровня. Как отмечает С.В. Поленина, эффективность реализации норм права в рамках конкретного государства во многом зависит от состояния существующего в том или ином обществе индивидуального и коллективного правосознания, а также от того, насколько интенсивно и в каком направлении оно подвергается ценностно-ориентационному воздействию5.
В то же время деятельность (не всегда добросовестная и качественная) правоохранительных и иных органов власти в сфере правотворчества и правореализации может снижать уровень правосознания личности и общества в целом. В период изменения курса общественного развития пессимистическая оценка правоохранительных органов, как регулятора возможностей права, на преодоление многочисленных нарушений закона образует превалирование в России умения договариваться, решать проблемы, минуя закон. Нежелание людей отстаивать свои права происходит от предсказуемой истины, что правда на стороне «сильных» или «богатых».
При реализации правосудия стоит отметить высокую воздействующуюроль правосознания и правовой культуры на формирование права, правоприменительной практики, а также на формирование общих представлений об осуществлении правосудия6. По мнению М.Ю. Крутикова, осознание возможности беспрепятственного доступа к правосудию в целях защиты прав и свобод, глубокая убежденность в неизбежности и гарантиро-ванности судебной защиты должны стать главным условием культурно-правового прогресса7.
Еще раз подчеркнем, что прослеживается тесная связь между уровнем правосознания и правосудием (как видом правореализационной деятель-
ности). Таким образом, в переходный период, особо важно уделять внимание правосознанию общества, так как от него во многом зависит эффективное развитие всей правовой системы.
Как отмечает Р. С. Байниязов, развитие права, фундаментальные изменения правовой культуры власти и населения, совершенствование правовой действительности возможны только в том случае, если соответствующая перестройка произойдет в самом правосознании, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Если этого нет, то любые правовые реформы и начинания не достигнут поставленной цели8. Следовательно, любые изменения в правовой жизни будут позитивными при условии, что соответствующие изменения произойдут и в правосознании. Однако изменение данного элемента может вызвать определенные сложности ввиду его особого характера.
Так, ряд авторов отмечают, что правосознанию, как никакому другому элементу правовой системы, присуще состояние относительной статичности, консервативности, самостоятельности по отношению к внешним явлениям, устойчивости и сопротивляемости, новым идеям и принципам9. Оно трудно поддается изменениям в короткие сроки и остается неизменным на протяжении значительных временных отрезков. Общество болезненно расстается со старыми традициями и стереотипами. При всех изменениях экономики, политики, права и других сфер жизни сохраняется некий отечественный тип правового мышления.
Переходное развитие правовой системы показывает, что изменения системы права и системы законодательства могут происходить в сравнительно короткие сроки, в то время как правовое сознание, приобретенное обществом в течение долгой жизни, не может подвергаться быстрым переменам. Тем не менее, в условиях переходного периода скорость негативных изменений в правосознании может увеличиваться в десятки раз.
Среди факторов, обусловливающих низкий уровень российского правосознания, в современный период называют: юридическую безграмотность, отсутствие правового опыта и навыков, правовой информированности; неуважение к праву, неприятие правовых ценностей (правовой нигилизм), одной из причин которого является внедрение в рос-
сийскую правовую систему правовых ценностей, не имеющих национальных корней.
Правосознание современного периода претерпевает определенные «встряски», связанные с изменениями в повседневной общественной и правовой жизни. Осмысление и формирование оценки к тому или иному событию или явлению в правовой жизни происходят уже после того, как они свершились.
О низком уровне правосознания в переходный период пишет С.В. Сорокин, характеризуя его как недостаточно развитое, не полностью сформировавшееся или «незрелое», отличающееся фрагментарностью, противоречивостью и радикаль-ностью10. Признак противоречивости российского правосознания отмечает Е.В. Скурко, который видит его особенность на современном этапе в двух противоположно направленных тенденциях: росте правового идеализма — с одной стороны, и правового нигилизма — с другой стороны11.
Правовой идеализм формируется под воздействием «устных» ценностей западной демократии. В то же время правовой нигилизм обусловлен воздействием объективных социально-экономических условий, как следствия экономической либерализации. М.Б. Смоленкий отмечает, что отличительными чертами правового нигилизма в России на современном этапе являются массовость, демонстративность, агрессивность, оппозиционность и др.12 Одной из негативных черт современного российского правосознания является юридическая безграмотность и наличие размытых представлений о праве, правовой сфере. Кроме того, по мнению многих ученых, одна из причин низкого уровня правосознания кроется в факторе «западной экспансии», в настойчивом и непродуманном внедрении образцов западной культуры и традиции в российскую правовую систему. Следует отметить, что данное влияние ощутила на себе не только Россия, но и правовые системы других стран мира (что говорит о глобализме явления).
В последнее время все более заметна тенденция откровенного навязывания миру западных идеологических и культурных ценностей, моделей поведения и представлений об окружающей действительности. Следует отметить, что во многом развитие
правовой культуры и правового сознания зависит от того, как они формируются, — сознательно, открыто, путем разработки и учета собственного (национального) исторического, государственного опыта или складываются и внедряются явочным порядком, без деклараций и обсуждений.
Как показывает практика, развитие идеологии России шло по второму пути, и потому отличается противоречивостью, радикальностью и парадоксальностью. Л.А. Морозова отмечает, что в настоящее время идет процесс интенсивного насаждения, внедрения в жизнь российского государства институтов, категорий, ценностей, законов западного образца жизни, которые, может быть, хороши с точки зрения западной цивилизации, но совершенно не соответствуют менталитету россиян. Любые реформы обречены на провал, если они не опираются на традиции российского общества13. В правовом сознании должна сохраняться традиция права конкретного общества. Для России эта многовековая традиция заключается в идеале справедливости, приоритете общесоциальных интересов, в коллективизме, в уважении к государству и др.
Из всего вышесказанного следует отметить, что приоритетным направлением в развитии российского правосознания должна стать актуализация творческого воспитания своего собственного, неповторимого правосознания, имеющего прочные корни и традиции.
Уникальность и самобытность российского правового сознания призвана отражать такая категория, как правовой менталитет. Правовой менталитет — это совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и переживать, испытывать различные эмоциональные состояния по поводу правовых отношений, это устойчивая настроенность мотивации и ценностных ориентаций человека, сплачивающая его в социальные группы и исторические общности, следующие единым правовым нормам14. Чтобы отразить уникальность и неизменность отечественного правового сознания, а вместе с ним и уникальность российской правовой системы, Т. В. Синюкова оперирует категорией правовой ментальности, под которой понимает умственный и духовный строй народа, его духовную
инварианту. Через ментальность правовая теория выходит за пределы чисто государственно-законодательной трактовки правового сознания в более глубокую область вне позитивных правовых феноменов (подсознание, надсознание, символы, архетипы, образы права и т. д.).
Методологический статус категории правовой ментальности заключается в том, что она выступает средством типологической идентификации отечественного права15. Р. С. Байниязов определяет правовой менталитет как глубинный уровень правосознания, выраженный в структурированной единой и целостной общности правовых представлений, стереотипов, привычек, реакций и др., в характере и способе юридического восприятия. По мнению автора, в способности понять специфику правового менталитета России заложены основы успешного правотворчества, результативной деятельности субъекта права16.
Таким образом, право и законы не могут развиваться в очень быстром темпе, они должны быть согласованы с менталитетом населения. Проходящие в стране реформы и перемены редко удовлетворяют подлинные интересы граждан и находят опору в их правосознании, так как не согласованы с традициями, стереотипами, историческими и географическими факторами. Именно традиционализм, генетическая фундаментальность встают сегодня на пути амбициозных проектов преобразований, становясь правопрепятсвующим фактором для новых радикальных правовых проектов. В результате несовпадения интересов реформаторов и правосознания граждан российская правовая система становится все более декларативной, неустойчивой. Требуется изучение собственных, социально-культурных, исторических и специальных юридических основ российской правовой си-
17
стемы.
Таким образом, еще раз отметим, что реформирование общества требует учитывать традиции, развивать их, а не разрушать. Правосознание как духовный элемент правовой системы обладает такими общими чертами, как консервативность, статичность, тесная взаимосвязь с другими элементами правовой системы, отражательный и воздействующий характер и др. В период глобализации, в переходное время, российское правосознание отличается следую-
щими специфическими чертами: фрагментарность, противоречивость, радикальность, преобладание в массах правового нигилизма.
Основными причинами далеко не позитивного состояния правосознания являются наспех проводимые реформы (по западным образцам и без учета собственного исторического опыта), которые не находят опоры в сознании общества; размытые представления о праве; невмешательство (а точнее, самоустранение) государства из многих сфер общественных отношений; отсутствие творческого воспитания своего собственного неповторимого правосознания.
Реформирование общества требует учитывать правовой менталитет (детерминированный историческими и географическими факторами) российского общества. Изменения вектора правовой реальности должно проводиться структурами власти на основании отраженной справедливости в сознании общества. Наличие справедливого начала в идеи, есть мотив выбораименно этого поступка18. В противном случае правовая система может стать декларативной.
В современный период особого укрепления требует такой уровень правосознания, как правовая психология, что актуально в связи с неоспоримым фактом применения технологий манипулирования общественным сознанием с целью попытки внедрения в массы идеологии глобализации. Избежать негативного влияния глобализации на правовую систему и правосознание можно путем формирования адекватной системы правового воспитания и образования, а такжеактуализации типологической самоидентификации русского правового сознания.
Литература
1. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 14.
2. Байниязов Р.С. Структура и функции правосознания: Учеб. пособ. Саратов, 2006. С. 3.
3. Богатырев Е.В. Правосознание и правосудие: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика. 2009. № 7 (115). С. 1562.
4. Буклова З.К. Исторические этапы развития (становления) российского правосознания и его
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
особенности // Право и политика. 2009. № 7 (115).
С. 1530.
5. Долгова А.И. Криминология: учебник для вузов. Москва, 2001. С. 558.
6. КрутиковМ.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в современной России // Современное право. 2007. № 6. С. 92—96.
7. Морозова Л.А. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2. С. 16.
8. Поленина С.В. Проблема национально-культурной идентичности в свете взаимодействия правовых систем современности // Государство и право. 2008. № 1. С. 37.
9. Поленина С.В., Скурко Е.В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика: Учеб. пособ. М., 2006. С. 491.
10. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права: монография / Под. ред. Н.Н. Во-пленко. Волгоград, 2009. С. 265.
11. Скурко Е.В. Правосознание граждан и должностных лиц РФ в условиях глобализации // Правовая система России в условиях глобализации. Сборник материалов круглого стола / Под ред. Н.П. Колдаева, Е.Г. Лукьянова. М., 2005. С. 137.
12. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 2010. С. 28.
13. Синюкова Т В. О российской правовой доктрине // Российская правовая система: вопросы теории и практики: межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2007. С. 7.
14. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 79—80.
15. Сорокин С.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 59—61.
16. Усенко О.Г. К определению понятия «мен-
талитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Вып. 3. М., 1999. С. 36.
17. Юнусов С.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории: Дисс... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. С. 53.
1 См.: Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 59.
2 См.: Буклова З.К. Исторические этапы развития (становления) российского правосознания и его особенности // Право и политика. 2009. № 7 (115). С. 1530.
3 См.: Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика / Под ред. С.В. По-лениной, Е.В.Скурко. М., 2006. С. 491.
4 Там же. С. 497.
5 См.: Поленина С.В. Проблема национально-культурной идентичности в свете взаимодействия правовых систем современности // Государство и право. 2008. № 1. С. 37.
6 См.: Богатырев Е.В. Правосознание и правосудие: взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика. 2009. № 7 (115). С. 15—62.
7 См.: Крутиков М. Ю. Проблемы функционирования судебной системы в современной России // Современное право. 2007. № 6. С. 92—96.
8 См.: Байниязов Р.С. Структура и функции правосознания: Учеб. пособ. Саратов, 2006. С. 3.
9 См.: Синюкова Т.В. О российской правовой доктрине // Российская правовая система: вопросы теории и практики: Межвуз. Сб. науч. трудов. Саратов, 2007. С. 7.
10 См.: Сорокин С.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 60.
11 См.: Скурко Е.В. Правосознание граждан и должностных лиц РФ в условиях глобализации // Правовая система России в условиях глобализации: Сб. мат-лов круглого стола / Под ред. Н.П. Колдаева, Е.Г. Лукьянова. М., 2005. С. 137.
12 См.: Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 79—80.
13 См.: Морозова Л.А. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2. С. 16.
14 См.: Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Вып. 3. М., 1999. С. 36.
15 См.: Синюкова Т.В. О российской правовой доктрине // Российская правовая система: вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов, 2007. С. 7.
16 См.: Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 14.
17 См.: Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 2010. С. 28.
18 Юнусов С.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории: Дис... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. С. 81.